Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник практического психолога - файл 1.doc


Справочник практического психолога
скачать (1264 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1264kb.17.11.2011 16:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Современная психологическая диагностика: наука
и практика (С. Т. Посохова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Методологические аспекты психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.1. Социальная и практическая значимость психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.2. Подходы к пониманию психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.3. Подходы к пониманию предмета психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.4. Принципы психологической диагностики . . . . . . . . . .

1.1.5. Становление и истоки научной психологической диагностики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.6. Психологическая диагностика в системе психологического познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1.7. Психологический диагноз: смысл и ступени . . . . . . . . .

1.2. Практические аспекты психологической диагностики. .

1.2.1. Проблемы психодиагностической практики. . . . . . . . . .

1.2.2. Профессиональные функции психолога-диагноста. . .

1.2.3. Классификация методов психологического познания

1.2.4. Организационные методы в психологической диагностике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.5. Основные способы получения психологической информации в психодиагностике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.6. Психодиагностическое обследование: организация и этапы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.7. Алгоритм сбора информации
о психодиагностических методиках . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.8. Этические проблемы в практической деятельности психолога-диагноста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.9. Этика психолога-диагноста — составная часть профессиональной этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.10. Этика и ответственность психолога-диагноста . . . . . .

1.2.11. Требования к личностным и профессиональным качествам психолога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2.12. Требования к психодиагностическим средствам . . . .

^ Глава 2. Современные психодиагностические методики
(Д. О. Аравина, С. В. Липпо, С. Т. Посохова, Ю. Л. Проект ,
В. А. Чикер
) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Стандартизованные техники опроса . . . . . . . . . . . . . . . . . .

^ 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла . . . . . . .

Шкала самооценки Спилбергера — Ханина . . . . . . . . . . . . . .

Методика исследования самоотношения (МИС) . . . . . . . .

Биографический опросник (BIV)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Опросник структуры темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Самоактуализационный тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Методика интерперсональной диагностики . . . . . . . . . . . . .

2.2. Идеографические техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2.1. Контент-анализ в психологической диагностике . . . . .

Методика «Личностный семантический дифференциал»

Глава 3. Психологическая диагностика жизненных проблем личности (И. А. Акиндинова, С. А. Безгодова, Д. А. Богданова, И. М. Богдановская, Н. В. Груздев, С. В. Липпо, А. Н. Кошелева, Р. В. Манеров, С. Т. Посохова, З. Ф. Семенова). . . . . . . . . .

3.1. Психологическая диагностика адаптационных возможностей личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.1. Психологическая диагностика адаптационных изменений личности в изменяющейся социальной среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1.2. Психологическая диагностика предпринимательской стратегии адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Психологическая диагностика духовно-нравственных ориентаций личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2.1. Психологическая диагностика смысловой организации современной религиозности . . . . . . . . . . . . .

3.2.2. Психологическая диагностика адаптационного потенциала религиозно ориентированных лиц . . . . . . . .

3.3. Психологическая диагностика отцовства . . . . . . . . . . . . . .

3.3.1. Психологическая диагностика отцовства
как проявления личностно-смысловой сферы мужчины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3.2. Психологическая диагностика отцовства
и самоактуализации подростка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4.1. Психологическая диагностика представлений
о дружбе и о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Психологическая диагностика профессиональной
и карьерной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5.1. Психологическая диагностика самореализации
в престижных профессиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5.2. Психологическая диагностика ценностно-профессиональной ориентации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Психологическая диагностика внутриличностных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6.1. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6.2. Психологическая диагностика суждения о времени

ВВЕДЕНИЕ


Справочник состоит из трех глав. Первая глава справочника ориентирует читателя в методологических проблемах психологической диагностики, раскрывает некоторые вопросы психологической диагностики как научной отрасли и как практики психолога. Овладение методологией психодиагностики означает овладение психодиагностической культурой, необходимой для профессионального совершенствования психолога-диагноста. Первая глава справочника включает в себя два раздела.

^ Во второй главе представлены конкретные психодиагностические методики, которые объединены в две группы: стандартизированные опросные методики и идеографические техники. Первая группа представлена опросниками, прошедшими широкую апробацию и зарекомендовавшими себя в качестве надежных психодиагностических средств. К их числу следует отнести прежде всего 16-факторный опросник Р. Кэттелла, шкалу самооценки Спилбергера — Ханина, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева и т. п. При описании этих популярных методик существенным образом углублена их интерпретация. Наряду с этим во второй главе представлены методики, использование которых только начинается.

Методики описаны в соответствии с определенным алгоритмом, позволяющим понять как психологическое содержание методики, так и технологию работы психодиагноста.

^ Третья глава справочника ориентирует читателей на психодиагностику актуальных жизненных проблем человека и включает в себя оригинальные комплексы психодиагностических средств. К проблемам, требующим целостного психодиагносического обследования, отнесены:

· адаптация личности в современных социальных условиях;

· нравственные искания личности;

· карьерные и профессиональные ориентации;

· детско-отцовские взаимоотношения;

· дружеские межличностные отношения;

· внутриличностные конфликты: лень, психологическое время.

Справочник составлен ведущими специалистами в области психологической диагностики, имеющими большой опыт диагностической работы в системе образования, производства, предпринимательства, а также опыт психодиагностического консультирования по актуальным жизненным проблемам человека, оказавшегося в трудных условиях, в том числе и экстремальных. Все предложенные психодиагностические комплексы прошли апробацию и представлены адекватными для решения рассмотренных жизненных проблем методиками.
Глава 1

СОВРЕМЕННАЯ

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА:

НАУКА И ПРАКТИКА
1.1. МеТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1.1.1. Социальная и практическая значимость психологической диагностики

Интерес к психодиагностике всегда связывался с естественной для человека потребностью в познании прежде всего самого себя. В исторически важные для общества времена или в критические для конкретного человека моменты, особенно тогда, когда жизненные ценности, долго служившие внешними опорами и ориентирами, начинают терять свой смысл и силу, заменяются другими, внимание к собственному внутреннему миру неизбежно возрастает. Собственное Я превращается в арену поисков источников как конфликтов, так и душевного равновесия, психического комфорта. Человек, делая самостоятельный выбор в познании себя, обращается к психодиагностике, объединяющей в себе идею души и способности ее распознания. Психодиагност, обладающий специальными методическими средствами, способен глубоко проникать во внутренний мир человека. Он способен вскрывать интимные, часто неосознаваемые или даже отрицаемые внутриличностные и межличностные проблемы. Тем самым психодиагностика включается в их решение.

Несмотря на высокий динамизм и нестандартность происходящих в нашем обществе процессов, утверждение новых способов социальных отношений, сегодня человеку предоставляются достаточно широкие возможности для выбора путей самореализации и самоактуализации. Профессиональный, деловой и личный успех все в большей степени зависит от активности и способности человека адаптироваться в новых, во многом неопределенных жизненных ситуациях. Приоритетная личная задача, остро ставшая сегодня перед многими, заключается в творческой реализации себя как целостной уникальной личности, как субъекта жизненной стратегии, профессиональной карьеры, социально-ценностных отношений. Человек все чаще вынужден задавать себе вопросы, касающиеся его собственных возможностей и способностей: «Что я могу?», «Где я абсолютно непригоден?». Подобные вопросы актуальны для представителей многих слоев населения, для мужчин и женщин, для совсем молодых и приближающихся к пенсионному возрасту. Они возникают, как правило, в сложных для личности ситуациях: при профессиональном и социальном самоопределении, при необходимости переобучения и смены профессиональной ориентации, жизненной позиции, выборе религиозных установок и т.п. Психологическая диагностика оказывается тем инструментом, который помогает человеку раскрыть имеющиеся у него скрытые резервы, еще не реализованные возможности, позволяет определить профессиональное соответствие и внутренние барьеры успешной личностной и деловой самореализации.

Остро назревшая в нашем обществе потребность в максимальном использовании психических возможностей человека придает психодиагностике особый социальный смысл. Знание личностного и профессионального потенциала, прогнозирование вектора и детерминант его развития необходимы сейчас для экономического и духовного возрождения общества в целом. Все возрастающее стремление к вознаграждению истинного таланта требует знания психологических особенностей человека. В этом случае психологическая диагностика рассматривается как способ решения профессиональных и карьерных проблем.

Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений, таких как наркомания, алкоголизм, беспризорность, безнадзорность и т.п. можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу социальной и практической значимости психодиагностики. Нередко именно психолог-диагност становится первым специалистом, который сталкивается с отклонениями в развитии, с асоциальными нарушениями поведения. С помощью психологической диагностики вскрываются индивидуальные и групповые факторы риска наркозависимостей и созависимостей, определяются эффективные пути реабилитации. На основе результатов психодиагностики создаются программы профилактики аддиктивного поведения. В этом случае к психологической диагностике прибегают как к одному из видов психологической помощи.

Доступность тестовых средств – одно из следствий возрастающего социального интереса к психодиагностике. Обширный рынок не всегда высококачественных изданий, открывший возможность всем желающим тестировать себя и ближайшее окружение, явно способствует увлечению психодиагностикой.

^ 1.1.2. Подходы к пониманию

психологической диагностики

Современная психологическая диагностика, как никакая другая область психологических знаний, нуждается в теоретическом осмыслении. Выход в широкую практику, включение в решение жизненных проблем человека создали своеобразный психодиагностический парадокс: рост описания средств диагностики заметно отставляет открытым вопрос о том, что же такое психологическая диагностика, каков ее предмет, каков механизм взаимодействия психолога-диагноста с обследуемым. Видимо, отсутствие теоретической психодиагностики привело к тому, что в современной психологии сложилось несколько взаимно дополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики.

Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных сферах жизнедеятельности человека, связывается с представлением о ней как о совокупности методов и средств для измерения психических состояний и свойств, то есть как об инструменте. Смысловое пространство психологической диагностики наиболее часто образует разные тесты и сферы их использования. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п. Дискуссия ведется лишь по вопросу о том, какие методы считать относящимися к диагностике, а какие не считать.

Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено. Это мнение характерно как для большинства представителей психологического сообщества, так и для тех, кто просто увлекается психологией и прежде всего возможностью тестирования. По мнению многих исследователей, психодиагностику отличает от других областей психологических знаний не особая предметная область, а способы получения фактов, на основании которых психолог-диагност решает поставленные перед ним задачи.

В определенной мере инструментальный подход правомерен. Он должен и далее развиваться и совершенствоваться. В нем прежде всего отражается история возникновения и становления психодиагностики, ее тесная связь с экспериментальной психологией и тестологией. Кроме того, подчеркивается исключительно ценная практическая направленность. Можно предполагать, что именно инструментальная ценность и создает настоящий бум вокруг психодиагностических средств и методов.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее. Его суть составляет признание психологической диагностики в качестве самостоятельной научной области, главное назначение которой сводится к разработке методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Так же, как и инструментальное направление, конструирующее ориентировано в основном на методики, на средства диагностики. Содержание диагностируемых феноменов психической жизни конкретного человека играет вспомогательную роль.

Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. Сейчас никто не сомневается в необходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долго время считались непсихологическими, например, свобода, добро, правда, совесть и т.п. Несмотря на это, психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Психологическая диагностика возникла и развивалась как один из способов психологического познания. Общественное признание она получила прежде всего благодаря своеобразной способности познавать психологию человека в его практической деятельности и реальных жизненных ситуациях. Более того, перевод двух греческих слов, составляющих понятие «психодиагностика», (psyche – душа) и (diagnostikos – способный распознать) подтверждает правомерность рассматриваемой позиции. В буквальном смысле слова «психодиагностика» – это способность распознавать душу. Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам.

Психологическая диагностика превращается в познавательный процесс. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т.е. психических особенности человека вообще. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще.

Результаты психодиагностического познания воплощаются в психологическом диагнозе, который представляет собой различное по степени развернутости и полноте заключение о принадлежности единичных (индивидуальных) психических проявлений к определенному классу.

Известно, что основное назначение психодиагностики заключается в постановке объективного и надежного диагноза. Тем не менее психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основания рассматривать ее как один из видов психологической помощи. Специфический терапевтический потенциал содержат в себе сами психодиагностических процедуры. Например, выполнение рисуночных проб в процессе проективной диагностики позволяет обследуемому освободиться от излишней тревоги, почувствовать уверенность в себе, в правильности своих действий. Заполнение опросников, шкал самооценки, требующих от человека концентрации внимания на своих переживаниях, анализа собственного поведения в разных ситуациях, нередко сопровождается особым успокаивающим эффектом.

В то же время психодиагностическое обследование может оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого неприятные переживания. В психодиагностике хорошо известен феномен тестовой тревожности – появление или нарастание чувства тревоги во время выполнения тестовых заданий. Возможны негативные реакции как по отношению к психологу, так и по отношению к самой процедуре тестирования. Поэтому помогающий смысл психодиагностики имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей обследуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.

В последнее время психологическая диагностика все чаще ассоциируется с практической деятельностью психолога. Возникновение и упрочнение практикоориентированного подхода к пониманию сущности психологической диагностики определяется интенсивным и расширяющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем.

В последнее время развивается еще одно направление в понимание сущности психологической диагностике, который условно можно обозначить как адаптационный. Суть его заключается в том, что психологическая диагностика рассматривается как самостоятельная научное направление, предполагающее изучение индивидуального своеобразия человека, включенного во всю систему взаимосвязей с окружающей реальностью и с самим собой. Предмет психологической диагностики – те психические образования, которые позволяют прогнозировать наибольшую полноту и успешность раскрытия человеком всех своих психических потенциалов в конкретных изменяющихся жизненных условиях.

Подобный подход к пониманию предмета психологической диагностики означает ориентацию на признание уникальности каждого человека, активно взаимодействующего с обществом, культурой, предметной средой и природой, на понимание своеобразия стратегий его самореализации в процессе этого взаимодействия. При таком подходе конструирование и использование методик перестает быть самоцелью диагностики, а превращается в средство выявления индивидуальных возможностей и проблем их совершенствования.

Ориентация на теоретические аспекты психологической диагностики и систематизацию психодиагностического опыта в наибольшей мере представлена в интегральном подходе. Интегральный подход обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и делает акцент на самостоятельности ее теоретических и методологических проблем. В то же время подчеркивает практическую направленность психодиагностики, ее ориентацию на решение жизненно важных проблем человека. Психодиагностика рассматривается в качестве самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования она выступает в качестве основы, объединяющей все области их практической реализации.

^ 1.1.3. Подходы к пониманию предмета психологической диагностики

Вопрос о предмете психологической диагностики, о том, что она изучает, решается в современной психологии далеко не однозначно. Из существующего потока мнений можно выделить несколько, наиболее часто встречающихся.

Одно из них сводится к тому, что предмет психодиагностики – психическое своеобразие конкретного человека. С целью выявления психического своеобразия используются определенные методы и методики. Последующее применение статистических процедур позволяет измерить выявленное психическое своеобразие. Задача психодиагноста сводится к тому, чтобы на основании умозаключений перейти от признаков и индикаторов свойств, состояний и процессов к констатации их наличия и выраженности. В этом случае психодиагностика служит для получения числовых эквивалентов выраженности интересующих психолога психических свойств у конкретного индивида. Таким образом, предмет психологической диагностики – это психическое своеобразие конкретного человека, т.е. индивидуальность как выражение целостности и неповторимости человека. В таком случае происходит определенное отождествление предмета психологической диагностики и предмета психологии индивидуальности.

Другое мнение состоит в том, что предмет психологической диагностики – различия в психической организации людей. Как и в предыдущем случае, различия, обнаруженные с помощью психодиагностических методик, измеряются путем применения статистических процедур. В результате психолог-диагност получает числовые эквиваленты психических различий. Тем самым предмет психологической диагностики в значительной степени растворяется в предмете дифференциальной психологии.

Существует также мнение о том, что предмет психологической диагностики – все психическое. Такое широкое представление характерно для немецкой психодиагностической школы, представители которой полагают, что психодиагностика изучает психическое в самых разных формах проявления.

Известна также позиция, отрицающая какую-либо уникальность и самостоятельность предмета психологической диагностики. Предмет психодиагностики ничем не отличается от предмета любой другой области психологических знаний. Предмет психологической диагностики и всех других психологических областей общий. Своеобразие психодиагностики определяется уникальностью методических средств, уникальностью способов получения психологической информации, но не специфичностью предмета.

Несмотря на некоторые различия, все приведенные мнения объединяет то, что в них нивелируется специфичность предмета психологической диагностики. Он сливается с предметом ряда других областей: психологии: психологии индивидуальности, дифференциальной и общей психологии. Существенная роль в определении специфики предмета психологической диагностики принадлежит разработке методологических и методических принципов.

^ 1.1.4. Принципы психологической диагностики

Теория психологической диагностики опирается главным образом на достижения современной психологии. Это имеет отношение и к методологическим принципам, которые рассматриваются в психологии в качестве руководящей идеи, основополагающего правила получения и объяснения полученной психологической информации. Теоретико-методологическая основа психологической диагностики представлена в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов, таких как Б. Г. Ананьев, В. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Ф. Ла­зурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, А. Анастази.

К специфически психодиагностическим можно отне­сти:

· принцип конкретности;

· принцип ориентации на выявление индивидуальности;

· принцип безоценочности;

· принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью.

Принцип конкретности подчеркивает относительность психологического диагноза. Организация психо­диаг­ностического обследования, выбор диагностируемых психических образований определяются соответствием психического развития и состояния человека тем требованиям, которые предъявляет конкретная жизненная ситуация. Вполне естественно, что диагностика психологической готовности детей к обучению в общеобразова­тельной школе и к обучению в гуманитарной школе с углубленным изучением иностранных языков потребует ориентации на разные психические образования, а следовательно, выбора разных методических средств.Психологический диагноз, отражающий возможность обучения ребенка в массовой школе, может означать неполное психологическое и психофизиологическое соответствие требованиям обучения в гимназии.

Принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития. Исключительность жизненной проблемы человека, его психологиче­ского портрета – исходная точка психодиагностической деятельности психолога, которая определяет содержание психодиагностической гипотезы, необходимость и достаточность диагностических средств в методическом комплексе, длительность психодиагностики и форму психодиагностического заключения.

Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев (например, «плохая память», «хороший интеллект» и т. п.) в процессе выявления психологических особенностей человека и при постановке психологического диагноза. Все психические процессы выполняют адаптационную функцию, что делает их целесообразными и необходимыми для обеспечения самосохранения и развития человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью как принцип психологиче­ской диагностики занимает особое место. Он во многом определяет не только ход психодиагностического обследования, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие сегодня, во много раз превышают темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека – результата длительного филогенеза и индивидуального развития, что, безусловно, отражается как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой.

^ 1.1.5. Становление и истоки

научной психологической диагностики

Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того оценивалось поведение чиновников быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. С помощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.

Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора, который с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Ученый внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего «диагностировалась» стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать одни в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение «жертвы» отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приемом в школу.

Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царем Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви; достоверны ли печатные греческие книги; правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.

^ Наивная психологическая диагностика – Научной психологической диагностике предшествовала наивная психологическая диагностика, содержание которой определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.

Физиогномика (греч. phsis «природа» + gnomon «знающий») – учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности. Происходит от перевода двух греческих слов «природа» и «знающий». Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установлены его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует теория, объясняющая эти связи, в основе которой примитивные аналогии между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей. Если лицо похоже на лисицу, то человек хитер, как лисица и т.д. В течение длительного времени физиогномика служила предпосылкой для многих типологий характера. Однако в первой половине XIX физиогномика была практически забыта.

Френология (греч. phren «ум, разум» + logos «слово, понятие, учение»)учение Ф. Галля о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражает на конфигурации черепа. Это позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую карту. В ХХ века френология пользовалась большой популярностью как метод психологической диагностики. Френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе.

Графология (греч. grapho «пишу» + logos «слово, понятие, учение») – это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На их существование указывали Аристотель, Феофраст и многие другие мыслители. В 1622 г. итальянский врач К. Вальдо опубликовал работу с описанием способов определения особенностей личности по почерку. Широкое распространение графология получила в XIX веке. Термин «графология» во второй половине XIX век был введен аббатом Мишоном.

Изучение почерка может иметь диагностическое значение. Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. В криминалистике почерк анализируется с целью выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников. Существует судебное почерковедение. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии.

Хиромантия (греч. cheir «рука» + manteia «гадание, пророчество) – образована от двух греческих слов: «рука» и «пророчество». Хиромантия – одно из наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний дерматоглифики (греч. derma «кожа» + gliphe «гравировать»).

Папиллярный рисунок индивидуален. Его уникальность, персональный характер были использованы в криминалистике. Такому практическому применению помог случай, к которому причастен Вильям Хершель – англичанин, служивший в британской армии в одном из районов Индии. В течение 15 лет Хершель выплачивал жалование индийским солдатам. Для европейца это было настоящей проблемой, так как все индийцы казались одно лицо. Писать они не умели, имена повторялись. Часто, получив один раз жалование, они требовали еще как не получавшие его. Иногда посылали друзей и родственников

Хрешель знал, что в ряде стран существовал обычай использования отпечатков пальцев в качестве удостоверения личности. Так, в Китае разводы между супругами удостоверялись отпечатком руки мужа. У подкидышей в сиротских домах также брали отпечатки пальцев. Эти знания британский служащий использовал в собственной практике. У работающих у него индийцев Хершель стал брать отпечатки пальцев для того, чтобы удостоверять контракты. Сначала он делал это, чтобы индийцы чувствовали свою ответственность. Постепенно тайна линий отпечатков увлекла его. В 1877 году у него была целая записная книжка, заполненная отпечатками индийцев, которые он снимал в течение в 19 лет через определенные промежутки времени. Хершель с удивлением заметил, что отпечатки пальцев одного человека никогда не были идентичны отпечаткам пальцев другого. Это и были папиллярные линии. Пытливый британец получил возможность отличать истинных служащих от мнимых.

В середине прошлого, то есть ХХ века, усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых указывается на связь между отельными особенностями рисунков кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна. При аномалиях по половым хромосомам, например болезни Шерешевского-Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомии-Х наблюдаются отклонения в дерматоглифики.

Интерес к психологическим аспектам дерматоглифики возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие папиллярых и ладонных рисунков очень велико. Г. И. Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера.

Наивная психология пользовалась преимущественно методом наблюдения. Прекрасные образцы наблюдения, позволившего тонко раскрыть характеры человека, оставил Феофраст (конец IV – первая половина III века до нашей эры).

^ Зарождение научной психологической диагностики – Собственно психологическая диагностика впервые появилась в рамках психиатрического обследования. Первоначально она была представлена обыкновенными вопросами относительно возраста, местожительства, даты рождения, несложных математических операций. Таким образом, первым предметом, к которому обратилась психодиагностика, были умственные способности человека. Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, чем-то похожие скорее на ребусы, требующие проявления находчивости, критичности, предвидения, чем на задачи, связанные с описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на проверку памяти.

Современный облик экспериментальная психология приобрела благодаря колоссальным усилиям и исследовательской активности В. Вундта. Ученый, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т.п. Вместе со своими учениками.

Одним из научных источников психологической диагностики считается прикладная психология, предметную область которой довольно трудно очертеть. Сегодня прикладные, социально значимые задачи ставят перед собой медицинская, социальная, инженерная, педагогическая психология, психология труда и многие другие отрасли психологии. Круг задач охватывает отбор и подбор персонала, профессиональную пригодность, определение психологической готовности детей к обучению в школе и т.п.

Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин прикладной психологии положит Ф. Гальтон. В 1883 году он опубликовал работу «Исследование человеческих способностей и их развитие». Он предложил проверять общие умственные способности человека с помощью психометрического испытания. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл. В 1890 году вышла в свет его монография «Умственные способности, их измерение», в которой предлагает примерно 50 простых испытаний. Среди них, например измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительности к прикосновению, приблизительной оценки времени, объема непосредственной произвольной памяти.

Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон.

Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов. Речь идет о так называемых проективных тестах, с помощью которых предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции появляется в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-1906г.

Тесты, основанные на вопросах, касающихся собственных переживаний и поведения человека или его отношений начали возникать в 1930-х годах под влиянием первого психологического вопросника, оставленного в 1917 году Р. С. Вудворсом с целью отличить призывников, страдающих неврозом, от здоровых.

Американского психолога ^ Р. Торндайка принято считать родоначальником тестов школьной успешности. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений, такие как контрольные работы, устные и письменные экзамены и т.п. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Сегодня все отчетливо проявляется тенденция к замене классических тестов школьной успеваемости так называемыми критериально ориентированными тестами.

Другой, исторически не менее важный, источник психологической диагностики заключен в дифференциальной психологии. Ее корни находятся, как известно, в идеях дарвинизма, популярных в ХIХ в. и проникших в психологию во многом благодаря исследованиям Ф. Гальтона. Именно он, применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил внимание на интериндивидуальные различия.

Тем не менее основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать ^ В. Штерна, который еще в 1900г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.

Существенную роль в становлении дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная психология» они открыли новую предметную область психологических исследований – индивидуальные различия. Переход от исследования изолированных психических свойств к целостной индивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта – психодиагностики. А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Тест получил признание во многих странах. Главный недостаток теста заключался в том, что он не имел достаточного теоретического обоснования.

Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология – направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов.

Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 году русский ученый А. Ф. Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента. Естественный эксперимент в отличие от самого обширного теста позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом.

Приблизительно в это же время другим отечественным психологом ^ Г. И. Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью «психологического профиля». Г. И. Россолимо выдвинул и реализовал идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально-своеобразного профиля личности.

Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах – клякс.

Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих в основе становления психологической диагностики, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Развитию психологической диагностике способствовали общественные потребности, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса, нуждавшихся в более точных количественных методах оценки свойств личности, психических функций. Исходные позиции разных авторов при построении психодиагностического инструментария различны. В то же время общим для них служит цель психодиагностики.

^ Идеи тестирования в психологии: перспективы и критика – Практика использования психологических тестов показала ощутимый материальный эффект. Так, А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев описали массовый эксперимент, который был проведен под руководством Еркеса, который разрабатывал психологические методики для нужд армии. Только во время Первой мировой войны при помощи тестов был обследован 1 миллион 800 тысяч военнослужащих. Во время Второй мировой войны – уже 7 миллионов солдат Соединенных Штатов Америки. В трудных условиях военные вряд ли бы стали необоснованно отвлекать бойцов от их прямых обязанностей. По заявлениям военных специалистов, психологическое тестирование и основанное на их результатах распределение солдат себя оправдали.

Вместе с тем, хорошо известно, что психодиагностические тесты стали подвергаться критике с первых лет своего массового применения. До сих пор в силе остается критическое замечание Е. Клапареда, высказанное еще в начале века по поводу тестов. Он указывал на то, что трудно определить их психологическую ценность, так как нельзя точно назвать те способности, которые тесты выявляют. Если психолог поставит перед большим количеством учеников задачу зачеркивать букву «А» на странице какого-либо текста, то, несомненно, можно получить различные результаты. Однако, как замечает ученый, трудно понять, что означают эти различия и что нужно думать о психологической сущности учеников, опираясь на эти различия. Является ли скорость зачеркивания признаком только более высокой способности к движениям, или же большого внимания и более высокого интеллекта. Один и тот же вопрос можно задать при выполнении всех других тестов: «Можно ли по частному испытанию сделать вывод о психике в целом?».

Известно еще более категорическое замечание – тестовый метод служит измерением только степени определенной способности и ничего не говорит о том, как протекают психические процессы. Против тестов А. Бине выдвигается возражение, сохраняющее силу до сегодняшнего дня для распространенных вербальных методик. Согласно уравнению регрессии,

  • 54% эффективности выполнения теста А. Бине обусловлены педагогическим возрастом, то есть уровнем и качеством приобретенных знаний в школе;

  • 11% – собственно биологическим возрастом;

  • 33% – интеллектом, который является предметом тестирования.

В результате дети, живущие в лучших социальных условиях и получающие лучшее образование, достигают большего результата в тесте, хотя они и не обладают большим интеллектом, по сравнению с детьми, которые находятся в менее комфортной среде, препятствующей умственному развитию.

В 1960 г. ^ Б. М. Теплов более объективно отнесся к тестам. Он писал о том, что существуют аргументы, дающие возможность видеть как сильные, так и слабые стороны тестов. С его точки зрения отсутствуют причины принципиально отрицать тесты, отрицать стандартизацию условий испытания, стремление психологов выражать результаты испытания количественно или статистическую обработку результатов тестирования. Однако большая часть тестов не имеет своей прочно обоснованной научной базы. Тесты нередко представляют собой испытания, составленные чисто эмпирически, их назначение вряд ли можно доказать статистически, на основе массового их применения.

Требования к тестовым заданиям были сформулированные А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. По сути, это программные принципы психологической диагностики.

  • тестовую методику следует тщательно анализировать в плане ее функционального назначения;

  • результаты исследования должны подлежать оценке в связи с культурно-экономическими условиями развития обследуемого;

  • необходимо давать оценку не только решению, но и способу этого решения;

  • исходя из полученных результатов, необходимо не только определять градации (уровни), то есть распределение результатов отдельных измерений, но и выделять качественно типичные или же индивидуальные особенности решения заданий;

  • полученные результаты имеют лишь предварительное, ориентировочное значение, показывающее, в каком направлении может изменяться дальнейшее поведение обследуемого;

  • оценка результатов тестирования предполагает знание границ возможного их колебания в случае повторного испытания одного и того лица.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Скачать файл (1264 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации