Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc

Мировая экономика

Тема: Международная экономическая интеграция

1. Содержание и формы международной экономической интеграции

2. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

3. Отношения ЕС и России


1. Содержание и формы международной экономической интеграции


Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами и т.д.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами.

Другая форма – таможенный союз –предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной единицей является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Факторы, определяющие интеграционные процессы.

  • глобализация хозяйственной жизни;

  • углубление международного разделения труда;

  • общемировая научно-техническая революция;

  • повышение открытости национальных экономик

Характерными чертами открытой экономики являются:

  • глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных связей;

  • ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

  • конвертируемость национальных валют


2. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. Ведущая интеграционная группировка стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. Трех организаций:

  • Европейского объединения угля и стали(ЕОУС);Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.;

  • Европейского экономического сообщества(ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г., вступил в силу с 1958г.;

  • Европейского сообщества по атомной энергии(Евратом); договор вступил в силу с1958 г.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз.

В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введение единой валюты – евро.

С 1 января 1999 г. Евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999г. Вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания, Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «Маастрихтским критериям» по величине государственного долга и темпам инфляции.

^ ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:

  • Европейская Комиссия

  • Совет министров

  • Европейский Парламент

  • Суд

  • Счетная палата

  • Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.

^ Критерии для вступления в ЕС.

По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:

  • страна-кандидат должна достичь стабильности институтов, гарантирующих демократию, правовые нормы, права человека, уважение и защиту меньшинств;

  • страна-кандидат должна иметь эффективную рыночную экономику, быть способной выдержать конкурентное давление и противостоять рыночным силам внутри ЕС;

  • страна-кандидат должна быть способной взять на себя обязательства членства в ЕС, в том числе строгое соблюдение целей политического, экономического и денежного союза.


3. Отношения ЕС и России

Россия и страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении многих веков. В политическом, культурном и коммерческом отношении история России тесно переплетается с историей ее европейских партнеров. Однако стратегическое партнерство между Россией и европейскими странами начинает развиваться только сейчас, по мере того, как сотрудничество начинает приносить плоды. Обе стороны привержены развитию тесных и взаимообогащающих партнерских отношений.

Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин. Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС является не только основным торговым партнером России, но - с присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом.

Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и экономических перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал активно содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал переговоры с целью заключения рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Это соглашение предназначено для развития диалога и обеспечения равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества.

Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

СПС является провидческим документом для обеих сторон. Сфера его действия чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов.

Политическая значимость соглашения состоит в том, что оно строится на общепринятых принципах политических свобод и прав человека, оно вписывается в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе институциональных отношений.

Одновременно Европейским союзом была предложена осязаемая поддержка в области передачи ноу-хау через Программу технического содействия новым независимым государствам (ТАСИС), которая охватила широкий спектр направлений: реформирование системы государственного управления, реструктуризацию государственных предприятий и развитие частного сектора, финансы и банковский сектор, развитие инфраструктуры транспорта и связи, энергетику, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования, охрану окружающей среды и др.

Таким образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостная стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам безопасности.

Сейчас отношения между ЕС и Россией распространяются на новые области. Разрабатываются новые сферы сотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и инвестиционного климата, который будет практически способствовать установлению подлинного долгосрочного партнерства.

Кризис августа 1998 г. вынудил изменить ориентиры технического содействия. Во время своего визита в Москву в октябре 1998 г. председатель Европейской комиссии Жак Сантер предложил использовать программу технического содействия ЕС в качестве одного из инструментов поддержки российских антикризисных мероприятий.







Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации