Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

БРИК: история создания, сущность и перспективы развития - файл 1.docx


БРИК: история создания, сущность и перспективы развития
скачать (50.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx51kb.18.11.2011 17:33скачать


1.docx

Контрольная работа по специальности « Проектирование предприятий оптовой торговли»

Тема «БРИК: Сущность, история создания и цели организации»

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1 БРИК: Сущность, история создания и цели организации.………………………………………………………….………...4

2 Страны-участники БРИК……………………………………………..7

2.1 Китай: рост капитализма………………………………………….7

2.2 Индия: демографические факторы……………………………..9

2.3 Место и роль России в организации БРИК…………………….9

2.4 Бразилия: страна нуждается в «организации»………………16

3. Пути решения экономических проблем России..……………17

Заключение…………………………………………………………….19

Используемая литература…………………………………………….21

Введение

В XXI веке происходит явное перераспределение сил в мировой экономике. На долю современных развитых стран (США, Европа и Япония), где проживает лишь 14 процентов населения мира, приходится 73 процента мирового богатства и 80 процентов военных расходов. Однако такое впечатляющее господство оказывается нестабильным в долгосрочной перспективе. На горизонте уже появились новые игроки, способные конкурировать с мировыми лидерами.

С момента окончания холодной войны явно начала ощущаться потребность в восстановлении многополярного мирового порядка. В этот же период экономика Бразилии, России, Индии, Китая (БРИК) 

стремительно развивалась. Это побудило их объединиться для поиска совместных шагов к установлению многополярного мира. Группа БРИК стала примером того, как государства с различными культурами могут объединиться для работы над совместными инициативами, бороться за мир, многополярность и уважение международного права. Наблюдаемая на встречах в различных форматах способность преодолевать разногласия во мнениях подкрепляет эти стремления.

Задачи данной работы

  1. Рассмотреть цели организации БРИК, историю создания,

  2. Рассмотреть экономики стран-участниц БРИК

  3. Проанализировать перспективы развития данной организации



  1. БРИК. Сущность, история создания и цели организации.

Ранее БРИК не воспринимали как возможный союз. Аббревиатура была лишь термином, объединяющим четыре крупные страны - Бразилию, Россию, Индию и Китай, прежде всего, по одному общему признаку - быстро растущей экономике.

БРИК - это четверть земной поверхности и более сорока процентов населения планеты.

До финансово-экономического кризиса рост ВВП этих государств достигал от 5 до 13 процентов в год - для промышленно развитых народных хозяйств мира величина в последние годы недостижимая. Кроме того, страны БРИК отличает наличие важных ресурсов, которые явились залогом их стремительного развития. В России - это энергоносители и минеральное сырье, в Бразилии - сельхозпродукция и запасы полезных ископаемых, в КНР и Индии - обилие дешевой рабочей силы и ее профессиональный рост.

Самим своим рождением аббревиатура БРИК обязана аналитику банка Goldman Sachs Джиму О`Нилу. Он еще в 2001 году обратил внимание на растущее влияние "четверки" в мире. Сейчас суммарный ВВП Бразилии, России, Индии и Китая достигает 15 процентов от общемирового. 1

В 2003 году в исследовательском докладе под заголовком «Мечты БРИК - Путь в 2050 год» Джим О'Нил сделал прогноз, что к 2050 году суммарный ВВП Бразилии, России, Индии и Китая 

превзойдет ВВП стран "большой шестерки" (США, Германии, Японии, Великобритании, Франции и Италии)- наиболее промышленных стран мира. Впрочем, по прогнозам экспертов Goldman Sachs, это может случиться и раньше - не через сорок, а уже через двадцать лет.

Тенденция очевидна: с 2000 года квота стран БРИК в мировой торговле (в пересчете на среднюю покупательную способность) выросла с 6 до 25 процентов. В кризис экономика стран БРИК росла, а в США, Европе и Японии падала. За последние десять лет в странах БРИК, в совокупности, была зарегистрирована одна треть мирового экономического роста.

Стоит отметить, что последовательность заглавных букв в аббревиатуре важна исключительно для ее благозвучия. Так, у Бразилии наименьший ВВП из всей "четверки", а у Китая, напротив, - самый большой. КНР, согласно последней информации, обогнавшая Германию, по этому показателю уступает теперь лишь США и Японии.

Поводом для создания БРИК стал мировой финансовый кризис 2008-го года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия (замедление) экономики. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов.2

Глобальный кризис вскрыл, что современные валютная и политическая система устарели.

Президент РФ Дмитрий Медведев:

"Саммит БРИК" обязан своим созывом прежде всего глобальному кризису. Хотя сама договоренность о проведении встречи была достигнута еще летом 2008 г в кулуарах саммита "большой восьмерки" в Японии. Говоря о необходимости изменения мироустройства, российский президент Дмитрий Медведев в конце 2008 года наряду с США и Евросоюзом особо упомянул только страны БРИК: "Нужно радикально реформировать политическую и экономическую системы. Россия будет на этом настаивать и взаимодействовать с США, ЕС, государствами БРИК и всеми заинтересованными сторонами".



Страны, объединившиеся в БРИК поставили задачу усилить свое влияние на глобальные экономические процессы.

Цели организации БРИК, продекларированные на саммите в Бразилии в апреле 2010 г.:

1 Противодействие финансовому кризису, укрепление сотрудничества, координации политики и политического диалога, касающихся международных экономических и финансовых вопросов.

2. Продвижение реформы международных финансовых институтов с тем, чтобы она отражала изменения в мировой экономике.

3. Больший голос и представительство в международных финансовых институтах стран с переходной и развивающейся экономикой.

4. Укрепление координации и сотрудничества государств в энергетической области, в том числе между производителями и потребителями энергии и государствами транзита, в усилиях по снижению неопределенности и обеспечению стабильности и устойчивости.

6. Поддержка диверсификации энергетических ресурсов и предложений энергоносителей, включая возобновляемую энергию, обеспечение безопасности маршрутов транзита энергоносителей, создание новой энергетической инфраструктуры и направление новых инвестиций в энергетику.

4. Реформа финансово-экономической архитектуры. Реформированная финансово-экономическая архитектура должна основываться, в частности, на следующих принципах:

– демократичность и прозрачность принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях;

– прочная правовая основа;

– совместимость деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты;

– укрепление управления рисками и надзорной практики.



5. Улучшение международной торговли и инвестиционного климата; сохранение стабильности системы многосторонней торговли, сдерживание торгового протекционизма.

6. Беднейшие страны больше всех пострадали от финансового кризиса. Международное сообщество должно активизировать усилия по обеспечению ликвидных средств для этих стран. Международное сообщество также должно стремиться минимизировать воздействие кризиса на развитие и обеспечить достижение Целей развития тысячелетия. Развитые страны должны выполнить свое обязательство по выделению 0,7% своего валового национального дохода на нужды официальной помощи развитию и предпринять дальнейшие усилия по наращиванию содействия развивающимся странам, облегчению их долгового бремени, облегчению им доступа на рынки и передаче им технологий.

9. Поддержка международного сотрудничество в сфере повышения энергоэффективности; противодействие изменению климата с опорой на принципы общей, но дифференцированной ответственности с учетом необходимости сочетания мер по защите климата с шагами по решению задач социально-экономического развития стран БРИК.

10. Развитие сотрудничества между странами БРИК в социально значимых областях ,укрепление усилий по предоставлению международной гуманитарной помощи и уменьшению опасности стихийных бедствий.

11. Продвижение сотрудничества между странами БРИК в области науки и образования, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий.

13. Противодействие международному терроризму.

15. Развитие последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между странами БРИК.

Однако ряд экономистов считает, что у стран-участников БРИК различаются интересы по некоторым вопросам, что может привести к распаду этой организации.

Так, аналитики отмечают, что интересы России в снижении роли доллара и создании новой наднациональной резервной валюты не 

совпадают с интересами Китая, так как у Китая почти два триллиона долларов валютных резервов и большая их часть - в американских государственных облигациях. Меньше всего в Пекине хотели бы обесценивания этих запасов.

Нет у этих стран и общности политических интересов. Китай успешно скупает энергоресурсы в Африке, Иране, Ираке и Латинской Америке. Индия озабочена непрекращающимися конфликтами у себя на границах, а Бразилия поглощена собственными преобразованиями. 3

Общее у них - высокие темпы роста и, по данным того же Goldman Sachs, если сейчас на их долю приходится 15% мировой экономики, то через 20 лет их совокупный продукт превысит производство стран Большой семерки. Но это не превратит их в единый клуб - их интересы к тому времени могут разойтись или столкнуться.

2 Страны- участники БРИК.

2.1 Китай: рост капитализма

Из стран БРИК Китай пока что имеет наивысшие темпы экономического роста. Но одновременно он 'находится под прицелом' из-за своей валюты - юаня, чей обменный курс, считается, 'субсидирует' конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке.

Экономический рост Китая в первом квартале этого года оценивается в 11,1%, тогда как инфляция, хотя и в приглаженном виде, ограничивается 2,9% в год. Темпы развития самой населенной страны мира обеспечиваются главным образом за счет инвестиций.

При этом правительство Пекина предпринимает разнообразные меры, чтобы сдержать приток инвестиций, а также рост экспорта.

По номинальному ВВП, составляющему 2,68 трлн. долларов, и этому же показателю, пересчитанному в паритете к покупательной способности, китайская экономика занимает соответственно 4-е и 2-е место в мире. Начиная же с конца прошлого года, она оттеснила Японию с первого места по золотовалютным запасам.



Китайская денежная единица, привязанная с лета 2005 года в корзине валют, в которой доминирует североамериканский доллар, демонстрирует стабильность. Она контролируется китайскими валютными органами и валютными ограничениями, все еще действующими в стране, которые, однако, постепенно и избирательно отменяются.

Подчеркивается, что Народный Банк Китая (Центральный банк) является крупнейшим инвестором в американские ценные бумаги.

Что касается Китая, то даже при впечатляющих достижениях экономики последних лет и ежегодном росте в среднем на 10 проц. ему предстоит столкнуться с большими трудностями, чем Бразилии и Индии, отмечают аналитики центра. Китай чрезвычайно зависим от продовольствия и сырья, что потребует заключения долгосрочных контрактов на их поставки. Это сырье находится главным образом в Латинской Америке и Африке, регионах повышенного риска, иметь с которым дело Китайская коммунистическая партия готова в недостаточной степени.

Наибольшим вызовом для Китая стало бы открытие своих границ для притока идей, информации, денег и услуг со скоростью, которой требует глобализация. Государство же все еще главный хозяин в китайской экономике.

Однако экономисты подчеркивают, что процесс роста в Китае резко обнажил негативную сторону: ускоренное уничтожение окружающей среды, концентрация богатства и сильная миграция из села в города, не готовые принять такой наплыв народа. Китаю предстоит столкнуться с еще одной проблемой - ростом пожилого населения и слабой пенсионной системой. По подсчетам ФМИ, только чтобы поменять нынешнюю систему на более эффективную, включающую сельское население, китайскому правительству потребуется затратить не менее 100 млрд. долларов США. К 2020 году в Китае будет 265 млн. людей в возрасте более 65 лет

2.2 Индия: демографические факторы

Индийская экономика занимает 10-е место в мире с номинальным ВВП в 930 млрд. долларов США (данные на 2006 год). По паритету покупательной способности она находится на 4-м месте в мире. Экономический рост в последнем квартале прошлого года составил 9,2%, а годовая инфляция - 5,3%.



Ожидается, что объем экономики Индии к 2025 году достигнет 60% объема экономики США. Начиная с 2035 года, ее влияние на мировую экономику станет выше, чем влияние совокупного объема экономик шести крупнейших стран Евросоюза.

Пока же Индия конкурирует с Японией за третье место в мировой классификации по покупательной способности.

Другие исследования свидетельствуют о том, что Индия, скорее всего, сможет в ближайшие 30 лет развиваться большими темпами, чем какая бы то ни было другая страна из группы БРИК. Это объясняется тем, что она столкнется с сокращением населения трудоспособного возраста позже, чем другие страны БРИК.

В 2006 году золотовалютные резервы Индии увеличились на 47,6 млрд. долларов США и составили 199,2 млрд. Уже в середине прошлого месяца они оценивались в 203, 1 млрд. Национальную денежную единицу - рупию - характеризует в последнее время тенденция роста по отношению к доллару США и понижения по отношению ко все более усиливающемуся евро.

2.3 Место и роль России в организации БРИК

Со времени последнего кризиса 1998 года Россия под руководством Владимира Путина демонстрирует среднегодовые темпы экономического роста в 6,7%. В последние пять лет инвестиции растут в среднем на 10% в год, а реальные доходы населения - в среднем на более чем 12% в год.

Существует мнение, что в результате экономических реформ в России начала 1990-х годов, период проведения которых характеризовался резким расслоением общества по уровню доходов и общим экономическим упадком, ВВП России к 1992 году составил три четверти, а к 1997 году — половину ВВП 1990 года. 22 сентября 2006 министр финансов России Алексей Кудрин в ходе заседания Госдумы заявил, что Россия восстановит показатель номинального ВВП на душу населения 1990 года (2 456 долл. США) к 2007 году.

Следует иметь в виду, что сравнивая показатели ВВП 1990 года (и вообще советского периода) и современные (после 1991 года) значения, надо иметь в виду, что в нынешнем ВВП очень велика спекулятивная составляющая, которая совершенно отсутствовала в 

СССР, когда этот показатель выражал то, что теперь называют «реальный сектор экономики», и только.

После финансового кризиса 1998 ВВП России начал неуклонно расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный ВВП России в долларах США оставался ниже своего исторического максимума вплоть до 2006 года. Реальный ВВП по ППС достиг значения 1990 года лишь к концу 2007 года [8].

Удвоение ВВП за десять лет считается одним из основных направлений российской политики. Данная задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года. Для удвоения ВВП за 10 лет вполне достаточно роста Реального ВВП на 7,2 % в год, что на текущий момент исполняется, и рост составил за эти годы в среднем 7,3 % в год.

В 2006 году ВВП России достиг 6,6%, а инфляция, впервые за десятилетие, выражалась однозначным числом.

Объем ВВП России за 2008 г. составил в текущих ценах 41 256,0 млрд рублей. Темп роста его реального объема относительно 2007 г. составил 108,1 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2007 г. по отношению к ценам 2008 г. составил 113,5 %.

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие, как полагают некоторые эксперты, заявлений Председателя Правительства РФ Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» в июле и военно-политических действий руководства страны в начале августа (Вооружённый конфликт в Южной Осетии).

Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном 

государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря 2008 заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV квартале 2008 экономика России вошла в рецессию. 15 декабря 2008 года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 %.

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 

года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».

Однако существуют и негативные точки зрения аналитиков в отношении места России в БРИК. Стоит рассмотреть комментарий газеты Financial Times ( Великобритания) по поводу прошедшего в 2009г. Екатеринбурге саммита БРИК:

"Неудивительно, что Россия с таким пылом стремилась устроить у себя саммит БРИК - нового политико-экономического образования, в которое входят гиганты развивающегося мира. Ведь из четырех входящих в него государств Россия - слабейшее и может выиграть больше других благодаря единству нового партнерства".

"Россия отчаянно пытается найти себе соратников среди сильных мира сего и ухватилась за новую концепцию, но, несмотря на громогласные заявления, реальных плодов саммит не принес. Страны-участницы не столько продемонстрировали свою силу, сколько требовали ее. А заявление российского президента Дмитрия Медведева о том, что Екатеринбург в эти дни стал "эпицентром мировой политики" просто "смехотворно" - даже если учесть, что центр тяжести мировой экономики действительно смещается из США и Европы в сторону стран Азии.



Также стоит рассмотреть точку зрения, отражённую в статье «Россия – самое слабое звено БРИК» польской газеты "Rzeczpospolita":

Кризис отразился на России как ни на одной другой стране экономической мировой элиты – БРИК.

Экономисты не скрывают, что Россия занимает место в БРИК в некоторой степени авансом, и значительно больше туда бы подошла экономическая модель Индонезии. Но без России акроним "БРИК" не звучал бы уже так красиво.

Во время кризиса Бразилия, Китай и Индия доказали, что они способны проводить реформы даже в самых сложных условиях. Они воспользовались кризисом и сделали свою экономику более современной, так как в моменты экономического спада все дешевеет. Россияне остались при своей сырьевой модели, надеясь, что оживление на рынке вызовет увеличение спроса на сырье.

Подобная экономическая модель – это слишком мало. Тем более что Москва с маниакальным упорством использует эти сырьевые ресурсы в качестве политического оружия. Украина, Белоруссия, страны Балтии, Польша, Грузия, Молдавия, Голландия, США: после каждого всплеска политической напряженности оказывалось, что перестает поступать газ, вино невкусное, мясо и молочные продукты некачественные, цветы не нравятся, а у рыбных консервов не тот вкус. Аргументы были примитивны, но финансовые потери измеримы и значительны. К этому добавлялось притеснение иностранных инвесторов, разместивших в России капитал.

Президент Дмитрий Медведев хочет уметь у себя Уолл-стрит и собственную Кремниевую долину. Он призывает мир инвестировать в Россию, так как российской экономике как воздух необходимы технологии. Но таких призывов недостаточно. Мир хочет иметь экономические отношения с предсказуемой Россией, которая войдет хотя бы во Всемирную торговую организацию. Однако россияне с этим не торопятся. В результате БРИК может превратиться в БИК. Звучит тоже неплохо.»4

В данных статьях отражены основные недостатки экономической модели России, мешающие экономическому росту. У России много 

экономических проблем, а точнее - ставших хроническими «болезней», характерных для экономик с «экспортно-сырьевой» моделью развития с недостаточно эффективной государственной политикой:

-Высокая централизация и недостаточный уровень развития конкуренции.

-Растущая, и уже существенно превышающая уровень, нормальный для развития эффективной конкуренции, доля государственной (или фактически подконтрольной государству) собственности в производстве, как капиталоёмких и наукоёмких, так и сырьевых товаров, а также многих видов услуг (коммунальных, транспортных, строительных).

-Бюрократия и коррупция: в России практически невозможно вести бизнес честно.

-Централизация и монополизм: растущие тарифы искусственно поддерживаемых «естественных монополий», ставшие фактически дополнительным «налогом» на все виды бизнеса, в которых высоко потребление энергоносителей, транспортных и коммунальных услуг, электроэнергии. Недостаточный уровень

развития конкуренции приводит к образованию малых монополий на локальном уровне.

-Неэффективный труд: крайне низкая доля населения, вовлечённого в предпринимательскую активность и в высокопроизводительный труд. Рост доли бюрократического (в особенности - контрольного) аппарата и числа сотрудников низкоэффективных госкорпораций. Снижение уровня квалификации и занятости экономически активного населения. Продолжающееся разрушение системы воспроизводства квалифицированных кадров для национальной экономики.

-Дряхлые средства производства: устаревшие основные фонды почти во всех отраслях обрабатывающей промышленности, средний износ - 53-55%. Лучше обстоят дела в нефтегазовой промышленности и черной металлургии, в частности, пятерка крупнейших сталеваров за 2004-2007 гг. обновила практически всю производственную базу.

-Хроническое отсутствие «длинных» денег: постоянный недостаток капитала в реальном секторе экономики. Низкая 

привлекательность российской экономики для прямых иностранных инвестиций, преобладание в финансировании инвестиций заёмных средств и спекулятивного капитала (в основном - оффшорного), поощрение государством «пузырей» на финансовых рынках.

-Уход с рынков: потеря Россией за последние 15-17 лет рынков сбыта для большинства видов отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости (за исключением отдельных видов вооружений). Отсутствие у государства интересов к восстановлению экспортного потенциала российской промышленности, ведущее к почти полному устранению её из системы международного разделения труда (за исключением добычи сырья на экспорт).

Сложившаяся в экономике ситуация является результатом действия не только таких объективных факторов, как:

а) унаследованные от СССР диспропорции и несбалансированность народного хозяйства,

б) наличие естественной природной ренты, не стимулирующей поиск других источников дохода,

в) неблагоприятная социальная и демографическая ситуация в постсоветской России.

Сегодня главные причины застоя связаны уже не с прошлыми, а с современными просчётами в политике экономических ведомств страны и, в первую очередь - Минфина и его руководства:

Пассивный «монетаризм»: концентрация текущей экономической политики исключительно на фискальных и казначейских методах управления, при практически полном отказе от промышленной политики, от содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Отсутствие стимулов для капиталовложений: ошибки среднесрочной экономической стратегии и госрегулирования последних лет, в особенности - связанные с крайне недостаточной мотивацией прямых инвестиций, поощрением развития спекулятивной составляющей финансовых рынков.

«Тихая национализация»: проводимая в последние годы политика укрупнения российских корпораций (в т.ч. - под контролем государства), ведущая к снижению свободной конкуренции и передаче контроля над бизнес-процессами в руки чиновников, не 

разрабатывающих не только стратегических и долгосрочных, но даже среднесрочных планов развития бизнеса.

Все перечисленные «болезни» не дают развиваться нашей экономике, и, не будучи устранёнными, в ближайшие годы не позволят экономике и благосостоянию россиян расти достаточно высокими темпами, даже после восстановления мировых цен на углеводороды и прочее экспортируемое сырьё.

2.4 Бразилия: страна нуждается в 'организации'

В течение десятилетий Бразилия считалась 'страной будущего'. Она всегда имела возможность стать из периферийной страны экономической супердержавой. Однако ее темпы роста оставляют желать лучшего в сравнении с другими странами БРИК и некоторыми странами самой Латинской Америки.

Бразильская экономика занимает девятое место в мире по паритету покупательной способности и в последние четыре года сдает позиции с точки зрения конкурентоспособности.

Однако, преодолев последствия глубокого инфляционного кризиса восьмидесятых годов, страна все больше раскрывается в сторону внешнего мира. Не случайно и то, что она заключила в последние годы значительные договора об экономическом сотрудничестве, включая договор с Китаем о сельскохозяйственной продукции.

В 2006 г. экономика Бразилии выросла на 3,7%, а инфляция достигла 3,2%. В этом году темпы роста должны колебаться в пределах 3,5 - 4,5%, а контролируемая инфляция составит около 4%.

Основная проблема бразильской экономики - высокие процентные ставки, которые колеблются вокруг 12%. Золотовалютные запасы Бразилии составляют 120 млрд. долларов США, и курс ее денежной единицы - реала - сильно завышен по отношению к доллару и достиг самого высокого уровня за последние шесть лет.5

Несмотря на то, что правительство Лулы ставит свой главной задачей использование всех рычагов для подъема экономики страны, другие государства группы БРИК оценивают Бразилию как страну с 

наименьшими шансами на превращение ее в мировую экономическую державу.

В некоторых отношениях Бразилия превзошла другие страны БРИК. В отличие от Китая, Бразилия является демократической страной. В отличие от Индии в ней нет ни повстанцев, ни этнических или религиозных конфликтов, ни враждебных соседей. В отличие от России, она экспортирует не только нефть и оружие, а к иностранным инвесторам относится уважительно». Справившись с инфляцией и начав рыночные реформы в 1990-х гг., Бразилия показывает впечатляющие темпы экономического роста на уровне 5%. Обладая территорией, почти в три раза превышающей территорию Индии, населением в 200 миллионов, 90% которого является грамотным, 2 триллионами долларов США ВВП, что эквивалентно ВВП России, и доходом на душу населения в $10 000 (в три раза выше, чем в Индии, и почти в два раза выше, чем в Китае), Бразилия обладает впечатляющими ресурсами силы. Открытие в 2007 г. огромных запасов шельфовой нефти обещает превратить Бразилию также в значительную силу на энергетической арене.

В Бразилии, как и в других странах БРИК, есть много серьёзных проблем. Она занимает 75 место из 180 стран по индексу коррумпированности, присваемому аналитической организации Transparency International (Китай занимает 79-е место, Индия 84-е, Россия 146-е). Мировой Экономический Форум ставит Бразилию на 56-е место среди 133 стран в плане экономической конкурентоспособности (Китай – на 29-м месте, Индия – на 49-м, Россия – на 63-м). Также, серьёзными проблемами остаются бедность и неравенство. Коэффициент Джини (Gini) (распределения доходов) для Бразилии равен 0,57 (где 1,0 означает абсолютное неравенство, когда один человек получает весь доход); в США данный коэффициент равен 0,45, в Китае – 0,42, в Индии – 0,37, в России – 0,42.

Среди неудач Бразилии - дефицит прибавочной стоимости в производимых ею товарах.

3. Пути решения экономических проблем в России.

Создание новой диверсифицированной экономики возможно только на основе новой «конкурентной модели» развития, основными 

двигателями которой должны быть воля государства, а не «ручное управление» 40-50 крупными сырьевыми компаниями и внутренние рыночные механизмы, частная инициатива и конкуренция, которые должны стимулироваться и регулироваться «умным» государством, прежде всего путём создания стимулов, тонкой настройки экономики.

При этом, главным драйвером развития экономики должен быть не внешний спрос на сырьё, а создаваемый на базе перераспределения всё тех же сырьевых доходов потребительский и промышленный спрос внутреннего рынка. Роль государства на переходном этапе должна сохраняться высокой, но у него кардинально меняется функция: от прямых директив бизнесу оно должно найти в себе силы перейти к более сложной политике стимулирования и регулирования свободного рынка.

Прежде всего в России должно быть выгодно производить. Именно в этом будущее развитие российской экономики, а не абстрактных схемах развития постиндустриального общества. Для этого, в первую очередь, необходимо:

-Де-бюрократизировать управление, освободить бизнес от излишнего контроля, кардинально снизить уровень коррупции.

-Создать благоприятные системные экономические условия для развития отечественного производства, сократить издержки: оптимизировать налоговую систему, завершить реформу естественных монополий, обеспечить реальный бизнес долгосрочным инвестиционным капиталом.

-На основе государственных инвестиций и государственно-частного партнёрства модернизировать транспортную, коммунальную и энергетическую инфраструктуру.

-Создать систему эффективных правовых институтов - арбитражных судов, систему профессионального образования, иммиграции рабочей силы, технического регулирования, даже бухгалтерского учёта.

-Создать институциональную основу для проведения политики «Новой индустриализации», организовав новое эффективное государственное ведомство с беспрецедентно высокими полномочиями, которое будет способно максимально сконцентрировать ресурсы на тех секторах, развитие которых дало бы наибольший мультипликативный эффект для развития экономики в целом.



-Усовершенствовать социальную систему, переведя её на конкурентную рыночную модель развития.

-Максимально сосредоточить усилия ЦБ на рефинансировании обязательств коммерческих банков на срок более 5 лет под конкретные инвестиционные проекты.

Заключение.

В 2003 году банк Goldman&Sachs опубликовал аналитический обзор, имевший историческое значение. Его главный вывод состоит в том, что, если не произойдет нечто непредвиденное, что потрясет нынешние мировые основы, то к 2050 году экономики этих государств выйдут на первые места в мире. Основным автором этого обзора был экономист Джеймс О'Нил. В нем он отмечает, что 'совокупное население четверки стран составит 40% мирового, и их ВВП будет равно 14,951 трлн. американских долларов'.

Бразилия, Россия, Индия и Китай находятся в стадии стабильного формирования капиталистической системы, хотя каждый случай имеет свои особенности.

Однако надо отметить, что это будет взаимосвязанный процесс и случится это лишь при условии, что национальное богатство развитых стран будет продолжать расти впечатляющими темпами.

Выводы, которые следуют из этих данных, не только впечатляют, но требуют критического осмысления национальными правительствами курса, который бы позволил их экономикам избежать насилия в процессе необходимой перестройки.

В общем и целом, выводы аналитиков Goldman&Sachs послужили прочной базой для прогнозирования экономической эволюции в мире в последние годы. Другими словами, хотя еще и рано делать окончательные выводы, предвидения О"Нила и его команды пока находят свое подтверждение.

Обращает также на себя внимание тот факт, что страны БРИК время от времени заключают между собой торгово-экономические договора. Это свидетельствует, во-первых, о том, что они 'признают' друг друга как наиболее динамично развивающиеся мировые экономики. Во-вторых, что они без всяких колебаний будут искать сотрудничества во всех областях, которые посчитают способными гарантировать им наибольшие преимущества.



В частности, российский Президент Владимир Путин в последние годы проявил себя как человек, выступающий с наиболее важными инициативами в этом направлении, создав Шанхайскую организацию сотрудничества, в которой участвует помимо России и Китай. Индия находится в числе стран, имеющих статус наблюдателя в этой организации.

При этом России для стабильного роста необходимы реформы. Экономисты считают, что необходимо провести реформирование в следующих направлениях:

1 Постепенный отказ от сырьевой модели. Сегодня, при снизившихся ценах на нефть, значительно выросли риски политики экспортно-сырьевого развития. Экономистам и предпринимателям становится очевидно, что прежняя «экспортно-сырьевая» модель не способна обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны. Для подъёма экономики в России Правительству надо идти на риск отказа от жесткой фискальной бюджетной политики, как своей главной и доминирующей функции. Правительство должно вырабатывать новые инструменты экономической политики и от «управления расходами» государства переходить к созданию новых источников дохода, к стимулированию развития налогоплательщиков в не сырьевых отраслях, а значит - к поддержке реального сектора. Правительству пора «открыть глаза» и посмотреть на зарубежный опыт (китайский, бразильский, американский) не глазами «монетаристов», а глазами деловых людей и строителей будущего страны.

2. Поддержка малых, средних и крупных предприятий. Если через 5 лет в стране будет хотя бы 100 000 предприятий и ИЧП, способных платить в среднем по 10 млн. руб. всех видов налогов и сборов в год, то это заменит собой любой возможный провал бюджета от потерь экспортно-сырьевых доходов и пошлин. А ведь 100 000 - это невысокий уровень развития предпринимательства для России, особенно, если сравнивать с уровнем развития малого и среднего бизнеса в США или Италии. Будущее страны - не только в полугосударственных сырьевых гигантах и инфраструктурных монополистах, но и в росте числа малых, средних и крупных перерабатывающих предприятий, которые, проявляя предпринимательскую инициативу в конкурентной борьбе, развиваются сами и придают развитие стране, повышая свою конкурентоспособность, повышают конкурентоспособность России, создавая своё благосостояние, увеличивают благосостояние российского общества.



Используемая литература

1 Голубович А.Д., Идрисов А.Б., Иноземцев В. Л. ,Титов Б.Ю., Шпигель М.М. Ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: Выход из кризиса: отказ от сырьевой модели. Новая индустриализация.- М.2009- 44с.

2 Подсветова Т. В. Особенности современного финансово-экономического кризиса // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - № 8 - Экономика и право.- 2009.

3 Настоящие причины мирового финансового кризиса (Независимый взгляд) / газета «Россия» от 9 декабря 2008 г.

Электронные источники:

4 Goldman Sach’s predictions for BRIC [электронный документ]. Способ доступа: http://www.gs.com/insight/research/reports/99.pdf

5 Брик. Материал Википедии- свободной энциклопедии [электронный документ]. Способ доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРИК



1 Goldman Sach’s predictions for BRIC [электронный документ]. Способ доступа: http://www.gs.com/insight/research/reports/99.pdf’

2 Брик. Материал Википедии- свободной энциклопедии [электронный документ]. Способ доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРИК

3 Брик. Материал Википедии- свободной энциклопедии [электронный документ]. Способ доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРИК

4Данута Валевска (Danuta Walewska). Статья « Россия – самое слабое звено БРИК» - Газета "Rzeczpospolita"№125 от 14.07.2010



5 Брик. Материал Википедии- свободной энциклопедии [электронный документ]. Способ доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/БРИК




Скачать файл (50.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации