Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

2 Четырехпроводная схема управления стрелочным приводом - файл


скачать (195.7 kb.)


2.3. Четырехпроводная схема управления стрелочным приводом
Четырехпроводная схема управления стрелочным приводом постоянного тока применяется на малых станциях при оборудовании их устройствами электрической централизации с центральными зависимостями и местным питанием. Для управления электроприводом от поста электрической централизации до релейного шкафа в горловине станции, где устанавливается пусковое стрелочное реле, прокладываются четыре провода: два управляющих и два контрольных. От релейного шкафа к стрелочному приводу с электродвигателем МСП напряжением 30В прокладываются девять проводов, что позволяет управлять стрелкой с пульта дежурного по станции и при местном управлении из путевой коробки, устанавливаемой у привода, при передаче стрелки на местное управление.

К основным приборам схемы относятся: стрелочное пусковое реле ПС, стрелочные контрольные реле СК и CK1, плюсовое и минусовое контрольные реле ПК и МК. Реле ПС имеет три обмотки: основную, управляющую нейтральным и поляризованным якорями при пуске стрелки; токовую, включаемую последовательно с обмотками стрелочного двигателя и служащую для удержания нейтрального якоря реле при переводе стрелки; вспомогательную, обеспечивающую удержание нейтрального якоря при реверсировании стрелочного двигателя из промежуточного положения. Реле СК и CK1 контролируют положение стрелки и включаются в линейные провода последовательно. Применение двух контрольных реле позволяет осуществить в цепи реле ПК и МК схемную защиту от ложного контроля при несрабатывании поляризованного якоря одного из них. К предусматриваемым для всех стрелок горловины станции приборам относятся стрелочные реле: вспомогательное СВ, фрикционное СФ и его повторитель ПСФ, защитное СЗ и аварийное СА.

Реле СВ включает фрикционное реле СФ, обладающее замедлением 7...8 с на отпускание, по истечении которого, вне зависимости от длительности нажатия пусковой кнопки, отключается рабочий ток контактом реле СЗ. Реле СА срабатывает при нажатии стрелочной аварийной кнопки СА для возможности перевода стрелки при неисправности рельсовой цепи стрелочного путевого участка и выключенном состоянии реле СП.

При плюсовом положении стрелки замкнута цепь тока прямой полярности, в которую включены реле СК и CK1 (M-48, контакт автопереключателя 35-36 АП, ПС, К, CK1, СК, ОК, 33-34 АП, П-48). По схеме соответствия положения контактов реле СК и CK1 включено реле ПК. При минусовом положении стрелки  замкнуты контакты 23-24 и 25-26 АП, вследствие чего через реле СК и CK1 проходит ток обратной полярности и включается реле МК. В случае взреза стрелки контрольные контакты АП размыкаются, реле СК и CK1 выключаются и, следовательно, выключаются и реле ПК (МК).

Защита контрольной цепи от ложных срабатываний при сообщениях с другими цепями постоянного и переменного тока обеспечивается двухполюсным отключением контактов АП контрольных реле СК и CK1 от источника питания. Кроме того, реле СК и CK1 имеют высокое ин­дуктивное сопротивление, поэтому для срабатывания их от переменного тока требуется очень высокое напряжение (около 600 В).

Перевод стрелки возможен при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность движения: стрелка свободна от подвижного состава и не участвует в установленном маршруте приема или отправления.

Эти условия проверяются в управляющей цепи схемы контактами стрелочно-путевого реле СП и замыкающего реле З.

Для перевода стрелки ДСП нажатием кнопки МК замыкает цепь тока обратной полярности для основной (управляющей) обмотки реле ПС. После переключения поляризованного и нейтрального якорей реле ПС и срабатывания групповых реле СВ, СФ, СЗ замыкается цепь рабочего тока, проходящего через токовую обмотку сопротивлением 0,06 0м этого реле и обмотку электродвигателя 1M. Стрелка начинает переводиться. Одновременно контактом поляризованного якоря реле ПС, а затем и контактами 33-34 и 35-36 АП размыкается контрольная цепь. По окончании перевода стрелки размыкается контакт 11—12 АП, и электродвигатель выключается. Вслед за этим через замкнувшиеся контакты 43-44, 45-46 АП образуется цепь тока обратной полярности для возбуждения контрольных реле СК и CK1. Обратный перевод стрелки происходит аналогично.

Защита управляющей и рабочей цепей от ложных срабатываний при сообщениях с другими цепями постоянного и переменного тока достигается так же, как и в контрольной цепи  двухполюсным отключением приборов от источника питания. При этом в управляющей цепи контакты, проверяющие условия безопасности движения (3, СП) включаются в оба линейных провода после пусковых кнопок.

Четырехпроводная схема применяется и на станциях, управляемых по телемеханическому каналу. Поэтому для размыкания рабочей цепи, если стрелка по какой-либо причине не переводится до конечного положения (попадание постороннего предмета между остряком и рамным рельсом), предназначена схема автоматического выключения реле ПС, состоящая из реле СВ, СФ и СЗ.

Действие этой схемы начинается с момента нажатия пусковой кнопки "ПК" или "МК". При этом последовательно с обмоткой реле ПС включается реле СВ. Контактом реле СВ к обмоткам реле СФ подключается конденсатор емкостью 3000 мкФ, который предварительно заряжается через тыловой контакт реле СВ. За счет разряда конденсатора реле СФ срабатывает и включает реле СЗ в релейном шкафу. Реле СЗ замыкает рабочую цепь электродвигателя на 7...8 с, что достаточно для нормального последовательного перевода двух спаренных стрелок. Отключение рабочей цепи через указанное время предотвращает разряд батареи при затянувшемся переводе стрелки и исключает перевод стрелки под составом при маневровых передвижениях без включения сигналов, что может произойти в том случае, если в рабочей цепи имеется недостаточно плотный контакт.

Повторитель реле СВ и СФ  реле ПСФ  предназначен для того, чтобы при быстрых попеременных нажатиях пусковых кнопок реле СВ своим тыловым контактом обеспечивало более длительное время замыкания цепи заряда конденсаторов реле СФ. В связи с этим, вне зависимости от характера манипуляций на пульте, схемой создается постоянство времени замыкания рабочей цепи.

При реверсировании стрелки из промежуточного положения происходит переключение (перемагничивание обмотки) реле ПС. Однако фронтовой контакт этого реле не размыкается, так как вспомогательной обмоткой реле в этот момент создается дополнительная магнитодвижущая сила удержания нейтрального якоря.

Порядок перехода стрелки на резервный комплект.

Для переключения на резервный комплект необходимо нажать кнопку "резерв" с номером той стрелки, которую нужно переключить. При этом на наклонной части пульт-табло загорается красная ячейка с надписью "резерв".

Для отмены резервирования стрелки необходимо нажать кнопку "Отмена резерва". Погасание красной ячейки "резерв" свидетельствует о переключении стрелки на основной комплект аппаратуры.

Для повышения надежности схемы управления стрелкой применяется резервный комплект аппаратуры с коммутирующими реле (приложение 4.1).

Для всех стрелок станции имеется один резервный комплект, содержащий весь набор аппаратуры основного комплекта, расположенной в релейной.

Схема стрелки подключается к резервному комплекту аппаратуры нажатием кнопки резервирования РК данной стрелки. Характеристики коммутирующих реле и их повторителей обеспечивают при нормальном режиме электропитания и при обрыве одной из обмоток какого-либо реле возбуждение всех коммутирующих реле данной стрелки. При нажатии кнопки группа коммутирующих реле, притянув якоря, становится на самоблокировку.

В связи с тем, что резервный комплект аппаратуры общий для всех стрелок станции, возбуждение коммутирующих реле какой-либо стрелки возможно только при обесточенном состоянии коммутирующих реле остальных стрелок.

Порядок постановки стрелки на макет.

Выключение стрелки из электрической централизации с сохранением пользования сигналами производиться при условии постановки ее на макет. Постановка стрелки на макет производится:

при потере контроля положения стрелки;

при замене стрелочного электропривода и его переборке, когда остряки стрелки отсоединяются от электропривода, а механическая связь между остряками сохраняется.

Постановка на макет разрешается одновременно только одной стрелки. На пульт-табло имеются пломбируемые кнопки и контрольные ячейки макета:

зеленая ячейка "Разрешение включен. " - говорит о том, что стрелок на макете нет;

кнопка "Включение", 2-х позиционная, фиксированная, над кнопкой ячейка белого цвета;

кнопка "+" - 2-х позиционная, не фиксированная над кнопкой ячейка "+" зеленого цвета;

кнопка "-" - 2-х позиционная, не фиксированная над кнопкой ячейка "-" желтого цвета;

кнопки “1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8” (например) - постановки стрелок на макет 2-х позиционные, не фиксированные над кнопками ячейки “1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8” красного цвета.

Работник Службы Сигнализации по должности не ниже электромеханика, имея разрешение начальника Службы Сигнализации и связи, согласованное с начальником Службы Движения на выключение стрелки и уточнив с дежурным по посту централизации время начала работ, делает в "Журнале осмотра... " запись. В этой записи указывается цель выключения стрелки, способ выключения - с сохранением пользования сигналами, а также необходимость запирания стрелки на висячий замок. Дежурный по посту централизации на основании записи работника Службы Сигнализации и связи по должности не ниже электромеханика, дает указание дежурному по станции о проверке положения стрелки и запирании остряка на закладку и навесной замок в требуемом положении, дает указание работнику Службы Пути о закреплении (зашивке) остряков стрелки в требуемом положении, получив сообщение о том, что стрелка заперта и ее остряки закреплены в требуемом положении (при наличии записи об этом работника Службы пути в "Журнале осмотра... "), дежурный по посту централизации надевает на обе стрелочные кнопки колпачки красного цвета и подписывается под текстом записи работника службы СЦБ, разрешая приступить к выключению стрелки. Для постановки стрелки на макет ДСЦП с разрешения ДЦХ делает запись в "Журнале осмотра... " о распломбировании кнопки макета "Включение", "+" (или "-") положения стрелки и кнопки № стрелки, переводимой на макет. Первой нажимается кнопка "Включение", после чего загорается ячейка белого цвета. Затем ДСЦП на пульт-табло и работник службы СЦБ (электромеханик) на контрольном табло в релейной одновременно нажимают кнопки "+" ("-") положения, при этом над кнопками загораются зеленая ячейка "+" (или желтая "-") положения стрелки. После этого одновременно нажимаются кнопки с номером стрелки, устанавливаемой на макет, над этими кнопками загораются ячейки с номером стрелки, выключенной из централизации и установленной на макет, гаснут ячейки "Стрелок на макете нет" и на пульт-табло гаснет ячейка контроля положения стрелки, выключенной из централизации. Убедившись, что выключение стрелки из централизации с сохранением пользования сигналами произведено правильно, работник СЦБ не ниже электромеханика, делает в "Журнале осмотра... " вторую запись о выключении стрелки и установки ее на макет, ДСЦП расписывается под записью. После этого необходимо надеть красные колпачки на кнопки макета и "Выключение" (КВ) стрелки. С этого момента можно осуществлять задание маршрутов для организации движения поездов по сигналам и выполнять работы по стрелке. После устранения повреждения или окончания производства работ, стрелка должна быть снята с макета и включена в централизацию. Снять стрелку с макета можно только после соответствующей записи работника службы СЦБ по должности не ниже электромеханика в "Журнале ocмoтpа... " или сообщения им поездному диспетчеру по телефону тоннельной связи.

Получив разрешение на снятие стрелки с макета, ДСЦП на пульт-табло отжимает кнопку "включение" макета. При этом загорается лампочка "Стрелок на макете нет", а остальные контрольные ячейки макета гаснут, на пульт-табло появляется контроль положения стрелки, включенной в централизацию. После этого со стрелки должна быть снята закладка, раскреплены остряки, стрелка включена в централизацию, опробована с пульт-табло. После проверки плотности прижатия остряка в "+" и "-" положении и соответствии индикации на пульт-табло фактическому положению стрелки работник службы СЦБ делает запись о результатах проверки стрелки в "Журнале осмотра".

Порядок перевода стрелки курбельной рукояткой.

При переходе на ручное управление централизованными стрелками перевод и запирание их производится по распоряжению ДСЦП только одним из работников, который в данном случае является ответственным за правильность перевода стрелок: начальником станции, дежурным стрелочного поста, оператором поста централизации, дежурным по станции, дежурным по приему и отправлению поездов, электромехаником СЦБ, дорожным мастером (помощник дорожного мастера), или другим работником, назначенным приказом начальника метрополитена.

Указанное распоряжение передается лично или по телефону тоннельной связи или радиосвязи, а при неисправности или отсутствии указанных видов связи по телефону стрелочной связи.

Курбели от электроприводов централизованных стрелок должны храниться в запломбированном ящике на посту централизации, а также заблокированными в аппаратах, расположенных в районе стрелочных переводов.

Во время перевода стрелки курбелем красная ячейка у кнопок перевода стрелки горит мигающим светом, сигнализируя о потере контроля положения стрелки. Для перевода стрелки курбелем, необходимо:

отвинтить курбелем стопорный винт на курбельной заслонке;

опустить вниз до упора курбельную заслонку;

вставить курбель в отверстие для курбельной рукоятки;

начать вращение курбеля в сторону предполагаемого перемещения остряков.

(С торца эл. привода нарисована стрелка с указанием "+" положения стрелки).

Признаком, характеризующим окончание перевода стрелки кур6елем при отсутствии контроля ее положения, является прилегание остряка к рамному рельсу и запирание остряка стрелки закладкой.

Порядок действий при взрезе стрелки :

При приближении подвижного состава к стрелке, установленной не по маршруту следования, машинист должен принять меры к остановке, не допустив взреза стрелки.

Если состав остановился на взрезанной стрелке, машинист обязан:

доложить об этом ДЦХ и затребовать снятия напряжения с контактного рельса;

принять меры, исключающие самопроизвольный уход поезда (состава);

после снятия напряжения с контактного рельса осмотреть совместно с прибывшим работником службы пути или работником службы сигнализации по должности не ниже электромеханика СЦБ расположение колесных пар на стрелке и состояние остряков. (Снятия и подача напряжения на контактный рельс производится установленным порядком).

При отсутствии схода колесных пар с рельсов, излома остряков и других препятствий движению состава и при прилегании к рамному рельсу остряка, который был отведенным до взреза стрелки, работник службы пути, а при его отсутствии работник службы сигнализации по должности не ниже электромеханика СЦБ должен доложить ДЦХ результаты осмотра и запросить разрешение освободить стрелку при движении только в пошерстном направлении.

Если при осмотре колесных пар и стрелки будет выявлено неприлегание к рамному рельсу остряка, который был отведенным до взреза стрелки, то для исключения перескакивания колесных пар через остряки, работник службы пути, а при его отсутствии работник службы сигнализации по должности не ниже электромеханика СЦБ должен отсоединить тяги от электропривода и обеспечить прилегание остряка к рамному рельсу, после чего доложить ДЦХ результаты осмотра и запросить разрешение освободить стрелку при движении только в пошерстном направлении.

Если тележка вагона закрыла доступ к месту крепления тяг и электроприводу, то при неприлегании к рамному рельсу остряка, который был отведенным до взреза стрелки, и при отсутствии препятствий движению состава, машинист должен запросить у ДЦХ разрешение продвинуть состав в пошерстном направлении на расстоянии 3–5 м.

Если колесные пары первой тележки головного вагона остановились на рамном рельсе и остряке стрелки, установленной для движения по другому пути, и не перескочили через отведенный остряк, то состав (поезд) по заявке машиниста и по приказу ДЦХ следует продвинуть на 5-6 м назад (в неправильном направлении).

После повторного снятия напряжения с контактного рельса работник службы пути, а при его отсутствии работник службы сигнализации по должности не ниже электромеханика СЦБ обеспечивает прилегания остряка стрелки к рамному рельсу и запрашивает у ДЦХ разрешение освободить стрелку при движении в пошерстном направлении.

Освобождение стрелочного перевода производится поездом по устному приказу, а составом – по распоряжению ДЦХ со скоростью не более 5 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться при подачи сигнала остановки работником, находящимся около стрелки.

После освобождения стрелки подвижным составом, взрезавшим стрелку, пропускать по стрелке поезда (составы), разрешается только после осмотра и ремонта ее работниками службы пути, а централизованные стрелки, кроме того, работниками службы сигнализации, с соответствующей из записью об этом в журнале осмотра, или их телефонограммы, передаваемой по тоннельной или поездной диспетчерской поездной связи, регистрируемой в журнале осмотра. Работники, давшие телефонограмму, должны в дальнейшем подтвердить ее в дальнейшем личными подписями в журнале осмотра.

До прибытия работника службы сигнализации по должности не ниже электромеханика СЦБ движение по взрезанной централизованной стрелке (после соответствующей записи в журнале осмотра, сделанной работником службы пути, по должности не ниже мастера), разрешается лишь при условии закрепления остряков и запирании прижатого остряка на закладку и навесной замок.

До прибытия работника службы пути движение по взрезанной централизованной стрелке (после соответствующей записи в журнале осмотра, сделанной работником службы сигнализации, по должности не ниже электромеханика СЦБ и работника службы движения) допускается лишь при условии закрепления остряков работником службы сигнализации, по должности не ниже электромеханика СЦБ и запирания прижатого остряка на закладку и навесной замок работника службы движения.

Если состав проследовал взрезанную стрелку, оборудованную электроприводом взрезного типа, то при отсутствии излома остряков, тяг и деталей электропривода, работник службы сигнализации, по должности не ниже электромеханика СЦБ должен восстановить взрезное сцепление электропривода.

После осмотра и ремонта взрезанной стрелки первый поезд пропускается по этой стрелке по устному приказу ДЦХ (первый состав – по устному распоряжению) со скоростью не более 5 км/ч.

Порядок действий при сходе поездного состава с рельсов устанавливается инструкцией, утвержденной начальником метрополитена.




Скачать файл (195.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации