Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Государственные и муниципальные финансы - файл 1.doc


Лекции - Государственные и муниципальные финансы
скачать (792.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc793kb.18.11.2011 14:35скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ


ТЕМА 1. Сущность, функции, источники формирования и роль государственных и муниципальных финансов


Предмет, методы учебной

дисциплины "Государственные и муниципальные финансы"

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных, денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости:

  • валового внутреннего продукта;

  • доходов от внешнеэкономической деятельности;

  • части национального богатства.

В результате финансовых отношений формируются доходы и пла­нируются расходы:

  • государства в целом;

  • субъектов федерации (в федеративных государствах);

  • муниципальных образований;

  • отдельных хозяйствующих субъектов.

Образованные в результате финансовых отношений денежные средства вышеуказанных субъектов используются для решения задач:

  1. экономических:

  • обеспечение дальнейшего экономического роста;

  • инвестиции;

  • финансирование программ развития;

  • получение новых доходов и др.;

  1. социальных:

  • выплата зарплат, пенсий;

  • различные формы материальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и др.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.

Предметом курса "Государственные и муниципальные финансы":

1) денежные отношения, возникающие в процессе образования дохо­дов и планирования расходов:

    • Российской Федерации и субъектов РФ (государственные финансы);

    • муниципальных образований (муниципальные финансы);

2) основные принципы, закономерности финансовых отношений.

При изучении государственных и муниципальных финансовых отношений применяются следующие методы:

  • общенаучные, важнейшим из которых является диалектика;

  • специальные, к числу которых относятся математические; логические; исторические; кибернетические и др.

Учебная дисциплина "Государственные и муниципальные финансы" отличается от одноименных научных дисциплин.

Наука — глубокое теоретическое знание, исследующее сами процессы, явления, их взаимосвязь и развитие.

Учебная дисциплина — система первичных знаний, которая пре­подается студентам для ознакомления с основами науки.

^ Роль государственных и муниципальных финансов в экономике

Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя де­нежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

  • упорядочение жизни общества;

  • обеспечение и защита прав и свобод граждан;

  • обеспечение правопорядка и безопасности государства;

  • регулирование макроэкономического развития;

  • оказание государственных услуг населению;

  • разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало­имущих групп населения;

  • регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

  • осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Таким образом, государственные финансы — это:

  • инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обще­обязательных платежей;

  • ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

  • налоговая политика;

  • способы финансирования дефицита бюджета;

  • управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечи­вается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

  • на объем производства;

  • предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет:

  • финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения. Так, 5 сентября 2005 г. Президент РФ выдвинул инициатива сделать приорите­том государственное финансирование четырех важнейших сфер жизни общества. Это:

    • образование;

    • здравоохранение;

    • жилищное строительство;

    • сельское хозяйство;

  • содействие развитию тех или иных отраслей и производств;

  • изменение структуры производства;

  • укрепление позиций Российской Федерации в мире.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального обра­зования вопросов местного значения.

  • ремонт дорог;

  • строительство и эксплуатация объектов социальной инфраст­руктуры (больниц, школ и др.);

  • услуги связи, общественного питания;

  • библиотечное обслуживание;

  • развитие физкультуры и спорта;

  • охрана памятников культуры и др.

Конституция РФ от 12.12.93 (с последними изменениями от 21.07.2007), Федеральный закон "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) закрепляют осново­полагающие принципы о том, что местное самоуправление

  • не входит в систему органов государственной власти;

  • имеет собственные финансовые основы.

Данные принципы предопределяют разделение финансов на го­сударственные и муниципальные.

Источники финансирования деятельности государства и муници­пальных образований разные. Государство имеет собственный бюд­жет, собственные источники пополнения финансовых средств (федеральные налоги и др.). Муниципальные образования также имеют свой бюджет, свои источники финансов (местные налоги и др.). Государство и муниципальные образования должны осуще­ствлять свою деятельность только за счет собственных средств. Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, возможно использование государственных финансов для муниципальных нужд.

^ Финансовая система представляет собой сово­купность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формирова­нии и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Она включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз­бить на две подсистемы: 1) общегосударственные финансы, обес­печивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; 2) финансы хозяйствующих субъектов, используе­мые для обеспечения воспроизводственного процесса денежны­ми средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, соз­данного в отраслях материального производства.

^ Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

  • налоговая;

  • бюджетная;

  • денежно-кредитная;

  • инвестиционная;

  • институциональных преобразований;

  • социальная.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.


^ Функции государственных и муниципальных финансов

Финансовый механизм

Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции:

  • распределительную;

  • регулирующую;

  • стимулирующую;

  • фискальную;

  • контрольную.

Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между:

  • государством (Российской Федерацией);

  • субъектами федерации;

  • муниципальными образованиями;

  • конкретными органами государственной власти и местного самоуправления;

  • предприятиями и организациями;

  • гражданами и др.

Цель данного распределения — обеспечение:

  • сбалансированного развития общества и государства;

  • выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций;

  • благосостояния граждан;

  • экономического роста.

Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пен­сионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу обще­ственного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д.

Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например:

  • вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя;

  • определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо;

  • устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д.

Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимули­рует желательные экономические процессы (например, предос­тавляет льготы определенным отраслям промышленности, пред­приятиям).

Фискальная функция заключается в том, что финансовые отно­шения порождают необходимость регулярного собирания на­логов для обеспечения нормальной жизнедеятельности госу­дарства и общества.

Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:

  • финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;

  • финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;

  • правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;

  • нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;

  • информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.


^ Источники формирования

государственных и муниципальных финансов

Финансовые ресурсы — совокупные денежные средства, форми­руемые в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения ВВП.

Основными источниками формирования государственных финансов служат:

  • взимание налогов и сборов;

  • продажа, иное использование государственного имущества;

  • экспорт нефти и газа;

  • продажа части золотого запаса государства;

  • выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг;

  • платное оказание государственных услуг;

  • использование резервных и страховых фондов;

  • добровольные взносы физических и юридических лиц;

  • внешние и внутренние заимствования и др.

Основными источниками формирования муниципальных финансов
являются:

  • взимание местных налогов и сборов;

  • деятельность муниципальных предприятий;

  • использование собственного (муниципального) имущества;

  • добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

  • часть государственных финансовых средств, направляемых на муниципальные нужды.



ТЕМА 2. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

Управление государственными финансами – набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

  • финансовое планирование;

  • прогнозирование;

  • программирование;

  • финансовое регулирование;

  • финансовый контроль;

  • принятие финансового законодательства;

  • система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, ЦБ РФ и другие.


^ Система управления

государственными и муниципальными финансами

Государственными органами, осуществляющими управление финансами в РФ, являются:

  • Президент РФ;

  • Федеральное Собрание РФ;

  • Правительство РФ;

  • Центральный Банк РФ (Банк России);

  • Счетная палата;

  • Министерство финансов РФ;

  • федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ:

  • Федеральная налоговая служба;

  • Федеральная служба страхового надзора;

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

  • Федеральное казначейство (федеральная служба).

  • иные федеральные органы исполнительной власти в сфере финансов.

Президент РФ в сфере финансов выполняет функции, вытекающие из статуса главы государства:

  • определяет основные направления внешней и внутренней по­литики;

  • Представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ;

  • назначает федеральных министров;

  • освобождает от должности федеральных министров; отправляет в отставку Правительство РФ;

  • подписывает федеральные законы (в том числе — о Федераль­ном бюджете);

  • издает нормативные акты.

Федеральное Собрание:

  • рассматривает и утверждает государственный бюджет;

  • утверждает отчет о его исполнении;

  • принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах;

  • определяет предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

  • утверждает Председателя Правительства РФ, аудиторов Счет­ной палаты, руководство Центрального Банка РФ.

Правительство РФ:

  • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федераль­ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование эконо­мических процессов;

  • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

  • вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

  • осуществляет управление федеральной собственностью;

  • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестицион­ного сотрудничества.

Правительство РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

  • разрабатывает и реализует налоговую политику;

  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

  • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Целями деятельности Центрального Банка РФ (Банка России)являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Феде­рации;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи­зует наличное денежное обращение;

  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных ор­ганизаций, организует систему их рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резер­вами;

  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осу­ществление банковских операций, приостанавливает их дей­ствие и отзывает их;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юри­дическими и физическими лицами;

  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для бан­ковской системы;

  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  • принимает участие в разработке и составлении прогноза платежного баланса;

  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на ор­ганизацию проведения операций по покупке и продаже ино­странной валюты;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

^ Задачи Счетной палаты:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государст­венной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на фор­мирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устране­ние, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ (ЦБ РФ, Банке России), уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреж­дениях РФ;

  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

^ Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функции определяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

  • высшее должностное лицо субъекта РФ;

  • законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

  • высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

  • территориальные органы Министерства финансов РФ в субъ­екте РФ;

  • иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муници­пального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъ­екта РФ. Как правило, к данным органам муниципального образо­вания относятся:

  • глава;

  • представительный орган;

  • исполнительный орган;

  • иные органы.


Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики;

  • нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая сферы:

  • бюджетную;

  • налоговую;

  • страховую;

  • валютную;

  • банковскую;

  • государственного долга;

  • аудиторской деятельности;

  • бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

  • производства, переработки и обращения драгоценных метал­лов и драгоценных камней;

  • таможенных платежей, включая определение таможенной
    стоимости товаров и транспортных средств;

  • инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

  • организации и проведения лотерей, азартных игр;

  • производства и оборота защищенной полиграфической про­дукции;

  • выработку финансовой политики в области государственной
    службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

  • организации и функционирования бюджетной системы РФ;

  • федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения и отчетности о его исполнении;

  • разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправ­ления;

  • финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюд­жетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

  1. разрабатывает и утверждает:

  • порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;

  • порядок составления отчетности об исполнении федераль­ного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и консолидированного бюджета РФ;

  • отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъек­тов РФ и органов местного самоуправления и др.;

  1. осуществляет:

  • составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;

  • представление в Правительство РФ отчетов об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюд­жета РФ;

  • участие от имени Правительства РФ в деятельности Париж­ского клуба и других клубов и форумов; подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должни­ками в рамках указанных клубов и форумов;

  • иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

  • Федеральной налоговой службы;

  • Федеральной службы страхового надзора;

  • Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

  • Федерального казначейства.


Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет: налогов и сборов; иных обязательных платежей;

  • производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

  • функции агента валютного контроля (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • представление в делах о банкротстве и в процедурах банкрот­ства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

  • Федеральная налоговая служба (далее в этом абзаце — Служба);

  • ее территориальные органы:

  • управления Службы по субъектам РФ;

  • межрегиональные инспекции Службы;

  • инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления;

  • инспекции Службы межрайонного уровня.


Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою дея­тельность:

  • непосредственно;

  • через свои территориальные органы.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

  • принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстанов­лении действия и отзыве лицензий;

  • выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

  • ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

  • осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

  • осуществление контроля за предоставлением субъектами стра­хового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

  • получение, обработка и анализ отчетности, представляемой су­бъектами страхового дела;

  • выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

  • обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим ли­цом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

  • обобщение практики страхового надзора; разработка и пред­ставление в установленном порядке предложений по совер­шенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.


^ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

  • органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно;

  • через свои территориальные органы.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

  • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на террито­рии РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей пра­воохранительных органов федерального уровня и руководи­телей правоохранительных органов субъектов РФ;

  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пре­сечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюд­жетной сфере;

  • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финан­сового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за со­ответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

  • организация с участием агентов валютного контроля, правоох­ранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

  • организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.


^ Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма;

  • выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Ранее Федеральная служба по финансовому мониторингу нахо­дилась в ведении Министерства финансов РФ. С сентября 2007 г. Служба передана в непосредственное ведение Правительства РФ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно;

  • через свои территориальные органы.

Важнейшими функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  • осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма; привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законода­тельства;

  • сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

  • проверка в соответствии с законодательством РФ о противо­действии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма, полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по предоставленной информации;

  • выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

  • осуществление в соответствии с законодательством РФ о про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

  • создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  • подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в от­ношении которых имеются сведения об их участии в экстреми­стской деятельности, и представление его в Министерство финансов РФ;

  • участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомст­венного характера, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма;

  • изучение международного опыта и практики противодействия ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  • иные функции, предусмотренные законодательством.


^ Федеральное казначейство РФ

Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции:

  • по обеспечению исполнения федерального бюджета;

  • кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

  • предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета: главными распорядителями; распорядителями; получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность:

  • непосредственно;

  • через свои территориальные органы.

При этом Федеральное казначейство взаимодействует:

  • с другими федеральными органами исполнительной власти;

  • органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • органами местного самоуправления;

  • Центральным банком РФ;

  • общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета:

  • показатели сводной бюджетной росписи;

  • лимиты бюджетных обязательств;

  • объемы финансирования;

  • ведет учет:

  • операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

  • показателей сводной бюджетной росписи федерального бюд­жета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

  • открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях:

  • счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;

  • лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

  • устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

  • ведет сводный реестр: главных распорядителей; распорядителей; получателей средств федерального бюджета;

  • составляет и предоставляет в Министерство финансов РФ.

  • оперативную информацию;

  • отчетность об исполнении федерального бюджета;

  • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для состав­ления отчетности об исполнении федерального бюджета и кон­солидированного бюджета РФ;

  • осуществляет:

  • распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сбо­ров между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

  • прогнозирование и кассовое планирование средств феде­рального бюджета;

  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной сис­темы РФ;

  • иные полномочия, предусмотренные законодательством;

  • обобщает практику применения законодательства РФ в уста­новленной сфере деятельности и вносит в Министерство фи­нансов РФ предложения по его совершенствованию;

  • обеспечивает:

  • в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

  • своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

  • мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

  • организует:

  • профессиональную подготовку работников Федерального казначейства;

  • их переподготовку;

  • повышение квалификации;

  • стажировки;

  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государ­ственные контракты:

  • на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства;

  • проведение научно-исследовательских работ для государст­венных нужд в установленной сфере деятельности.


  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (792.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации