Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к зачету по введении в профессию психолог - файл 1.docx


Ответы к зачету по введении в профессию психолог
скачать (50.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx51kb.18.11.2011 18:53скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Понятие «профессия психолог».

В общественном мнении наиболее распространено пред

ставление о психологе как о врачевателе души, умеющем глу

боко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Предмет работы психолога не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.

Практическая психология и ее особенности.

Практическая психология - психология, ориентированная на запросы широкого круга образованных людей, как минимум - людей достаточного уровня культур. Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин

ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло

гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.

^ Виды профессиональной деят-ти психолога.

Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей.

Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:

  1. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);

  2. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);

  3. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).

^ Особенности профессиональной подготовки психолога в России.

Психологи - специалисты с высшим образованием - могут продолжить обучение в аспирантуре. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах страны и является формой повышения научной квалификации психологов. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности. Высшей научно-психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.

^ Комплекс профессионально-психологических знаний, умений и навыков.

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».



Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

^ Реализация функций профессион. дея-ти.

Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.

Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.

Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.


^ Деятельность психолога в образовании.

Основные виды деятельности практического психолога в образовании — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка. В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог. Работа районного психологического центра оказывается важной формой психологической службы, особенно в условиях, когда обеспечить психологами все школы трудно. Одна из наиболее распространенных задач педагогических психологов — диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способностей. Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам широко применяются в практике психологической службы. Актуальной проблемой практической педагогической психологии является психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям. В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Педагогические психологи выполняют много функций, но главное содержание работы заключается в обследовании детей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье.

^ Психолог в экономике

Важнейшая функция экономической психологии — психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией. Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний в области психологии труда, организационной и социальной психологии, а также в области экономики.

В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:

  • изучение факторов положительной мотивации к труду,

  • оптимизация трудовых отношений в рабочих группах,

  • формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе,

  • формирование рабочих команд,

  • психологическая консультация и профессиональная ориентация,

  • психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента,

  • психологические аспекты конфликтов в экономической среде,

  • психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации,

  • психология мошенничества,

  • психология экономического выбора и предпочтений.

12. «Модель специалиста» психолога



Это образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки. Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень — уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношениями с товарищами по учебе и труду. Второй уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности. Третий — уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки. Четвертый — уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации.

^ 13. Психология в культуре и искусстве

Психологический взгляд на культуру зависит от того, как мы ее понимаем. Если культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений, то она укоренена в человеческих отношениях, в их психологии с присущими им индивидуально-личностными возможностями. Психология связывает культуру с творчеством и жизнью людей. Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Само собой разумеется, что это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.

Искусство и психология - две грани единой области человековедения. Они познают не человека вообще, а прежде всего конкретного индивида. Идя от живой конкретной личности, индивидуальности, они строят обобщенные представления о типическом в человеке, активно утверждают и реализуют свою социальномировоззренческую функцию. Психология искусства не может уйти от решения кардинальных вопросов познания психического как процесса. Вместе с тем уровень развития теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии позволяет включить в поле зрения личностносмысловой уровень духовной жизни человека. Установление внутренних связей этих двух фундаментальных пластов психической жизни человека - первейшая теоретикопознавательная задача психологии искусства. Эта задача может рассматриваться как системное основание для определения объекта психологии искусства. Не вскрыв связей личностного и процессуального, любое конкретное исследование психологических аспектов художественного творчества, восприятия и т. д. окажется в стороне от существенного, магистрального пути этой области знания - в стороне от ее объекта.

^ 14. Психология труда и ее специфика

В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью; исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков; выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

В отечественной психологии круг проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дисциплинах, как психология и психофизиология труда, эргономика, промышленная психология, инженерная психология, космическая и авиационная психология, организационная психология и психология управления.

К психологии труда относится также целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности: инженерная психология, эргономика, индустриальная психология, авиационная и космическая психология, транспортная психология, психология торговли и обслуживания, военная психология, организационная психология и психология управления.

^ 15. Психология рекламы



Психология рекламы — занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая спрос на подлежащий сбыту продукт. Реклама сегодня является сильнейшим методом воздействия на человеческое сознание, человеческую психику. На сегодняшний день психология и реклама это тесно связанные и почти не разделимые понятия. Главная задача рекламодателя и цель психологии рекламы — это побудить потребителя приобрести рекламируемый товар, изделие, воспользоваться услугой. На это направлены все мыслимые и немыслимые усилия создателей рекламы. Суть психологии рекламы состоит в воздействии на потребителя, используя при этом все известные психологические феномены и закономерности. Согласно психологии рекламы — любая реклама должна служить источником положительных эмоций, быть исполненной радости, сверкать улыбками, приносить эмоциональное раскрепощение. Для реализации этих задач в психологии рекламы выработан богатый арсенал приемов и средств. Например, одно из ведущих правил таково: не столько предлагать публике хороший товар, сколько внушить с его помощью хорошее настроение. Как мы знаем, при положительных эмоциях внимание благосклонно и позволяет людям легче расставаться с деньгами.

^ 16. Практический психолог в политике

Политическая психология изучает психологические ус

ловия эффективности политической деятельности. Поли

тика — это деятельность органов государственно'й власти, государственного управления, социальных классов и груп

пировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объектив

ными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивиду

альными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огром

ную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психоло

гические условия их восприятия; роль личностных харак

теристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.

^ 17. Психолог в организации

Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы. Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний. И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

^ 18. Психологическая работа с семьей

В семейном консультировании клиентом является не человек, а вся семья. Семейное консультирование опирается в своей работе на представление о семье, как о едином организме.

Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.

^ 19. Научная деят-ть професс. психологов.

Научная психология — одна из важнейших сфер дея

тельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психоло

гии, проводят научные исследования психических явле

ний, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологи

ческих знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических 

наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи полу

чают объективные знания о психическом мире. Для изуче

ния и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность,. индивид, личность, индивиду

альность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают науч

ные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обоб

щенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические зна

ния и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания непод

готовленного читателя. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изуче

нию тех или иных психологических проблем, системати

зировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях.

^ 20. Преподавание как сфера дея-ти профес.психологов.

Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психоло

га-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать сту

дентам. В этом плане умения, личностные качества и спо

собности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен

1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а так

же быть эрудированным в других науках;

2) фундаментально знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельно подбирать учебный матери

ал, определять оптимальные средства и эффектив

ные методы обучения;

4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторски

ми и артистическими способностями;

5) уметь доступным образом объяснять учебный мате

риал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;

6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;

7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;

8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

9) владеть педагогическим тактом.

Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельно

сти психологу важно учитывать индивидуальные особен

ности своей личности.

^ 21. Направления профес.дея-ти практич.психолога

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

^ Психопрофилактическая работа предусматривает деятельность по:

    • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

    • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

    • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

    • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

    • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

^ Психодиагностическая работа

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

    • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

    • 

    • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

    • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

^ Консультативная работа предусматривает деятельность по:

    • консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;

    • консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

    • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

^ Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

    • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

    • выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

    • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

^ 22. Личностные кач-ва психолога

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике (см. данный сайт) приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

^ 23. Практич.психолог в медицине

Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой. Медицинская психология также разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.



^ 24. Психология в сфере соц. отношений

Важнейшими областями научных исследований в социальной психологии являются 1) социальная психология личности, 2) социальная психология отношений и взаимодействия, 3) социальная психология малых и 4) больших социальных групп. Концепции и методы социальной психологии имеют большое прикладное значение. Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии, как промышленная социальная психология, психология управления, торговли, рекламы, политическая психология, психология религии, психология семьи.

Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена.

^ 25. Професс.этика психолога

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

  1. Принцип профессиональной компетентности.

  2. Принцип ненанесения ущерба человеку.

  3. Принцип научной обоснованности и объективности.

  4. Принцип уважения клиента.

  5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

^ 26. Отрасли совр.психологии

Современная психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики. Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.

Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.

Традиционно для классификации используются следующие основания:

1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);

2) развитие {психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);

3) социальность, отношения человека к обществу {социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.).

В последние годы внашей стране интенсивно развивается практическая психология. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, и большей степени использует описания и типологии.

В настоящее время не существует законченной классификаций психологических отраслей. Психология — наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

^ 27. Особенности проф.подготовки в Европе



Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде.

В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.

Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.

Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.

^ 28. Роль психолога в совр.об-ве

Психология стала в современном мире не только популярной отраслью знания, но и распространенной сферой профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Когда к психологу приходит человек, поведение которого лишило его способности вести счастливую жизнь, он обязан ему помочь изменить свои ложные взгляды на жизнь. Психолог должен помочь ему обрести новые взгляды, взгляды, лучше приспособленные к окружающему обществу, более пригодные для достижения счастья в жизни, помочь ему по-новому мыслить, подсказать ему новый образ поведения. Новая точка зрения сама по себе очень ценна для смятенных душ, ибо, осознав ее, они могут понять, что заблуждались. Способность познавать себя растет вместе с нашей способностью понимать причины наших действий.

29. Профес.психологич.ассоциации

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Амери

канская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году ис

полняется 100 лет Британскому психологическому обще

ству. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.

В рамках каждой такой национальной организации обыч

но действуют отделения по профессиональным направле

ниям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сфе

рам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

^ 30. Особен-ти науч.и житейской психологии

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Критерием достоверности знаний практической психологиислужат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека. Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием 

терминов, имеющих переносный образный смысл. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

^ 31. Предрассудки о психологах

1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

^ 32. Компоненты профес.психолога

На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным.

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

^ 33. Особ-ти псих.знаний: прикладная психология, исскуство, парапсихология.

Прикладная психология — ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей. Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии.

Важнейший источник психологических знаний — про

изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти

пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю

дей. Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, "что" изображают, но и то, "как" это дела

ют. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведени

ях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внут

ренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узна

ваемость образов, признание читателя, зрителя, слушате

ля. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутрен

него мира человека, то это психологическое знание счи

тается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Когда речь идет о житейской психологии или об отра

жении психологии людей в искусстве, слово "психолог" используется метафорически. В строгом смысле слова психолог — это человек, кото

рый профессионально занимается этой наукой в теорети

ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.



Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо

собы доказательства истинности таких знаний специфич

ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет

ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте

рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека.

Итак, виды психологических знаний достаточно много

образны. Многообразно и употребление слова "психолог".

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.




Скачать файл (50.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации