Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC




Мировая экономика. Лекция №17.(бух.) Международные экономические организации.



Лекция: Международные экономические организации.


План:

  1. Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне.

  2. Главные международные экономические организации.

  3. Международный валютный фонд.

  4. Всемирный банк.


1. Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимоза­висимости между странами, а также возникновение глобаль­ных проблем объективно предопределяют необходимость актив­ного сознательного регулирования мирового хозяйства. Особенно необходимость регулирования мировой экономики проявилась по­сле второй мировой войны. Послевоенные десятилетия принци­пиально изменили характер мировой экономики. Она вступила в новый период своего развития. Национальные экономики постепенно стали утрачивать возможность саморазвития, поэтому они начи­нают активно включаться в единый экономический организм с универсальной системой регулирования.

В период между двумя мировыми войнами не было широко­го распространения межгосударственного регулирования миро­вой экономики. К числу первых международных организаций от­носится Международная организация труда (МОТ). Она была создана в 1919 г. В 1946 г. между МОТ и Организацией Объе­диненных Наций (ООН) было подписано соглашение о совмест­ных действиях.

Цели МОТ — содействие обеспечению во всем мире социаль­ной справедливости для трудящихся путем разработки между­народной политики и программ, направленных на улучшение ус­ловий труда и жизни, установление международных трудовых стандартов, которые призваны служить в качестве руководящих принципов для использования их различными государствами. МОТ осуществляет также профессиональную подготовку и обу­чение, ведет исследовательскую работу. Одной из наиболее важ­ных функций МОТ является принятие конвенций и рекоменда­ций по таким актуальным вопросам, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, служба найма рабочей силы и рабочая инспекция и др. Местонахождение данной органи­зации — Женева.

^ Качественный скачок в развитии международных экономи­ческих организаций произошел в 40-е годы. После второй миро­вой войны были созданы и начали функционировать крупней­шие организации, такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), организации системы ООН. Возникновение большого числа международных организаций было связано с последствиями второй мировой войны, когда че­ловечество поняло, что все самые острые и серьезные вопросы оно должно решать мирно и согласованно.

^ После войны характер и деятельность международных орга­низаций коренным образом изменились. Довоенная Лига Наций была крайне слабым и неавторитетным органом. Ей на смену при­шла ООН — мощный и авторитетный орган, имеющий факти­ческий статус наднациональной организации. Многочисленные структурные подразделения ООН обусловили стройную взаимо­проникающую и взаимодополняющую систему, включающую в себя как межгосударственные универсальные, так и межрегио­нальные и региональные организации.

Поскольку после второй мировой войны экономическое по­ложение США существенно укрепилось (они лидировали по всем экономическим показателям), возрос их политический автори­тет в мире, это наложило свой отпечаток на характер деятель­ности международных экономических организаций 40-х годов. США занимали ведущее положение в таких международных организациях, как МВФ, МБРР. При голосовании принципиаль­ных вопросов США могли контролировать принятие решений, ибо обладали большим количеством голосов в сравнении с дру­гими странами. Господствующее положение США характеризо­валось также и тем, что доллар США был провозглашен наря­ду с золотом основой мировой валютной системы. Все это способствовало росту экономического и политического могуще­ства США в западном мире, давало им возможность воздейство­вать на своих конкурентов и держать их под контролем.

^ Новый всплеск в развитии международных экономических ор­ганизаций приходится на 60—70-е годы. В этот период произо­шел крах колониальной системы и образовалось несколько де­сятков независимых государств. С созданием новых независимых государств в мировом хозяйстве возникло множество сложней­ших проблем, таких как внешняя задолженность, дискримина­ция во внешней торговле, голод и др.

^ В 70-е годы развивающиеся страны, представленные так на­зываемой Группой 77, выступили с концепцией нового между­народного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции — требования развивающихся стран установить более справедли­вый порядок во внешней торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей силы, который в конце концов определил бы некоторые предпочтения и льготы в меж­дународных экономических отношениях. С этой целью развива­ющиеся государства требовали от мирового сообщества подтвер­дить суверенитет в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную про­дукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное раз­витие, ликвидировать голод, нищету, отсталость путем обязатель­ных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо было изме­нить систему межгосударственного регулирования мировой экономики, создать новые организации. Например, в 1966 г. по­является ЮНИДО — Организация объединенных наций по промышленному развитию, образованная для содействия и ус­корения индустриализации развивающихся стран и координа­ции деятельности ООН в этой области. В этот период была со­здана Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (КТК) и другие организации. В некоторых уже существовавших международных организациях, например в ГАТТ, произошли определенные изменения принципов, установок, положений, ка­сающихся торговли с развивающимися странами в пользу ин­тересов данных стран.

В последние десятилетия XX века кроме традиционных про­блем мирового хозяйства (неравномерности темпов роста стран, внешней задолженности) необычайно остро проявились новые — валютно-финансовый и энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы создания и освоения новейших технологий. Насыщенная конфликтами, глобальными угрозами мировая эко­номика не в состоянии решить названные проблемы без органи­ческого взаимодействия всех стран. Межгосударственное регули­рование, таким образом, становится необходимой, неотъемлемой частью мировой экономики.

Экономические отношения между странами фактически рассматриваются как многосторонние. Государства все более актив­но подключаются к процессам регулирования международных экономических отношений. Регулирование протекает в различ­ных формах, на различных уровнях: на уровне правительствен­ных и законодательных органов отдельных стран, в форме ин­теграционных объединений (которые были рассмотрены в предыдущей главе), в форме двусторонних, многосторонних до­говоров, соглашений различных государств.

Все международные экономические организации следует под­разделить на две большие группы: межгосударственные (меж­правительственные) организации, в состав которых входят непо­средственно государственные органы, и неправительственные организации, куда входят компании, фирмы, разного рода обще­ственные объединения.

Особое место в регулировании мировой экономики занимают межгосударственные экономические организации. В настоящее время их насчитывается более ста. Остановимся на характери­стике наиболее значимых международных экономических орга­низаций.

^ 2. Главные международные экономические организации

Многие международные экономические организации входят в систему ООН. Датой создания ООН считается 24 октября 1945 г., когда устав этой организации был ратифицирован (ут­вержден) парламентами СССР, США, Великобритании, Китая, Франции и большинством других подписавших его государств. Первоначальный состав ООН — 51 государство.

Целями ООН, изложенными в его уставе, являются:

• поддержание международного мира и безопасности;

• развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

• осуществление международного сотрудничества в разре­шении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

• превращение ООН в центр для согласования действий на­ций в достижении этих общих целей.

Значительное число международных организаций занимает­ся вопросами мировой торговли. Причем ряд данных организа­ций, такие как ГАТТ (ВТО), ЮНКТАД, ЮКОСОС, регулируют от­ношения всей мировой торговли, другие же рассматривают вопросы регулирования торговли одним или несколькими това­рами, например Организация стран-экспортеров меди (СИПЕК)» Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Ассоциация стран-экспортеров железной руды, Союз стран-экспортеров бананов (ССЭБ), Альянс производителей какао (АПК) и др.

Среди международных организаций, регулирующих мировую торговлю,^ ГАТТ (преобразованная 31 декабря 1995 г. в ВТО) — самая значительная. Первоначально в ее состав входили 23 го­сударства. На протяжении нескольких десятилетий ГАТТ была главным международным органом, который разрабатывал прин­ципы, устанавливал правила мировой торговли, формировал торговую политику, регулирующую отношения между странами-членами.

Главными принципами деятельности ГАТТ являлись:

• многосторонность внешней торговли;

• недискриминация в торговле;

• постепенное снижение таможенных тарифов и нетарифных ограничений в международной торговле;

• предоставление странам-партнерам режима наибольшего благоприятствования;

• ведение внешней торговли на частноправовой основе;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• предоставление режима преференций в торговле с развива­ющимися странами;

• урегулирование торговых споров между странами с помо­щью переговоров.

Главная форма деятельности ГАТТ состояла в проведении кон­сультаций, переговоров, которые назывались раундами. Перед каждым раундом заключалось соглашение между его участни­ками, в котором фиксировались цели и сроки раунда, его уча­стники, механизм работы и другие условия.

С начала деятельности ГАТТ прошло восемь раундов. С 40-х до начала 60-х годов было проведено пять раундов. В 1964— 1967 гг. прошел шестой, так называемый Кеннеди-раунд (по имени президента США). В течение 1973-1979 гг. проводилась следующая серия переговоров в рамках ГАТТ — Токио-раунд (по месту проведения переговоров). Последний, Уругвайский раунд проводился с 1986 г. до начала 1994 г.

Большинство раундов были посвящены снижению таможен­ных пошлин и ликвидации других барьеров в торговле между странами. В результате деятельности ГАТТ таможенные пошли­ны, которые после второй мировой войны в среднем равнялись 40%, были снижены примерно до 4% в середине 90-х годов. За­слугой ГАТТ является и то, что в период 1950—1970 гг. средне­годовые темпы роста мирового экспорта составили 7%.

На Уругвайском раунде было принято важное решение об уч­реждении Всемирной торговой организации. К этому времени в состав ГАТТ входило около 130 государств-членов. Большинст­во из них вступило во Всемирную торговую организацию.

Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ. Поэтому главными ее целями остаются согласование позиций раз­ных государств, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в мировой торговле, разработка и применение пра­вил, исключающих дискриминацию отдельных стран, примене­ние режимов наибольшего благоприятствования в торговле, ве­дение внешней торговли на частноправовой основе. Вместе с тем сфера деятельности ВТО расширяется. Она должна занимать­ся вопросами регулирования торговли не только товарами, но и услугами; рассматривать торговые аспекты зарубежных инвес­тиций; выявлять проблемы охраны окружающей среды, охраны прав интеллектуальной собственности, торговли и трудового за­конодательства и т.д.

Россия стремится войти в ВТО в качестве полноправного участника (ныне она обладает лишь статусом наблюдателя). Не будучи членом ВТО (из-за недопуска российских товаров на ми­ровые рынки), наша страна несет огромные убытки — порядка 1,5 млрд долл. ежегодно.

Вхождение во Всемирную торговую организацию сопряжено с выполнением ряда условий. С одной стороны, вступление Рос­сии в ВТО требует приведения ее торгового режима по товарам, услугам и интеллектуальной собственности в соответствие с опре­деленным мировым стандартом. С другой стороны, ВТО являет­ся организацией, где бесспорно лидерствует США. Поэтому глав­ный смысл участия России в данной организации состоит в открытии американо-западноевропейских рынков для россий­ских промышленных товаров. Пока России позволяют торговать только сырьем. Но дальше наращивать его вывоз невозможно. В настоящее время Россия вывозит 43% добываемой нефти, 37% при­родного газа, 32% производимых нефтепродуктов, 70% — целлю­лозы, 80% минеральных удобрений. К тому же мировые цены на сырье постепенно снижаются, что делает страну все беднее.

Запад же применяет жесткие заградительные меры к поставкам из России труб, металла, ферросплавов, урана, тексти­ля и машин. Предполагается, что вступление в ВТО снимет эти барьеры и позволит России зарабатывать деньги самостоятель­но, не влезая в долги. Кроме того, от нас требуют полностью снять пошлины на ввоз гражданских самолетов, что совершенно нео­бязательно для вступления в ВТО, снять ввозные пошлины на экспорт сельскохозяйственного оборудования, медицинского и на­учного оснащения, лекарств, мебели и т.д. От России добивают­ся открытия рынка услуг для инофирм, допуска в нее западных банков. Нам предлагают заморозить ввозные пошлины на все им­портные товары и допустить западный капитал на рынок госу­дарственных закупок. Россия же настаивает на сохранении вы­сокого уровня таможенных пошлин для переходного периода в 5-7 лет, пока не произойдет реструктуризация промышленнос­ти и не начнется подъем производства.

Западу нужен российский рынок, но не нужны российские товары. Поэтому решение вопроса о вступлении России в ВТО по­требует, очевидно, немалого времени, трудных и длительных пе­реговоров, поиска компромиссов, разумного баланса интересов России и Запада.

^ 3. Международный валютный фонд.

В сфере международных валютно-кредитных отношений ве­дущее место принадлежит двум международным организациям:

Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку (ВБ).

МВФ — это межправительственная организация, преназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предостав­ив кратко- и среднесрочных, кредитов в иностранной валюте. Международный валютный фонд был создан в июле 1944 г. по решению конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе, США. Устав МВФ был подписан 29 странами и вступил в силу в декабре 1945 г., а с марта 1947 г. МВФ начал функциониро­вать. Местонахождение его — Вашингтон. МВФ — специализированное учреждение ООН. 1995 г. в него входит 181 страна-участница. Выс­ший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. 24 ПРС имеют 56,6% голосов в МВФ; 40,4% голосов приходится на долю остальных 86% стран. Капитал МВФ складывается из взно­сов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. На долю ПРС приходится 60,6% суммы квот, из которых доля стран ЕС равна 26,7%; PC — 29%; стран с переходной экономикой — 10,4%.

С самого начала МВФ стал важнейшей организацией, призван­ной обеспечивать нормальное функционирование послевоенной международной валютной системы. Главными целями МВФ в этот период, согласно уставу, были следующие: содействовать меж­дународному валютному сотрудничеству, способствовать разви­тию мировой торговли, регулировать валютные курсы, оказывать помощь в становлении многосторонней системы платежей и ус­транении валютных ограничений, а также предоставлять стра­нам — членам МВФ средства в иностранной валюте для вырав­нивания платежных балансов.

По мере развития международной валютной системы устав МВФ трижды изменялся. Первый пересмотр устава МВФ (1968-1969 гг.) был вызван введением СДР (специальные правозаимствования); второй пересмотр (1976—1978 гг.) был связан со становлением Ямайской международной валютной системы;

третий пересмотр (начало 90-х годов) произошел из-за приоста­новления прав должников, имеющих серьезную задолженность, оплатить которую они не в состоянии.

Капитал МВФ создается за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Ве­личина квоты определяется уровнем экономического развития страны (объемом ВНП) и ее ролью в мировом хозяйстве и меж­дународной торговле. Размер квот пересматривается каждые 5 лет и может либо увеличиваться, либо уменьшаться в зависи­мости от потребностей МВФ и экономического положения стра­ны. От количества взносов-квот зависит и количество голосов стран-членов в руководящих органах МВФ. В настоящее время США принадлежит 17,7% голосов в руководящих органах МВФ, а вместе с западными союзниками — подавляющее большинст­во голосов.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управ­ляющих, в котором все страны-члены представлены своими ми­нистрами финансов или руководителями центральных банков. Сессия Совета управляющих происходит раз в год. Исполнитель­ным органом является Директорат, в состав которого входят 6 членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку.

Со временем в международной валютной системе произош­ли изменения, которые отразились и в задачах, функциях, на­правлениях деятельности МВФ. Но одно из направлений его де­ятельности — предоставление кредитов странам-участницам, остается неизменным и одним из главных. МВФ — крупнейший кредитор мира. И это обстоятельство заставляет большинство го­сударств вступать в члены МВФ. В настоящее время в его со­став входят около 200 стран, т.е. почти все страны мирового со­общества.

Кредиты МВФ предоставляются в иностранной валюте для вы­равнивания платежных балансов государств-членов. Для полу­чения кредита страна должна соблюсти определенные условия по изменению своей экономики и политики, которые предъяв­ляются ей МВФ. Так называемые «программы стабилизации экономики» сроком от одного до трех лет, которые разрабаты­вает страна при содействии МВФ, служат доказательством пла­тежеспособности данной страны. Если страна — член Фонда нарушает некоторые взятые на себя обязательства, то МВФ пере­сматривает условия предоставления кредита (его объем, сроки по­лучения заемщиком и т.д.).

Кредиты МВФ:

• кредиты поддержки («стенд бай») — (СДР)— выдаются под осуществление макроэкономических ста­билизационных программ в течение 1—2 лет со сроком погашения 3 года 3 мес. — 5 лет;

• расширенные кредиты — (СДР)— предоставля­ются для поддержки, рассчитанной на 3—4 года, т. е. сред­несрочной программы стабилизации. Возврат этих креди­тов рассчитан на срок от 4,5 до 10 лет;

• компенсационные кредиты и кредиты финансирования буферных запасов —(СДР)— направлены на амортизацию резких сдвигов в структуре и условиях МТ, предоставляются менее развитым странам на срок от 3 лет 3 мес. до 5 лет;

• кредиты структурной адаптации — (СДР)— и Дополнительные кредиты структурной адаптации — (СДР)— получили сравнительно широкое распрост­ранение в условиях долгового кризиса PC. Выдаются за счет спец. фонда на срок от 5,5 до 10 лет;

• кредиты системной трансформации предоставляются за счет Специального фонда поддержки, созданного в 1993 г.

Этими кредитами пользуются практически все страны - бывшие члены СЭВ. Размер такого кредита ограничива­ется 50% квоты данной страны и выдается для нейтра­лизации внешнеэкономических финансовых ограничите­лей рыночных реформ.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (транши) по 25%.

В случае отказа страны выполнить условия, предъявляемые ей МВФ, она лишается доступа к мировому рынку капиталов. Го­сударства, вступившие в МВФ, обязаны систематически инфор­мировать Фонд о состоянии своей экономики: размерах золото­го запаса и валютных резервов, платежном балансе, денежном обращении, уровне зарубежных инвестиций, а страны с переход­ной экономикой, кроме того, о ходе приватизации, развитии ча­стного сектора и пр.

После своей более чем 50-летней деятельности в настоящее время МВФ выполняет следующие функции:

• осуществляет надзор за международной валютной системой;

• содействует стабилизации курсов валют и упорядочению ва­лютных отношений между членами фонда;

• оказывает помощь всем своим членам, как промышленно развитым, так и развивающимся странам, которые испытывают трудности с платежными балансами, давая им краткосрочные и долгосрочные кредиты;

• пополняет запасы валюты своих стран-членов путем выпу­ска и распределения СДР;

• создает свои финансовые ресурсы преимущественно за счет квот-взносов стран-участниц.

В настоящее время перед МВФ встает ряд проблем, которые тре­буют более оперативного решения. Тем не менее ныне Междуна­родный валютный фонд — это наиболее авторитетная международ­ная организация в сфере валютно-финансовых отношений. Россия с 1992 г. является членом МВФ и пользуется его кредитами. Межгосударственное регулирование международных ва­лютных отношений осуществляется специализированными органами и институтами.

^ 4. Всемирный банк

Важнейшим институтом регулирования международных ва­лютно-финансовых отношений кроме МВФ является Всемир­ный банк –(группа Всемирного банка) — это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института.

Так же как и МВФ, ВБ относится к учреждениям, рож­денным Бреттон-Вудской валютной системой. • ^ Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. Основные цели МБРР: реконструкция и развитие территории стран-членов, сти­мулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, по­вышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных про­ектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных послед­ствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населе­ния. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15— 20 лет с льготным периодом 5 лет. Значительная часть кредитов МБРР приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана. Россия получает кредиты на сумму 1 520 млн. долл. Как правило, кредиты МБРР направляются в сельское хо­зяйство (16,7%), транспорт (14,2%), электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т. д.

(МБРР- К концу 1995 г. насчитывал 181 стра­ну-участницу (Россия с 1992 г.).

Членами МБРР могут быть лишь государства-члены Междуна­родного валютного фонда. Высшие руководящие органы МБРР — Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Воз­главляет МБРР президент, представитель США. Раз в год про­ходят сессии Совета управляющих в составе министров финан­сов или управляющих центральными банками стран — членов МБРР, причем сессии Совета МБРР проводятся совместно с МВФ. Число голосов каждой из стран — членов МБРР зависит от размера ее квоты в капитале банка. МБРР получает средства не только от взносов стран-участниц, но также от облигаций, ко­торые могут покупать частные компании, различные учрежде­ния, общественные и правительственные организации. Лидиру­ющее положение в МБРР занимают США, а также их союзники по «большой семерке»: Япония, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Италия.

Международный банк реконструкции и развития (так же, как и МВФ) имеет статус специализированного учреждения ООН. Но в то же время МБРР — это самостоятельное учреждение, име­ющее свои собственные специфические цели и задачи.

Главное в деятельности МБРР — предоставление долго­срочных кредитов правительствам, а также частным компани­ям стран — членов Банка (под обязательные государственные гарантии). Большинство кредитов направляется на развитие ин­фраструктуры: энергетики, связи, транспорта. Но с середины 80-х годов МБРР увеличил долю средств, направляемых в сель­ское хозяйство (до 20%), промышленность (до 15%), а также на образование, здравоохранение. Кредиты предоставляются только под обоснованные конкретные проекты и программы, способствующие структурной перестройке экономики стран-заемщиков.

Если в начале своей деятельности МБРР ориентировался на оказание помощи в восстановлении экономики стран Западной Европы, разрушенной во время второй мировой войны, то с се­редины 50-х годов его деятельность во все большей мере сопря­жена с развивающимися странами Африки, Азии, Латинской Америки. В последнее время МБРР (кроме названных проблем) занимается вопросами урегулирования внешнего долга, оздоровления платежного баланса развивающихся стран и предостав­ляет им для этой цели займы. По существу, ныне МБРР превра­тился в центр выработки стратегии развивающихся стран.

Специфика деятельности трех филиалов МБРР — Междуна­родной финансовой корпорации. Международной ассоциации развития. Международного гарантийно-инвестиционного агент­ства состоит в следующем: МФК стимулирует экспорт частного капитала в развивающиеся страны и финансирует главным об­разом частный сектор экономики развивающихся стран (в основ­ном высокорентабельные частные предприятия); MAP предо­ставляет льготные, нередко беспроцентные, кредиты наименее развитым странам с целью оказания содействия их экономиче­скому развитию и повышению уровня жизни. Кредиты предостав­ляются на срок до 50 лет с уплатой до 0,75% годовых; МИГА занимется предоставлением гарантий иностранным инвесторам, вкладывающим капиталы в экономику менее развитых стран. Кроме того, предоставляются услуги инвестиционного консуль­тирования.

Россия является членом МБРР. В последнее время Всемир­ный банк стал основным внешним кредитором России.

Деятельность МВФ и МБРР теснейшим образом связана. Для успешной защиты интересов России во взаимоотношениях с данными организациями необходимо прежде всего сделать эти отношения устойчивыми, чтобы они основывались на приорите­те долгосрочных целей и задач. Опыт России показал, что кре­диты МВФ/МБРР способны активно содействовать решению фи­нансовых, структурных и иных проблем переходного периода экономики страны.

Три филиала МБРР: Международной финансовой корпорации (МФК), образованной в 1956 г., Международной ас­социации развития (MAP), созданной в 1960 г. Международно­го инвестиционно-гарантийного агентства (МИГА), созданного в 1988 г., а также континентальных филиалов МБРР в Америке, Азии, Африке и Европе. Штаб-квартира Всемирного банка — Ва­шингтон.

^ Международная ассоциация развития (MAP) создана как филиал МБРР в 1960 г. MAP предоставляет беспроцент­ные кредиты наименее развитым странам на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. Льготные кредиты в настоящее время получают 40 стран, в которых ВВП на душу населения не выше 650 долл. в год.

^ Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г, с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах ЮВА. Срок кредитов 7—8 лет. Характерная черта ]\4ФК в том, что все займы предоставляются частным лицам, а инвестиции проводятся совместно с частным бизнесом.

^ Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвен­ция, учреждающая МИГА, была подписана 107 страна­ми, в 1998 г. в него входит уже 120 стран. Его цель — поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающие­ся страны посредством их страхования от некоммерчес­ких рисков. К некоммерческим рискам относятся: эксп­роприация имущества инвестора; военные действия;

перевороты; отмена конвертируемости национальной ва­люты и связанные с этим затруднения в переводе при­былей в страну инвестора. Срок гарантий 15 лет. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн долл.

Всемирный банк предназначен для кредитования эконо­мики развивающихся стран. В отличие от коммерческих бан­ков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран.


В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и частные клубы кредиторов:

^ Парижский клуб стран-кредиторов («группа 10» = страны большой семерки + Бельгия, Нидерланды, Швейцария) „ это неформальная организация индустриально развитьц стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, от, срочки платежей по государственному долгу стран. Нача­ло его деятельности относится к 1956 г. РФ вступила в Парижский клуб 17 сентября 1997 г.;

^ Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов (600), где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженно­сти стран-должников. РФ вступила в Лондонский клуб 6 октября 1997 г.

Среди организаций регионального значения следует вы­делить ^ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1990 г., его членами являются 57 стран. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейс­ких постсоциалистических стран к открытой, ориентиро­ванной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируе­мые государственные предприятия, а также вновь создавае­мые компании. В России ЕБРР участвует в первоначальном капитале Российского банка проектного финансирования (РБПФ) в Москве. Это банк среднесрочного и долгосроч­ного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслужива­ние предприятий. Приоритетные отрасли финансирования ЕБРР: энергетика, телекоммуникации, транспорт, агро­бизнес, приватизация.

К организациям данного типа относятся региональные банки развития: Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г., 43 страны-участницы; Африканский банк развития (АфБР) — 1963 г., 75 стран-участниц; Азиатский банк развития (АзБР) — 1965 г., 45 стран-участниц.


Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации