Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл 1.doc


Лекции
скачать (1268 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1268kb.18.11.2011 16:22скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  1. Управление как социальное явление: понятие, функции.


Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь. Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений. Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе. Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями. Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

^ Функция - это основная задача или основное направление деятельности субъекта.

Функции государственного управления:

1. Разработка и реализация государственной политики.

2. Установление организационных основ хозяйственной жизни.

3. Управление государственными учреждениями.

4. Регулирование функционирования негосударственных учреждений.

5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц.

6. Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.



  1. Государственное управление: понятие, система, принципы.


Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

^ Государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

^ Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность. Признаки государственного управления - организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.

^ Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Государственное управление базируется на основных положениях — принципах.

Принципы - это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государство. ^ Существует три группы принципов:


1. Политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, равноправия национальностей, принцип законности).


2. Организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный).


  1. Определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические).


3. Административное право: понятие, признаки.

Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы АП: 1. Устанавливают формы и методы государственного управления. 2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами. 3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. 4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права: 1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти. 2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти. Защита граждан и общества от административного произвола.

Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний.


  1. Понятие и структура предмета административного права.


Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

Элементами управления являются субъект, объект, иногда понятия субъекта и объекта совпадают для некоторых организаций. Для осуществления управления необходимо иметь прямые и обратные связи: воздействие объекта на субъект - прямая связь, и наоборот.

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

Государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

^ Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить:

1) общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Внутриорганизационные отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные.

^ Внутрисистемные отношения - это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.

Вертикальные отношения складываются:

между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);

между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.

Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).

^ Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д. Такого рода управленческие отношения возникают не только в органах исполнительной власти, но и при обеспечении деятельности институтов законодательной и судебной властей. Нормы административного права распространяют свое регулирующее воздействие на деятельность вспомогательных структур, обеспечивающих функционирование законодательных и судебных органов (Аппарат Государственной думы, Аппарат Верховного суда и т.д.).

^ Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении.

^ Среди них можно выделить отношения:

между органами исполнительной власти и гражданами;

между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями;

между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.



  1. Цели, функции, система и метод административного права.

Цели:

  1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

  2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

  3. Защита граждан и общества от административного произвола.

Функции:

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти; 2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству; 3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права; 4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления; 5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.


^ Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административно-правовых отношений имеет неоднородный характер и включает в себя следующие составные части:

^ Общественные отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов при осуществлении государственного управления и государственного контроля (а также с деятельностью органов местного самоуправления и общественных объединений, связанной с реализацией властных полномочий, которыми они наделены государством.

^ Внутриорганизационные отношения всех (законодательных, исполнительных, судебных и иных) государственных органов, охватывающие, государственную службу, делопроизводство, обеспечение деятельности и т.п.

^ Деятельность судов, исполнительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также иные охранительные отношения, регулируемые законодательством об административных правонарушениях.

Центральное место в системе административно-правовых отношений занимают управленческие правоотношения, связанные с осуществлением государственного управления (регулирования) органами исполнительной власти.


^ Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Методы АП:

1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

3. Дозволение – предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.


6. Наука административного права: предмет, метод и место в системе юридических наук.

Наука административного права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования.

Метод — Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.

К общенаучным методам относятся: анализ; синтез; индукция; дедукция; гипотеза; аналогия; обобщение; абстрагирование; эксперимент; системный подход; системный анализ; математические методы; моделирование; диалектический; исторический и др.

Частнонаучные (специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологические методы, функциональный анализ и другие

Так же к основным методам науки административного права относятся: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования.

^ Место в системе юридических наук. Наука административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.


7. Принципы, административного права - основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

  • демократизм нормотворчества и реализации права (проявляется в участии граждан, общественных объединений, движений, и т.п. в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм)

  • равенство граждан перед законом и правоприменителем

  • взаимная ответственность государства и личности     

  • презумпция невиновности

  • гуманизм 

  • законность

8. Виды источников административного права

Все источники административного права можно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодатель­ных органов; (Федеральные законы, нормативные акты Фед. Собрания РФ: Конституция, фед.законы, декларации, положения, акты Верховного суда; Законодательные акты субъектов Федерации: уставы, законы субъектов Фед.)

II. Акты Президента Российской Федерации; (указы, распоряжения президента)

III. Акты государственной администрации; (акты федеральных органов и организаций. Административные акты субъектов Федерации)

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры; (Международные, Федеральные, Административные договоры)

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения. (существуют как правила деятельности в отдельных госу­дарственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых; ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.); они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.


9. Механизм административно-правового регулирования: понятие, элементы.


Механизм административно-правового регулирования – это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

1. нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

2. акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

3. акты применения норм административного права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования.


10. Функции административно-правового регулирования.

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.

1^ . Правоисполнительная функция - означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении исполнения требований действующего российского законодательства.

^ 2. Правотворческая или правоустановителъная - выражается в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

^ 3. Правоохранительная функция - обеспечение соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.


Вопрос 11. Понятие, структура и виды административно - правовых норм.


Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.


Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.


Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.

Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.


Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.


Основные черты административно-правовых норм.


1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.


Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.


Структура административно-правовой нормы.


Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция - это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР - это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка - административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела - административно-процессуальная санкция.


Виды административно-правовых норм.


1. По содержанию:

- общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);

- особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.


2. По предмету регулирования:

- материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);

- процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).


3. По предмету воздействия:

- обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции - ст. 10 Закона о милиции);

- запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);

- уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции - ст. 11 Закона о милиции).


4. По действию во времени:

- срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);

- бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок - до их отмены, например, Закон о милиции);

- временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).


5. По действию в пространстве:

- общероссийские (действуют на всей территории России);

- местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);

- межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).


6. По способу выражения:

- письменные;

- словестные;

- конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).


Способы реализации административно-правовых норм.


Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:


1. Соблюдение - это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение - это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

3. Использование - добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

4. Применение - это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).


Вывод: Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.


Вопрос 12. Элементы административно-правовых отношений.


1. Субъект - это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства.

В определенных случаях в роли субъектов могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санитарно-курортными учреждениями). В качестве субъектов административно-правовых отношений могут выступать и другие субъекты административного права.


2. Объект - это другой участник (сторона) правоотношения, т.е. это физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; администрации государственных и негосударственных предприятий; органы исполнительной власти; местные органы самоуправления; иностранные организации.


3. Юридические факты - это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Юридические факты делятся на действия и события.

Действия - результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными.

События - это явления, не зависимые от воли людей, но имеющие юридическое значение (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).


Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.


Вопрос 13. Виды административно - правовых отношений.


1. В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

- между вышестоящими и нижестоящими орагнами исполнительной власти;

- между не соподчиненными субъектами исполнительной власти (между двумя министерствами, ведомствами);

- между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

- между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

- между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (комерческие структуры);

- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

- между органами исполнительной власти и гражданами.


2. В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

- между центральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и краевыми, областными администрациями);

- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между краевыми и областными администрациями).


3. По содержанию бывают:

- материальные. Это отношения, регулируемые материальными нормами административного права. (За нецензурную брань гражданина привлекли к административной ответственности по ст. 158 КоАП РСФСР);

- процессуальные. Связаны с разрешением индивидуальных, конкретных дел и регулируются административно - процессуальными нормами (процедура привлечения мелкого хулигана к ответственности).


Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.


Вопрос 14. Юридические факты в административном праве


Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты-обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие инди-видуальный, то есть относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся также бездействия (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События-явления, независимые от воли людей например, смерть, стихийное бедствие и пр.).


Вопрос 15. Субъекты административного права: Понятие, признаки и виды.

1. Понятие субъектов административного права, признаки.

2. Виды субъектов административного права.


1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)

Административная правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная дееспособность = способность субъектов свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять.


Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права


2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.


Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные субъекты

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды


^ Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

Признаки органа исполнительной власти:

· исполнительно – распорядительный характер деятельности

· подзаконный характер деятельности

· повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

Органы исполнительной власти:

1. Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

Законодательные полномочия:

- право законодательной инициативы

- издание подзаконных н.п.а.

- одобрение проекта закона

2. Органы исполнительной власти субъектов

- Правительства

- Администрации

3. Территориальные органы исполнительной власти


16.Граждане - как субъекты административного права


Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых общественных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (1268 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации