Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Общие теоретические основы о международных актах о правах человека на социальное обеспечение - файл


скачать (217.9 kb.)


Глава 1 Общие теоретические основы о международных актах о правах человека на социальное обеспечение

1.1. Понятие и значение социального обеспечения


В Конституции РФ1 (см. ст. 7) указано, что Российская Федерация – социальное государство. Соответственно, выделяют некоторые особенности. Независимо от каких-либо условий экономики, приоритетной целью политики социального государства будет являться обеспечение достойного уровня жизни для большинства населения.

Термин может иметь несколько трактовок. Разбирая термин «социальная защита» в узком смысле слова, в качестве совокупности узаконенных правовых и экономических гарантий, стоит выделить такие особенности как:

1. Должно быть соблюдены и обеспечены важнейшие социальные права гражданина.

2. Уровень жизни должен быть (или вырасти) социально-приемлемым.

В Российской Федерации на сегодняшний день приоритетом пользуются социальные программы и мероприятия по реализации социальных программ, в особенности в сфере социальной защиты семьи, охраны материнства и детства. Всё это проводится в рамках государственной политики.

В заключенном в свое время Соглашении государств-участников СНГ указано, что участниками этого Соглашения взаимно признаются льготы и гарантии участников, ветеранов и инвалидов войны и боевых действий, с распространением на членов семьи погибших военнослужащих. Стоит отметить, что Россия полностью выполняет условия данного Соглашения.

Структура социальной защиты граждан Российской Федерации находится в постоянном развитии и доработке. Это связано с изменением экономических, политических условий страны.
Стоит отметить важность таких составных элементов социальной защиты как социальное обеспечение и социальное страхование. Также структура и концепция процесса обеспечения социальной защиты населения России должна разрабатываться с учетом деятельности исследователей и отечественных ученых.

Говоря о функциях такого элемента как социальное обеспечение, выделяют четыре основные: демографическая, политическая, экономическая, реабилитационная. Разберем подробнее каждую из них.

- первая функция является важным условием развития страны. Она заключается в стимулировании воспроизводства народонаселения.

- вторая, политическая, функция в сфере социального обеспечения народа заключается в поддержании социальной стабильности в обществе, учитывая все особенности уровня жизни разных слоев населения.

- третья, экономическая, отвечает за возмещение утраченных денежных средств в виде заработка в силу потери кормильца, нетрудоспособности или несовершенного возраста гражданина. Частичное возмещение происходит в виде предоставления минимальной денежной или натуральной помощи гражданам.

-последняя функция основывается на концентрации внимания на общественном статусе нетрудоспособных граждан и иных (социально слабых) групп населения, что не дискриминирует их и предоставляет те же права, что и другим членам общества.

Итак, социальное обеспечение подразумевает перераспределение государственного бюджета и распределение других внебюджетных фондов, обеспечивающих социальное страхование, на различные цели, в том числе, для того, чтобы удовлетворить потребности физических лиц на их социальные нужды. В число социальных нужд входит воспитание и содержание детей, поддержание в должном объеме прожиточного минимума, получение необходимой медицинской помощи и социального обслуживания. Социальное обеспечение подразумевает также оказание помощи физическим лицам при возникновении у них дополнительных расходов на социально-значимые нужды, в том числе при утрате физическим лицом трудовых доходов, или отсутствии средств в объёме прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам.
1.2. Актуальные вопросы по гармонизации международных актов о правах человека на социальное обеспечение
10 декабря 1948 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека. Она провозглашала печень прав и свобод человека, и до сих пор играет огромную роль в укреплении на законодательном уровне международных стандартов по определению и защите прав человека. Дата 10 декабря с тех пор отмечается как День прав человека.

В этом документе законодательно закреплены права человека, среди которых можно выделить несколько категорий:

1. Гражданские и политические права. В Международном Пакте о гражданских и политических правах описан механизм регулировки естественных прав человека, которые даются человеку с момента его рождения и являются неотъемлемыми его правами. Эти права обеспечивают равенство людей перед законом: право на жизнь, право на свободу, на личную неприкосновенность, на свободу передвижения.

2. Социальные, экономические и культурные права. Регулирование этих прав осуществляется соответствующим международным Пактом, заключенным в 1966 году. Категория обеспечивает защиту таких прав, как право на образование, на труд и отдых, право иметь справедливые безопасные и благоприятные условия труда, право иметь социальное обеспечение.

Стоит отметить, что указанные права и из первой, и из второй категории, несмотря на то, что они закреплены законодательно, зачастую носят только декларативный характер. Указанные права человека принадлежат ему с момента его рождения и, независимо от экономических или политических условий и обстановки, обязаны обеспечиваться государством.

Для каждого государства проведение социальной политики является важным действием. В сообществе, помимо трудоспособного слоя населения, существуют и те, кому сложно самостоятельно себя обеспечить: дети и старики (пожилое население), а также люди, временно или постоянно потерявшие трудоспособность по состоянию здоровья. От уровня проводимой государством социальной политики зависит и уровень жизни людей, граждан государства, в том числе и в смысле предотвращения социальных и прочих конфликтов.

Существенную роль в отображении системы защиты прав человека играют международные (универсальные и региональные) источники.

Как говорилось выше, права человека, которые указаны в первой категории, присущи человеку с его рождения, и независимо от его социальных или экономических аспектов, к человеку и его правам должно проявлять соответствующее уважение. В обязанности государства входит обеспечение социально-экономических прав индивида, особенно, тех людей, которые по независящим от них причинам неспособны самостоятельно их обеспечить.

Государство обязано предоставить гарантии на обеспечение достойного уровня существования лиц, которые по объективным причинам оказались лишены способности или возможности самостоятельно обеспечить себя и свою семью. Каждый имеет право на помощь и поддерживающие мероприятия со стороны общественно-государственных образований и государства в целом, а также на социальную и материальную поддержку в связи с рождением и последующим воспитанием детей, как новых членов общества. В обязанности государства входит развитие социальных методов страхования, как варианта обеспечения каждому человеку должного социального и материального благополучия, а также содействие и поощрение развитию внебюджетных благотворительных фондов и других организаций, которые осуществляют помощь нетрудоспособным слоям населения: обществам инвалидов и ветеранов, учреждениям соцобслуживания и т.п.

Необходимо тщательно изучить позиции соответствующих международных актов, так как в Конституции РФ (ч. 4, ст. 15) они закреплены в приоритете перед национальным законодательством. В российском законодательстве в отношении принятия и ратификации важных документов (например, «О правах ребенка», Конвенции МОТ) наблюдается задерживающий эффект, поэтому национально-правовую систему следует изучать, развивать и совершенствовать, ориентируясь на соответствующие акты Совета Европы, МОТ и, (с учётом их достоинств и недостатков) на законодательства других стран.

К примеру, содержание права на социальное обеспечение имеет конкретику только в национальном законодательстве, а на уровне международных правовых актов не конкретизировано.

Политика Российской Федерации направлена на то, чтобы обеспечить достойные условия для жизни и развития человека, это предусмотрено статьей 7 Конституции РФ, тем самым обеспечивая комплексный характер права на социальное обеспечение. Это даёт возможность рассмотреть конкретные субъективные права человека (охрана труда, отдыха и здоровья, гарантированный минимум размера оплаты труда, поддержка семьи, инвалидов, нетрудоспособных и пожилых граждан), с установлением государственных пенсий, пособий, других гарантий и мероприятий соцзащиты.

Основное место среди них занимает право на пенсионное обеспечение. Для нетрудоспособных людей пенсия играет важную роль источника дохода, которым для здоровых трудоспособных людей является заработная плата.

В ряде стран СНГ проводятся пенсионные реформы, которые предусматривают формирование пенсионных накоплений, и потому существует объективная необходимость в соотнесении этих реформ к специфике межнациональных и межгосударственных взаимоотношений в области регулирования пенсионного обеспечения граждан.

Право на социальное обеспечение, как одно из социально-экономических прав, занимает значительное место в нормативно-правовых актах международного характера, однако, к сожалению, формулировки в них обтекаемые и нестрогие, не имеющие четкой конкретики: «общее благосостояние», «достаточный уровень жизнеобеспечения» и т.д. Таким образом, ответственность за конкретную реализацию данных прав перекладывается на плечи государства, в расчете на его «сознательность» и финансово-экономические возможности.

Также, необязательный характер положений международных правовых актов подчёркивается отсылками на национальное законодательство, условия и возможности, что вызывает сомнение в целесообразности их наличия.


Глава 2. Перечень и характеристика международных актов о правах человека на социальное обеспечение

2.1. Акты Организации Объединенных наций


Всеобщая декларация прав человека, подписанная на Генеральной ассамблее ООН в 1948 г. – это документ в первую очередь программно-политического характера, и на его основе формулируются другие нормативные акты о социально-трудовых правах человека, неотчуждаемых и неотъемлемых по своей сути.

Определение основных прав человека, их состава и возможных способов обеспечения, является главным вкладом ООН в обеспечение прав человека и его социальной защиты, и соблюдение этих норм должно получить обеспечение в законодательстве цивилизованных стран.

Всеобщая Декларация прав человека – это основа и разработанный международный стандарт, на который ориентируются другие Декларации и правовые нормативные документы, Пакты и Конвенции ООН, обеспечивающие права и свободы в том числе и отдельных категорий лиц, которым необходима повышенная социальная защита. Фактически, по мнению специалистов международного права, эти нормы (право на соцобеспечение, на образование, труд и отдых, право на поддержку по безработице, по наступлению пенсионного возраста, право на защиту материнства и детства) являются юридически обязательными для выполнения всеми государствами.

Так, согласно Конвенции о правах ребенка, созданной в 1989, а ратифицированной в 1990 году, за каждым ребенком признается право на жизнь, имя, гражданство, право на социальное обеспечение и страхование, право на обеспечение его образования и сохранение его индивидуальности. В случае неполноценности ребенка в умственном или физическом отношении, за ребенком в Конвенции закрепляется право на особую заботу со стороны общества, для того, чтобы гарантировать ему полноценную и по возможности здоровую жизнь.

В отношении пожилых людей существуют Принципы ООН от 1991 года, и они включают в себя следующие международные нормы по обеспечению прав пожилых людей: независимость, обеспечение достоинства, реализации внутреннего потенциала и участия пожилых людей в жизни общества, социальное право на уход, на медицинское обслуживание, социальные и правовые услуги, и, главное, право на защиту со стороны как семьи, так и общества в целом, в рамках системы культурных ценностей данного общества.

Права инвалидов (право на восстановление утраченного здоровья и трудоспособности, на социальное обслуживание и неутрату социального положения в обществе, на возможность профессиональной подготовки) задекларированы в соответствующей Декларации от 1975 года, и призваны обеспечить им социальную интеграцию (реинтеграцию).

При ратификации государством Пактов и Конвенций ООН, они принимают юридически-обязательный характер. Государства, принявшие участие в Пакте, тем самым подтверждают признание, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, права каждого человека на обеспечение его социальных потребностей: социальное страхование (статья 9 Пакта), образование, в том числе обязательное и бесплатное начальное образование (статья 13 Пакта), достойный жизненный уровень (статья 11 Пакта), и проч. В обязанности государств-участников ратификации Пакта, входит необходимость предоставлять регулярные доклады о том, как выполняются взятые ими обязательства.
2.2.Международная организация труда

В 1919 году Версальский мирный договор послужил созданию Международной организации труда (в первоначальном варианте эта организация называлась Международной комиссией для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге наций), в 1945 году Международная организация труда стала специализированным учреждением ООН (с принятием действующего поныне Устава ООН), и с тех пор акты МОТ служат основным источником по международно-правовому регулированию и обеспечению социальных прав людей. В настоящее время в Международную организацию труда входит 178 государств. Декларации и рекомендации актов МОТ носят рекомендательный и юридически необязательный характер, однако они принимаются за основу при разработке и принятии государствами важных решений и юридических законных актов, межгосударственных конвенций и других рекомендаций, создавая возможности выбора, при обеспечении государствами тех или иных международно-правовых норм. Ратификации рекомендации МОТ не требуют.

Международная организация труда три раза принимала торжественные обязательства по содействию странам в коллективных переговорах о принятии соответствующих решений, декларируя международные принципы и нормы на права по социальному обеспечению.

В 1944 году первой была Филадельфийская декларация, которую впоследствии включили в Устав МОТ. Эта декларация говорила о создании необходимых условий, для обеспечения свободы и равенства, для того, чтобы обеспечить равные возможности и экономическую устойчивость, а также равные права на материальное благосостояние и духовное развитие для всех людей, вне зависимости от их расы, пола или веры.

В 1964 году была принята вторая декларация, которую издали специально из-за возникшей ситуации апартеида, развивавшегося в Южной Африке. В 1994 году её признали устаревшей и отменили, по причине исчезновения апартеида.

Третью декларацию МОТ принял 18 июня 1998 года, она называлась «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации» и имела своей целью обеспечить решениями проблемы, которые возникли в эпоху всеобщей глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. По этой Декларации, каждое государство должно вести борьбу с нищетой, как реальной угрозой для благосостояния общества, и стремиться к тому, чтобы социальное обеспечение помогло всем нуждающимся в получении медицинского обслуживания, образования и других социально-экономических благ.

Учитывая, что не все государства - члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации» провозглашено принципиальное положение: все государства - члены МОТ обязаны соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, независимо от того, ратифицировали ли они данные положения, а исходя только лишь из их членства в МОТ.

Следуя этому, по определению МОТ, государства, даже те, кто не ратифицировал положения Декларации, должны обеспечить стратегию развития социально-обеспечительных и трудовых отношений так, чтобы все граждане имели равный доступ к своим фундаментальным правам и свободам, включая обеспечение принципов свобод и равенства возможностей каждого человека, в плане права на труд и недопустимость дискриминации или принудительности труда.

По классификации МОТ механизм социальной защиты включает в себя следующие элементы:

- системы здравоохранения;

- социальная защита в случае нетрудоспособности, которая распространяется не только на наемных работников, но и самозанятых лиц;

- пенсии по старости, по случаю потери кормильца;

- пособия по безработице;

- социальные выплаты родителям и детям;

- социальная помощь, которая рассчитана на нуждающихся лиц.

Базой для социальной защиты должны служить:

1) общее налогообложение;

2) обязательный взносы в соответствующие фонды соцобеспечения;

3) частные системы соцобеспечения.

Конвенции МОТ по вопросам социального обеспечения можно условно разделить на две группы. К первой относятся Конвенции, которые обеспечивают равенство и единство регулирования правовой основы отношений социального обеспечения. К ним относятся Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.); № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.); № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.); № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981 г., ратифицирована в 1997 г.); № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

Во второй группе присутствуют акты, в которых рассматриваются вопросы дифференциации (различий) в социальном обеспечении по видам обеспечения и по кругу участвующих лиц. Речь идёт о следующих Конвенциях: № 2 «О безработице» (1919 г.); № 103 «Об охране материнства» 1952 г., ратифицирована в 1956 г.

Для моряков, в силу особого характера их труда, специально создано несколько отдельных конвенций: № 55 «Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков» (1936 г.); № 71 «О пенсиях морякам» (1946 г.), № 164 «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков» (1987 г.); № 165 «О социальном обеспечении моряков (пересмотренная)» (1987 г.).

И особого внимания достойна рамочная Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.), в которой указан, во-первых, свод международных принципов права социального обеспечения, а во-вторых, минимальные международные нормативы социально-обеспечительных прав, с установлением круга лиц, которым положено социальное обеспечение и виды этого обеспечения (медицинское обслуживание, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, семейные пособия, пособия по старости, по инвалидности). Российское законодательство, согласно юридической литературе, регламентирует все эти виды обеспечения.

Для сохранения Международной организацией труда своей значимой роли в процессе международного законотворчества, в условиях осознания проблемы ратификации её положений государствами-участниками МОТ, необходимо разработать новые подходы определения аспектов и организации работы в условиях глобализации, обеспечивая взаимосоответствие международных норм трудового и социального права. На сегодня Международной организации труда необходимо переоценить свои ранее принятые конвенции, на предмет соответствия текущим мировым условиям.

Многие нормы МОТ на сегодня требуют переоценки, в связи с происходящими изменениями на рынке труда. Например, в 1952 году, когда была принята очередная Конвенция №102, в промышленно развитых странах большинство работников осуществляли свою деятельность в течение полного дня, а в обществе было гораздо меньше разводов и неполных семей. В этой конвенции не учитывались права женщин, которым зачастую, в силу физических особенностей, сложно иметь такой же непрерывный стаж, какой могут позволить себе мужчины. Необходимо вести работу в этом направлении, и МОТ сейчас как раз трудится над обновлением своей нормативной базы.
2.3. Международные региональные акты в сфере социального обеспечения
Имеются в виду акты, принятые региональными организациями государств, например, Советом Европы, Европейским Союзом, СНГ.

За время работы, Советом Европы было принято более 150 конвенций, обеспечивающих права человека, в том числе таких, которые содержат специальные социально-трудовые стандарты. Среди них лидирующее место занимают Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.) и Европейская социальная хартия 1961 г. Основные региональные европейские стандарты труда закреплены главным образом в этих двух актах. Социальная хартия является продолжением Европейской конвенции о правах человека в социальной сфере и в совокупности с ней гарантирует осуществление свыше 30 социальных прав. Как отмечается специалистами права социального обеспечения, Россия в настоящее время не в состоянии ратифицировать эту Хартию. Это обусловлено тем, что Хартия требует от ее участников соблюдения европейских стандартов по экономической и социальной защите прав человека, а выполнение этих требований для России в силу состояния ее социально-экономического развития, уровня жизни населения, системы гарантий социально-экономических прав пока в полной мере невозможно.

Европейская социальная хартия включает в себя наиболее широкий (из имеющихся в настоящее время в международных актах) набор основных социальных прав и устанавливает обязательства государств по осуществлению этих прав. Как отмечал И.Я. Киселев, "хартию можно рассматривать как важный документ международного права, осуществивший синтез основных трудовых прав для европейских государств и установивший определенную планку в отношении уровня защитных функций трудового права, ниже которой не может опускаться ни одна цивилизованная европейская страна, признающая демократию и социальные ценности и идеалы. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении социально-обеспечительных прав.

Европейская социальная хартия предусматривает следующие права:

-право на социальное обеспечение всех трудящихся и их иждивенцев. Государства обязуются установить и поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения, стремиться последовательно совершенствовать систему социального обеспечения. Государства также обязуются принять меры по обеспечению равенства граждан в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую;

- право на медицинскую и социальную помощь каждого человека, не имеющего достаточных материальных средств;

-право пользоваться услугами социальных служб. В целях обеспечения названного права государства обязуются содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

- право на защиту от нищеты и социального отторжения, которое обеспечивается путем облегчения этим лицам доступа к занятости, жилью, профессиональной подготовке, образованию, культуре, а также социальной и медицинской помощи.

- право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи, детей, молодых людей. Государства обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных и иных подходящих мер;

- право лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества;

- право лиц пожилого возраста на социальную защиту.

- право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

- право на жилье, которое обеспечивается в том числе и обязательствами государства сделать цену на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств.

Социальная хартия предусматривает, что закрепленные в ней права не могут быть объектом ограничений, не предусмотренных в самой хартии. Исключения могут устанавливаться национальным законодательством в целях защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья и морали. В рассматриваемом международном акте особо подчеркивается, что государства обязуются обеспечить, чтобы социальная и медицинская помощь не вела к сокращению политических и социальных прав лиц, ее получающих.

Здесь же следует сказать хотя бы несколько слов о Европейском кодексе социального обеспечения, который разрабатывался в сотрудничестве с МОТ на основе Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952). Кодекс определяет минимальный уровень защиты, который договаривающиеся государства обязаны предоставлять в связи с материнством, содержанием детей, инвалидностью, старостью и т.д. Первыми этот кодекс ратифицировали 13 государств, в том числе Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.

Социальная сфера является предметом совместного ведения Европейского сообщества и государств-членов.

Финансовое обеспечение мероприятий Сообщества в социальной сфере возложено на бюджет, а также специальные структурные фонды Сообщества, среди которых ключевую роль играет Европейский социальный фонд. Разработка и осуществление мероприятий социальной политики ЕС является задачей трех институтов Сообщества - Совета, Европейского Парламента, которые принимают нормативные акты в социальной сфере, и Комиссий и Комитетов, например, Комитет социальной защиты, имеющий консультативный статус.

Отметим, что в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского Союза (1994 г.) в качестве обязательного условия сотрудничества является сближение и гармонизация законодательства РФ и ЕС (ст. 55). Это соглашение имеет большое значение для развития российского права социального обеспечения.

Особое место в системе источников ЕС занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989. Несмотря на то, что Хартия носит характер декларации, она имеет принципиальное значение, так как определяет базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства ЕС. В ней изложены основополагающие трудовые и социальные права, в этой части она полностью созвучна с рассмотренной нами ранее Европейской социальной хартией.

Нормативные акты ЕС в сфере труда и социальной защиты принимаются в соответствии с принципом субсидиарности, т.е. по тем вопросам, которые предполагают общие нормы (стандарты) правового регулирования социально-трудовых отношений в рамках сообщества (например, трудоправовые нормы о свободном передвижении работников внутри сообщества). Европейское трудовое право и право социального обеспечения, как унифицированное международное региональное социальное право ЕС, включает часть общую (первичное право) и особенную (вторичное право). Общую часть составляют Договор о создании ЕС и иные учредительные документы. Эти первичные нормы представляют собой «самоисполнимый закон», они непосредственно регулируют трудовые и социально-обеспечительные отношения в странах ЕС и не нуждаются в имплементации. Более того, они имеют приоритет по отношению к национальному праву стран - членов ЕС. Особенная часть (вторичное право) включает регламенты, директивы и рекомендации, которые издаются органами ЕС на основе «первичного права».

Регламенты - это нормативные акты, которые имеют прямое действие и приоритет в ЕС. Регламенты действуют наряду с внутренним законодательством государств-членов. Это акты унификации национального права, аналогичные по своей юридической силе законам.

Директивы - это также нормативные акты, но, как правило, предполагают их имплементацию, так как каждое государство определяет способы и средства осуществления предписаний директив. Директива - это средство гармонизации законодательства государств-членов, она содержит «модельные» нормы права. Директиве обычно корреспондирует акт национального законодательства, имплементирующий ее положения.

Рекомендации, резолюции представляют собой предложения руководящих органов ЕС, которые адресуются государствам-членам, но не обязательны для них.

В настоящее время в европейских странах идет интенсивный процесс переосмысления традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы. Ранее, в «золотое тридцатилетие» послевоенного экономического процветания «государства всеобщего благоденствия» стабильность систем социальной защиты развитых государств базировалась на механизме социально-страховой солидарности, обеспечение государством всем жителям страны минимального социального дохода. В XXI в. условиях демографических изменений (старение населения, снижение рождаемости), распада семейных связей (утрата семейного содержания), возрастания мобильности людей идет процесс индивидуализации не только трудовых, но и социально-обеспечительных отношений. В связи с этим общей тенденцией для стран ЕС является переосмысление традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы и намерение европейских стран ее реформировать посредством перевода части функций социальной защиты населения в сектор добровольного или коллективного социального страхования. Однако при этом государство не отказывается от обязанности по обеспечению необходимых социальных гарантий.


2.4. Международные акты СНГ
Международные акты СНГ можно подразделить на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Эти акты призваны обеспечить унификацию социального законодательства стран-участниц. Это, прежде всего, Конвенция о правах и основных свободах человека, Соглашение «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» (1996 г.), так называемые модельные акты «Об индексации доходов населения» (1998 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве (1999 г.), «Об основах социального обслуживания населения» (2002 г.).

Вторую группу международных актов СНГ составляют соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав, их взаимного признания или приобретения новых социально-обеспечительных прав. Это довольно широкий перечень соглашений, таких, как: «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ» (1992 г.); «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих пограничных войск государств - участников СНГ» (1992 г.); «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» (1994 г.);

Двухсторонние договоры в сфере социального обеспечения. Такие договоры также подразделяются на виды. Одни договоры посвящены вопросам сотрудничества государств в социальной сфере, такие договоры заключены нашим государством (СССР, затем РФ) с Румынией (1960 г.), Венгрией (1962 г.), Монголией (1981 г.), Испанией (1994 г.) и др. В других международных договорах регламентируются вопросы социального обеспечения отдельных категорий граждан, либо отдельные виды социального обеспечения. Имеются в виду договоры между Россией и Эстонией (1994 г.), Россией и Латвией (1994 г.) о предоставлении гарантий пенсионерам из числа военнослужащих, договоры о пенсионном обеспечении России с Грузией (1994 г.), Украиной (1996 г.) и др. Наиболее полным по содержанию с точки зрения гарантий права на социальное обеспечение является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (24 января 2006 г.).

Этот договор охватывает следующие виды социального обеспечения:

пособия по временной нетрудоспособности и материнству;

-пособия по безработице;

-трудовые пенсии по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальные пенсии;

-пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания;

- пособия для семей с детьми;

- пособия на погребение. Между тем договор не распространяется на военнослужащих вооруженных сил, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к указанным военнослужащим в части пенсионного обеспечения, а также на государственных гражданских служащих в Российской Федерации и государственных служащих в Республике Беларусь.



1



Скачать файл (217.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации