Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты и вопросы к экзамену по педагогике - файл 1.doc


Билеты и вопросы к экзамену по педагогике
скачать (237.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc238kb.18.11.2011 15:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ответы на

экзаменационные вопросы

по педагогике


Содержание.

1.Определите требования к профессиональной компетенции и мобильности педагога. 2

2.Охарактеризуйте компоненты педагогической деятельности. Проиллюстрируйте особенности педагогической деятельности примерами из практики. 3

3. Раскройте особенности (этапы развития) педагогической науки, ее место в системе гуманитарных и естественных наук. 5

4. Раскройте особенности развития авторитарной педагогики. 7

5. Раскройте особенности развития гуманистической концепции в педагогике. 8

6. Определите специфику воспитания как социального явления. Подтвердите примерами исторический характер воспитания. 8

7. Охарактеризуйте понятие воспитания в социальном и педагогическом значении. 9

8. Охарактеризуйте педагогический процесс как объект изучения в педагогике. Раскройте функции целостного педагогического процесса. 10

9. Раскройте закономерности и принципы построения педагогического процесса в ДОУ. 10

10. Раскройте основные компоненты педагогического процесса. Проиллюстрируйте примерами из практики. 11

11.Раскройте этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы. 12

12. Охарактеризуйте личность ребенка как объект и субъект воспитании. Подтвердите примерами из опыта работы. 13

13. Дайте сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построение образовательного процесса. 14

14. Раскройте цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми (на основе «Концепции дошкольного воспитания»). 14

15. Раскройте влияние наследственности на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы. 15

16. Раскройте влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы. 15

17. Раскройте влияние воспитания на развитие личности. Покажите на примерах взаимосвязь развития и воспитания. 16

18. Раскройте возрастание в современных условиях требований к педагогу как к исследователю. Охарактеризуйте методы педагогических исследований. 17

19. Проанализируйте взаимосвязь образования и общества. Проиллюстрируйте выводы примерами из практики образования. 18

20. Раскройте принципы, на которых основывается современная система образования в России, проследите специфику их реализации в дошкольном образовании. 18

21. Проанализируйте историческую трансформацию цели воспитания. 19

22. Определите противоречия, которые могут возникать между идеальной и реальной, субъективной и объективной целями воспитания. Предложите выход из противоречия. 20

23. Обоснуйте необходимость вариативных программ воспитания, обучения и развития детей в условиях ДОУ. 21

24. Перечислите комплексные и парциальные программы. Раскройте в чем их различие. 21

25. Дайте характеристику основных требований к программам. Охарактеризуйте вариативные программы. 22

26. Охарактеризуйте педагогику сотрудничества (на основе практики педагогов-новаторов – М.П. Щетинина, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова). 22



  1. ^

    Определите требования к профессиональной компетенции и мобильности педагога.



Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер. Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, провялятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Требования к мобильности педагога:

  • привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;

  • формирование у них потребности в знаниях;

  • формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

  • формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта;

  • разумным использованием системы методов поощрения и наказания, созданием атмосферы сопереживания и т.п.



  1. ^

    Охарактеризуйте компоненты педагогической деятельности. Проиллюстрируйте особенности педагогической деятельности примерами из практики.



Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный, коммуникативный, организаторский.

^ Конструктивный компонент. B работе учителя, большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбора учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработке (трансформации) для изложения учащимся. Вся эта работа, в конечном счете, выливается в подробный конспект урока, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все: содержание, система и последовательность собственных действий, система и последовательность действий учащихся (класса в целом и отдельных учеников).

Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. В связи с этим многие учителя обратились к проблемному обучению и созданию проблемных ситуаций на уроках.

Очевидно, что какими бы общими руководствами (программой методической литературой) ни пользовался учитель, каждый урок зависит во многом от его знаний, его творчества, особенностей мышления, где огромное значение приобретает аналитическая деятельность педагога.

^ Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое неразделимое целое. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями.

Доказательством этому являются примеры из опыта работы в школах студентов - практикантов. Студент может составить перед уроком хороший конспект, а урок не получился, так как он не сумел организовать работу в классе. Или, наоборот, знания студента по предмету и по методике далеко не совершенны, но организаторские способности позволили ему провести урок и добиться определенных результатов

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке, организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.

Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет.

Если же учитель сумел организовать класс, полностью овладел своим поведением, но в изложении материала не поставил перед учениками четкой задачи, не уточнял ответы учащихся во время опроса по ходу изложения материала, то в результате может иметь место тот же недостаток—отсутствие глубокого усвоения знаний.

Это же относится и к организации игровой, трудовой деятельности учеников, их общения.

В процессе организации обучения и познавательной деятельности обязательно выполнение ряда функций. Опытный учитель, обладающий организаторским мастерством, в первую очередь организует совместную деятельность на первом году обучения и обусловливает формирование коллективистических отношений уже к III классу. Важна организация индивидуальной деятельности учащихся, организация влияния коллектива на деятельность каждого, организация влияния родителей на детей, пионерской организации на октябрят, шефов - старшеклассников и шефов - предприятий на класс и т. д. Во всех этих связях и отношениях класса учитель уделяет особое место организации контроля за деятельностью учащихся.

^ Коммуникативный компонент. Он включает в себя установлению поддержание отношений соучениками, родителями, администрацией, учителями.

Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Поэтому взаимоотношения между учеником и учителем в начальных классах, прежде всего, привлекают внимание учащихся. Ученики оценивают в начале обучения не знания учителя или его умение организовать урок, а его доброту, внимательность, и в силу своей большой эмоциональности, впечатлительности младший школьник может подражать этим отношениям.

Влияние коммуникативных качеств учителя на младшего школьника настолько велико, что оно во многом определяет стиль отношений, которые сложатся в коллективе класса.

Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально - положительный активный, эмоционально - положительный пассивный, эмоционально - отрицательный активный, эмоционально - отрицательный пассивный и неуравновешенный.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствуют тому иди другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя с эмоционально - положительным активным отношением к детям, который проявляет открытую доброжелательность, стремится видеть хорошее в личности ученика, активно поощряет учащихся, ученики помогают друг другу, откровенны, инициативны, в классе ярко выражены товарищеские чувства друг к другу.

У учителя эмоционально - неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе (и в конструктивной, и в организаторской его стороне).

Пример: Занятие по содержанию и атрибутике подготовлено хорошо, но воспитатель не владеет коллективом детей, не сумел их сразу заинтересовать – занятие не получится.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (237.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации