Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Влияние повышения качества машиностроительной продукции на эффективность функционирования машиностроения - файл 1.docx


Курсовая работа - Влияние повышения качества машиностроительной продукции на эффективность функционирования машиностроения
скачать (292.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx293kb.19.11.2011 07:33скачать

содержание

1.docx

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ………..……………...........4

    1. Понятие и специфика качества машиностроительной продукции………4

    2. Повышение качества продукции и его влияние на эффективность предприятия ……………………………………………………………….10

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ……………………………16

2.1. Повышение качества продукции в отрасли автомобилестроения………..16

2.2. Политика управления качеством на ОАО «КАМАЗ»……………………. 21

2.3. Методология улучшения качества машиностроительной продукции,

перспективы по совершенствованию качества на ОАО «КАМАЗ»……...27

Заключение……………………………………………………………………………32

Список использованной литературы………………………………………………..33

Приложение 1…….………………………………………………………………….. 34

Приложение 2………………………………………………………………………... 35




Введение
Данная тема курсовой работы является очень актуальной на сегодняшний день, особенно для машиностроения России. Это связано с тем, что отрасль машиностроения переживает не лучшие времена, существует множество проблем, к которым можно отнести и качество продукции. Поэтому рассмотрение особенностей влияния качества машиностроительной продукции на эффективность функционирования машиностроения вполне обоснованно.

Целью работы является: изучение влияния повышения качества машиностроительной продукции на эффективность машиностроения.

При выполнение данной курсовой работы, были выполнены следующие задачи: изучены понятие и специфика качества машиностроительной продукции; выявлено влияние повышения качества продукции на эффективность функционирования предприятия; рассмотрена проблема качества продукции в отрасли автомобилестроения; проанализирована политика в области качества на ОАО «КАМАЗ»; представлена методология улучшения качества машиностроительной продукции.

Предметом исследования является качество машиностроительной продукции.

Объектом исследования является предприятие отрасли автомобилестроения ОАО «КАМАЗ».

Теоретической и практической базой исследования при выполнение курсовой работы являются: учебники и учебные пособия по дисциплине Управление качеством, Экономика машиностроения, периодические издания Вестник КамАЗа, интернет ресурсы


^ Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ


    1. Понятие и специфика качества машиностроительной продукции



Машиностроительная продукция в первую очередь интересна своей комплексной составляющей. Предприятия машиностроения при производстве своей продукции объединяют изделия предприятия различных отраслей и на основе их выпускают свой авторский продукт. Можно сказать, что продукция машиностроительных предприятий суммирует в себе качественные характеристики изделий смежных отраслей и, обрабатывая их, производит свою продукцию со своим уровнем качества. На приобретенном у машиностроительных предприятий оборудовании заказчики (предприятия смежных отраслей) непосредственно изготовляют продукцию, удовлетворяющую потребности каждого человека и общества в целом. Ведущую роль в качестве продукции этих предприятий играет оборудование, на котором данная продукция выпускается, машиностроительная продукция. Следовательно, уровень качества продукции машиностроения объединяет в себе уровни качества продукции добывающих отраслей и непосредственно влияет на уровень качества продукции перерабатывающих отраслей (например, отрасли пищевого производства).

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Качество продукции1 – совокупность свойств товара, обусловливающих его

пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением



Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса – от директора предприятия – до конкретного исполнителя любой операции.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Для проведения грамотной политики в области управления качеством продукции необходимо знать, что же может непосредственно повлиять на её качество.

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним2 относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.



Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы (в соответствие с рисунком 1) :экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

^ Рисунок 1 - Факторы внешней среды предприятия

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес

кого планирования.

Для измерения свойств продукции используются показатели качества. Показатель качества продукции3 – количественная характеристика одного или 

нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Рассматривается применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Показатели назначения характеризуют свойства машины, определяющие основные функции, для которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Примеры показателей: мощность, грузоподъемность, скорость точность, габаритные размеры, масса.

Эргономические показатели характеризуют машину в системе "человек -машина" и оценивают ее приспособленность к гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам человека. Включают четыре подгруппы показателей:

а) гигиенические - оценивают приспособленность машины к гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с машиной. К ним относятся показатели освещенности, температуры, влажности, запыленности, излучения, шума, вибрации, перегрузок (ускорений) и др.;

б) антропометрические - определяют приспособленность машины к размерам, форме и массе тела человека;

в) физиологические определяют соответствие машины физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств. Эти показатели оценивают соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека;

г) психологические определяют соответствие психологическим особенностям, то есть возможностям по восприятию и переработке

Эстетические показатели характеризуют такие свойства: выразительность, целостность композиции, рациональность формы, совершенство исполнения и стабильность товарного вида. Включают четыре подгруппы показателей: выразительности - художественная выразительность, соответствие моде и др.; рациональности формы, например, соответствие внешнего вида машины ее



структуре и конструкции; целостности композиции - взаимосвязь и целостность элементов, пластичность внешнего вида и др.; совершенства исполнения и стабильности товарного вида - тщательность нанесения покрытия, отделки.

Все эти показатели оцениваются экспертной комиссией.

Показатели технологичности характеризуют свойства машины, которые определяют затраты труда, материалов, денежных средств при подготовке её производства, при изготовлении и эксплуатации.

Основные показатели - трудоемкость, материалоемкость, себестоимость; дополнительные - транспортабельность и унификация. Основные показатели могут быть; суммарными - в сумме на одну машину; удельными - на единицу ее основного параметра; сравнительными - по отношению к базовой модели.

К показателям унификации относятся: коэффициент применяемости и коэффициент повторяемости

Показатели безопасности характеризуют безопасность работы человека при эксплуатации машин.

Экономические показатели характеризуют промежуточные и конечные народнохозяйственные результаты создания и эксплуатации машин, определяют целесообразность формирования большинства их технических и эксплуатационных параметров. В этом состоит особая значимость данных показателей. В группу экономических показателей входят: затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, рассчитываемые как приведенные затраты и характеризуют экономичность машины на каждой из этих стадий; капитальные вложения потребителя, связанные с приобретением и монтажом машины; удельные приведенные затраты на единицу полезного эффекта машины, характеризующие народнохозяйственные издержки на единицу продукции или работы производимые с помощью машины, или, иными словами, эффективность данной машины; экономический эффект от улучшения качества продукции, получаемый предприятием-изготовителем. В составе рассмотренных выделяют показатели натуральные (срок службы в годах, вероятность безопасной работы в процентах, соответствие в баллах) и стоимостные (затраты на разработку, капитальные вложения).



Деление на единичные и комплексные показатели связано с количеством оцениваемых одним показателем свойств. Единичные показатели оценивают одно свойство. Комплексные показатели измеряют несколько свойств. Они делятся на групповые и обобщающие, а также на аналитические и искусственные. Групповые оценивают часть свойств, а обобщающие - всю их совокупность в целом. Аналитические представляют собой логически выведенные показатели, оценивающие комплексное (групповое или обобщающее) свойство и имеющие, как правило, реальный смысл. Искусственные показатели основаны на расчете средневзвешенных безразмерных величин, обобщающих значения ряда единичных и групповых показателей. Искусственные показатели применимы для тех видов продукции, для которых отсутствует или пока еще не найден аналитический показатель, оценивающий их качество в целом.

Прогнозируемые показатели - это установленные заранее с помощью методов прогнозирования ориентировочные значения показателей. Проектные (плановые) значения показателей, принятые в соответствующей документации.

Производственные и эксплуатационные показатели оценивают свойства продукции, проявляющиеся на соответствующей стадии.

Подводя итог по первому вопросу можно сказать, что качество продукции является очень важным её свойством. Оно состоит из множества показателей, что делает качество продукции ещё более многогранным понятием и способствует созданию продукции, отвечающей множеству запросов как производителей, так и потребителей. Также существует множество факторов, влияющих на качество продукции как внешних, так и внутренних, которые позволяют предприятию при помощи различных рычагов управления воздействовать на качество. Всё вышеперечисленное имеет определённую специфику по отношению к качеству именно машиностроительной продукции. В частности уровень качества продукции машиностроения объединяет в себе уровни качества продукции добывающих отраслей и непосредственно влияет на уровень качества продукции перерабатывающих отраслей. Что свидетельствует об очень высоком значении качества продукции в данной отрасли.


    1. 

    2. Повышение качества продукции и его влияние на эффективность предприятия



Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.

Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.

Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:

  • Продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;

  • Повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;

  • Снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания

  • Получение более высокой прибыли.

Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:

- выявить потребителей и определить их требования к продукции;

- преобразовать требования потребителя в технические условия;

- определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;

- оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

Потребителю важно получить :

  • Пригодное к применению и надежное изделие

  • Качественный и своевременный технический сервис

  • Соответствие цены характеристикам изделия




Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной.

Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям:

  • Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа

  • Потери в производственной инфраструктуре

  • Дополнительные затраты на ремонт техники

  • Потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин

  • Дефицитность продукции

  • Падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях

  • Недостаточное удовлетворение потребностей - производственно-технических и личных

Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой практике.

В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовало 68 предприятий, руководители которых 

первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Учрежден приз за качество. Приз за качество состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции. Иными словами символ победы позволяет повысить эффективность рекламы.

Основная цель премий – помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Следует отметить, что конкурсы, имеющие целью повышение качества, имеют в России уже некоторую историю. Так, в 1992 г. Санкт-Петербургским Клубом менеджеров по качеству (Клуб-9000), малым научно-производственным и сервисным предприятием “Конфлакс” и журналом “Стандарты и качество” учрежден конкурс на звание “Лучший менеджер по качеству года”. В 1995 г. его соучредителями стали также Союз потребителей России и Администрация Санкт-Петербурга, в 1997 г. – Центр испытаний и сертификации “Тест-С.-Петербург” и АО "ТКБ Итерсифика".

Конкурс имеет целью:

  • расширение круга предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM;

  • повысить профессиональный уровень специалистов в области качества;

  • распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров по качеству;

  • пропаганда в стране и за ее пределами достижений российских менеджеров по качеству.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические 

свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. Например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Обеспечение этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит пропорциональность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения “узких” мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в 

повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.

Значение повышения качества хорошо иллюстрируемая на примере Японии4. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.

Японские рабочие и служащие изучали новые методы в рабочее время. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.

В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые «японские стандарты качества». В Японии возникло новое понятие “культура качества”. Культура качества комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к тотальному контролю качества. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение же тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции.



Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.

Обобщая рассмотренные вопросы в рамках первой главы можно сделать вывод, что повышение качества машиностроительной продукции является актуальным направлением развития предприятий современной отрасли машиностроения. Как было отмечено во втором вопросе, в России практикуется использование различных конкурсов по качеству продукции, что способствует стимулированию производителей к повышению качества их продукции, а также как следствие повышению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировом рынках. Также было оценено влияние качества продукции, как на производителя, так и на потребителя. Оказалось, что повышение качества продукции повышает эффективность предприятия и способствует удовлетворению большинства потребностей потребителей, а снижение качества приводит к неблагоприятным экономическим и социальным последствиям. Следовательно, я бы рекомендовал предприятиям, в том числе и машиностроительным, уделять как можно больше внимания политике в области качества их продукции, ведь это непосредственно влияет на эффективность самого предприятия, отрасли и экономики в целом.



^ Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1. Повышение качества продукции в отрасли автомобилестроения

Основные направления (стратегия) развития отечественного автомобилестроения определены «Концепцией развития отечественной автомобильной промышленности России», одобренной Правительством Российской Федерации 16 июля 2002 г., № 978р.

Эти направления включают:

Повышение конкурентоспособности автомобильной техники путем проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов; введение технических регламентов, соответствующих международным требованиям к автомобильной технике; совершенствование научно-технического и кадрового обеспечения; интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность в связи с предстоящим вступлением в ВТО.

Определены меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и качества автомобильной техники через:

- формирование крупных корпораций и компаний в области производства автомобилей и компонентов;

- создание совместных и лицензионных производств с ведущими зарубежными фирмами;

- создание нормативно-законодательной базы (технические регламенты, сертификация, системы менеджмента качества);

- стимулирование фундаментальных и прикладных исследований (мега-проекты, конкурсные проекты и пр.).

Правительство Российской Федерации уделяло внимание и принимало соответствующие решения по развитию отечественного автомобилестроения и 

автомобильного рынка России — было принято 18 постановлений, распоряжений и поручений Правительства. (слайд № 1).

Однако, имеющиеся проблемы в развитии отечественного автомобилестроения далеко не решены.

К этим проблемам относятся:

1. Создание промышленности автомобильных компонентов, отвечающих мировому уровню.

2. Повышение качества автомобильной техники (в том числе, с учетом технологического перевооружения).

3. Создание необходимого инвестиционного климата (как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов).

4. Снижение в парке доли автомобильной техники с большим сроком эксплуатации (сегодня более 50% АТС со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

5. Проведение взвешенной таможенно-тарифной политики в автомобилестроении, в т.ч. по автомобильным компонентам.

6. Создание необходимой нормативно-законодательной базы (технические регламенты, сертификация, система менеджмента качества).

7. Инновации в отечественном автомобилестроении и роль науки.

По повышению качества продукции автомобилестроения упор делается на внедрение систем менеджмента качества, особенно на предприятиях поставщиках автомобильных компонентов.

На предприятиях, выпускающих автомобильную технику, такие системы уже существуют. Вместе с тем, на ряде предприятий по производству автомобильных компонентов системы, обеспечивающие необходимый уровень качества продукции, либо отсутствуют, либо действуют недостаточно эффективно. Предлагается поручить ГНЦ РФ ФГУП „НАМИ“ разработку комплекса нормативных документов, определяющих функционирование системы качества в автомобилестроении, оказание методологической помощи и координация работ в этой области.

Предполагается также создание (по Сводному плану) межведомственной системы мониторинга технического уровня, безопасности, ресурса и других 

потребительских свойств автомобильной техники в условиях реальной эксплуатации с организацией данного центра на базе НАМИ и технических возможностей автополигона НИЦИАНТ.

В настоящее время данные по изменению основных технико-экономических показателей автомобильной техники за срок ее эксплуатации носят фрагментарный характер и не могут служить основой для информирования производителя и потребителя. Планируется создать информационную систему, позволяющую на основе анализа данных эксплуатации, тестов, проводимых различными организациями, информации производителей проводить объективную оценку потребительских качеств поставляемых на российский рынок автомобильной техники с соответствующими предложениями в адрес производителей.

Решение проблемы качества отечественной автомобильной техники тесно связано с реализацией Программы государственной стандартизации важнейших видов продукции машиностроения на период до 2005 г., одобренной Коллегией Госстандарта России 28.03.01 г., а также «Программы стандартизации военной автомобильной техники на 2001-2005 гг.», утвержденной командиром в/ч 93 603-Н и руководителем Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении Минпромнауки России в январе 2002 г.

Выполнение этих мер позволит интегрироваться в европейскую систему сертификации автомобильной техники в рамках трех европейских соглашений: Женевского Соглашения 1958 г. (Постановление совета Министров СССР № 1295 от 1986 г.), Венского Соглашения 1997 г. (Депозитарная нотификация МИД России от 13 ноября 1997 г.) и Глобального Соглашения 1998 г. (Депозитарная нотификация МИД России от 26 июля 2000 г.).

В целом же работы по стандартизации и повышению качества должны реализовываться в виде документов по техническому регулированию, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р утверждены к разработке ряд технических регламентов, два из которых непосредственно касаются вопросов безопасности АТС:

- «Требование безопасности к колесным транспортным средствам и их составным частям»;

- «Внесение изменений в конструкцию автотранспортных средств. Процессы производства, требования, правила обеспечения безопасности»;

- Один технический регламент разрабатывается Минпромэнерго России в инициативном порядке — «О повышении экологической безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации».

Отечественному автопрому предстоит большая работа по улучшению технологической базы и повышению производительности труда:

- износ основной части производственных фондов в отрасли достиг более 60%, а средний возраст технологического оборудования — более 18 лет. Предприятия отрасли проводят определенную работу по технологическому переоборудованию, но из-за недостаточности собственных средств и инвестиций процесс этот чрезмерно замедлен. Здесь во многом не способствует существующая система кредитования (кредиты от 18%).

- производительность труда на предприятиях отрасли в 2-3 раза ниже, чем на ведущих зарубежных фирмах. Основной причиной этого являются недостатки в организации производства, невысокий уровень технологических процессов на большинстве предприятий и низкая механизация труда;

Нельзя не сказать о предполагаемых трудностях в развитии отечественного автопрома, которые, в первую очередь, связанны с повышением цен на энергетику, бензин, металл и др. материалы. Не завершен процесс реструктуризации предприятий, имеются проблемы с улучшением качества менеджмента с приведением в соответствие с решаемыми задачами численности и зарплаты на предприятиях отрасли.

А отсюда постоянный рост цен на отечественные автомобили. Если раньше диапазон цен на отечественную легковую технику лежал в пределах 4-6 тыс. 

долларов, то теперь он переместился на диапазон 7-10 тыс. долларов, что, несомненно, скажется на объемах спроса автомобилей отечественного производства. Уже начиная с 2001 года объем продаж импортных легковых автомобилей в ценовом выражении превышал объем продаж отечественных автомобилей, и эта разница постоянно возрастает. Новых импортных автомобилей продается ежегодно в объеме 80-120 тыс. шт., а с учетом выравнивания цен на новые российские автомобили с новыми и подержанными импортными автомобилями в 2004 г. продано около 300 тыс. новых и порядка 400 тыс. подержанных импортных автомобилей. В данном случае недалек тот день, когда безудержный рост тарифов на энергетику и материалы сравняет цены новых российских автомобилей, не достигших качества мирового уровня с импортными автомобилями, и это приведет к резкому падению спроса на отечественную технику.

Таким образом, видно, что в отрасли автомобилестроения существует огромная масса проблем, мешающих её продуктивному развитию. К этим проблемам можно смело отнести и проблемы в области качества выпускаемой продукции. Но любая проблема решаема. Подтверждением этого является «Концепция развития автомобильной промышленности России». В ней особое внимание уделяется проблеме повышения качества продукции российского автопрома. В частности предлагается ряд вполне эффективных мер: внедрение систем менеджмента качества; создание межведомственной системы мониторинга уровня качества; внедрение целого комплекса программ по стандартизации и повышению качества продукции.



2.2. Политика управления качеством на ОАО «КАМАЗ»
Главной задачей5 ОАО «КАМАЗ» является обеспечение устойчивого превосходства над основными конкурентами по всем показателям качества продукции и ее обслуживания, безусловное выполнение требований и ожиданий потребителей, условий государственного заказа, а так же законодательных и обязательных требований к выпускаемой продукции.

Эта задача сформулирована в Политике ОАО «КАМАЗ» в области качества, которая также определяет основные принципы на которых строиться деятельность компании в области качества.

Средством реализации Политики ОАО «КАМАЗ» в области качествам является Система менеджмента качества, созданная на базе стандартов ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ РВ 15.002 и сертифицированная Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» на соответствие требованиям:

- ИСО 9001:2000 – в системе сертификации «Русский регистр».

- ГОСТ Р ИСО 9001:2001 – в системе сертификации ГОСТ Р

- ГОСТ РВ 15.002-2003 – в системе сертификации «Военный Регистр» Система менеджмента качества ОАО «КАМАЗ» охватывает все стадии жизненного цикла продукции от маркетинга и проектирования до обслуживания готовых автомобилей у потребителя.

Вопросы обеспечения качества покупной продукции поставщиков являются наиболее актуальными и регулируются так же системой менеджмента ОАО «КАМАЗ». Методы работы с поставщиками основаны на взаимовыгодных отношениях с ним. Основные требования, необходимые для обеспечения стабильного качества покупной продукции, в том числе наличие у поставщика сертифицированной системы менеджмента качества, оговариваются в договорах на поставку. В настоящее время система менеджмента качества дорабатывается путем поэтапного внедрения требований ИСО/ТУ 16949 и его руководств: APQP, FMEA, MSA, SPC, PPAP.



Качество производимых автомобилей, запасных частей и сервисных услуг в настоящее время является определяющим фактором в борьбе за потребителя на рынках автомобильной техники.

Качество продукции ОАО «КАМАЗ», ее конкурентоспособность, отсутствие рисков для заказчика при выполнении оборонного заказа обеспечивается на основе эффективной системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и отвечающей принципам и требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандарта ГОСТ РВ 15.002.

Руководители ОАО «КАМАЗ» являются лидерами в деятельности по обеспечению качества по закрепленным бизнес процессам и процессам управления.

Каждый работник от генерального директора до рабочего несет ответственность за качество конечной продукции и эффективное использование всех видов ресурсов.

Постоянное совершенствование деятельности - образ жизни, забота и потребность каждого работника. Задача каждого - предупреждение отклонений от установленных требований и улучшение закрепленных процессов.

Надежный поставщик - гарантия качества покупных компонентов и материалов. Отношения с поставщиками строятся на принципах взаимной выгоды и совершенствования их систем качества с учетом требований международных технических условий ИСО/ТУ 16949 (ГОСТ Р 51814.1-2004). Компетентность каждого работника - необходимое условие создания качественной продукции и улучшения деятельности. Каждый должен повышать свои знания и умения.

Руководители ОАО «КАМАЗ» берут на себя ответственность за формирование корпоративной культуры и реализацию Политики в области качества, обязуются постоянно повышать результативность системы менеджмента качества и мероприятий по обеспечению качества оборонной продукции.

^ Награды в области качества. В 2004 и 2005 годах ОАО «КАМАЗ» приняло участие в конкурсе на премию Правительства РФ в области качества. По результатам участия в конкурсе в 2004 году ОАО «КАМАЗ» получил высокую 

оценку Совета по присуждению премии Правительства в области качества с присвоением звания «Дипломант конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества 2004 года», а в 2005 году ОАО «КАМАЗ» стал Лауреатом Премии Правительства РФ в области качества.

Конкурс проводится с 1997 г. и определяет лучшие компании с точки зрения способности производить качественную, конкурентоспособную продукцию или услуги и управление компанией в целом. Оценочные критерии конкурса гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству и представляет российским организациям современный инструмент целенаправленного развития и повышения конкурентоспособности. ОАО «КАМАЗ» стал первым из автосборочных компаний России лауреатом этого престижного конкурса. Это большой успех компании, подтверждающий имидж ОАО «КАМАЗ» как одного из лидеров в производстве высококачественной автомобильной техники в России.

В 2007 году ОАО «КАМАЗ» принял участие в Российской Ассамблее Качества и стал лауреатом «Золотого сертификата качества»

Российская ассамблея качества признала соответствие продукции ОАО «КАМАЗ» мировым стандартам качества. В оргкомитет Российской ассамблеи качества вошли представители центра маркетинга и менеджмента из Женевы, представители международного центра конъюнктурных исследований, а также английские и швейцарские специалисты в области сертификации.

Учредитель награды - Швейцарская компания Centre for Marketing and Management (CMM), занимающаяся разработками в области качества в течение многих лет. Одним из результатов деятельности CMM является создание Международной программы продвижения качества. Программа использует мировой опыт, чтобы создать унифицированный всеобщий стандарт, принципы которого закреплены в декларации Международной программы продвижения качества.

Получение «золотого» сертификата качества (см. Приложение 1) является знаком признания предприятия, придерживающегося принципов, изложенных в декларации качества. Ее подписание является обязательством по 

обеспечению, поддержанию и совершенствованию уровня качества, выполнение которого упрочит имидж и репутацию предприятия не только в России, но и за рубежом.

ОАО «КАМАЗ» официально получила право на использование логотипа всемирной программы продвижения качества в своих маркетинговых целях.

^ Основные партнеры в области качества предприятия ОАО «КАМАЗ»

Ассоциация по сертификации "Русский Регистр" (РР, Русский Регистр) – независимый орган по сертификации систем менеджмента организаций. Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и положительным опытом 15-ти летней деятельности.

«Русский Регистр» является членом Европейского фонда по управлению качеством. Его аудиторы аккредитованы и включены в реестр International Register of Certificated Auditors (Великобритания). Он получил признание Европейского Совета и 35 стран мира по осуществлению сертификационного надзора за выполнением международных конвенций и соглашений, заключил договоры о взаимном признании результатов аудитации с ведущими органами сертификации мира. Обеспечивает сертификационное сопровождение продукции предприятий — от проектирования до утилизации. Сертификаты РР признаются и являются достаточными при заключении контрактов и проведении тендеров. Имеет свои представительства и инспекции в 39 странах. В составе РР действует научно-технический совет.

Русский Регистр является членом IQNet и имеет международную аккредитацию, признанную Международным Аккредитационным Форумом (IAF). Русский Регистр имеет официальную аккредитацию Русского Регистра в четырех российских системах сертификации, что позволило ОАО «КАМАЗ» одновременно получить не только Сертификаты соответствия Системы сертификации РР (имеющие международное признание), но и Сертификаты соответствия Системы ГОСТ Р, Системы "Военный Регистр".



Между ОАО «КАМАЗ» и Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» в 2006 году заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве, по которому предусмотрено:

- взаимодействие в организации и внедрении систем управления на предприятиях и организациях поставщиков ОАО «КАМАЗ», дилеров и сервисных центров ОАО «КАМАЗ», в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов;

- сертификация систем управления качеством и экологий предприятий поставщиков, дилеров и сервисных центров на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и 14000.

^ ОАО «ВНИИС» более 40 лет осуществляет научно-исследовательскую, методическую и консультационную деятельность в области стандартизации, сертификации, аккредитации, менеджмента качества. ВНИИС разрабатывает научно-методические и организационные основы подтверждения соответствия продукции и услуг, занимается разработкой и сертификацией систем менеджмента качества, аккредитацией. Осуществляет научно-исследовательскую, методическую и консультационную деятельность в области подтверждения соответствия менеджмента качества, стандартизации.

Согласно заключенному между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ВНИИС» соглашение о стратегическом сотрудничестве, ОАО «ВНИИС»

- оказывает методическую помощь по совершенствованию СМК ОАО «КАМАЗ», основываясь на стандартах ИСО 9000, ИСО/ТУ 16949, критериях премий Правительства РФ в области качества;

- организовывает консультации специалистов ОАО «КАМАЗ» по вопросам, возникающим при разработке и внедрении интегрированных систем менеджмента.

Некоммерческое партнерство "Поволжский Центр Качества" создано в 2003 году по инициативе Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации, Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан и Госстандарта России. На «Поволжский Центр Качества» возложена 

задача координации деятельности по реализации основных направлений повышения качества продукции и услуг в Республике Татарстан.

В целях повышения качества производства и конкурентоспособности между ОАО «КАМАЗ» и Поволжским Центром Качества заключено соглашение о сотрудничестве в рамках которого стороны проводят единую согласованную политику в области подготовки, внедрения, сертификации и обеспечения результативного функционирования систем менеджмента качества, отвечающих требованиям ИСО серии 9000, систем управления окружающей средой, отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 14 000, систем менеджмента здоровья и безопасности на производстве, отвечающих требованиям стандартов OHSAS серии 18 000, систем качества в автомобильной промышленности на основе ИСО/ТУ 16949.

Также хотелось бы отметить влияние проводимой политики в области повышения качеством продукции на эффективность функционирования предприятия. В результате проведения грамотной политики в области управления качеством, а также всей политики ОАО «КАМАЗ» в целом, в соответствии с Отчетом о прибылях и убытках за 2006 год (Приложение 2), произошло увеличение чистой прибыли предприятия, по сравнению с 2005 годом, на 49%.

Таким образом, политика компании в области качества устанавливает, что «главной задачей ОАО «КАМАЗ» является выпуск продукции, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей». Повышение качества автомобилей позволяет сделать более успешным бизнес не только Камского автозавода, но и предприятий поставщиков. Подтверждением достижений ОАО «КАМАЗ» в области качества продукции является множество полученных отечественных и международных наград высших достоинств.



2.3. Методология улучшения качества машиностроительной продукции, перспективы по совершенствованию качества на ОАО «КАМАЗ»
Получаемая от улучшения качества выгода будет постепенно накапливаться, если предприятие осуществляет проекты по улучшению качества и соответствующую деятельность как последовательную регулярную систему мер, основанных на сборе и анализе данных.

^ Вовлечение всего предприятия

На предприятии с достаточно хорошей мотивацией и управлением улучшением качества некоторое количество проектов или видов деятельности по улучшению качества различной степени сложности будет непрерывно предприниматься и осуществляться всеми сотрудниками и на всех уровнях предприятия. Проекты и деятельность такого рода станут частью нормальной работы каждого сотрудника и будут варьироваться от таких, которые требуют наличия межфункциональных или управленческих коллективов, до таких, которые будут выбраны и осуществлены отдельными сотрудникам или коллективами. Проекты или виды деятельности по улучшению качества обычно начинаются с признания возможности улучшения. Это признание может быть основано на измерении потерь из-за качества и/или сравнении с конкурирующими образцами (реперные точки) продукции предприятий, признанных лидерами в конкретной области. Однажды определенный проект или вид деятельности по улучшению качества развивается на протяжении ряда этапов и завершается осуществлением превентивных или корректирующих действий в отношении процесса с целью достижения и сохранения нового, улучшенного, уровня функционирования. По завершении проектов или видов деятельности по улучшению качества, выбираются и осуществляются новые проекты или виды деятельности по улучшению качества.

^ Инициирование проектов или видов деятельности по улучшению качества

Все сотрудники предприятия вовлекаются в инициирование проектов и видов деятельности по улучшению качества. Необходимость, объем и важность 

проекта или вида деятельности по улучшению качества должны быть четко определены и продемонстрированы. Это определение должно включать соответствующее обоснование и историческую справку, сведения о связанных с проектом потерях из-за качества и существующем состоянии, по возможности выраженные в характерных числовых выражениях. Проект или вид деятельности должны быть отнесены к какому-то лицу или коллективу, включая его лидера. Необходимо составить программу и адекватно распределить ресурсы. Должны быть предусмотрены положения о периодическом проведении анализа объема, программы, распределения ресурсов и наблюдаемого прогресса.

^ Исследование возможных причин

Целью этого этапа является возрастающее понимание природы улучшаемого процесса путем сбора, оценки и анализа данных. Сбор данных всегда должен проводиться в соответствии с тщательно разработанным планом. Важно исследовать возможные причины с наибольшей объективностью, без предвзятых суждений о возможных причинах превентивных или корректирующих действий, тогда решения будут основаны на фактах.

^ Установление причинно-следственных связей

Данные подвергаются анализу с целью заглянуть в сущность улучшаемого процесса и сформулировать возможные причинно-следственные связи. Важно выявить различия между совпадением и причинно-следственной связью. Связь, которая обнаруживает высокую степень соответствия с данными, нуждается а проверке и подтверждении на основе новых данных, собранных по тщательно разработанному плану.

^ Осуществление превентивных и корректирующих действий

После установления причинно-следственных связей должны быть разработаны и оценены альтернативные предложения о превентивных и корректирующих действиях в отношении выявленных причин. Преимущества и недостатки каждого предложения должны быть проверены сотрудниками предприятия, которые будут вовлечены в осуществление этих действий. Успех осуществления зависит от сотрудничества всех участников.



Улучшение качества достигается в результате превентивных или корректирующих процесс действий для получения более удовлетворительных результатов и/или уменьшения частоты неудовлетворительных результатов. Применение только корректирующих мер в отношении результатов процесса, таких как ремонт, доработка или сортировка, влечет за собой потери, связанные с качеством.

^ Подтверждение улучшения

После осуществления превентивных или корректирующих действий должны быть собраны и проанализированы соответствующие данные для подтверждения того, что улучшение достигнуто. Подтверждающие данные должны быть собраны на той же основе, что и данные для исследования и установления причинно-следственных связей. Нужно также провести исследования желательных и нежелательных побочных явлений, которые могли произойти.

Если после осуществления превентивных или корректирующих действий продолжают появляться нежелательные результаты примерно с той же частотой, может возникнуть необходимость пересмотреть определение проекта или вида деятельности по улучшению качества, вернувшись на этап инициирования.

^ Закрепление достигнутого успеха

После подтверждения улучшения качества необходимо его закрепить. Обычно это включает в себя изменение технических условий и/или рабочих или административных процедур и методик, необходимого обучения и подготовки, а также гарантию того, что эти изменения становятся составляющей частью содержания деятельности каждого сотрудника, которого это касается. Улучшенный процесс после этого нуждается в контроле на новом уровне функционирования.

^ Продолжение улучшения

Если желаемое улучшение достигнуто, должны быть выбраны и осуществлены новые проекты и виды деятельности по улучшению качества. Поскольку дополнительные улучшения качества всегда возможны, проект или вид деятельности, направленные на улучшение качества, могут быть повторены 

на основе объективных показателей. Рекомендуется установить приоритеты и временные пределы для каждого проекта или вида деятельности по улучшению качества. Временные пределы не должны ограничивать эффективные виды деятельности по улучшению качества.

Цикл «планирование – исполнение – проверка – действие» используется для непрерывного улучшения качества. Методология улучшения качества в этой части стандарта ИСО 9004 обращает основное внимание на фазу «проверки-действия» данного цикла.

Также хотелось бы отметить основные перспективные направления в совершенствование качества продукции, производимой предприятием машиностроения ОАО «КАМАЗ».

  • проведение рестайлинга серийных автомобилей;

  • организация совместного производства легких грузовиков Мицубиши Фусо;



  • создание СП КамАЗа и Daimler AG по производству и реализации грузовиков, а так же продаже автобусов Мерседес и Сетра в России;



  • открытие производства деталей цилиндропоршневой группы на совместном предприятии с американской Federal-Mogul Corporation.

И все это реализовано, несмотря на кризисные явления в экономике. Хотя, может быть именно благодаря кризису, Камский автозавод проявляет активность и это, несомненно, обернется хорошими дивидендами в будущем.

Первое, что приходит на ум, читая эту информацию, это то, что КАМАЗ имеет неплохие перспективы для выхода из кризиса. Ведь такие усилия, да и ещё по тем направлениям, где у продукции КамАЗа всегда были проблемы, не пройдут даром. Повышение надежности и качества грузовых автомобилей, а 

именно этому способствуют современные технологии производства поршней, поршневых колец и гильз цилиндров, благоприятно скажется на стоимости эксплуатации автомобилей КАМАЗ. Любой продавец запчастей КАМАЗ подтвердит, 128-ой ремкомплект (гильза-поршень-кольца) это одна из самых ходовых позиций — следовательно, повышение надежности этих деталей ведет к экономии средств на запчасти у потребителя. И, следовательно, улучшает конкурентные качества автомобилей КАМАЗ в целом. Редизайн внешнего вида грузовиков, так же будет способствовать повышению привлекательности автомобилей КАМАЗ у потребителя, ведь кабины Камских большегрузов внешне не меняются давно, а современные требования рынка заставляют подстраиваться под покупателя.

Планы сборки современных коммерческих грузовиков на мощностях КамАЗа так же принесут выгоду акционерам КамАЗа, ведь импортные грузовики все равно покупают и лучше их собирать в России, получая при этом огромный опыт в области создания качественной продукции. Дополнительные доходы ни КамАЗу, ни бюджету лишними не будут.

Таким образом, во второй главе были освещены вопросы, непосредственно связанные с качеством машиностроительной продукции. В частности были рассмотрены проблемы связанные с качеством продукции и методы их решения на примере отрасли автомобилестроения. Также подробно была рассмотрена политика в области качества на предприятие ОАО «КАМАЗ», которая показала, что в современном автомобилестроение существуют предприятия на своём примере доказывающие реальность достижения значительных высот в области управления качеством продукции. В последнем вопросе была рассмотрена методология улучшения качества машиностроительной продукции, следуя которой любое предприятие машиностроения может добиться колоссальных успехов в области управления качеством продукции. Также были приведены перспективные направления в области повышения качества производимой продукции на ОАО «КАМАЗ». Эти направления позволят КамАЗу в ближайшем будущем добиться повышения уровня качества выпускаемой продукции и тем самым продолжить уверенный рост показателей эффективности предприятия.



Заключение
В курсовой работе был проведён тщательный анализ понятия качество машиностроительной продукции, а также влияние повышения качества продукции на эффективность машиностроения. В частности было рассмотрено предприятие автомобилестроения ОАО «КАМАЗ» и его политика в области управления качеством. Это позволило выявить влияние качества выпускаемой продукции на эффективность предприятия и всей отрасли в целом.

Также была представлена методология повышения качества машиностроительной продукции, которая представляет собой ряд мер по совершенствованию политики предприятия в области управления качеством машиностроительной продукции.

Таким образом, можно сформулировать следующую рекомендацию для предприятий машиностроения в области качества. Руководство предприятий должно стремиться к проведению грамотной политики в области управления качеством машиностроительной продукции, опираясь на передовой опыт отечественных и зарубежных компаний, достигших в этой области больших успехов. В этом случае предприятие сможет организовать производство высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам, следовательно, повысить свою конкурентоспособность, прибыль, положительно повлиять на своих поставщиков и покупателей, а как следствие ускорить развитие всей отрасли машиностроения и экономики в целом.


Список использованной литературы


  1. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2005- 624 с.

  2. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / И.М. Разумов, Л.А. Глаголева. – М.: Машиностроение. 2004 – 544с

  3. Организация и планирование производством в машиностроении: Учебник для вузов/ Н. И. Скворцова, А. И. Некрасова. – М.: Высшая школа, 2005 – 623 с.

  4. Вагизова Д. Успех определяется качеством// Вести КАМАЗа. – 2003 год 24 июля. – с. 2

  5. Ерашова О. Стандарты на бизнес// Вести КАМАЗа. – 2004. – 30 января. – с.1.

  6. Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 527 с.

  7. Иванов А.С., Медведев Н.В., Терехин С.А. Обеспечение качества машин, позволяющего выйти с выпускаемой продукцией на международный рынок //Вестник машиностроения 2005 №12

  8. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007. –212 с. – ( Серия” Высшее образование”)

  9. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007. –207 с. - ( Серия ” Вопрос – Ответ”)

  10. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М.:ФОБЗ, 2004.- 207с.

  11. Радионов В. В. Управление качеством: // Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 2006. – 44 с.

  12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2005. 416с.

  13. Полховская Т.М., Карпов Ю.А., Соловьев В.П. "Основы управления качеством продукции" // М. 2006г.

  14. Огвоздин В.Ю., "Управление качеством" уч. пособие СПБГИЭА 2008г.

  15. "Экономика машиностроения", Пелих А.С., Ростов-на -Дону, 2005г.

  16. http://www.kamaz.ru



Приложение 1



Приложение 2


^ Отчет о прибылях и убытках 2006/2005 %
Выручка 45%
Себестоимость 42%
Валовая прибыль 61%
Коммерческие расходы 28%

Административные расходы 26%

НИОКР 25%

Прочие операционные доходы 85%

Прочие операционные расходы 14%
Операционная прибыль 127%
Доходы (расходы) от зависимых компаний 80%

Финансовые расходы 7%

Финансовые доходы 73%

Прибыль от реструктуризации и прощения долгов и налогов 54%
Прибыль до налогов и процентов 54%
Налог на прибыль 49%
Прибыль за период 57%
Доля миноритариев 400%
Чистая прибыль 49%


1 Огвоздин В.Ю., "Управление качеством" уч. пособие СПБГИЭА 2008г


2 Радионов В. В. Управление качеством: // Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. – Новосибирск. 2006. – 44 с


3 Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007. –212 с


4 Вахрушев В. Принципы японского управления. - М.:ФОБЗ, 2004.- 207с.


5 Ерашова О. Стандарты на бизнес// Вести КАМАЗа. – 2004. – 30 января. – с.1





Скачать файл (292.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации