Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Руководство по методике исследования интеллекта Д. Векслера+практический материал - файл Д.Векслер.doc


Руководство по методике исследования интеллекта Д. Векслера+практический материал
скачать (18342.2 kb.)

Доступные файлы (112):

Д.Векслер.doc397kb.22.04.2010 11:35скачать
0003.frf
0003.tif
0004.frf
0004.tif
0005.frf
0005.tif
0006.frf
0006.tif
0007.frf
0007.tif
0008.frf
0008.tif
0009.frf
0009.tif
0010.frf
0010.tif
0011.frf
0011.tif
0012.frf
0012.tif
0013.frf
0013.tif
0014.frf
0014.tif
0015.frf
0015.tif
0016.frf
0016.tif
0017.frf
0017.tif
0018.frf
0018.tif
0019.frf
0019.tif
0020.frf
0020.tif
0021.frf
0021.tif
0022.frf
0022.tif
0023.frf
0023.tif
0024.frf
0024.tif
0025.frf
0025.tif
0026.frf
0026.tif
0027.frf
0027.tif
desktop.ini
FRBatch.opt
_FRBatch.pac
packet.ico
scanman.ini
textlang.dat
литература.doc12kb.08.08.1998 19:20скачать
5-8_5-11.doc74kb.30.08.1998 13:38скачать
6-0_6-3.doc77kb.01.09.1998 12:37скачать
6-4_6-7.doc71kb.02.09.1998 09:46скачать
6-8_6-11.doc71kb.01.09.1998 13:01скачать
7-0_7-3.doc44kb.02.09.1998 13:58скачать
7-4_7-7.doc74kb.02.09.1998 11:12скачать
7-8_7-11.doc71kb.03.09.1998 09:31скачать
8-0_8-3.doc71kb.03.09.1998 10:19скачать
8-4_8-7.doc43kb.30.08.1998 13:37скачать
9-8_15-11.doc66kb.03.09.1998 18:41скачать
ТАБЛИЦА.DOC43kb.30.08.1998 13:39скачать
оглавление.doc14kb.08.08.1998 19:15скачать
01 субтест.doc39kb.20.08.1998 20:31скачать
02 субтест.doc39kb.20.08.1998 20:33скачать
03 субтест.doc31kb.20.08.1998 20:30скачать
04 субтест.doc55kb.26.08.1998 10:13скачать
05 субтест.doc261kb.27.08.1998 11:14скачать
06 субтест.doc40kb.27.08.1998 11:54скачать
07 субтест.doc39kb.27.08.1998 18:56скачать
08 субтест.doc51kb.27.08.1998 18:56скачать
09 субтест.doc51kb.28.08.1998 11:34скачать
10 субтест.doc46kb.28.08.1998 11:33скачать
11 субтест.doc62kb.28.08.1998 19:52скачать
12 субтест.doc55kb.28.08.1998 12:06скачать
Бланк-итоги.xls22kb.07.04.1999 23:22скачать
КУБИК.DOC32kb.26.08.1998 18:27скачать
Кубики-задания.doc28kb.03.09.1998 20:04скачать
Обработка.doc104kb.30.08.1998 13:08скачать
Общие правила тестирования.doc26kb.16.08.1998 15:06скачать
Приложение-1.doc53kb.03.09.1998 13:00скачать
Приложение-2.doc204kb.03.09.1998 18:19скачать
Приложение-3.doc39kb.03.09.1998 19:44скачать
Приложение-4.doc83kb.05.09.1998 13:09скачать
Шифровка.doc78kb.10.05.1999 20:46скачать
приложение 1.doc62kb.08.08.1998 19:12скачать
приложение 2.doc30kb.08.08.1998 19:17скачать
~WRL0827.tmp
бокс.doc91kb.10.05.1999 20:24скачать
весы.doc56kb.03.05.1999 14:31скачать
вор.doc90kb.10.05.1999 20:21скачать
дождь.doc114kb.10.05.1999 20:30скачать
мать.doc148kb.02.05.1999 10:36скачать
пикник.doc113kb.02.05.1999 22:48скачать
поезд.doc68kb.10.05.1999 20:15скачать
пожар.doc104kb.02.05.1999 22:53скачать
садовник.doc112kb.02.10.1999 08:07скачать
собака.doc50kb.10.05.1999 20:19скачать
соня.doc158kb.02.05.1999 20:54скачать
фермер.doc119kb.02.05.1999 21:06скачать
лицо.doc77kb.02.05.1999 20:19скачать
лошадь.doc77kb.02.05.1999 20:20скачать
мальчик.doc61kb.10.05.1999 20:46скачать
машина.doc81kb.10.05.1999 20:41скачать
Шкала вербального интеллекта Векслера для детей.doc146kb.24.10.2006 13:08скачать

содержание

Д.Векслер.doc

  1   2   3   4
Ю.ФИЛИМОНЕНКО В.ТИМОФЕЕВ

РУКОВОДСТВО К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Д. ВЕКСЛЕРА


198005 Санкт-Петербург, Московский пр., 19 Главный государственный центр единства измерений

ГП "ИМАТОН" тел. (812)-259-90-91 (812)-251-44-61


Санкт-Петербург 1995


Подготовлено к печати фирмой "ИМАТОН" (методическое обеспечение практических психологов:

инструментарий, обучение, информация)

Адаптация 1995 г. Под ред. Муляр О. И.


© ИМАТОН, 1995



ВВЕДЕНИЕ

В настоящем руководстве изложены основные правила ра­боты с методикой исследования интеллекта, информация, необ­ходимая для правильной оценки результатов тестирования, а также некоторые обобщения опыта практической работы с мето­дикой на группах здоровых людей, больных с органическим по­ражением мозга м больных олигофренией.

Составители руководства считают необходимым подчеркнуть следующие принципиальные моменты:

1. Методика ориентирована прежде всего на разгра­ничение нормы и ненормы в интеллектуальном развитии: на отсев испытуемых, не соответствующих требованиям той или иной деятельности. Дифференциация испытуемых в границах нормы не является целесообразной.

2. Заключение по результатам тестирования должно делать­ся достаточно корректно: устойчивость численных показателей не является абсолютной, особенно когда речь идет о молодых людях. Интенсивные учебно-воспитательные мероприятия спо­собны увеличивать оценки интеллекта. Социально-педагогичес­кая запущенность приводит к постепенному уменьшению .

3. Заключение по результатам тестирования не может пони­маться как механическое последовательное описание субтесто­вых и шкальных оценок . Конечные выводы по испытуемо­му должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знания методики общей квалификацией в отношении психологии обучения, развития и отклонений в развитии.

Составители руководства надеются на то, что оно окажется полезным для практических психологов.

Филимоненко Ю. И. Тимофеев В. И

  1. ^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  2. 1.1. Проблема оценки интеллекта

Первый широко известный тест интеллекта Д. Векслер опубликовал в 1939 году. Этот тест, получивший название Wechsier-Bellevue Scale, был стандартизован на выборке испыту­емых в возрасте от 7 до 69 лет. Модификация этого теста (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS - шкала интеллекта взрослых), вышедшая в свет в 1955 году [10], предлагается Ва­шему вниманию.

Для более обоснованного применения методики WAIS и оценки ее результатов необходимо отчетливо представлять на­учную предысторию появления этой методики.

Тесты интеллекта стали закономерным результатом практи­ческой потребности системы школьного образования, а также вооруженных сил в обнаружении лиц, неспособных отвечать со­ответствующим требованиям в силу неполноценности умствен­ного плана. На этом основании уже первые тесты интеллекта, по образному выражению Ф. Гальтона, ставили перед собой цель охватить "измерением и числом операции ума". Тесты интеллекта "позволяют как бы сделать срез с достигнутого уровня усвоения основных требований, предъявляемых условиями жизнедеятель­ности к познавательным особенностям личности" [5, с. 145].

Проявления интеллекта исключительно разнообразны. И объединяет их включенность в любой интеллектуальный акт всех психических функций, которые обеспечивают познание окружаю­щего мира. Приведем ряд наиболее важных определений интел­лекта.

W. Stern рассматривал "интеллект как общую духовную приспособительную способность к новым задачам и условиям жизни, помогающую преодолевать трудности в новых ситуациях" [11, с. 256].

По мнению современного немецкого исследователя J. Guthke [9, с. 20], "интеллект - это обобщающее понятие (мыслительная абстракция) для пока еще неопределенного точно, видимо, однако. весьма большого числа различных "мыслительных способ­ностей", "факторов" или же "размерностей", которое характери­зует уровень и качество мыслительных процессов личности и обеспечивает интеллектуальное повеление в многообразных проблемных ситуациях и на различнейшем мыслительном мате­риале".

В работе [5, с. 145] интеллект трактуется как "относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно за­крепленных (и врожденных) анатомофизиологических особеннос­тей мозга и нервной системы (задатков). сформирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обуслов­ленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей дейст­вительностью..."

Создавая методику WAIS Д. Векслер исходил из следующе­го понимания интеллекта: интеллект - это "комплексная гло­бальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодей­ствовать с внешней средой" [цит. по 11, с. 415].

Если попытаться обобщить имеющиеся определения интел­лекта, то обнаруживается, что он мыслится исследователями в основном в трех аспектах: как способность к обучению, как спо­собность к адаптации, как способность к абстрактному мышлению.

В становлении психодиагностики интеллекта большую роль сыграли теоретические взгляды Ч. Спирмена и Л. Тэрстоуна. С именем первого из этих авторов связана двухфакторная теория интеллекта. Опираясь на статистический анализ взаимосвязей различных интеллектуальных тестовых заданий, Ч. Спирмен вы­сказал гипотезу о том, что существует некий ганеральный, общий фактор интеллекта (фактор "д"), а также совокупность факторов, специфичных конкретным методикам: их материалу, требованиям к испытуемому и т. д. Реально обнаруживаемые корреляционные связи между различными интеллектуальными заданиями объясняются, тем самым, участием' в каждом из них фактора "д". И чем больше доля фактора "д" в задании, тем теснее оно коррелирует с другими заданиями. Как справедливо отмечается в работе [5, с. 154], такое толкование взаимодействия фактора "д" и специфических факторов вполне позволяет расценивать их в качестве ошибок измерения и считать теорию Ч. Спирмена однофакторной. Сущность фактора "д" виделась автору как некая "умственная энергия", наиболее четко обнару­живаемая в задачах, требующих постижения связей и отноше­ний между предметами и явлениями, а также воспроизведения этих отношений по определенной закономерности.

Л. Тэрстоун выдвинул альтернативную, мультифакторную теорию интеллекта. Данный автор разработал математико-статистический аппарат для определения минимального количества факторов, необходимых для объяснения способности к выполне­нию заданий интеллектуального теста. Мультифакторная теория постулирует существование в структуре интеллекта целого ряда независимых факторов. На основе своих исследований Л. Тэрс­тоун утверждал, что к таким "первичным" факторам относятся: словесное понимание, беглость речи, легкость (скорость и точ­ность) оперирования числовым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия.

Методическим следствием взглядов Ч. Спирмена явилось обоснование правомерности установления единой численной ха­рактеристики интеллекта (коэффициент интеллекта) испытуемо­го. Л. Тэрстоун категорически отрицал правомерность такой ха­рактеристики и настаивал на целесообразности представления результатов тестирования в виде профиля оценок по первичным факторам.

Коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient, IQ) во многих интеллектуальных тестах служит обобщающим показателем уров­ня интеллектуального развития испытуемого. Первым шагом к показателю IQ стало сформированное А. Бине понятие умствен­ного (интеллектуального) возраста. Умственный возраст факти­чески определялся через сложность тестовых заданий, которые испытуемый смог правильно решить. В. Штерн в 1912 году предложил более удобный показатель: соотношение умственного и хронологического возрастов.


IQ = ( Умственный \ Хронологический ) 100 %

возраст возраст


В таком виде этот показатель впервые представлен в мето­дике Стэнфорд-Бине. Он в более наглядном виде представляет информацию о степени развитости или отставания умственных способностей испытуемого.

Последующее использование показателя IQ постепенно об­наружило два существенных недостатка, заложенных в его кон­цепцию:

1. Данная форма определения IQ предполагает, что интел­лект линейно увеличивается с возрастом в течение всей жизни испытуемого. Практика исследований показала, что такое пред­положение не соответствует действительности.

2. С математической точки зрения сравнение величин IQ у испытуемых с разным хронологическим возрастом является не­корректным.

По этой причине указанная выше форма показателя IQ была заменена стандартным показателем IQ, в котором оценка выра­жается в величинах стандартного отклонения и показывает, как соотносится результат испытуемого с результатами репрезента­тивной выборки испытуемых соответствующей возрастной груп­пы. По мнению А. Анастази, IQ в таком виде "есть форма выра­жения уровня способностей индивида в данный момент времени по отношению к его возрастным нормам" [1, с. 309]. Д. Векслер был первым, кто использовал такой способ определения показателя IQ.

Однако и стандартная форма IQ встречает ряд критических замечаний, наиболее весомые из которых сводятся к следующе­му [9, с. 113-114]:


1. Поскольку интеллект человека все же не может быть оце­нен одномерно (например, как рост человека), использование только обобщенного показателя IQ дает слишком грубое, а при исследовании здоровых людей - и неадекватное представление об интеллектуальных возможностях испытуемого.

2. Сравнение IQ с ростом невозможно еще и потому, что шкала оценок IQ не имеет абсолютного нулевого значения. В этой связи нельзя сказать, что испытуемый с IQ = 140 вдвое интеллектуальнее, чем испытуемый с IQ = 70. Точно так же объект с температурой 30°С не является вдвое более теплым, чем объект с температурой 15°С (так как их истинные "абсолют­ные" температуры равны соответственно 303 и 288 градусам).

3. Можно сомневаться в принципиальной сопоставимости оценок IQ, полученных в разных возрастных группах: потенци­альные возможности интеллекта человека обусловлены не толь­ко особенностями слагающих его интеллектуальных функций, но и в значительной степени особенностями структурных взаимо­связей этих функций, которые в показателе IQ не учитываются.

Первоначально интеллект мыслился как постепенное вызре­вание с возрастом неких врожденных задатков. Современная концепция генетической природы интеллекта утверждает, что около 80% вариаций IQ нужно отнести за счет генетических различий между людьми (Г. Айзенк, 1979). За эту точку зрения говорит тот факт, что в период обучения среднегрупповые ре­зультаты выполнения интеллектуальных тестов в значительной степени действительно устойчивы. Причем стабильность повтор­ных обследований с возрастом увеличивается. Вместе с тем, при оценке результатов однократного обследования испытуемо­го абсолютизировать неизменность его IQ было бы неправомер­но. Например, в возрастном периоде 6-18 лет, когда средне-групповые корреляции при ретестировании очень высоки, отме­чаются тем не менее сдвиги оценок IQ на 15 и более баллов у 59% детей, на 20 и более - у 37%, на 30 и более - у 9%. Причем речь идет не о случайных "выбросах", а о постоянном смещении оценок в серии обследований.

В настоящее время преимущественный акцент в проблеме роли социо-культурных и генетических факторов в развитии ин­теллекта делается на их взаимодействии.

Думается, что однозначная оценка доли того и другого в развитии интеллекта невозможна уже хотя бы потому, что "одни и те же психические свойства индивида, по данным одних ис­следований, в высокой степени обусловлены наследственнос­тью, а по данным других - обучением..." [2, с. 106].

Роль социума в развитии интеллекта вторично усиливается зависимостью от социума собственно интеллектуальных тестов. Как остроумно заметил О. Дункан (1972), если бы интеллекту­альные тесты разрабатывались в обществе охотников, то под общим интеллектом, скорее всего, понимались бы острота зре­ния, скорость бега, координация движений и т.д., а не умение оперировать словами. В 1958 году Р. Кеттелл предложил культурно-свободный тест интеллекта. По мнению этого автора, "чистый" интеллект, свободный от наслоения культуры, можно оценить, прежде всего, на основе перцептивных заданий, в ко­торых интеллект проявляется через особенности восприятия. Первый вариант культурно-свободного теста включал в себя 8 субтестов, из которых четыре Р. Кеттелл полагал свободными от влияния культуры: "Подстановка", "Классификация", "Выбор называемых предметов", "Лабиринты", "Картинки с недостающи­ми деталями", "Выполнение указаний", "Загадки", "Определение сходства".

Независимо от того, насколько оправданы надежды создать свободный от социума тест, факт значительного влияния обра­зования, возможностей приобщения к культуре на успешность выполнения интеллектуальных тестов подтвержден многочислен­ными специальными исследованиями.

Так, обследование группы испытуемых в детском возрасте и в тридцатилетнем возрасте обнаружило зависимость оценок IQ в обоих тестированиях от домашней обстановки и отношений между родителями. В других работах IQ связывался с такими параметрами как степень эмоциональной подчиненности ребенка родителям, выраженность мотивов соревновательности, стрем­лением родителей сформировать у ребенка опережающие зна­ния и навыки и т. д. С невысокими оценками соотносится уста­новка испытуемого на психологическую защиту, уход от реше­ния жизненных проблем; с повышенными оценками стремление активно преодолевать встречающиеся трудности. А. Мориарти выдвинул гипотезу о том, что индивидуальные разли­чия в механизмах преодоления жизненных трудностей являются основным фактором, влияющим на изменение IQ с возрастом.

^ 1.2. Характеристика методики WAIS

Методика WAIS широко известна за рубежом. Ряд отечест­венных авторов [7, с. 167], сопоставив данные WAIS с результа­тами различных бланковых и аппаратурных методик, а также на основе длительного наблюдения за испытуемыми, дают заклю­чение о высокой надежности и валидности методики.

Д. Векслер при создании методики исходил из следующих соображений:

1. До Д. Векслера интеллектуальные тесты разрабатывались с ориентацией на детей и школьников, а затем просто дополня­лись более сложными "взрослыми" заданиями. При таком под­ходе тесты не могли быть интересны для взрослых испытуемых, не вызывали у них необходимой мотивации к тестированию. Как писал Д. Векслер, "прося демобилизованного сержанта приду­мать предложение со словами "мальчик, река, мяч", не следует надеяться, что это вызовет у него интерес и уважение к экспе­риментатору" [1, с. 220].

2. В тестах интеллекта, как правило, слишком большой ак­цент делается на скоростных показателях, что заведомо ставит пожилых испытуемых в невыгодные условия по сравнению с мо­лодыми.

3. По вполне понятным причинам интеллектуальные тесты, ориентированные на школу, прежде всего включали в себя вер­бально-логические задания. Д. Векслер в полном соответствии с принятым им определением интеллекта "уравновесил" в структу­ре WAIS вербально-логические и перцептивно-деятельные зада­ния.

Методика WAIS состоит из 11 субтестов: 1. Осведомленность: испытуемый должен здесь продемон­стрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.

2. Понятливость', требует от испытуемого понимания неко­торых обобщенных закономерностей и правил социального по­ведения.

3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.

4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существен­ные признаки сходства пар понятий.

5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.

6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяс­нить смысл ряда слов (дать их определение).

  1. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каж­дой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать не­обходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.

  2. . ^ Недостающие детали: испытуемому предъявляются схе­матические картинки, в которых он должен указать существен­ную недостающую деталь.

9. Кубики Косса: испытуемый складывает из кубиков за­данные графические фигуры.

  1. Последовательные картинки: перед испытуемым ста­вится задача расположить набор схематических картинок в ос­мысленную последовательность и рассказать по ней закончен­ный рассказ.

11. ^ Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.

Субтесты предъявляются испытуемому последовательно с первого ("Осведомленность") по последний ("Складывание фигур"): вербальные субтесты зачитываются экспериментатором, он же раскладывает перед испытуемым стимульные материалы невербальных субтестов. Ряд субтестов выполняется с учетом времени работы: "Арифметический", "Шифровка", "Кубики Косса", "Последовательные картинки", "Складывание фигур". За­дания в субтестах предъявляются испытуемому до тех пор, пока он не допустит 2-5 ошибок подряд.

Более подробно содержание субтестов и правила работы с ними, а также схема оценки ответов испытуемого даны в разде­ле 2. Психологическая характеристика субтестов изложена в

разделе 3.

Ответы испытуемого заносятся экспериментатором в Бланк фиксации результатов. Желательно, чтобы ответы на задания субтестов "Понятливость", "Сходство" и "Словарный" подробно фиксировались экспериментатором. Это позволяет при обработ­ке данных тестирования яснее отразить общий уровень мышле­ния испытуемого и выставить правильные оценки за выполнение субтестов.

Процедура тестирования WAIS требует от экспериментатора предварительного надежного усвое­ния правил предъявления тестового материала и оценки ответов испытуемого. Можно назвать, по крайней мере, две причины такого требования:

1. Не умея сразу точно оценить ответ испытуемого, экспе­риментатор все свое время вынужден будет тратить на точную

регистрацию ответов. Соответственно, он пропустит реакции ис­пытуемого по поводу тестирования в целом, на отдельные суб­тесты и задания, на свои удачи и неудачи. То есть выпустит из поля внимания материал, очень важный для качественного ана­лиза результатов тестирования.

2. Экспериментатор обязан строго придерживаться инструк­ции о порядке тестирования с тем, чтобы вольно или невольно не подтолкнуть испытуемого к правильной форме ответов. Ис­пытуемые, за исключением глубоких дебилов, знают, что общим для собаки и льва (субтест "Сходство") является:

- "они животные" (оценка ответа - 2 балла);

- "у них лапы" (оценка - 1 балл);

- "внешне похожи" (оценка - 0 баллов).

Испытуемые знают ответы на этих трех уровнях, но каждый говорит невольно тот признак, который ему кажется наиболее очевидным и, следовательно, наиболее существенным. Для про­гноза поведения испытуемого экспериментатор должен уметь не мешать испытуемому отвечать на том уровне мыслительной сложности, который данному испытуемому субъективно наибо­лее близок.

Дополнительно следует рекомендовать при тестировании располагать Бланк фиксации результатов так, чтобы характер записи и численные оценки ответов оставались для испытуемо­го совершенно неизвестными. Достаточно корректно экспери­ментатор должен работать с секундомером. На некоторых эмо­ционально-реактивных испытуемых находящийся в поле зрения секундомер действует как сбивающий стресс-фактор. Поэтому целесообразно часы держать в ладони и не обращаться к ним слишком демонстративно.

В WAIS были отобраны известные по другим тестам интел­лекта и хорошо зарекомендовавшие себя в клинической практи­ке пробы. В принципе это соответствует сути теории Спирмена. Такой отбор исходит из предположения, что если предъявить испытуемому по возможности большее количество заданий, то с определенной степенью вероятности ими окажутся охвачены все наиболее важные интеллектуальные функции. Вместе с тем нельзя не признать, что открытыми остаются в отношении WAIS немаловажные вопросы о достаточности одиннадцати заданий, о правомерности отбора именно этих заданий и отказа от других, не менее хорошо себя показавших в клинической практике (на­пример, исключение лишнего элемента, пиктограммы и т. д.).

По своему содержанию WAIS направлена на оценку базис­ных интеллектуальных функций. И потому она наиболее эффек­тивна в отношении отграничения нормы и ненормы. Содержа­тельный смысл различных оценок IQ, лежащих над нижней гра­ницей нормы, весьма невелик. Одаренность, ум имеют косвенную связь с показателями WAIS. В этом плане она более "ординарна" по сравнению с некоторыми другими интеллекту­альными тестами. Так указывается, например, что хотя итоговые оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS специально делались со­поставимыми, яркие личности часто показывают более высокие результаты по первой методике [1, с. 223].

WAIS предназначена для одноразового использования. Прав­да, в особой степени это касается невербальных субтестов. Со­трудниками Ленинградского государственного университета раз­работана и апробирована параллельная форма к методике WAIS [7].

Критики методики WAIS отмечают также такой ее недоста­ток. В методике вообще и особенно в вербальных субгестах ре­ализован чисто испытательный подход: задания постепенно ус­ложняются от начала к концу субтеста. Тем самым, отсутствует мотивационная поддержка испытуемого со стороны эксперимен­татора. Испытуемые даже со средними значениями IQ практи­чески каждый субтест завершают с ощущением неудачи (так как работа с заданиями субтестов прекращается, когда испытуемый не справился с 2-5 заданиями). Все это делает работу испытуе­мого с WAIS достаточно утомительной. Для ослабления данного недостатка экспериментатор может пропускать задания, с кото­рыми испытуемый заведомо справится. Также высказывается мнение, что "стандартные условия исследования не нарушаются, если изменить последовательность отдельных субтестов и заме­нить взаимно вербальные и невербальные субтесты" [8, с. 233].

Для получения нормативных оценок Д. Векслер набрал вы­борку испытуемых в количестве 1700 человек с равным пред­ставительством в ней мужчин и женщин. Нормирование оценок по субтестам велось на основе данных 500 испытуемых в возрасте 20-34 года из общей выборки. При разделении выборки на возрастные группы Д. Векслер исходил из представлений об интеллекте как нелинейной функции возраста. В молодости в период обучения интеллект особенно изменчив. Поэтому в диа­пазоне 16-24 лет Д. Векслер выделил 3 возрастные группы. В зрелом возрасте интеллектуальный уровень меняется несущест­венно, поэтому в диапазоне 25-64 лет выделено 4 группы. В старости дают о себе знать инволюционные процессы, в связи с чем в диапазоне 65-75 лет (и выше) имеется 3 группы.

Подбор истинно репрезентативной выборки не является простой задачей. Так, указывается, что таблицы IQ WAIS получе­ны методом срезовых исследований. Тем самым, двадцатилет­ние и пятидесятилетние испытуемые заведомо различаются не только за счет возрастных изменений интеллекта, но и за счет существенно иного уровня образования и особенностей соци­ального опыта. В срезовых исследованиях обнаруживается с по­мощью WAIS прогрессирующее ухудшение оценок после 34 лет. В лонгитюдных исследованиях показатели IQ с возрастом на­оборот постепенно повышаются. Помимо этого есть определен­ные трудности в подборе репрезентативной выборки пожилых людей, ибо роль образования, опыта и характера профессио­нальной деятельности сказывается на показателях IQ в этом возрасте особенно сильно.

В стандартизованном виде оценки IQ WAIS выражаются в виде шкалы с М=-100 и 0=15. Величину средней и стандартного отклонения Д. Векслер выбрал так, чтобы сделать сопоставимы­ми оценки шкалы Стэнфорд-Бине и WAIS. Стандартные оценки по субтестам выражаются в 20-балльной шкале с М=10 и 0=3.

Коэффициенты надежности, определяемые методом рас­щепления, равны в WAIS для вербального IQ - 0,96, для невер­бального - 0,93-0,94, для общего - 0,97. Весьма высока корре­ляция методики с показателями других интеллектуальных тестов. Так для шкалы Стэнфорд-Бине она находится на уровне 0,8. Ве­личины стандартной ошибки измерения для вербального, невер­бального и общего IQ равняются соответственно 3,0; 4,0 и 2,6 стандартного балла.

В результате факторного анализа обнаруживается примерно следующая группировка показателей:

1.Фактор "д", охватывающий около 50% суммарной диспер­сии оценок по субтестам.

2. фактор вербального понимания, который слагается оцен­ками субтестов "Словарный", "Осведомленность", "Понятли­вость", "Сходство".

3. Фактор перцептивной организации. Он сочетает в себе скорость восприятия и пространственные представления и в наибольшей степени выражен в субтестах "Кубики Косса" и "Сложение фигур".

4. Фактор памяти. В основном он представлен оценками по субтестам "Арифметический" и "Повторение цифр".

После своего появления WAIS достаточно быстро получила признание как ценная методика психодиагностики. Известны адаптированные переводы WAIS в Германии (гамбургская редак­ция WAIS, HAWIK), Польше и других странах. В 50-70-е годы повсеместно проводилась большая работа по созданию сокра­щенных (из 3-5 субтестов) форм WAIS. Так, например, имеется "Reduzierter Wechslerintelligenztest", включающий в себя 4 суб­теста и снабженный нормами для пациентов психиатрических клиник и .здоровых испытуемых. Некоторым из создателей со­кращенных форм WAIS удавалось довести корреляцию шкальных оценок IQ полной и сокращенной методик до 0,95-0,97. Однако, как указывает А. Анастази [1, с. 222], сокращенные формы не­популярны и используются как средство предварительной ори­ентации в выборке испытуемых. Основной недостаток сокращен­ных форм - невозможность качественного анализа ответов ис­пытуемого

2. ИНСТРУКЦИИ,

^ ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ОБРАБОТКИ СУБТЕСТОВ

Корректное и адекватное использование методики WAIS в современных социально-культурных условиях требует внесения в традиционный вариант WAIS некоторых изменений: содержание отдельных вербальных заданий, порядок их предъявления в суб­тесте, особенности поведения экспериментатора, некоторые временные нормы и т. д.

Все эти изменения отражены в настоящей редакции мето­дического руководства и подробно обоснованы в разделе "Ком­ментарии к процедуре тестирования".

Субтесты предъявляются испытуемому в порядке их нумера­ции. Экспериментатор обязан предварительно изучить правила оценки ответов испытуемого с тем, чтобы вкратце записывая его ответы, сразу выставлять численные оценки. В вербальных субтестах допускаются уточняющие вопросы со стороны экспе­риментатора в том случае, если ответ испытуемого не может быть уверенно оценен.

Перед началом тестирования необходимо убедиться в нали­чии и исправности работы секундомера.

^ 2.1. Субтест 1 "ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ"

Инструкция. Со всеми испытуемыми начинайте с 5-го во­проса. Если испытуемый не справился ни с 5-м, ни с 6-м во­просами, предъявите вопросы с 1-го по 4-й. Если испытуемый не справился с заданиями со 2-го по 4-е, прекратите тестиро­вание; но если на какой-либо из вопросов 2, 3 или 4 дан пра­вильный ответ, переходите к вопросу 7.

Если ответ неполный или неясный, экспериментатор может попросить испытуемого дать более полное объяснение. Экспе­риментатору, однако, не разрешается произносить слова по буквам или изменять формулировку вопроса.

Прекращайте тестирование после 5-ти последовательных неудач испытуемого.

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Дробные оценки не допускаются. Прибавьте 4 балла испытуемым, кото­рым не предъявлялись вопросы 1-4.

Основные приемлемые ответы приводятся ниже. Если пере­числено несколько возможных ответов (они отделены многото­чием), испытуемому для получения балла достаточно назвать любой из них. Максимальная оценка - 29.

Тестовые вопросы Приемлемые ответы

1. В какой стране Вы живете? (Название государства)

2. Какой формы мяч? Круглый

3. Сколько месяцев в году? 12

4. Что такое термометр? Инструмент (предмет и т. п.) . для измерения температуры

  1. Назовите четырех космонав- (Фамилии любых четырех тов, летавших в космос космонавтов

после Ю. Г агарина .

  1. Какова температура 100 С

кипения воды?

7. Почему темная одежда теп- Темная одежда поглощает -лее, чем светлая? солнечное тепло... Светлая . дежда отражает (отталки - . . вает) солнеч­ное тепло...

8. Из чего получают резину? Из дерева... Древесного . . . сока... Из каучуконосного . . растения... Из бензина... Из . спирта...

9. Кто написал "Гамлета"? Шекспир

  1. Что является основным Конституция

законом современного государства?

  1. Кто такой Тютчев? Поэт. Автор. Писатель..

  2. Где находится Бразилия? В Южной Америке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На восток от Боли­вии" или "На юг от Венесуэлы", спросите: "На каком континенте находится Бразилия?")

13. Назовите столицу Италии Рим

14. Когда началась Великая 22 июня 1941 года Отечественная война?

15. Сколько дней в году? 365-366

16. Где находится Египет? В Африке. (Если дан другой правильный ответ, например: "На юго-восточном побережье Средиземноморья", то спросите: "На каком континенте находится Египет?")

17. В каком направлении Вы В юго-западном будете путешествовать, если поедете из Киева в Болгарию?

18. Почему дрожжи поднимают Оно бродит, производя пузырь-тесто? ки углекислого газа, которые поднимают его... Образуются газы... Оно бродит... Оно увели­чивается в объеме... В нем об­разуются пузырьки воздуха...

19. Какова в среднем частота 60-80 ударов в минуту пульса здорового человека?

20. Что такое Ватикан? Резиденция Папы Римского... Местонахождение папского правительства... Центр католи­ческой церкви...

  1. Как далеко от Москвы до (Любой ответ в диапазоне Владивостока? 8-12 тыс. Км )

  2. . Назовите три вида крове- Артерии, вены и капилляры. носных сосудов в челове- (Названия специфических ческом теле сосудов не принимаются кроме

венул и артериол)

23. Кто является главой Президент большинства современных государств?

24. Что такое фольклор? Устное народное творчество... Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений быта народов...

25. Кто написал "Илиаду"? Гомер

26. Какова основная идея Происхождение человека от жи-учения Ч. Дарвина? вотных предков... Происхожде­ние видов путем естественного отбора... Преемственность развития живой природы...

27. Кто написал "Фауста"? Гете... Гуно...

28. Что такое этнография? Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов... Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа...

  1. Что такое гносеология? Теория познания

  1   2   3   4



Скачать файл (18342.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации