Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле - файл 1.doc


Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле
скачать (4039.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc4040kb.17.11.2011 17:04скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

РАЗДЕЛ I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ

Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле

1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности

1.2. Что такое предпринимательство

1.3. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле

1.5. История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России

1.6. Современные тенденции в предпринимательской деятельности

1.7. Проверьте себя

Тема 2. Психология и культура предпринимательства

2.1. Книжное дело как культурный и деловой процесс

2.2. Профессионализм и деловая активность

2.3. Деловая репутация в бизнесе

2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы

2.5. Психология предпринимателя

2.6. Культура предпринимателя

2.7. Деловая этика и деловой этикет

2.8. Проверьте себя

^ РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 3. Экономические основы предпринимательства

3.1. Особенности книжного рынка

3.2. Законы спроса и предложения

3.3. Циклы воспроизводства

3.4. Основной и оборотный капитал

3.5. Источники пополнения капитала

3.6. Доход, издержки, прибыль

3.7. Факторы, влияющие на величину прибыли

3.8. Регулирующая роль цены

3.9. Цена равновесия

3.10. Проверьте себя

Тема 4. Правовые формы предпринимательства

4.1. Форма собственности как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности

4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела

4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле

4.4. Малое и среднее предпринимательство

4.5. Документы правового регулирования предпринимательства

4.6. Виды договоров

4.7. Проверьте себя

^ РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Тема 5. Организация управления фирмой

5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления

5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью

5.3. Система подготовки и принятия решений

5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности

5.5. Работа с персоналом

5.6. Управление качеством

5.7. Проверьте себя

Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле

6.1. Планирование и его виды

6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия

6.3. Бизнес-план фирмы

6.4. Проверьте себя

Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы

7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности

7.2. Информационные технологии

7.3. Проверьте себя

^ РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСОВАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 8. Финансы в книжном деле

8.1. Финансовые ресурсы и их источники

8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции

8.3. Безналичные операции

8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности

8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью

8.6. Инвестиции

8.7. Бухгалтерский учет

8.8. Расчет безубыточности

8.9. Ценообразование

8.10. Экспресс-анализ финансового состояния

8.11. Проверьте себя

Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле

9.1. Товарные запасы книжной торговли

9.2. Организация сбыта товарной продукции

9.3. Планирование реализации и товарного покрытия

9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса

9.5. Действия по организации поставок

9.6. Логистика управления материальными потоками

9.7. Проверьте себя

^ РАЗДЕЛ V. СОЗДАНИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Тема 10. Этапы организации фирмы

10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача

10.2. Исследования рынка

10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности

10.4. Организационный бизнес-план

10.5. Расчет стартового капитала

10.6. Учреждение и регистрация фирмы

10.7. Стадии развития фирмы

10.8. Проверьте себя

Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности

11.1. Предпринимательский риск и его виды

11.2. Пути и методы снижения риска

11.3. Информационная безопасность фирмы

11.4. Коммерческая тайна и ее защита

11.5. Служба безопасности фирмы

11.6. Проверьте себя
Введение

Цели пособия – определить сущность предпринимательской деятельности в книжном деле, раскрыть ее особенности и источники эффективности, показать основные принципы и методы функционирования.

При реализации поставленных целей авторы ставили перед собой следующие задачи:

  • ознакомить студентов с существующими законодательными и нормативными актами организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации, ее этическими нормами, основами теории, спецификой предпринимательства в книжном деле, практикой отечественного предпринимательства;

  • сформировать у студентов психологические установки на восприятие предпринимательства как ключевой деятельности в книжном деле;

  • раскрыть хозяйственную сущность предпринимательской деятельности путем ознакомления с основными финансовыми методами, применяемыми в книжном деле в рыночных условиях;

  • дать студентам необходимые коммерческие знания на основе теории спроса и предложения, теории фирмы и маркетинга.

При написании пособия авторы столкнулись с недостаточной разработанностью системы основных понятий и концепций теории предпринимательства в книжном деле, поэтому многие определения, учитывающие специфику книжного рынка и предпринимательства в книжном деле, даются в редакции авторов. При этом авторы опирались, прежде всего, на исторический и современный опыт российского предпринимательства в книжном деле.

Одиннадцать тем пособия распределены по пяти разделам. В первом излагаются необходимые понятия теории предпринимательства, его особенности в книжном деле. Сущность предпринимательства в книжном деле определяет психологию и культуру предпринимательства, специфика которых раскрывается также в первом разделе. Второй раздел посвящен экономико-правовым основам предпринимательства, в нем излагаются основы теории спроса и предложения фирмы, раскрываются правовые формы предпринимательской деятельности. В третьем разделе рассматриваются вопросы управления предпринимательской деятельностью: организационное управление, планирование, управление маркетингом и кадрами, информационные основы управления. Ввиду важности для предпринимателей проблем коммерции и финансов эти темы выделены в отдельный, четвертый раздел пособия. В пятом разделе приведены рекомендации по созданию книжной фирмы и организации безопасности предпринимательской деятельности.

Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой дисциплины «Предпринимательство в книжном деле» для студентов старших курсов факультета «Книжное дело и реклама» МГУП. Курс «Предпринимательство в книжном деле» является заключительным в цикле экономических дисциплин по специальности 021600 «Книгораспространение», поэтому учебное пособие содержит отдельные краткие сведения из экономики, менеджмента, логистики, маркетинга, бухгалтерского учета и других курсов экономического цикла.

В учебном пособии авторами использованы теоретические и практические результаты собственной предпринимательской деятельности в книжном деле, финансово-хозяйственный и управленческий опыт в различных отраслях книжного дела.

Учебное пособие предназначено студентам, бакалаврам, аспирантам, специализирующимся в книжном деле. Пособие принесет пользу и тем, кто собирается открыть свое самостоятельное дело. Надеемся, что практики также найдут в пособии немало ценного, особенно при установлении связи таких экономических категорий, как прибыль, цена, рынок, предложение, спрос и эластичность с собственной повседневной предпринимательской деятельностью. Изучение дисциплины поможет им точнее соотносить свои затраты с целями предпринимательства, анализировать и оценивать спрос и предложение, проявлять творческую предпринимательскую инициативу, вырабатывать стратегические решения, учитывающие специфику книжного дела.

К сожалению, объем пособия не позволил включить в него важные темы, касающиеся внешнего финансирования фирмы, управления корпоративными финансами, проблем маркетинговых коммуникаций, истории зарубежного предпринимательства в книжном деле и ряд других. Авторы надеются раскрыть эти темы при подготовке соответствующего учебника.

Приносим благодарность всем, кто оказывал помощь при написании пособия, брал на себя нелегкий труд критического прочтения авторского оригинала, высказывал конструктивные замечания, участвовал в обсуждении. Особая благодарность Ю.А. Горшкову и Ю.Ф. Майсурадзе, вклад которых в рецензирование и научное редактирование авторского оригинала способствовало повышению научного и методического уровня пособия. Следует также отметить вклад В.В. Анисимовой, А.Я. Кучевской, Г.И. Матрюхина, Т.Н. Симагиной, О.Л. Таракановой.

Авторы заранее благодарны за все отзывы и замечания по содержанию пособия.
РАЗДЕЛ I

^ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ
ТЕМА 1

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КНИЖНОМ ДЕЛЕ
1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
После перехода на рыночный путь развития предпринимательская деятельность или предпринимательство стали ведущими факторами экономики страны, выполняя в ней следующие функции:

  • Общеэкономическую. Эта важнейшая функция предпринимательства имеет «универсальное, интегральное и системоформирующее значение в построении эффективной структуры российской рыночной экономики».

  • Ресурсную. Предпринимательская деятельность обеспечивает использование ресурсов, в первую очередь трудовых. Обеспечение занятости, а следовательно, и платежеспособности населения во многом зависит от предпринимательской активности.

  • Организационную. Предприниматель инициирует процесс создания или реформирования фирмы, лично осуществляет стратегическое руководство бизнесом или его участком, организует процесс производства товаров и оказания услуг, коммерческую деятельность и финансирование.

  • Инновационную. В современных условиях главным фактором экономического роста является инновация (новаторство). Предпринимательская деятельность начинается с выдвижения инновации в форме предпринимательской идеи, которая изменяет микроэкономическую ситуацию, и в случае успешной реализации вызывает приток капиталов.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть как отдельные лица и их объединения (частное предпринимательство), так и государственные и муниципальные структуры (государственное предпринимательство). Лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, будем называть предпринимателями.

Исходя из функций предпринимательской деятельности, можно описать ее сущность следующими характерными признаками:

  • Самостоятельность. Предприниматель должен быть независим в принятии решений в области организации, управления и финансирования своей деятельности.

  • Инновационность. Основным мотивом для начала предпринимательской деятельности является предпринимательская идея, предусматривающая новшество (инновацию) в области товаров и услуг, технологии производства и продаж, управления фирмой и ее капиталом, новых схем движения финансовых ресурсов. Экономическая суть инновации заключается в том, что предприниматель разрабатывает и осуществляет новую комбинацию факторов производства (труд, земля, капитал).

  • Инициативность. Предприниматель выступает с инициативой по разработке и осуществлению предпринимательской идеи, подбирает партнеров, организует ресурсное обеспечение, выстраивает систему управления.

  • Прибыльность. Долгосрочная экономическая цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Успешная предпринимательская деятельность должна обеспечивать рост доходов и соответственно прирост прибыли, т.е. предпринимательского дохода, но при этом личная выгода предпринимателя сочетается с общественным интересом.

  • Риск. Реализация предпринимательской идеи связана с вложением средств (личных или заемных), часто весьма значительных. При этом предприниматель действует в условиях неопределенности, так как невозможно со стопроцентной уверенностью предсказать реакцию рынка, а также предусмотреть все препятствия, которые могут возникнуть при осуществлении предпринимательской идеи (в том числе реакцию конкурентов). Поэтому вложение средств непременно связано с риском: вложенные средства могут не дать ожидаемой прибыли или совсем не окупиться. Предприниматель всегда идет на осознанный риск: чем больше ожидаемая прибыль, тем больше риск.

В предпринимательской деятельности выделяются три составляющие: производственная, коммерческая (торговая) и финансовая. Одна из этих составляющих является главной, системообразующей и специализирующей. Именно специализирующая составляющая предпринимательства является объектом вложения капитала и источником конкретного результата. Ее формирует та область деятельности, к которой относится предпринимательская идея (например, издание книги, репетиторство, ремонт автомобилей, открытие книжного магазина, учреждение банка, реконструкция производства, слияние и разделение компаний), реализация этой идеи должна стать новым или дополнительным источником прибыли. Как правило, специализирующая составляющая соответствует профессиональной квалификации предпринимателя, его знаниям, опыту и умению. Две другие составляющие становятся обеспечивающими, их функционирование необходимо для развития главной составляющей предпринимательской деятельности.

Основные виды предпринимательской деятельности различаются в соответствии с тем, какая из названных составляющих является системообразующей.

^ Производственное предпринимательство. Осуществляется в сфере материального производства и услуг, в котором предпринимательская идея реализуется в процессе физического преобразования входных ресурсов в выходные, и принимают вещественно-материальную форму, иную, чем ресурсы на входе. Поскольку этот вид предпринимательства связан с большими материальными затратами (капиталоемкий), то он наиболее прибылен и соответственно в нем выше степень риска. Основными входными ресурсами являются не только производственные мощности, сырье и материалы, но также интеллектуальная собственность в виде патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков и т.п. В зависимости от отрасли различают промышленное, строительное, сельскохозяйственное и другие виды производственного предпринимательства. К нему относится и создание произведений науки, культуры и искусства с целью получения прибыли.

Производственное предпринимательство подразумевает также оказание услуг по выполнению индивидуальных заказов. В некоторых услугах (например, образовательных, медицинских, туристических, юридических) процесс производства совпадает по времени с потреблением его результата. Услугами считаются также работы, выполняемые по индивидуальным заказам (например, транспортные услуги, хранение товаров, ремонтные работы).

Коммерческий компонент производственного предпринимательства включает реализацию готовой продукции собственного производства, продажу зданий, оборудования и т.д. Финансовый компонент состоит в инвестициях временно свободных средств в ценные бумаги, выдаче кредитов, выпуске акций и облигаций, управлении корпоративными финансами.

^ Коммерческое предпринимательство. Продажа товаров для производства других товаров, реализация товаров конечному потребителю, сделки по купле/продаже товаров, посредничество в продаже товаров – главные направления деятельности коммерческого предпринимательства. Оно формирует единый общероссийский рынок товаров и услуг, обеспечивает прямую и обратную связь между спросом и предложением, между сферой производства и сферой потребления. Коммерческое предпринимательство, реализуя продукцию, созданную в производстве, обеспечивает замкнутость процесса воспроизводства, поддерживает конкуренцию товаров и освобождает производителей от установления связей с конечными потребителями (снижение трансакционных издержек производителя).

Коммерческое предпринимательство отличается от производственного мобильностью, гораздо меньшей капиталоемкостью и, как правило, более низким уровнем прибыли. Вспомогательным компонентом является производство (например, складские операции, маркетинговые исследования, предпродажная подготовка). Финансовая деятельность, как и в производственном предпринимательстве, состоит в получении внереализационных доходов, выпуске акций и т.д.

^ Финансово-кредитное предпринимательство. Обеспечивает перераспределение и накопление денежных средств, направление их в наиболее выгодные предпринимательские проекты. Деньги (национальная и зарубежная валюта), ценные бумаги (векселя, облигации, акции и т.д.) становятся при этом объектами купли/продажи. В экономике страны деятельность финансово-кредитных предпринимательских учреждений играет огромную роль. Современная экономика не может развиваться без развитой кредитно-денежной системы (банки, биржи, страховые и инвестиционные компании и др.). «Банкир делает возможным осуществление новых комбинаций и, выступая от имени народного хозяйства, выдает полномочия на их осуществление … Кредит является собственно феноменом экономического развития. Именно он, т.е. кредит, лежит в основе предпринимательской функции и поведения хозяйственных субъектов, являющихся их носителями». Финансово-кредитное предпринимательство запускает механизм экономического развития, обеспечивая его необходимым финансовым ресурсом, оно стоит между теми, кто намерен осуществить новые комбинации факторов производства, и их владельцами.

В финансово-кредитном предпринимательстве главный, системообразующий компонент – финансовая деятельность, производство и коммерция – вспомогательные, обеспечивающие компоненты.




^ 1.2 Что такое предпринимательство
Предпринимательство – это самостоятельная инициативная инновационная экономическая деятельность частных лиц, или ассоциаций частных лиц или государства, связанная с вложением средств и риском их потери, с целью получения прибыли на основе сочетания выгоды с общественной пользой.

В дальнейшем, если это не оговаривается, под «предпринимательством» будем понимать соответствующую деятельность частных лиц или ассоциаций частных лиц (коллективное предпринимательство). Необходимо отличать предпринимательство от бизнеса, т.е. экономической деятельности с целью получения прибыли на основе личной выгоды.

Понятие предпринимательства более узкое, чем понятие бизнеса. Предприниматель всегда является бизнесменом, но бизнесмен далеко не всегда является предпринимателем. Начиная свое дело, бизнесмен выступает как предприниматель, но чаще всего (особенно в малом предприятии), выведя его на стационарный режим, занимается рутинной управленческой деятельностью по удержанию своего бизнеса в этом режиме.

^ Бизнесмены, реформирующие свой бизнес, осваивающие новые направления и методы, вновь становятся предпринимателями. Сложность такого предпринимательства заключается в необходимости преодоления инертности бизнеса, которая тем больше, чем крупнее фирма. Предпринимательский подход к работающему бизнесу всегда связан с риском потери того, что уже есть. Поэтому есть два типа источников предпринимательской идеи – внешний и внутренний и два способа ее реализации – инжиниринг (создание нового дела) и реинжиниринг (на базе существующего бизнеса).

Предпринимателя, или бизнесмена, занимающегося коммерческим предпринимательством, принято называть коммерсантом: коммерсант – это предприниматель, занимающийся продажей товаров для удовлетворения спроса производства и потребительского спроса. Деятельность коммерсанта – это коммерческая деятельность, или «коммерция».

Развитие теории предпринимательства в экономической науке. Экономическая наука на протяжении своего развития вкладывала в понятие предпринимательства тот смысл, который наиболее соответствовал экономическим реалиям конкретной эпохи. Например, в IV в. до н. э. Аристотель считал идеалом полунатуральное семейное рабовладельческое хозяйство («домашнее хозяйство» или на языке автора oiconomia, отсюда современное слово «экономика»). От ведения домашнего хозяйства он отличал умение наживать состояние. Наиболее выгодным в этом смысле Аристотель считал торговлю, но осуждал такой вид предпринимательства, как ростовщичество. Аристотель одним из первых назвал в качестве предпринимательской стратегии стремление к монополии и привел красноречивые примеры.

Евангельская притча, согласно которой «удобнее верблюду пройти сквозь угольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие», оправдывала отрицательное отношение общества средневековой Европы к накоплению богатства вообще и к предпринимательству в частности. Богатство должно идти на помощь бедным и неимущим, прибыль осуждалась, особенно от отцов церкви доставалось ростовщичеству. Более терпимую позицию впервые занял Фома Аквинский (XIII в.), сформулировавший ряд условий, при соблюдении которых получение умеренной прибыли можно было считать оправданным. Авторитет великого схоласта в определенной степени содействовал некоторому ослаблению критического отношения общества к предпринимательству, но в целом до XVI в. факты хозяйственной жизни не получали должной научно-философской оценки.

Пересмотр отношения к предпринимательству начался в Европе в эпоху Реформации. В XVI веке кальвинисты провозгласили предпринимательскую деятельность «служением Господу», в успехах в ней увидели «благоволение Господа». Зародилась «кальвинистская этика», сочетавшая предпринимательство со скромностью и бережливостью и ставшая идеологической основой капиталистического развития Англии и Голландии. Основой морали предпринимательства в новой этике стала честность предпринимателя и его верность обязательствам. Для большинства других стран Европы периода XVII-XVIII вв. характерно государственное предпринимательство в формемеркантилизма.

В XVII в. «предпринимателем» стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение каких-либо работ, сбор налогов или поставку продукции. Первым термин «предприниматель» в современной трактовке использовал в своем «Эссе о природе торговли вообще» французский финансист и банкир ирландского происхождения Ричард Кантильон (1680-1734?), который высказал мысль, что особенность предпринимательской деятельности состоит в ее рисковом характере. Предприниматель, по Кантильону, – это торговец-посредник, покупающий по известной цене, а продающий по неизвестной, т.е. рискующий.

Русскому слову «предприниматель» соответствует французское слово «entrepreneur» и немецкое «Unternehmer». В русский язык французский термин пришел в форме «антрепренер» и в настоящее время обозначает предпринимателя в сфере шоу-бизнеса. Толкование слова «предприниматель», близкое к современному значению, дал в своем знаменитом словаре В.И. Даль.

«Отец классической политической экономии» Адам Смит (1723-1790) рассматривал экономику как саморегулирующийся механизм. Для понятия механизма предпринимательской деятельности очень важна разработанная Смитом теория конкуренции, но творческой созидательной стороне предпринимательства он не уделил внимания, предполагая, что механизм конкуренции действует автоматически.

Последователь А. Смита француз Жан Батист Сэй (1767-1832) подчеркнул ведущую роль предпринимателя в развитии экономики – предприниматель обеспечивает перераспределение факторов производства между различными отраслями экономики. Сэй, таким образом, выявил активную, творческую роль предпринимателя в экономике.

Карл Маркс (1818-1883) увидел в предпринимателе эксплуататора, стремящегося присвоить прибавочную стоимость, создаваемую трудящимися. Творческого созидательного начала в предпринимательстве К. Маркс не обнаружил. Его последователи, придя к власти в России, возложили созидательную функцию на бюрократическую государственную машину.

В начале XIX в. в Германии возникла «историческая школа экономики», приверженцы которой подчеркивали самобытный характер экономики отдельных стран. В своем обширном труде «Капитализм» Вернер Зомбарт (1863-1941) рассматривал капитализм (под которым он понимал «бизнес», а не социально-экономическую категорию) как результат действия отдельных индивидуумов-предпринимателей, обладавших талантом, настойчивостью, осторожностью и неутомимостью. Макс Вебер (1864-1920) связал исторические успехи предпринимателей Голландии, Англии, США, Германии с духом протестантской (точнее, кальвинистской) этики. Протестантизм по М. Веберу возводил успех в бизнесе в религиозное призвание.

Развитие теории предпринимательства связано также с именами французского экономиста Андре Маршала (1907-1968), который первый ввел понятие о четвертом факторе производства – «организации», и американского экономиста Дж.Б. Кларка (1847-1938). Именно он предложил рассматривать в качестве четвертого фактора производства предпринимательство.

Большое влияние на современную теорию предпринимательства оказали идеи австрийского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950), который, проанализировав экономическую историю развитых стран, сделал вывод: наряду с традиционными факторами производства (земля, труд, капитал) равноправным четвертым фактором выступает «инновация» – новшество в области товаров, технологии или управления. Предприниматель не может реализовать себя в традиционных экономических схемах, его не удовлетворяет монотонный, рутинный бизнес. В инновации Й. Шумпетер увидел суть предпринимательского процесса.

По Й. Шумпетеру, предприниматель действует по следующей схеме. Пусть какая-то экономическая система находится в состоянии равновесия, т.е. спрос и предложение уравновешены, норма прибыли стремится к нулю. Предприниматель, которого Й. Шумпетер назвал «новатором», стремясь к максимизации прибыли, внедряет инновацию и нарушает «привычный» кругооборот воспроизводства, при этом инновация осуществляется на кредиты «старых» фирм и компаний. Новатор направляет инвестиции в новые сферы экономики, дающие ему конкурентные преимущества. Нарушая устойчивость экономического равновесия, предприниматель инициирует прогресс экономики. В свою очередь, успех предпринимателя, выражающийся в росте прибыли, привлекает других предпринимателей, кредиторы охотно дают им кредиты, в прибыльную сферу экономики вовлекаются новые участники. Однако чрезмерный рост количества новых участников сокращает количество пользователей, приходящихся на одного участника, прибыль отдельного участника падает. Устанавливается экономическое равновесие, которое нарушается только успешным внедрением новой предпринимательской идеи.

Й. Шумпетер дал следующее определение: «предприниматель – это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные». На основе этого определения он предложил следующую иерархию предпринимателей:

  1. Низший уровень. Бизнесмены, строящие свою деятельность на основе тривиальных решений и тривиальных способов реализации. Большинство предпринимателей относится к этому уровню, особенно в малом бизнесе, для участников которого приоритетными задачами являются сохранение уровня жизни, выживание «своего дела».

  2. Предприниматели, способные проявить инициативу только в рамках традиционного мышления. Для таких предпринимателей лозунг «Не навреди!» становится тормозом развития собственного дела. Часто такое мышление становится групповым в фирмах, топ-менеджеры которых образуют жесткую бюрократическую структуру. Многие крупные фирмы, добившиеся впечатляющих успехов на стадии роста, затем переходили в состояние стагнации и уступали место более энергичным фирмам.

  3. Предприниматели, для которых максимизация прибыли не становится главной целью, у них на первое место выходит мотивация удовлетворения, стремления к победе, власти. Для некоторых выдающихся предпринимателей именно азарт борьбы стал главным стимулом в бизнесе.

  4. Высшая группа предпринимателей – «суперэлита». Ее основная мотивация – стремление к власти. Власть для суперэлиты, по Й. Шумпетеру, – это средство, основа формирования, пусть небольшой, но собственной, частной империи. Суперэлита оказывает косвенное, иногда прямое, влияние на все сферы жизни общества. В России предпринимательская суперэлита получила наименование «олигархов», степень ее влияния на политические решения преувеличивается. Социальная ответственность этой группы предпринимателей исключительно высока.

Отдельные зарубежные исследователи подчеркивали определяющую роль предпринимателя в принятии стратегических решений, в руководстве производством. Например, Фриц Редлих (США) определил понятие «предприниматель» следующим образом: «человек, который в одиночку (или вместе с другими) формирует и преобразовывает предприятие, устанавливает отношения с другими предпринимателями и закрепляет их на рынке … человек, который, принимая главные решения, направляет и определяет дух и стратегию бизнеса». В приведенном определении подчеркнуто отличие предпринимательской деятельности от повседневного администрирования (менеджмента), осуществляя который менеджер фирмы реализует ее стратегию.

Большое значение для развития теории предпринимательства имеют работы П. Друкера и М. Портера, выявившие значение предпринимательского менеджмента для поддержки конкурентоспособности фирмы.

Идею Р. Кантильона о рисковой природе предпринимательской деятельности развил Иоганн Генрих фон Тюнен (Германия, 1783-1850). В своей работе «Изолированное государство» он определил прибыль предпринимателя как остаток валовой прибыли от вычитания из нее процента на инвестированный капитал, платы за управление и страхового взноса. Таким образом, он связал предпринимательскую деятельность не только с предсказуемым (страхуемым) риском, но и с непредсказуемым риском, поскольку предприниматель является исследователем и открывателем новых путей. Мысли Тюнена не получили признания при его жизни, но через несколько десятилетий после его смерти стали одним из импульсов для развития нового, маржиналистского направления в экономической науке. Природа риска и его связь с неопределенностью и прибылью была раскрыта на современном уровне знаний Фрэнком Хайнеманом Найтом (1885-1972), основателем Чикагской школы экономической теории.




^ 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
Успех предпринимательства зависит от действия факторов, образующих в совокупности предпринимательскую среду. Факторы, зачастую не зависящие от предпринимателя, образуют внешнюю среду. Факторы, действие которых связано с решениями предпринимателя, составляют внутреннюю предпринимательскую среду.

^ Внешняя среда представляет собой совокупность конкретных экономических, социальных и политических условий, в которых действует предприниматель. Следует различать общую внешнюю среду и рабочую внешнюю среду предпринимательства. Общую внешнюю среду составляют экономические, политические и правовые факторы, характерные для общества и страны в целом. Действие факторов общей внешней среды не зависит от воли предпринимателя, успешность его действий зависит от того, насколько он может адаптироваться к ним и прогнозировать последствия их изменений.

Совокупность экономических факторов характеризует внешнюю макроэкономическую среду предпринимательства. Ошибкой было бы считать, что главным экономическим фактором предпринимательской деятельности являются капиталистические отношения. Предпринимательство возникло задолго до укрепления капиталистического способа производства, оно появилось вместе с товарным производством, т.е. с возникновением производства товаров для рынка. Наличие развитых рыночных отношений – главный экономический фактор предпринимательства. Рыночные отношения имеют две главные составляющие: частную собственность и конкуренцию.

На успех предпринимательства большое влияние оказывают такие макроэкономические факторы, как стоимость кредита, валютный курс, таможенные пошлины, налоговая система.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (4039.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации