Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по Юридической деонтологии - файл 1.doc


Лекции по Юридической деонтологии
скачать (534.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc535kb.18.11.2011 18:38скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
Міністерство освіти і науки України

Одеський національний університет імені І.І. Мечникова


___________________________________________
Економіко-правовий факультет


Програма курсу та методичні рекомендації

з вивчення навчальної дисципліни

«Юридична деонтологія»



Для студентів спеціалізації

Правознавство”
Одеса – 2009

Конспект лекций

по «Юридической деонтологии».
Вступление.


Формирование в нашем государстве (в новейший период его истории) правового государства, стремительное развитие демократических преобразований в нашем обществе и изменения в общественном сознании, а также осознанно избранная рыночная модель развития экономики Украины собственно и обусловило необходимость к пересмотру социального статуса юриста в современном обществе.

Значительно возросла востребованность общества в юристах, при этом такое положение просматривается не только в государственных предприятиях, учреждениях или организациях, но и у субъектов хозяйствования негосударственной сферы, а также в оказании юридической помощи нуждаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины).

Все это с другой стороны обусловило необходимость качественных изменений в подготовке юристов (увеличению объема и повышению общеобразовательного и профессионального уровня).

Юридическая деонтология по праву занимает одно из основных мест среди курсов правовых дисциплин высших учебных заведений правового профиля.

Задачей курса «Юридическая деонтология» является ввести студента (как начинающего юриста) в будущую профессию, а также предоставить ему (студенту) возможность осознать место и роль юриста в нашем развивающемся демократическом обществе, разобраться в сфере приложения своих профессиональных знаний, понять комплекс требований, предъявляемых к профессиональному юристу (специалисту), дать представление о принципах, нормах, обязанностях (в частности служебных), умении и навыках, которые он должен знать и которыми он должен овладеть, чтобы соответствовать избранной им профессии.

Деонтологические стандарты юристов - судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов, юрисконсультов и судебных исполнителей не только должны своевременно доводиться до сведения студентов (начинающих юристов), но также должны быть доступны широким слоям населения и признаны им.

Настоящий конспект лекций по учебному курсу «Юридическая деонтология» предназначен для приобретения студентами юридических ВУЗов начальных профессиональных знаний, навыков самостоятельной работы, умения изучения нормативных источников и подготовки письменных работ.

^ Тема 1. Общие положения о праве и юридической деонтологии.
§ 1. Понятие, сущность и принципы юридической деонтологии.
Общепризнанно, что деятельность юристов, как правило, связана с осуществлением ими властных полномочий по отношению физических или юридических лиц, либо предоставление им правовой помощи (услуг). При осуществлении этой деятельности очень важно обеспечить добросовестность, объективность и непредвзятость юриста с тем, чтобы не были нарушены законные права и интересы, а также не опорочены честь, достоинство и деловая репутация названных лиц. Здесь, как и в медицине, должен главенствовать принцип: «Не навреди…». Деонтология как раз и предусматривает, прежде всего, законное, правильное, нормальное, этичное и человеческое отношение юриста к своему делу и лицам, с которыми он работает.

Сам термин «деонтология» греческого происхождения и образовано от двух греческих слов: «деон» - нужное или необходимое, «логия» - слово либо учение.

Следовательно, слово «деонтология» следует понимать как наука о необходимости, как научных термин. Впервые было употреблено английским философом и правоведом Иеремией Бентамом (1748-1832) в своей работе «Деонтология, или наука о морали», изданной в 1834 году.

Автор отстаивал свое видение морали и обязанности. По мнению И.Бентама ­- мораль может быть математически вычислима (обсчитана), а удовлетворение индивидуального интереса следует рассматривать как средство обеспечения «наибольшего счастья для наибольшего количества людей»1.

Важным является то, что в этой работе он разработал и обосновал нормы профессионального поведения людей, имеющих власть.

Первоначально основы деонтологии получили широкую поддержку в медицинских кругах. До 60-70-х годов прошлого столетия, в узком понимании, деонтологией называли профессиональную этику медиков – как систему этических норм выполнения медицинскими работниками своих служебных обязанностей. В составе медицины было сформировано особое учение – медицинская деонтология.2 Исследование юридической деонтологии было начато достаточно недавно (в 70-х годах прошлого столетия). В юридических вузах бывшего СССР юридическая деонтология преподавалась как «Введение в юридическую специальность».

Во второй половине 80-х годов уже была введена для изучения начальная дисциплина «Юридическая деонтология». Ввел ее в учебный процесс Горшенев В. М. в Харьковском юридическом институте (ныне Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого), как вступительную и может экспериментальную дисциплину. В 1988 году им же и Бенедиком И.В. было издано учебное пособие по юридической деонтологии, в котором последовательно изложены предмет, функции новой науки, ее принципы и роль в системе юридических знаний 3.

Среди существующих современных подходов к определению понятий юридической деонтологии привлекают внимание три основных, которые с одной стороны дополняют друг друга, а с другой стороны указывают на отличия в понимании авторами границ и структуры предмета «Юридическая деонтология».

Рассмотрим такие подходы:

  • Сливка С.С. определяет юридическую деонтологию как философско-правовую науку о познании юристом сущности внутреннего императива служебной обязанности, которая создает первоначальные условия для формирования личностных норм его профессионального поведения и мотивы их выбора с целью формирования внутреннего убеждения, установление объективной истины и принятия справедливого решения 4;

  • Горшенев В.М. утверждает, что юридическая деонтология это отрасль юридической науки, которая обобщает систему знаний о мудрости общения и искусстве принятия правильного решения в юридической практике, то есть учение о поиске атмосферы достижения необходимого, истинного результата в общении юриста как с коллегами, так и с теми, кому он предоставляет свои профессиональные услуги и кого он должен обслуживать правовыми средствами в процессе реализации ими своего правового статуса 5;

  • Скакун О.Р. под юридической деонтологией понимает отрасль юридической науки и учебную дисциплину, которая представляет собой обобщенную систему знаний о юридической практической деятельности и кодексе профессионального поведения юриста, то есть об оптимальном своде правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист в отношениях, возникающих при выполнении служебных (должностных) полномочий 6.

Представляется, что третий подход в определении понятия юридической деонтологии является наиболее точным и полным.

Конечно, следует отметить и определение юридической деонтологии, которое предлагал на своих лекциях студентам доцент ОНУ им. И.И. Мечникова - Абрамов Н.А. Он полагал, что юридическая деонтология это наука о правильном, высоконравственном поведении юриста в своей служебной деятельности, о его ровных отношениях с коллегами, о его уважительном, спокойном отношении к своим клиентам.

^ Сущность юридической деонтологии в том, что она соединяет в одну систему взаимосвязанные аспекты (психологические, политические, правовые, экономические, экологические, эстетические, этические и другие) формирования профессиональных и личных качеств юриста. Без наличия этих качеств юрист не состоится как профессионал, способный осознанно и квалифицированно исполнить свой долг.

Деонтология юриста – целостность, в которой нельзя механически определить психологическое, политическое, этическое и эстетическое от юридического, возможно лишь выделить психологическую, политическую, этическую, эстетическую, экономическую, экологическую, информационную подсистемы культуры личности юриста, которые находятся в развитии, связи и гармонии. Профессиональный долг юриста, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей – основные морально-правовые ценности профессии, ее каноны. Они и находятся в центре изучения деонтологии.

Ориентация Украины на формирование демократического правового государства совершенно обосновано вызвала повышение авторитета профессии юриста, возрастание культурно-правового уровня всех слоев населения и повышения требований к качеству выполнения профессиональных обязанностей юристов, а также к качеству предоставления правовых услуг.

^ Принципы юридической деонтологии являются исходными непререкаемыми требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности юриста, которые выполняют функцию социальных ориентиров его поведения в разнообразных ситуациях.

^ Принцип гуманности предполагает уважительное отношение к конкретному человеку с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место клиента (лица, в отношении которого выполняется профессиональные обязанности) и посмотреть на ситуацию с его позиции, сопереживать ему, проявить милосердие, принять на себя часть его беды и боли, оказать ему сочувствие. Гуманистическая направленность деятельности юриста, как и врача, требует проявление доброты, чуткости и отзывчивости. Данный принцип предостерегает против поспешных и необдуманных решений.

^ Принцип справедливости предусматривает соответствие между практической деятельностью юриста и его социальным (служебным) положением, между заслугами и общественным признанием, между трудом и вознаграждением, целями и средствами их достижения, правилами и обязанностями, преступлением и наказанием, и прочее. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Термин «юстиция», в переводе с латинского озна- чает справедливость, законность и происходит от «jus» - право. Уже в самом термине заложено требование к юристу - быть справедливым.

^ Принцип законности состоит в том, что при формировании собственных правил поведения юрист должен руководствоваться предписаниями действующего законодательства (которое должно соответствовать праву), знать закон и действовать строго в соответствии с ним. Формально перед законом все равны, в том числе и те, кто его применяет. Сочетание принципов законности и справедливости исключает корыстолюбие, взяточничество и кумовство.

^ Принцип истинности предполагает установление в каждом юридическом деле полнейшей достоверности. В поисках истины юрист должен быть честным, продуманно и взвешенно осуществлять служебно-профессиональные действия, подбирать юридические факты. Нарушение истинности на любом этапе рассмотрения юридического дела влечет за собой его конечную безрезультативность. Истинность должна проявляться и в выводах в юридическом деле.

^ Принцип плюрализма выражается в терпимости к идеологическим позициям клиента (лица, в отношении которого выполняется профессиональные обязанности), его идейно-политической (либо религиозной) убежденности или партийной принадлежности, к его социальному положению. Этот конкретный принцип юридической деонтологии основывается на общем принципе юриспруденции – приоритетности общечеловеческих духовных ценностей перед иными соображениями социального, идейно-политического и религиозного характера. Юрист должен руководствоваться предписаниями ст.15 Конституции Украины: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная».

^ Принцип профессионально-правовой активности означает целенаправленную деятельность юриста-профессионала по реализации своей компетенции в рамках правовых норм. Работая в коллективе и не игнорируя его интересов, юрист должен уметь проявить инициативу («кто, если не я»), самостоятельность, взять ответственность на себя, способность быстро безошибочно и своевременно принять обоснованное, конкретное и правильное решение. Реализация этого принципа возможна лишь при наличии глубоких знаний и определенного мастерства, приобретенного в результате опыта 7.
§ 2. Функции юридической деонтологии. Понятие права и сопутствующих ему категорий.
Функции юридической деонтологии – основные направления ее теоретического и практического назначения, ориентированные на качественное выполнение юристом своего профессионального долга.

Основные функции юридической деонтологии:

  1. познавательная или информационная – выражается в приобретении деонтологических знаний, познании сущности юридической деятельности, постижении характера профессионального поведения юриста, норм-требований и иных нормативов культуры, которыми он должен руководствоваться, своевременном ознакомлении с правовыми актами относящимися к его деятельности. Важно успевать следить за оперативной информацией (и изучать ее), которая относится к области юридической деонтологии;

  2. эвристическая – состоит в углубленном познании юридической практики и раскрытии новых закономерностей профессионального поведения юриста, «наращивание» новых знаний, постоянного совершенствования модели (стандарта) юридической профессии и нормативов культуры юриста;

  3. прогностическая – выражается в разработке перспектив развития практической юридической деятельности, нравственно-правового обогащения долга юриста-практика на основе адекватного отображения объективных закономерностей функционирования государства и права, социальной культуры общества;

  4. аксиологическая (аксиология – учение о ценностях) – выражается в оценке человеческих отношений и явлений социальной действительности, в представлении о том, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Предметом оценки являются поведение юриста-профессионала, его поступки, намерения, мотивы и личностные качества;

  5. идеологическая - состоит в выработке фундаментальных идей (концепций) о путях совершенствования юридической практики и профессионализма юриста, отработке норм-рекомендаций и норм-требований, норм-запрещений и норм-дозволений для юристов разной специализации, а также к правовой политике государства, которую они призваны проводить в жизнь;

  6. воспитательная – выражается в воспитании и самовоспитании юриста в соответствии с нормативами его профессиональной культуры и стандартами юридической профессии;

  7. прикладная - состоит в анализе действий юриста в соответствии с профессиональным долгом в ходе юридической деятельности, включая степень влияния различных видов стимулирования на его профессиональную практическую активность, в разработке практических рекомендаций для решения проблем юридической деятельности и др.8


^ Понятие права и сопутствующих ему категорий.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяли право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями его жизни.

Сейчас многими это определение оспаривается, хотя в основе оно, очевидно, является правильным. Но, независимо от обоснованности ее, верно то, что право – это правила поведения в обществе, установленные государственной властью.

В этом отличие правовых норм от других, действующих в обществе общественных, нравственных, обычаев и т.д.

Отличительной особенностью правовых норм является так же то, что они являются общеобязательными, а не исполнение их влечет наступление неблагоприятных правовых последствий.
^ Определение права.
Следовательно, право – это система общественных правил поведения, установленных государством, его органами, являющихся обязательными, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением.

От этого понятия права следует отличать права субъектов общественных отношений, закрепляемых в праве (объективное) и осуществляемых на практике (субъективное).
^ Источники правовых норм.
Правовые нормы поведения закрепляются в разных нормативных актах: Конституции Украины, Законах и постановлениях принятых Верховной Радой Украины, в Указах Президента Украины, в постановлениях Кабинета Министров Украины, инструкциях и правилах министерств и ведомств, в решениях местных органов самоуправления.

От правовых актов, как источников права, следует отличать правовые акты тех же органов, которые не носят общего характера, а касаются конкретных, индивидуальных фактов в отношении определенных ему (например: Указы Президента о назначении, увольнении должностных лиц, о награждении и т.д.).
^ Содержание законодательства.
Законодательство – это совокупность всех правовых источников, а не только законов. Поэтому подзаконные акты должны соответствовать Конституции и законам. В противном случае они должны признаваться судами недействительными.
^ Законность и правопорядок.
Законность – это строгое выполнение права государственными органами, должностными лицами, юридическими и гражданами. (письмо В.И. Ленина В.Б. Бонч-Бруевичу о незаконном повышении ему зарплаты с 500 до 800 руб. без правовых к тому оснований).

Правопорядок – это сочетание законодательства и законности, т.е. неукоснительное исполнение правовых норм в обществе всеми его членами.


^ Правосудие, юстиция, юрисдикция и юриспруденция.
- «Юридический» синоним слова «правовой». Происходят от латинского слова jus, jure, т.е. право, правовой, или jurisdicus – правовой, судебный.
- «Юстиция» от латинского слова justitia, (т.е. справедливость, законность, правосудие), обозначает всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.
Юриспруденция» - правоведение, совокупность наук о праве, совокупность знаний о нормах права и их практическом применении.
Юрисдикция» - компетенция, право производить суд, подсудность данного судебного учреждения. ^ Органы юрисдикции – это суды, арбитражи, комиссии по трудовым спорам, некоторые административные органы (например таможни).
Правосудие» - разновидность юрисдикционной деятельности, осуществляемая судом от имени государства, то есть допускаемая государством законная возможность – «судить о праве», признавать граждан виновными или невиновными, правыми в споре или нет.

§ 3. Роль права в условиях перехода к рыночной экономике. Место и социальное назначение юриста в гражданском обществе и правовом государстве.
Поступив на юридический факультет университета, студент должен четко представлять, какая работа и какая деятельность ждет его впереди. Работа юриста является очень важной как для общества в целом, так и для отдельных граждан. Она родственна деятельности медицинского работника. Только если последний лечит человеческий организм, то задачей юристов является: лечение общественного организма от таких социальных недугов как правонарушения и преступления; защита прав и интересов граждан от неправомерных посягательств на них от кого бы то они ни исходили (государства, государственных органов, должностных лиц, граждан или других правонарушителей).

То есть, деятельность юриста – чрезвычайно гуманна и благородна. Она доставляет большое духовное удовлетворение, если конечно выполняется должным образом, на высоком профессиональном уровне, с любовью к делу, которому ты служишь, и с ответственностью за судьбы лиц, интересы которых призван защищать.

Испокон веков деятельность юристов считалась одной из наиболее престижных, уважаемых и высокооплачиваемых, например, в США в настоящее время труд высококвалифицированного адвоката оценивается в размере 500 долларов за один час работы).

В условиях Советского Союза работа юристов недооценивалась не только в смысле зарплаты, но и в решении сугубо правовых вопросов. Мнения юристов зачастую подменялось указаниями сверху («есть мнение») и так называемым «телефонным правом».

В условиях перехода к рыночной экономике, к гражданскому демократическому обществу – положение юристов в нашем государстве кардинально меняется. Конституция Украины 1996 года объявила наивысшей социальной ценностью человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность (ст. 3).

Если раньше главенствующей задачей правовых органов являлось защита государства, государственной и общественной собственности, то теперь на первое место выдвигается защита человека, гражданина. Все это закреплено в разделе II Конституции Украины (ст. 21-68) и в других статьях.

Коренным образом меняется и положение судов в системе государственных органов. Впервые не просто провозглашается независимость судов, но и гарантируется целым рядом конкретных мер оговоренных в Конституции Украины:

а) осуществление правосудия только судами (ст. 124);

б) назначение и избрание судей Верховной Радой Украины или Президентом Украины, как правило, бессрочно (ст. 128);

в) недопустимость задержания или ареста судей без согласия Верховной Рады Украины (ст. 126);

г) финансирование судебной системы определяется в бюджете отдельными статьями и т.д.

Суды не только не находятся в подчинении у законодательной и исполнительной власти, но при определенных условиях могут признавать принятые ими решения, постановления или законы - недействительными.

Процесс становления новой государственности Украины, фундаментальное обновление законодательства, судебная реформа и необходимость усиления защиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей рыночной экономики и защита отечественного предпринимательства, борьба с коррупцией и организованной преступностью (как и с преступностью вообще) радикально изменили социальную значимость юриста-специалиста в области права.

Юридическая профессия в Украине стала одной из наиболее престижных, значимых и востребованных, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире. Например, сегодня около 2/3 сенаторов США являются юристами, а в Палате представителей их около половины. Удельный вес юристов среди специалистов в США, ФРГ, Великобритании и Франции выше, чем в Украине. В нашем же государстве пока остается весьма малой доля юристов в органах законодательной, исполнительной власти и в органах самоуправления. До недавнего времени в условиях жесткого централизованного регулирования не было должной потребности в юристах (за исключением правоохранительной сферы). Ныне же не одно крупное хозяйственное мероприятие, поступок частного лица, государственного органа или его должностного лица (которые находятся вне рамок бытовых отношений) не может обойтись без правовой экспертизы или консультации со стороны юриста. Поэтому остро встал вопрос о качестве юридического образования, специализации юристов, профессиональном подборе абитуриентов в юридические ВУЗы.

В национальной программе правового образования граждан Украины (2001 года) намечены пути повышения уровня правовой культуры населения и качества подготовки специалистов, сделана установка на непрерывность правового образования, необходимость сочетать в познании права универсализм и национальную специфику.

Профессиональная юридическая деятельность призвана обеспечить сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспечение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сферу борьбы с преступностью, территориальное обслуживание населения и др.

Промышленность, банки, управление, торговля, политические партии и другие общественные объединения реально ощущают потребность в юристах. Граждане нуждаются в оказании помощи юристов при регистрации и перерегистрации сделок с недвижимостью, в получении различного рода разрешений при защите своих законных прав и интересов от своеволия некомпетентных и коррумпированных должностных лиц и т.п.
^ Труд юриста используется в таких сферах:
-собственно в юридических ведомствах – судебной системе, прокуратуре, СБУ, МВД, Министерстве юстиции, Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и в других;

-в органах центральной представительной (законодательной) власти и органах местного самоуправления;

-в центральных и местных органах исполнительной власти (местных государственных администрациях);

-в различных государственных службах (органах Государственной контрольно-ревизионной службы, органах социального обеспечения и других);

-в коммерческих организациях (фирмах, корпорациях, банках и др.);

-в союзах (коллегиях) адвокатов и специализированных юридических фирмах;

-в учреждениях информационного и кадрово-ресурсного обеспечения, (научных и образовательных учреждениях, юридической прессе, информационных фондах) и других.
Все правовые формы деятельности государства должны обеспечивать исключительно юристы.
^ Для государства и общества правовая работа юриста имеет следующие позитивные результаты:


  • экономия труда;

  • повышение качества и эффективности процедур в процессе реализации (осуществление) права;

  • расширение доступа к услугам правового характера и создание конкуренции в оказании услуг 9.


Тема 2. Общие положения юридической профессии.
§ 1. Основные черты юридической профессии.

    1. Политический характер работы

Как отмечается в специальной литературе, профессия юриста обязывает его вникать во все сферы общественной жизни, где он чувствует, что именно из-за отсутствия опыта самостоятельной политической жизни нашего общества появляется незрелость украинского национального сознания, которое свойственно и правоведам10. Многолетняя атмосфера закрытости общества дала о себе знать и на его политической культуре, а потому, имеет место определенная политическая неуверенность, растерянность юристов, дефицит их политических убеждений. Это нередко препятствует юристам в формировании выверенной, взвешенной политической стратегии в сфере правоохранительной деятельности.

Политика — это 1)деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и др. классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями; 2)вопросы и события общественной и государственной жизни.11

Профессиональное поведение юриста связано, прежде всего, с ролью юриста, его должностным, статусным положением.

Именно высокая степень влияния юриста как лица, осуществляющего профессиональную юридическую деятельность, объясняет тот факт, что профессиональное поведение юриста регулируется нормативно-правовыми актами. Нарушения юридически определенных либо этических правил профессионального поведения соответственно влекут санкции в отношении юристов, допустивших эти нарушения.

Профессиональное поведение юристов может выражаться в виде действий:

1.совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение);

2.связанных с его должностным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внеслужебное поведение).

Примерами различных позитивных и негативных видов и проявлений профессионального поведения юриста могут быть в частности: ведение политической агитации, лоббирование законопроектов, совершение в своих целях юридически значимых действий, выступления в средствах массовой информации и перед гражданами, соблюдение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка недвижимости) и пр. Все эти виды поведения могут проявляться в служебной сфере, а также в сфере политики, экономической деятельности и в быту.

Смысл нормативно-правовых предписаний, касающихся профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы:

обеспечить приоритет интересов общества и отдельных граждан перед частными интересами профессионала-юриста;

минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями, которые предоставляет юридическая профессия и должностное положение юриста-профессионала;

защитить самих юристов от преувеличенных требований;

обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку все юристы (как опытные, так и начинающие) вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.

Проблема профессионального поведения юриста особенно остро возникает при совмещении разнородных видов деятельности, прежде всего, юридической, политической, предпринимательской, а также во всех случаях, когда юристы (осознанно или неосознанно) стремятся использовать свое положение в личных целях.

Итак, что касается профессиональной деятельности юристов в сфере политики, то такое поведение может рассматриваться к двум сферам — служебной и внеслужебной. В данном случае нас интересует служебная сфера деятельности профессионала-правоведа.

К сфере служебной деятельности, как отмечает А.Э. Жалинский, относятся, например, требования (или вернее — ограничения) по отношению ко всем юристам, находящимся на государственной службе12. Это ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, согласно которым не могут быть избранными и назначенными на должность лица, которые признаны недееспособными, имеют судимость, являются родственниками или свойственниками должностных лиц, которым будут подчинены в случае поступления на государственную службу. Это также ограничения на участие в забастовках, на использование своего служебного положения или содействие лицам в осуществлении кредитно-банковской, внешнеэкономической и иной деятельности с целью получения прибыли и пр. Лица, состоящие на государственной службе, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу на условиях совместительства, входить в состав правления предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и пр.

Юристам — лицам свободных юридических профессий, например, юрисконсульта на предприятии, юриста в коммерческом банке, законодательство Украины не запрещает участие в работе политических партий и движений, а равно и участие в органах местного самоуправления. Как бы то ни было, законодательство Украины исходит из того, что политические взгляды юриста-профессионала не должны никоим образом влиять на его профессиональные позиции. Например, адвокат не вправе без дополнительных оснований отказаться от защиты прав и интересов лица по политическим соображениям. Юрисконсульт на предприятии не вправе выдвигать по этим же соображениям возражения против заключения хозяйственного договора. Такие утверждения опираются на правовые предписания, обеспечивающие добросовестную экономическую конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, а также известные формы нейтралитета и беспристрастности юриста.

Как отмечено в специальной литературе, отказ юриста от выполнения своих обязанностей был бы для него неверным шагом13. Вместе с тем в данной сфере существуют и более тонкие, но значимые проблемы. Например, происходящие в стране социально-экономические преобразования вызывают самые различные точки зрения и мнения. Отказ от административно-правового воздействия на экономику и внедрение процессов дерегулирования экономических процессов воспринимаются юристами-профессионалами неодинаково и порой противоположно. Профессиональный юрист может отрицательно относиться к провозглашенной законодательно свободе экономической деятельности, приватизации, защите экономической конкуренции и прочее, однако он ни в коем случае не должен принимать правовые решения для разрешения конкретной проблемной ситуации, руководствуясь политическими пристрастиями, нередко имеющими экономическую подоплеку.

Позиция юриста-практика и теоретика, заключающаяся в политическом нейтралитете, во многом зависит от уровня его политической культуры.

Как отмечает С.С. Сливка, политическая культура юриста — это уровень реальной оценки им политической ситуации, имеющей непосредственное отношение к правовым явлениям, выработка собственных политико-национальных убеждений с целью политического прогнозирования эффективности национального права14.

С этой точки зрения всех юристов-профессионалов можно подразделить на такие группы:

1. юристы, профессионально занимающиеся научной и преподавательской деятельностью;

2. служащие аппарата государственного управления и органов местного самоуправления;

3. сотрудники и должностные лица системы правоохранительных органов государства;

4. юристы свободных юридических профессий.

Для каждой из названных групп требования об уровне политической культура имеют как общие черты (это принципы политической деятельности юриста, в общем), так и существенные различия.

Так, например, юрист, занимающийся преподавательской и научной деятельностью, должен принимать во внимание, что научный труд, касающийся правоприменительной практики или публикация, посвященная решению общетеоретической задачи, должны быть основаны на методологически верных принципах, отражать не политическую позицию автора, а быть объективными. Именно это является предпосылкой ценного научного разрешения вопросов, требующих теоретического осмысления.

Что касается должностных лиц аппарата государственного управления, то это, безусловно, проводники государственной политики во всех сферах жизнедеятельности современного общества и государства. К таким профессионалам предъявляется требование умения осознавать политические ценности и быть в них убежденным. Ценность политической культуры такого юриста способствует превознесению и культуры выполнения своих служебных обязанностей, и обдуманному, осознанному отношению к их исполнению. Так, например, с принятием Конституции Украины, человек, а равно его права, свободы и законные интересы были провозглашены наивысшей социальной ценностью в нашей стране. Именно поэтому Украина — социальное государство. Исходя из этого, строится и вся политика государства, именно с ориентиром на приоритет прав человека организуется вся деятельность органов государственной власти и управления. Исходя из этого, от должностных лиц названных органов требуется организовывать свою деятельность по решению конкретных управленческих ситуаций таким образом, чтобы создать вокруг всех лиц, находящихся в Украине и каждого гражданина Украины, и каждого человека в пределах территориальных границ Украины такие условия, при которых он, человек, сможет реализовывать предоставленные ему законодательством права, свободы и законные интересы наиболее полно и эффективно для себя.

Содержание политической оценки результатов правоохранительной деятельности заключается в том, что принятые юристом, занимающимся правоохранительной деятельностью, решения могут получить негативный общественный резонанс, поскольку многие правонарушения имеют все-таки политическую окраску15. В таком случае могут возникать негативные оценки деятельности государственных правоохранительных органов, состояния политической культуры государства в целом. В свою очередь, недостатки правоохранительной деятельности непосредственно влияют на ряд политических явлений, становятся определенной лазейкой для разворовывания национальных богатств. Поэтому борьба с преступностью, особенно с организованной преступностью и с преступностью в экономической сфере, имеет политический оттенок. Это же касается и административно-правовых и гражданско-правовых нарушений.


    1. Формализованный порядок деятельности

Формализованность, формализм, формальный характер означает подчиненность определенной форме. В данном случае речь идет, безусловно, о профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юриста охватывает собой как работу по профессии и выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности либо с исполнением конкретного поручения. Специфичным для профессиональной юридической деятельности является реализация юристом имеющихся у него правовых знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика и определяет содержание работы юриста, всю его профессиональную карьеру.

Формализованный порядок деятельности юриста наиболее ярко проявляется при проведении тех действий и процедур, которые выполняются, как правило, именно юристами, и в которых закрепляются результаты их работы. Основными можно считать такие: официальные беседы, допросы, переговоры, вынесение различных решений и принятие постановлений, процессуально регламентированную фиксацию информации, удостоверение документов и пр.

Так, например, Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее — УПК) содержит перечень лиц, участвующих в деле, их правовой статус, права и обязанности каждого из них, порядок ведения судебного следствия, с обязательным указанием очередности действий. Причем несоблюдение этой очередности, т.е. установленного нормами УПК формализованного порядка, является основанием для обжалования действий суда, как таковых, которые выполнены с нарушением уголовно-процессуального законодательства. В УПК содержится перечень четких требований к фактам, которые могут рассматриваться в качестве доказательств по уголовному делу и к правовому порядку их фиксации. Несоблюдение требуемой формы фиксации делает факты, которые могли бы быть доказательствами, ничтожными.

Еще один яркий пример формализованного порядка деятельности юриста описан А.Э Жалинским16. Это формализм профессиональной деятельности, например, судей. Такой порядок принципиально усложняет их работу, но одновременно и способствует защите прав граждан, интересов общества и государства. Понятие формализма в данном случае означает сущностное подчинение форме и носи позитивный оттенок. Формализм требует, чтобы каждый судья решал свои профессиональные задачи с соблюдением весьма жестких правил. Они (судьи) обязаны считаться с мнением иных участников процесса, соблюдать строго определенную последовательность следственных действий, использовать информацию, которая может быть оценена определенным образом. Уголовный, гражданский и хозяйственный процесс, как было указано выше, предусматривают весьма четко регламентированные процедуры, которые сложно освоить, и, тем более, безошибочно исполнять. Судья постоянно скован этими процедурами и не может в произвольном порядке осуществлять те или иные действия.

Следственная деятельность тоже должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством и проходить в рамках предусмотренных им процедур. Чем жестче следователь исполняет предписанные законодательством процедуры, тем в большей степени реализуется право гражданина на защиту.

Прокурорская деятельность также осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, который определяет содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме, предусмотренной законом, и при наличии соответствующих оснований.

Формализм деятельности представителя любой юридической профессии заключается также в требованиях законодательства к обязательному документальному закреплению стадий своей деятельности. Например, протокол обыска, протокол об административном правонарушении, протокол судебного заседания, решение или постановление суда, исковое заявление и пр.


    1. Многогранность и гуманизм, самостоятельность

Юрист-профессионал, какую бы сферу юридической профессии он не

представлял, должен быть всесторонне развитым и обладать таким свойством и умением как способность объективно оценить реальную жизненную ситуацию, в какой бы сфере жизнедеятельности человека она не возникла. Так, например, адвокат в процессе участия в предварительном расследовании может столкнуться и с экономической сферой, и с бытовой сферой, и затронуть политику государства, и религию, и идеологию и пр. И в каждой из этих сфер юрист должен суметь сориентироваться и разрешить проблемную ситуацию. Это требует у него наличия не только правовых знаний, но и всесторонней социальной развитости. Любой юрист-профессионал значительно качественнее разберется в деле, которое он ведет, при условии умения логически мыслить, подвергать объективную реальность и поведение людей в ней с психологической точки зрения, при условии умения сориентироваться не только в сугубо правовых вопросах, но и во всех смежных сферах—политике, экономике, культуре, социальной и религиозной сферах и т.п. Наличие у юриста-профессионала такого широкого спектра знаний и навыков характеризуется как его многогранность и всестороннее развитие.

Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития17. Гуманизм — это требование современной эпохи, ее ведущий принцип, пронизывающий все отрасли права и определяющий все его нормы.

Применительно к деятельности юриста гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между профессионалами-правоведами и гражданами. Гуманистичность их деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий от противоправных посягательств и иных антиобщественных действий.

Кроме этого, любой юрист-профессионал, контактируя с другими людьми, должен, прежде всего, оценивать их человеческие качества, видеть в своем контрагенте человека со свойственными ему особенностями психологии и психики. Так, например, следователь, проводящий дознание и досудебное следствие, в соответствии требованиями принципа гуманизма обязан отнестись к подозреваемому не как к преступнику, а изначально как к человеку с его непреложными правами на жизнь, честь, здоровье, неприкосновенность и достоинство. Такой подход в дальнейшем будет способствовать выявлению мотивов, причин и условий совершения данным человеком противоправных действий и соблюдению его прав на защиту. Это же требование относится и к любому другому юристу, занимающемуся профессиональной правовой деятельностью.

Самостоятельность означает, что юрист, занимающийся профессионально правовой деятельностью, при разработке и принятии решений для устранения возникающей правовой проблемы, независим и полагается лишь на собственные знания, умения и опыт. Однако относительно самостоятельности есть некоторые оговорки. Следователь, проводящий дознание и досудебное следствие является самостоятельной процессуальной фигурой. Возможности влияния на него по конкретному уголовному делу ограничены и достаточно детально регламентируются УПК Украины. В то же время, следователь — это работник, подчиняющийся вышестоящим должностным лицам в сфере организации труда, дисциплины, распорядка рабочего времени, выполнения различных не процессуальных заданий (дежурства, организационная работа и т.п.). Относительно деятельности судьи принцип самостоятельности реализуется через смежную категорию — «независимость». Она означает высокую личную ответственность за осуществляемую ими деятельность и высокую нервную напряженность труда.18

Судья в принципе обязан лично, совещаясь со своими коллегами в составе суда, принимать решение по конкретному делу. Именно он и только он должен решать, что такое право в каждом конкретном случае, как оно должно быть применено, и выглядеть в том или ином решении. Это весьма сложная задача. Во всем мире с деятельностью судьи связывают представления о высшей квалификации юриста, а с независимостью судьи — не право действовать произвольно, а обязанность поступать ответственно. Ни государство, ни закон не в состоянии в полной степени обеспечить независимость судьи. Они могут лишь создать гарантии и условия защиты независимости. Конечный результат во многом и в большинстве зависит от внутренней правовой и моральной культуры самого судьи, от его осознания таких категорий нравственности, как долг, честь и совесть.

В отличие от судей и следователей ОВД отдельные прокуроры обладают значительно меньшей должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны быть им утверждены либо санкционированы. В сущности, с позиции права прокуроры функциональных и линейных служб фактически не принимают окончательных решений. В то же время они оказывают прямое и непосредственное влияние на содержание таких решений, поскольку контроль вышестоящего прокурора преимущественно строится на доверии. А при принятии решений невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение прокурора играет самую серьезную роль. Как профессионалов это обязывает прокурорских работников, как и всех других юристов-профессионалов, к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приемами правореализационной техники.


    1. Творчество и романтика

Как отмечает А.Э.Жалинский, творческие и поисковые начала

профессиональной деятельности присущи преимущественному большинству видов труда юристов19. Однако именно в связи со следовательской профессиональной деятельностью можно наиболее детально говорить о творчестве и романтизме, о ее поисковом характере. Именно следователи в основном направляют свою деятельность на установление скрытой истины. Здесь правовая оценка фактов играет самую существенную роль, но основной задачей следователя все же является установление и закрепление фактов, которые ранее были не известны государственным правоохранительным органам. Здесь мастерство, талант, настойчивость, творческий подход выходят на первый план. Для заурядного следователя работа часто ограничивается формальным закреплением на бумаге уже обнаруженных доказательств.

Целью профессиональной деятельности следователя является установление объективной истины. Например, в действительности ли было совершено преступление, кем это преступление было совершено, каким образом оно было совершено, каковы были мотивы и цель совершения преступления. Уголовно-процессуальное законодательство четко регламентирует порядок деятельности следователя в процессе дознания и досудебного следствия. От этого правового порядка следователь не имеет права отступать, так как любое, даже самое незначительное нарушение установленной процедуры создаст угрозу нарушения права подозреваемого на защиту. Однако в рамках, оговоренных процессуальным законодательством, следователь волен в выборе варианта построения хода расследования. Именно следователь, творчески подходя к решению процессуальной задачи, избирает каким образом ему построить расследование. Здесь проявляется творческое начало его деятельности.

Деятельность юристов-практиков, особенно задействованных в

государственных силовых структурах (СБУ, ОВД, прокуратура), всегда овеяна неким ореолом романтики. И пусть порой речь идет о том, что в таком следственном действии, как эксгумация трупа или простой выезд на место совершения убийства, весьма мало романтического, все же следует учесть, что следователи, как и оперативные работники, как и адвокаты, судьи и прокуроры ведут борьбу с преступностью и представляют своего рода клан (сообщество) юристов, путь в который лежит через трудности обучения юридической профессии, через сдачу сложных квалификационных экзаменов, через тернистый путь наработки практических навыков и способностей и прочее. Здесь важно учитывать, что сообщество юристов объективно занимает в обществе не более высокое, но и не более низкое положение, чем любая другая профессиональная группа, сложившаяся в процессе разделения труда, разумеется, в том случае, если общество и составляющие его социальные слои готовы признавать и оплачивать труд этих профессиональных групп. Юристы представляют собой в идеале передовую, даже элитарную профессиональную группу, хотя и не обладают правовыми преимуществами по отношению к другим группам людей. Они выполняют свои функции для общества и от его имени.
§ 2. Функции юридической работы
Как известно, любой практикующий юрист вынужден в процессе исполнения своих обязанностей выполнять множество самых разнообразных действий, без которых невозможно решить никакой профессиональной задачи. Каждый юрист, к какой бы юридической профессии конкретно он не принадлежал, должен знакомиться с новой литературой, изучать нормативно-правовые акты, составлять процессуальные документы, проекты решений, справки, отчеты и пр. Юрист в процессе осуществления своей профессиональной деятельности проводит беседы с людьми, убеждает их в правильности избранного правового подхода или позиции, в истинности или ложности фактов и документов и пр. Эти все действия, как правило, стандартизированы за небольшим исключением, и лишь иногда юрист-практик совершает определенные действия в рамках профессиональной деятельности, которые являются нетипичными при полном отсутствии алгоритма.

Итак, как известно, в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей юрист-профессионал дает советы по юридическим вопросам, ведет юридические дела и охраняет интересы общества и государства.

Дача советов заключается в применении юристом своих общетеоретических знаний и практики правоприменения относительно конкретной жизненной ситуации. Так, например, юрисконсульт предприятия (любого юридического лица) дает советы относительно всех правовых вопросов, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица, в процессе заключения и исполнения гражданско-правовых и хозяйственных договоров, в процессе организации охраны прав членов трудового коллектива юридического лица и пр. Что касается обязанности давать всеобъемлющие, полные, основанные на текущем законодательстве и достоверные консультации по правовым вопросам, касающимся деятельности юридического лица, то у юриста, осуществляющего юридическое обеспечение деятельности этого предприятия, учреждения или организации, не должно возникать вопроса об обязательности выполнения этой функции. Юрист здесь однозначно должен дать совет, консультацию по правовым вопросам. Если к юристу обратился член трудового коллектива предприятия за разъяснением своих трудовых или связанных с ними прав, то без колебаний и сомнений юрист обязан дать консультацию по правовым аспектам возникшей проблемы. Проблема выбора варианта поведения возникает тогда, когда к юристу, осуществляющему правовое обеспечение деятельности юридического лица, обращаются за консультацией по правовым вопросам, решение которых не связано с его должностными обязанностями. Так, например, руководитель предприятия может обратиться к юрисконсульту, работающему на данном предприятии с распоряжением дать ему консультацию по вопросам расторжения брака или раздела имущества супругов, по жилищным или прочим бытовым вопросам. Что качается юриста, то он, руководствуясь своим положением, как субъекта, наделенного специфическими знаниями в сфере правоведения и взявшим на себя обязательство защищать интересы граждан, общества и государства, может и не отказать в даче такого рода советов и в разъяснении такого рода вопросов. Однако, следует учитывать, что и в первом случае, и во втором случае не ознакомившись с положениями законодательства и не подтвердив для себя правильность своей правовой позиции юрист не имеет никакого ни профессионального, ни морального права давать советы и заключения по правовым вопросам. Ответственность за неправильно данный совет слишком велика — от того, насколько объективно и в соответствии с действующим законодательством дан совет по юридическому вопросу, зависят порой судьбы людей.

Что касается ведения дел, то здесь важно учитывать, что мы понимаем под «ведением дела». В этом значении следует вести речь в совокупности и о ведении досудебного следствия по уголовным преступлениям, и о ведении судебного следствия, и о ведении дел фирмы-юридического лица, и о ведении дела, скажем по представлению интересов налогоплательщика в органах Государственной налоговой службы Украины и т.п.

Для того, чтобы данный совет соответствовал истине, а дело, будь то уголовное, гражданское, хозяйственное дело в суде или дело в смысле деятельность фирмы, существует так называемая техника юридического труда20.

§ 3. Необходимые качества юриста

3.1 Высокая деловая квалификация

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ юридической деятельности.

Свойство, признак и характеристика профессионализма как совокупности качеств личности приобретает все большее значение в структуре анализа и оценки самых разнообразных социальных процессов. Любой вид человеческой деятельности, и тем более такой ответственный как юридическая деятельность, должен осуществляться именно профессионально, а не дилетантски, не случайными, мало что знающими и еще меньше умеющими людьми.

Профессионализм становится ключевым состоянием, свойством, достижение которого рассматривается как основной путь совершенствования той или иной деятельности. Особо остро этот вопрос встает в условиях социально-экономической трансформации Украинского общества и государства Украина. Новые задачи возникают в этот период неизбежно и массово. Столь же неизбежно их надо решать тем специалистам, которые получили подготовку и накопили опыт практической работы в принципиально иных условиях. Это порождает сложные проблемы определения профессионализма как свойства деятельности.

Так, например, служащие аппарата государственного управления, которые получили образование и опыт практической работы в условиях доминирования командно-административной системы государственного управления, должны непременно уметь адаптироваться к современным условиям, когда государство поставлено на службу человеку, а не наоборот, и когда основное предназначение каждого органа государственной власти и каждого должностного лица и сотрудника такого органа заключается в том, чтобы создать для человека, как наивысшей социальной ценности, такие объективные условия, при которых он сможет реализовывать свои права, свободы и законные интересы наиболее полно и эффективно.

Разумеется, юристы с большим стажем часто обладают хорошо развитой способностью к адаптации, владеют средствами юридической работы, позволяющими обновлять присущий им профессионализм.

При этом следует различать характеристику лица как профессионала и деятельности как профессиональной (например, юрист-профессионал может осуществлять свои функции консультанта на общественных началах, а не на профессиональной основе).

Признак профессионализма юридической деятельности, как и любой другой деятельности человека, отражает осуществление деятельности по принятым методикам, соблюдение требований к ее процессу и результатам, возмездность деятельности, влияние субъекта на осуществляемую им работу.

Свойство профессионализма должно отразить специфику работы юриста, отграничив ее от правового поведения в целом, которое осуществляется в тех или иных ситуациях всеми субъектами права, определить объем и содержание требований собственно к оплачиваемой обществом деятельности и ее субъектам, обеспечить непрерывность деятельности в соответствии с поставленными задачами или запросом. Практический смысл этого заключается в том, что если обществу нужна деятельность, которая должна отвечать определенным требованиям, если отдельный работодатель (как государственный орган, так и предприниматель и любая другая группа лиц) нуждается в ее систематическом осуществлении, то эту деятельность следует признавать профессиональной. Это значит, что такая деятельность должна оцениваться надлежащим образом как социально-полезная и иметь материальный эквивалент, с тем, чтобы подготовленный специалист-профессионал мог надежно и квалифицированно выполнять поставленные задачи и взятые на себя обязательства.

Профессионализм имеет общесоциальную составляющую (требования и ожидания общества и отдельных социальных групп), а также индивидуальную (уровень соответствия требованиям и ожиданиям). Вторая составляющая характеризует в большей степени профессионализм субъекта, чем его деятельности.

Применительно к этому можно выделить такие критерии профессионализма юриста:

соответствие деятельности особому уровню (качеству) принимаемых на себя задач; особая квалификация лиц, принадлежащих к характеризуемой профессии; высокая деловая компетенция, основанная на научном образовании; внепартийная деловая профессиональная работа и обеспечивающее ее особенное ощущение долга; неэкономическая ориентация на ценности, присущие всему обществу (благополучие, здоровье, право и пр.)21

Как отмечает А.Э Жалинский, критериями профессионализма являются:

осуществление деятельности по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке,

соответствие процесса и результатов деятельности определенным требованиям, которые могут носить нормативно-правовой и профессионально-этический характер

подконтрольность деятельности государственным органам и (или) корпорации специалистов

возмездность деятельности.

Гарантии осуществления такой деятельности в установленных случаях, включая доступ к ней заинтересованных лиц22

Все юристы своим профессиональным поведением не могут нарушать нормы Конституции, совершать правонарушения, нарушать права и свободы граждан и пр. Однако формально трудно говорить о наличии правового регулирования поведения всех групп юристов как единого целого. Существуют некие общие предписания, определяющие поведение юристов, находящихся на государственной службе. Они, не распространяясь на юристов-лиц свободной профессии, все же в какой-то степени могут быть включены в дальнейшем и в законы, определяющие положение «свободных юристов».23
3.2 Безупречный моральный уровень

МОРАЛЬ (от лат. мores — характер, нрав, проявляющийся в общении) —это форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.

Моральный фактор в деятельности юристов весьма подробно описан в работе «Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов».24 Его охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил всего юридического сообщества в процессе выполнения им служебных задач. Причем здоровый моральный фактор во многом способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов и органов государственного управления, служит повышению их морального авторитета в обществе.

И наоборот, незрелый моральный фактор существенно препятствует решению профессиональных задач, затрудняет нравственное и профессиональное становление сотрудников, способствует моральной деформации определенной части коллективов правоохранительных органов, что тем более затрудняет формирование здорового, полноценного морального фактора.

Профессиональная юридическая деятельность, будучи элементом политической системы общества, несет на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы, и вместе с тем в силу своей специфики моральный фактор имеет здесь своеобразное проявление. Это обусловлено, прежде всего, той ролью и ответственностью, которую берет на себя каждый человек, становясь юристом по профессии. От морального «здоровья» каждого юриста, работающего по профессии, зависит не только состояние правопорядка в стране, но и экономическое благосостояние населения, деятельность демократических институтов, политический режим, морально-правовой климат в обществе и государстве и пр.

Человек, получая высшее юридическое образование и избирая ту или иную профессию (прокурор, адвокат, сотрудник системы органов МВД, СБУ, нотариата и пр.), принимает на себя обязательство представлять интересы граждан, общества и государства, защищать их от неправомерных посягательств, способствовать укреплению режима и принципа законности, требования дисциплины во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Отсюда следует, что зачастую от юриста профессионала зависит судьба человека. Например, от адвоката — судьба его подзащитного, от прокурора и следователя ОВД — судьба подозреваемого и обвиняемого, от судьи и вовсе — судьба каждого, с кем он сталкивается в уголовном, гражданском, хозяйственном судопроизводстве.

Из сказанного вытекает, что юрист в обществе представляет собой человека, наделенного определенными специфическими знаниями, что позволяет ему принимать на себя задачи, связанные с ответственностью за судьбу, честь и достоинство человека. Эти задачи решаются юристами при помощи права—наивысшей непреложной и непререкаемой общественной ценности. Юристы—это представители этой ценности. Таким образом, юрист, проповедуя такие правовые и моральные ценности, как справедливость, честь, достоинство, дисциплина, демократизм, законность и др., сами должны быть образцом субъекта, беспрекословно и в быту, и в процессе осуществления профессиональных задач, выполняющего моральные и правовые предписания.

Здесь на передний план выступают такие категории как долг, честь, совесть.

Долг — это общественная необходимость, выражающаяся в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Служебный (профессиональный) долг юриста-профессионала является составной частью его общественного долга и проявляется категорией нравственности в его объективном и субъективном выражении. Моральная обязанность (долг) юристов заключается в подчиненности их деятельности самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. И в этом случае можно с уверенностью говорить о совпадении в профессиональном долге каждого юриста в их единстве правовой и нравственной сторон, так как моральные требования относительно долга совпадают с государственной волей.

Честь — это положительная социально-нравственная характеристика человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Профессиональная честь юриста — это признание общественным мнением и осознание самим юристом высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего профессионального долга. Категория чести очень плотно примыкает к категории достоинства. Эти два понятия практически совпадают по своему объективному содержанию, но различны по форме выражения. Оценка чести — это оценка общественного мнения, а оценка достоинства — это прежде всего дело самой личности. При оценке достоинства акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Совесть — это осознание и ощущение моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности.

И только все в совокупности морально-этические требования отражают нравственные требования общества к профессиональной деятельности и личности юриста, и только их комплексный учет дает основание говорить о нравственной культуре юриста-профессионала.

3.5 Способность психологического анализа

Как отмечает С.С.Сливка, юристу крайне необходимо учитывать то, как действует психологическое влияние на человека в правовом поле, чтобы формировать его правомерное поведение25. В целом для юриста важно быть в состоянии постоянной психологической готовности — действовать в рамках Закона и этики. Незнание законов психологии приводит к тому, что результат может быть достигнут любым способом; при этом могут нивелироваться психологические основы творчества, презираться общечеловеческие ценности и объективные законы развития общества. Отсюда следует, что юрист должен обладать надлежащим уровнем психологической культуры, то есть уметь владеть такими психологическими категориями как мотивация, желания, побуждения, потребности, вдохновение, склонности и пр. Юрист должен уметь в случае необходимости снимать напряженность ситуации, преодолевать психологические барьеры, на основании собственных сформировавшихся положительных эмоций проявлять профессиональную заинтересованность, умело примерять властные полномочия. Все это содействует тому, чтобы творческий потенциал юриста увеличивается, повышается уровень энергичности, трудоспособности, саморегулирования и наблюдательности, активизируются познавательные процессы и острота восприятия в профессиональной деятельности.

Психологическая культура юриста имеет весьма важное значение. Прежде всего, она упорядочивает его мышление и деловую речь, дает возможность понять свое место в обществе и среди коллег, где возможны проявления поверхностного и формального отношения к делу. Психологическая культура активизирует сознание, раскрывает чувства, обеспечивает юристу разумное действие его воли и сознания. В целом, психологическая культура юриста является проявлением его субъективности, что в свою очередь повышает эффективность исполнения служебных обязанностей.
3.6 Интеллигентность, этика, скромность

Юрист, как и любой другой человек, представляющий любую другую профессию, так же является полноправным членом общества, но кроме этого деятельность юриста имеет свою специфику, которая выражается и в особом нравственно-этическом подходе — этической культуре юриста.

Особенность данного подхода обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, выражающейся в особой сфере общественных отношений—правовой сфере, где общественные отношения приобретают общеобязательный гарантируемый принудительной силой государства характер, что влечет за собой особый механизм возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей участников таких отношений и повышенную, по сравнению с нравственной, степень ответственности.

Особенностью является так же и ответственность юриста перед его клиентом, обществом и государством, чьи интересы в каждом конкретном деле он призван защищать, чего добиться без знания и соблюдения законов нравственности можно, но общие и возможно не столь скорые неблагоприятные последствия этого, в конце концов, приведут к абсолютно противоположному результату.

Именно поэтому этическая культура рассматривается как непременная составляющая общей культуры юриста. Эта составляющая представляет собой систему моральных требований (принципов и норм), сформировавшихся как результат знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий. От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста, его коллег и самой профессии в целом.

Этическая культура юриста также связана с понятие кодекса профессиональной этики юриста, т.е. с системой моральных принципов, положенных в основу деятельности юриста, служащих его мировоззренческим и методологическим ориентиром.

Эти моральные принципы зависят не только от уровня профессионализма, но и от личности юриста, поэтому их перечень примерно таков:

верховенство права, гуманное отношение к людям, порядочность, доверие, честность, правдивость, самоотверженность…

Так, например в Проекте Кодекса профессиональной этики и поведения прокурора Украины отражены такие этические требования:

гуманизм и справедливость, демократизм и законность, компетентность и неподкупность, объективность и непредвзятость, честность и порядочность.
^ Тема 3. Деонтология разных специальностей юридической деятельности.

§ 1 Общая характеристика юридической деятельности.
В юридической литературе изложены разнообразные подходы к исследованию практической деятельности, определение ее понятия, признаков, структурных элементов, назначения, функций и т.д.

В одних - юридическая практическая деятельность связывается с постоянной работой над юридическими текстами (законами, судебными решениями, литературой), преодолением юристами личных установок, их надпартийностью и объективностью в профессиональной деятельности, использованием при ее осуществлении таких профессиональных категорий, как виновность, ответственность, давность, компетентность, законная сила и д. р.. Также отмечается, что ей (юридической деятельности) должны быть присущи: правовая защита безопасности и общественного порядка, уважение к договорам, самоконтроль за критериями законности, равенства, справедливости и практичности, соблюдение принципа культуры отношений и уважения. Подчеркивается, что деятельность юристов должна осуществляться в рамках и на основе упорядоченных процедур и методично корректного поведения, а их решения - основываться на свободной от противоречий и логично точной аргументации26.

В других - акцентируется внимание на взаимосвязь юридической практической деятельности и права, подчеркивается, что:

- в ее основе лежит право, созданное цивилизацией для установления соответствующих границ поведения членов общества и государства;

- она осуществляется как в форме правового урегулирования, так и за правовой регламентацией, причем правовая форма деятельности связана с рассмотрением и решением по сути юридического дела - правонарушения, спора о праве, жалобы и т.д., а не урегулированная правом юридическая деятельность базируется на таких социальных нормах, как нормы морали, обычаи, традиции, канонические церковные нормы, нормы общественных

организаций ;

-она обеспечивает достижение в обществе и государстве правовой и общей культуры, что содействует созданию цивилизованного правопорядка27.

В общенаучном аспекте социальная практическая деятельность рассматривается как форма ведомого и активного отношения человека

к окружающему миру, что является доминантой и фактором развития

общества, условием его существования, составной частью его культуры,

содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей и которая содержит в себе цель, средства и собственно сам процесс деятельности.

Правовая практическая деятельность отличается от других видов

социальной и духовной (научной, образовательной) деятельности.

Основным отличием от других видов социальной практической деятельности является то, что правовая практическая деятельность тем либо иным образом непосредственно связана с правом и ее главной сущностью является воплощение норм права в социальном взаимодействии28.

§ 2 Деонтология судьи.
Среди юридических специальностей по праву, главенствующее место принадлежит судебной деятельности. Эта деятельность, как бы, является «вершиной пирамиды» всей юридической практической деятельности.

Роль судей в жизни нашего общества особо возросла после принятия Верховной Радой Украины 28 июня 1996 года Конституции

Украины. Так в статье 6 Конституции провозглашено, что судебная власть является одной из ветвей государственной власти. При этом судебная власть является независимой (ст. ст. 126 , 128) от законодательной и исполнительной власти. Мало того, судебная власть, при определенных условиях вправе контролировать две другие ветви государственной власти, проверяя соответствие Конституции и действующему законодательству Украины принятых ими решений (ст. ст. 8, 124) .

Правосудию в Конституции Украины посвящен целый VIII раздел, содержащий 8 статей (ст. 124-131).

Статьей 124 Конституции Украины установлено, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, чья юрисдикция распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным судом Украины и судами общей юрисдикции. В соответствии со ст. 125 Конституции Украины создание чрезвычайных либо особых судов - не допускается.

Независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и законами Украины. Воздействие на судей любым способом запрещено (ст. 126).

Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные. Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

На должность судей может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины, не младше 25 лет, который имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее чем 3 года, проживает в Украине и менее чем 10 лет и владеет государственным языком. Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно их стажа, возраста и профессионального уровня устанавливаются законом (ст. 127).

Судьи занимают должности бессрочно, кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, которые назначаются на должность судьи впервые (ст. 126). Последние назначаются на должность Президентом Украины на срок 5 лет.

Высокий правовой статус профессионального судьи определяется и целым рядом специальных законов: «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 года, «О статусе судей» от 15.12.1992 года и «О судоустройстве Украины» в редакции от 07.02.2002 года.

Так Законом «О Конституционном суде Украины» установлено, что он состоит из 18 судей. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституционного Суда Украины (ст. 5) сроком на 9 лет без права быть назначенным повторно (ст. 9).

Задачей Конституционного Суда Украины является гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины (ст. 2). Полномочия Конституционного Суда Украины определены ст. 13 указанного Закона. Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по делам относительно:

- конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

- соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины либо тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность;

- соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента;

- официального толкования Конституции и законов Украины.
В соответствии с Законом «О судоустройстве» суд, осуществляя правосудие, на основе верховенства права обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства (ст. 2). Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины (ст. 3).

Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде выносится именем Украины. Вступившие в законную силу судебные решения обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины (ст. 11).

Система судов общей юрисдикции соответственно Конституции строится по принципам территориальности и специализации.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

- местные суды;

- апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

- высшие специализированные суды.

- Верховный суд Украины

Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответственно высшие специализированные суды (ст. 18). Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и районные суды, а также войсковые суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах соответственно Указа Президента Украины (ст. 21).

В статье 7 Закона Украины «О статусе судей», кроме требований к кандидату на должность профессионального судьи, о которых уже говорилось выше, и которые приведены в названной статье, также указано , что:

- судьей апелляционного суда, если иное не предусмотрено законом, может быть гражданин Украины, который достиг на день избрания 30 лет, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее чем 5 лет, в том числе не менее 3-лет в должности судьи;

- судьей высшего специализированного суда может быть гражданин Украины, не младше 30 лет, который имеет высшее юридическое образование, стаж работы в отрасли права не менее чем 7 лет, в том числе не менее 5 лет в должности судьи;

- судьей Верховного Суда Украины может быть гражданин Украины, который достиг ко дню избрания 35 лет, имеет высшее юридическое образование, стаж работы в отрасли права не менее чем 10 лет, в том числе не менее 5 лет в должности судьи.

Следует также упомянуть о проекте Кодекса судебной власти Украины, внесенном на рассмотрение Верховной Рады Украины 26 мая 2004 года народными депутатами Украины Катеринчуком М.Д., Стретовичем В.М. и Беспалым Б.Я.

В статье 50 названного законнопроекта предусмотрено, что на должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией гражданин Украины, не младше 25 лет, который обладает высокими моральными качествами, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее чем 3 года, проживает в Украине не менее 10 лет и владеет государственным языком.

Статьей 51 этого же законопроекта предусмотрено предъявление следующих дополнительных требований к отдельным категориям судей :

- судьей апелляционного суда может быть гражданин Украины, не младше 30 лет, который имеет стаж работы в области права не менее 8 лет и высокую квалификацию для занятия этой должности;

- судьей высшего специализированного суда – гражданин Украины, не младше 35 лет, который имеет стаж работы в области права не менее 10 лет, высокую квалификацию для занятия этой должности или быть юристом с признанным авторитетом;

- судьей Верховного Суда Украины - гражданин Украины, не младше 40 лет, который имеет стаж работы в области права не менее 10 лет, высокую квалификацию для занятия этой должности или быть юристом с признанным авторитетом.29

Профессиональный судья - это должностное лицо судебной власти, наделенное властными полномочиями по отправлению правосудия и исполнению своих обязанностей на профессиональной основе.
^ Характерными чертами (качествами) психологического характера профессионального судьи являются:

- стремление к установлению истины;

- строгое соблюдение законности при отправлении правосудия;

- нетерпимость к нарушению законности в любых ее проявлениях;

- независимость, беспристрастность и объективность при принятии судебных решений;

- высокая ответственность за принимаемые решения;

- обладание высокой культурой и профессиональной этикой;

- владение основами психологии.

§ 3 Деонтология прокурора.
Прокурор (от лат. procurare - заботиться) – это должностное лицо, выполняющее функции прокуратуры, связанные: с поддержанием государственного обвинения в суде; представительством интересов гражданина или государства в суде, в случаях предусмотренных законом; надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; надзор за соблюдением законов органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан (см. ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 года).

В соответствии со статьей 56 указанного Закона под понятием «прокурор» следует понимать: Генеральный прокурор Украины и его заместители, подчиненные прокуроры и их заместители, старшие помощники и помощники прокурора, начальники управлений и отделов, их заместители, старшие прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Деятельности прокуратуры Украины посвящен раздел VII Конституции Украины (ст. 121 -123). Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяется Законом Украины «О прокуратуре».

В ряде западных государств (США, ФРГ) основной функцией прокуратуры является осуществление уголовного преследования. Эта функция дает право и одновременно обязывает прокурора начать уголовное расследование, принять решение об его окончании, осуществлять уголовное преследование в суде. В этих странах прокурор также работают в составе судебных органов, в министерствах и департаментах юстиции30.В Украине функции прокурора (как уже было приведено выше) значительно шире.

^ Поддержание государственного обвинения в суде. Прокурор в равной мере может и обвинять и отказаться от обвинения в случае отсутствия убедительных доказательств; он представляет дело в суде при его предварительном рассмотрении, поддерживает обвинение в судебном заседании; отказ прокурора от поддержания обвинения в суде влечет за собой закрытие дела, если функцию поддержания обвинения не берет на себя потерпевший.

^ Представительство интересов гражданина или государстве в суде в случаях, предусмотренных законом. Прокурор вправе обратиться в суд с иском либо заявлением о защите прав и свобод другого лица (физического или юридического, либо круга лиц), когда нарушаются интересы государства, либо о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и должностных лиц. Прокурор вправе принять участие в таком судебном заседании, а также внести апелляционное, кассационное представление на судебные решения или подать заявление об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

^ Надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Эта функция означает, что Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют контроль за соблюдение законов вышеуказанными субъектами, т е за точным и единообразным исполнением законов всеми органами местного самоуправления и их исполнительными органами, воинскими частями, политическими партиями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами31

^ Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие -это одна из наиважнейших функций прокуратуры, состоящая в контроле за строжайшим соблюдением вышеуказанными органами (СБУ, МВД, Пограничные войска Украины, Управление охраны высших должностных лиц, налоговая милиция, таможенные органы и другие ) действующего законодательства при осуществлении своей деятельности, а также в координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных ограничением личной свободы граждан. Предметом данного надзора является соблюдение законности во время пребывания лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в исправительно-трудовых учреждениях, исполняющих наказание либо применение мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленного уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и исполнения ими своих обязанностей. Прокурор имеет право в любое время посещать указанные выше места, опрашивать лиц, пребывающих там, знакомиться с документами, подтверждающими их задержание, арест или содержание. Проверять законность приказов или распоряжений этих учреждений, приостанавливать их исполнение, а также опротестовывать или отменять их в случае несоответствия таковых законодательству.32
В соответствии со статьей 46 Закона Украины «О прокуратуре» к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей предъявляются следующие требования.

Прокурорами и следователями могут назначаться граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года.

На должности прокуроров Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуроров назначаются лица в возрасте не моложе 30 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее 7 лет, на должности районных и городских прокуроров - в возрасте не моложе 25 лет со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее 3 лет.

Совмещении службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с какой-либо предпринимательской деятельностью не допускаются, за исключением научной и педагогической деятельности.
^ Необходимыми чертами прокурора являются:

- высокая деловая квалификация, т.е.обстоятельное знание

действующего законодательства;

- высокий нравственный уровень;

- строгое соблюдение норм материальных и процессуальных законов;

- принципиальность, требовательность и гуманность;

- нетерпимость к любым нарушениям законности;

- беспристрастие и непредубежденность к различным категориям граждан;

- знание основ психологии.
§ 4 Деонтология следователя.

Тесно переплетается деятельность прокурора с работой следователя как прокуратуры, так и органов внутренних дел, налоговой милиции и СБУ. Следователь - должностное лицо, осуществляющее в предусмотренном законном порядке расследование деяний, содержащих признаки преступлений.

^ Основными функциями следователя являются:

- установление события преступления и лиц его совершивших, принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела;

- сбор и оценка доказательств вины лица (лиц) в совершении преступления, привлечение лица (лиц) как обвиняемого по делу; установление размера ущерба, причиненного преступлением;

- установление причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также принятие мер к их устранению (профилактика преступлений);

- принятие мер к возмещению ущерба, причиненного преступлением.

Следственный аппарат имеет определенные функции, которые соответствуют предмету ведение ведомственных государственных служб, частью которых он является: МВД, СБУ, прокуратура, налоговая милиция.
^ Основной задачей следствия является раскрытие преступления.
Должностные лица следственного аппарата строго определены. Начальник следственного управления, отдела, отделения ОВД, службы безопасности, а также его заместители действуют в границах своей компетенции. Они осуществляют ведомственный контроль над работой следователя руководимого подразделения. Что касается начальников следственных отделов и управлений органов прокуратуры, то они пользуются всеми правами прокурора в отношении осуществления надзора за соблюдением законов следователями.

Подследственность дел о преступлениях установлена ст. 112 УПК Украины: определены дела, расследование которых отнесено к ведению следователей прокуратуры, следователей СБУ, следователей ОВД и следователей налоговой милиции. Так следователями прокуратуры проводится досудебное следствие во всех делах о преступлениях, совершенных должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение, а также работниками правоохранительных органов и некоторых других; следователями ОВД - во всех делах о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также другие преступления103; следователями СБУ - дела о преступлениях против основ национальной безопасности Украины (государственная измена, диверсия, шпионаж) и другие дела; следователями налоговой милиции дела о фиктивном предпринимательстве, об уклонении от уплаты, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также другие дела.
^ Служебными чертами следователя являются:
- высокая профессиональная грамотность;

- объективность, принципиальность и законность в принятии решений;

- способность к психологическому анализу поведения подозреваемых;

- непримиримое отношение к любым проявлениям преступности;

- настойчивость в расследовании преступления;

- принципиальность, бескомпромиссность и гуманизм;

- выполнение своих обязанностей в строгом соблюдении с действующим законодательством.


§ 5 Деонтология адвоката.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (534.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации