Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Создание программы внеурочной деятельности экологического воспитания младших школьников - файл


скачать (103.5 kb.)


СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Экологическое воспитание младших школьников как психоло – педагогическая проблема

Экологическое воспитание как отдельное направление в педагогике получило свое развитие в ХХ веке. Это связано с обострением взаимодействия человека с природой. До ХХ века идеи экологического воспитания можно увидеть в трудах великих педагогов таких как, Яна Амоса Коменского, Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверга, которые считали, что воспитание ребенка средствами природы укрепляет его гуманные чувства [6].

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.



Прежде, чем определить, что подразумевается под понятием «экологическое воспитание», выясним, что же такое самовоспитание? Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Тогда что же подразумевается под экологическим воспитанием?

Экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологически воспитанной личности младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы: ознакомление с окружающим миром, естествознание, география, ОБЖ и т.д. Они несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах [25].



Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом [11].

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения [29].

В сущности в экологическом воспитании существует две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Особенности экологического воспитания:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к

окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [32].

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.



Экологическое воспитание - одно из новых направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экологическое воспитание – «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств». На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира [21].

Рассмотрим трактовку понятия «экологическое воспитание» с точки зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Доктор философских наук, профессор Г.М. Коджаспирова дает следующую трактовку понятия: «Воспитание экологическое — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отно­шение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности» [15, с. 176].

Опытный кандидат педагогических наук Колмакова М.Н. отмечает: «Экологическое воспитание – систематическое планомерное воздействие на сознание и поведение людей в целях воспитания в них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества» [9, с. 220].

Отечественный автор – составитель экологического энциклопедического словаря И. И. Дедю считает, что: «... экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов» [27, с. 98].

Российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор А.К. Голиченков доказывает, что экологическое воспитание – это целенаправленное развитие, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей [16].

Выдающиеся советские педагоги Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. отмечают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [19].



Известный доктор педагогических наук, профессор А.А. Вербицкий экологическое воспитание определяет как процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием - обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей, культурных традиций [22].

Таким образом, несмотря на различия в определении понятия «экологического воспитания» различными учеными, все же сущность его сводится к формированию у подрастающего поколения, в целом у человечества экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:



  • традиционные;

  • инновационные.

К традиционным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести следующее: тематические классные часы, беседы, экскурсии, экологические мероприятия и т.д.

К инновационным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести экологические проекты, исследования, экологические акции (флеш-моб), социальный опрос.

Сегодня всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок. Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:


  1. Массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое.

  2. Групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы.

  3. Индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Ведущие методы экологического образования и воспитания:



  • Наблюдение;

  • Эксперимент;

  • Моделирование;

  • Прогнозирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  • Экскурсии;

  • Уроки с раздаточным материалом;

  • Практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;

  • Самостоятельные наблюдения детей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды [33].

В курсе окружающего мира уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из важнейших мер охраны природы.

Основные теоретические знания учащиеся получают на уроке в школе, и форма урока может самой разнообразной, однако, важным примером закрепления у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике (на предметных уроках, уроках-экскурсиях, в походах).

Следует отметить, что содержание школьного курса окружающий мир в полной мере способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности, а об эффективности проделанной воспитательной работы можно судить по наличию живого интереса ребенка к познанию окружающего мира.

Значение экологического воспитания в начальной школе переоценить трудно. В младшем школьном возрасте закладываются основы правильного поведения и отношения к окружающей среде (природе). В процессе экологического воспитания младших школьников, учитель закладывает фундамент природоохранного, ресурсосберегающего отношения ко всей биосфере.

Школьник, усвоивший нормы экологического поведения в природе, становится не потребителем, а экономным, заботливым соучастником всех природных процессов.



Экологическое воспитание в учебном заведении направлено на развитие экологической культуры обучающихся, а цель и результат этого процесса — экологическая воспитанность личности. Экологическая воспитанность рассматривается как интегральное качество личности, которое включает в себя развитие системы мировоззренческих взглядов, эмоционально-нравственного отношения к природному, социальному миру, самому себе и опыта экологосозидательной деятельности. В качестве наиболее общих показателей экологической воспитанности выступают развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности учащегося.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.



Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников [30].

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.


Скачать файл (103.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации