Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Композиция публичного выступления - файл 1.doc


Контрольная работа - Композиция публичного выступления
скачать (91.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc92kb.19.11.2011 07:26скачать

содержание

1.doc

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2

§1. ОПРЕДЕЛЕНИК КОМПОЗИЦИИ………………………………………..5

§2. СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ………………………………7

2.1 Начало речи……………………………………………..……………8

2.2 Вступление……………………………………………………………9

2.3 Основная часть………………………………………………………10

2.4 Заключение…………………………………………………………..11

2.5 Концовка……………………………………………………………..12

§3. МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА…………………………………12

§4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ……………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18


ВВЕДЕНИЕ



Сталкиваясь, каждый день, с публичными выступлениями, мы зачастую даже не задумываемся насколько важную роль в жизни общества, а впрочем, и каждого отдельного человека они играют. Целью публичного выступления является информирование слушателей и оказание на них желаемого воздействия. Как правило, этим воздействием бывает убеждение. Ежедневно с экранов телевизоров умелые, а чаще не очень, ораторы в рекламном деле пытаются убедить нас, что именно их товар стоит покупать, а не какой либо другой. Не реже раза в пару лет, мы выбираем представителей какой бы то ни было власти, то президента, то депутатов. Вот тут то ораторская речь слышится буквально со всех сторон – с экранов телевизоров, на собраниях, да и просто на улице. Каждый кандидат, лично и с помощью огромного штата помощников пытается убедить население в правильности именно его политической программы. И ведь не раз, согласитесь, не смотря на другие факторы, так и тянет сделать выбор в пользу того, чьи речи отличаются стройностью, красотой, убедительностью. А ведь и каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью выступать перед аудиторией, убеждать в чем-либо своих слушателей.

Искусство построения и публичного произнесения речи, умение оказать на аудиторию желаемое воздействие называется ораторским искусством. Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы.

Как мы видим, тема ораторского искусства и публичного выступления являлась очень актуальной во все времена. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, политикой, бизнесом, управлением и многим другим. Важную роль в ораторском искусстве играет правильное и грамотное расположение или композиция материала. В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Соответственно данная тема является в настоящее время очень актуальной для всех областей, в частности для языкознания.

Изучалось ораторское искусство еще с античных времен. Риторике было посвящено огромное количество трудов. Риторику изучали на протяжении всего времени. В изучении риторики всегда появлялись новые аспекты, диктуемые временем. С течением времени развивается и видоизменяется речь, а, следовательно, появляются и новые требования к владению речью. Композиция публичного выступления, как неотъемлемая часть ораторского искусства достаточно подробно отражена в трудах большинства исследователей.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду деятельности связан с устным словом.

Целью данной работы будет изучить композицию публичного выступления, опираясь на работы известных авторов. Для достижения данной цели нам понадобиться определить понятие композиции в целом, и композиции конкретно публичной речи. Важной деталью любого выступления является целевая установка, которая так же будет рассмотрена в данной работе. Так же мы рассмотрим структурные части речи в отдельности. Дополняя представление об ораторской речи, стоит описать методы изложения материала. А для завершения представления о композиции публичного выступления мы рассмотрим типичные ошибки, которые не следует совершать ораторам.


§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ


Начиная говорить о композиции публичного выступления, определим понятие композиции в целом.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение композиции: композиция (от лат. compositio — составление, сочинение) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения.

Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех (вступление, основная часть, заключение) до семи (вступление, определение темы с ее подразделениями, изложение, отступление, аргументация или доказательство собственного тезиса, опровержение, заключение). К этим блокам можно добавить еще один блок – заглавие текста. Подробное разделение используется для текстов, относящихся к функциональным разновидностям языка (научной и деловой речи, публицистике). Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю.

В учебном пособии Л. А. Введенской по русскому языку и культуре речи приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление - говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока). Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.


§2. СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ


Говоря о понятии композиции, мы упоминали, что не верное расположение структурных частей снижает эффективность речи и препятствует выполнению задачи оратора. Поэтому прежде чем начать говорить подробнее о структуре речи, уделим немного внимания определению цели публичного выступления.

Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления.

Цельэто практическая установка, к которой стремится оратор:

- дать информацию – рассказать о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела;

- убедить слушателя – подготовить к какой-то точке зрения, побудить принять мнение оратора;

- побудить к действию – изменить что-либо в окружающем мире, воздействовать на волю слушателя.

Часто в выступлении выражены все три цели, но одна из них – главная.

По мнению ученых, эффективность речи - это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели.

Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи. Реализовать цель можно, если хорошо знаешь аудиторию, ее особенности, т.к. цель определяется не только для себя, но и для своих слушателей. Следует всегда помнить о слушателях. Важно не только то, что вы хотите сказать, но и то, как вас поймут.

Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, пишет И. Б. Голуб в учебном пособии по русскому языку и литературе, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи - то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.


2.1 Начало

Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются различными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разговаривать, разгадывать кроссворды и т.д.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и не желающих слушать. А это, бесспорно, нелегко сделать. Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле тесно с ней связанной.

Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края».

Неудачное начало речи может снизить интерес слушателей и рассеять их внимание.

Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого автора.

И. Б. Голуб в учебном пособии по русскому языку и культуре речи приводит яркий пример успешного начала ораторской речи. На вечере, посвященном 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так:

- Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелыми испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы.

Такое начало не может не удивить слушателей, и они ждут разъяснения.


2.2 Вступление

С него оратор и начинает вступление к речи:

- С приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» (гебистов) и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи «Сибирских новелл», «арестовали» даже пишущую машинку и порочили имя автора публикацией пасквилей и анонимных заявлений наемных борзописцев.

Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур.

Нужно заметить, что вступление может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой подтемы.

Однако чаще во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы. Здесь автор прямо определяет то, о чем он собирается говорить или писать далее, и перечисляет важнейшие вопросы, которые он хочет осветить (аспекты темы).  Подразделение темы должно отвечать ряду критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты темы. Если главной задачей является убеждение аудитории, риторика рекомендует строить подразделение по нарастающей: от наименее убедительных к наиболее убедительным аспектам темы. Также можно обосновать выбор темы, выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема.

В. И. Максимов в своем учебном пособии дает следующие советы: не следует затягивать введение тези­са. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь гово­рить, их внимание будет рассеянным, не сосредоточенным. Помни­те, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

^ 2.3 Основная часть

И все же хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Существует принцип усиления композиции, т.е. значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.

В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Основная задача оратора – информирование присутствующих, передача сведений, изложение нового материала, убеждение аудитории в правильности суждений, поэтому расположить материал необходимо таким образом, чтобы он помогал добиться цели.


2.4 Заключение

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность.

С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.

В заключительной части можно кратко повторить основное содержание текста или основную мысль, суммировать наиболее важные положения. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею речи.

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.


2.5 Концовка

Следует подчеркнуть, что всякое выступление как творческий акт в деятельности оратора требует своего завершения, своего последнего аккорда.

Слушатели должны почувствовать, что сказано все. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект выступления: приводятся самые сильные доводы. Нечеткое заключение резко снижает впечатление от даже очень хорошей речи. Основные идеи сформулируйте четко и кратко. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода.

В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит, контакт оратора с аудиторией.

Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.


§3. МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА


Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Методы изложения сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях. Очень точно эти методы описаны в учебном пособии Введенской Л. А.. Кратко охарактеризуем основные из них:

^ Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

^ Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

^ Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

^ Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

^ Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых - анализ и синтез. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность. Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

^ Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.


§4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ


Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них - нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Ти­повые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являют­ся верными.

В. И. Максимов в учебном пособии по русскому языку и культуре речи указывает на наиболее часто встречающиеся ошибки.

1. Неполная аналогия. Приводя умозаключение по аналогии, по­мните, что аналогия не всегда бывает полной. Утверждение «про­цесс работы над текстом устного выступления аналогичен процессу написания статьи» верно лишь отчасти: есть много общего между написанием статьи и созданием текста устного выступления, но есть и существенные различия. Полной аналогии здесь нет.

2. Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью: временная последовательность событий не всег­да подразумевает наличие между ними причинно-следственных от­ношений. Если предприятие оказалось банкротом после внесения изменений в налоговое законодательство, это не означает, что они оказались причиной банкротства: такая зависимость может быть, но может и отсутствовать.

Квазилогические рассуждения: «Я не против, когда кто-то реша­ет служебные дела поличному телефону, значит, они тоже не должны быть против, когда я звоню им домой по служебному делу.

Ошибки объединения: «Эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают лица без определенного места жительства».

Ошибки разъединения: «Совет директоров компании исчерпал свои возможности, следовательно, люди, в него входящие, тоже исчер­пали свои возможности».

«Подмена тезиса» представляет собой неявный переход от аргументации исходного тезиса к аргументации другого тезиса. Эта ошибка, как правило, обусловлена непониманием предмета рассуж­дения; волнением человека, когда психологический фактор превали­рует над логическим; сознательным желанием подмены текста, т.е. обманом. В результате исходный тезис не аргументирован, но вместе с тем создано впечатление его обоснованности. «Подмена тезиса» возможна в трех вариантах:

1. «полная подмена тезиса», когда аргументируют совершенно другой тезис (например, некто хочет доказать, что нерассудитель­ный человек глуп, а доказывает, что глупый человек нерассудителен; с точки зрения логики это не одно и то же);

2. «переход в другой род», или «частная подмена тезиса», когда аргументируют тезис либо менее общий относительно первоначаль­но сформулированного, либо более общий;

3. «довод к человеку» — переход при аргументации тезиса к обсуждению личных качеств лица, выдвинувшего данный тезис.

Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство - дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Являя собой "... бесконечный лабиринт сцеплений..." (Л. Н. Толстой, «О литературе»), композиция завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. Наряду с термином "композиция" многие современные теоретики используют в том же значении слово "структура".

Одним из важнейших аспектов композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания.

Рассмотрев подробно основные структурные части композиции, мы можем кратко сформулировать назначение каждой из них.

Задачей начала речи и вступления является привлечение внимания слушателей, подготовка аудитории к восприятию основной части; завоевание доверия, симпатии аудитории; особо важно во вступлении вызвать интерес слушателей к предмету.

В основной части оратор сообщает и обосновывает информацию.

В заключительной части следует суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

Приёмы и способы композиции весьма разнообразны. Как мы видим любая публичная речь, а они могут быть различными по типам: академические, политические, судебные, информативные, развлекательные, с точки зрения структуры строится по общим принципам:

- принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

- принцип усиления - значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;

- принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

- принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Именно сочетание форм изложения и определенных "точек зрения", их взаимосвязанность и единство и составляют композицию в этом смысле.

Таким образом, опираясь на работы известных авторов, мы определили понятие композиции в целом, ее значение в построении речи, составные части и основные аспекты.

Современный деловой человек должен уметь вести различные виды бесед: переговоры, презентации, телефонные разговоры. А одной из важнейших составляющих этого умения является умение правильно построить свою речь, сделать ее удобной для восприятия слушателем, понятной и доходчивой. Важно умение донести до слушателя свои мысли, идеи, суждения.

Ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, может быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях. Нравственная позиция оратора – самое главное в ораторском искусстве, поскольку слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

Работа над планом, композицией речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.


Литература:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.-М.: Логос, 2002.-432 с.

  2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-544с.

  3. Максимов В. И. Русский язык и культура речи.









Скачать файл (91.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации