Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Хронология и динамика развития связей с общественностью на американском континенте - файл


скачать (70 kb.)


Хронология и динамика развития связей с общественностью на американском континенте

Однако, если рассматривать появление и развитие связей с общественностью как профессиональной сферы деятельности, то необходимо обратиться к опыту, приобретенному США в области связей с общественностью и проследить основные этапы данного явления.

Впервые выражение «public relations» ввел Томас Джефферсон, третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под активизацией связей с общественностью Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.

Таким образом, на первом этапе, условно названном «американским началом», привлечение широкой общественности на свою сторону требовалось, в первую очередь, политикам. На этом этапе технологии связей с общественностью полностью вписывались в процессы политической агитации и пропаганды.



Второй исторический этап можно условно назвать «этапом паблисити» (паблисити – это приемы создания известности, популярности чему- или кому- либо). Этот период можно хронологически обозначить 1810-1900 гг.

В это время активно осваивается американский Запад. Меняются социально-экономические условия жизни. Растут крупные города. Происходит значительная аккумуляция капитала в частном секторе. Формируются гигантские корпорации.

В 20-30-е годы государство оказывает активную поддержку развитию коммуникационных сетей страны, строительству каналов и железных дорог, становлению национального хозяйства. В то же время растет недоверие бизнесменов к государству из-за стремления президента Джексона к государственному регулированию. Открываются первые публичные школы для ликвидации безграмотности. Растущий уровень грамотности стимулировал увеличение тиражей газет и журналов. В 1830 году в Америке насчитывалось газет больше чем в любой другой стране мира. Широкое распространение прессы вызвало появление новой профессии – пресс-агентов (посредники). Именно пресс-агенты реализовали на практике первые усилия по работе с общественностью.

Если верить довольно распространенной в американской литературе точке зрения, в те времена пионерами пресс-посредничества выступали бродячие цирки и театральные труппы, нанимавшие специалистов, нередко из числа бывших журналистов. В обязанность им вменялось любыми способами обеспечивать хорошую прессу и, естественно, хорошую кассу.

Несколько иной оттенок носила пресс-посредническая деятельность, цель которой заключалась не только в том, чтобы обеспечивать клиента хорошей прессой, но и формировать у людей новую мотивацию, подсказывая им, чего именно они должны особенно хотеть, к чему стремиться. Ярчайшим свидетельством этого была работа публицистов в пользу железнодорожных компаний, в определенной мере консолидировавшая американскую нацию, создав романтическую ауру вокруг расширения Соединенных Штатов на запад континента, что и ныне находит отражение в жанре вестерна – произведениях об освоении «Дикого Запада».

Начиная с середины прошлого столетия железнодорожные компании вместе с предпринимательскими организациями, призывавшими осваивать новые земли, широко использовали паблисити и рекламу, убеждая людей продвигаться далее на Запад.

Пресс-агенты организовывали пропагандистские кампании, советуя строителям железных дорог не просто прокладывать колею на запад, но и раскрыть перед населением необозримые перспективы предпринимательской деятельности на новом месте. Паблисити, развернутое пресс-агентами, выступало основной силой, подталкивающей людей к новым землям и к новой жизни.

«Этап паблисити» стал периодом, когда взаимодействие с общественностью ограничивалось открывшимися, в первую очередь благодаря прессе, возможностями манипулирования общественным сознанием для продвижения нужных идей, товаров и услуг.



Следующий этап – 1900-1920 гг. – американские исследователи связей с общественностью иногда называют «эпохой жареных фактов».

В конце XIX- начале XX века закончился период бесконтрольного промышленного роста на Западе. Мощные экономические кризисы потрясли деловой мир Америки, «голодные демонстрации» безработных прокатились во многих крупных городах. В стране нарастало сопротивление господству корпораций и монополий.

В общественной жизни Америки период с 1900 по 1920 гг. был связан с публичными скандалами вокруг монополий и коррумпированных чиновников. Группа американских журналистов, писателей, социологов обличали политические и социальные пороки американского общества, предавали гласности случаи коррупции, приемы конкурирующих компаний, условия жизни рабочих. Журналистика затронула и деятельность правительства.

Оказавшись на некоторое время бессильными противостоять нарастающему всеобщему недовольству, крупные магнаты сначала попробовали перехватить инициативу в свои руки и развернуть собственную рекламу, чтобы как-то нейтрализовать критически настроенных журналистов. Они прибегали и к угрозам, и к подкупам, однако это не сработало. Тогда они стали нанимать публицистов и пресс-агентов, которые должны были преподносить общественности мнение предпринимателей по поводу тех или иных событий. Перед лицом новых требований пресс-агенты объединяются в пресс-агентства, чтобы продавать свои услуги деловому миру, обеспокоенному кампаниями в прессе.

Эти наемные специалисты зачастую строили свои пропагандистские материалы вокруг реальных проблем, но подавали их в выгодном для монополистов свете. Теперь публика получила возможность смотреть на одни и те же вещи с разных позиций и взвешивать каждую из них.

Но реальным появлением связей с общественностью или PR на общественной арене Америка обязана Айви Ли – «историческому отцу PR», как называют его все исследователи. Айви Ли пользовался термином publicity для определения своей деятельности. В 1907 году он опубликовал «Декларацию о принципах», которую исследователи называют «первым моральным кодексом профессии». В Декларации указывалось на необходимость принимать во внимание общественные интересы и пользоваться правдивой информацией. Декларация знаменовала перелом в отношении к общественности, в первую очередь, деловых кругов. Владельцы монополий пришли к выводу, что корпорации могут иметь все: и капитал, и рабочую силу, и сырье, однако надеждам на успех не суждено будет сбыться, если игнорировать общественность и общественное мнение. Как оказалось, наилучшим средством такого влияния являются откровенность, доброжелательность и справедливость. Именно в этом заключался и ныне заключается путь к налаживанию добрых взаимоотношений между предпринимателями и общественностью.

Айви Ли работал на Дж. Рокфеллера. Айви Ли настоял на принципах полноты и открытости информации, связанной с деятельностью Дж.Рокфеллера и принадлежащих ему кампаний, публикуя в прессе суммы уплаченных налогов; зарплат персонала; число рабочих мест, обеспеченных деятельностью предприятий своего патрона. Ему удалось превратить последнего из символа жестокого короля и эксплуататора в символ благотворительности. Рокфеллер предстал в глазах общественности добрым стареньким дедушкой. Айви Ли показывал его в реальных ситуациях повседневной жизни: как он проводит свободное время, посещает церковь, празднует день рождения и т.д. На страницах газет и журналов стали появляться рассказы о пожилом джентльмене. Печатные органы выбирались очень тщательно. О религиозности Рокфеллера материалы посылались в издания для женщин. Материалы о его любви к детям, чувстве юмора, хобби печатали, соответственно, другие журналы. Целью Ли было подать Рокфеллера таким образом, чтобы его легко смог понять и оценить каждый человек.

Четвертый период – 20-40 годы XX века – можно условно назвать этапом становления public relations как профессии и научной дисциплины. 1923 год многие исследователи полагают годом, когда начались «профессиональные PR». В этом году Эдвард Л.Бернейз выпустил первую книгу, описывающую PR-практику, – «Кристаллизуя общественное мнение». Благодаря этой книге тысячи американцев познакомились с новой концепцией PR и обязанностями «советников по связям с общественностью».

В своей практике Э.Л.Бернайз опирался на самые современные исследования своего времени. В качестве методологической основы PR можно назвать теорию стереотипов, разработанную американским социологом и психологом Уолтором Липпманом. В одной из своих книг «Общественное мнение» (1922 год) – У.Липпман высказал мысль о том, что общественное мнение – это улица с двусторонним движением: общество состоит из бесчисленных организаций, групп, ассоциаций, позиции которых необходимо учитывать.

Не случайно Э.Л.Бернайз в своей книге «Биография идеи» пишет о том, что советник по public relations должен создавать взаимодействие между клиентом и общественностью. Эдвард Л.Бернайз называл специалистов в области связей с общественностью «инженерами согласия».

Этап 40-60 годов называют эрой консолидации PR-сообщества. Наряду с формированием новых школ создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью, разрабатываются кодексы профессионального поведения.

Шестой период развития PR с середины 60-х годов до наших дней исследователи увязывают со становлением общества глобальной информации, характерными признаками которого являются ускоренный рост высоких технологий, увеличение числа коммуникационных каналов, постепенное превращение национальных экономик в единую мировую экономическую систему, для которой типичны глобальная зависимость и глобальная конкуренция, входящих в нее экономик. Крупные социально-экономические, политические, экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения того или иного уровня согласия. Отсюда спрос на PR-технологии в бизнесе, политике, социальной сфере становится перманентным.



Еще один новый акцент вызван наступлением в развитых странах «эпохи потребления», когда стоявшая прежде во главе угла задача организации производства была заменена другим приоритетом – организацией сбыта.


Скачать файл (70 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации