Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - файл 1.rtf


Лекции - Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
скачать (3706.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf3707kb.17.11.2011 17:15скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра аудита и экономического анализа
Учебное пособие, методические указания и тестовые задания по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» для студентов дистанционной формы обучения


Хабаровск 2009
Содержание

Введение …………………………………………………………….…………4

1.Роль и содержание комплексного анализа в управлении ………………...5

2. Структура комплексного бизнес−плана и роль анализа в разработке

и мониторинге основных плановых показателей ………………………….10

3. Анализ в системе маркетинга ………………………………………...….21

4. Анализ и управления объемом производства и продаж……… ………..24

5. Анализ технико-организационного уровня и других условий

производста…………………………………………………….………...……32

6. Анализ основных фондов организации ……………………………...…..35

7. Анализ состояния и использования трудовых ресуров…………………43

8. Анализ состояния и использования материальных ресурсов………….52

9. Анализ и управление затрат …………………………………………......57

10. Анализ финансовых результатов …………………………………….....63

11. Анализ финансового состояния коммерческой организации….......….66

12. Методы комплексного анализа и оценки уровня использования

экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценки бизнеса……………………………………………………………………...….90

13. Методика рейтингового анализа эмитента …………………………..…91

Библиографический список …………………………………………….….100

Методические указания для написания курсовой работы …….……….…111

14. Выбор темы……………………………………………………….…….... 111

15. Подбор и изучение материала…………………………………………...112

16. Составление плана………………………………………………………. 113

17. Содержание курсовой работы………………………………………..….114

18. Оформление курсовой работы………………………………………..… 119

19. Тематика курсовых работ……………………………………………….. 121

20. Примерные планы курсовых работ ……………………………………. 124

21. Подготовка исходных данных для анализа …………………………….133

22. Табличный и графический способы анализа …………………….. …….137

23. Библиографический список……………………………….……. ………..137

Тесты…………………………………………………………………………….143
Введение
Настоящее учебное пособие составлено в полном соответствии с образовательным стандартом по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и предназначено для студентов дистанционной формы обучения с тем, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. В учебном пособии представлены все темы учебного курса «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности». По каждой теме приведен теоретический материал, вопросы и задания для самопроверки степени усвоения пройденного материала. Для более детального изучения дисциплины в работе есть библиографический список и в завершение представлены четыре варианта тестов.

Изучение данной учебной дисциплины важно для специалистов по бухгалтерскому учету, аудиту и анализу, так как именно в курсе анализа четко прорисовывается принцип системности и комплексности расчетов, проводимых на основе финансовой отчетности организации. Успешное усвоение курса позволит не только правильно формулировать выводы по проведенным расчетам, но и (что является более важным моментом) предлагать конкретные меры по улучшению итогов работы организации.

Целью экономического анализа является подготовка вариантов управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйствования. В ходе анализа необходимо критически изучить все направления деятельности организации, включая использование всех видов ресурсов организации (основные средства, трудовые ресурсы, материалы), анализ расходов и доходов организации. Немаловажное значение в достижении конечных результатов имеет оценка финансового положении и финансовых результатов предприятия и место организации среди конкурентов.

Учебное пособие содержит 13 глав и составлено в полном соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 060500 «Бухгалтерский учет анализ и аудит» по курсу «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».

Надеемся, что данное учебное пособие будет способствовать успешному завершению образования и росту вашей профессиональной карьеры.

^ ТЕМА 1. Роль и содержание комплексного анализа в управлении

Главное место в методологии комплексного системного анализа хозяйственной деятельности занимают универсальные принципы построения аналитических показателей. Система аналитических показателей, характеризующих основные направления деятельности организации, должна отражать реальные процессы в организации и быть адекватной им. Количество показателей должно быть достаточным, их набор должен быть полным для объективной оценки всего происходящего в организации и способным дать возможность рассчитать не только современное состояние объекта исследования, но и определить все упущенные возможности и резервы.

Система показателей должна включать как результативные, так и факторные параметры хозяйственной деятельности. Она должна всесторонне освещать не только хозяйственную деятельность организации в целом, но и результаты труда и вклад каждого структурного подразделения, учитывая зависящие и не зависящие от организации факторы, давать возможность объективно оценивать вклад каждого подразделения в общие результаты анализируемого объекта.

Система показателей должна правильно отражать также и результаты, и факторы интенсификации общественного производства.

Интенсификация затрагивает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия: политику инвестиций, научно-технический прогресс, улучшение использования производственного потенциала, совершенствование организации производства и труда, активизацию интересов каждого работника и рост мотивации его труда, соблюдение режима экономии и бережливости, формирование одной общей команды с общими интересами, целями, задачами.

Интенсификация производства − объективная закономерность. Конечным результатом интенсификации является повышение эффективности производства. В показателях эффективности: производительности труда, материалоемкости, фондоотдачи, затратах на рубль продукции, рентабельности, оборачиваемости − интенсификация получает свое полное и законченное выражение при условии, что все они рассматриваются в комплексе, а не изолированно один от другого.

Последовательность блоков комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации имеет следующий вид:

^ Блок 1. Технико-организационный уровень и другие условия производства

Экономической наукой и практикой создана система показателей для измерения технического уровня производства, состояния используемого в производственном процессе оборудования и других средств производства, для измерения организационного состояния производства, природопользования и социального уровня развития производственного коллектива. Так, технический уровень производства характеризуется прогрессивностью и качеством продукции, уровнем используемой техники, степенью механизации и автоматизации производственного процесса, технической и энергетической вооруженностью труда, прогрессивностью применяемых технологических процессов и др.; уровень организации производства и труда − показателями концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительности производственного цикла, ритмичности производства и т.д.

Вся совокупность показателей, относящихся к блоку 1, определяет степень использования производственных ресурсов ( производительность труда работников, фондоотдача основных фондов, материалоемкость ), а также другие показатели экономической эффективности ( качество, себестоимость и прибыльность продукции, оборачиваемость производственных фондов, финансовое состояние и рентабельность используемых в производственном процессе активов и пассивов организации.

^ Блок 2.Средства труда. Основными синтетическими показателями состояния и использования средств труда являются:

- фондоотдача или фондоемкость;

- средняя стоимость всех основных фондов или стоимость машин и

оборудования, используемого в производственном процессе;

- амортизационные отчисления;

- доля машин и оборудования в общей стоимости основных

производственных фондов в организации.

Через эти показатели устанавливается связь блока 2 с блоками 5, 6 и 7. Наряду с перечисленными показателями важное значение в этом блоке имеют и такие показатели, как капитальные вложения и ввод в действие основных производственных фондов, внедрение новой прогрессивной техники в производственный процесс и т.д.
^ Блок 3. Предметы труда. Основными выходными показателями состояния, состава и структуры и эффективности использования предметов труда являются:

- материалоотдача или обратный ему показатель материалоемкости;

- стоимость израсходованных за период предметов труда;

- структура материалов, используемых в процессе производства.

Наряду с перечисленными показателями рассчитываются и другие. Классификация показателей и факторов использования предметов труда позволяет наметить пути выявления резервов их использования применительно к отрасли исследования.

Блок 4. Труд. Основные выходные показатели этого блока:

- производительность труда одного работника или рабочего в организации;

- средняя численность работающих в организации;

- структура кадров в организации;

- общий фонд заработной платы с начислениями.

Средняя заработная плата и средняя производительность труда имеют значение для оценки использования производственного потенциала в организации. С помощью этих показателей осуществляются связи между отдельными блоками системы. Так, первичный показатель блока 5 – объем продаж − есть результат использования производственных ресурсов. Он напрямую зависит от количества и эффективности использования всех видов ресурсов в организации.

Производственный процесс осуществляется лишь при наличии всех трех элементов процесса производства в совокупности. Научно обоснованная организация производственного процесса требует пропорциональности используемых ресурсов. Лимитируется объем производства и продаж темы ресурсами, наличие которых в организации минимально. Однако необходимо заметить, что недостаток в количестве используемых ресурсов может быть восполнен за счет улучшения качества их использования.

^ Блок 5. Продажа продукции. Наиболее обобщающий показатель этого блока − стоимость проданной товарной продукции (чистый оборот).Это выходной показатель, который является функцией количества произведенных и проданных изделий. В планировании и анализе показателей данного блока важное место занимают и другие показатели: качество изделий, структура продукции, ритмичность производства и реализации, выполнение заданий по ассортиментным программам, товарная продукция, остатки нереализованной продукции на складах и т.д. Оценку использования ресурсов производят преимущественно через показатель «выпущенная продукция», а работу маркетинговых служб организации на основе показателя «объем продаж».

^ Блок 6. Себестоимость проданной продукции. Обобщающим показателем данного блока является полная себестоимость проданной продукции. Важное значение имеют и такие показатели, как «затраты на обычную деятельность», «ограниченная себестоимость продукции», «затраты на один рубль продукции», «себестоимость единицы важнейших видов продукции».

Связь данного блока с блоками 2,3,4 осуществляется через такие показатели: «амортизационные отчисления», «заработная плата», «затраты предметов труда на производство продукции отчетного периода». Себестоимость представляет собой сумму амортизации, материалов и заработной платы.

^ Блок 7. Капитал (фонды). В состав основных обобщающих показателей данного блока необходимо включать среднюю стоимость основных производственных фондов и нематериальных активов; среднюю стоимость всех оборотных средств организации и запасов; сумму собственных средств организации и собственных оборотных средств. И поскольку основным отличительным методом теории бухгалтерского учета является метод двойной записи, то в данном блоке рассматриваются одновременно и активы и пассивы организации. Блок называют и капиталом и фондами.

^ Блок 8. Прибыльность продукции. Результатом хозяйственной деятельности организации является система показателей прибыли. В этом ряду наиболее важным показателем выступает прибыль от продажи. Для расчета показателей эффективности необходимо сопоставить объем продаж (− блок 5) и затраты на производство проданной продукции (− блок 6).

Для расчета системы относительных показателей финансовых результатов необходимо сопоставить прибыль с расходами организации или с объемом продаж. Эти показатели можно рассчитать как по организации в целом, так и по отдельным подразделениям или по отдельным видам продукции.

^ Блок 9. Оборачиваемость капитала. В состав основных показателей данного блока входят показатели, для расчета которых необходимо сопоставить объем продаж (− блок 5) с капиталом или фондами (− блок 7). Данную группу характеристик принято называть показателями деловой активности организации. Они используются для измерения эффективности использования отдельной группы фондов, или капитала, или всей совокупности активов организации.

^ Блок10. Рентабельность активов организации. Связь данного блока с показателями блоков 8 и 9 вытекает из порядка расчета показателей рентабельности, когда прибыль соотносят с капиталом или фондами и на основе этих расчетов дают оценку эффективности использования потенциала организации. В свою очередь на основе использования приема моделирования расширения факторной модели расчета рентабельности через показатель объем продаж можно заметить, что рентабельность капитала − это произведение рентабельности продаж и деловой активности капитала.

^ Блок 11. Финансовое состояние и платежеспособность. Одной из сторон общей оценки финансового состояния является деловая активность организации, которая рассчитывается в блоке 9. Но наряду с этим финансовое положение организации оценивают и на основе расчета абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости, для чего используется блок 7. В состав показателей финансового состояния входят и показатели рентабельности продаж и капитала (- блоки 10 и 8). Для измерения платежеспособности необходимо сопоставить показатели платежных средств организации и обязательств.

Основная цель экономического анализа сводится к выявлению и разработке ряда управленческих решений, которые в конечном итоге направлены на повышение эффективности общественного производства вообще и эффективности деятельности анализируемого объекта исследования, в частности.

Предметом экономического анализа выступает хозяйственная деятельность организации, направленная на улучшение итогов своей работы и нашедшая свое отражение в данных бухгалтерских регистров, финансовой отчетности организации.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, которая связана:

а) с исследованием всех экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным

измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций между экономическими показателями с

определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих

решений.

Исследование экономических показателей начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного − с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственно-финансовый процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции используется в единстве с методом дедукции. Это означает, что, анализируя единичное, нужно в то же время учитывать и общие признаки или явления.

Уяснение основных причин, оказывающих влияние на выполнение бизнес-плана, выяснение их действия и взаимодействия, означает умение разобраться в особенностях хозяйственно-финансовой деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на деятельность организации, и измеряется степень (сила) их действия. К числу наиболее распространенных методов для измерения влияния факторов при мультипликативной схеме связи относят метод цепных подстановок, способ абсолютных разниц, индексный метод, метод процентных разниц и интегральный метод.

Экономический анализ, прежде всего, должен изучить порядок формирования и использования конечных результатов деятельности организации ( объема продаж и системы показателей прибыли). При этом пристальное внимание уделяется и относительным показателям финансовых результатов (рентабельности , деловой активности и эффективности управления). Экономические показатели организаций изучается при этом не только в динамике, но и в статике.

Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Цены на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимости, законов рынка. Цены, тарифы, ставки − это непостоянные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию, товары, то это повлияет на все показатели (особенно финансовые, такие как себестоимость, прибыль, рентабельность и др.).

Значение и содержание экономического анализа определяется стоящими перед ним задачами. К числу важнейших из них следует отнести:

- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и разработку нормативов;

- объективное и всестороннее исследование динамики или выполнения плана;

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно или в совокупности);

- анализ, выявление и измерение внутренних и внешних факторов, влияющих на изменение результативных показателей;

- разработку управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы) и предложение конкретного плана мероприятий по мобилизации выявленных в ходе проведенного анализа резервов.

Первая задача − повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обоснованного ретроспективного экономического анализа. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии организации. Далее выявляются основные факторы, которые оказывают влияние на изменение результативных (оценочных ) показателей.

Вторая задача экономического анализа − это объективное и всестороннее изучение по данным финансовой отчетности выполнения заданий, установленных бизнес-планом, и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг.

При оценке финансовых результатов деятельности организации используются количественные и качественные показатели. Размер прибыли определяется не только объемом и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью, ценами на готовую продукцию на сырье, материалы, тарифы на перевозку и т. д. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота, так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.

В процессе экономического анализа следует выявить сумму резервов или упущенных возможностей за счет эффективного использования ресурсов, ликвидации неоправданных перерасходов и непроизводительных расходов.

Опираясь на принцип системности и комплексности, следует исходить из того, что итоги работы организации состоят из итогов работы их внутренних подразделений и, в свою очередь, они как составные части входят в итоги работы системы более высокого уровня (объединения, концерна, холдинга, финансово-промышленной группы).
Вопросы и задания для самопроверки

1. Какой анализ называют комплексным?

2. Перечислите основные этапы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?

3. Дайте краткую характеристику основным блокам комплексного экономического анализа?

4. В чем состоит взаимосвязь между блоками экономического анализа?

5. В чем состоит основная цель комплексного анализа?

6. Что выступает предметом анализа?

7. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные задачи комплексного анализа?

8. В чем состоит содержание экономического анализа?

9. Перечислите основные факторы, влияющие на рост или снижение конечных результатов работы организации?

10. Назовите основные расчеты для анализа эффективности использования основных средств организации?

11. В чем состоит основная задача для оценки финансового положения организации?

12. Какие показатели прибылей Вы знаете? Где они отражаются?
ТЕМА 2. Структура комплексного бизнес−плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Бизнес-план − одно из основных средств управления организацией. В

отечественной экономической литературе принято считать, что он

составляется в случаях:

• обоснования и осуществления инвестиционных проектов;

• реализации отдельных крупных хозяйственных операций;

• эмиссии ценных бумаг;

• определения перспектив развития фирмы;

• проведения реорганизационных мероприятий;

• финансового оздоровления организации.

Пользователями бизнес-плана являются учредители-собственники, партнеры и смежные организации, потенциальные инвесторы, банки, государственные органы.

Примерный перечень разделов бизнес-плана приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1.


Название

раздела

Содержание раздела

Задача анализа и оценка

1. Титульный лист

Название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, название предлагаемого проекта стоимость проекта, ссылка на секретность




2.Резюме (вводная часть)

Основные положения предлагаемого проекта. Цель проекта. Новизна продукции. Сведения об объемах продаж, выручке, затратах, прибыли

Анализ и оценка объема продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли

Основная часть







Товар (услуга)

Описание продукта: потребительские свойства, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация обслуживания

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов.

Анализ цен и затрат на производство продукции

Рынок сбыта

Состояние дел в отрасли

Потенциальные потребители

Рыночная конъюнктура

Информация по рынке

Оценка состояния дел в отрасли

Анализ темпов прироста продукции в отрасли

Анализ потенциальных потребителей

Анализ рыночной конъюнктуры

Конкуренция

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества их продукции, политики цен

Сравнительный анализ отдельных показателей деятельности конкурентов

Анализ цели, стратегии конкурентов

Анализ цели, стратегии конкурентов

Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов

План маркетинга

Цены

Каналы сбыта

Рекламная политика

Прогноз новой продукции

Ценообразования

Ценовые показатели

Смета продаж

Анализ состояния рынка

Анализ изменения цен

Анализ внешних и внутренних факторов

Анализ эффективности реклам

Анализ сильных и слабых сторон фирмы

Анализ производственных возможностей фирмы

План производства

Производственный процесс

Перечень базовых операций по обработке и сборке

Смета производства в натуральном выражении поставки сырья, комплектующих

Оборудование зданий, сооружений

Трудовые ресурсы

Затраты на производство продукции

Анализ сырья и материалов

Анализ трудовых ресурсов

Анализ фондовооруженности. Анализ затрат на производство

Анализ себестоимости продукции

Организационный план

Организационная схема фирмы

Описание системы управления

Разделение труда по подразделениям

Источники и способы привлечения специалистов их заработная плата

Анализ эффективности управления

Анализ ритмичности производства

Выявление и измерение внутренних резервов


Юридический план

Форма собственности

Правовой статус

Разработка правовых документов

Соблюдение нормативных положений

Оценка рисков и страхование

Слабые стороны фирмы вероятность появления новых технологий

Альтернативные стратегии

Меры профилактики риска

Программа страхования от рисков

Анализ риска по источникам и причинам

Анализ риска статистическим и экспертным методам

Анализ выбора инвестиционных решений



Финансовый план

Прогноз объемов реализации

Денежные расходы и поступления

Смета прибыли и убытков

Прогнозный баланс активов и пассивов

График достижения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятия

Анализ движения денежных средств

Анализ безубыточности

Анализ доходов и затрат

Стратегия финансирования

Определение величины и источников получения финансовых ресурсов

Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Анализ источников финансирования

Анализ платеже способности

Анализ сроков окупаемости вложений


В состав бизнес-плана входят:

• резюме − (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес-плана,

способов его реализации, необходимых источников финансирования,

финансовых результатов);

• описание бизнеса (разделы описания продукции, маркетин­га, конкуренции, производства и др.);

• финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);

• организационный, юридический разделы, страхование (учредительные документы, лицензии и. т. д.).

Основой бизнес-плана по становлению и развитию бизнеса является финансовый анализ отчетности организации, а главным инструментом формирования − сметное планирование.

Финансовое планирование — составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, оно направлено на реализацию стратегии и оперативных задач организации.

Финансовый план — важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратеги­ческой финансовой деятельностью. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

- достижение экономического компромисса между доходно­стью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;

- установление рациональных финансовых отношений с хо­зяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и др.; гарантия выполнения обязательств перед перечисленными субъектами;

- выявление путей эффективного вложения капитала, оцен­ка степени рационального его использования;

- выявление и мобилизация резервов увеличения, прибыли за счет экономного использования денежных средств; контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации;

- контроль за формированием и расходованием платежных средств;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

Исходные данные для составления финансового плана содержатся в бизнес-плане организации, а также бюджете капитальных вложений. Стержневыми разделами финансового плана являются:

• смета объема реализации продукции;

• баланс денежных поступлений и расходов;

• план прибылей и убытков;

• плановый бухгалтерский баланс;

• расчет точки безубыточности продажи товаров.

Главные методы составления финансового плана:

• метод процента от реализации;

• бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.

Суть первого метода — метода процента от реализации − состоит в том, что на основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, а также объем нераспределенной прибыли планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливают сумму недостающих источников финансирования (обязательств) и расчетным эмперативным путем определяют конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных финансовых параметров составляется плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс организации, прогноз движения денежных средств.

Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее популярен он среди банков, занимающихся прогнозированием финансового положения клиента.

Второй метод составления финансового плана — метод бюджетного планирования. Большинство смет имеет прямое отношение к финансовому планированию. Конечная цель бюджетного планирования — выявление потребностей фирмы в финансировании. Этот метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и потому является основным методом составления финансового плана.

Количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели, называется бюджетом, или сметой.

Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг (контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности.

Бюджет компании (Главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в прогнозном (планируемом) периоде. Он включает два блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов.

В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет компании по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов (кроме бюджета капиталовложений) и оценивается прогнозное финансовое состояние компании. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов компании (такие, как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, необходимо реализовать сценарий «что — если» для оценки влияния основных параметров бюджетов и заложенных при планировании нормативов при их изменении.

Система бюджетов используется менеджерами как средство для управления деятельностью предприятия, контроля за реальным состоянием дел и сравнения его с целями и задачами, сформулированными в плане.

Расчет каждого бюджета компании производится в определенных форматах. Все бюджеты компании составляются на основе прогноза объема продаж.

При составлении бюджетов затpaт используется группировка затрат на переменные и постоянные. Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Существуют два подхода к расчетам смет:

•разработка сметы с «нуля» — применяется в случаях, когда проектируется новая организация или когда организация меняет профиль работы;

•планирование от достигнутого — имеет место в случаях, когда профиль работы

организации не меняется.

Смета продаж, или объем выручки в денежном выражении, служит основой для составления всех остальных видов смет. Смета продаж включает информацию:

- о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;

- об ожидаемой цене единицы каждого товара

Бюджет продаж показывает объем продаж в количественном и стоимостном измерении. В общем случае бюджет продаж включает и расчет ожидаемых денежных поступлений от продаж» то­варов с учетом продажи товаров в кредит. Эти расчеты используются при составлении бюджета движения денежных средств.

При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом служат ожидаемые данные об объеме продаж предыдущего года. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на объем реализации, таких как:

• объем товаров заказанных, но неотгруженных;

• рекламная кампания;

• экономическая конъюнктура в отрасли и экономике;

• производственные мощности и степень их использования;

• ценовая политика;

• результаты рыночных исследований:

Обоснование цен на товары имеет при составлении сметного расчета объема продаж решающее значение. Однако принятие решения по цене зависит от внешних и внутренних факторов.

К внешним можно отнести:

- общий спрос на рынке на данный продукт;

- наличие на рынке аналогичных товаров других организаций;

- уровень цен на аналогичную продукцию конкурирующих фирм;

- в чем более заинтересованы покупатели — в низкой цене на товар или в более высоком качестве товара.

Внутренними факторами выступают:

• себестоимость продукции;

• необходимость покрытия инвестиций;

• качество материалов и труда;

• использование ограниченных ресурсов.

Основой для разработки сметы продаж и одновременно важным разделом бизнес-плана являются маркетинговые исследо­вания. Маркетинг — это планирование и осуществление всех видов деятельности компании (за исключением процесса про­даж), связанных с удовлетворением потребностей покупателей.

Объектами маркетинговых исследований служат: товар, рын­ки и каналы сбыта, конкуренция, ценообразование.

Соответственно это предполагает проведение анализа:

• состояния рынка;

• потенциальных потребителей;

• рыночной конъюнктуры;

• цели, стратегии конкурентов;

• изменения цен;

• внутренних и внешних цен;

• эффективности рекламы;

• сильных и слабых сторон фирмы и конкурентов;

• производственных возможностей фирмы.

Компании разрабатывают общий бюджет маркетинговых ис­следований, который составляется в разрезе бюджетов марке­тинга отдельных товаров или услуг, бюджетов по типу покупате­лей, по регионам.

Объекты маркетинговых исследований определяют методы маркетингового анализа, которые включают стандартные методы анализа финансового состояния (анализ сильных и слабых сторон фирмы и конкурентов, анализ производственных мощностей фирмы), методы факторного анализа коммерческих расходов (анализ эффективности рекламы), анализ системы ценообразования.

Наряду с этим применяются специфические методы, например, «анализ входа и выхода», который показывает, как изменение выпуска продукции в одной отрасли влияет на все остальные исходные данные для планирования. Изучается взаимосвязь «цена − объем продаж» для конкретной марки товара.

Важную роль играют и качественные аналитические методы.

Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине имеющихся материальных и трудовых ресурсов, определяется в смете производства. Бюджет производства (производственная программа) обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Этот бюджет должен учитывать объем продаж, производственные мощности , увеличение или уменьшение запасов готовой продукции на планируемый период.

Объемы производства должны быть сверены со сметой продаж, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода.

Сбалансированность показателей обеспечивается применением специальных методов производственного анализа.

• метода предельного анализа, позволяющего определять величину максимальной прибыли исходя из равенства дохода (прироста выручки на единицу продукции) и предельных издержек (прироста затрат на единицу продукта);

• метода производственной функции (типа Кобба — Дугласа), нацеленного на прогнозирование ожидаемых показа­телей хозяйственной деятельности по факторам затрат тру­да и капитала:

Изменяя факторные признаки, можно определить наиболее эффективные пропорции между затратами труда и капитала для выпуска планируемого объема производства.

Предположим, планируемый запас готовой продукции на конец пе­риода равен 10% от объема продаж в следующем квартале. Запас на на­чало периода в первом квартале принимается равным 80-ти единицам, в последующих кварталах запас готовой продукции на начало периода равен остатку на конец предыдущего периода. Прогнозный бюджет приведен в табл. 2.2.
Бюджет производства компании на 200Х г.

Таблица 2.2




Квартал


Всего, год





1


2


3


4





Планируемый объем продаж


800


700


900


800


3200


Планируемый запас на конец периода


70


90


80 •


100


100


Запас на начало периода


80


70


90


80


80


Объем производства продукции


790


720


890


820


3220


Основными факторами, определяющими уровень и динамику интенсификации эффективности производства, являются

• научно-технический прогресс и научно-технический уровень как производства,

так и продукции;

• структура хозяйственной системы и уровень, организации производства и труда;

• хозяйственный механизм и уровень организации управления;

• социальные условия и уровень использования человеческого фактора;

• природные условия и уровень рационального природопользования;

• внешнеэкономические связи и уровень их развития.

Все перечисленные факторы определяют технико-организационный уровень производства.

Существуют специальные методы анализа и оценки влияния изменения интенсивности и экстенсивности использования отдельных видов ресурсов (трудовых; предметов труда; средств труда; авансированных оборотных средств) на динамику объема производства. Для комплексной оценки влияния технико-организационного уровня на объем производства рассчитывают совокупную долю влияния экстенсивности и интенсивности по всем ресурсам.

Объем производства в стоимостном выражении является результатом взаимодействия всех видов используемых ресурсов:

• трудовых;

• предметов труда;

• средств труда;

• финансовых.

Использование производственных ресурсов может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.

Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих, их средняя оплата труда, стоимость и величина израсходованных предметов труда, величина амортизационных отчислений, стоимость, количественные и технические характеристики основных производственных и авансированных оборотных средств.

К показателям интенсивности относятся качественные показатели использования ресурсов: производительность труда (или обратный ему показатель — трудоемкость продукции); зарплатоотдача (или обратный ему показатель — зарплатоемкость продукции); материалоотдача (или обратный ему показатель — материалоемкость); фондоотдача (или обратный ему показатель — фондоемкость); количество оборота оборотных средств (или обратный ему показатель — коэффициент закрепления оборотных средств).

Конечные результаты хозяйственной деятельности (объем продукции и затраты на производство) складываются под воздействием показателей как интенсивного, так и экстенсивного использования производственных ресурсов При этом интенсивное и экстенсивное использование ресурсов взаимозаменяемо. Так, недостаток рабочей силы можно восполнить повышением производительности труда.

Влияние экстенсивных и интенсивных факторов можно оце­нить с помощью методов цепной подстановки или интеграль­ным методом.

Бюджет прямых материальных затрат показывает общие потребности производства по основным материалам, а также необходимый объем закупок основных материалов, зависящий от ожидаемого их потребления в производстве и запасов на складе.

Плановая потребность в материалах рассчитывается по формуле

М = Мпр + Змк - Змн,

где М — плановая потребность в материалах;

Мпр − потребность в материалах для обеспечения планового выпус­ка продукции;

З мк— планируемый запас материалов на конец периода;

Змн— запас материалов на начало периода.

Составление сметы прямых материальных затрат может сопровождаться расчетом платежей за приобретаемые материалы.
Taкие же расчеты используются при составлении бюджета денежных средств

Для составления сметы прямых расходов на оплату труда (расходов на оплату труда

основного персонала) необходимо учесть то обстоятельство, что планируемый объем производства определяет общее время использования труда основных рабочих и является исходной информацией для составления бюджета прямых затрат на оплату труда. При составлении этого бюджета учитывается трудоемкость изготовления единицы продукции и стоимость одного человекочаса.

При составлении бюджета общепроизводственных расходов предварительно в их составе выделяются постоянные и переменные расходы и определяются ставки, по которым формируется переменная часть общепроизводственных расходов.

Общая сумма производственных накладных расходов отхва­тывает стоимость постоянной составляющей, включая амортизационные отчисления по производственному оборудованию, а также величину переменной составляющей, которая определяется путем умножения ставки переменных расходов на затраты времени производственных работников.

При определении соответствующего оттока денежных средств (платежей) учитывается, что: а) амортизация не вызывает оттока денежных средств, б) общепроизводственные расходы оплачиваются в том квартале, в котором они возникают.

После составления бюджета прямых материальных затрат, затрат по оплате труда производственных работников и бюджета общепроизводственных расходов приступают к формированию сметы себестоимости реализованной продукции, которая является основной в системе сметных расчетов предприятия. Исходными данными для ее составления служат:

• ожидаемые величины товарных запасов;

• сводные данные сметы прямых материальных затрат;

• сводные данные о затратах по оплате труда;

• сводные данные по смете общепроизводственных расходов.

Бюджет периодических расходов включает смету коммерческих и управленческих расходов. В состав коммерческих расходов включаются: зарплата работников службы сбыта, расходы по рекламе, транспортные расходы, оплата телефонной связи (в части, связан­ной со сбытом продукции), прочие расходы по реализации продукции. Управленческие расходы состоят из зарплаты административного персонала, зарплаты прочих служащих, оплаты энергии и освещения, амортизации офисного оборудования, расходов по телефонной связи, страхованию, затрат на канцтовары и т.д.

Бюджет периодических расходов используется при составлении бюджета прибылей и убытков, а также бюджета денежных средств. При его формировании также выделяются постоянные расходы (в общей сумме по кварталам планируемого года) и переменная составляющая. Последняя рассчитывается на основе ставки переменных расходов в расчете на единицу реализуемой продукции. При планировании исходят из утверждения, что оплата коммерческих и управленческих расходов производится в том квартале, в котором они возникают.

Сметное планирование прибыли — составная часть разработки бизнес-плана предприятия. Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах.

Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела.

• расчет ожидаемого финансового результата — здесь определяется плановая прибыль организации до налогообложения. Важным фрагментом расчетов является определение себестоимости единицы реализованной продукции (в части переменных затрат), а также стоимости запасов материалов и готовой продукции;

• распределение прибыли — в этом разделе запланированная прибыль распределяется на две части: налог на прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении организации (чистую прибыль);

• ожидаемое использование прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть. Капитализированная прибыль направляется на реинвестирование (развитие бизнеса), создание или увеличение резервного капитала. Прибыль потребляется на выплату дивидендов, социальных выплат персоналу, благотворительные цели и т.д.

Соответственно, в третьем разделе рассматриваемого бюджета рассчитываются два коэффициента:

Коэффициент Реинвестированная прибыль

капитализации = —————————————————— ;

прибыли Чистая прибыль

Коэффициент Потребляемая прибыль

потребления = —————————————— .

прибыли Чистая прибыль

Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия. Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимо провести дополнительный анализ всех составляющих сметы и пересмотреть ее, поскольку именно прибыль является внутренним источником текущего и долгосрочного развития, источником возрастания рыночной стоимости предприятия, индикатором его кредитоспособности.

Бюджет капитальных вложений − это план приобретения или замещения внеоборотных активов и источников их финансирования. Смета капитальных вложений обобщает перспективы по приобретению основных фондов. Капитальные затраты в реальные активы возникают при обновлении основных средств из-за выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, может планироваться увеличение производственных мощностей, введение новых технологических линий.

Многие внеоборотные активы характеризуются относительно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты существенно меняются год от года. Соответственно смета капитальных затрат составляется на несколько лет вперед с распределением потребности в инвестициях по годам.

Различные варианты финансирования, рассматриваемые в смете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении текущих смет. Например, ожидаемая величина амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отражается на смете денежных расходов.

Бюджет капитальных вложений включает также иные долгосрочные инвестиции в уставный капитал дочерних и зависимых компаний, в акции, приобретаемые на срок более года, в долгосрочные займы, которые предоставляет организация с целью получения доходов.

Бюджет денежных средств характеризует приток и отток денежных средств в течение планового периода. Его цель — поддержание баланса денежных средств, а также определение размеров дополнительного финансирования при временном дефиците денежных средств.

Бюджет денежных средств включает в себя следующие показатели:

• приток (поступление) денежных средств;

• отток денежных средств (платежи);

• чистый денежный поток (разница притока и оттока денежных средств);

• минимальный остаток денежных средств;

• потребность в дополнительном финансировании.

Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение планируемого периода. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Минимальная денежная сумма представляет собой определенный резерв; она не является фиксированной, увеличиваясь в период деловой активности и снижаясь в период спада. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств. Свободная сумма денежных средств может быть положена на депозит. В этом случае она приносит прибыль.

При составлении денежной сметы учитываются выплата ди­видендов, планы финансирования инвестиций за счет собственных источников или долгосрочных кредитов и другие денежные потоки.

Прогнозный баланс составляется на основе ожидаемого балансового отчета, составляемого до завершения отчетного периода. Статьи этого баланса увеличиваются (уменьшаются) с учетом операций, планируемых в предстоящем году.

Стоимость внеоборотных активов увеличивается на стоимость приобретаемого оборудования и уменьшается на размер планируемых амортизационных отчислений.

Запасы материалов и готовой продукции должны соответствовать бюджету запасов.

Остаток денежных средств формируется в бюджете их движения. Нераспределенная прибыль увеличивается на величину чистой прибыли, полученной в смете прибылей и убытков. Согласно этой смете в прогнозном балансе показывается краткосрочная кредиторская задолженность (начисления).

По данным прогнозного баланса и прогнозного бюджета прибылей и убытков рассчитываются основные финансовые коэффициенты в планируемом периоде. Соответствующие финансовые коэффициенты рассчитываются также за гол, предшествующий плановому периоду. Сравнение прогнозных значений финансовых коэффициентов с соответствующими характеристиками предшествующего года и общепринятыми нормативами позволяет оценить планируемое финансовое положение компании.

Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в целом. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми, выявляют отклонения и анализируют их.

Существует несколько центров ответственности:

• центр затрат, в рамках которого менеджер несет ответственность за расходы, находящиеся под его контролем;

• центр прибыли, где менеджер отвечает за реализацию и расходы;

• центр инвестирования, где менеджер дополнительно к ответственности за реализацию и расходы несет ответственность за принятие решений по капиталовложениям.

Цель учета по центрам ответственности состоит в накоплении данных о затратах (и доходах) по каждому центру, чтобы отклонения по сметам были отнесены на ответственное лицо.

Чтобы правильно контролировать исполнение затрат, необходимо скорректировать бюджетные данные в части переменных расходов на соответствующий фактический выпуск продукции. С этой целью составляется гибкий бюджет, на основе которого и проводится анализ.

Гибкий бюджет можно использовать в предплановом и послеплановом периодах: в первом случае он помогает выбрать оптимальный вариант объема продаж и производства; во втором случае — при проведении анализа — точно оценить результаты деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений.

Переменные и постоянные расходы играют разную роль в оценке исполнения смет. Постоянные расходы не корректируются по связи с изменением фактического объема продукции по сравнению с планом (бюджетом), и если возникают отклонения фактических затрат от плановых, то анализируются причины, их повлекшие.

Переменные расходы, наоборот, должны быть пересчитаны в бюджете на фактическое исполнение объема работ (на основе удельных переменных затрат, приходящихся на единицу продукции и фактического объема работ). В ряде случаев дальнейшее сравнение откорректированных бюджетных переменных расходов с фактическими затратами (при одном и том же объеме работ) коренным образом меняет выводы аналитика.

Тщательно подготовленные сметы представляют собой своеобразный стандарт. С ним сравнивают достигнутые результаты.

Анализ отклонений между реальными результатами и данными сметы позволяет:

• определить проблемную область деятельности, которая требует первоочередного внимания;

• выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки смет;

• показать, что первоначальные сметы в некоторой степени нереалистичны.

Сравнение фактических и бюджетных данных за год является главным фактором оценки деятельности каждого центра ответственности и его руководителя. Составление смет способствует детальному изучению деятельности подразделений и взаимоотношений центров ответственности; служит средством обучения менеджеров.
^ Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем состоит роль анализа в разработке основных показателей бизнес-плана?

2. Перечислите основные показатели бизнес-плана и охарактеризуйте порядок их расчета?

3. Какая смета является отправной точкой для расчета бизнес-плана?

4. Поясните последовательность составления сметы производства. Приведите примеры расчета сметы расходов на заработную плату, материалы, амортизацию?

5. Как составляется смета себестоимости реализованной продукции?

6. Как составляют прогноз денежных средств?

7. Какие бюджеты называют операционными?

8. Как планируют расходы на материалы для производства продукции?

9. Как рассчитать смету комплексных расходов?

10. Что такое реинвестированная прибыль организации и от чего зависит ее сумма?

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (3706.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации