Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Недоразвитие речи Чугунова Елена Алексеевна Цель - файл


скачать (91.3 kb.)


Недоразвитие речи


Чугунова Елена Алексеевна
Цель: развивать умение дифференцировать норму и патологию речевого развития на основе интерпретации продуктов речевой деятельности.
Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми.
  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.

Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько проявлений:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков, то есть один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков с, ч, ш ребёнок произносит звук ть: сумка-тюмка, чашка-тяска, шапка-тяпка;

- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми.

- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки р, л, с изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку».

У некоторой части детей с фонетико-фонематической недостаточностью отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм, то есть элементы общего недоразвития речи. В то же время установлено, что для страдающих недоразвитием речи характерны сохранность слоговой структуры слова и сравнительно слабо выраженное лексико-грамматическим недоразвитие.

Для таких детей характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.






Скачать файл (91.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации