Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Организация предпринимательской деятельности - файл ОПД_курс лекций.doc


Лекции - Организация предпринимательской деятельности
скачать (48 kb.)

Доступные файлы (1):

ОПД_курс лекций.doc283kb.01.12.2004 16:26скачать

содержание
Загрузка...

ОПД_курс лекций.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Агентство по высшему образованию

при Министерстве науки и образования
Костромской государственный Технологический университет


Кафедра Экономики отраслей

Андреева О.Б.


Курс лекций

по предмету "Организация предпринимательской деятельности"


2004


  1. Основы предпринимательской деятельности




    1. Сущность и основание черты предпринимательской деятельности


Рыночные отношения порождают стремление у многих граждан иметь "своё дело", что приводит к появлению особого вида деятельности – предпринимательства. Это одна из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение человека, как правило, обостряется, когда он чем-либо рискует (имуществом, деньгами, положением). При производстве каких-либо товаров, оказанием услуг, выполнением работ предприниматель заранее не всегда знает, сможет ли он их продать, а если сможет, то, как выгодно. Предприниматель идет на риск, так как на рынок поступают подобные товары от других предпринимателей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в поиске улучшения своего положения по сравнению с существующим.

^ Предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Это может быть производственная, торгово – закупочная, инновационная, консультационная, коммерческая деятельность.

Указанные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться одним человеком или группой партнёров с привлечением наёмного труда и без него, с образованием юридического лица и без него.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

  • граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в своей деятельности законами РФ;

  • граждане других государств и лица без гражданства в пределах, установленных законом полномочий;

  • объединения граждан.

Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации.

Если предпринимательская деятельность осуществляется с привлечением наёмного труда, она регистрируется как предприятие (организация) – юридическое лицо. Если предпринимательская деятельность осуществляется без привлечения наёмного труда, она регистрируется как индивидуальное предпринимательство. Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

  • самим собственником средств производства под свою имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство);

  • руководителем предприятия от имени собственника средств производства (юридическое лицо в определенной организационно – правовой форме).

Предприниматель имеет право:

  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

  • самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков средств производства и потребителей своей продукции, устанавливать цены на свою продукцию в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и договорами;

  • осуществлять внешне – экономическую деятельность;

  • осуществлять административно – управленческую деятельность;

  • нанимать и увольнять работников от имени собственника средств производства.

По всем указанным пунктам предприниматель обязан организовать свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными договорами. Предприниматель несет ответственность за неисполнение договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, причинение вреда здоровью потребителей, нарушение условий реализации продукции, налоговой дисциплины.

Формула предпринимательства проста – получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако, её реализация осуществляется в условиях неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность обусловлена самими рыночными отношениями, динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшие черты предпринимательства: риск, мобильность, динамичность. Предприниматель должен непрерывно искать что-то новое, чтобы выдержать конкуренцию. Он должен совершенствовать технологию, изменять цену товара, совершенствовать его качество, организовать его рекламу и т.д.

Предпринимательская деятельность должна иметь свои теоретические основы, определяющие её сущность. Она не может опираться только на классическую экономическую теорию. Ее основой является и теория динамического неравновесия. Родоначальником этой теории был Шумпетер. В книге "Теория экономической динамики" (1911г.) он утверждал, что нормой здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора – предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно может основываться на уже известной потребительской стоимости (работе, услуге, товаре). Предприниматель, внедрив новую технологию, повысив качество, отдачу капитальных вложений, создает новый рынок и нового потребителя (пример – сеть ресторанов Макдональдс (McDonalds)).

Таким образом, основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате чего создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс. Этот подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поисках изменений существующей практики как источника получения социальных и экономичсеких благ. Инновации чрезвычайно разнообразны, каждая из них имеет свои конкретные причины, побудительные мотивы. Возникает необходимость классификации изменений, происходящих по тем или иным причинам.

Довольно полную классификацию предлагает американский экономист Питер Ф. Друкер в книге "Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы" (1992г.). Он предлагает выделить семь инновационных изменений:

  • неожиданное событие – успех, неудача;

  • неконгруэнтность – несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашим представлением о ней;

  • нововведения, основанные на потребности процесса (вызываемые жизнью);

  • внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

  • демографические изменения;

  • изменения в восприятиях, построениях, ценностных установках;

  • новые знания, как научные, так и ненаучные.

Все вышеназванные типы изменений близки, порой их трудно различить. Вместе с тем анализ возникающих ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационных решений. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы, как "Что будет, если мы используем сложившиеся изменения? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?" Из семи перечисленных типов изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят радикальный характер.

Об изменениях, вызванных жизнью, можно сказать пословицей "необходимость – мать изображения". Изменение основывается на потребностях практики, жизни (замена ручного набора в книгопечатании машинным, новые способы сохранения свежести продуктов и т.п.). Реализация изменений, вызываемых жизнью, предполагает необходимость понимания, что недостаточно почувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение. Необходимо понимание того, что не всегда возможно удовлетворить потребность, а возможно решение какой-то ее части.

Наиболее существенные изменения происходят на основе новых знаний. Эти нововведения, как правило, трудноуправляемы, так как между появлением нового знания и его технологическим использованием имеется разрыв во времени, и довольно большой. Имеется разрыв во времени между появлением новой технологии и ее материализацией в новом продукте, процессе или услуге. Нововведение на основе новых знаний требует:

  • тщательного анализа всех необходимых факторов;

  • ясного понимания преследуемой цели, т.е. четкой стратегической ориентации;

  • организации предпринимательского управления, так как необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение на основе новых знаний должна "созреть" и быть воспринята обществом.

Нововведение может основываться на идеях. Этот вид нововведений в количественном отношении и по своим последствиям перекрывают все остальные виды нововведений. Примером их служат застежка "молния", шариковая ручка, баллончики с аэрозолями и др. предприниматель должен быть всегда нацелен на использование остроумных идей. Однако, при их использовании наблюдается большая степень риска. Нужно руководствоваться рядом принципов:

  • все нововведения должны носить целенаправленный характер;

  • все они должны начинаться с анализа возможностей;

  • должна быть установлена восприимчивость рынком осуществляемых нововведений;

  • само нововведение должно быть простым и доступным;

  • оно должно быть направлено на решение только одной задачи.

Следуя этим принципам предприниматель может добиться хороших результатов.

Возникает вопрос: чем отличаются предпринимательство и относительно устойчивые формы экономической деятельности (предприятия и организации). Эти предприятия тоже стремятся к получению прибыли. Отличие состоит в том, что формы и методы деятельности предприятий основываются на долговременных целях развития, т.е. не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своей продукции, создание новых видов продукции, повышение качества продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.

Необходимость учета долгосрочных целей развития производства требует длительного времени, так как связана с проведением НИОКР, длительным изготовлением, налаживанием кооперации и т.п. Только на долгосрочной основе может быть решен вопрос эффективного использования дорогостоящего оборудования. Это не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает элементы предпринимательской деятельности. Мобильность, динамичность, стремление улавливать конъюнктуру рынка необходимы и при решении текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работает предприятие.

В то же время и предприниматель в своих действиях исходит из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из условий целей (в основном в качестве долгосрочной цели берется прибыль). Предприниматель исходит из необходимости получении результата в течение короткого периода. Для него первостепенное значение приобретает ускорение оборачиваемости финансовых средств с учетом того, что предприниматель располагает небольшими финансовыми и материальными ресурсами. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.


    1. ^ Виды и технология предпринимательской деятельности.


В отличие от устоявшихся форм экономической деятельности предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня платить.

Товар и услуги предпринимателя понимаются в широком смысле. Это могут быть здания и сооружения, жилые дома, имущество, промышленные и продовольственные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и др.), деньги, валюта, ценные бумаги и другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать товар, его надо иметь. Предприниматель может сам создавать товар, а может получать его и затем реализовывать. Поэтому предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая из указанных форм предпринимательства имеет свою специфику и технологию. Будучи относительно самостоятельными, указанные виды предпринимательства дополняют друг друга.


      1. Производственное предпринимательство и технология его осуществления


^ Производственное предпринимательство – это деятельность по производству продукции, проведению работ оказанию услуг, сбору, обработке и предоставлению информации, созданию духовных ценностей и т. п., подлежащих реализации потребителю. Основным полем приложения производственного предпринимательства являются производственные предприятия и организации, фондовые и товарные биржи, население. Производственный предприниматель должен располагать материальными и финансовыми ресурсами и обладать соответствующей технологией ведения дела.

Исходным элементом этой технологии (1я стадия технологии предпринимательства) является выбор основной области деятельности. Содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведения предварительного маркетинга, т.е. изучения насколько предполагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, величина спроса и тенденция его развития в будущем, какова возможная цена продажи единицы товара, издержки его производства и реализации, предлагаемые объемы продаж.

Если принимается положительное решение о начале производственного предпринимательства, переходят ко второй стадии технологии – определению необходимых финансовых средств (Дн), которые, как правило, включают:

ДН = ДР + ДОФ + ДМЭ + ДИ + ДУ,

где ДР – средства для оплаты наемного труда;

ДОФ – расходы, связанные с использованием основных фондов и средств труда;

ДМЭ – стоимость необходимых материалов и энергоносителей;

ДИ – затраты на получение информации;

ДУ – оплата сторонних услуг.

Финансовое обеспечение ПД является важным моментом, так как это своего рода залог успеха. Речь идет не просто о финансовом обеспечении, а об установлении его оптимального уровня. Предприниматель должен разумно подойти к определению величины закупок сырья и материалов. В случае нехватки средств предприниматель может прибегнуть к кредиту (ДК). Величина кредита должна быть меньше необходимых финансовых средств, т.е. ДК < ДН. Выручка от реализации должна поступать до срока погашения кредита.

Уменьшить величину заемных средств можно через аренду и лизинг вещественных факторов производства (площадей, оборудования, транспортных средств). Это своего рода отсрочка платежей и способ накопления денежных средств по мере реализации товара.

Мероприятия по реализации товара – это третья стадия технологии предпринимательства. Реализация возможна собственными силами предпринимателя, с помощью посредников. Эта стадия важна для успеха дела. Вопросы реализации товара надо решать еще до начала его производства. Лучше эти вопросы решать на долговременной основе, что снизит риск банкротства. Предприниматель должен постоянно контролировать конъюнктуру рынка, чтобы во время принять встречные меры по снижению риска. Для предпринимателя важно, чтобы товар не залеживался, чтобы высвобождающиеся финансовые средства снова вкладывались в дело. Поэтому предприниматель должен уделить внимание четвертой стадии - изучению и контролю анализа каналов распределения товара.

Производственное предпринимательство считается рентабельным, если оно обеспечивает 20-25% прибыли по отношению к затратам.



      1. ^ Коммерческое предпринимательство.


Содержанием коммерческого предпринимательства являются товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе говоря, имеет место перепродажа товаров. Здесь нет необходимости в производственных ресурсах. В качестве исходной стадии технологии коммерческого предпринимательства стоит вопрос – что покупать, что перепродавать, где это делать.

Предприниматель должен исходить из того, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, спрос должен быть достаточным для получения намеченной массы прибыли.

Необходим тщательный маркетинг – вторая стадия технологии коммерческого предпринимательства, т.е. необходимы анализ рынка, прогнозная оценка конъюнктуры, анализ спроса и предполагаемых цен. Предприниматель составляет для себя бизнес-план, где определяет мероприятия по проведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке - продаж товара, расчеты затрат и результатов, определяется потребность в работниках, транспортных работах, в складских помещениях, в проведении рекламной компании.

Оформляются соответствующие документы. Рассматриваются вопросы закупки товаров для последующих продаж, получения услуг со стороны, найма помещений для складов, торговых точек, форм реализации товара. Делается обоснование для получения кредита или других заемных средств, выплаты налогов.

Денежные средства, т.е. расходы на коммерческие сделки (ДС) складываются из следующих составляющих:

ДТ – средства на приобретение товара;

ДР – средства на наем рабочей силы;

Да – средства на аренду помещений;

ДУ – средства на оплату сторонних услуг;

ДИ – средства на получение информации;

ДДК – средства на возврат долга, выплату кредита и процента по нему.
В общие затраты по проведению сделки должны включаться износ собственных фондов и имущества, расход собственных материалов.

Денежные поступления предпринимателя (П) складываются из выручки от реализации товара (ВР) и получаемого кредита (К):

  1   2   3   4



Скачать файл (48 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации