Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Уровни высшего профессионального образования ФГОС - файл Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик .doc


Лекции - Уровни высшего профессионального образования ФГОС
скачать (3412.3 kb.)

Доступные файлы (27):

Академические свободы высших учебных заведений.doc285kb.22.12.2010 09:38скачать
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по профилю Филологическое образование.doc466kb.19.07.2011 21:17скачать
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по профилю Филологическое образование.odt
Макет основной образовательной программы бакалавриата .doc164kb.22.12.2010 09:43скачать
Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов.rtf637kb.22.12.2010 09:47скачать
Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов.doc209kb.22.12.2010 09:47скачать
Модели нормативно-методическоrо обесnечения реализации сновных oбpaзoвательных nporpамм .doc63kb.22.12.2010 09:43скачать
Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО .doc590kb.22.12.2010 09:46скачать
Нормативная база реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования.doc238kb.22.12.2010 09:39скачать
Нормативная база реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования .ppt392kb.22.12.2010 09:41скачать
Нормативно-методическое обеспечение в вузе.doc59kb.22.12.2010 09:42скачать
О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы.ppt345kb.22.12.2010 09:37скачать
Организационное обеспечение реализации системы двухуровневой подготовки в вузе.ppt283kb.22.12.2010 09:40скачать
Организационно-методическое обеспечение реализации двухуровневой системы высшего профессионального образования.doc101kb.22.12.2010 09:38скачать
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по профилю «Биология».rtf2089kb.22.12.2010 09:48скачать
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по профилю «Русский язык».doc183kb.22.12.2010 09:48скачать
Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик .doc235kb.22.12.2010 09:47скачать
Проектирование основных образовательных программ ВУЗа при реализации уровневой подготовки кадров.pdf2118kb.22.12.2010 09:46скачать
Рабочая программа дисциплины Основы математической обработки информации .doc90kb.29.12.2010 09:38скачать
Разработка концепции перехода к двухуровневой подготовке в вузе.doc270kb.22.12.2010 09:40скачать
Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ в ВУЗе.pdf443kb.22.12.2010 09:42скачать
Шаблон календарного учебного графика подготовки бакалавра.rtf120kb.22.12.2010 09:43скачать
Шаблон календарного учебного графика подготовки магистра.rtf112kb.22.12.2010 09:44скачать
Шаблон матрицы соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств.rtf149kb.22.12.2010 09:44скачать
Шаблон рабочей программы дисциплины (модуля) .rtf126kb.22.12.2010 09:45скачать
Шаблон учебного плана подготовки бакалавра.rtf155kb.22.12.2010 09:44скачать
Шаблон учебного плана подготовки магистра.rtf90kb.22.12.2010 09:45скачать

Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик .doc

  1   2   3

Приложение 1

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК



Процесс проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему социально-педагогической деятельности. Сложность системы порождается ценностно-ориентированными механизмами функционирования, закономерностями основных процессов и характером деятельности вуза, что требует учитывать принципы проектирования сложных социально-педагогических программ. К таким принципам нами отнесены:

Принцип системности (соблюдение соответствия целей, содержании, методов, форм, средств и оценивания результатов деятельности основных образовательных программ). Данный принцип, используемый при проектировании рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик как части ООП, предусматривает соблюдение соответствия целей, содержании, методов, форм, средств, технологий и механизмов оценивания результатов образовательного процесса.

При таком построении основных этапов системного проектирования с использованием технологий программно-целевого управления необходимо учитывать сущность системного подхода к управлению функционированием и развитием образовательных систем; основы системного проектирования в сфере образования; виды и закономерности общения и коммуникативных процессов в образовательных системах; способы формирования универсальных компетенций и нормативно-правовую базу деятельности образовательного учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Такой подход требует наличия системы менеджмента качества, что позволяет в любой организации обеспечить качество продукции или услуг в соответствии с требованиями рынка.

Принцип преемственности. Преемственность рассматривается как связь между различными этапами или ступенями развития образовательного процесса, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП.

Принцип студентоцентрированности. Студентоцентрированный подход рассматривается как проявление социально-гуманистической направленности образовательного процесса.

Студентоцентрированная направленность образовательного процесса представляет собой новое явление в высшем образовании и предполагает системные преобразования в образовании. По своей сути она означает «…переориентацию образовательного процесса с «входных» показателей (сроки обучения; содержание; цели, сформулированные для вуза и преподавателя) на параметры компетенций и результатов образования. С учетом трудоустраиваемости возрастает роль академического и профессионального признания, что в свою очередь призвано оказать воздействие на преподавание, содержание и оценивание. Последнее должно касаться в конечном счете оценки компетенций. Как говорится в материалах проекта TUNING, «этот переход находит свое отражение в оценивании работы и деятельности, связанной с развитием студентов в направлении предписанных академических и профессиональных профилей»1.

Образовательный процесс, ориентированный на студента, все в большей степени определяется тем, чего хотят достичь обучающиеся. Исходя из сказанного, представляется оптимальным такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором: основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых; преподаватель выступает в роли педагога-менеджера, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Принцип учета потребностей и интересов заинтересованных сторон. Данный принцип выступает в качестве социокультурной и организационно-управленческой нормы, где социокультурная норма представлена в виде учета запросов и потребностей ЗС как потребителей образовательных услуг, а организационно-управленческая норма выступает в виде маркетинговой деятельности, направленной на исследование рынка потребителей (ЗС). Принцип ЗС выполняет, по сути, консолидирующую функцию при проектировании и последующем совершенствовании образовательного процесса.

Принцип маркетинга, выступающего в качестве инструмента отражения динамики социально-экономического контекста жизнедеятельности конкретного обучающегося в вузе и представляет собой способ формирования социального, государственного заказов, изучения потребностей регионов и конкретных потребителей образовательных услуг.

Принцип модульности как способ структурирования содержания образования и конкретной учебной информации.

Принцип технологизации (активное, инновационное обучение как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса.

При разработке рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП можно использовать и другие принципы, сообразные поставленным целям конкретных программ и общему их назначению.




Приложение 2



^ ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СООТНЕСЕНИЕ С ДРУГИМИ КОМПОНЕНТАМИ ООП
Компетентностный подход, определяет, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной образовательной программы и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, в том числе по формам обучения, включая учебный план, программы учебных дисциплин (модулей), практик, учебно-методические комплексы, календарный учебный график.

Ориентация на результаты обучения (образования) подразумевает фокусирование внимания на достижениях студентов, а не преподавателей. Результаты обучения также фокусируются на том, что может продемонстрировать студент в конце учебной деятельности и что, как ожидается, будет знать, понимать и/или состоянии сделать студент по окончании обучения.

Данный подход согласуется с требованиями Болонского соглашения, основной задачей которого является «…совершенствование традиционных способов описания…модулей и программ учебных дисциплин в терминах результатов обучения»2, что потребовало от российской высшей школы выполнения международных обязательств по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки выпускников высшей школы. Такая «переработка» подразумевает взаимосвязь ряда важнейших компонентов ООП (изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ, возможность получения первичных профессиональных навыков одновременно в нескольких областях деятельности и т.д.).

Разработка результатов образования должна осуществляться в контексте институциональных, национальных и международных ориентиров. Это позволяет рассматривать результаты образования (результаты обучения в европейском контексте) на трех уровнях:

- локальный уровень – модуль, дисциплина, образовательная программа;

- национальный уровень – структуры квалификаций и обеспечение качества;

- международный уровень – прозрачность, признание.

^ Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО, происходит на институциональном уровне, где результаты образования выполняют следующую роль:

- обеспечивают согласованность рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе компетентностно-ориентированной ООП;

- облегчают их проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются между ними системные связи;

- помогают разработчикам рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик точно определять их ключевые цели;

- акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием;

- позволяют сосредоточиться на оценивании и выработке критериев, а также на повышении его эффективности и многообразия.

Перенастройка (переписывание) рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП требует их переосмысления, а также описания результатов образования на языке компетенций. Однако, данный процесс находит свое отражение в необходимости уточнения различий между результатами образования и такими компонентами ООП, как цели, задачи, компетенции, оценивании, преподавание. Опишем данные взаимосвязи более подробно:

      • Взаимосвязь: результаты образованияцели рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП^ . Цель рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик представляет собой общую формулировку учебных намерений преподавателя, именно то, что преподаватель планирует охватить в блоке обучения и какое общее содержание и направленность программ он описывает.

      • Взаимосвязь: результаты образования – задачи рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП. В этой взаимосвязи результаты образования должны быть представлены конкретными формулировками учебных намерений, дающих конкретную информацию о том, что планируется достичь преподаванием. Одно из самых важных преимуществ использования результатов образования взамен описания задач является то, что результаты образования представляют собой четкие формулировки того, что должен достигнуть студент и как он будет демонстрировать данное достижение. Результаты образования по сравнению с задачами являются более точными, простыми и понятными.

Таким образом, результаты образования позволяют сделать рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП более транспорентными (прозрачными) как на институциональном, так и на международном уровне.

  • Взаимосвязь: результаты образованиякомпетенции.

Согласно макету ФГОС ВПО компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области и является новой нормой качества образования3 По сравнению с традиционной предметно-содержательной моделью обучения составляющими компонентами данной модели являются знания, умения, навыки, а также опыт деятельности по использованию этих компонентов на практике (актуализация компетенции в определенных ситуациях)4. Данный контекст подчеркивает межпредметный характер компетенции и то, что ее формирование является процессом. С точки зрения международной практики это позволяет представить компетенцию как «динамическую комбинацию характеристик, способностей и позиций…» (Implementing Bologna in your institution (Declan Kennedy, A'ine Hyland, Norma Rayn) и рассматривать развитие компетенций в качестве цели образовательной программы.

Тем не менее, в зарубежных университетах при проектировании рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе образовательных программ наибольшее распространение получили результаты образования. Это связано с неоднозначностью семантического понимания терминов «компетенция» и «компетентность», с их содержательной «размытостью», сложностью оценивания и т.д. В этом же ряду неопределенностей компетенции могут относиться как к предметной области, отражающей специфику области обучения, так и быть общими для всех степеней (бакалавр, магистр, специалист), выступая в качестве универсальных компетенций. Результаты образования выступают в качестве средства описания того, что должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать студент по завершению части программы, дисциплины, модуля или в конце всего обучения. Таким образом, результатами образования являются сформированные компетенции.

Взаимосвязь: результаты образования – оценивание результатов образования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП.

Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения студентами установленных результатов образования. Согласно ФГОС ВПО и международных документов в области высшего образования можно выделить два метода оценивания:

- метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфолио, аттестация, тест и т.д.);

- метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, показатели отсева и трудоустройства студентов и т.д.).

Оценка результатов образования связана с деятельность преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Такая связь позволяет сделать рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП более прозрачными, где четко обозначенные ожидания являются важнейшей частью эффективного обучения. Один из западных исследователей С.Тухи (Toohey, 1999) считает, что «лучший способ помочь студентам понять, каким образом они могут достичь установленных результатов обучения, - точно объяснить методы и критерии оценивания». Это позволяет найти равновесие между стратегией преподавания, результатами обучения и оцениванием. Так, ссылаясь на точку зрения Дж.Биггс (Biggs, 2003), дадим графическое представление последовательности стратегий преподавателей и студентов по поводу результаты обучения и их оцениванием (см. рис.):

^ Стратегия преподавателя (преподавание)
задачи

желаемые результаты образования
обучающая деятельность

оценивание



^ Стратегия студента (обучение):
оценивание
учебная деятельность

результаты образования



















Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-обучение




Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание-обучение


^ Рис. Последовательность стратегий преподавателей и студентов по поводу результаты обучения и их оцениванием
При таком подходе оценивание является ключевым для студента как необходимость освоения учебной программы: студенты будут учить то, что будет оцениваться. Понимание того, что рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП находят свое отражение в оценке, позволяет нам сделать вывод о том, что обучающая деятельность преподавателей и учебная деятельность студентов направлены на одну и ту же цель – на результаты образования.

С точки зрения проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП ориентация на результаты образования облегчает продвижение по образовательному процессу в однозначном и понятном формате для всех его участников. В этой связи, например, Дж.Биггс указывает, что хорошо спроектированный образовательный процесс в компетентностном формате предполагает, что метод обучения, сама учебная деятельность и метод оценивания должны быть скоординированы так, чтобы обеспечить поддержку студентам при освоении образовательной программы.

Таким образом, ключевым понятием перенастройки рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП являются результаты образования, которые выступают важнейшим структурным элементом прозрачной системы высшего образования, что требует решения трех основных задач:

  1. Четкое определение результатов образования.

  2. Выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов образования.

  3. Оценка результатов образования студентов и проверка того, в какой степени они совпадают с тем, что было запланировано.



  1   2   3



Скачать файл (3412.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации