Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Возрастная анатомия и физиология - файл 1.docx


Контрольная работа - Возрастная анатомия и физиология
скачать (35.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx36kb.18.11.2011 14:51скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание

1. Возрастные особенности органов дыхания…………………………….

3

2. Половое созревание девочек…………………………………………….

5

3. Таблица «Витамины»……………………………………………………

12

4. Список использованной литературы…………………………………...

18





1. Возрастные особенности органов дыхания

Полость носа, ее преддверие и обонятельная область развиваются из обонятельных, носовых, ямок; остальная часть полости образуется из первичной полости рта после того, как небные отростки разделяют первичную полость рта на собственно ротовую полость и носовую полость. У новорожденного полость носа очень узка, дно полости расположено немного ниже линии, проведенной через оба подглазничных отверстия. Нижний носовой ход почти не развит, слабо развит верхний, наибольший из них средний; полное формирование всех носовых ходов происходит к 14-15 годам.

Феномен избирательного поглощения энергии физических факторов при физиотерапии различными типами воспринимающих клеток и биологических структур свидетельствует о разнородности (гетерогенности) лечебного воздействия физиотерапевтических факторов разной природы и формируемых ими лечебных эффектов. Гетерогенность физиотерапии определяет разнородность воспринимающих структур-мишеней (акцепторов), молекулярных, клеточных и системных механизмов лечебного действия разномодальных физических факторов.

Лечебный эффект физиотерапии определяется сочетанием взаимосвязанных процессов, развивающихся под действием физического фактора, распределение энергии которого зависит от свойств тканей-мишеней.

Разнородность формирования реакций целостного организма на лечебные физические факторы физиотерапии различной природы позволяет в каждом конкретном случае прогнозировать те или иные специфические лечебные эффекты, а также выделить конкретный физический фактор и метод его использования из имеющегося множества и определяет присущие только ему лечебные эффекты. Универсальные механизмы организации центральной нервной системы обеспечивают единство процессов развития приспособительных реакций организма к данному фактору физиотерапии, 

особенно при продолжительном воздействии. Диалектика разнородности и единообразия механизмов действия лечебных физиотерапевтических факторов на организм — важный компонент общей приспособительной реакции организма больного, направленной на восстановление нарушенных функций. В основе такой диалектики лежит гетерогенность лечебных эффектов физиотерапевтических факторов.

Околоносовые пазухи находятся в зачаточном состоянии. Ячейки решетчатой кости формируются к 2 годам жизни; лобная и клиновидная пазухи у новорожденного отсутствуют, они появляются в конце первого - начале второго года; пазуха верхней челюсти существует, но развита слабо, и только к 9 годам она развита настолько, что ее дно лежит на уровне дна полости носа. Гортань, трахея, бронхи, легкие - все эти органы дыхания возникают из выпячивания брюшной стенки переднего отдела кишечной трубки. Краниальные отделы этого выпячивания идут на образование гортани и трахеи, каудальные отделы образуют два утолщения, из которых формируется правое и левое легкое, и главные бронхи. Гортань у новорожденного воронкообразной формы, длиной до 1,53 см, сагиттальный размер меньше фронтального, располагается почти на три позвонка краниальнее, чем у взрослого; с возрастом она опускается и к 13-14 годам занимает положение, как у взрослою. Трахея у новорожденного длиной до 50 мм, по форме воронкообразная и коническая, располагается несколько справа от срединной плоскости, достигает краниально нижнего края IV шейного позвонка, каудально заканчиваясь бифуркацией, расположенной на уровне III-IV грудного позвонка; в 13 лет этот уровень соответствует нижнему краю VI грудного позвонка. Просвет трахеи непостоянен: у новорожденного несколько уплощен, в дальнейшем имеет продолговатую форму и у взрослого - округлую. У новорожденного с еще не вполне развитыми хрящами задняя стенка, лишенная хрящей, составляет значительно большую часть, чем у взрослого. Длина правого главного бронха у новорожденного составляет 1,17 см, левого 1,6 см, окружность правого 1,4 см, левого 1,2 см; в 

дальнейшем к 15-16 годам длина правого 3,28 см, левого 3,05 см, окружность правого 3,6 см, левого 3,16 см. Легкие у новорожденного после первых дыхательных движений в сравнении с легкими недышавшего новорожденного значительно больше по размерам. Они более удлинены, полностью заполняют (вместе с сердцем и вилочковой железой) полость грудной клетки. Их нижняя граница сзади на уровне Х и XI ребра, по подмышечной линии их нижняя граница проходит на уровне VIII ребра; верхушки легких лежат на уровне I ребра. В дальнейшем с возрастом верхушки, как и все органы грудной полости, опускаются. Только в начале второго года жизни соотношения размеров долей и легких в целом становятся теми же, что и у взрослого. Рост бронхиального и альвеолярного дерева (увеличение количества порядков бронхов и бронхиол) продолжается до 7 лет.


^ 2. Половое развитие девочек

Вопреки распространенному мнению, половое развитие девочки начинается вовсе не с наступлением подросткового возраста, а гораздо раньше, и заботиться о том, чтобы оно прошло успешно, родители должны, начиная с самого раннего возраста дочери.

Если говорить в целом, то в понятие полового развития должна быть включена и половая идентификация ребенка, то есть вопросы больше психологического, чем гинекологического характера, и физическое развитие девочки, и выработка у нее необходимых гигиенических навыков.

Новорожденная девочка уже имеет набор половых гормонов - правда, доставшихся ей от мамы во время родов. Иногда в первые дни жизни малышки у нее происходит настоящий гормональный криз, во время которого набухают молочные железки и из них могут выделяться капельки белого цвета, напоминающие молоко. Могут появиться выделения и из влагалища девочки: иногда в виде белей, а иногда даже в виде кровянистых капелек, удивляющих и пугающих неподготовленных к этой ситуации мам.



Однако вскоре материнские гормоны прекращают действовать, и половое развитие девочки протекает по большей части в психологической сфере. Это очень важный момент, в который определяется самосознание и самоутверждение ребенка как девочки, будущей женщины.

Для дошкольного возраста очень важны традиционные игры девочек в дочки-матери и куклы, стремление быть красивой, похожей на маму, ассоциирование себя с женскими персонажами сказок.

Психологи часто описывают романтическую влюбленность маленьких девочек в папу, которому в этом возрасте дочери отводится роль идеального мужчины — ведь давно не секрет, что отношения с мужчинами подросшая девочка будет строить, исходя из модели своих отношений с отцом.

Впрочем, часто в дошкольном возрасте возникают и первые влюбленности в мальчиков, в которых, разумеется, нет никакого эротического подтекста, но несомненен подтекст половой — маленькие женщины и мужчины пробуют осваивать те роли, которые рано или поздно им придется исполнять в жизни.

Что же касается непосредственно периода полового созревания, то его черед наступает примерно с возраста 8—9 лет. Половое созревание девочки проходит в несколько стадий и занимает временной промежуток равный 9—10 годам, то есть с 8—9 до 17—18 лет.

Начинается период полового созревания с появления вторичных половых признаков, а завершается полной соматической и половой зрелостью девушки. Разумеется, нельзя говорить о том, что период полового созревания протекает одинаково и в одном возрасте у всех девочек: как психологически, так и физически половое развитие может быть индивидуальным.

Период полового созревания девочки начинается, как правило, с резкого «скачка» роста — до 10 см в год. Из-за того, что период полового созревания у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в его начале девочки нередко обгоняют ровесников в росте и развитии. Мальчики и 

девочки «выравниваются», как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17—18 лет все еще растет, а девушка того же возраста уже давно остановилась в росте.

С резким скачком роста в начале периода полового созревания связана и знаменитая «нескладность» девочек этого возраста. В этой нескладности и непропорциональности нет ничего страшного, и она никоим образом не помешает девочке к концу периода полового созревания превратиться из гадкого утенка в прекрасного лебедя. А вызвана она тем, что разные кости девочки растут с разной скоростью, а не синхронно. Быстрее всего вырастают кости кистей и стоп, кости лицевого черепа, а в последнюю очередь — туловище. Поэтому девочка-подросток чаще всего имеет непропорционально длинные руки и ноги, вытянутое «лошадиное» лицо. Более того, рост мышц отстает от роста костей, из-за чего девочка кажется нескладной и угловатой. В свою очередь, развитие нервных окончаний и кровеносных сосудов не успевает за ростом мышц, и именно это вызывает плохую координацию движений, неловкость, неуклюжесть девочки-подростка.

Из-за роста скелета начинает изменяться и кожа девочки: она не успевает расти пропорционально росту костей и начинает растягиваться. При этом могут возникнуть трещины и другие повреждения кожи, и для того, чтобы их избежать, начинают активно работать сальные железы, выделяющие смазку. Это делает и кожу, и волосы более жирными, на коже появляются угри, которые доставляют девочке немало страданий.

Бороться со всеми этими неприятностями можно только с помощью гигиенических процедур: умывать лицо не водой, а лосьонами или пенками для умывания, не пользоваться сверх меры такими косметическими средствами, как тональные кремы и пудра, закупоривающая поры кожи. Так же тщательно девочка должна следить и за состоянием волос.

Одновременно со всеми изменениями, связанными с ускоренным ростом, обычно с 10 лет, у девочки начинается фаза телархе — созревания и 

роста молочных желез. Рост груди начинается с соска и околососкового кружка — ареолы, затем начинает расти железа в целом. Грудь у девушки растет долгое время, и окончательный размер груди устанавливается только после кормления ребенка грудью. Предпоследней стадии рост молочной железы достигает приблизительно к 16 годам, у некоторых девушек раньше, у некоторых позже.

Одновременно с телархе, в 10—11 лет, у большинства девочек начинает развиваться оволосение лобка или пубархе. Впрочем, первые волосы на лобке могут появиться и раньше 10 лет, а последняя стадия пубархе достигается только к 15—16 годам. По тому, как происходит оволосение лобка у девочки, можно судить о соотношении женских и мужских половых гормонов (эстрогенов и андрогенов) в ее организме.

Дело в том, что женские половые гормоны — эстрогены — сдерживают распространение волос, а мужские — андрогены — стимулируют его. Поэтому, как правило, сильное оволосение тела для женщин нехарактерно.

В норме зона оволосения на лобке имеет форму треугольника вершиной вниз. Если же зона пубархе принимает форму ромба, то это повод обратиться к врачу-эндокринологу.

Кроме того, приблизительно с 13 лет у девочки появляются волосы под мышками и на ногах. Задача матери — вовремя объяснить дочери, как устранять нежелательные волосы, а главное, дать понять юной девушке, что незначительный рост волос на определенных участках тела — это нормальный и естественный процесс, который ничуть не мешает девочке быть красивой и женственной. Но конечно, именно мать должна в первую очередь обратить внимание на чрезмерное оволосение ног или лобка девочки, на появление волос на ее груди, животе, лице.

Во всех этих случаях консультация гинеколога и эндокринолога обязательна, так как возможно, что причиной такого оволосенения являются 

гормональные сбои или просто недостаток женских и избыток мужских половых гормонов.

В это время необходимо уделять самое пристальное внимание образу жизни девочки, ее привычкам и пристрастиям. Следует помнить (в основном родителям), что такие факторы как переедание и наоборот постоянное недоедание из-за следования диетам, недостаточные физические нагрузки, недостаток движения, сидячий образ жизни могут негативно отразиться на становлении половой функции девочки, так как провоцируют нарушения жирового обмена.

Если вспомнить о том, что именно в этом возрасте гормональный взрыв обуславливает очень сложный психологически «переходный возраст», то становится понятно, насколько тяжело жить девочке с такой неустойчивой ранимой психикой, повышенной эмоциональностью, мнительностью, раздражительностью в этом новом непривычном ей и не устраивающем ее теле.

Нужно огромное терпение и понимание родителями всей тяжести положения дочери для того, чтобы суметь помочь ей, объяснить временность этой ситуации и вместе продумать, чем и как можно облегчить проявления периода полового созревания.

Все описанные выше признаки полового созревания девочки включаются в первую стадию полового созревания, которая завершается примерно в 12—15 лет с появлением первой менструации — менархе.

Следует помнить о том, что появление первой менструации в возрасте до 10 лет, а также их задержка далее 16 лет должны быть поводом для визита к врачу.

Разумеется, для неподготовленной девочки первая менструация — это стресс. Она может испытывать страх, бояться рассказать о происшедшем даже маме, просто впасть в панику. Поэтому для девочки очень важно узнать о будущих месячных еще до того, как они наступят. Мама должна заранее спокойно объяснить дочери, что это нормальный этап женского созревания, а 

потом порадоваться за ставшую взрослой девушку и, конечно, научить ее пользоваться необходимыми средствами гигиены и рассказать о том, как следует вести себя во время месячных.

Необходимо сказать о том, что регулярный цикл устанавливается не сразу, а примерно в течение года после менархе. Но после появления первых месячных даже при неустановившемся нерегулярном цикле девушка может забеременеть в случае начала половой жизни, и поэтому предохранение уже необходимо.

После наступления месячных в развитии девушки начинается так называемый пубертатный период. Для него характерно активное развитие наружных и внутренних половых органов, а также установление регулярного менструального цикла.

В норме продолжительность установившегося цикла — от 21 до 35 дней. Напомним о том, что цикл считается с первого дня менструации включительно по первый день следующей менструации исключительно. Менструация в норме длится от 3 до 7 дней. Если продолжительность цикла намного больше или меньше, или менструация длится долго и при этом девушка теряет большое количество крови, необходимо обратиться к врачу-гинекологу, так как, скорее всего, это свидетельствует о каких-либо нарушениях в половой сфере.

Следует помнить о том, что недавно установившийся менструальный цикл неустойчив, и его легко сбить: менструация может не начаться вовремя из-за смены климата, из-за стресса, переутомления и по ряду других причин. Такая задержка или, наоборот, несвоевременное начало менструации еще не говорит о каких-либо нарушениях репродуктивной функции.

Менструации у девушек, не живущих половой жизнью, могут быть болезненными из-за девственной плевы, мешающей нормальному выходу крови. Обычно после начала половой жизни болезненность месячных проходит. Однако при сильных болях во время менструации лучше все-таки показать девочку гинекологу, который сможет точно установить причину 

болезненных месячных. Кроме девственной плевы причина может быть и в незрелости организма, и в гормональных проблемах, и в наличии воспалительного инфекционного процесса и даже в приступе аппендицита. Определив причину болей, гинеколог назначит подходящее средство для ее облегчения.

После установления регулярного менструального цикла девочку следует приучить вести календарь месячных. Эта привычка должна остаться с ней на всю жизнь, так как такой календарь нужен, например, при обращении к гинекологу, а также при планировании беременности.

Столь же незыблемой привычкой должны стать гигиенические процедуры во время менструации: ежедневное подмывание теплой водой, отказ от приема ванны и купания во время месячных. По поводу использования средств гигиены у врачей до сих пор нет единого мнения. Некоторые считают, что тампоны могут использовать даже девственницы, другие уверяют, что для девушки тампоны вредны. Поэтому на всякий случай, особенно при обильных месячных, и особенно в первые дни менструации, девушке лучше использовать прокладку.

К 18 годам период полового созревания, как правило, заканчивается. В зависимости от индивидуальных особенностей девушек, некоторые в этом возрасте уже активно живут половой жизнью, а некоторые не проявляют к этой сфере жизни повышенного интереса. Но в любом случае, девушка 18 лет — уже не подросток, а взрослая девушка, отношение к которой со стороны родителей должно быть соответствующим.




3. Таблица «Витамины»

Вита-мины

Суточ-

ная

норма

Функции

Источник получения

Проявление гипо-

или авитаминоза

А

около 3300 МЕ

участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, функции клеточных и субклеточных мембран, играет важную роль в формировании костей и зубов, а также жировых отложений; необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения.

Лучшие источники витамина А - рыбий жир и печень, следующими в ряду стоят сливочное масло, яичные желтки, сливки и цельное молоко.

Самым известным симптомом гиповитаминоза А является так называемая "куриная слепота" (ночная слепота или гемералопия) - резкое ухудшение зрения при пониженной освещенности. Дефицит витамина А ведет к изменениям практически во всех органам и системах организма

B1

10 мг-взрослые

5 мг-дети

Витамин B1 необходим для окислительного декарбоксилирования кетокислот, (пировиноградной и молочной), синтеза ацетилхолина, он участвует в углеводном обмене и связанных с ним энергетическом, жировом, белковом, водно-солевом обмене, оказывает регулирующее воздействие на трофику и деятельность 

нервной системы.



Больше всего содержится в горохе, крупах овсяной и гречневой крупах, орехах, жирной свинине.

При полном авитаминозе B1 развивается болезнь бери-бери: в организме нарушается углеводный обмен, и накапливаются молочная и пировиноградная кислоты. При этом наблюдаются поражения нервной системы (полиневриты, которые могут оканчиваться параличами), сердечной мышцы 

(она теряет способность эффективно сокращаться, сердце больного увеличивается, учащается пульс), пищеварительного тракта (снижается аппетит, появляются запоры). У больных наблюдается резкое общее истощение, распространенный или частичный отек.



B12

0,4-4 мкг

Активной формой витамина B12 является аденозил-

кобаламин, или кобамамин.

Цианокобаламин обладает выраженным липотропным действием, он предупреждает жировую инфильтрацию печени, повышает потребление кислорода клетками при острой и хронической гипоксии.

Витамин B12 участвует в процессах трансметили-

рования, переноса водорода, активирует синтез метионина. Усиливая синтез и способность к 

накоплению протеина в организме, уианоокбаламин оказывает также анаболическое воздействие.



Морская капуста, соя и соевые продукты, дрожжи, хмель, Печень, почки, говядина, домашняя птица, рыба, яйца, молоко, сыр, устрицы, сельдь, макрель

Плохая усвояемость пищи, запор, расширение печени

Хроническая усталость, раздражительность, депрессия, головокружение, звон в ушах, сонливость, головные боли, затрудненное дыхание, расстройства зрения, галлюцинации, потеря памяти.

Пернициозная анемия, неврологические расстройства, иммунодефициты, гастродуодениты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Даже небольшое снижение содержания 

цианокобаламина в крови по сравнению с нормой может нанести значительный вред мозгу и нервной системе.



B2

0,5-1,8

мг

Витамин B2 интенсифицирует процессы обмена веществ в организме, участвуя в метаболизме белков, жиров и углеводов.

Рибофлавин необходим для образования красных кровяных телец и антител, для дыхания клеток и роста. Он облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос.

Дрожжи, листовые зеленые овощи, крупы (гречневая и овсяная), горох, зародыши и оболочки зерновых культур, хлеб. Печень, почки, мясо, рыба, сыр, молоко, йогурт, прессованный творог, яичный белок.

Дефицит рибофлавина, прежде всего, отражается на тканях, богатых капиллярами и мелкими сосудами (ткань мозга). При дефиците частым проявлением может быть церебральная недостаточность разной степени выраженности, проявляющаяся ощущением общей слабости, головокружением, снижением тактильной и болевой чувствительности, повышением сухожильных рефлексов и др.

Недостаток рибофлавина может также приводить к нарушению усвоения железа и ослаблять щитовидную железу.

B5

2-7 мг

Важнейшим свойством витамин В5 является его способность стимулировать производство гормонов 

надпочечников - глюкокортикоидов, что делает его мощным средством для лечения таких заболеваний как артрит, колит, аллергия и болезни сердца.

Он играет важную в формировании антител, способствует усвоению других витаминов, а также принимает участие в синтезе нейротрансмиттеров



Горох, дрожжи, фундук, зеленые листовые овощи, гречневая и овсяная крупы, цветная капуста. Печень, почки, 

сердце, цыплята, яичный желток, молоко, икра рыб.



К дефициту витамина могут привести малое содержание в пище белков, жиров, витамина С, витаминов группы В, заболевания тонкого 

кишечника с синдромом малабсорбции, а также длительное применение многих антибиотиков и сульфаниламидов.



B6

0,5-2,2 мг

Играет важную роль в обмене веществ, необходим для нормального функционирования центральной и периферической нервной системы, участвует в синтезе нейромедиаторов. В фосфорилированной форме обеспечивает в процессы декарбоксилирования, переаминирования, дезаминирования аминокислот, участвует в синтезе белка, ферментов, гемоглобина, простагландинов, обмене серотонина, катехоламинов, глутаминовой кислоты, ГАМК, 

гистамина, улучшает использование ненасыщеных жирных кислот, снижает уровень холестерина и липидов в крови, улучшает сократимость миокарда, способствует превращению фолиевой кислоты в ее активную форму, стимулирует гемопоэз.



Неочищенные зерна злаковых, зеленые листовые овощи, дрожжи, гречневая и пешеничная крупы, рис, бобовые, морковь, авокадо, бананы, грецкие орехи, патока, капуста, кукуруза, горчица полевая, картофель, соя.

Травы: подорожник, люцерна, котовник кошачий, солома овса. Мясо, рыба, устрицы, молоко, печень трески и крупного 

рогатого скота, почки, сердце, яичный желток.



судороги, депрессия, раздражительность, заторможенность, повышение уровня тревожности, бессонница

дерматит на лице, над бровями, около глаз, иногда на шее и волосистой части головы, сухие дерматиты в области носогубной складки, себорея, глоссит, хейлоз с вертикальными трещинами губ, стоматит

снижение аппетита, тошнота и рвота (особенно у беременных)

конъюнктивиты, полиневриты верхних и нижних конечностей


Недостаток пиридоксина ведет к снижению такого показателя функционирования иммунной системы, как количество Т-лимфоцитов.



B9

40-300 мкг

Фолиевая кислота обладает акцепторными свойствами по отношению к водороду, и это определяет ее участие в окислительно-восстановительных процессах.

Фолиевая кислота метаболизируется до тетрагидро-

фолиевой кислоты, являющейся кофактором ферментных систем, принимающих участие в переносе различных углеродных радикалов.

Фолатные коферменты участвуют и биосинтезе 

пуриновых и пиримидиновых основыний, нуклеиновых кислот, аминокислот, а также увеличивают использование организмом глютаминовой кислоты и тирозина.

Фолиевая кислота принимает активное участие в процессах регуляции функций органов кроветворения, оказывает антианемическое воздействие при макроцитарной анемии. Также положительно влияет на функции кишечника и печени, повышает содержание холина в печени и препятствует ее жировой инфильтрации.

Фолиевая кислота поддерживает иммунную систему, способствую нормальному образованию и функционированию белых кровяных телец.



Бобовые, зеленые листовые овощи, морковь, злаки (ячмень), отруби, гречневая и овсяная крупы, бобовые, дрожжи, орехи, бананы, апельсины, дыня, абрикосы, тыква, дрожжи, финики, грибы, корнеплоды. Печень, говядина, баранина, свинина, курица, яичный желток, молоко, сыр, лосось, тунец

Симптомы гиповитаминоза

"Красный язык", анемия, апатия, усталость, бессонница, беспокойство, нарушения пищеварения, поседение, замедление роста, затрудненное дыхание, проблемы с памятью, врожденные дефекты потомства.




Список использованной литературы

Блинкин С.А. “ Имунитет и здоровье”,- М.: Знание. 1977г.

Бреусенко В. Г., Савельева Г. М. Анатомо-физиологические особенности девочки в процессе созревания репродуктивной системы //www.medichelp.ru/posts/view/7296

Вент Ф. “В мире растений”, - М.,1993 г.

Вершигора А.Е. “Витамины круглый год”,-М 1998 г.

Карелин А.О. , Ерунова Н.В. “Витамины”, -М.: серия советы доктора 2002.г

материалы с сайта http://www.med2000.ru/

Таточенко Владимир Нарушения полового развития //zdd.1september.ru/2004/01/1.htm




Скачать файл (35.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации