Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Инженерно-методические вопросы нормирования экологического контроля - файл 1.doc


Инженерно-методические вопросы нормирования экологического контроля
скачать (153 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc153kb.18.11.2011 18:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция №9

Тема лекции: Инженерно-методические вопросы нормирования экологического контроля.

Цель лекции: ознакомить студентов с понятием экологическая экспертиза, целями и задачами экологической экспертизы, видами экологической экспертизы, принципами экологической экспертизы, информационной базы проведения экологической экспертизы.

План лекции:

  1. Экологическая экспертиза проектов.

  2. Информационная база проведения экологической экспертизы.

1.Экологическая экспертиза проектов.

Одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза. В соответствии с законами Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Из данного определения вытекают основные цели и задачи экологической экспертизы. К ним следует отнести:

1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производственных сил.

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

1) обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

2) взаимодействия с контролирующими и надзорными органами министерств, государственных комитетов и ведомств, иных центральных и местных исполнительных органов;

3) объективности и научной обоснованности выводов экологической экспертизы;

4) независимости экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

5) гласности;

6) комплексности экологической экспертизы и разнообразия ее видов;

7) приоритетности экологических и медико-биологических интересов.

Следует иметь в виду, что в Республике Казахстан осуществляются как государственная, так и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза является организационно-правовой формой предупредительного контроля. Одновременно она выходит за рамки понятия «контроль», являясь самостоятельным видом управленческой деятельности. Государственная экологическая экспертиза представляет собой специальный комплекс действий государственных органов и экспертных комиссий. Цель государственной экологической экспертизы заключается в проверке и оценке объекта экспертизы на соответствие требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается.



^ Рис.1. Направления государственной экологической экспертизы
Процедура государственной экологической экспертизы включает:

1) регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы;

2) предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия и полноты, переданных на экспертизу необходимых материалов, реквизитов, включая оценку воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;

3) основную стадию экспертизы, предусматривающую необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;

4) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости деятельности, которая экспертировалась, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Этот документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. К заключению прилагаются особые, обоснованные мнения экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией заключением (если таковые имеются). Заключение должно быть подписано руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если возникает необходимость изменить содержание заключения, то необходимо иметь согласие всех членов экспертной комиссии. Статус заключения государственной экологической экспертизы, подготовленный документ приобретает после утверждения его специальным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза – вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам государственной экологической экспертизы. Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер. Однако оно становится юридически обязательным после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Члены общественных экспертных коллективов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством РК. Хотя цели общественной и государственной экологических экспертиз совпадают, но задачи у них разные. Как правило, общественная экспертиза наряду с задачами непосредственной экспертизы имеет цели привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности и т.п.

Экологическая экспертиза проектов представляет собой определен­ную нормативными актами деятельность экспертных подразделении органов государственного и отраслевого контроля или специально созда­ваемых экспертных групп и комиссий по анализу, проверке и оценке пред­плановой, проектно-планировочной, проектно-сметной, конструктор­ской и технологической документации на ее соответствие установлен­ным правилам и требованиям охраны окружающей среды и рациональ­ного природопользования, в целях предупреждения возможных негатив­ных воздействий проектируемых объектов на окружающую среду и обеспе­чения благоприятного ее состояния при эксплуатации этих объектов. Проведение экологической экспертизы проектов состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного.

По результатам проведенной экспертизы составляют перечень замечаний и экспертное заключение в двух экземплярах. Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным по содержанию и четко изложенным. Структурно эколого-экспертное заключение должно состоять из трех основных частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно-обобщающей). Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических последствий реализации проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов к учреждению, либо принимают решение об их возращении на доработку.

^ 2.Информационная база проведения экологической экспертизы.

Для проведения экологической экспертизы какого-либо проекта (проектно-конструкторской документации либо конкретного результата: продук­та, изделия, объекта или ПТГ в целом) необходимо иметь следующие данные:

  • нормативные документы по охране окружающей среды для выработки
    экологических критериев;

  • статистические данные по надежности объектов, аналогичных подлежа­щим экспертизе;

  • данные по состоянию окружающей среды:

а) данные полевых и лабораторных наблюдений;

б) данные, полученные в результате проведенных расчетов (используются методики расчета выбросов и стоков вредных веществ в окру­жающую среду).

Учитывая большой объем исходной информации и сложность задач по объективному оцениванию уровня проработки документа (научно-технической обоснованности принимаемых решений), необходимо создание и использование экологической экспертной системы со специализацией по отраслям хозяйства, представляющей собой автоматизированную систему принятия экспертных решений. Эта система состоит из следующих интегрированных между собой ком­понентов:

  • системы управления базой знаний;

  • базы данных;

  • программы логических выводов, запросов и объяснений (базы знаний);

  • программных средств языков программирования;

  • программных средств интерфейса к процедурам пользователя и др.

Структура автоматизированной системы принятия решений приведена на рис.2. Принятие экспертного решения проходит по следующим этапам:

  1. Формирование блоков системы — базы нормативных, статистических

данных, данных мониторинга, программ, необходимых для расчета входных

параметров.

  1. Формирование базы знаний.

  2. Запрашивание у пользователя в диалоговом режиме и в базах данных параметров, необходимых для базы знаний.

  3. Расчет параметров, необходимых для анализа в базе знаний.

  4. Анализ данных и принятие экспертных решений.

  5. Отображение результаты расчета и дальнейшее использование их
    как параметров для выполнения прикладных программ пользователя.

Для систематического проведения специализированной экологической экспертизы проектов (в зависимости от их уровня) Государственным приро­доохранным ведомством, или заказчиком проекта, или оппонентами проекта создается экспертная комиссия (совет) с ведомственным подчинением либо независимая, в которой соответствующим распоряжением назначаются:

  • председатель комиссии (совета), ответственный за проведение экологиче­ской экспертизы, — главный эколог;

  • эксперты-экологи — специалисты по научным направлениям и видам
    работ.



Рис.2. Структура автоматизированной системы принятия решений
В состав экспертной комиссии (при проведении экологической экспер­тизы сложных комплексных разработок) должны входить ведущие ученые и специалисты экологической службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, разрабатывающих техни­ческую документацию, служб стандартизации; главные специалисты сторон­них организаций (предприятий) и (по согласованию) представители общест­венных природоохранных объединений, организованных либо неформальных, а также представители средств массовой информации, если экспертируемый проект имеет большой общественный резонанс.

Проекты нормативно-технической документации должны быть пред­ставлены на экспертизу с пояснительной запиской и техническим заданием на разработку.

Если сведения, изложенные в проекте (НТД, ТЗ и пояснительной запис­ке), не позволяют оценить правильность принятых в проекте решений, то по требованию комиссии, проводящей экспертизу, разработчик проекта должен представить отчет по научно-исследовательской работе или другие материа­лы, выполненные по данному проекту и подтверждающие правильность и экологическую безопасность принятых решений.

Проектная, конструкторская и технологическая документация, направ­ляемая на экспертизу в экспертную комиссию либо в организации экологи­ческой службы, должна быть представлена единым комплектом, включая техническое задание на разработку и задания на проектирование.
Глоссарий

Экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

^ Инициатор экспертизы - юридическое или физическое лицо, включая заказчика проекта, поставившее вопрос о необходимости проведения государственной или общественной экологической экспертизы.

^ Экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

^ Экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

^ Государственный экологический контроль - деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по контролю над соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований.

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой экологическая экспертиза?

  2. Основные принципы экологической экспертизы.

  3. Различия между государственной и общественной экологической экспертиз.

  4. Структура автоматизированной системы принятия экспертных решений.

  5. Состав экспертной комиссии.


Блиц-тест

  1. Определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий – это:

А) экологическая экспертиза

Б) экологический мониторинг

В) экологическое разрешение

Г) экологический менеджмент

Д) экосистема

  1. Объекты, подлежащие экологической экспертизе:

А) Предплановая, предпроектная и проектная документация, договоры, контракты, включая международные, касающиеся вопросов природопользования.

Б) окружающая среда и человек

В) физические лица, привлеченные для проведения экологической экспертизы.

Г) общественные экологические объединения, научные учреждения

Д) вода, воздух, почва, природные ископаемые

  1. Законом Республики Казахстан “Об экологической экспертизе” определены 2 вида экологической экспертизы:

А) государственная и общественная

Б) государственная и негосударственная

В) государственная и частная

Г) общественная и частная

Д) частная и плановая

  1. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта:

А) запрещается

Б) не запрещается

В) разрешается на время

Г) иногда запрещается, иногда не запрещается

Д) не запрещается и разрешается на время

  1. Расположите правильно этапы принятия экспертного решения:

1- формирование блоков решения; 2- расчет параметров; 3- формирование базы знаний; 4- запрашивание у пользователя; 5- анализ данных и принятие экспертных решений; 6- отображение результатов.

А) 1,3,4,2,5,6.

Б) 1,2,3,4,5,6.

В) 1,4,3,5,6,2.

Г) 1,3,4,5,6,2.

Д) 3,2,1,4,5,6.

6. Вид деятельности центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах – это:

А) Государственная экологическая экспертиза

Б) Общественная экологическая экспертиза

В) Производственная экологическая экспертиза

Г) Муниципальная экологическая экспертиза

Д) Частная экологическая экспертиза

^ Список литературы:

  1. Иванов Н.И. Инженерная экология и экологический менеджмент. М.: Логос, 2004 – 518 с.

  2. Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Ростов Н/Д: «Высшее образование» «Феникс», 2003 – 352 с.

  3. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. М.: Высшая школа, 1999 – 447с.

  4. Медведева В.Т. Инженерная экология: Учебник — М.: Гардарики, 2002. — 687 с.



Скачать файл (153 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации