Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC




Л . № 15б.-13э. Мировая экономика. Международная миграция рабочей силы.

Лекция: Международная миграция рабочей силы.

План:

  1. Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.

  2. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.

  3. Центры миграции рабочей силы.

  4. Регулирование международной трудовой миграции.


1. Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.

Международная Миграция рабочей силы — явление, означающее переселение трудоспособного населения из одних го­сударств в другие сроком более чем на год, вызванное экономи­ческими и иными причинами.

Существует внутренняя миграция рабочей силы, которая про­исходит между регионами одного государства. Она находит косвенное отражение в платежных ба­лансах стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Международная миграция населения в прошлом проявля­лась главным образом в таких формах, как кочевничество, воен­ные и колонизационные переселения. В современных условиях для международной миграции характерны особенности, связан­ные прежде всего с тем, что все большую роль в этом процессе играет трудовая миграция. Международная миграция рабочей си­лы осуществляется в основном по экономическим причинам. Од­нако есть и внеэкономические причины международной мигра­ции рабочей силы: политические, религиозные, объединение и распад государств, природные бедствия, война, экологические про­блемы, причины личного характера. Зачастую они имеют те же экономические последствия, что и международная миграция ра­бочей силы по экономическим причинам, под которыми понима­ются главным образом межотраслевые различия в оплате труда,

Общее число мигрантов поддается лишь весьма приблизитель­ной оценке. Считается, что в середине 90-х годов за пределами стран, гражданами которых они являются, постоянно находилось около 125 млн. чел. В последние годы в мире переезжают из стра­ны в страну около 20 млн. чел. в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн., в Латинской Америке — 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африке — 3 млн. чел. На труде иммигрантов дер­жатся целые отрасли промышленности: во Франции 25% заня­тых в строительстве и 33% в автомобилестроении, в Бельгии 50% всех горняков, в Швейцарии 40% строительных рабочих — им­мигранты.

Международная миграция рабочей силы происходит в двух формах: иммиграция и эмиграция.

Иммиграция — это въезд тру­доспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эми­грация — это выезд трудоспособного населения из данной стра­ны за ее пределы.

Разность между числом иммигрантов и числом эмигрантов называется миграционным сальдо.

Возвращение эми­грантов на родину, на постоянное место жительства называется реэмиграцией.

Международную миграцию высококвалифициро­ванных кадров называют утечкой умов.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям.

• миграция из развивающихся стран и бывших социалис­тических стран в промышленно развитые страны;

• миграция в рамках промышленно развитых стран;

• миграция рабочей силы между развивающимися странами;

• миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату:

• межконтинентальная;

в внутриконтинентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов:

• высококвалифицированная рабочая сила;

• низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени:

• безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

• временная (как правило, внутриконтинентальная);

• сезонная (связанная с ежегодными поездками на зара­ботки);

• маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

5) по степени законности:

• легальная;

• нелегальная.

Факторы влияющие на миграцию раб. Силы подразделяются на:

  1. неэкономические - политико-правовые, религиозные, этнические, экологические, образовательно-культурные, психологические.

  2. экономические – различие в уровне экономического развития стран, состояние национального рынка труда, структурная перестройка экономики, НТП (развитие сопровождается ростом потребности в квалифицир. Раб силе.), вывоз капитала, функционирование ТНК.

^ 2. Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.

Проблемы международной миграции рабочей силы, ее эконо­мические последствия по-разному рассматриваются представи­телями различных направлений экономической мысли. В рам­ках моделей экономического роста международное перемещение рабочей силы анализируется как один из факторов производст­ва, оказывающий влияние на темпы экономического роста: ее причиной являются межотраслевые различия в уровне оплаты труда. Согласно неоклассической теории, каждый работник по­лучает предельный продукт своего труда, поэтому эмиграция при­водит к росту благосостояния принимающей страны. При этом экономические условия развития государства, из которого про­исходит эмиграция, не ухудшаются, оставаясь прежними.

Неокейнсианская теория признавала возможность ухудшения экономического положения страны, экспортирующей рабочую си­лу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работ­ники. В связи с этим широко обсуждалась идея введения нало­га на утечку умов, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН для использования на нужды развития. В последние годы при анализе миграции исходят из того, что на­копленный человеческий потенциал является важнейшей пред­посылкой экономического развития. В рамках этого направле­ния международная миграция выступает одной из причин, объясняющих различия в темпах экономического роста между странами.

В процессе международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. В отличие от других товаров рабочая сила является фактором про­изводства всех товаров.

Миграция рабочей силы — явление сложное и неодноз­начное, так как может оказывать положительное и отри­цательное влияние на экономическое и социальное разви­тие стран, принимающих и отдающих.

1. ^ Последствия миграции рабочей силы для стран иммигра­ции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей стра­ны).

Позитивные для экономики в целом:

• вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, от­раслевые и другие изменения в экономике;

• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

• иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для эконо­мики.

Позитивные для отдельной фирмы:

• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем наци­ональная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

• ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

• происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда;

• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. ^ Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабо­чая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

- эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

-из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

-переводы валютных средств из-за рубежа являются важ­ным источником дохода страны.;

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы: 1) налоги с прибылей фирм-посредников;

2) непосредственные валютные переводы мигрантов на родину;

3) личное инвестирование средств мигрантов в отечественную эко­номику (приобретение ценных бумаг, недвижимости, земли);

4) капиталы из стран—импортеров рабочей силы, идущие на вос­производство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

- при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие при­мерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

В статистике платежного баланса показатели, отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих опе­раций и квалифицируются по следующим трем статьям:

1) трудовой доход, выплаты занятым (зарплата и прочие выплаты наличными или натурой);

2) перемещение мигрантов (оценочный денежный эквива­лент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, уезжая в другую страну);

3) переводы работников (пересылка денег и товаров мигран­тами своим родственникам, оставшимся на родине).

Последние две статьи в рамках текущих операций объединя­ются в группу «частные неоплаченные переводы» (оценочный де­нежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в мо­мент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину).

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое вво­зится в страну и направляется на организацию предпри­нимательских коллективов.

Негативные:

• страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудо­способном возрасте, в результате чего происходит старе­ние трудовых ресурсов;

• теряются затраты на общеобразовательную и профессио­нальную подготовку;

• происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 рос­сийских ученых работает за рубежом. Таким образом, наличие положительных и отрицатель­ных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграци­онной политики.

^ Для всемирного хозяйства последствия заключаются в следующем:

  • Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оп­латы труда в различных странах.

  • В результате миграции рабо­чей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресур­сов за счет их межстранового перераспределения.

На примере можно рассмотреть, как происходит процесс международный миграции рабочей силы. Предположим, что происходит миграция рабочих из страны с более низким уровнем жизни (Мек­сики) в страну, где средний уровень реальной заработной платы выше (США). Для упрощения предполагаем, что на рынках труда в этих странах существует совершенная конкуренция, причем ка­чество труда (уровень квалификации, профессиональной подго­товки и т.п.) — одинаково. Если миграция между двумя странами запрещена, то равновесие на рынках труда в Мексике и США будет определяться соотношением спроса и внутреннего предло­жения (точка А на рис. а и точка Е на рис. б). Пусть в этом случае равновесная ставка заработной платы за труд одинаковой квалификации составит 10 долл. в час в США и 5 долл. в час в Мексике, а количество занятых соответственно 120 и 40 млн. че­ловек.

Если США и Мексика снимут все ограничения на миграцию рабочей силы, то мексиканские рабочие, стремясь получить боль­шую оплату за свой труд, будут эмигрировать в США. Предложе­ние труда в Мексике будет сокращаться (графически это может быть показано сдвигом кривой предложения влево в положение Smex -Smig. на рис.б). При прежнем уровне спроса на труд это приведет к повышению часовой ставки заработной платы. В США, наоборот, предложение на рынке труда будет за счет иммигрантов расти (сдвиг кривой предложения вправо в положение Sus+Smig . на рис. а). Растущая конкуренция между рабочими на рынке труда США обусловит снижение равновесной часовой ставки за­работной платы.

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистич­ным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку, как уже отмечалось, переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэто­му выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть до­статочным, для компенсации этих издержек. На рис. представлена графическая модель




Предположим, что в результате притока мексиканских рабо­чих часовая ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мекси­канских рабочих (44 млн. — 36 млн. на рис. 6) предпочли пере­ехать в США. В свою очередь в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. — 116 млн. на рис. а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благососто­яние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабо­чих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрыва­ют (область d на рис. 6). Однако мексиканские предпринимате­ли несут потери, потому что растут их затраты на выплату зара­ботной платы рабочим (область d + е +f). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем, мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количество эмигрантов на при­рост заработной платы. Номинально мексиканские рабочие полу­чают за свой труд в США на 4 долл. в час больше, чем раньше (9 долл. — 5 долл.). Но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США равноценны 7 долл., полу­ченным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит об­ласть е +f+ g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот вы­игрыш, то есть если мы будем считать, что мексиканские рабо­чие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражда­нами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш.

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери (область а на рис.а). Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут и они получают дополнительный выигрыш в размере об­ласти а + b + с. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше про­игрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выиграв­ших и проигравших, что предопределяет как неоднозначное от­ношение общества к мигрантам, так и неизбежность государствен­ного регулирования миграционных процессов.

^ 3. Новые центры миграции рабочей силы.

Направления международной миграции рабочей силы не­прерывно изменялись в процессе изменения экономических ус­ловий.

В настоящее время многомиллионная миграция превратилась в постоянно действующую составляющую мирового хозяйства. В начале 90-х годов в мире насчитывалось не менее 25 млн. тру­дящихся-мигрантов, а с учетом членов их семей, «мигрантов-со­юзников», рабочих-фронтальеров (ежедневно пересекающих границу), нелегальных иммигрантов общая численность междуна­родных мигрантов оказывается в 4—5 раз больше. При этом около 60% международных мигрантов — выходцы из развива­ющихся стран и примерно 2/3 из них выезжают в промышленно развитые страны (несмотря на достаточно строгие ограничи­тельные меры со стороны правительств многих из этих стран). Вместе с тем появляются новые центры притяжения иностран­ных рабочих, возрастает перелив рабочей силы между самими развивающимися странами, идет перемещение из более развитых стран в менее развитые (чего не наблюдалось ранее).

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы.

^ США, Канада. Ежегодно в США, наиболее экономически раз­витую страну современного мира, приезжает больше иммигран­тов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Высококвали­фицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира — Западной Европы, России, Латинской Аме­рики и др. Низкоквалифицированная рабочая сила направляет­ся в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. В США легально иммигри­руют 740 тыс. чел. в год и эмигрирует 160 тыс. чел. Миграци­онное сальдо составляет 580 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. чел. в год.

^ Западная Европа. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. чел. в год. Развитые западноевропейские страны (в основном входящие в Ев­ропейский союз) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Мальта, Испания, Португалия), вос­точноевропейских стран и республик бывшего СССР, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары (бывших колоний западноевропейских госу­дарств). В рамках западноевропейской интеграции создан и раз­вивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию тру­дового законодательства.

^ Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низ­кооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувей­та и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

^ Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х го­дов — интенсификация трудовой миграции среди самих разви­вающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие и рабочие на сборочные предпри­ятия направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Аме­рики. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится бо­лее 50% притока всех иммигрантов. Война в Персидском заливе в 1991 г. способствовала оттоку около 1 млн египтян из Ирака, 800 тыс. йеменцев из Саудовской Аравии, 500 тыс. палестинцев и иорданцев из Кувейта. Их места заняли иммигранты из Ин­дии и Египта.

^ Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малай­зия, Южная Корея) в основном на временные работы. В большей своей части это иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. ежегодно, — это высокоразвитые государства с объемом ВНП на душу населения свыше 6900 долл.

Новыми центрами притяжения становятся страны Ближне­го и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ли­вия, Ирак и др.), ряд латиноамериканских государств (Аргенти­на, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), ЮАР.

В последние годы особенно бурно росла иммиграция в стра­ны Ближнего Востока, в результате иммигранты составляют здесь около 65% населения (тогда как в 1950 г. аналогичный по­казатель составлял менее 5%). Очень высок удельный вес имми­грантов среди работающего населения: в Катаре — 85%, в ОАЭ — 90%. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, население которого (более 5 млн чел.) на 2/^ рас­тет за счет иммигрантов.

^ 4. Регулирования миграции рабочей силы

Рассмотренные в предыдущих вопросах негативные по­следствия международной миграции рабочей силы и высо­кий уровень нелегальной миграции вызывают необходи­мость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций,

Государственная миграционная политика это целенап­равленная деятельность государства по регулированию про­цессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее. Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, национальных работников, а также должно обеспе­чивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяет­ся на два вида: эмиграционную и иммиграционную, кото­рые имеют различные цели и методы регулирования.

^ Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиг­рационный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают такие, как:

1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по ва­лютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграф­ные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа

рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых нало­гами;

2) таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает миг­рантам ввозить в страну по льготным таможенным та­рифам свыше 40 наименований изделий — от сырья до предметов роскоши;

3) специальные эмиграционные программы, дополнитель­но принимаемые в ряде стран: например, в 1976 г. пра­вительство Югославии разработало специальную долго­срочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за грани­цы и их трудоустройству в стране».

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам;

2) экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, ра­бота которых за рубежом потребует экспорта отечествен­ной продукции;

3) структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи загранич­ных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Юж. Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш квотируют выезд не­фтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и пр.); в) установление сроков обязательной работы в стра­не после завершения образования за государственный счет.

^ Иммиграционная государственная политика призвана за­щитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использова­ние их труда.

В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по трем категориям:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, бра­тьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.); предполагает обязательное наличие род­ственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция; предполагает наличие ква­лификации, особых способностей, опыта частной пред­принимательской деятельности, которые могут оказать­ся полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточ­ный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного зна­чения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция; предполагает признание ста­туса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных поли­тик, которые могут применяться одновременно в зависи­мости от категорий мигрантов:

• политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

• политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

• политика, разрешающая постоянное проживание иммиг­рантов и предполагающая право на получение граждан­ства.

^ Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Так, напри­мер, в ОАЭ требуются дипломированные врачи и средний медицинский персонал, в Австралии —специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п.;

б) стаж работы по специальности. Например, в Ав­стралии принимают специалистов с профессиональ­ным стажем не менее 3 лет, в США — 5 лет, на Кипре — 2 года.

2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет;

Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках-неф­тяниках 20—40 лет.

3. Состояние здоровья.

4. Ограничения личностного характера (так называемая со­циальная чистка). Так, в США ограничивается въезд чле­нов коммунистической или любой другой партии тота­литарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работ­ников на предприятиях в Греции должно составлять 1:10.

6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся-мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Временные ограничители: в Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше — на 0,5 года, в Норвегии — на 1 год. В Рос­сии, согласно «Положению о привлечении и использо­вании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г., разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.

8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии за­конов, содержащих подробный перечень профессий, за­ниматься которыми иностранцам запрещено, и косвен­ной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.

9. Национально-географические приоритеты: в США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная Конг­рессом, была благоприятной для жителей Северо-Запад­ной Европы. Реформа иммиграционного законодатель­ства 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990 г. новый им­миграционный закон предоставляет большие возможно­сти для квалифицированных специалистов из стран Ев­ропы.

10. Система санкций, действующих в отношении незакон­ных трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно ис­пользующих трудящихся-мигрантов. Здесь предусматри­ваются лишение свободы либо штраф.

11. Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудящихся-мигрантов. Используется, как пра­вило, три вида программ:

а) программы материальной компенсации предусмат­ривают денежные выплаты иммигрантам за преж­девременное прекращение их деятельности;

б) программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину и их тру­доустройство дома;

в) программы экономической помощи регионам мас­совой эмиграции.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по ре­гулированию притока и оттока рабочей силы в зависимос­ти от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью регулирования мигра­ционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно на­циональное миграционное законодательство является опре­деляющим в разрешении спорных ситуаций.

^ Международное регулирование миграционных процессов

На международном уровне создано несколько организа­ций, работа которых направлена на упорядочение процес­сов миграции.

^ 1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:

• содействие обеспечению социальной справедливос­ти для трудящихся;

• разработка международной политики и программ, на­правленных на улучшение условий труда и жизни;

• выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении! этой политики;

• регламентация набора рабочей силы;

• борьба с безработицей;

• гарантии заработной платы, обеспечивающей нор­мальный уровень жизни;

• защита от профессиональных заболеваний и от не­счастных случаев;

• защита детей и женщин;

• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

• организация профессионально-технического обуче­ния. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудо­вых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке по­вышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят:

• Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;

• административный совет — руководит работой раз­личных комитетов и комиссий при МОТ;

• Международное бюро труда — информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организа­ций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих междуна­родные трудовые стандарты в таких областях, как заработ­ная плата, продолжительность рабочего дня и условия тру­да, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со вре­мени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

^ 2. Международная организация по миграции (MOM). Обра­зована в 1949 г. как Международная организация по де­лам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были рас­ширены, и с 1989 г. она была переименована. В MOM входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирова­ния миграционных потоков, оказания помощи в вопро­сах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предостав­ления экспертных услуг и т. д. Основными функциями MOM на данный момент, согласно уставу, являются:

• осуществление упорядоченной и запланированной:, миграции граждан;

• перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содейство­вать развитию принимающих стран;

• организация передвижения беженцев;

• предоставление государствам форума для обмена мне­ниями, опытом и сотрудничества. В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (на­пример, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также MOM ока­зывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рас­сматривает проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции MOM признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, се­мейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск поли­тического убежища (по Женевской Конвенции); возвраще­ние граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.

MOM — это единственная организация, имеющая гло­бальные полномочия; при этом она не входит в учрежде­ния ООН, но тесно с ними сотрудничает.

РФ с 1992 г. является наблюдателем в MOM.

^ 3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев , (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую , очередь, репатриации.

^ 4. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ)

при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С од­ной стороны, международная миграция рабочей силы обес­печивает перераспределение трудовых ресурсов в соответ­ствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой — ведет к обострению экономических и социальных противоречий.


Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации