Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция. Организация юридической службы в Республике Казахстан - файл 1.doc


Лекция. Организация юридической службы в Республике Казахстан
скачать (366.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc367kb.18.11.2011 15:55скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
ТЕМА 1


РАЗДЕЛ 1: «Профессиональная деятельность юриста»


  1. Понятие профессии, профессиональной деятельности юриста, её место в правовой системе.

  2. Особенности профессии юриста.

  3. Исполнение профессиональных обязанностей.




  1. ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА – особый род занятий, имеющих специальную подготовку людей, как правило осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.



Профессиональная деятельность отдельного юриста или индивидуальная юридическая деятельность - представляет собой как профессиональную работу, выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определённой должности, либо с исполнением соответствующего поручения.



Специфичным для юридической профессии является реализация юристом имеющихся у него правовых знаний в процессе решения правовых задач это специфика и определяет содержание работы юриста его профессиональную карьеру.

^

ПРАВОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА рассматривается:


  1. В статическом аспекте – это нормы права (само право), правовые учреждения, правовая идеология.

  2. В динамическом аспекте – это правотворчества, правореализация и правовое мышление. Профессия юриста, его профессиональная деятельность обеспечивают функционирование правовой системы.


^ 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА


  1. Массовость профессионального юриста – ею занимаются сотни тысяч людей, выполняющих различные виды юридического труда (следователи, прокуроры, судьи, нотариусы и тд.).

  2. Особая ответственность юридической деятельности – она бывает внешней и внутренней.

  3. Конфликтность деятельности юристов – юристы и их профессиональная деятельность постоянно находятся под давлением различных сил и интересов.

  4. Престижность юридической профессии – имеет 2 стороны: с одной – уважаемая профессия, а с другой – это настороженность и повышенные требования.

  5. Интеллектуальная привлекательность – профессиональная деятельность мотивирует юриста на поиск истины, достижении успеха, поиск выхода из сложной ситуации.

  6. Коллективность труда юриста – юристы зависят от других специалистов, результаты их труда взаимообеспечиваются деятельностью различных ведомств: например – решение суда определяется деятельностью не только судьи, но и адвокатов и юрисконсультов.



^ Положение юриста в обществе официально выражаются в наличии:

А) определённого положения (статус);

Б) неформальное положение , которое признаётся профессиональной группой или общественным мнением и иногда обозначается как профессиональная репутация.


  1. ^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА


А) служебное – выражается в виде действий, совершённых при исполнении служебных обязанностей;

Б) внеслужебное – связанное с обладанием профессиональной информации, должностным положением и профессиональными навыками.


Для правовой регламентации профессионального поведения юристов используется два способа:

А) запрет совершать определённые действия, наносить ущерб авторитету профессии;

Б) предписание вести себя должным образом в соответствующих ситуациях.


Т.о. профессиональные обязанности юриста в структуре его деятельности формируются на основе нормативно – правовых актов различного уровня (Конституция, законы, иные подзаконные акты).


^ Исполняя свои обязанности юрист должен:

1. Стремиться к удовлетворению в меру своей компетенции реальных потребностей общества.

  1. Соблюдать законность, вступая вступая при необходимости в конфликт с интересами отдельных лиц и даже государственной власти в целом.

  2. Делать профессиональную карьеру, заботясь о своём профессиональном интересе.



^ Критериями официальной деятельности юриста являются:


  1. Законность – состоит в том, что юрист действует в рамках существующей правовой системы, а это предполагает:
^

А) право на толкование;


Б) возможность на усмотрение в заданных пределах;

В) механизм преодоление ошибок и нарушений.


2. Рациональность – представляет собой повышение технического и технологического уровня юридического труда путём отбора его целей, максимально возможной специализации и т.п.


3. ^ Качество профессиональной деятельности юриста – рассматривается как совокупность её правовых свойств, признаков, к которым относится:

А) правообразность (законность) это соответствие духу права;

Б) пригодность для решения разнообразных задач;

В) своевременность;

Г) позитивная результативность;

Д) высокая степень использования всего потенциала правового регулирования.


^

ТЕМА 2: «ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ЮРИСТА»





  1. Понятие и содержание правового мышления.

  2. Наблюдение за обстановкой и работа с правовыми проблемами, ситуациями.

  3. Выявление, осознание и разрешение проблемных ситуаций.

  4. Правовые задачи и правовые решения.




  1. ПРАВОВОЕ или СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ представляет собой интеллектуальную деятельность, состоящую в решении задач, связанных с использованием правовых средств или правовых аргументов.

Мышление становиться правовым, если оно:

  1. направлено на реализацию права с использованием его возможностей;

  2. если для достижения поставленных целей используются правовые средства;

  3. при решении возникающих задач учитываются закономерности и свойства права.



^
ЭТАПЫ ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ:

  1. Выявление осознание и формулирование проблемной ситуации, связанный с определённым объектом; получение фактической (социально – экономической и иной) а также правовой характеристики объекта мышления; формулирование задачи на решение которой направлен процесс мыслительной деятельности.

  2. Состоит в анамце возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учётом возникающих последствий и существующих ограничений.

  3. Заключается в выборе оптимального варианта решения, определения возможных результатов и негативных последствий.


В центре внимания юриста в процессе правового мышления находится КОНФЛИКТ, составляющий содержание любой конкретной ситуации.

СРЕДСТВА ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ разнообразны, но их можно объединить в 3 группы:

А) включает средства, обеспечивающие необходимые процедуры мышления (процедурные средства) – использование этих средств обеспечивает истинность мышления, соответствие порядка решения задачи некоторым объективным или субъективным правилам: например – формальная логика, моделирование , программы, методики, выдвижение различных версий.

Процедурные средства облекаются в форму процессуальных и технологических правил, что гарантирует правильные решения.

Б) Средства, обеспечивающие продвижение к выводу – содержательные средства (доказательство). Они включают в себя исходные положения, принципы презумпции (неоспоримые утверждения), обобщения, факты. Особое значение здесь имеет правовая информация: это тексты законов и иных нормативно – правовых актов, суд, практика.

В) Средства, закрепляющие результаты мышления – обозначающие средства – включают понятийный аппарат, правовые определения, юридические конструкции, нормы права и научные тексты.

Им уделяется огромное внимание при разработке законодательных актов, при принятии управленческих решений, при толковании действующего законодательства и тд.


^ 2 - 3 Проблемная ситуация - представляет совокупность обстоятельств, которые требуют, порождают необходимость принятия решения о действующих прямо или косвенно связанных с реализацией предписаний законодательства.


Выявить проблемные ситуации – это значит:

  1. Проанализировать социальную действительность;

  2. Оценить её с помощью права;

  3. Указать на необходимость принятия соответствующего решения.


Проблемные ситуации делятся на виды:


А) Ситуации относящиеся к работе отдельного юриста:

- возникают в каком – то конкретном случае (например: регистрация продажи);

- типичные ситуации, возникновение которых планируется заранее.

Б) Проблемные ситуации относящиеся к деятельности ведомства (например: налоговая полиция), специализация структуры и общества в целом(например – проблема исполнения судебных решений).


^ 4 Правовые задачи профессиональной юридической деятельности представляют собой алгоритмы деятельности, которые включают в себя:

А) Представления о целях, которые должны быть достигнуты;

^ Б) Способы достижения цели;

В) Условия реализации данной задачи.


Виды правовых задач:

  1. Правотворческие (проектные) – направлены на воспитание пробелов существующего законодательства.

  2. Правоприменительные – направлены на конкретизацию правовых норм для определённых целей.

  3. Правообеспечивающие – предназначены для получения ресурсов, необходимых для реализации тех или иных целей.

  4. Правоорганизующие – связаны с рационализацией и организационным обеспечением юристом деятельности.

  5. Легитимационные – направлены на обоснование необходимости правовых решений, их справедливости и эффективности.


Кроме того, правовые задачи можно классифицировать по их юридическому значению:

  1. ^ Учебные задачи – они решаются на практических занятиях, экзаменах.

  2. Научно – методические задачи – решаются для формулирования или иллюстрации практических рекомендаций и направляются в адрес практических работников.

  3. Собственно – правовые задачи практического характера:

А) проектные – предлагаемые юристом для принятия в соответствующей форме;

Б) принимаемые им лично под собственную ответственность.


Этапы разрешения правовых задач имеют целью описать развитие предмета интеллектуальной деятельности юриста, обозначить его различные стороны:

  1. Окончательное формулирования задачи как объекта внимания.

  2. Выбор исходных положений и методике решения задачи.

  3. Осуществление конкретных шагов решения задачи.

  4. Принятие предварительного или окончательного решения задачи, его проверка.


Результатами разработки правовых задач являются:

  1. Консультации – они включают в себя чёткое описание предмета консультации, перечень вопросов подлежащих объяснению, указания на возможности лица, дающего консультацию, подготовку разъяснения всех поставленных вопросов поочерёдно с обязательной нормативной базой.

  2. ^ Правовые рекомендации (предложения) – решение задач на возможные способы решения задач, одобренные лицом, дающим рекомендации.


Правовое решение охватывает определение целей указания путей или средств их достижения, выделение субъектов, которые должны осуществить саму деятельность.


^ Цели правовых решений могут состоять в том, чтобы :

  1. Обеспечить своевременность и обоснованность правовой оценке проблемной ситуации и её законное и обоснованное решение;

  2. Гарантировать эффективность, результативность и исполнимость норм права;

  3. Все правовые решения должны приобретать определённую форму, так например известно что форма наиболее важных и существенных правовых решений предусмотрено законом: приговор, постановление, протест и т.п.



ТЕМА 3:

«Правовое положение юридической службы органов государственного

управления, их подведомственных предприятий и иных организаций»


  1. Понятие и основные задачи юридической службы.

  2. Организация юридической службы министерств, ведомств, предприятий, учреждений, иных организаций.

  3. Компетенция, права юридической службы.

  4. Оплата труда работников юридической службы и их ответственность.




  1. Государственная программа правовой реформы в РК утверждена постановлением Президента ^ 12 февраля 1994 года. Она носит комплексный характер, охватывает вопросы конституционного строительства, совершенствования механизма, взаимодействия ветвей власти, формированием новой судебной системы страны, реформирование правоохранительных структур государства. Этой программой была поставлена задача: иметь такое законодательство, которое открыло бы простор развитию рыночных отношений в РК, становления демократического, правового государства, основанного на приоритете прав человека и президентской форме правления.

Указом Президента от 20.09.2002г. за № 949 была одобрена концепция правовой политики РК. Совершение норм действующего законодательства необходимо проводить путём реализации следующих мер:

  1. восполнение пробелов в правовом регулировании и углубление его в наиболее важных сферах общественных отношений.

  2. продолжения и расширения практики проведения научной экспертизы, законопроектов в т.ч. на предмет соответствия интересам национальной безопасности.

  3. формулирование в целях унификации законодательства единого перечня используемых в нём терминов на государственном и русском языках.


В целях построения правового государства правовую политику должны реализовать государственные органы и должностные лица в своей повседневной деятельности.


Основными её принципами должны в полной мере утверждаться:

  1. ЗАКОННОСТЬ - т.е. соблюдение и надлежащее применение НПА.

  2. ПРИОРИТЕТ прав и свобод человека и гражданина.

  3. ГУМАНИЗМ.

  4. ^ КАЗАХСТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ.


При этом правовая политика должна отражать государственное ведение основных направлений, базовых механизмов развития правовой системы и совершенствования мер правоприменительной практики.

На определённый период времени в связи с чем и разработана концепция, реализацию которой предполагается завершить до 2010 года. Выполнение правовых концепционных мер будет способствовать построению в Казахстане демократического, светского, социального, правового государства. Степень эффективности реализации зависит от того, в какой мере содержание правовой политики, правовых норм будут осознаны как членами общества, так и государственными органами и их должностными лицами, от готовности добровольно и добросовестно выполнять предписания НПА.

На базе этой концепции будут разработаны и приняты отраслевые программы по различным направлениям правовой политики РК, а именно по совершенствованию судебной системы, деятельности правоохранительных органов и т.д.

Постановлением Правительства от 24.12.2004 г. № 1382 утверждена разработанная Министерством юстиции Программа праворазъяснительной работы, повышения уровня правовой культуры населения, которая рассчитана на 2005 – 2007 гг.

Положение программы правовой реформы реализовались прежде всего путём принятия изменения и признания утратившими силу нормативно – правовых актов. В решении этой задачи видное место отводится правовой работе, осуществляемой юридической службой. Поэтому 5 мая 1995 г. постановлением кабинета Министров РК (Правительство) было утверждено Положение о юридической службе органов государственного управления и их подведомственных предприятий, учреждений за № 624. установленный порядок осуществления правовой реформы рекомендован для применения всем юридическим лицам независимо от форм собственности. В связи с этим, деятельность юридической службы наполнится новым содержанием. Сегодня работники Министерств, ведомств, предприятий и организаций видят в юрисконсульте своего активного помощника.

^ ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА – это специальная служба предприятия, иной организации или органа управления, выполняющая присущими ей методами и способами свои права и обязанности, функции прямо и непосредственно связанные с управлением производственно – хозяйственной деятельности.


^ Юридическая служба – это самостоятельное структурное подразделение (управление, отдел) создаваемое для проведения правовой работы в организациях (на предприятиях), в управлениях, органах управления, в министерствах, ведомствах, местных исполнительных органах и их подведомственных организациях, предприятиях, подчинённая непосредственно первому руководителю (п. 2 Положения о юр. службе) /оно состоит из 5 разделов и 14 пунктов/


Методическое руководство правовой работой в органах государственного управления их подведомственных предприятиях, учреждениях осуществляет Министерство Юстиции РК и его территориальные органы на местах (областные департаменты юстиции). Поэтому методические рекомендации, принятые в пределах их компетенции обязательны к применению всеми юридическими службами.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (366.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации