Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Министерство по образованию и науке России - файл


скачать (673.3 kb.)


Министерство по образованию и науке России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»


Кафедра логистика и управления

Курсовая работа

по дисциплине «Экономико-математические методы и модели в логистике» на тему «Оптимизационные модели для анализа конкурентоспособности»

Выполнил (а): студент_____________________

группа _____________________

_____________________________

Руководитель________________________

_____________________________

Работа защищена с оценкой «___»

“____” _____________20__г.

________________________

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….3

1 Теоретико-методические основы анализа конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности в логистической системе……………….5

1.2 Этапы проведения анализа конкурентоспособности………………………...10

1.3 Роль оптимизационных моделей для анализа конкурентоспособности современного предприятия………………………………………………………...18

2 Моделирование логистической деятельности предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ логистической деятельности ОАО «КЗСК»………………………………………………………..36

2.2 Построение оптимизационной модели для повышения конкурентоспособности ОАО «КЗСК»…………………………………………...39

2.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности логистической системы ОАО «КЗСК»……………………………………………………………..45

Заключения…………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………….50

Введение



Экономика России на современном этапе характеризуется динамичным развитием конкурентных отношений. Происходящие на аграрном рынке трансформационные процессы привели к тому, что производится большое количество фальсифицированной продукции. Отсутствует информация, позволяющая потребителю быть уверенным в том, что приобретаемая продукция имеет востребованные качественные характеристики.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности промышленных предприятий является одной из важнейших задач социально-экономического развития страны. Успешное функционирование отечественных промышленных предприятий - необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество.

В современных условиях отечественный рынок характеризуется высоким динамизмом, гибкостью и широкой диверсификацией. Это сопровождается усилением конкурентной борьбы. Поэтому руководители промышленных предприятий вынуждены постоянно отслеживать изменения рыночной ситуации и применять на практике соответствующие условиям конкуренции методы управления.

Оценка эффективности конкурентных стратегий и контроль их реализации является завершающим процессом стратегического управления, который обеспечивает устойчивую обратную связь между целями предприятия и процессом их достижения. Поэтому формирование эффективной конкурентной стратегии развития предприятия служит основой создания и укрепления конкурентных позиций на рынке.

Таким образом, управление развитием промышленного предприятия на основе анализа конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции является весьма актуальной и значимой для обеспечения социально-экономического развития отечественной экономики.

Целью данной курсовой работы является анализ конкурентоспособности логистической системы и построение оптимизационных моделей для ее повышения.

В связи с поставленной целью необходимым является решение следующих задач:

1. Определить сущность конкурентоспособности в экономической системе.

2. Рассмотреть этапы проведения анализа конкурентоспособности.

3. Выявить роль оптимизационных моделей для анализа конкурентоспособности предприятия.

4. Рассмотреть экономическую характеристику анализируемого предприятия и проанализировать организацию логистической деятельности на нем.

5. Разработать оптимизационную модель для его конкурентоспособности.

6. Предложить способы по повышению конкурентоспособности логистической системы исследуемого объекта.

Объектом курсовой работы является ОАО «Казанский завод синтетического каучука». Предметом исследования выступает моделирование логистической деятельности предприятия.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем курсовой работы – ___ страниц.


  1. Теоретико-методические основы анализа конкурентоспособности предприятие




    1. Сущность конкурентоспособности в логистической системе

Рост экономики и развитие отдельного предприятия и страны в целом определяется совокупностью факторов, образующих конкурентоспособность в рыночной экономике. В современных условиях эти факторы претерпевают целый ряд важных изменений. Так, рыночная успешность предприятий все в большей степени определяется не только материальными, но и нематериальными активами. Поэтому большинство современных предприятий достигают конкурентоспособности за счет использования маркетинговых и логистических инструментов, операций с объектами интеллектуальной собственности, лицензиями и торговыми марками.

Высокие мировые темпы научно-технического прогресса усиливают значение инновационных элементов конкурентоспособности. В этой области вопросы конкурентоспособности предприятия, отрасли или национальной экономики вплотную соприкасаются с глобальными проблемами экономического роста и развития. Возрастает роль государства в создании условий в национальной экономике для конкурентоспособного развития предприятий.

Для того чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Европейский форум по проблемам управления определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

- лёгкость доступа на рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

- конкурентоспособность отрасли;

- возможность технических новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

- Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

- Близость предприятия к клиенту.

- Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

- Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

- Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

- Умение твёрдо стоять на своём.

- Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

- Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.


(1)
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на мой взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

- ценовые показатели;

- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;

- показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;

- показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности. Организационные условия приобретения товаров производителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

- обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

- доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

- расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

Таким образом, для успешной конкурентоспособности современного предприятия необходимо разрабатывать единые принципы и подходы к управлению и производству в условиях постоянных изменений и с учетом современных требований с применением логистической концепции и инструментария.




    1. Этапы проведения анализа конкурентоспособности

Любая продукция обладает комплексом свойств, определяющих ее пригодность к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить рыночные перспективы продукции, поставщик должен использовать те же критерии оценки, что и потребитель. Только тогда можно ожидать, что оценка, данная товару поставщиком, совпадет с мнением покупателя. Необходимо постоянное уточнение перечня параметров, существенных с точки зрения потребителя. Производитель должен точно оценивать и саму принципиальную возможность реализации своего товара на рынке с учетом установленных нормативных параметров. Необходимой является оценка соответствия параметров намечаемой к продвижению на рынок продукции обязательным стандартам и нормам.

Если не все параметры продукции отвечают требованиям покупателя, то это свидетельство ее низкой перспективности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребности, он вынужден будет скорректировать свои требования с учетом реального предложения.

Практика оценки рыночных позиций продукции основывается на сравнительном анализе ее совокупных характеристик, сопоставлении с аналогами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по стоимостным характеристикам. Покупателя прежде всего интересует эффективность пользования продукцией, понимаемая как отношение совокупного полезного эффекта к совокупным затратам на приобретение, эксплуатацию, ремонт, техническое и прочее обслуживание продукции и пр.

Методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на процессах закрепления фирмы на рынке в динамике. Учетной базой этих методов может служить жизненный цикл продукции, с момента ее появления на рынке и до исчезновения (вытеснения более совершенным товаром). К основным стадиям жизненного цикла относятся: внедрение, рост, зрелость (насыщение), старение (спад). На каждой стадии предприятие может реализовать продукцию в определенных масштабах, что объективно сказывается на его доле рынка - и динамике продаж. Эффективно должна использоваться методика последовательного усиления рыночных позиций предприятий (расширения контролируемой доли рынка) на основе поэтапного приближения качественных и стоимостных характеристик продукции к запросам потребителей с учетом стратегии конкурентов и стадий жизненного цикла продукции.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как:

- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;

- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности.

Важным этапом анализа конкурентных преимуществ логистической системы является проведение отраслевого анализа. Элементы окружения фирмы, существенно влияющие на возможности формировать и развивать свои конкурентные преимущества, непосредственно связаны с понятием «отрасли», которая представляет собой совокупность предприятий, производящих и распределяющих аналогичные товары или услуги, которые конкурируют на одном потребительском рынке. В данном случае отрасль охватывает производство, распределение и потребление определенных товаров и услуг.

Исходя из такого определения отраслевой анализ объединяет в себе анализ среды поставщиков, потенциальных и реальных конкурентов, производителей товаров-заменителей, клиентуры, непосредственных торговых посредников фирмы. Целью анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри нее. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, определить ключевые факторы ее успеха и формирует базу для сравнения потенциала компании с характеристиками конкурентов. Основными показателями при анализе отрасли выступают:

- перспективы роста рынка;

- стадия жизненного цикла товара;

- масштабы конкуренции;

- структура издержек;

- прибыльность;

- барьеры входа в отрасль;

Также широкое распространение при анализе конкурентных преимуществ получили методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лицом, принимающим решение (руководством). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, которая и организует деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию.

Существует множество методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других случаях экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

- времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);

- качества объекта;

- масштаба (объема) производства объекта;

- освоенности объекта в производстве;

- получения информации для принятия управленческого решения;

- условия применения (эксплуатации) объекта;

- инфляции;

- риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным 8 факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособности объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений в области оценки конкурентоспособности:

- Количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех.

- В качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов.

- Формирование альтернативных вариантов должно осуществляться с соблюдением условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения (применение научных подходов и принципов, методов функционально-стоимостного анализа и оптимизации, структуризация проблемы, мотивация качественного решения, наличие механизма его реализации и др.).

- Для сокращения времени разработки решения, повышения его качества и снижения затрат рекомендуется шире применять методы классификации, кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Одним из важнейших направлений анализа конкурентных преимуществ является оценка конкурентоспособности продукции. Решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.

Оптимальные пути повышения конкурентоспособности разрабатываемой продукции обеспечивают наиболее рациональное целевое использование инвестиционных ресурсов, осуществление мероприятий по оптимизации затрат при создании новой продукции, а также условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка.

Внедрение данного метода позволяет осуществлять управляемый процесс повышения конкурентоспособности при разработке новой техники в зависимости от потребительских предпочтений на каждом сегменте рынка выпускаемой продукции.

Представленные в результаты оценки конкурентоспособности позволяют выработать следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия:

- сосредоточить все ресурсы предприятия на деятельности в рамках целевых сегментов рынка, на которых продукция признана конкурентоспособной, и исключить работу по второстепенным направлениям на этапе

- разработать и внедрить пакет дополнительных сервисных услуг с учетом потребительских предпочтений на целевых сегментах: увеличение гарантийного срока, наличие обменного фонда продукции на складах дилерских фирм, комплектация в различных исполнениях продукции и т. д.;

- разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении агрессивной имиджевой рекламы и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;

- разработать и реализовать план по снижению себестоимости продукции с учетом внедрения нового технологического оборудования для производства без потери качества;

- провести доработку дизайна продукции с учетом современных тенденций и возможностей нового технологического оборудования;

- систематически оценивать конкурентоспособность продукции на наиболее важных сегментах для выявления тенденций и корректировки мероприятий по ее повышению.

При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности. Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей.

Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки. Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом. Данный метод имеет ряд недостатков:

1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;

2) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;

5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;

6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в Республике Беларусь получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Министерства статистики затратно, с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

Таким образом, оценка конкурентоспособности является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.


1.3 Роль оптимизационных моделей для анализа конкурентоспособности современного предприятия
Для определения эффективности деятельности предприятия целесообразно обратиться к оптимизационным моделям. Концептуальной основой для методологических разработок в этом направлении могут быть применены принципы системного подхода, в рамках которого система предпринимательской деятельности рассматривается как единый объект с упорядоченной структурой и взаимосвязями. С точки зрения научной логики этот метод можно характеризовать как наиболее полный, точный и достоверный, способный теоретически обосновать экономически целесообразное решение и предложить пути его практической реализации.

Оптимизационные модели вместе с имитационными и экспертными образуют блок проблемно-ориентированных моделей, направленных на поиск лучших предпринимательских решений и предусматривающих их последующую реализацию. Процесс, при котором осуществляется выбор варианта (в данном случае совокупности решений и мероприятий), лучшего из всех возможных, называется процессом оптимизации, а сам такой выбор – условием оптимальности.

Принцип оптимизации решений весьма распространен в теории управления, планирования, прогнозирования, а также в проектной, производственной, коммерческой деятельности. Однако обычно его использование имеет обычно упрощенную (усеченную) форму и связано с выбором лучшего из имеющихся вариантов. Выбор такого рода не отвечает условию оптимальности, оно отвечает так называемому условию рациональности, когда круг рассматриваемых вариантов ограничен, и наилучший вариант может оказаться за его пределами.

Различие между имитационными и оптимизационными моделями проявляется лишь в методах их построения (имитационные модели предусматривают воспроизведение течения процесса, оптимизационные – использование аналитических методов). Сам процесс оптимизации воспринимается при этом как свойство, являющееся залогом осуществимости всех проблемно-ориентированных моделей. Оптимизация в этом смысле, представляется базовым элементом проблемно-ориентированного, осуществимого моделирования, основным его содержанием. При моделировании предпринимательской деятельности свойство оптимизации особенно важно.

Собственно, выбор оптимальной модели предпринимательской деятельности – наиболее характерный пример его проявления, когда условие оптимальности позволяет реализовать комплексный подход к изучению разнонаправленных процессов и явлений, разнокачественных факторов и характеристик, обеспечить взвешенную, полностью согласованную их оценку.

Свойство оптимальности проявляется в вариантности процесса моделирования. Вариантность (вариантный метод, вариантный подход) есть процесс разработки предварительных проектов модели, по которым принимают решения соответствующие распорядители. Предложения, положенные в основу управленческого решения, должны всегда содержать ряд вариантов – различных направлений действия для достижения поставленной цели, среди которых руководитель, принимающий решение, может выбирать. Безальтернативное предложение фактически является не продуманной рекомендацией, а ультиматумом.

Существует несколько типов вариантных построений. Первый тип построения включает так называемые хронологические варианты. Их характерная особенность – хронологическая последовательность решений, когда на конец рассматриваемого периода устанавливаются два или три уровня решения социально-экономических проблем.

При двух уровнях решения рассматриваются минимальный и максимальный уровень, при трех – еще и средний уровень.

При такой схеме построения один вариант не исключает другого, они все осуществимы, но в различные сроки.

Второй тип вариантных построений опирается на варианты, различающиеся принципиально, причем принятие одного из них полностью исключает принятие остальных. Такие варианты получили название альтернативных.

Третий тип вариантных построений включает варианты, не имеющие взаимоисключающего характера и не расположенные в хронологической последовательности. В таких вариантах могут содержаться повторяющиеся или взаимодополняющие элементы, а различие может не иметь принципиальной основы.

Это не означает, однако, что окончательно принятое решение может включать не один, а два или несколько вариантов. Процесс поиска оптимума, сам выбор вариантов не теряет своего значения. Варианты третьего типа принято именовать сравниваемыми. Этот термин несколько условен, так как акция сравнения всегда присутствует в вариантной среде, и варианты любого типа построения есть варианты сравниваемые. В этом случае более общее понятие просто перенесено на частный случай, не имеющий собственного наименования.

Характер построения вариантов не является основным в процессе оптимизации. Гораздо более существенно обоснование критерия оптимальности, на базе которого осуществляется выбор наилучшего варианта. Одним из основных принципов, позволяющих реализовать поиск лучших предпринимательских решений, является принцип сопоставимости сравниваемых вариантов. Сопоставимость, как экономическая категория, есть обеспечение условий, при которых возможна сравнимость показателей и характеристик, полученных различными методами или в различное время.

Сопоставимость сравниваемых моделей предпринимательской деятельности может быть обеспечена при соблюдении ряда условий. Первым из них является единообразие структуры моделей. Структура модели предпринимательской деятельности должна включать три крупных блока: модель развития производства, модель развития коммерческой деятельности и финансовую модель.

Являясь крупными структурными элементами единой модели предпринимательской деятельности, эти блоки обладают значительной долей самостоятельности. Возможность их трактования как самостоятельных моделей обусловлена стремлением к достижению четко фиксированных целей, однозначностью объекта рассмотрения (моделирования), спецификой используемого методического инструментария, своеобразием показателей и характеристик, используемых для оценки состояния рассматриваемого объекта и т.д.

Вторым условием сопоставимости является идентичность сравниваемых показателей. Номенклатура показателей, используемых для решения задач оптимизации предпринимательской деятельности, достаточно широка. Несмотря на широкое применение показателя прибыли, как основного результата предпринимательской деятельности, находят обоснование показатели, отражающие объем производимой продукции (в сопоставлении с затратами), учитывающие снижение себестоимости, базирующиеся на комплексировании социальных и экономических объектов и т.д.

Многие из них не лишены оснований и могут применяться в процессе оптимизации. Однако их множественность в практической оценочной деятельности невозможна. Достаточно корректны лишь те сравнительные оценки, в основе которых лежат единообразные принципы, подходы, критерии. В процессе оптимизации предпринимательских решений очень важно использовать верные, научно - обоснованные критерии. Критерием оптимальности является количественный показатель, имеющий предельную меру, и пригодный для сравнительной оценки различных вариантов. В экстремальных задачах критерием называют переменную величину, по изменению которой можно судить об оптимальности варианта решения. В задачах на максимум эта величина стремится к увеличению (например, в качестве критерия оптимальности может рассматриваться прибыль). В задачах на минимум она стремится к уменьшению (например, критерием оптимальности может выступать объем затрат).

Поиск оптимального (максимального или минимального) значения выбранного критерия является целью расчетов или целевой функцией. Для одной задачи может существовать лишь один критерий оптимальности, и такая задача всегда монокритериальна. Поиск такого показателя (своеобразного “философского камня”) продолжается уже не одно десятилетие.

Отечественными учеными было высказано множество предложений по его обоснованию и использованию. Предлагалось максимизировать объем выпускаемой продукции (чистой, условно чистой, реализуемой и т.д.), прибыль и рентабельность производства, эффективность капитальных вложений и показатели уровня жизни. Минимизации “подвергались” полные и приведенные затраты, количество затраченного времени, площадь используемой территории и многие другие.

Эти попытки поэтапно приближали к решению проблемы и дали богатейший материал для анализа и обобщений. Общий подход к построению критерия оптимальности как ведущих отечественных так и зарубежных представителей научных школ отличается редким единством. Их внимание сконцентрировано на показателе эффективности, выразителе интенсивного роста и развития любого объекта. В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем  эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований.

Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда этому понятию придавался и типично лозунговый характер. Дискуссии в этом направлении не прекратились и с началом кардинальных экономических преобразований, когда на первый план были выдвинуты иные, казалось бы более актуальные вопросы. В общем представлении эффективность характеризует развитые системы, процессы и явления. Эффективность выступает как индикатор развития, она же ¾ его важнейший стимул.

Стремясь повысить эффективность конкретного вида предпринимательской деятельности, мы определяем конкретные меры, способствующие процессу развития, и отсекаем те из них, что ведут к регрессу. В этом смысле эффективность всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром управленческой деятельности. Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах, и исключает механистические подходы.

Столь широкое трактование эффективности не противоречит узконаправленному ее пониманию. Широко известны показатели эффективности производства: его результативность, интенсивность функционирования системы, степень достижения цели и уровень организованности системы и т.д. Это свидетельствует, с одной стороны о многогранности категории эффективности, и, с другой – о сложности ее представления в показателях и измерителях. Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательской деятельности рассмотрим две важнейшие экономические категории – эффект и эффективность. Оби эти категории отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, выраженным в объемных показателях.

Наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития и присущими ему качественными изменениями, благодаря которым чаще всего достигается желаемый результат. Экономический рост может не отражать использования интенсивных факторов, а происходить за счет увеличения ресурсов. Вместе с тем между категориями “эффект” и “эффективность” есть существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект.

Понятие “эффект” и “результат” можно воспринимать как тождественные. Управление, получившее в международной практике наименование “управление по результатам”, направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик. Эффективность,  в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован, или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует – деятельность является нерациональной (рис. 1.1).

Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе.



Э кономическая стратегия организации




Товарная стратегия




Ценовая стратегия




Сбытовая стратегия




Коммуникативная стратегия




Р еализация стратегических решений




Результат в области товарной стратегии




Результат в области ценовой стратегии




Результат в области сбытовой стратегии




Результат в области коммуникативной стратегии




Совокупный результат деятельности фирмы

Рисунок 1.1 – Схема взаимодействия цели и конечного результата деятельности


Предпринимательская деятельность, как известно, включает производственное, коммерческое и финансовое направления, для каждого из которых характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска едино-направленных целей или, в крайнем случае, установления разумного компромисса.

Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации. Этот подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательской деятельности – допустим использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости, а не необходимости использования нескольких критериев.

Целевые установки организации составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями, которые закладываются в основу контроля полученных результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты, чем качественные. Маркетинговая концепция предполагает использование различных стратегий, наибольшее распространение получили так называемые наступательные стратегии.

Среди присущих им целей можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности труда, достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д..

С точки зрения специфики и задач развития предпринимательской деятельности в ИСК, представляющим собой открытую организационно-хозяйственную систему, где организации реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенный сегмент рынка.

Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций организации, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе.

Отсюда следует третий принцип оценки эффективности деятельности: целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций организации, реализуя принципы маркетинга как рыночной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли и создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе.

Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а среди оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении. Взаимосвязь результатов деятельности организации с этапами цикла создания и реализации продукции (работ, услуг) является четвертым принципом оценки эффективности управления деятельностью организации (таблица 1.1).

Как известно, на стадиях маркетинга и мониторинга рынков, а также проектирования и планово-подготовительных работ, прибыль не образуется, она появляется лишь на стадии реализации. В силу этого обстоятельства для оценки эффективности предпринимательской деятельности на промежуточных стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства. В системе оценочных показателей на стадии реализации продукции (работ, услуг) доминирует прибыль. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, она отражает саму суть данной стадии - стабилизация роста прибыли, детерминируемая признанием продукта потребителем, снижением его себестоимости. Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения прибыли, становятся актуальными задачи обновления ряда продукции и разработки новых видов продукции (работ, услуг). На этом этапе возрастает значение стратегических задач – поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на рынок и т.д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости организации.

Таблица 1.1 – Зависимость результатов организации от этапов цикла создания и реализации продукции (работ, услуг)



Этапы цикла создания и существования продукции, работ, услуг

Цели

Показатель результата

Маркетинг и мониторинг рынков

Выявление потребностей на рынках и

временное сокращение развития данной стадии



Показатель (или их

совокупность), соответствующий стратегии фирмы



Проектирование

Разработка конкурентно-способной продукции (работ, услуг)




Планово-подготовительные работы

Организация выпуска продукции (работ, услуг)




Выпуск конечной продукции (работ, услуг)

Углубленное проникновение на рынок

Конкурентоспособность

Продукта


Занимаемая

доля рынка



Реализация продукции (работ, услуг)

Увеличение прибыли. Обеспечение конкурентоспособности продукции (работ, услуг)

Прибыль. Конкурентоспособность продукции (работ, услуг)

Эксплуатация продукции (работ, услуг)

Обеспечение гарантийного периода продукции, работ, услуг

Повышение конкурентного статуса фирмы

Завершающая стадия жизненного цикла продукции, работ, услуг

Быстрый уход с рынка и замена устаревшей продукции новой

Показатель (или их

совокупность), соответствующий стратегии организации


На завершающей стадии жизненного цикла продукции устанавливается, как правило, быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий. Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности организации в зависимости от стадии жизненного цикла продукции (работ, услуг), а также возможность их комбинации. Для измерения показателей результатов предпринимательской деятельности организацией используются различные методы.

Конкурентоспособность продукции (работ, услуг) или организации выражается с помощью относительного показателя, где в качестве оцениваемых альтернатив выступает продукция (организации), образующие конкурентную среду.

Для оценки конкурентоспособности продукции используется методический подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество частных характеристик с учетом их веса и значимости. При этом используется широко известный алгоритм:

1. Определяются частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукции (организации).

2. Определяются значения частных показателей по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости – в  баллах) – Ki.

3. С помощью экспертного метода выстраивается последовательность частных показателей конкурентоспособности, ранжированная по степени их значимости для потребителей.

4. Выбирается вариант - “эталон”, являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов).

5. Частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с эталонным вариантом и определяют индексы частных показателей (J) по каждому варианту:

  (2),

где Kiэ - частный показатель конкурентоспособности, соответствующий “эталону”.

6. С помощью методов инженерного прогнозирования определяется коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности - ki

(3)

где i – номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости.

7. Исчисление совокупного (интегрального) показателя конкурентоспособности продукции Yku (организации) по каждому из сравниваемых вариантов:

(4)

где n - число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности.

Этот показатель вполне пригоден для сравнительной оценки эффективности предпринимательской деятельности организации и не может использоваться как абсолютная характеристика.

При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли можно применить широко известную модель функции, построенную на основе типовой модели [6].



(5)

где Et - доход организации после вычета налогов и уплаты процентов; Pt - цена за единицу продукции; Qt - количество единиц реализованной продукции;    - цена единицы j-го фактора производства;    - общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе; n - количество факторов производства; FC –организацией фиксированные платежи; Rt - средняя ставка процента, выплачиваемая  по собственным займам; Bt -  общее количество займов, которые получает строительная организация (стоимость несобственных фондов); T - ставка корпоративного налога.

Для характеристики затрат, обусловливающих получение результата, необходимо ориентироваться на принцип комплексности и полноты затратных компонентов. Может быть сформирована следующая совокупность затрат (З):

(6)

где Зоб, Зоп, Зтр, Зм - затраты на воспроизводство оборотных фондов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и на маркетинг (соответственно).

Затраты на маркетинг представляют собой совокупность  составляющих, аккумулирующих расходы на проведение различных маркетинговых мероприятий и процедур:

(7)

где Зm - затраты на маркетинговые мероприятия m-го вида; n - число мероприятий. При формировании совокупности маркетинговых затрат учитываются затраты на маркетинговые исследования; разработку инновационных решений; подготовку рынка; организацию маркетинговой деятельности; разработку комплексного плана маркетинга; установление, укрепление и эффективное использование коммуникативных связей; организацию и стимулирование сбыта; рекламу и коммерческую пропаганду; мероприятия по укреплению имиджа. На практике могут возникнуть сложности в использовании механизма взвешивания (соотношения) показателя результата и затрат.

Если показатель результата имеет стоимостное выражение (например, прибыль), можно воспользоваться простым механизмом сравнения одноразмерных величин. Но если показатель результата представлен в иных единицах измерения (доля рынка, конкурентоспособность), он не может быть прямо сопоставлен со стоимостным показателем.

В этом случае необходим особый механизм взвешивания разнокачественных и разноразмерных характеристик. Применяя показатель эффективности как относительную величину, предназначенную для научного обоснования и выбора наиболее рациональных решений, можно использовать индексный подход, когда показатель затрат и результата выражаются в индексной форме, не имеющей размерности и позволяющей осуществлять процедуры сравнения.

В рамках оптимизационного моделирования всегда возможна индексация ключевых показателей. Индексы показателей исчисляются в ходе сопоставления рассматриваемых альтернатив. При этом один из альтернативных вариантов предпринимательских решений принимается в качестве базового, а его показатель принимается при этом за единицу.

Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими.

Однако предпринимательская деятельность, как было отмечено выше, включает ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и в значительной мере определяет эффективность функционирования организации.

Каждый вид деятельности характеризуется собственными результатами, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели, отражающие эффективность функционирования отдельных видов деятельности предпринимательских подсистем. Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих характеристик, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.

Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели: эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи; производительность труда; рентабельность; показатель эффективности производственных связей; система показателей, отражающих эффективность управления производством; показатель эффективности управления кадрами; система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и др.

Эффективность деятельности коммерческой подсистемы можно оценивать с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции, и затрат на организацию ее сбыта и продвижения на рынке, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость различных элементов сбытовой сети: показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников; система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью; показатель надежности выбора посредников; система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации; показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга; длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта); показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.

Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например: доходы от основной деятельности; себестоимость реализованной продукции; чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний; чистый налог до налогообложения и др.

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности. Говоря об эффективности коммуникативной подсистемы необходимо подчеркнуть, что под ней понимаются в данном случае коммуникации между производителем и потребителем.

В этой подсистеме могут быть использованы дополнительные показатели: эффективность рекламной деятельности (экономическая и социопсихологическая); стимулирования сбыта; использования различных средств рекламного воздействия; изучения мотиваций; использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции; система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок; система показателей, отражающих информационные составляющие.

В качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но и применительно ко всей системе предпринимательства может быть использован имидж организации. Рассмотренный подход позволяет решить широкий ряд практически значимых задач:

- выбирать оптимальные стратегические ориентиры;

- обосновать цели и задачи предпринимательской деятельности;

- прогнозировать результаты деятельности;

- анализировать рыночные возможности организации и характеризовать позиции в конкурентной среде;

- сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;

- использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственно-строительных систем.

Понятие вариант произошло от латинского слова varians, что означает изменяющийся. В русском языке вариантом принято называть видоизменение, разновидность чего - либо, а также одну из нескольких редакций какого-либо произведения, официального документа или их части.

Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) в общем виде – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего - либо; мерило оценки. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, которую можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить.

Поэтому при оценке эффективности деятельности следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

2 Моделирование логистической деятельности предприятия


2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ логистической деятельности ОАО «Казанский завод синтетического каучука»
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" является старейшим предприятием нефтехимического комплекса РФ, основанным в 1936 году, и включает в себя пять независимых производств: полисульфидных каучуков, силиконовых каучуков и продукции на их основе, бутадиенового каучука (общетехнического и пищевого назначения, маслонаполненный), полиэфиров и уретановых каучуков, хлорсодержащих латексов.

Обладая уникальными технологиями и богатым научно-производственным опытом специалистов, завод производит высококачественную продукцию, находящую применение в самых различных отраслях промышленности стран СНГ и дальнего зарубежья. На предприятии выпускается свыше 160 наименований продукции.

Обширна география поставок - более пяти тысяч потребителей в России и зарубежье. Продукция завода экспортируется почти во все страны Европы, Китай, Индию.

ОАО "Казанский завод синтетического каучука" относится к категории стабильно развивающихся предприятий и имеет высокую динамику роста по основным технико-экономическим показателям хозяйственной деятельности.

Усилия коллектива и руководства ОАО "Казанский завод синтетического каучука" направлены на улучшение качества продукции и повышение эффективности производства за счет снижения расходных норм потребления энергетических и сырьевых ресурсов.

Развитие ОАО "Казанский завод синтетического каучука", модернизация производств и экономическая эффективность инвестиционных проектов, в первую очередь, зависит от сырьевого обеспечения предприятия. Несмотря на имеющиеся трудности, намеченный план производства по основным показателям в 2010 году был выполнен, и сохранена положительная динамика поста объемов производства в целом.

Обеспечение стабильной работы производства, максимальное использование производственных мощностей и достижение высоких финансовых результатов требует непрерывного и сбалансированного развития всего комплекса производств. В планах развития особое внимание уделено технологиям, которые обеспечивают энерго- и ресурсосбережение, расширение ассортимента используемого сырья и товарной продукции, обновление основных фондов, техническому перевооружению производства.

Система менеджмента качества на ОАО "Казанский завод синтетического каучука" разработана, документально оформлена и функционирует с 2004 года.

В настоящий момент Система менеджмента качества предприятия действует совместно с системой экологического менеджмента (ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство к применению" и системой менеджмента охраной труда (OHSAS 18001:1999 "Система менеджмента в области профессиональной безопасности").

В ближайших планах ОАО "Казанский завод синтетического каучука" — дальнейшее развитие и совершенствование Интегрированной системы менеджмента. Внедрение Интегрированной системы менеджмента обусловлено возрастающими требованиями зарубежных потребителей продукции, которые намерены допускать на рынок стран — членов ЕС только компании, сертифицированные по международным стандартам.

ОАО "Казанский завод синтетического каучука" входит в состав ОАО "Татнефтехиминвест-холдинга" (является его акционером), комплексно использующего продукты нефтедобычи в Республике Татарстан, что в значительной степени позволяет увеличивать производственный потенциал завода, дает новый стимул для развития предприятия-ветерана.

Инвестиционная политика ОАО "Казанский завод синтетического каучука" в производстве и реализации продукции направлена на:



  • максимальное обеспечение потребностей внутреннего рынка за счет гибкой ценовой политики и высокого уровня сервиса;

  • планомерное увеличение объемов экспорта за счет повышения качества продукции до уровня зарубежных аналогов;

  • снижение издержек производства за счет дальнейшего освоения новых методов синтеза и внедрения энергосберегающих технологий.

Основными конкурентами завода являются химические корпорации промышленно развитых и новых индустриальных государств. Это такие предприятия, как Akzo Nobel (Германия), Toray Int (Япония), Dow Corning (США) и т.д. Основными направлениями конкуренции на рынке выступают ценовая конкуренция, конкуренция по ассортименту предлагаемых форм полимеров, конкуренция по качеству торгового сервиса (поставки удобными для потребителя партиями, точно в срок и т.д.).

Дальнейшее расширение ассортимента и повышение качества продукции являются приоритетными направлениями предприятия.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров согласно статье 103 части второй Гражданского Кодекса РФ относятся:

1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;

2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или ликвидации общества.

Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества. В обществе с числом акционеров более пятидесяти, как в ОАО «КЗСК» создается совет директоров (наблюдательный совет). В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

Исполнительный орган общества может быть единоличным, в нашем случае - это генеральный директор. Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

В нашем случае структура имеет характеристики и линейной, и дивизиональной структуры, предприятие разделено на несколько независимых линейных структурных подразделений, каждое из которых выполняет свои определенные функции, например, маркетинг, производство различных видов продукции, и т.д.

Линейно-функциональная структура управления ОАО «КЗСК» состоит из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям, например н ОАО КЗСК заместитель генерального директора по развитию по вопросам отнесенным к его компетенции не может дать напрямую указание начальникам цехов, решение принимает только генеральный директор.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

ОАО «КЗСК» довольно большое предприятие, а чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвленней ее функциональный аппарат.

Оформленные по линейно-функцональному принципу организации, сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобрели высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал. Освобождение линейных подразделений от решения общеорганизационных управленческих задач позволило резко увеличить масштабы их деятельности и реализовать тем самым полученный от этого положительный эффект . Выполнение управленческих функций на базе их разграничения и специализации менеджмента обеспечило рост качества управления всей организацией, повышение эффективности контроля за линейными подразделениями и достижение общеорганизационных ориентиров.

Передача текущего управления руководителям линейных подразделений и функциональное разделение управленческой деятельности организации в целом позволяют высшему руководству сосредоточиться на решении стратегических проблем развития предприятия, обеспечить его наиболее рациональное взаимодействие с внешней средой. Впервые организационная структура приобретает некоторый стратегический потенциал, а менеджмент - условия его реализации.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:

-быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

-рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

-стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

-единство и четкость распорядительства;

-более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений;

-личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;

-профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.

Отмечаемые недостатки:

Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности.

Разделение функций линейных и функциональных специалистов никогда не может быть проведено на 100%.

Недостаточная для больших предприятий, и предприятий, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений.

Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями.

Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями.

Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства.

Рассмотрим преимущества и недостатки дивизиональных структур управления.

Преимущества:

Использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения. происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;

Этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка); уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;

Отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

Перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка; улучшение коммуникаций;

Развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов).

Недостатки:

Дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;

Противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии;

Возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов; невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;

Неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением; увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала;

Затруднение осуществления контроля сверху донизу; многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений (дивизионов), действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;

Возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне компаний.

В целом элементы дивизиональной структуры в управлении ОАО «КЗСК» присутствуют, так как:

- предприятие крупных размеров;

- предприятие с широкой номенклатурой выпускаемой продукции;

- предприятие с сильно диверсифицированным производством;

- производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений;

- предприятие интенсивно борется за зарубежные рынки сбыта.

Каждое предприятие выбирает для себя свою модель организационной структуры, соответствующую целям, запросам и условиям рынка.Кроме того стоит провести функционально-стоимостной анализ деятельности управленческих подразделений для формирования наиболее эффективной модели управленческой структуры. В целом струтура управления ОАО «КЗСК» в данный момент является эффективной, можно только рекомендовать в большей мере подключать рабочий прсонал к управлению предприятием. Наиболее простая и в то же время массовая организационная форма такого участия - "кружки контроля качества" (quality control circles), "кружки качества", функционирующие на уровнях бригады, участка, цеха. Заметим, что последний термин является более общим, поскольку он соответствует и "кружкам" в первоначальном варианте (когда упор действительно делался на контроль) и современным кружкам, базирующихся на более широкой концепции (комплексной системы) управления качеством продукции, между которыми имеется многообразие переходных форм. Мысль об организации кружков контроля качества принадлежит Исиро Исикава, члену Японского союза ученых и инженеров. Он исходил из предпосылки, что ни рабочий, ни менеджер не знают "правильного" решения проблемы, и поэтому рабочий естественным путем вовлекается в процесс выработки решения.
2.2 Построение оптимизационной модели для повышения конкурентоспособности ОАО «КЗСК»

Рассмотрим модель оптимального производства для ОАО «КЗСК». Данную модель найдем путем решения задачи линейного программирования. Решение задачи проведем с помощью Excel.

Введем переменные:

x1- количестве произведенного этилена в течении 1 года, (в тоннах);

x2- количестве произведенного фенола в течении 1 года, (в тоннах);

x3- количестве произведенного ацетона в течении 1 года, (в тоннах);

x4- количестве произведенного ПВД в течении 1 года, (в тоннах);

x5- количестве произведенного ПНД в течении 1 года, (в тоннах);

x6- количестве произведенного окиси этилена в течении 1 года, (в тоннах);

x7- количестве произведенного труб и полиэтиленовых деталей в течении 1 года, (в тоннах);

x8- количестве произведенного гликоля в течении 1 года, (в тоннах);

x9- количестве произведенного этаноламина в течении 1 года, (в тоннах);

x10- количестве произведенного бисфенола-А в течении 1 года, (в тоннах);

x11- количестве произведенного поликарбоната в течении 1 года, (в тоннах); (Таблица 4)

Производственной функцией (целевой функцией) будет общее количество произведенной продукции ОАО «КЗСК». Направление производственной функции: максимальное значение.

Задача - максимизировать годовой объем производства предприятия.



Найдем производственные факторы (ограничения). Если мы ставим перед собой задачу построения оптимального плана производства, которая выведет ОАО «КЗСК» из последствий мирового кризиса, то нам следует взять производственные факторы (ограничения) докризисного 2011-го года. Таким образом, уровень использованных ресурсов должна оставаться на таком же уровне, как и в 2011 году (или ниже), а объем произведенной продукции выше. (Таблица 1.2)


Таблица 1.2 – Производственные факторы

Наименование элементов затрат

Показатели 2011 г.,

(млн руб.)



Доля от общих затрат на производство

( %)


Сырье и материалы

10 876

51,83

Энергия со стороны

3852

18,36

Зарплата с отчислениями

2 159

10,29

Услуги производственного

Характера



285

1,36

Амортизация основных фондов

2253

10,74

Прочие расходы

1558

7,43

Общие затраты на производство

20985


Как мы видим, наибольшая доля затрат приходится на сырье и материалы, что свидетельствует о высокой материалоемкости производства.

При этом, немаловажным аспектом, может является высокая рыночная стоимость, что ведет к увеличению запасов, для страхования от дальнейшего роста на нее, но при этом, вырастают складские издержки.
Таблица 1.3 – Годовой расход по видам продукции


Обозначение

Показателя



Наименование

продукта


Показатели 2011 г., млн руб.

Доля расходов на вид продукции от общих затрат на производство,

(%)


1

2

3

4

x1

Этилен

7 172

34,18

x2

Фенол

944

4,5

x3

Ацетон

604

2,88

x4

ПВД

3 552

16,93

x5

ПНД

5 623

26,8

x6

Окись этилена

797

3,8

x7

Трубы и детали полиэтиленовые

567

2,7

x8

Гликоли

778

3,71

x9

Этаноламины

252

1,2

x10

Бисфенол А

632

3,01

x11

Поликарбонат

63

0,3




Общие затраты на производство

20 985



Используя данные таблиц 1.2 и 1.3 введем следующие ограничения (производственные факторы).
Сырье и материалы:

0,0015 млн руб. (1500 рублей) – это стоимость необходимого сырья и материалов для производства 1 тонны продукции вида x1(этилена).



- совокупная стоимость сырья и материалов необходимых для производства продукции видов: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8, x9, x10 и x11. Оно не может быть больше 10876 млн руб., показателя 2011 года.

Энергия со стороны:



Зарплата с отчислениями:



Услуги производственного характера:



Амортизация основных фондов:



Прочие расходы:



На рисунке 1.2 представлен фрагмент таблиц Excel, которая предназначена для решения модели с помощью пакета Анализ данных.


Рисунок 1.2 – Решение оптимизационной модели

с помощью пакета Анализ данных
Введем дополнительные ограничения. ОАО «КЗСК» поставило себе задачу выйти на уровень производственной мощности докризисного периода. Поэтому, дополнительными ограничениями возьмем аналогичные показатели производства докризисного периода, то есть 2011 года. Текущие показатели должны быть не меньше показателей предыдущего периода.
x1 350 070
Здесь 350070 тонны – объем выпуска продукции вида x1 (этилена) в 2011 году. Аналогичные ограничения можно записать для остальных факторов.
х2 53 538

х3 34 160

х4 197 835

х5 302 492

х6 36 349

х7  30 515

х8  37 120

х9  12 536

х10 2 388

х11 2000


Максимальный годовой объем производства получится в размере 1 059 340 тонн при соотношении, которое представлено в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Оптимальный план производства для ОАО «КЗСК» (в тоннах)

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x7

x8

x9

x10

x11

350213

53771

34309

197962

302611

36474

30657

37268

12671

2488

2150

В соответствии разработанной нами моделью мы получили оптимальный план производства.

Достоинством данной модели является то, что мы знаем, сколько ресурсов понадобится для производства определенного количества ресурсов. Если учесть то, что ОАО «КЗСК» это крупное промышленное предприятие, то эту модель мы можем использовать и при управлении запасами.

На основе проделанных расчетов и выявления «узких мест» предприятия целесообразно сформировать рекомендации по улучшению логистической деятельности рассматриваемого предприятия, которые позволят данному объекту успешно конкурировать с предприятиями, выпускающими аналогичный тип продукции.


2.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности логистической системы ОАО «КЗСК»

Основными проблемами логистической деятельности ОАО «КЗСК» являются: несогласованность действий при планировании, выбор поставщиков, низкий уровень логистического обслуживания потребителей, пассивный поиск новых рынков сбыта и т.п..

Для решения этих задач на предприятии необходимо внедрять современные логистические информационные системы, т.к. логистическая деятельность немыслима без активного использования информационных технологий.

Без применения информационных систем и программных обеспечений для анализа, планирования, производства и поддержки принятия коммерческих решений, в целях обеспечения требуемого потребителями качества и эффективности, на сегодняшний день практически невозможно.

На наш взгляд, на ОАО «КЗСК» целесообразно внедрить современную логистическую информационную систему CSRP.

Система CSRP – это информационно-компьютерная система планирования необходимых материальных средств. То есть, если говорить понятным каждому языком, внедрение подобной системы в работу того или иного субъекта хозяйствования предназначено для эффективного планирования наличия и поставок всевозможных ресурсов (расходные материалы, комплектующие, агрегаты, механические узлы и так далее), которые понадобятся для производства конечной продукции в определенный момент времени. Внедрение системы позволит достичь следующих главных целей:

- минимизировать запасы сырья, расходных материалов и ГП в складских помещениях компании;

- оптимизировать поступления расходных материалов и прочих комплектующих в производство с целью исключения нерационального простоя оборудования из-за непоступивших вовремя материалов и комплектующих;

- улучшить качество обслуживания клиентов;

- снизить уровень невостребованных материальных запасов и т.д. .

Исходя из этих целей внедрения CSRP-систем, закупки различных необходимых для производства ресурсов распределяются по плановым периодам (например, дням, неделям, месяцам), при этом объем и время закупок рассчитываются системой так, чтобы в каждый плановый период на предприятие поступало именно столько нужных расходных материалов и других комплектующих, сколько требуется для производства готовой продукции именно в этот период. Подобное функциональное предназначение CSRP-систем синхронизирует действия большинства отделов предприятия: от сбытовых и снабженческих до складских и производственных.

Что касается СМК предприятия, то, на наш взгляд, нужно ее дополнить CALS-технологией. При описании, документировании и анализе процессов организации данная технология способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству организации гарантировать, что все факторы, влияющие на качество производимой продукции, находится под контролем, а управление СМК учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность.

Применение новых информационных технологий для описания, документирования и анализа процессов – это способ быстрого выявления и реализации возможностей для улучшения СМК. Самой актуальной проблемой для ОАО «КЗСК» в информационном плане является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые создаются, хранятся и используются в различных информационных системах, существующих на предприятии и связанных с информационной поддержкой продукции в течение ее жизненного цикла.

В отличие от бумажного документооборота и иных форм электронного документооборота в рамках CALS – технологий речь идет об использовании интегрированных информационных моделей (баз данных) продукции и процессов, не имеющих прямых аналогов в традиционном бумажном документообороте.

Функциональная модель предприятия является основой для проведения анализа существующих процессов. Анализ процессов предприятия часто приводит к выводам о необходимости их перестройки – как технологической, так и организационной. Задача такой перестройки состоит в том, чтобы повысить эффективность функционирования предприятия – увеличить прибыль, снизить издержки, повысить качество продукции, поднять производственный потенциал (возможность выпускать больше продукции).

Система менеджмента качества ОАО «КЗСК» соответствует требованиям ИСО 9001:2000, что подтверждено сертификатом соответствия. Она является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельностью предприятия на основных этапах жизненного цикла продукции. Однако данная система менеджмента качества представлена в статическом виде, то есть, не включена концепция постоянного улучшения, что не обеспечивает большую динамику в повышении эффективности системы менеджмента качества.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что предприятию нужно внедрять CALS – технологии и в дальнейшем стремиться к тому, чтобы каждый работник предприятия осознал роль качества в жизни предприятия.

Изменение традиционной системы и внедрение логистической концепции в производство дадут возможность предприятию: во-первых, отказаться от избыточных запасов; во-вторых, устранить простои основного оборудования; в-третьих, рационально использовать складские помещения. Данные изменения помогут уже в скором времени выявить и устранить «узкие места», а также решить ряд проблем, связанных с производством на предприятиях. Таким образом, интегрированный логистический подход ориентирован на всех участников логистической цепи и позволяет существенно снизить затраты за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов и координирует работу сети поставщиков. Целесообразно полагать, что внедрение логистического подхода в деятельность предприятий позволит им повысить эффективность производства; минимизировать затраты труда и обеспечить рост рентабельности производства; снизить потери сырья и материалов; обеспечить рациональное использование производственных площадей; снизить уровень травматизма на рабочих местах. Таким образом, успешное применение логистической концепции в деятельности современного предприятия позволит поддержать корпоративную стратегию, оптимизировать товарные и информационные потоки предприятия, а также обеспечить гармонизацию интересов всех участников цепи товародвижения.

Вполне вероятно, что вышеперечисленный комплекс мер способен улучшить работу отдела снабжения, повысить уровень обслуживания потребителей, существенно сократить издержки и, таким образом, повысить конкурентоспособность предприятия ОАО «КЗСК».

Заключение

Подводя итог, хочу сказать, что конкурентоспособность предприятия является одним из наиболее важных показателей эффективности развития предприятия. В данной курсовой работе рассмотрены основные моменты развития конкурентоспособности и этапы проведения анализа конкурентоспособности. Предприятие ОАО «КЗСК» является одним из лидеров России на рынке нефтегазохимии. На сегодняшний день на рынке России у ОАО «КЗСК» насчитывается более 5000 потребителей. Проведя анализ экономической и логистической деятельности, можно отметить, что предприятие использует самые новые технологии в производстве, что помогает выпускать продукцию высокого качества. Это приводит к увеличению конкурентоспособности.

Логистическая деятельность на предприятии основывается на услугах логистических посредниках, собственного парка ОАО «КЗСК» не имеет.

На территории завода имеются склады построенные специально для определенного сырья, в связи с тем что некоторые виды сырья не могут хранится друг с другом.

Отраслевые риски ОАО «КЗСК» определяют конкурентная борьба, процессы на внутренних и внешних рынках НГХК, внутренние и внешние цены на сырье, услуги и продукцию, динамика развития ОАО «КЗСК» и конкурентов. На финансовое положение, прибыль и инвестиционную деятельность ОАО «КЗСК» оказывает влияние инфляция, цены и спрос на продукцию на внутреннем и внешнем рынках, что находится вне контроля предприятия.

Действия ОАО «КЗСК» в отношении отраслевых рисков зависят от конкретной ситуации в каждом отдельном случае и направлены на безусловное обеспечение исполнения предприятием своих обязательств. В отчетном периоде и на данном этапе развития ОАО «КЗСК» отраслевой риск незначительный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 672с.

2. Анисимова Н.В. Методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятий различной отраслевой принадлежности / Анисимова Н.В., Кобылянская Е.В., Кравченко А.В. // Сибирская финансовая школа – 2007. - № 6. – с.16 – 22.

3. Базарова М.У. Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций // Известия Иркутской государственной экономической академии / Базарова М.У. – 2008. - № 2(56). С.23-25. – 0,3 п.л.

4. Бутуханова Д. Ц-Д. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Бутуханова Д. Ц-Д., Базарова М.У., Будаева Е.Д., (гриф УМО) – Улан-Удэ: Изд-во ФГОУ ВПО БГСХА, 2006. – 11,3 п.л., в т.ч. авт. 8,8 п.л.

5. Волкова О.Н. Бухгалтерская отчетность ОАО "Казанский завод синтетического каучука" за 2006, 2007 и 2008гг., Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Волкова О.Н Ковалев В.В., М. Проспект, 2005г.

6. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская. – М.: ТК Велби. Изд-во "Проспект", 2006. – 360 с.

7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. — М.: Издательство "Дело и Сервис", 2006. — 368 с.

8. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности /Донцова Л.В., Никифорова Н.А. – М.: Дело и сервис, 2009 – 94с.

9. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Канке А.А., Кошевая И.П. – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. – 288с.

10. Кедров Б.И. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности предприятия: курс лекций / Кедров Б.И. Иваново: ИГТА, 2008. - с.

11. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Пястолов С.М. – М.: Издательский дом "Академия", 2006. – 336с.

12. Савицкая Г.В. Экономический анализ / Савицкая Г.В. – М.: Новое знание, 2008. – 651с.

13. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Чуев И.Н. Чуева Л.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. – 368 с.

14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. М.: ИНФРА-М – 2006г. – 208с.

15. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.



16. www.kzck.ru [Электронный ресурс] Официальный сайт ОАО «КЗСК»





Скачать файл (673.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации