Реферат - Испытания при пониженных температурах
скачать (670.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 671kb. | 19.11.2011 07:30 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Испытания при повышенных температурах. Исследование ползучести и длительной прочности [ реферат ]
- Вопросы к экзамену по оп. 04 Материаловедение для специальности 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств [ документ ]
- История испытания ядерного оружия [ реферат ]
- Перепечко И.И. Свойства полимеров при низких температурах [ документ ]
- Жидкости и их физические свойства жидкости. Гипотеза сплошности [ документ ]
- В чем различие между полиморфизмом и рекристаллизацией? Какое из этих явлений носит более общий характер? [ документ ]
- Ольховик Н.В. Режим испытания при условном осуждении [ документ ]
- Лекции. Испытания электрооборудования автомобилей [ лекция ]
- Зависимость коэффициента сжимаемости октафторциклобутана от давления при различных температурах [ документ ]
- 5 Техническая диагностика, контроль и испытания машин и оборудования [ документ ]
- Лабораторные работы по сопромату [ лабораторная работа ]
- Таблицы основных физических постоянных [ справочник ]
1.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Красноярский государственный Технический Университет
Кафедра : «Диагностика и безопасность технических систем»
Реферат
Тема: «Испытания при пониженных температурах.»
Выполнил:
Проверил:
Красноярск 2009
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПЫТАНИЙ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ
ХРУПКОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ТРУБОПРОВОДОВ
Э. Норрис и Р. Уайли
Американский институт черной металлургии (АИЧМ) пристально следит за технологическими достижениями и в области производства труб, и в области их эксплуатации в качестве магистральных трубопроводов. С этой целью даже создана специальная подкомиссия в составе представителей 14 фирм по исследованию магистральных трубопроводов, которая субсидирует программу исследований методов определения критической температуры хрупкости трубных материалов.
Для магистральных трубопроводов типичны материалы марок Х-52 и Х-60, производимые в соответствии со стандартом 5LX Американского нефтяного института (АНИ). Хотя технические условия АНИ не требуют проведения испытаний на ударную вязкость надрезанных образцов и не устанавливают определенного минимума ударной вязкости, такие испытания не новы в практике заводов, выпускающих газовые трубы. Здесь сложилась практика контроля качества труб, направленная на повышение ударной вязкости, которая предусматривает контроль за химическим составом, раскислением и способами горячей прокатки, а в ряде случаев даже термообработку труб. С апреля 1969 г. АНИ предусмотрел в стандарте 5LX два необязательных дополнения, посвященных испытаниям на ударную вязкость сварных труб диаметром 510 мм и выше из материалов Х-52 и дальнейших марок. В одном дополнении предусмотрены испытания образцов Шарпи с V-образным надрезом, размер которых составляет две трети стандартного, в другом - проведение испытаний падающим грузом (ИПГ). Размеры образцов для ИПГ и методика испытаний изложены в стандарте RP- 5L3 АНИ. Результаты испытаний по Шарпи и ИПГ оцениваются по степени волокнистости излома образцов, испытанных при температуре О или 10°С (устанавливается заказчиком).
Программа исследований в области испытаний для определения критической температуры хрупкости трубных материалов выполнялась в два этапа. На первом этапе исследовались параметры испытаний, способные повлиять на результаты ИПГ. Второй этап был посвящен установлению корреляции критической температуры хрупкости, определенной при ИПГ, с критическими температурами, установленными посредством других испытаний на хрупкое разрушение.
Первый этап исследований
Влияние геометрии образца, приложенного напряжения и вязкости материала на критическую температуру хрупкости по виду излома (КТВИ) изучалось на толстолистовой низколегированной стали Х-52 двух толщин из одной плавки. Такие листы (пластины) номинальной толщины 6,4 и 15,9 мм (действительная толщина 7,1 и 16,7 мм) прокатывали затем в холодном состоянии еще до четырех толщин: 4,8, 4,0, 12,7 и 9,5 мм. После прокатки все пластины нормализовали при таких скоростях охлаждения, чтобы они соответствовали скорости охлаждения материала толщиной 15,9 мм. Затем были проведены химический анализ, металлографические исследования и механические испытания.
Высоту, толщину и длину образцов изменяли систематически, чтобы оценить влияние этих размеров на КТВИ. Испытания проводили на вертикальном и маятниковом копрах. Хотя основным критерием служил вид излома, были исследованы и другие критерии (уровень поглощенной энергии и поперечное утолщение).
При испытаниях другой партии образцов их предварительно нагружали продольными усилиями (перпендикулярно направлению распространения трещины). Испытания проводили при двух уровнях наложенных напряжений на вертикальном копре в целях исследования их влияния на КТВИ.
Варьируя термообработку основного материала, изменяли его ударную вязкость до трех новых уровней. Чтобы оценить сдвиг критической температуры хрупкости при изменении уровня ударной вязкости, проводили испытания на маятниковом копре. В качестве критериев использовались как вид излома, так и поглощенная энергия.
Подготовка материала и его свойства
Одна плавка низколегированной стали Х-52 с
σ0 =36кг/мм2» предназначавшаяся для производства труб, была прокатана в пластины толщиной 6,4, 9,5 и 15,9 мм.
Все эти пластины прошли проверочные испытания на растяжение в другом научно-исследовательском учреждении. Образцы для растяжения вырезали перпендикулярно направлению прокатки. Механические свойства оказались нормальными для данного материала. Вообще же более толстые пластины обладали меньшим пределом текучести и большей вязкостью.
Контрольный химический анализ показал, что содержание химических элементов находилось в допустимых пределах, но содержание углерода оказалось сравнительно низким в сопоставлении с измеренными при данных толщинах механическими свойствами. Из побочных примесей было обнаружено наличие приблизительно 0,02% ванадия и 0,05% меди. Микроструктура была нормальной для сталей этого класса.
Влияние геометрии образца. Для исследования влияния геометрии образца на критическую температуру при ИПГ использовалась сталь Х-52 шести толщин. Листы толщиной 4,8, и 4,0 мм были получены холодной прокаткой пластины толщиной 6,4 мм, листы толщиной 12,7 и 9,5 мм - холодной прокаткой пластины толщиной 15,9мм.
В целях упрощения прокатки и последующей термообработки из пластин нарезали заготовки примерно квадратной формы со стороной -300 мм. Один размер заготовки брали равным длине образца, другой выбирали так, чтобы можно было получить три или четыре образца в зависимости от высоты. Основная прокатка велась в том же направлении, в котором прокатывались исходные пластины. Иногда для устранения коробления заготовки прокатывали и в поперечном направлении. Измерения, проведенные на пластине толщиной 6,4 мм, показали, что обжатие по толщине при поперечной прокатке составляло • 0,025 мм, тогда как четыре-пять проходов основной прокатки изменяли толщину на 0,4-0,5 мм, т.е. в среднем по 0,1 мм за проход.
Все заготовки, проходившие и не проходившие холодную прокатку, подвергались термообработке по режиму часовой аустенизации при 870°С с последующим охлаждением с контролируемой скоростью до комнатной температуры. Заготовки толщиной 15,9 мм охлаждали на спокойном воздухе. Температуру в процессе охлаждения контролировали термопарой, укрепленной на пластине. Скорость охлаждения тонких пластин замедляли до скорости охлаждения пластин толщиной 15,9 мм, покрывая пластины слоем легкой теплоизоляции. Например, пластины толщиной 6,4 мм прикрывали слоем дробленого огнеупорного кирпича толщиной 3 мм.
Влияние дополнительного осевого растяжения. Эта часть программы исследований проведена на образцах, изготовленных из пластины толщиной 15,9 мм после часовой аустенизации при 870°С и охлаждения на спокойном воздухе.
Влияние вязкости материала. Для изготовления заготовок с двумя дополнительными уровнями ударной вязкости применяли следующие режимы термообработки: часовая аустенизация при 870°С с охлаждением в печи и часовая же аустенизация при 930°С с охлаждением на спокойном воздухе.
Образцы и методика испытаний
Влияние геометрии образца. Из каждой заготовки после термообработки вырезали три или четыре образца для ИПГ. Образцы соо


Испытания падающим грузом проводили на маятниковом или вертикальном копре. Длина образцов была всегда на 5 О мм больше расстояния между опорами. Нужную температуру образцу сообщали погружением образца в ванну с соответствующей жидкостью не менее чем на 3 0 мин. После выдержки при заданной температуре образцы переносили на опоры и разрушали не позднее чем через 5 сек.
Одну из половинок разрушенных образцов использовали для определения процентной доли волокнистости излома подсчетом вдоль линии или по площади. При подсчете по площади из рассмотрения исключали прежде всего зону на краю излома равную по своей длине 'толщине образца. Оставшуюся площадь делили на семь равных частей по высоте образца и с помощью штангенциркуля измеряли длину (вдоль толщины) прямой части излома на каждом участке. Среднее для этих семи измерений делили на первоначальную толщину образца и умножали на 100,'•чтобы узнать процентную долю разрушения отрывом. Долю же разрушения срезом находили по разности. При линейном подсчете производили одно измерение по середине вдоль высоты образца. Процентные доли разрушения отрывом и срезом вычисляли аналогичным образом.
Влияние дополнительного осевого растяжения. Для исследования влияния приложенных напряжений на кривую перехода от вязкого разрушения к хрупкому, построенную по виду излома, вертикальный копер для ИПГ был снабжен специальным приспособлением, растягивающим изгибаемый образец (рис 1). Гидравлический цилиндр создавал на модифицированных образцах для ИПГ осевую нагрузку до 12 000 кг. Нагружающие стержни имели по два шарнира каждый, так что при повороте образца при ударе стержни оказывали незначительное воздействие на концы образца. Для этой серии испытаний применялись также и стандартные опоры для ИПГ. К образцам прикладывали осевую нагрузку, соответствующую 25% (9,1 кг/мм 2) или 75% (27,3 кг/мм2 ) от минимального предела текучести.
Из-за трудностей с размещением образцов на опорах их извлекали из ванны слегка переохлажденными. В небольшое отверстие, высверленное примерно на расстоянии 25 мм от сечения разрушения и на расстоянии 38 мм от кромки образца, зачеканивали термопару. Каждый

Рис 1. Специальное приспособление, предназначающееся для растяжения изгибаемого цилиндра.
образец, испытанный при температуре ниже комнатной, переохлаждали на 3 С, переносили на опоры и разрушали, когда термопара показывала нужную температуру.
Влияние вязкости материала. Эта серия испытаний проводилась в маятниковом копре на образцах размером 76 х79 мм, вырезанных из пластины толщиной 15,9 мм. Для каждого состояния материала строили кривые изменения процентной доли волокнистости излома и поглощенной энергии в зависимости от температуры испытаний.
Обсуждение результатов испытаний
Влияние геометрии образца. Для исследования влияния геометрии образцов на КТВИ проводились ИПГ на вертикальном и маятниковом копрах. Ниже указаны размеры использовавшихся для этого образцов.
Для уменьшения общего числа образцов их разделили на две партии по 16 штук, одну из которых испытывали на вертикальном копре, а другую - на маятниковом.
Толщина | Высота , | Длина, | Расстояние между опорами, |
мм | мм | мм | мм |
4,0 | 50,8 | 254 | 203 |
4,8 | 63,5 | 279 | 229 |
7Д1 | 76,2 | 305 | 254 |
9,5 | | | |
18,7 | | | |
16,72 | | | |
1 Номинальная толщина | 6,4 мм. | | |
2 Номинальная толщина | 15,9 мм. | |
По результатам испытаний была построена 71 кривая зависимости процентной доли волокнистости излома от температуры испытаний (по восьми экспериментальным точкам каждая). При испытаниях на маятниковом копре измеряли также поглощенную образцами энергию. На фиг. 10.4 приведен типичный набор изломов образцов и соответствующие кривые изменения процентной доли волокнистости излома в зависимости от температуры испытаний.
Анализ данных по КТВИ (50%-ная волокнистость) проводили способом линейной регрессии. Зависимой переменной служила КТВИ (°С), независимыми переменными — высота, длина и толщина образцов (мм ),
Анализ охватил 35 экспериментальных точек, полученных на вертикальном копре, и 36 экспериментальных точек, полученных на маятниковом копре. Было установлено, что эти экспериментальные данные описываются эмпирическим уравнением вида T=A + B\gt, где Т - КТВИ (°С), t - толщина (мм), а А и В - эмпирические постоянные. Изменение высоты образца и расстояния между опорами не оказали влияния на величину КТВИ. Эти экспериментальные данные описывались следующими уравнениями:
Вертикальный копер (по площади): Твд = - 87,8 + 4,2 lgt,
Вертикальный копер (по линии): ТВЛ = - 85,1 + 83,7 lgt,
Маятниковый копер (по площади): ТМП = - 81,2+ 81,1 lgt,,
Маятниковый копер (по линии): ТМЛ = - 81,9 + 81,8 lgt,.
На Рис 2 сопоставляются средние значения КТВИ, определенные по площади, с соответствующими эмпирическими кривыми. Кривые для КТВИ при подсчете вдоль линии дали аналогичную картину.
Исследование полученных данных показывает, что критическая температура хрупкости в данном диапазоне толщин линейно зависит от логарифма толщины. Испытания на маятниковом копре дают примерно те же результаты, что и испытания на вертикальном копре. Наконец, измерения волокнистости излома по площади и вдоль линии дают почти идентичные результаты, если речь идет о КТВИ, соответствующей 50%-ной волокнистости излома.

Рис 2. Результаты регрессионного анализа данных по КТВИ, подсчитанных по площади разрушения срезом, для маятникового (1) и вертикального (2)
копров.
^ 6 испытаний.

-30 -20 -Ю 0 10 20 30 АО
Температура испытаний ,°С

Температура испытаний, °С
Рис 3. Изменение длины трещины (а), вида излома и энергии (б)} поглощенной образцами с размерами 63,5 х 25,4 х 16,7 мм из стали Х-52 плавки 223430, в зависимости от температуры испытаний при подсчете способом линейной регрессии (1), по поглощенной энергии (2) и по площади разрушения срезом (3).
По данным, полученным при испытаниях на маятниковом копре, были построены кривые изменения энергии, поглощенной образцами, в зависимости от температуры испытаний. На Рис 3,
приведена одна из таких кривых (вместе с температурной кривой волокнистости излома). Поглощенная образцом энергия при 100%-ной волокнистости излома (определяемая как энергия при наинизшей температуре, при которой разрушение происходит полностью срезом) возрастает с увеличением высоты и толщины образца, т.е. с ростом поперечного сечения образца. Но если увеличение поглощенной энергии происходит в первом приближении пропорционально толщине, то изменение энергии в зависимости от высоты есть экспоненциальная функция. К тому же существуют некоторые данные, свидетельствующие о том, что увеличение расстояния между опорами приводит к уменьшению поглощенной энергии при 100%-ной волокнистости излома, хотя эта тенденция выражена не очень очевидно.
Исследование корреляции уровней энергии (определяемой как поглощенная энергия, соответствующая КТВИ при 50%-ной волокнистости в изломе) показало зависимость от толщины и высоты, аналогичную зависимости при 100%-ной волокнистости.
Измерения поперечного утолщения проводились на образцах размерами 51x3 05x7,1 мм. При повышении температуры испытаний в области переходных температур наблюдалось определенное увеличение поперечного утолщения. Следовательно, можно установить корреляционное значение поперечного утолщения, соответствующее критической температуре хрупкости, такими же методами, какими это достигается применительно к испытаниям по Шарли. На Рис 4 приведены температурные кривые изменения волокнистости излома, поглощенной энергии и поперечного утолщения.

-30 -20 -10 О 10 20
Температура испытаний, "С
Рис 4. Сопоставление данных о разрушении срезом (1), поглощенной энергии (2) и поперечном утолщении (3) для образцов стали Х-52 (плавка 223430) с размерами 50,8 х 305 х7,1 мм при различных температурах испытаний падающим грузом.
Одна серия образцов для ИПГ была испытана несколько необычным способом. Были проведены эксперименты по определению высоты подъема падающего груза, при которой удар приводил к образованию небольшой трещины при закритической температуре. Затем проводили испытания остальных образцов с целью выяснить влияние температуры на длину возникающей трещины. Результаты этих испытаний представлены на рис 3, #. Этот метод испытаний, аналогичный разработанному методу ограниченного изгиба , дает более низкие значения критической температуры хрупкости, чем КТВИ.
Влияние дополнительного осевого растяжения. При испытаниях с осевой нагрузкой на образце были получены две кривые изменения процентной доли волокнистости излома в зависимости от температуры испытаний. Испытания проводили на вертикальном копре.
В одном случае растягивающие напряжения составляли 25% минимального предела текучести 36 кг/мм2 (9,1 кг/мм 2 ), в другом -75% (27,3 кг/мм2 ).
Действие приложенных напряжений привело к следующему смешению КТВИ относительно КТВИ без осевых нагрузок

напряжение, °С
кг/мм 2

9,1 + 6,7
27,3 +5,0
Это смещение было сочтено несущественным по следующим соображениям.
1. За температуру испытания без приложенных напряжений принималась температура охлаждающей ванны, но до разрушения образцы несколько нагревались. В то же время температура испытаний с приложенными напряжениями была действительной температурой образца, измеряемой с помощью термопары.
Смещение критической температуры мало и примерно равно погрешности определения КТВИ.
При большем уровне приложенных напряжений наблюдалось меньшее смещение критической температуры хрупкости.
Влияние ВЯЗКОСТИ материала. Были получены температурные кривые поглощенной энергии и волокнистости излома для материала в следующих состояниях: после нормализации от 870°С и еще после отжига и нормализации от 93О°С. На рис 5 проведено сравнение таких кривых зависимости поглощенной энергии от температуры испытания. В результате проведенных испытаний получены перечисленные ниже значения критических температур хрупкости.
400

300
200
0
-20 0 -20 -40 -60
-
Температура испытаний,°С
Рис 5 Влияние термообработки на поглащаемую при испытаниях падающим грузом энергию после нормализации от 870°С (1), после отжига (2) и после нормализации от 930°С (3).
Влияние параметров испытаний
Сводка по первому этапу исследований
Изменение высоты и длины образца в исследованном диапазоне не оказывает заметного влияния на КТВИ.
Изменение толщины образца приводит к изменению КТВИ, которое можно описать эмпирическим соотношением Т= A + B\gt где t - толщина, Т - КТВИ, а Л и В - постоянные, зависящие от методики эксперимента.
Осевые напряжения, приложенные к образцу при ИПГ, не приводят к значительному изменению КТВИ.
Вариации состояния металла, вызванные различными опробованными режимами термообработки, влияют на КТВИ.
Корреляция между критическими температурами хрупкости, определенными по волокнистости излома и по заданному уровню поглощенной образцами энергии, зависит как от геометрических факторов, так и от состояния материала.
Второй этап исследований
Были исследованы корреляции результатов испытаний падающим грузом с другими испытаниями на хрупкое разрушение. Исследования проводились на низколегированных сталях Х-60 и Х-52 (по три плавки для каждой). Испытания проводились на пластинах и трубах толщиной 9,5 и 15,9 мм. Для каждого вида полуфабриката данной плавки проводили химический анализ, металлографические исследования и механические испытания. В нескольких случаях данные о пределе текучести для труб, полученные при испытаниях колец, сообщались заводом-изготовителем.
Испытания проводили на маятниковом копре по следующим соображениям: 1) исследования, проведенные на первом этапе, показали, что значения КТВИ, полученные на маятниковом копре, практически совпадают с величинами КТВИ, определенными на вертикальном коп копре; 2) маятниковый копер дает дополнительные сведения об ударной вязкости материала. В результате для каждого вида полуфабриката данной плавки были получены кривые "волокнистость - температура" и "поглощенная энергия - температура".
По результатам испытаний образцов Шарли с V-образным надрезом стандартного и уменьшенного (2/3 и 1/2) размеров были построены температурные кривые изменения поглощенной энергии, поперечного утолщения и волокнистости излома. Для каждой комбинации материала, плавки и вида полуфабриката определяли температуру нулевой пластичности (ТНП), согласно рекомендациям АОИМ (Е 208-69). Кроме того, были испытаны отдельные образцы с прессованным надрезом.
Влияние направления прокатки на критическую температуру хрупкости было исследовано в испытаниях с ограниченным изгибом на вертикальном копре, оборудованном специальными опорами. Критерием, используемым при этих испытаниях, служила длина образовавшейся трещины в функции температуры.
Для пластин и труб одной плавки натурной толщины были проведены испытания на выпучивание при нагружении взрывом. Критерием ТНП для пластин было разрушение до самых кромок образца при очень малой деформации. Критерием для ТНП труб длиной в два диаметра было разрушение по крайней мере до одного конца трубы.


Пластины и трубы из низколегированной стали Х-52. Пластины и трубы из материала трех плавок были поставлены в толщинах 9,5 и 15,9 мм. Химический состав и механические свойства были нормальными для стали Х-5 2.
В одном специальном научно-исследовательском институте были проведены проверочные испытания на растяжение материала каждой пластины и каждой трубы. Образцы вырезали поперек направления прокатки. Результаты проверки соответствовали данным, сообщенным заводом—изготовителем. Как правило, более толстые пластины обладали самой низкой прочностью и самой значительной пластичностью.
Контрольный химический анализ показал, что химический состав находится в пределах нормы для стали Х-52. Из примесей были обнаружены 0,02-0,03% V,0,006%Nb<0,02% Cu,0,01%Cr и 0,01%Ni.
Пластины и трубы из стали Х-60. Пластины и трубы из стали Х-60 трех плавок были поставлены в толщинах 9,5 и 15,9 мм.
Механические свойства и химический состав, определенные на заводе и в НИИ, были нормальными для данного материала. Из примесей присутствовали хром и никель. Кроме того, в плавке 2771 присутствовали следы циркония, а в плавках 2771 и 3271 были обнаружены следы никеля.
Образцы и методика испытаний
В данной части исследований применялись пять видов испытаний: 1) испытания падающим грузом; 2) ИПГ для определения температуры нулевой пластичности (ТНП); 3) испытания по Шарли образцов с V-образным надрезом; 4) испытания на ограниченный изгиб; 5) испытания на выпучивание при нагружении взрывом.
Были внесены некоторые изменения в методики испытаний, например использование образцов в 1/2 и 2/3 стандартного размера при испытаниях по Шарпи, применение прессованного надреза при ИПГ и испытания труб при нагружении взрывом. Все эти изменения подробно рассмотрены ниже.
Испытания падающим грузом. На основе исследований первого этапа программы для ИПГ на втором ее этапе были выбраны образцы размером 7 6x305 мм (стандарт АНИ RP- 5ЬЗ).Их вырезали перпендикулярно направлению прокатки. Образцы из труб перед испытаниями выпрямляли.
Испытания проводили на маятниковом копре с пролетом между опорами 254 мм по уже описанной выше методике.
Поглощенную при разрушении образцов энергию определяли по углу отклонения маятника после удара. Волокнистость излома определяли по площади; этот способ нашел более широкое распространение, чем метод определения вдоль линии.
ИПГ для определения ТНП. Температуру нулевой пластичности (ТНП) всех материалов определяли в соответствии со стандартом АОИМ Е 208 на образцах Р-3 для материала толщиной 15,9 мм. Кроме того, для пластин толщиной 9,5 мм и для двух толщин трубного материала пользовались нестандартными образцами. Для пластины толщиной 9,5 мм все размеры, кроме толщины, совпадали с размерами образца Р-3. Образцы из труб имели размер 51x127 мм, а толщина образцов была равна толщине труб. Образцы из труб испытывали с сохранением кривизны труб. Испытания материала пластин и труб для одной плавки стали Х-52 при толщине 15,9 мм были проведены на образцах с прессованным надрезом.
Для нестандартных образцов пользовались специальными опорами, которые обеспечивали достаточный прогиб образцов с созданием на растянутой поверхности образца напряжений, достигающих предела текучести.
Образцы нагревали или охлаждали так же, как и при ИПГ, но испытания проводили на вертикальном копре. Возникновение трещин на одной или двух кромках на растянутой стороне образца считалось разрушением, как это предусматривает стандарт АОИМ Е 208.
Испытания по Шарпи. Для испытаний по Шарпи применялись образцы как стандартного, так и уменьшенного ( в 2/3 и 1/2 стандартного) размеров. Были лишь два исключения: 1) вместо стандартного образца для пластин толщиной 9,5 мм использовался образец в полную толщину пластины и 2) образцы в полную толщину не удавалось изготовить из стенки трубы толщиной 9,5 мм. Во всех случаях образцы были ориентированы поперек направления прокатки, а надрез шел по толщине материала. Таким образом, ориентация совпадала с ориентацией образцов для ИПГ. Образцы Шарпи с V-образ-ным надрезом из труб вырезали без предварительного спрямления заготовок.
Испытания по Шарпи проводили на копре фирмы "Риль* мощностью 33 кгм с дистанционным управлением, что позволяло сократить время между извлечением образца из ванны термостата и его разрушением менее чем до 5 сек. Ванну наполняли спиртом для испытаний при температурах ниже комнатной и водой — при температурах от комнатной до 100°С.
Для каждого образца определяли поглощенную энергию, процентную долю волокнистости излома и поперечное утолщение. Эти данные использовались для построения температурных кривых, по которым определяли критические температуры хрупкости по 50%-ной волокнистости, по уровню работы разрушения 2 кгм и по поперечному утолщению 0,38 мм (все для стандартных образцов) и критические температуры хрупкости по уровню 1,4 кгм и по поперечному утолщению 0,25 мм для образцов размером в 2/3 стандартного.
Испытания на ограниченный изгиб. Данные испытания проводили на вертикальном копре, оборудованном специальными опорами для ограничения стрелы прогиба образца. Во всем остальном они были аналогичны испытаниям падающим грузом.
Величина заданного прогиба соответствовала появлению трещин в вершине надреза при ударном нагружении при комнатной температуре. Ее определяли экспериментально для каждой партии образцов. Испытания следующих образцов проводили при температурах ниже комнатной и определяли длину возникающей при этом трещины. Температура, при которой трещина достигала распространения на все сечение образца, принималась за критическую температуру.
Испытания взрывом.Испытания подобного рода проводили на плоских образцах и цилиндрах. Плоские образцы имели размеры 508 х 508 х 15,9 мм с инициирующим надрезом, выдавленным на поверхности пластины. Геометрия надреза совпадала с геометрией прессованного надреза на образцах для ИПГ. Цилиндрическими образцами служили отрезки труб длиной 1,5 м. Диаметр этих труб был равен 762 мм, толщина стенки - 15,9 мм. Прессованный надрез ориентировали вдоль трубы и располагали на середине длины.
Стандарта на испытания взрывом материала такой толщины не существует. Однако при проведении испытаний придерживались требований стандарта Судпрома 0900-005-5000 на проведение испытаний на выпучивание при нагружении взрывом. Это испытание заключается во вдавливании испытываемой пластины в круговой вырез матрицы действием взрывной волны. Размер заряда и расстояние до образца определяют экспериментально по 3—5%-ному уменьшению толщины материала после нагружения взрывом при температуре выше ТНП не меньше чем на 33°С. Испытания проводят при нескольких температурах, после испытаний определяют следующие характерные i температуры.
ТХР - температура хрупкого разрушения, при которой начинается распространение трещины, но трещина останавливается при достижении области упругого сжатия. Было найдено, что для сталей ТХР примерно на 3 3°С выше ТНП.
ТНП - температура нулевой пластичности, при которой разрушение пластины происходит при очень малой пластической деформации всей пластины. Ее определение сопряжено с большими трудностями, чем определение ТХР, из-за неопределенности понятия "очень малая"
пластическая деформация.
Для испытания цилиндра взрывом заряд взрывчатого вещества подвешивали в геометрическом центре цилиндра. Взрывные испытания труб не регламентируются ни одним стандартом, но они уже использовались в отдельных случаях для оценки прочности сварных швов в трубах. Размер заряда выбирали таким образом, чтобы при температуре выше ТХР толщина стенок уменьшалась на 3-5%, т.е. использовался тот же критерий, который применяется для определения величины заряда при испытаниях плоских образцов. Было установлено, что достаточно 2,7 кг взрывчатого вещества, отстоящего от стенок на расстоянии 330 мм (радиус трубы за вычетом радиуса заряда). Такой заряд создавал зону пластической деформации длиной 30 см. Критерием достижения ТНП было распространение трещины по упруго нагруженному материалу до самого конца цилиндра.
Обсуждение результатов
Испытания падающим грузом. Испытания падающим грузом, проведенные на маятниковом копре, позволили получить данные для построения следующих кривых: 1) зависимости волокнистости излома от температуры и 2) зависимости поглощенной энергии от температуры. Испытания проводили на сталях Х-52 и Х-60 трех плавок. Материал поставлялся в виде пластин и труб толщиной 9,5 и 15,9 мм. Для каждой комбинации материала, толщины и полуфабриката были получены температурные кривые изменения волокнистости излома (определенной по площади) и поглощенной энергии.
Температурные кривые волокнистости излома обычно использовали для определения температуры, при которой разрушение происходит на 50% срезом. Эту температуру считали критической температурой хрупкости по виду излома (КТВИ). Стандартного метода определения критической температуры хрупкости по температурным кривым поглощенной энергии не существует. Но так как изменение поглощенной энергии есть результат перехода от разрушения отрывом к разрушению срезом, то представляется целесообразным определять критическую температуру хрупкости по 50%-ному уровню энергии (КТЭ). При этой температуре поглощенная энергия равна половине разности энергий, затраченных на разрушение при 100%-ном срезе и при 100%-ном отрыве. Значения этих критических температур хрупкости приведены в табл. 10.1.

Рис 6. Результаты ИПГ образцов из листа стали Л-60 толщиной 15,9 мм (плавка 2771).
— поглощенная энергия;
- вид излома.
.

Рис 7. Результаты ИПГ образцов из листа стали Х-52 толщиной 9,5 мм (плавка 223430) . 1 поглощенная энергия; 2 - вид излома.
Рис 8. Результаты ИПГ образцов из листа стали Х-60 толщиной 9,5 мм (плавка 2771). ^
Поглощенная энергия при 100%-ном срезе имеет большое значение для материалов магистральных трубопроводов, так как она служит мерой способности материала тормозить начавшееся разрушение. Эти значения также приведены в табл. 1.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
Для данных толщин и полуфабрикатов критическая температура хрупкости материала трех плавок различается не более чем на 19,5°С.
КТЭ примерно равна или несколько выше КТВИ, Это различие обычно находилось в пределах 3°С.
Для данной плавки и полуфабриката критическая температура для более толстого материала (15,9 мм) выше, чем для более тонкого (9,5 мм).
Трубы имеют более высокую критическую температуру хрупкости, чем листы, из которых они были изготовлены.
ИПГ ДЛЯ определения ТНП. В табл. 2 приведены значения ТНП для каждой из 24 заготовок материала. Для толщины 15,9 мм ТНП выше, чем для 9,5 мм. Кроме того, ТНП для труб всегда равна или выше ТНП соответствующей пластины. Та же картина наблюдалась и при ИПГ на маятниковом копре. Чтобы определить степень влияния, которое оказывает на результаты ИПГ нагрев при нанесении на образец сварного шва, были проведены испытания модифицированных образцов, снабженных прессованным надрезом. Эти испытания проводили на образцах из листов и труб толщиной 15,9 мм, изготовленных из стали Х-52 плавки 223430. Были получены следующие значения ТНП:
Инициатор трещины | ТНП, °С | Полуфабрикат |
Сварной шов | -23 | Лист |
Прессованный надрез | -12 | |
Сварной шов | - 7 | Труба |
Прессованный надрез | -12 | |
Так как образцы с прессованным надрезом дали более высокое значение ТНП для листа и более низкое для трубы, а разница оказалась незначительной, то можно использовать для испытаний материала данного класса образцы любого из этих двух типов.
Таблица 1 КТВИ и КТЭ для сталей Х-52 и Х-60
Сталь | Плавка | Толщина, мм | Полуфабкат | КТВИ, °С | Энергия, поглощен- ная при 100%-ном срезе, кгм | КТЭ, °С | | ||||||
Х-52 | 122163 | 15,9 | Лист | -1 | 330 | 2 | | ||||||
| | 9,5 | if | -23 | 170 | -12 | |||||||
| | 15,9 | Труба | 16 | 360 | 18 | |||||||
| | 9,5 | if | -1 | 180 | 2 | |||||||
| 223425 | 15,9 | Лист | 8 | 325 | 10 | |||||||
| | 9,5 | | -7 | 170 | -4 | |||||||
| | 15,9 | Труба | 18 | 356 | 18 | |||||||
| | 9,5 | // | 4 | 192 | 8 | |||||||
| 223430 | 15,9 | Лист | 18 | 386 | 21 | |||||||
| | 9,5 | | -9 | 192 | -9 | |||||||
| Х-60 | 15,9 | Труба | 2*7 | 364 | 27 | |||||||
| | 9,5 | | 4 | 185 | 8 | |||||||
| 2271 | 15,9 | Лист | -9 | 330 | -1 | |||||||
| | 9,5 | tr | 23 | 170 | -21 | |||||||
| | 15,9 | Труба | 16 | 280 | 18 | |||||||
| | 9,5 | // | -21 | 150 | -21 | |||||||
| 3271 | 15,9 | Лист | -7 | 304 | -4 | |||||||
| | 9,5 | | -34 | 152 | -26 | |||||||
| | 15,9 | Труба | 8 | 325 | 13 | |||||||
| | 9,5 | if | -23 | 161 | -21 | |||||||
| 4131 | 15,9 | Лист | -21 | 250 | -15 | |||||||
| | 9,5 | 9 | -32 | 190 | -26 | |||||||
| | 15,9 | Труба | -1 | 370 | 4 | |||||||
| | 9,5 | | -12 | 186 | -9 |
Таблица 2 Температура нулевой пластичности для сталей Х-52 и Х-60
Сталь | Плавка | Толщина, | Полуфабрикат | ТНП при ИПГ, |
| | мм | | °с |
Х-52 | 122163 | 15,9 | Лист | -40 |
| | 9,5 | if | -57 |
| | 15,9 | Труба | -23 |
| | 9,5 | | -46 |
| 223425 | 15,9 | Лист | -12 |
| | 9,5 | if | -51 |
| | 15,9 | Труба | -12 |
| | 9,5 | if | -34 |
| 223430 | 15,9 | Лист | -23 |
| | 9,5 | // | -46 |
| | 15,9 | Труба | _7 |
| | 9,5 | // | -34 |
Х-60 | 2771 | 15,9 | Лист | -29 |
| | 9,5 | | -51 |
| | 15,9 | Труба | -18 |
| | 9,5 | // | -46 |
| 3271 | 15,9 | Лист | -29 |
| | 9,5 | if | -57 |
| | 15,9 | Труба | -29 |
| | 9,5 | if | -51 |
| 4131 | 15,9 | Лист | -34 |
| | 9,5 | // | -51 |
| | 15,9 | Труба | -29 |
| | 9,5 | if | -46 |
Скачать файл (670.5 kb.)