Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Содержание и структура инновационного процесса - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции - Содержание и структура инновационного процесса
скачать (214.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc215kb.18.11.2011 16:22скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание и структура инновационного процесса


Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте.

В последнем случае она представля­ется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации (НТИ) — конечный результат научных исследований и разработок.

^ Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производствен­ная применимость, коммерческая реализуемость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятель­ность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направ­ленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в ви­де нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и раз­работок.

^ Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь дейст­вий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

^ Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межор­ганизационный (товарный) и расширенный.

^ Первая из них пред­полагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредст­венно товарной формы.

^ Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи.

Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововве­дения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совер­шенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.


Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диф­фузия нововведения.


^ Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, органи­зация опытного производства и сбыта, организация коммерче­ского производства. В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями. Распространение инновации — это информационный про­цесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуни­кационных каналов, особенностей восприятия информации хо­зяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

^ Вторая фаза - диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуни­кационным каналам между членами социальной системы. Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды ос­военной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

^ В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их каче­ственные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

Один из важных факторов распространения инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-эконо­мическим окружением.

Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия инноваций — это процесс увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия инновации.

^ Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравнивают с решениями, приняты­ми предыдущими реципиентами. Но получить такую информа­цию достаточно сложно. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной совокупности фирм. Этим обусловливается неопределенность процессов принятия решений и диффу­зии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако возмож­ность извлечения дополнительной прибыли от использования нововведения снижается с течением времени.

^ Для быстрого рас­пространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инновационный процесс имеет циклический характер.

Инновационный процесс состоит из семи элементов, соедине­ние которых в последовательную цепочку образует соответствую­щую структуру (рис. 3.1). К этим элементам процесса относятся: инициация; маркетинг; выпуск (производство); реализация; про­движение; оценка экономической эффективности; диффузия.

Началом инновационного процесса является инициация, представляющая собой деятельность, включающую выбор цели инновации, постановку задачи, выполняемой инновацией, по­иск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализацию (осуществление) идеи. Материализация идеи означает превращение ее в товар (иму­щество, новый продукт, документ имущественного права или документ технологической операции).

После экономического обоснования нового продукта (опе­рации) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе этих исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяются объем выпуска продукта, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выводимому на рынок.

Затем начинается продажа инновации, т. е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффек­тивности и диффузия.




^ Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информа­ции, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продви­жение подвергаются статистической обработке и анализу, на ос­новании чего рассчитывается экономическая эффективность дановации. Инновационный процесс заканчивается диффузией цнновации — распространением однажды освоенной иннова­ции в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее боль­шинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических зна­ний. Это индивидуальные изобретатели, исследовательские ор­ганизации.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению до­полнительной прибыли путем скорейшего продвижения нов-йкеств на рынок. Такие реципиенты получили название «пио­нерных» организаций.

^ Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаз­дывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, от­носятся к имитаторам.

Экономическое и технологическое воздействие инвестици­онного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увели­чении экономического и научно-технического потенциала ин­новационной системы и ее составных элементов.

^ Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (ПСНТ), который начинается с ФИ. Это начальная стадия инновационного про­цесса, тесно связанная с понятием научной деятельности.

Науч­ная работа, от развития которой зависит появление новшеств, — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, по­знать новые закономерности развития природы и общества без­относительно к их конкретному использованию.

^ Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляют­ся в научных открытиях, в обосновании новых понятий и пред­ставлений, в создании новых теорий.

^ К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых прин­ципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ра­нее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель на­мечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. Фундаментальные ис­следования должны, как правило, финансироваться за счет бюд­жета государства на конкурсной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.

Необходимо выделить исследовательскую деятельность, на­правленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

^ Теоретическое исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса.

Только некоторые фундаментальные исследования вопло­щаются в прикладные исследования. Примерно 90% тем фунда­ментальных исследований могут иметь отрицательный резуль­тат. Из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схе­мы и т. д.

^ Прикладные исследования являются второй стадией ПСНТ. Они направлены на исследование путей практического приме­нения открытых ранее явлений и процессов.

^ Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — следующая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабора­торных условий и экспериментального производства к промыш­ленному выпуску. Под ОКР понимаются систематические рабо­ты, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг либо зна­чительное усовершенствование уже выпускаемых или введен­ных в действие.

^ К ним относятся: создание определенной конст­рукции инженерного объекта или технической системы (конст­рукторские работы); проработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы)] подго­товка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, дающую определенный полез­ный результат (технологические работы). В состав ОКР включа­ют также создание опытных образцов.

^ Опытные и экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов НИР.

Опытные ра­боты имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) тех­нологических процессов.

^ Экспериментальные работы включают изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.

^ Опытная база науки — совокупность производств, выпол­няющих опытные и (или) экспериментальные работы. Она явля­ется составной частью научного потенциала страны.

^ Опытные производства могут быть различных организаци­онных форм (типов) - завод, цех, мастерская, опытно-экспери­ментальное подразделение, опытная станция и т. п.; у них могут быть различное местонахождение, разная степень хозяйствен­ной самостоятельности - они могут находиться на балансе науч­ной организации или выступать юридическим лицом. Собствен­ная опытная база научной организации охватывает все подчи­ненные ей опытные производства.

В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: про­ектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промыш­ленное производство (ПП). Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного про­цесса.

Таким образом, одной из завершающих стадий процесса исследования научной разработки является освоение промыш­ленного производства нового изделия. В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое за­вершение. В рыночной экономике имеет место ускорение вы­полнения ОКР и освоения промышленной продукции.

Вероят­ность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85—90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии же ОКР около 95—97% разработок оцениваются положительно.

Инновационные организации, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.

^ Промышленное производство осуществляется в два этапа: собственно производство новой техники и реализация новой продукции потребителям. Первый этап — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых за­просами потребителей. Целью второго этапа является доведение новой техники до потребителей.

За производством новшества следует его использование ко­нечным потребителем. На стадии использования осуществляют­ся два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, а также сервис­ное обслуживание, включающее технические и организацион­ные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техни­ки в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения теоретических и прикладных исследований, включает в себя последующую раз­работку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускае­мой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивает­ся моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждая фаза жизненного цикла относительно самостоятель­на, имеет определенные закономерности, выполняет специфи­ческую роль. Жизненный цикл продукции имеет временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организа­ции планирования, финансирования и использования научно-технических достижений (рис. 3.2).




Рис.3.2. Стадии инновационного процесса


Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.

Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.


^ Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений


Этапы разработки и реализации инноваций можно сгруппи­ровать и представить в виде комплекса действий, которые необ­ходимо выполнить, проанализировать и проконтролировать на каждой стадии развития нововведения.


^ На первом этапе — при первоначальном обзоре ситуации на рынке инноваций — для эффективной организации процесса раз­работки нового товара достаточно провести экспертную оценку трудовых, финансовых и экономических ресурсов компании, а также осуществить отбор инновационных идей.

^ На втором этапе — при предварительной оценке рынка — ото­бранные идеи анализируют в отношении их возможного воспри­ятия будущими (для нового продукта) или существующими (для улучшающей технологии) потребителями и потенциальными или действующими конкурентами.

^ Третий этаппредварительная технико-экономическая оцен­ка инновационного продукта — посвящается исследованию раз­рабатываемой новинки в отношении ее реального воплощения, или реализуемости. Здесь необходимо найти ответы на вопросы о возможностях изготовления нового товара в масштабах массо­вого производства с учетом:

1) реальности изготовления всех не­обходимых комплектующих элементов и сырья;

2) наличия соб­ственных или необходимости привлечения сторонних исследо­вательских ресурсов;

3) возможных сложностей в связи с сертификацией;

4) существования аналогичных технологий и патентов на них;

5) перспектив появления товаров-заменителей.


Если результаты технической оценки неблагоприятные, то спе­циалисты настоятельно рекомендуют отложить на некоторое время или вообще отказаться от реализации данного инноваци­онного проекта, чтобы избежать больших потерь на последую­щих стадиях. Такую альтернативу завершения проекта надлежит исследовать на каждой стадии его выполнения. На рассматри­ваемом этапе такая необходимость обусловлена значительными различиями между созданным в лаборатории прототипом и мас­штабами промышленного производства. Эти несоответствия мо­гут потребовать внесения таких существенных изменений в ис­ходные параметры инновационной идеи, что она потеряет свой первоначальный смысл и основной замысел.

^ На четвертом этапе — при детальном исследовании рынка — изучают потребности и нужды целевой аудитории из числа воз­можных покупателей, определяют способы и методы продвиже­ния продукта на рынок, оценивают конкурентов по всем важ­ным маркетинговым позициям.

^ Пятый этаппредварительный бизнес-анализ и финансовый анализ проекта — направлен на предварительную разработку бизнес-плана. Здесь прорабатывают его финансовую часть, ко­торая включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, а также проводят оценку рисков.

^ Шестой этапсобственно разработка — предполагает непо­средственное изготовление продукта (опытных образцов). На этом этапе одной из основных задач является установление взаимодействия между ценой будущей новинки и издержками

на ее производство.

^ На седьмом этапе —■ при тестировании продукта внутри ор­ганизации — выявляют недостатки разработанного продукта в лабораторных условиях или в ходе полигонных испытаний.

^ Восьмой этапапробирование продукта потребителями — необходим для пробного тестирования инновационного продук­та будущими покупателями. Это позволяет выявить недостатки и собрать первые замечания, которые можно учесть до запуска новинки в массовое производство.

^ Девятый этапопытные продажи, или рыночная проверка, — предполагает реализацию инновации на ограниченной террито­рии или незначительной группе потребителей для получения большего числа откликов и мнений покупателей с целью внесе­ния изменений в продукт до его массового сбыта и продвижения на рынке.

^ Десятый этапанализ опыта производства — заключается в апробации всего производственного комплекса, на котором пла­нируется осуществлять массовое изготовление новинки. Он проводится с целью выявления производственных ограничений и технических возможностей.

^ Одиннадцатый этапбизнес-анализ проекта и расчет реаль­ной экономической эффективности — является базовым при при­нятии окончательного решения о коммерциализации иннова­ции. Для этого составляют детальный финансовый бизнес-ана­лиз, который включает в себя бизнес-план производства с учетом всех необходимых расходов и планируемых доходов, но­вых данных по состоянию ситуации на рынке, состава и структу­ры управленческой команды, оценки риска и мероприятий по его недопущению. На этом этапе может быть также принято ре­шение об отказе от проекта, если на рынке произошла смена технологии, появился товар-заменитель или предпочтения по­требителей радикально изменились.

^ Двенадцатый этапзапуск полномасштабного производст­ва — требует значительных финансовых затрат, связанных с при­обретением производственных линий и формированием сбыто­вых каналов. Здесь также необходима высокая координация дей­ствий по всей технологической цепочке, начиная от поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и до выполнения предписаний рабочими на производственных участках.

Тринадцатый, завершающий, этап — выход продукта на ры­нок — охватывает главным образом маркетинговые мероприятия и рекламные воздействия на потребителей. Это этап установле­ния конкурентоспособной цены для новинки, выбора формы и содержания ее рекламной кампании, способов дистрибуции и механизмов продвижения, а также формирования нужного об­щественного мнения.

Обобщая приведенное описание этапов разработки нового продукта, следует подчеркнуть, что инновационный процесс на­чинается с анализа рынка, а не с оценки технических характери­стик продукта. Именно новизна потребительских, а не техничес­ких свойств играет сегодня первостепенную роль для эффектив­ной коммерциализации инноваций. Целью анализа рынка является определение коммерческих перспектив будущего про­дукта. Еще на этапе разработки новинки важно оценить рыноч­ную привлекательность и потенциал продукта, возможное вос­приятие продукта рынком, его размер, тенденции и темпы изме­нения.

^ Описанные этапы инновационного проектирования можно сгруппировать и представить в виде четырех блоков (или фаз), отражающих фазы жизненного цикла.

Обозначим эти фазы сле­дующим образом:

1) если «блоки» подойдут — новый продукт или новая техно­логия в результате исследовательского поиска и отбора получа­ют свое «рождение» в виде идеи;

2) конструкторская — нововведение из идеи «вырастает» до серийно применимого образца прототипа;

3) концептуальная — образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах;

4) дистрибутивная — процесс разработки полностью завер­шен (наступает «спад» креативной активности) и инновация го­това для коммерциализации и массового сбыта.

Приведенное обозначение фаз и их последовательность мо­гут применяться при создании как новых, так и улучшающих технологий, поскольку для создания того и другого типа иннова­ций необходимо сначала выполнить комплекс поисковых и се­лективных работ, затем осуществить производственно-техноло­гическое и рыночное проектирование и далее продвигать новин­ки на рынок.


^ Фаза 1 — Исследовательская

Данная фаза является исходной для разработки базисных и улучшающих инноваций и ключевой в отношении процессуаль­ных различий в методах управления ими.

Основной смысл базисных инноваций состоит в выведении на рынок продукта-пионера и использовании всех «преимуществ первого хода». Получение принципиально новой технологии тре­бует осуществления фундаментальных и/или прикладных иссле­дований. Такие исследования требуют весьма значительных за­трат и под силу только ведущим высокотехнологичным предпри­ятиям. Выбор стратегии разработки базисных технологий — это редкие и единичные случаи в инновационной практике. Указан­ные предприятия являются исключительными лидерами на ми­ровом рынке, а все остальные ориентируются на их технологии.

Улучшающие технологии базируются на существующих, уже известных научно-технических знаниях и решениях. Их основ­ное назначение — в формировании уникальных с точки зрения покупателя свойств уже известного продукта с целью дальнейшего укрепления позиций этого продукта. Такое продвижение на рынке может быть достигнуто в результате улучшения дизай­на или усовершенствования технических характеристик самого продукта. При этом основными методами получения информа­ционной базы для создания нововведения являются маркетин­говые исследования.

Например, для разработки принципиально новой техноло­гии необходимым представляется сотрудничество с такими структурами, осуществляющими поддержку инновационной деятельности, как информационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие центры передачи тех­нологий и содействия инновациям.

В настоящее время осуществление эффективной инноваци­онной деятельности невозможно без сотрудничества со структу­рами, созданными с целью ускорения трансфера научно-техни­ческих знаний и технологических возможностей.

Специалисты в сфере маркетинга утверждают, что исследо­вание покупательских предпочтений способствует также опре­делению направлений создания принципиально новых продук­тов. Однако, как показывает практика и как утверждают профес­сионалы в области коммерциализации инноваций, мнения и прогнозы рядовых покупателей нередко приводят к появлению на рынке неудачных новинок. Поэтому при разработке базис­ных нововведений необходимым представляется привлечение не фокусных, а экспертных групп, состоящих исключительно из профессионалов.

Таким образом, методами получения исходных данных для выявления новых научно-технических знаний и возможностей создания базисных инноваций выступают фундаментальные и прикладные исследования, которые осуществляются на пред­приятиях под руководством отдела НИОКР и при поддержке на­учно-исследовательских институтов (НИИ), информационно-технологических центров (ИТЦ), бизнес-инкубаторов, техно­парков, а также в сотрудничестве с экспертами, участниками на­учных конференций, семинаров, симпозиумов и профессио­нальных специализированных выставок. В свою очередь, выяв­ление новых рыночных потребностей с целью улучшения качеств и свойств уже реализуемого продукта для его дальней­шего продвижения на рынке следует осуществлять на основе маркетинговых исследований, используя такие методы, как оп­росы, анкеты и создание фокус-групп.

Основным конечным результатом исследовательской фазы для любого типа и масштаба инноваций является отбор наибо­лее перспективных идей, которые при дальнейшей разработке могут быть реализованы в новом продукте или улучшающей тех­нологии.


^ Фаза 2 — Конструкторская

На этой фазе отобранная идея получает свое конструктивное оформление. Здесь новация проходит через процессы техноло­гического и производственного проектирования. Основные ор­ганизационные методы, используемые на данной фазе, также зависят от масштабов разрабатываемых технологий.

Разработка и развитие базисной инновации требуют форми­рования рабочей группы. В ее состав наряду с такими внутрен­ними структурными элементами, как подразделение НИОКР, и функциональными отделами маркетинга, финансов, высшего менеджмента и непосредственно заинтересованного производ­ственного участка, целесообразно включить также представите­лей бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и экспертов сто­ронних смежных и/или родственных предприятий и организа­ций. Необходимость создания рабочей группы обусловлена принципами срочности, комплексности и всестороннего учета различных факторов, исключения дублирования действий и ме­роприятий, а также общей эффективности реализации проекта. Основным результатом работы такой группы должно стать соз­дание промышленного прототипа изделия, которое может быть многократно воспроизведено в производстве путем соответст­вующего изготовления.

Разработка улучшающей технологии, в свою очередь, также потребует создания рабочей группы. Однако ее структурный со­став не столь многочисленный. Здесь участниками выступают в основном внутренние функциональные отделы и службы. Это подразделение ОКР, представители служб маркетинга, финансов, высшего менеджмента, руководство производственного участка, на котором непосредственно осуществляется выпуск продукции, подвергающейся усовершенствованию. Единственными внешни­ми участниками проекта улучшения качеств и свойств рассматри­ваемой продукции могут стать обычные ее потребители, организованные в фокус-группу. Действия этих и возможных других за интересованных сторон направлены на создание промышленной образца, нового художественно-конструкторского решения изде­лия, определяющего его внешний вид.

Состав участников, характер организационных целей, а зна­чит, и экономических затрат данной фазы также имеют свое особенности и зависят от типа внедряемого нововведения.


^ Фаза 3 — Концептуальная

На данной фазе решаются две основные задачи: регламента­ция производственного процесса, включая стандартизацию про­изводства и сертификацию продукта, и, самое главное, — фор­мирование концепции выведения новинки на рынок, включая рекламную кампанию. Основным определяющим моментом здесь является выбор среди возможных рынков коммерциализа­ции инновации. Базисные технологии, как уже было отмечено, целесообразно выводить на промышленный рынок, а улучшаю­щие — на потребительский. Для эффективного решения этих за­дач следует использовать соответствующие подходы.

Так, осуществление коммерциализации базисной инновации силами одного предприятия представляется очень рискован­ным. Это обусловлено сложностями прогнозирования, после­дующего управления и отслеживания реакции потребителей на новый товар или услугу. Практике известны случаи заключения таких соглашений даже между соперниками, когда две компа­нии объединяют усилия по продвижению одного продукта и тем самым пытаются общими усилиями обезопасить себя от дейст­вий третьих конкурентов.

Необходимым моментом этой фазы является также патенто­вание инновации на внутреннем, а иногда — и внешнем рынке. Правовую охрану интеллектуальной собственности можно обес­печивать регистрацией товарных знаков и знаков обслуживания, а также подписанием соглашений о неразглашении коммерче­ской тайны. Выбор той или иной формы защиты прав на интел­лектуальную собственность зависит от масштаба разрабатывае­мой инновации, ее перспективности, а также от концепции ком­мерциализации и выведения на рынок.

Защитить инновацию от копирования конкурентами можно посредством непрерывного улучшения ее качества. В числе дру­гих способов защиты можно назвать концентрацию на опреде­ленном сегменте рынка или навязывание стандартов. В первом случае необходимо создать такие условия для потребителей, ко­торые неинтересны или неприемлемы для конкурентов. Второй прием подразумевает жесткое соответствие продукции опреде­ленным стандартам качества, сертификатам, инструкциям. Эф­фективной защитой новых продуктов может стать и низкая цена.

Выбор концепции вывода инновации на рынок остается за предприятием и зависит исключительно от характера инноваци­онного продукта, его основных конкурентных преимуществ, а также целевого рынка, на котором этот продукт планируется представить (внешний или внутренний).

В рамках рассматриваемой фазы основным структурным элементом является высшее руководство предприятия, посколь­ку коммерциализация инновации считается более затратной, чем процессы генерирования и конструкторского воплощения идей в форме новых технологий. По некоторым оценкам, их со­отношение возрастает в пропорции 1 : 10 : 100.

Практика показывает, что недостаточная организационно-экономическая и инвестиционно-финансовая поддержка (или ее отсутствие) внедряемой продуктовой или технологической инновации топ-менеджерами предприятия могут привести к срывам проекта по планируемым срокам и ожидаемым резуль­татам. Руководители подразделений обычно наделены недоста­точными полномочиями для принятия решений, которые мо­гут затронуть деятельность предприятия в целом или повлиять на оказание финансовой поддержки инноваций. Это еще раз подтверждает тезис о необходимости переноса инновационно­го развития с функционального на корпоративный уровень.


^ Фаза 4 — Дистрибутивная

На этой фазе процесс разработки нововведения получает свое логическое завершение. Новая технология или усовершен­ствованный продукт готовы к расширенному воспроизводству и реализации.

Для выпуска нового продукта или реализации технологиче­ской инновации, как правило, организуется новое производст­венное подразделение или участок. Эта задача решается на базе проведения частичной реорганизации предприятия и (в зависи­мости от его отраслевой принадлежности и масштабов произ­водства) путем создания или выделения новой стратегической


^ Анализ реализации инновационного процесса


После реализации инноваций предприятие приступает, как правило, к формированию новых инновационных программ и планов-проектов.

На этом этапе стратегического управления важно проанализировать результаты инновационного процесса в целом, а именно эффективность принятых и выполненных экономических решений, чтобы учесть возможные недочеты при разработке последующих стратегий инновационного раз­вития.

Метод экономического анализа инновационного процесса как инструмент оценки и контроля эффективности внедрения инноваций направлен, прежде всего, на оценку внутренних стратегических изменений, произошедших на предприятии в результате освоения продуктовых и технологических нововведе­ний. Внутреннюю среду организации целесообразно исследо­вать по каждому из основных функциональных направлений: НИОКР, маркетинг, финансы, производство, персонал и орга­низационное управление. При таком подходе основное назначе­ние анализа инновационного процесса состоит в оценке работы

функциональных подразделений и отделов по выполнению по­ставленных перед ними инновационных целей и задач и учете соответствующих аналитических данных при разработке других программ и планов-проектов по вовлечению новых и улучшаю­щих технологий в хозяйственный оборот.

Основываясь на пофункциональной структуризации хозяй­ственной деятельности предприятий, применяются коэффици­енты, которые позволяют дать оценку внутренним экономиче­ским условиям реализации инновационных стратегий.

  1. Показатель D кн %, квалификации научных кадров:




где 3окр пред. — объем опытно-конструкторских работ, выполненных си­лами предприятия, без привлечения сторонних органи­заций, руб.;

3 окр.ф фактически выполненный объем опытно-конструктор­ских работ, руб.

Показатель D кн дает оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет от­ветить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.

Другим не менее важным оценочным показателем эффек­тивности реализованных и перспективности будущих стратегий инновационного развития являются маркетинговые прогнозы в отношении объема рынка будущей новинки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.

  1. Показатель Dмп, %, исполнения маркетинговых прогнозов:





где Vип.ф — фактический объем продаж инновационной продукции, руб.;

V ип.пл. - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.


Показатель Dмп является достаточно емким критерием эф­фективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанавливают возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до использо­ванных методов маркетинговых исследований и их исполнителей и наоборот если планируемый объём продаж практически совпадает с фактическим то при разработке новых инновационных стратегий важно использовать и по возможности усовершенствовать все те подходы которые сложились и применимы на предприятии.

  1. Показатель D рн, % расхода инвестиционных средств:





где — размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.;

Iпл — то же планируемых, руб.


На практике частыми являются случаи, когда предприятия вынуждены приостанавливать на неопределенные сроки финан­сирование начатых инновационных проектов вследствие нехват­ки средств на их завершение. В связи с этим планово-финансо­вому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возможной экономии) инвестиционных средств по предыдуще­му инновационному проекту при формировании инвестицион­но-финансовых источников для разработки и внедрения новых технологий.


4. Показатель Dпр,%, производственного ресурсосбережения:



где Сф — фактическая себестоимость производства и реализации ин­новационной продукции, руб.;

Спл то же планируемая, руб.


Планирование себестоимости инновационной продукции и, соответственно, прогнозирование размера необходимого обо­ротного капитала — достаточно сложная задача в процессе стра­тегического проектирования. После реализации стратегии ин­новационного развития важно проконтролировать несколько параметров, связанных с формированием затрат и результатов по проекту. Среди них эффективность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабрично-заводского управления инновационным производством, а также качество проектируемой инновационной и фактически произ­водимой продукции.


5. Показатель Dpn, %, реализации проекта в заданные сроки.




где Тф — время, фактически затраченное на реализацию иннивациип-ного проекта, мес;

Тпл — то же планируемое, мес.


Коммерциализация инновации в планируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации иннова­ционного проекта будут способствовать раннему выходу новин­ки на рынок и, соответственно, приблизят срок получения при­были от реализации инновации. Для инновационной деятельно­сти, когда разработка и внедрение продуктовой новинки растягиваться может на десятки месяцев, любое уменьшение сроков существенно.

Сокращение жизненного цикла большинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разработки и реализации продуктовых и технологических нововведений во всех без исключения инновационно ориентированных компа­ниях.

6. Показатель D пр, %, результативности инновационного раз­вития:



где Пип — чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализа­ции инновационной продукции, руб.;

Ппред —- общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, руб.


Показатель D пр служит для оценки целенаправленности внедрения нововведений в производственно-технологической структуре.


Инновации, как известно, классифицируются по ря­ду признаков. По месту в производственной цепочки инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифи­цированном предприятии, к примеру, стратегии инновационно­го развития могут быть реализованы на разных производствен­ных участках. Поэтому при оценке результативности внедрен­ных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности и определить вклад иннова­ций в формирование совокупной прибыли предприятия.

Между показателями эффективности инновационного про­цесса и параметрами оценки инновационного развития пред­приятий существуют горизонтальные взаимосвязи.

^ На рис. 3.3 представлены варианты, которые предприятия наиболее часто используют при переходе от реализации одной стратегии к раз­работке другой.

Согласно первому варианту (см. рис. 3.3) про­дуктовые и технологические новинки внедряются параллельно. При такой схеме научно-технологического менеджмента на предприятии, как правило, создается инновационный портфель. Новые и улучшающие технологии разрабатывают и внедряют на постоянной основе, одно нововведение сменяет другое в режиме замкнутого цикла. Задача инновационного менеджмента здесь состоит в том, чтобы вовремя предвидеть





фундаментальные сдвиги в используемой технологии и переориентировать инве­стиции с продвижения продукта по проекту А на разработку но­винки В.

Нововведения при втором (последовательном) подходе, как правило, носят реактивный характер и внедряются в ответ на ин­новационные действия конкурентов. Иными словами, некоторые хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять инновации вслед за другими участниками рынка, чтобы обеспечить себе равное с инновационно активными конкурентами положение.

При параллельном подходе использование предлагаемых ме­тодов (оценки инновационного процесса и инновационного по­ведения) может совпадать во времени. Аналитические данные по оценке реализуемого инновационного проекта, обобщение полученного опыта и выработанные рекомендации могут быть использованы для оценки и отбора дальнейших направлений научно-технического развития производства продукции на предприятии. При последовательном подходе может иметь место некоторый временной разрыв между внедренной и плани­руемой к реализации новой или улучшающей технологией.

^ Далее показаны взаимосвязи между группами коэффици­ентов.

1. Показатель D кн позволяет определить профессиональный уровень исследовательского персонала предприятия. Патентный портфель, в свою очередь, представляет собой совокупность ре­зультатов интеллектуального труда работников хозяйствующего субъекта в форме патентов и свидетельств на изобретения, про мышленные образцы, полезные модели товарных знаков и знаков обслуживания, программ для ЭВМ и баз данных. Отсюда зависимости от характера профессионально-кадрового состав; инновационного подразделения предприятие может планиро вать объемы патентного портфеля.

^ 2. Показатель Dмп характеризует достоверность проведенные исследований рынка инновационной продукции. Оценить раз­меры потребительского рынка и эффективно коммерциализо-вать продуктовую или технологическую новинку — достаточно сложная задача. Для ее решения можно использовать различные методы исследования и маркетинговые подходы. В зависимости от точности маркетинговых прогнозов по реализованной на дан­ный момент инновации предприятие может с соответствующей долей определенности планировать объемы продаж, темпы и размер рынка последующей новинки.

^ 3. Показатель Dрн характеризует в определенной степени фи­нансовую обеспеченность, а также управление доходами и рас­ходами на разработку и внедрение новых и улучшающих техно­логий на предприятии. Если собственных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финансиро­вания стратегий инновационного развития могут стать внереа­лизационные доходы от продажи лицензий на использование созданных на предприятии технологий.

^ 4. Показатель Dпр опосредованно характеризует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и дру­гих затрат на производство и реализацию продукции. Планиро­вать рост корпоративного портфеля и расширение товарного ас­сортимента предприятия за счет продуктовых и технологических нововведений целесообразнее с учетом возможностей хозяйст­вующего субъекта эффективно управлять ресурсами и производ­ством.

Показатели роста стоимости компании и ее акций находятся в прямой взаимосвязи. При разработке стратегий технологиче­ского развития зависимость между параметрами состояния теку­щего инновационного процесса на предприятии и его будущими направлениями инновационного роста можно связать с помо­щью следующего йоказателя.

^ 5. Показатель Dpn реализации проекта в заданные сроки не только раскрывает способности предприятия реализовывать программы и планы-проекты в установленный интервал време­ни, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации про­дуктовых и технологических инноваций, а также способствует росту нематериальных активов. Выведение предприятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему исполь­зовать преимущества «первого хода». Это, в свою очередь, пози­тивно отражается сначала на престиже и репутации предприятия как инновационно активной компании, а затем во многом и на ее стоимости.

^ 6. Показатель D пр оценивает эффективность инвестицион­ных вложений в новый продукт или улучшающую технологию. Если новый продукт позитивно воспринимается потребителями, то это сначала ведет к росту стоимости компании, а затем, как следствие, влияет на цену ее акций.

В зависимости от достигнутых результатов предприятие мо­жет перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянного улучшения производи­мых товаров и используемых технологий.


Скачать файл (214.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации