Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Авторское право - файл 1.doc


Лекции - Авторское право
скачать (272 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc272kb.18.11.2011 18:49скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
АВТОРСКОЕ ПРАВО

Курс лекций

Автор: Левитина Ирина Юрьевна


Автор – физическое лицо, усилиями и творчеством которого, создано нечто новое.

Юридическое лицо – коллектив, в собственности которого находится имущество, которым это лицо управляет.

Творческая деятельность - деятельность в сфере науки, литературы, искусства, в результате которой создается новое произведение.

Согласно основам законодательства РФ о культуре творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация.

^ От анонимного творчества к авторскому кинематографу.
Одной из важных тенденций, которая достаточно четко прослеживается в развитии художественного творчества на протяжении многих столетий – является все возрастающая сила личностного авторского начала.

Несмотря на то, что индивидуальное начало присуще любому творчеству, в фольклоре оно сильно приглушено.

Фольклор – это народное творчество, художественно-коллективное творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемое самим народом и бытующее в народных массах. Это может быть – поэзия, музыка, танец, изобразительное и прикладное искусство.

Индивидуальное начало сказывается главным образом в исполнении, но авторы фольклорных произведений, как правило, неизвестны. Авторы таких произведений vало проявляют свою личность, подчиняя свое творчество канонам, господствующим в народном искусстве.

Господство мифологии и религиозное сознание приводило древнего автора к убеждению, что истинным создателем произведения является духовное начало или Бог.

В некотором смысле эти иллюзорные формы сознания сдерживают развитие личности.

Таким образом, личностное самосознание автора формируется постепенно в результате развития коллективной трудовой деятельности, выделения своего «Я» из коллективного «Мы», возникновения и формирования философии, формирования нравственности и социальных отношений, укрепления государственности и т.д.

Своего максимума личностное начало достигло в современном развитии искусства, в котором световое излучение личности автора придает неповторимое своеобразие художественному произведению. В связи с этим все большее значение приобретает личность автора, сила его таланта, масштабность мышления, способность глубинно проникать в суть процессов, происходящих в обществе, а также знание внутреннего мира человека. Важнейшее свойство автора – это умение сказать что-то новое, неизвестное другим людям или до сих пор не сформулированное ими, раскрыть новую сущность того или иного явления.

Талант истинного художественного творчества заключается в понимании диалектики развития человеческого общества, с осознанием тех высоких целей, во имя которых призван жить человек. Знание современности связано у автора с осмыслением перспектив на будущее, с вечным стремлением познать сущность.

Тенденция в возрастании авторского начала ярко проявила себя уже на ранних стадиях развития кинематографа и телевидения. Одним из ярких представителей того времени был

Чаплин. Произведения Чаплина – своеобразное зеркало, отражающее многогранны талант.

Все более интенсивным становится развитие авторского кино в наше время. Творчество и созидание все больше подчиняется авторскому замыслу, и экранные произведения отражают индивидуальность их авторов.

В авторском кинематографе творчество автора и режиссера становится единым процессом, где рождение замысла, написание сценария, съемки , осуществляются под единым мнением.

Такое единоличное авторство позволяет максимально точно и полно донести до зрителя

Взгляды автора на мир, свое видение явлений и действительности.

Возрастание авторского начала в творческом процессе позволяет придать большую целостность и законченность замыслам, ярче выразить особенности авторского творчества.

Важнейшей особенностью автора-режиссера является умение создать в своем воображении будущий фильм, свободно и легко оперировать звукозрительными образами. Автор фильма должен на протяжении всего творческого процесса держать воображаемую картинку. Режиссер обязан чувствовать весь ритм картины, ее общий классический и ритмический замысел, эмоциональный настрой, атмосферу и т.д.

Профессия автора-режиссера способствует формированию гармонично и всесторонне развитой личности, которая обладает сознанием философа, художника, психолога, общественного деятеля.
^ Современное экономическое развитие кинематографа
Кино (kinеo – двигаю, двигаюсь).

Киноискусство – вид художественного творчества, сформировавшегося на технической основе кинематографа. Важнейшая составная часть искусства экрана, включающая произведения, основанные на других средствах аудиовизуальных коммуникаций – телевидение, видео, голография.

Искусство экрана соединяет в себе ресурсы временных и пространственных искусств. Кинематограф – важнейшая отрасль культуры. Кинематография – отрасль экономики и культуры, осуществляющая производство и показ кинофильма зрителю.

Первые негосударственные формы производства кино появились на рубеже 80-90-ых годов в виде широко распространившихся тогда кооперативов. Кооператив – как форма собственности просуществовал недолго, но дал первые образцы независимой от государства предпринимательской деятельности в стране, где такие понятия, как частная собственность, коммерция были под запретом. Изменение системы ценностей привело к развитию частной инициативы, которую как оказалась, не смогли стереть из памяти и сознания людей годы социалистической экономики. Уже тогда на кооперативном этапе реформ на киностудиях старались освобождаться от стоявших в простое режиссеров. Самые энергичные приступили поиску средств и начали организовывать свои производства. Это стало возможным после того, как государством было дано разрешение самостоятельно снимать фильмы.

Бурное выделение творческой энергии, независимость производства фильмов привело

К внезапному незапланированному перепроизводству фильмов (200-300 фильмов в год в России, поскольку производством занимались даже непрофессионалы) Производство фильмов за короткий срок выросло вдвое, против того, что снимали при Советской власти. Было удивительно появление денег для этого. Но, как и в прежние времена, выделенные средства не требовались обратно, они воспринимались, как подарок, тратились без учета того, что их необходимо возвращать после проката.

Поскольку прокат еще не входил в сферу их интересов, большинство фильмов в прокат так и не поступили. Роль катализатора перемен в киноиндустрии сыграло Постановление СМ №1003 «О перестройке творческих организаций и экономической деятельности в советском кинематографе». Оно вышло в ноябре 1989 года и не содержало рекомендаций, деклараций и разъяснений. Отменялась система советского кинематографа, которая действовала на протяжении 70 лет. Отказ от диктата государства означал и прекращение финансирования отрасли. Теперь кинопроизводителю предлагалось самостоятельно устанавливать отношения со зрителем и выживать за его счет. Это означало фундаментальный сдвиг в культурно-психологической миссии кино, терявшего нормативы образа жизни. Теоретически – это переход к жанровому кино, однако о предпочтениях зрителей того времени представления не имелось.

Постановление №1003 оказалось более революционным, чем ожидалось, так как разрешало и частное кинопроизводство, и торговлю фильмами. Однако кинотеатры все еще оставались государственными. Не было предложена и система преобразования областных контор проката и распределения фильмов в рыночные прокатные структуры.

Не предусматривалось и источников компенсации оборотных средств для киностудии, что при отсутствии их собственного возвратного механизма грозило неминуемой катастрофой.

Отныне студии не сдавали свои фильмы в Госкино, не ждали поправок и присвоения прокатной категории. Разрешался прямой выход со своими фильмами в прокат, то есть установление прямых связей с кинотеатрами.

Твердые единые тарифы проката были отменены, так же как и цензура. Наступала необходимость возврата потраченных на съемку фильма средств через прокат, и многие кинематографисты оказались не готовы к этому. Таим образом, Постановление №1003 не создавало будущего, а констатировало разрушение старого.

Это время характеризуется отдаленными представлениями об интеллектуальной собственности, когда не существовало законодательство об АП, что и послужило возникновению «пиратства».Законодательство того периода не могло исчерпывающе ответить на вопросы о собственности и праве, зачастую вступало в противоречие с договорными отношениями. Возникшая тогда путаница по вопросам АП до сих пор является предметом рассмотрения в судах.

Каждый отдельный процесс кинопроизводства предполагает некую организацию, юридически оформленную, которая занимается производством конкретного фильма, включая при этом, как поиск профессионалов, так и поиск средств. Кинобизнес превращался из государственной службы на огромной кинофабрике в самостоятельную предпринимательскую деятельность. Безусловно, новые виды деятельности диктуют новую логику и методы работы, требуют новых технических решений, учат принимать оперативные мероприятия, добиваться эффективности производства, что сопряжено с большими трудностями. Для преодоления трудностей кинокомпании занимаются и непрофильной деятельностью, оказывая информационно-издательские, рекламные и другие услуги. В 1991 году независимых кинокомпаний насчитывалось около 200, среди них и те, кто сохранился и известен до сих пор – 3Т, «Форафильм».

Профессионализм кинокомпаний укрепился, обогатившись опытом предпринимательской деятельности. Этот период характерен также началом сотрудничества независимых кинокомпаний с иностранными. Кинематографисты того времени успешно сотрудничали с Французским центром национальной кинематографии, который проводил конкурс в целях поддержки независимого кино. В России было реализовано 25 проектов. Среди них: «Окно в Париж» ( реж. Ю.Мамин), «Прорва» (реж. И. Дыховичный), «Урга», «От 6 до 12» ( реж. Н.Михалков).
^ Финансы киноотрасли.
Источники и механизм финансирования кинопроизводства. Аудиовизуальная сфера (АВС). Система финансирования АВС в разных странах определяются принятым ее значением, как фактора развития национальной экономики. Немаловажное значение имеет экономический потенциал государства, исторические традиции культурного наследия и платежеспособности населения, а также степень развития институтов общественных и спонсорских пожертвований. В мировой практике существуют три вида финансирования систем:

  • За счет сборов

  • За счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований

  • За счет сборов, частных вкладов и пожертвований и бюджетных ассигнований

Первый и второй способ финансирования характерен для США и Великобритании и получил название англо-саксонской модели. Третий – называется многоканальным или смешанным (германская модель) характерен для стран Европы и России в частности.

Основу многоканальной системы финансирования составляет государственная поддержка, осуществляемая за счет бюджетов разных уровней, которую в свою очередь, следует подразделять на прямое бюджетное и косвенное финансирование. Другая составляющая многоканальной системы – это сборы от проводимых культурных мероприятий, доходы от сторонних видов деятельности.

Спонсорство – осуществляется физическим или юридическим лицом (спонсора) в виде вклада, предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ в деятельность другого юридического или физического лица(спонсируемого) на условиях распространения рекламы спонсора. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Меценат – человек, материально помогающий искусству и культуре.

Пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях.

Оборотные средства – часть средств производства, целиком потребляемая в течение производственного цикла.

Актив делится на три составные:

  • Основные средства

  • Оборотные средства

  • Денежные средства

Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности. Существуют государственные, муниципальные и частные предприятия, это определяется тем, кто является собственником предприятия.

Кооператив – предприятие, организация , созданная путем добровольного объединения лиц на паевой, долевой основе для осуществления предпринимательской деятельности.
^ Экономика кинопредприятия.
Прямое бюджетное финансирование АВС обычно устанавливается законодательными федеральными, региональными или местными органами власти в определенной доле расходной части бюджета, которая идет на финансирование социально-культурного обеспечения населения. Согласно Российскому законодательству финансирование в сфере культуры должно осуществляться в размере 2% расходов федерального, и не менее 6% регионального и местного бюджетов. Основание бюджетного финансирование – реализация конституционного права граждан на обеспечение минимального набора культурных благ и услуг. Это право реализуется в виде установленных нормативов обеспечения населения учреждениями культуры.

Социальные нормативы и нормы по АВС предусматривают обеспечение граждан кинотеатрами, видеозалами, возможность просмотра телевидения и прослушивания радио.

Прямое бюджетное финансирование осуществляется по ряду направлений, среди которых, можно выделить следующие:

  1. Финансирование культурных программ национального и регионального значения

  2. Финансирование текущих расходов организаций и учреждений культуры

  3. Финансирование капитальных вложений, в том числе, связанных с развитием сети культурных учреждений, а также целевые трансферты, гранты организациям и деятелям культуры

  4. Финансирование подготовки кадров

Одним из примеров федеральной программы является – программа поддержки показа и проката национальных фильмов, которая осуществляется наряду с программой финансовой поддержки производства национального кино.

Проблемы финансирования отдельных видов АВС и СМИ тесно переплетаются в силу их большой взаимосвязи, что отчетливо проявилось в послереформенный период российской экономики. Основные финансовые проблемы появились у АВС, когда произошло замещение в сфере потребления аудиовизуальной продукции – кинотеатры проигрывали домашним просмотрам. Так в 1991 году посещение кинотеатров в России составило 14,2 на 1 жителя страны в год, мы занимали первое место в мире по этому показателю. Для сравнения: в Индии этот показатель составил – 11, в США -10,5, в Европе – 5,. К 1996 году в России данный показатель сократился в 29 раз и составил 0,3,

в то время, как в других странах он неуклонно рос. С одной стороны это было обусловлено падением уровня жизни, а с другой – появлением другого вида АВП – видео.

В то же время, в кинотеатрах на 1 сеанс российского кино приходилось 9 фильмов зарубежного производства. Это привело к снижению популярности кино среди населения. Снизилось и производство отечественной продукции: со 172 фильмов в 1992 году, до 51 – в 1995 году. Основная масса демонстрируемых фильмов того времени составляли 50% производства США, поэтому доходность проката обеспечивали американские фильмы на 90% , а в Москве – 97%.

Это отрицательно сказалось на состоянии отечественного кинематографа, приблизив системный кризис кино. Киноиндустрия России из некогда прибыльной отрасли превратилась в убыточную, требующую все больше и больше бюджетных средств. Со временем ситуация оптимизировалась. В соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке кинематографии» фильм является национальным достоянием если:

  • Производитель фильма (продюсер) должен являться гражданином РФ

  • Авторы фильма должны быть гражданами РФ

  • В состав съемочной группы входит большинство граждан РФ

  • Фильм снимается на русском языке или других языка народов РФ

  • Не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию, прокату осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными на территории РФ

  • Иностранные инвестиции в производство составляют не более 30%.

Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуется предоставить некоторые сведения конкурсным комиссиям Министерства культуры РФ. Эти сведения содержатся в «Положении о национальном фильме» от 27.01.1999г, которое утверждено Госкомитетом РФ по кинематографии. Направления поддержки:

    1. Селективная поддержка производства и проката с учетом дифференциации зрительского спроса

    2. Премиальная поддержка выдается продюсеру или режиссеру на создание фильма, если предыдущая работа получила награду на отечественном или международном кинофестивале, либо собрала максимальное количество зрителей

    3. Поддержка молодых талантов

    4. Поддержка производства и проката фильмов для детей

    5. Возврат господдержки

    6. Стартовая поддержка для финансирования подготовительного периода создания фильма

Помимо указанных направлений прямое бюджетное финансирование осуществляется на проведение различного рода фестивалей и конкурсов, проведение празднования памятных дат, отдельных организаций связанных с подготовкой кадров, содержание организаций по архивированию и хранению киноматериалов, осуществление капитальных вложений в ремонт и строительство новых объектов кинематографии.

Косвенное бюджетное финансирование имеет следующие направления

  1. Предоставление налоговых льгот организациям культуры, которые могут выражаться в виде полной или частичной отмены выплаты по отдельным налогам федерального, регионального или местного значения( НДС, налог на прибыль, налог на землю)

  2. В некоторых странах предоставляется льгота по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в части творческого труда работников

  3. Таможенные льготы

  4. Льготы по оплате коммунальных услуг и арендной плате. Эти льготы предоставляются, как отдельным организациям, так и творческим союзам

  5. Льготное кредитование, предоставление гарантий государства по кредитам

  6. Уменьшение налогооблагаемой базы для юридических и физических лиц на сумму благотворительной помощи учреждениям культуры

Помимо государственного финансирования источниками доходов киноорганизаций являются собственные доходы, полученные от сборов с киносеансов, оказание коммерческих услуг населению, таких как предоставление в аренду собственных площадей и территорий, оборудования и др. разрешенные законом виды деятельности.

Среди таких видов деятельности можно назвать:

  • Торгово-посредническая деятельность

  • Оказание договорных услуг

  • Видеопрокат

  • Аудио-видеозапись

  • Видеобары

  • Рестораны, казино, дискотеки

  • Аттракционы

  • Платное обучение

  • Спортивно-оздоровительные учреждения

  • Аренда оборудования

  • Услуги населению

Некоторые фильмопроизводящие предприятия представляют услуги по своей фильмотеке

Финансирование коммерческими структурами. Большая часть видеорынка считается теневым. По мнению законодателя, вывод средств из теневого видеорынка способно во многом оптимизировать финансирование кинематографии. Однако на сегодняшний день ни юридической, ни силовой возможности для этого нет.

Помимо прочих источников финансирования кинематографии и культуры предполагается создание фондов поддержки кинематографии, формирование кторых может осуществляться из следующих источников:

  1. Лицензионная оплата за радио и ТВ, а также налоги на продажу книг, показ спектаклей, копирование книг, копирование АВП, а также на сами копировальные средства

  2. Специальные налоги на чистые аудиовизуальные диски и технику

  3. Введение в обращение спецакцизных марок (Спецотчисления от табачного, алкогольного игрового бизнеса)

  4. Выделение части арендной платы

  5. Расширение сборов от благотворителей

  6. Отчисления от пиратского сбора – от реализации незаконно использованного оборудования

  7. Введение абонентной платы за телепрограммы

Современному кинематографу необходимо более широкое включение в проекты по производству фильмов страховых компаний для формирования так называемого «залога завершения» - вид страхования, обеспечивающий выполнение контракта. Участие страховых компаний в производстве фильма стабилизирует и дисциплинирует процесс производства.

^ Основные элементы рыночных отношений в киноиндустрии
Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства в России начали формироваться в период народного хозяйства. Осуществление творческой и хозяйственной деятельности одновременно для большинства организаций культуры и искусства проблематично и ограничено. Поэтому период зарождения рыночных отношений характеризуется условиями выживания, а не процветания. Многие учреждения культуры пытались если не вернуться под опеку государства, то хотя бы получить господдержку или субсидирование. Неустойчивое финансовое положение учреждений культуры явление не исключительное, оно характерно для многих стран. Прямое проецирование даже правильных экономических теорий на сферу культуры и искусства не всегда работает. Первоначальная концепция универсальных рыночных регуляторов превращало творческих работников в наемных, что оказалось не вполне приемлемым.

Вследствие этого, возникли теории признававшие объективную необходимость существования сферы культуры и искусства, как отрасли экономики, и в то же время невозможность ее коммерческой эксплуатации. Появилась теория нормативно-принудительного возмещения расходов на содержание культуры через систему налогообложения. Причина хронической убыточности организаций культуры заключается в особенностях производства и потребления услуг (необходимость совпадения интересов производства и потребления, контакт творца и зрителя, ограниченность доступа зрителя на показ) – это все приводит к медленному росту производства и соответственно расходы опережают доходы. Добиться увеличения доходов театрально-зрелищных предприятий практически невозможно через увеличение цены, так как низка эластичность спроса. Кроме того, такие услуги подвержены элементу сезонности и значимости товара для потребителя.

Внедрение технических средств в массовую культуру, появление новых видов экранной и видео культуры привели к уменьшению контакта исполнителя и зрителя. Благоприятным фактором можно признать дифференцированный подход включения предприятий культуры в рыночную экономику. В данном списке представлены виды культурного производства по мере возрастания рыночных возможностей выживания:

  1. Объекты культурного наследия нации (музеи, памятники)

  2. Экспериментальные виды искусства

  3. Организации исполнительского искусства и культурно-массовые учреждения( услуги этих учреждений обеспечиваются посредством норм и стандартов, а потому имеют либо бесплатную либо льготную стоимость)

  4. Аудиовизуальная сфера, шоубизнес, книгопечатание, печатные и экранные средства информации.



^ Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры
Рынок – обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, а также за счет взаимодействия спроса и предложения.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание, намерение потребителя приобрести данный товар. Характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести в данное время и по данной цене.

Предложение – стремление продавца, производителя предложить в продажу свои товары, Измеряется количественно, характеризуется объемом, Это то количество товаров, которое продавец (производитель) предлагает продать в данное время по данной цене.

Народное хозяйство – взаимосвязанная система отраслей общественного производства страны. Первичное звено – предприятие, производящее продукты и услуги.

Субсидирование – перераспределение государственных ресурсов, выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня.

Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также спецфондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Юридическое лицо– организация, предприятие, учреждение ил фирма, выступающая в качестве самостоятельного носителя прав и обязанностей. Основные признаки юридического лица:

  1. Независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц.

  2. Наличие имущества, обособленного от имущества участников

  3. Право приобретения, пользования и реализации имущества

  4. Право осуществления от своего имени экономических и юридических операций

  5. Право выступления в суде от своего имени в качестве истца или ответчика

  6. Несение самостоятельной имущественной ответственности

Кроме того, юридическое лицо имеет фирменное наименование, устав, юридический адрес, печать и расчетный счет, проходит обязательную регистрацию и подлежит внесению в государственный реестр юридических лиц.

Акциз – один из видов налогов, представляющий несвязанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Включается в цену товара и изымается в федеральный, региональный или местный бюджет.

Экономические отношения охватывают сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот. Однако, существование особых условий производства и потребления ресурсов в деятельности учреждений культуры приводят в ограничению модификаций и спецификации развития предпринимательства в данной сфере экономики.

Существуют три типа экономических систем:

  • Командная

  • Капиталистическая

  • Смешанная

Смешанный тип производства развивается под воздействием рыночных сил, организующих предпринимательскую активность производителя, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя его соблюдение, а также осуществляет экономические и социальные программы.

Рыночная экономика – система, обладающая разнообразными механизмами внутреннего (рыночного) и внешнего (государственного) регулирования. Экономически развитые сферы в основу своего развития положили принципы экономической свободы, а именно: свободы выбора предпринимательства, свободы движения ресурсов, свободы торговли и ценообразования.

Собственность – права на недвижимость, использование товаров для удовлетворения частных целей, владение природными невоспроизводимыми ресурсами, реализация частных инициатив.

Основные принципы рыночной экономики:

  1. Свобода предпринимательства

  2. Ответственность предпринимателя за результаты своей хозяйственной деятельности

  3. Конкуренция, обеспечение качества продукции и услуг, снижение затрат на производство и объективность ценообразования

  4. Сохранение оптимального нерыночного сектора экономики (ТРВ, здравоохранение, кино, культуры и т.д.)

  5. Интеграция экономики страны в систему мировых хозяйственных связей

  6. Социальная защищенность и социальные гарантии

Частная собственность – одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.
^ Отношение собственности в сфере культуры
Экономика и право - тесно взаимосвязаны. Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходило под влиянием экономических и не экономических факторов. Среди них наиболее важными являются следующие:

- Отношение государства к сфере культуры - реализация государственной политики

- Претензии различных групп населения, религиозных и общественных организаций и движений, политических партий, ассоциаций производителей, а также самих потребителей к объектам культуры.

- Отношение федеральных, региональных и местных властных органов к развитию учреждений культуры

- Интерес коммерческих структур и капитала к культуре, как сфере бизнеса

Преобразование собственности начинается с принятия ряда законов: «О собственности», «О предпринимателях и предпринимательской деятельности». Эти законы легализовали наряду с государственной (собственность федеральных, региональных и муниципальных органов власти) и другие формы собственности (собственность общественных организаций, юридических и физических лиц).

Допускалась смешанная форма собственности. В тот же период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: Закон «Об авторских и смешанных правах», закон «Основы законодательства о культуре», закон «О СМИ»,

Закон «О поддержке российской кинематографии». Все вышеперечисленные нормативно правовые акты (НПА) регулируют отношение к собственности исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенным государством культурным стандартам потребления, а также возможности коммерческой эксплуатации. Если проанализировать организации и виды культурной деятельности с двух позиций: социальной значимости и коммерческой направленности, то современная собственность в сфере культуры включает:

1 группа – организации государственной и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные учреждения, цирки, объекты культурного наследия и электронно-печатные СМИ

2 группа - организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, которые являются их собственниками.

3 группа – включает коммерческие предприятия культуры, центры досуга, галереи и т.д.

Основные способы приобретения собственности в сфере культуры:

  1. Приватизация (от латинского – частный) – это передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

  2. Аренда с правом последующего выкупа

  3. Создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих

Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительских учреждений, а также рискованный характер бизнеса сдерживают приватизацию в сфере культуры. В настоящее время 70% организаций культуры находится государственной собственности. Негосударственные учреждения культуры охватывают молодежные организации (клубы), производство сопутствующих товаров ( диски, плееры), сюда же относятся предприятия, которые оказывают консалтинговые, образовательные, рекламные услуги.

Процесс формирования собственности в культуре еще не завершен. Аналитики считают, что в перспективе вложения в сферу культуры будут выгодными. Развитие отношений и организаций культуры в АВС зависит от соотношения внутренних и внешних факторов и среды, в которой осуществляют свою коммерческую и творческую деятельность организации культуры.
^ Факторы внутренней и внешней среды аудиовизуальной сферы
Факторы внешней среды:

  1. Существующая правовая регламентация, организация экономической деятельности, принятая в данном государстве (порядок регистрации, лицензирования, а также общеправовое поле, в котором действуют субъекты)

  2. Уровень доходов населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги и уровень доходов населения.

  3. Особенности и ограничения, возникшие в ходе предыдущих преобразований данной системы.

  4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность:

    1. Бюджетные средства, средства от учредителей, доходы от основной деятельности, спонсорские поступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы.

    2. Бюджетозамещающие источники (доходы от продажи алкогольной, табачной, продукции, казино)

    3. Возможность использования культурных ценностей и наследия в экономическом обороте(экскурсии)

  5. Глобализация и ее последствия:

    1. Степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного

оборудования, материалов, технологии

    1. Степень интегрированности в международный культурный рынок, экспортные

Возможности

    1. Государственная защита отечественного производителя.

Факторы внутренней среды:

  1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

  2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских и творческих кадров

  3. Наличие оборудования, технологий, помещений

  4. Организационный уровень

  5. Наличие устойчивых партнерских связей, кооперации, специализация

  6. Использование современных рыночных инструментов, связи с потребителями, организация маркетинга и сбыта

  7. эффективность использования ресурсов

  8. Эффективный уровень стимулирования персонала

  9. Использование кредитных ресурсов.

Основные понятия о государстве и его функциях.

Государственно-правовое воздействие на культуру
Государство – в теории права определяется, как способ организации общества, основной элемент политической системы. Организация публичной политической власти, распространяется на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Государство – в конституционном праве – это совокупность официальных органов власти (парламент, правительство, суды) действующих в масштабе страны с местными агентами или представителями этих органов.

Государство - с точки зрения международного права – это субъект, основной участник международных отношений. В этом качестве включает в себя , как политическую организацию власти и населения, которой принадлежит определенная территория. В лице высших органов выступает, как официальный представитель.

Государство- как экономический субъект – совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающие экономические решения в государственном масштабе, распоряжающиеся государственной собственностью. Все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящихся в государственной собственности находятся в распоряжении и ведении органов власти.
Основные признаки государства:

  1. Наличие публичной власти ( власть организационно оформлена и не персонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единым представителем сего общества)

  2. Территориальная организация власти (наличие своей территории , которая является пределом власти)

  3. Территориальная организация населения (большинство жителей государства являются его гражданами)

  4. Государственный суверенитет - это независимость государства, его политико-правовая самостоятельность, высшая ответственность и ценность, как первичного субъекта международного права.

  5. Легитимность – положительное отношение население к действующему институту государственной власти, признание их правомерности, в том числе международной

  6. Налоги и займы, как средство материального обеспечения деятельности государства

  7. Наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности

  8. Организация жизни на правовых началах

  9. Наличие государственной символики

  10. Наличие государственных языков

В зависимости от сферы общественной жизни различают следующие функции государства:

  1. Внутренние ( экономический, воспитательный, финансовый контроль, налогообложение)

  2. Внешние (оборона страны)

  3. Постоянные

  4. Временные (чрезвычайные ситуации, решение временных задач)

Функции государства - объективно необходимые в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение, имеют комплексный характер,

что позволяет государству направлять свои усилия на внутренние и внешние потребности государства. С точки зрения механизма реализации тех или иных видов деятельности государства различают законодательную (принятие законов), исполнительную, судебную и контрольно-надзорную.

Власть – право и возможность распоряжаться, управлять людьми, объектами, процессами. Органы власти, наделенные властными полномочиями. Власть в стране и регионе принадлежит законноизбранным или законноназначенным представителям.

Политическая система – совокупность политических отношений, политических институтов в рамках, которых проходит жизнедеятельность государства.

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.

Государственный суверенитет - это юридическое качество независимого государства

Символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

Культура – (возделывание, воспитание, развитие ) – исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношении, а также в создании ими материальных и духовных ценностей. На протяжении тысячелетий государство и право находится в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой.

В самом общем виде, культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Государство и право попадают под это определение. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры. Скачок в развитии культуры – переход от варварства к цивилизации, что в свою очередь доказывает тождественность происхождения и глубокое взаимодействие.

Причем, государство, как и принудительная сила, обращена против личности, ущемляет и ограничивает ее свободу и как гражданское общество с развитой правовой системой влияет на культуру только с негативным контекстом. Одновременно, вторая половина 20 века отмечена увеличением ценности государства, как явления культуры, характерно для развитого гражданского общества.

Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человеческого развития, его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании новых поколений, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан, кроме того охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человеком.

Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителем которой является общество, политические партии, лидеры, а также простые граждане. Развитие политики, культуры, образование – важнейшие предпосылки развития и нормального функционирования политической системы, общества, всех ветвей власти государства. Государство призвано заботиться об основах культуры ( поддержка и финансирование библиотек, музеев, памятников).

Повышение уровня политической и общей культуры есть первая задача и основной фактор развития личности. Конституция РФ в статье 44 гарантирует право на творчество и право на пользование культурными ценностями. На основе права формируется пласт культуры – правовая культура. Ее носители – государство, общество, объединение, группа людей. Для России развитие правовой культуры актуальная проблема. Поскольку в обществе на протяжении столетия преобладал нигилизм, пренебрежение к праву, которые достигли своего апогея в период строительства конституции РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ.

Конституция принята всенародным голосованием (референдум 12 декабря 1993 года). Конституция состоит из преамбулы (введения), 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов, переходного и заключительных положений.

В Конституции закреплены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, Федеральное устройство, организация высшей формы власти и судебной системы.
  1   2   3



Скачать файл (272 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации