Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Конкурентное право Украины - файл Л.4.doc


Лекции - Конкурентное право Украины
скачать (138.7 kb.)

Доступные файлы (6):

Л.4.doc170kb.08.12.2009 10:01скачать
М 1.1. Лекция 1. Понятие КПУ.doc87kb.03.02.2009 18:43скачать
М.1.2. Лекция 2. Госконтроль и АМК.doc119kb.05.02.2009 16:07скачать
М.2.1. Лекція 3. Недобросовістна конкуренція.doc156kb.16.09.2008 03:19скачать
М.2.4. Лекция 4. Экономическая конкуренция.doc151kb.11.02.2009 23:48скачать
М.2.5. Лекция 5. Ответсвенность за нарушение АМ законодательства.doc132kb.07.10.2008 19:08скачать

содержание

Л.4.doc





Модуль 2. Виды нарушений конкуренции.

Тема 4. «Экономическая конкуренция»
Учебные вопросы:

1. Понятия и виды экономической конкуренции.

2. Анти конкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования

3. Злоупотребление монопольным положением на рынке

4. Антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля.

5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренцией.

Литература:

1. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-I // ВВР, 2003, № 18, № 19-20, № 21-22, ст.144.

2. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 210-III // ВВР, 2001, № 12, ст.64.

3. Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.1990 г. N 507-XII //ВВР, 1990, № 52, ст.650.

4. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР // ВВР, 1997, № 24, ст.170.

5. Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» 26.11.1993 г. № 3659-XII // ВВР, 1993, N 50, ст.472.

6. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. 959-XII // ВВР, 1991, N 29, ст. 377.

7. Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.12.2000 г. № 1682-III //ВВР, 2000, N 30, ст.238

8. Распоряжение АМК от 12.02.20002 г. № 26-р., о введении в действие Положения «О порядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета на предоставление разрешения о согласованных действиях субъектов хозяйствования»

9. Распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 12.02.2002 г. №27-р. Об утверждении «Типовых требований к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования».

10. Распоряжение Антимонопольного комитета от 05.03.2002 г. № 49-р «Об утверждении методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке»


^ 1. Понятия и виды экономической конкуренции.

Как уже отмечалось, конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной. Вместе с этими видами конкуренции существует и экономическая конкуренция.

Для выяснения юридического содержания этого понятия необходимо обратиться к позиции законодателя. Так, в соответствии со статьей первой Закона Украины „О защите экономической конкуренции”:

экономическая конкуренция (далее ЭК) – это соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия товаров на рынке.

^ Роль ЭК на рынке проявляется через ее функции:

  1. Функция регулирования состоит в том, что основные производственные факторы направляются именно в те сферы, которые нуждаются в них более всего и где они будут использованы наиболее эффективнее. Это связано с необходимостью для предпринимателей производить те товары (предоставлять услуги, выполнять работы), которые нужны потребителю;

  2. ^ Функция мотивации, содержанием которой является способность конкуренции стимулировать предпринимателей предлагать на рынок наилучшие товары по наиболее низким ценам, а также снижать расходы на их производство. Удержаться на рынке, где властвует конкуренция, и при этом получить прибыль возможно, лишь если выполнять указанные требования.

  3. ^ Функция распределения - прибыль перераспределяется в пользу предпринимателей, которые использовали свои ресурсы наиболее производительнее. Именно в этом выражается функция распределения.

  4. ^ Функция контроля дает возможность не допустить неэффективной деятельности предпринимателей, а также не разрешает отдельным предпринимателям неограниченно властвовать на рынке и навязывать потребителям и другим участникам рынка свои правила игры.

Действия, которые приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции с рынка, нарушают законодательство о защите ЕК, наказываются законодателем. Они являются противоправными и вредными для рыночной конкуренции и лиц, которые функционируют на рынке.

В соответствии с законодательством о защите ЕК, основными видами нарушений, которые наносят вред рыночной конкуренции, являются:

  1. Анти конкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования.

  2. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке.

  3. Анти конкурентные действия органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля.

Все правонарушения, которые осуществляются субъектами хозяйствования в сфере защиты ЕК, можно условно разделить на индивидуальную антиконкурентную практику (злоупотребление) и антиконкурентные соглашения (согласованные действия).

^ В зависимости от структуры рынка, вида субъектов хозяйствования, их места на рынке выделяют три основных вида антиконкурентных согласованных действий:

  1. Горизонтальные согласованные действия, которыми признаются заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме, принятие хозяйствующими объединениями решений в любой форме, любое другое согласованное конкурентное поведение субъектов хозяйствования, целью которого является координация конкурентного поведения.

  2. ^ Вертикальные согласованные действия, которыми признаются такие же самые действия, однако осуществляемые субъектами хозяйствования, которые не конкурируют и не могут конкурировать между собой в сложившихся условиях рынка товаров, однако находятся или могут находиться в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках. Вообще вертикальные согласованные действия (соглашения) на конкурентных рынках не только не ограничивают конкуренции на них, но и часто усиливают ее.

  3. ^ Конгломератные согласованные действия (соглашения). Это согласованные действия, которые осуществляют два или более субъектов хозяйствования, и отвечают таким условиям:

  • субъекты хозяйствования - участники согласованных действий не являются конкурентами и не находятся в отношениях продавец-покупатель или поставщик-потребитель;

  • такое согласование действий предусматривает ограничение в предпринимательской деятельности хотя бы одного из ее участников в его отношениях с третьими лицами.

Итак, антиконкурентные согласованные действия являются неправомерными действиями. Разность между ними и правомерными согласованными действиями субъектов хозяйствования состоит в том, что антиконкурентные согласованные действия могут привести к недопущению, устранению, искажению или ограничению конкуренции на рынке.
^ 2. Антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования

В части 2 статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» установлен перечень антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, которыми признаются:

- установление цен или других условий приобретения или реализации товаров;

- ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

- распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признаками;

- искажение результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

- устранение или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) субъектов хозяйствования, потребителей;

- применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими контрагентами, которые ставят последних в невыгодное положение в конкуренции;

- заключение соглашений, при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему смыслу или в соответствии с торговыми и другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета настоящих соглашений;

- существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Перечисленные действий запрещаются с целью предупреждения монополизации товарных рынков, поддержания и защиты конкуренции на рынке, а также прав потребителей и других субъектов хозяйствования, и влекут за собой юридическую ответственность.

^ Однако, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержит ряд исключений из правил. Хотя антиконкурентные согласованные действия в целом запрещены Законом, в определенных случаях АМК может разрешить некоторые из их, в частности, если участники смогут доказать, что эти действия способствуют:

  1. усовершенствованию производства, приобретению или реализации товаров;

  2. технико-технологическому и экономическому развитию;

  3. развитию малого или среднего предпринимательства;

  4. оптимизации экспорта или импорта товаров;

  5. разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов;

  6. рационализации производства.

Если заключенные договоры в соответствии с вышеперечисленными требованиями могут быть разрешены, то осуществление предпринимателями согласованных действий без разрешения АМК не разрешаются.

^ Процедура предоставления такого разрешения (на согласованные антиконкурентные действия) регулируется Положением «О порядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета на предоставление разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования» (распоряжение АМК № 26-р от 12.02.02 г.). За подачу заявлений в получении разрешения на согласованные действия взимается установленная законом государственная пошлина. Срок рассмотрения заявления один месяц. Разрешение выдается, как правило, на срок до пяти лет. По истечении этого периода предприятие должно показать Комитету, что произошло с ним за это время на рынке, и как этот договор повлиял на состояние рынка. Только после этого АМК будет приниматься решение о продлении или не продлении разрешения.

Немаловажное значение для установления антимонопольных согласованных действий субъектов хозяйствования имеют типы согласованных действий. Они перечислены в «Типовых требованиях к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования», утвержденных распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 12.02.2002 г. №27-р. То есть, если договора соответствуют таким требованиям, получать разрешение не нужно.

Проанализировав данный вид правонарушения можно прийти к выводу что, анти согласованные действия субъектов хозяйствования в любом случае невыгодны экономике. Они вредят дальнейшему экономическому развитию страны, это следует из анализа последствий данного вида правонарушения, поскольку большой бизнес не ориентирован на развитие социальной и инновационной деятельности, а ориентирован на получение стабильной, а иногда и очень высокой, прибыли в тех отраслях, где он уже укрепился.
^ 3. Злоупотребление монопольным положением на рынке

Для того чтобы понять, что признается злоупотреблением монопольным положением, необходимо проанализировать терминологию понятия «монопольное положение» на товарном рынке.

Понятие «монопольное положение субъекта хозяйствования» является базовой категорией антимонопольно-конкурентного законодательства и имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связанное, например, с установлением государством определенных требований осуществления хозяйственной деятельности для таких субъектов. Это понятие определено в Законе «О защите экономической конкуренции» Хозяйственном кодексе Украины и Методике определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета от 05.03.2002 г.

В соответствии со ст. 27 ХК монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг), доля которого на рынке превышает размер, установленный законом.

Монопольное положение устанавливается в отношении субъекта хозяйствования. ^ Субъектами хозяйствования для целей антимонопольно-конкурентного законодательства могут быть признаны не только физические и юридические лица, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля в части их непосредственного участия в хозяйственной деятельности.

^ Монопольное положение может устанавливаться и в отношении нескольких субъектов хозяйствования, действующих на рынке в определенных товарных и территориальных пределах, то есть монополистом может быть признан не один продавец, а в целом группа. Определяющими факторами в этом случае признаются: отсутствие конкуренции между участниками группы или если она незначительная, и при этом отсутствие на рынке товара, произведенного ни одним конкурентом или не подвергшейся значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования на рынок.

Доминирующее положение, определенное в отношении группы, распространяется на каждого из участников группы субъектов хозяйствования.

Монопольное или доминирующее положение субъектов хозяйствования на рынке является ключевым юридическим фактом в сфере защиты свободной конкуренции. Установление такого факта представляет многоэтапный процесс. Для решения этой задачи следует руководствоваться, кроме Закона «О защите экономической конкуренции», положениями Методики определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке.

^ Важнейшими его элементами являются:

1. Определение понятия товарного рынка. Исходя из положений Методики, рынок товара определяется как сфера оборота товаров (взаимозаменяемых товаров), на которые в течение определенного времени и в пределах определенной территории существует спрос и предложение.

Согласно с пунктом 5 Методики, рынок товаров характеризуется товарными рамками, то есть в рамках определенного товара (товарной группы) или совокупности похожих, однородных предметов хозяйственного оборота потребитель при обычных условиях может перейти от потребления одного вида предметов хозяйственного оборота к потреблению второго вида. Определение товарных рамок рынка происходит путем формирования группы взаимозаменяемых товаров, в пределах которой потребитель при обычных условиях может легко перейти от потребления одного товара к потреблению второго. Формирование группы взаимозаменяемых товаров осуществляется по перечню товаров, которые имеют признаки одного товара (аналогичного) по пяти показателям:

- сходство назначения, потребительских свойств, условий использования;

- сходство физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, качественных показателей;

- наличие общей группы потребителей товара (товарной группы);

- отсутствие существенной разницы в ценах;

- взаимозаменяемость товаров с точки зрения их производства, то есть способности производителей предложить новые товары на замену существующим.

Взаимозаменяемые товары могут быть двух видов: стандартизированные и дифференцированные. Например, нефтеперерабатывающий завод выпускает 310 видов горюче-смазочных материалов, каждый из которых занимает не более 2-3% рынка, в этом случае монополизм отсутствует. Если же один производитель импортирует 5 видов горючего, каждый из которых занимает 8% рынка, то здесь явным образом просматривается монополизм.

^ 2. Рынок товара характеризуется также и территориальными рамками, когда в пределах определенной территории со сферой взаимоотношений купли-продажи товаров при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на товары. По данному критерию, в соответствии пунктом 1 Методики, рынки разделяются на два типа: общегосударственный рынок и региональный рынок. Общегосударственный рынок - рынок товара, территориальные границы которого охватывают территорию государства; региональный рынок, в свою очередь, бывает двух видов - территориальные границы которого охватывают территорию: а) отдельного региона или его части; б) нескольких регионов или их частей.

Согласно с пунктом 6 Методики, территориальные границы рынка товара определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров, принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров, является невозможным или нецелесообразным.

^ Методика рекомендует учитывать:

- физические и технические характеристики товара (товарной группы);

- технологические связи между производителями и потребителями;

- возможность технического, гарантийного, абонентского обслуживания;

- соотношения цен, в частности уровня соотношения цен на определенные товары в пределах этого рынка, приемлемого для производителей или потребителей;

- возможность перемещения спроса на товар между территориями, которые предположительно входят в один географический рынок;

- наличие барьеров для вывоза или ввоза товара, а именно административных барьеров;

- экономические и организационные ограничения;

- другие качественные и количественные показатели.

^ Существуют проблемы применения данной Методики. Характеристики понятия «рынок», описанные в Методике, практически не имеют законодательной основы. Закон «О защите экономической конкуренции» ничего не говорит по этому поводу. Например, в Законе отсутствует понятие «общегосударственный рынок» или «региональный рынок». Поэтому оспаривать действия Антимонопольного комитета любому «монополисту» будет несложно.

В ст. 12 Закона «О защите экономической конкуренции» определен размер рыночной доли, как формальный критерий определения монопольного положения субъекта хозяйствования.

^ Так, монопольным считается положение субъекта хозяйствования, доля товара которого на рынке превышает 35%, если он не докажет, что подвергается значительной конкуренции. Монопольным также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не подвергается значительной конкуренции, в частности, в результате сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.

Относительно группы субъектов хозяйствования установлены дифференцированные размеры долей рынка, позволяющие судить о монопольном положении: для двух и трех субъектов хозяйствования - более 50 процентов; для четырех и пяти субъектов хозяйствования - более 70 процентов долы на рынке товара.

^ В Украине также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики. К естественным монополиям, как правило, относят такие виды производства, продукция которых является предметом общественного пользования: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, системы связи, водоснабжения и канализации. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Украина в этом смысле не исключение. На сегодняшний день в Украине 11 крупных естественных монополистов. Украинские естественные монополии, безусловно, необходимы, вот только принципы их деятельности, механически перенесенные из советского опыта, а не сформированные в условиях здоровой рыночной конкуренции, что необходимо срочно менять.

С целью создания условий законодательного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Украины, а также для содействия конкуренции на смежных рынках был принят Закон Украины «О естественных монополиях».

Само по себя монопольное положение не является нарушением антимонопольно-конкурентного законодательства, но злоупотребление субъектом хозяйствования этим положением, рыночной властью запрещается и влечет за собой ответственность установленную Законом.

В общем, объеме дел в нарушении законодательства в защите экономической конкуренции, значительное место занимают дела в злоупотреблении монопольным положением. Согласно статистике данный вид нарушений является одним из самых многочисленных по количеству выявленных и прекращенных органами Антимонопольного комитета.

Определение понятия «злоупотребление монопольным положением на рынке» дано в ст. 13 Закона «О защите экономической конкуренции». Злоупотреблением монопольным положением на рынке являются действия или бездействия субъекта хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции, в частности, ограничению конкурентоспособности вторых субъектов хозяйствования либо потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке.

Перечень действий, которые запрещены и признаются злоупотреблением монопольным положением, приведен в Закон «О защите экономической конкуренции», также в Хозяйственном кодексе, но они не являются исчерпывающими. Закон называет отдельные составы и вместе с тем признает злоупотреблением монопольным положением на рынке в части 2 статье 6 Закона. (см в начале вопроса)

При рассмотрении данной категории дел, органы Антимонопольного комитета Украины, обязательно исследуют общегосударственный (региональный) рынок на предмет наличия доказательств монопольного положения хозяйствующего субъекта на рынке.

Данное исследование должно осуществляться независимо от того, включен ли субъект хозяйствования в Перечень субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на рынке, и определялось ли его монопольное положение при рассмотрении другого дела в прошлом. Ведь рыночная доля, структура рынка, другие количественные и качественные параметры рынка и положения на нем субъекта хозяйствования и его конкурентов могут изменяться с течением времени.

Наиболее распространенными являются, так называемые, ценовые злоупотребления монопольным положением на рынке, к которым принято относить злоупотребления в виде установления дискриминационных и монопольных цен (как монопольно высоких, так и монопольно низких). Совершаются такие злоупотребления в основном субъектами, функционирующими на социально значимых рынках (жилищно-коммунальных услуг, энергоснабжения, связи, транспорта), поэтому затрагиваются жизненно важные интересы достаточно широкой категории потребителей и имеют существенные негативные последствия.

На том рынке, где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции (предоставления услуг) будет малым, качество низким, а цены - высокими. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители, в конечном счете, платят больше, чем должны.

^ Примером выявления и прекращения ценовых нарушений являются дела в отношении предприятий тепловых сетей «Водоканала». Так, теплосеть, за счет несоответствия фактической температуры теплоносителя нормам, недопоставила потребителям тепловую энергию, при этом начислила сумму оплаты в полном размере по установленному тарифу.

Статья 13 Закона «О ценах и ценообразовании» гласит о том, что в сфере действия свободных цен контролируется правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, цена свободна от государственного регулирования, но нет от контроля. Если предприятие занимает монопольное положение, то цену следует формировать с учетом требований антимонопольного законодательства, а они таковы, что цена должна быть экономически обоснованной, не дискриминационной, ни монопольно высокой, ни монопольно низкой, что и контролирует Антимонопольный комитет Украины.

Характерные виды злоупотребления монопольным положением - это навязывание дополнительных условий договора, не относящихся к его предмету, в частности навязывание товара, не нужного контрагенту.
^ 4. Антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля

Законодательство Украины, в частности часть 1 статьи 19 Хозяйственного Кодекса предусматривает право субъектов хозяйствования без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству. Это правило конкретизировано в других положениях Хозяйственного кодекса. Так, согласно статье 6 ХК, одним из общих принципов хозяйствования является запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения. В соответствии со ст. 47 ХК одной из общих гарантий прав предпринимателей является возмещение им убытков, причиненных вследствие нарушения органами государственной власти их имущественных прав.

Реалии украинской экономики свидетельствуют в том, что субъектами правонарушений в сфере конкуренции часто являются не только предприниматели, но и органы власти. Именно поэтому Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержит раздел ІІІ, посвященный антиконкурентным действиям органов власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, статьями которого установлен запрет относительно совершения органами власти действий, ограничивающих, искажающих либо устраняющих конкуренцию на рынке, и определены отдельные виды правонарушений в этой сфере.

В части 1 статьи 15 Закон Украины «О защите экономической конкуренции» содержится легальное определение данного правонарушения. Антиконкурентными действиями органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля являются:

- принятие каких-либо актов: решений, приказов, распоряжений, постановлений и т.п.

- дача письменных или устных указаний,

- заключение соглашений;

- любые другие действия или бездеятельность данных органов (коллегиального органа либо должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Не исчерпывающий перечень антиконкурентных согласованных действий органов власти, органов местного самоуправления и контроля содержится в части 2 статьи 15 Закона «О защите экономической конкуренции»:

- запрещение или препятствование созданию новых предприятий или осуществление предпринимательства в других организационных формах в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение либо реализацию определенных видов товаров;

- прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования во вступление в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные или другие формы объединений либо осуществление концентрации субъектов хозяйствования в других формах;

- прямое или опосредованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или первоочередному их приобретению у определенных продавцов;

- любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок либо по кругу потребителей или продавцов;

- установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом в определенном объеме или при выполнении определенных условий;

- предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, ставящих их в привилегированное положение по отношению к конкурентам, которое приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению либо искажению конкуренции;

- действие, вследствие которого отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;

- действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе по приобретению либо реализации товаров, ценообразованию формированию программ деятельности и развития, распоряжению прибылью.

Важно отметить, что данный вид нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства может быть совершен только органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами административно-хозяйственного управления и контроля.

А именно, органами государственной власти являются:

- министерства и другие центральные органы исполнительной власти,

- Верховный Совет АРК и органы исполнительной власти АРК,

- государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг,

- государственные органы приватизации,

- Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания,

- местные органы исполнительной власти.

^ Органами административно-хозяйственного управления и контроля признаются - субъекты хозяйствования, объединения, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в границах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления (ст.1 Закона «О защите экономической конкуренции»). Для определения перечня органов местного самоуправления необходим руководств Конституцией Украины и Законом «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г.

^ Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным комитетом.
^ 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренцией.
В соответствии со ст.35 Закона «О Защите экономической конкуренции» рассмотрение дел в нарушениях законодательства в защите экономической конкуренции начинается с принятия распоряжения в начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения по делу.

Распоряжение в начале рассмотрения дела направляется ответчику в течение трех рабочих дней со дня его принятия. Уведомление в начале рассмотрения дела направляется заявителю и третьим лицам.

При рассмотрении дела в нарушении законодательства в защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета: собирают и анализируют документы, заключения экспертов, объяснения лиц, другую информацию, являющуюся доказательством по делу, и принимают решение по делу в пределах своих полномочий.

Органы Антимонопольного комитета Украины начинают рассмотрение дела в нарушении законодательства в защите экономической конкуренции по: заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций в нарушении их прав вследствие действий или бездействия, определенных Законом, нарушения законодательства в защите экономической конкуренции; представлениям органов государственной власты, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля в нарушениях законодательства в этой сфере; собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины. При поступлении вот заявителя ходатайства в возможности наступления отрицательных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов рассмотрение дела в нарушении начинается по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета.

Органы комитета по результатам рассмотрения дела принимают обязательные для исполнения решения, в том числе в: приостановлении нарушений антимонопольного законодательства и возобновлении первоначального состояния; обязательстве органа власты отменить или изменить принятое им решение либо расторгнуть соглашение, признанные антиконкурентными действиями органов власты; признание субъекта хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке; принудительном разделе монопольных образований; наложение штрафа; отмене разрешения на согласованные действия, запрещенные согласно ст. 19 Закона; закрытие производства по делу.

Нужно отметить, что субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства в защите экономической конкуренции, если истек срок давности привлечения его к ответственности. Течение срока давности приостанавливается на время рассмотрения органами Антимонопольного комитета дела в нарушении законодательства.

В ст. 49 вышеуказанного Закона названы основания для закрытия дела в нарушении законодательства в защите экономической конкуренции: дело не подлежит рассмотрению в Антимонопольном комитете Украины, его территориальном отделении; не установлен ответчик или его местонахождение; ответчик - юридическое лицо ликвидирован; уже рассмотрено или рассматривается органами АМКУ дело на тех же основаниях в отношении того же ответчика; не доказано совершение нарушения; по вторым основаниям предусмотренным законом.

Общий порядок обжалования решений органов Антимонопольного комитета Украины определен в ст. 60 Закона «О защите экономической конкуренции». Заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решения органов АМКУ полностью или частично в суд в двухмесячный срок со дня получения решения. Принятие судом, хозяйственным судом к рассмотрению заявления в признании недействительным решения органа АМКУ, как правило, не приостанавливает его исполнения, кроме случаев определенных Законом.

Если суд устанавливает незаконность принятого органами Антимонопольного комитета решения (распоряжения, постановления), и в результате такого решения субъекту хозяйствования причинены убытки, то они должны быть возмещены из Государственного бюджета в порядке, определенным законом.

На территории Украины действуют правила, которые определяют отдельные особенности порядка рассмотрения заявленный, дел в нарушение законодательства в защите экономической конкуренции, в том числе в защите вот недобросовестной конкуренции и устанавливают порядок проверки решений органов Комитета в этих делах.

Дела в нарушение законодательства в защите недобросовестной конкуренции в границах компетенции рассматриваются органами Комитета:

- Комитетом;

- Постоянно действующей административной коллегией Комитета;

- временной административной коллегией Комитета;

- государственным уполномоченным Комитета;

- административной коллегией территориального отделения Комитета.

Административной коллегии территориального отделения Комитета подведомственны дела в нарушение в виде:

- недобросовестной конкуренции, если следствия нарушения имеют место на региональном рынке;

- создания препятствий работникам территориального отделения Комитета в проведении проверок, обзора, в изъятии или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации.

Дела, подведомственные административной коллегии территориального отделения Комитета, рассматриваются в территориальном отделении по месту совершения нарушения или по местонахождению ответчика, или по месту наступления следствий нарушения.

Государственному уполномоченному Комитету подведомственны дела в нарушение в виде:

- недобросовестной конкуренции, если следствия нарушения имеют место на рынке, который охватывает несколько регионов, или на общегосударственном рынке;

- непредоставления, представления информации в неполном объеме Комитета в установленные государственным уполномоченным Комитета, административной коллегией Комитета, Комитетом или нормативно-правовыми актами сроки или представления недостоверной информации Комитета;

- создания препятствий работникам Комитета в проведении проверок, обзора, изъятии или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации.

Лица, права которых нарушены действиями, определенными Законом как недобросовестная конкуренция, могут на протяжении шести месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать в нарушение своих прав, обратиться в Антимонопольный комитет Украины, его территориальных отделений с заявлением в защите своих прав, так как окончание срока обращения с заявлением является основанием для отказа в принятии заявления. И только в случае если Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения признают уважительной причины пропуска срока обращения с заявлением, нарушенное право подлежит защите.

Заявления в нарушение в делах, подведомственных административной коллегии территориального отделения Комитета, подаются в отделение по месту совершения нарушения или по месту нахождения ответчика, или по месту наступления последствий нарушения. Заявления в нарушение во вторых делах подаются в Комитет.

Заявление подается в письменной форме и содержит:

- наименования органа, в к который подается заявление;

- наименования, почтовый адрес, другие реквизиты (факс, телефон) заявителя;

- наименования, почтовый адрес, другие реквизиты ответчика;

- содержание требований и изложение обстоятельств, какими заявитель обосновывает свои требования;

- перечень документов, которые необходимы дополнительно к заявлению;

- подпись заявителя или его представителя с указанием времени предоставления заявления.

К заявлению добавляются имеющиеся в заявителя материалы, которыми вон обосновывает свои требования.

Заявление в нарушении рассматривается на протяжении 30 календарных дней, а в случае необходимости получения дополнительной информации, которая не может быть предоставленная заявителем, срок рассмотрения заявления может быть продлен государственным уполномоченным, председателем отделения на 60 календарных дней, в чем письменно сообщается заявителю.

Если относительно ответчика, указанного в заявлении, уже возбуждено дело за приведенными в заявлении признаками нарушения, заявление может быть присоединено к этому делу, в чем письменно сообщается заявителю.

Установил, что заявление представлено без соблюдения требований Правил, и это препятствует рассмотрению заявления, государственный уполномоченное, председатель отделения оставляет заявление без движения, в чем письменно сообщает заявителю и предоставляет юему срок для устранения недостатков.

Время оставления заявления без движения не зачисляется в срок рассмотрения заявления.

В случае невыполнения указанных требований в установленный срок заявление может быть оставлено без рассмотрения, в чем письменно сообщается заявителю.

Если заявитель отказался вот заявления, оно остается без рассмотрения, что не является препятствием для продолжения Комитетом, отделением исследования по вопросам, возбужденных в заявлении.

Оставления заявления без рассмотрения не лишает заявителя права обратиться в Комитет, отделения с повторным заявлением в нарушение.

Рассмотрение заявления может быть остановлено по собственной инициативе органа Комитета или председателя территориального отделения. Об остановке рассмотрения заявления письменно сообщается заявителю.

В случае невыявления признаков нарушения законодательства в защите вот недобросовестной конкуренции государственный уполномоченный, председатель отделения отвечают отказом в рассмотрении дела, в чем письменно сообщается заявителю.

При этом соответствующим государственным органам и субъектам хозяйствования могут быть предоставленны рекомендации относительно проведения мероприятий, направленных на предотвращение нарушениям, развитие предпринимательства и конкуренции.

Распоряжения в начале рассмотрения дела присылается ответчику на протяжении трех рабочих дней со дня его принятия. Сообщения в начале рассмотрения дела присылается заявителю и третьим лицам.

Рассмотрение дела.

Служащими Комитета, отделения, которым поручены сбор и анализ доказательств, проводятся действия, направленные на всестороннее, полное и объективное выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

Доказательствами в деле могут быть любые фактические данные, которые дают возможность определить наличие или отсутствие нарушения.

Эти данные устанавливаются такими средствами:

- объяснениями сторон и третьих лиц;

- объяснениями служебных лиц и граждан;

- письменными доказательствами;

- вещевыми доказательствами;

- выводами экспертов.

Сбор доказательств осуществляется органами или должностными лицами Комитета, отделения незавысим вот места нахождения доказательств.

В частности в делах могут проводится следующие действия:

- получения вот сторон, третьих лиц, вторых лиц письменных и устных объяснений, которые могут фиксироваться в протоколе;

- изъятия письменных и вещевых доказательств, в частности документов, предметов или вторых носителей информации, которые могут быть доказательствами или источниками доказательств в деле;

- наложение ареста на предметы, документы, другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источниками доказательств в деле.

По результатам сбора доказательств по делу составляют представления с выводами, которое вносится на рассмотрение органов Комитета, которым подведомственно дело

Для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для дела и требуют специальных знаемый в области науки, техники, ремесла и т.п., распоряжением органов Комитета, каким подведомственно дело, может быть назначенная экспертиза.

Установил, что как ответчик к участию в деле должно быть привлеченно другое лицо, органами Комитета принимается распоряжения в заменя ответчика или в привлечение к участию в деле соответчиков, в чем сообщаются лица, которые принимают участие в деле.

Органы Комитета, которые начали или рассматривают дело, могут принять распоряжения об объединение нескольких дел в одно или в выделение дела для отдельного рассмотрения.

Копии представления с выводами (или извлечения из него, которые не содержат информации с ограниченным доступом, а также определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем отделения информации, разглашения которой может нанести ущерб интересам вторых лиц, которые принимают участие в деле, или воспрепятствовать дальнейшему рассмотрению дела) не позднее чем за десять дней к принятия решения в деле присылаются сторонам и третьим лицам.

Решение может быть принято раньше, если вот стороны и третьих лиц, которым было прислано представление, получен ответ.

В дне, времени и месте рассмотрения дела лицам, которые принимают участие в деле, сообщается не позднее чем за пять дней.

Лица, которые берут (брали) участие в деле, имеют право ознакамливаться с материалами дела (за исключением информации с ограниченным доступом, а также информации, определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем отделения, разглашения которой может нанести ущерб интересам вторых лиц, которые берут (брали) участие в деле, или воспрепятствовать дальнейшему рассмотрению дела) после получения копии представления с предыдущими выводами в деле (извлечения из него соответственно пункта 26 этих Правил), а также имеют право приводит доказательства, подавать ходатайство, устные и письменные объяснения, получать копии решений в деле (извлечения из их, за исключением информации с ограниченным доступом, а также информации определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем отделения, разглашения которой может нанести ущерб интересам вторых лиц, которые принимали участие в деле), подавать свои соображения и возражение, обжаловать решение в порядке, определенном законодательством.
Решения в делах.

При доведении совершения нарушения смотря по обстоятельствам в деле может быть принято одно или несколько решений

В решении указываются результаты рассмотрения дела по существу, приводятся мотивы решения, отмечаются действия, которое стороны должны выполнить или вот которых воздержаться, и срок выполнения решения.

При решении вопроса в наложение штрафа в резолютивной части решения указывается размер штрафа.

Органы Комитета, которые приняли решение, не имеют права его отменить или изменить.

Они имеют право исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя при этом его содержания, а также принять дополнительное решение, если по какому-то вопросу, которое исследовалось во время рассмотрения дела, не приняты решения.

Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения в делах в недобросовестной конкуренции принимают обязательные для выполнения решения в:

- признания факта недобросовестной конкуренции;

- прекращения недобросовестной конкуренции;

- официальное опровержение за счет нарушителя распространенных им неправдивых, неточных или неполных сведений;

- наложения штрафов;

- изъятия товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий второго хозяйничающего субъекта (предпринимателя);

- отмену или изменение центральными и местными органами государственной исполнительной власты, исполнительными органами местного самоуправления принятых ими неправомерных актов и расторжение заключенных ими соглашений.1

Решения в наложение штрафов в размерах свыше четырехсот не обложенными налогами минимумов доходов граждан принимается исключительно Антимонопольным комитетом Украины на его заседаниях.

Решения об изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий второго хозяйствующего субъекта (предпринимателя) подлежит выполнению в порядке, установленному для выполнения судебных решений.

Решения Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений, принятые в делах в недобросовестной конкуренции, могут быть обжалованы в судебном порядке заинтересованными лицами в тридцятидневный срок со дня получения копии решения.

В случае, если установлены данные, которые свидетельствуют в наличии признаков преступления, орган или должностное лицо, которые нарушили или рассматривают дело, вносят представление в правоохранительные органы или присылают им соответствующие материалы для рассмотрения по сути.

Проверка решений в делах осуществляется:

Комитетом — по заявлению лиц, которые принимали участие в деле, представлениями Председателя Комитета, протестами Генерального прокурора Украины, заместителей Генерального прокурора Украины в проверке решений государственных уполномоченных или административных коллегий Комитета по делам;

Комитетом, административными коллегиями — по заявлению лиц, которые принимали участие в деле, представлениями государственных уполномоченных, протестами прокурора Автономной Республики Крым, области, городов Киева, Севастополя и их заместителей в проверке решений административных коллегий территориальных отделений Комитета по делам.

При отсутствии основанный для внесения представления об этом сообщается лицу, по заявлению которого дело было истребовано для проверки, с указанием мотивов отказа внесения представления.

Служебные лица, которым предоставлено право вносит представление в проверке решения в деле, могут остановить выполнения решения к окончанию его проверки, в чем письменно сообщается лицам, которые принимают участие в деле.

Копия представления в проверке решения в деле посылается сторонам и третьим лицам, которые принимали участие в деле.

Стороны и третьи лица, которые принимали участие в деле, имеют право подать письменные объяснения на представление.

По результатам проверки решения органы Комитета имеют право принять решение.

Пересмотр решения осуществляется органом Комитета, которым оно принято, по представлению служащих Комитета, отделения, которым поручены сбор и анализ доказательств в деле.

Из-за отсутствия основанный для пересмотра решения заявителю сообщается письменно с указанием мотивов отказа пересмотра.

Орган Комитета, который принял решение, может остановить выполнение решения к окончанию его пересмотра, в чем письменно сообщается лицам, которые принимают участие в деле.

Копия представления в пересмотре решения в деле присылается сторонам и третьим лицам, которые принимали участие в деле.

Стороны и третьи лица, которые принимали участие в деле, имеют право подать письменные объяснения на представление.

Копия решения принятого по результатам проверки решения в деле и пересмотре решения, в пятидневный срок со дня его принятия присылается для выполнения.

Органы Комитета, которые рассматривают дело в нарушение законодательства к принятию решения по сути могут проводит слушания в деле.

В дне, времени и месте проведения слушания в деле лицам, которые принимают участие в деле, сообщается не позднее чем за 5 дней к проведению слушания.

Слушание проводится органом Комитета, который рассматривает дело или по доверенности председателя коллегиального органа, одним или несколькими его членами.

Орган Комитета на слушание в деле приглашает лиц, которые принимают участие в деле, для предоставления ими замечаний, объяснений, доводов, необходимых для установления фактических обстоятельств дела.

В слушании в деле принимают участие работники Комитета, его территориальных отделений.

Орган Комитета, в случае необходимости, на слушание в деле привлекает экспертов.

На слушание в деле могут быть приглашенны другие лица, если заявитель и ответчик не высказались против этого обоснованных возражений.

Орган Комитета по собственной инициативе или по заявлению лиц, которые принимают участие в деле, может провести полностью или частично закрытое слушание в деле, если открытое слушание может нанести ущерб интересам государства, лицам, которые принимают участие в деле, вторым лицам, или воспрепятствовать дальнейшему рассмотрению дела.

Председательствующий на слушании принимает меры для установления фактических обстоятельств дела. Вон может удалить со слушание лиц, которые нарушают порядок его проведения. В этом случае слушание продолжается без участия этих лиц.

Слушание может не проводится, если его проведение может послужит причиной угрозы общественному порядка, государственной безопасности или угрозу разглашения информации с ограниченным доступом или информации, разглашения которой может нанести ущерб интересам лиц, которые принимают участие в рассмотрении дела.

Слушания протоколируется. В протоколе отмечается:

- орган Комитета, который проводит слушания;

- форма проведения слушания (открытое, закрытое), место, дата, время начала и окончания слушания;

- фамилии, имя и отчество председательствующего, членов коллегиального органа Антимонопольного комитета Украины с указанием их должностей и вторых лиц, присутствующих на слушании; вопросы, которые рассматривались, и основное содержание замечаний, объяснений, доводов, предоставленных участниками слушания.

Протокол слушания на протяжении трех дней подписывается председательствующим, членами коллегиального органа Комитета, которые проводили слушания. В этот самый срок лица, которые принимали участие в слушании, могут ознакомиться с содержанием протокола, подать объяснение или замечание к нему, которые добавляются к протокола.

Об ознакомление лиц, которые принимали участие в слушании, с содержанием протокола отмечается в протоколе.

В заключении рассмотрения данного вопроса мы проанализируем выше изложенный материал.

К сожалению, на практике не всегда удается своевременно закреплять и урегулировать юридическими нормами существующие в обществе правоотношения. Для того чтобы противоречия законодательства не вызывали неудобств в правоприменительной практике и не усложняли реализацию принятых законов, их необходим преждет всего оценить с точки зрения аналитической юриспруденции с помощью «догмы права».

Проанализируем, используя предложенный метод, некоторые положения современного национального конкурентного законодательства, которые, на первый взгляд, создали неудобства в правоприменительной практике в связи с их направленностью на уже существующие и регламентированные законодательством отношения.

Так, согласно статье 3 Закона Украины № 236/ 96-ВР вот 7 июня 1996 года «О защите вот недобросовестной конкуренции» (далее - Закон в конкуренции), отношения, связанные с защитой вот недобросовестной конкуренции, регулируются Законами Украины в защите, «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (далее - Закон в монополизме), «Об Антимонопольном комитете Украины» (далее - Закон об АМКУ), «Во внешнеэкономической деятельности» (далее - Закон в ВЭД) и вторыми актами законодательства, выданными на основании законов или постановленный Верховного Совета Украины.

Согласно статье 27 Закона в конкуренции, дела в недобросовестной конкуренции рассматриваются Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями в порядке, определенном этим Законом, Законами в монополизме, об АМКУ и вторыми актами законодательства Украины.

законодательства в защите экономической конкуренции установлены в Закон № 2210-III. Однои из таких норм регулируются вопросы вручения, исполнения, проверки и пересмотра решений. При этом, как отмечалось, под решением в этом Закон понимается отдельный, самостоятельный процессуальный документ. Закон не предусматривает пересмотр и проверку распоряжений и постановлен. Системный анализ этих и вторых положений свидетельствует в том, что юридически логическое, последовательно согласованное, процессуально завершенное рассмотрение дел, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, предпринимателей и государства, как того требует статья 23 Закона об АМКУ, достигается за счет взаимно обусловленного, органического объединения процессуальных норм Закона в конкуренции, которые изложены как бланкетные и содержат относительно определенные диспозиции, с процессуальными нормами Закона № 2210-III, которыми они заполняются и в которых эти диспозиции раскрываются (уточняются).

В то же время Закон в конкуренции содержит отдельные процессуальные нормы, которые регулируют определенные правоотношения иначе, чем соответствующие нормы Закона № 2210-III. В частности, это принятие распоряжений в застираете на совершение определенных действий (статья 29 Закона в конкуренции), в отличие вот предварительного решения в деле в застираете на совершение тех же действий, согласно статье 47 Закона № 2210-III; сроки обращения с заявлениями в нарушении (статья 28 первого и статья 42 второго Закона); срок обжалования решений (статья 32 первого и статья 60 второго Закона).

Учитывая, что эти процессуальные нормы являются специальными при рассмотрении дел в недобросовестной конкуренции, необходим применять именно их. Это есть в этом случае действует правило в том, что в части, не урегулированной специальными нормами Закона в конкуренции, действуют нормы Закона № 2210-III. Таким образом, юридический анализ вышеупомянутых законов приводит к объективному выводу в том, что по результатам рассмотрения дел в недобросовестной конкуренции, согласно статье 30 Закона в конкуренции, принимаются решения исключительно в соответствии со статьей 35 Закона № 2210-III.


1




Скачать файл (138.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации