Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Использование методов образовательной кинезиологии, нейропсихологии и элементов хатха-йоги в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста - файл


скачать (38.2 kb.)



Четверикова Наталья Алексеевна

Инструктор по физической культуре

МАДОУ «ГАРДАРИКА» г.Пермь

ул. Социалистическая, 10 а

телефон 270-02-64 

E-meil: ds64@obrazovanie.perm.ru,  detsad64@yandex.ru
Использование методов образовательной кинезиологии, нейропсихологии и элементов хатха-йоги в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Сегодня, когда проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в работе всех образовательных организаций, перед педагогами стоит задача поиска эффективных форм, методов и приемов профилактики и укрепления психического и физического здоровья детей.



Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В нашем детском саду «ГАРДАРИКА» функционирует логопедическая группа 15 детей (корпус В), 14 детей ОВЗ и 3 ребенка СОП(корпус А).

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности, которая определена положением ПМПК детского сада, я определила следующие задачи: развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия; координации движений; общей и мелкой моторики; закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи; речевого и физиологического  дыхания; формирование темпа, ритма и выразительности речи; работа над мимикой лица.

Для наиболее лучшего достижения результатов я выбирала упражнения основанные на методе нейропсихологической коррекции, предложенной А. В. Семенович: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения (разные виды ползания); комплексы «образовательной кинезиологии»: упражнения для развития крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, точечного массажа; а также элементы хатха-йоги: упражнения на релаксацию с использованием музыкального сопровождения, упражнения на развитие статического и динамического равновесия, массаж и самомассаж.

Такой подбор упражнений позволяет синхронизировать работу полушарий, повышает стрессоустойчивость, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, развивает мелкую и крупную моторику, облегчают процесс обучения, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание. И также помогает овладеть сложно - координационными движениями: ходьба, бег с подскоками, прыжки в длину с места, ползание, лазание, прыжки на скалке, отбивание мяча и др.

В ходе своей работы я использую как групповые формы работы, так и индивидуальные. В течении года проводиться 1 занятие с детьми речевой группы (корпус В) коррекционно-развивающей направленности; на обычных занятиях по физической культуре используются коррегирующие упражнения. Индивидуальная работа с детьми ОВЗ (корпус А) ведется после физкультурных занятий в первую половину дня. Таким образом необходимо учитывать определенные условия: упражнения необходимо проводить ежедневно (для воспитателей составлен комплекс упражнений); занятия проводятся утром; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Элементы кинезиологии (дыхательные упражнения, ритмическая ходьба, прыжки с разными заданиями для рук и ног) я использую с 3-4 лет, а комплексно внедряю с 4-5 лет и далее по всем возрастам. Также проводиться кружок «Ступеньки к здоровью» по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, где я использую вышеперечисленные методы и приемы.

Кинезиологию и нейропсихологию как метод можно смело отнести к здоровьесберегающим технологиям. Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, при этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения; позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 

Хотелось бы обратить внимание на то, что данные методы и формы работы могут быть использованы в виде психологического сопровождения в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми.

Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям, воспитателям и инструкторам по физической культуре. И всем тем, кто стремиться к воспитанию здоровой личности в каждом ребенке.




Литература:

1. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления – М. 1999г.



2.Здоровьефорирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет.- М:ВЛАДОС,2001г.

3.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза - М.: Генезис, 2007г.

4. Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошколь­ников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008г.


5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002. 

6.Творим здоровье души и тела- СПб.: ООО «Издательство «Пионер», М.:ООО«Издательство Астрель», ООО«Издательство АСТ»,2000г.


Скачать файл (38.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации