Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга - файл 1.doc


Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга
скачать (3107 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3107kb.17.11.2011 18:06скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8










В. Н. БОГДАНОВИЧ





РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ В ПОМОЩЬ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА

ББК 88.5

Б73

Богданович В. Н.

Б73 Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 224 с.

ISBN 5-9268-0483-3

Книга направлена на облегчение нелегкого труда тренеров-психо­логов, работающих с самыми разными тренинговыми группами. В них есть все и всё. Люди приходят затем, чтобы найти единомышленников, чтобы научиться, чтобы решить свои проблемы; чтобы утвердиться в том, что их проблемы неразрешимы; чтобы «себя показать» и т. д. Они на­столько разные, что на первых порах, как правило, возникает неприя­тие ведущего, ситуаций, которые он создает или провоцирует; иногда тренер сталкивается с явно выраженной агрессией.

Психолог обязан уметь работать с разнообразными группами, вла­деть различными технологиями, которые помогут ему настроить группу на активную самостоятельную работу, необидно поставить на место аг­рессивно настроенного члена группы, стимулировать самосознание участников и их личностный рост.

ББК 88.5

© В. Н. Богданович, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN 5-9268-0483-3 © П. В. Борозенец, обложка, 2006

Оглавление

Введение 5

Ввод в семинар 12

Идеи 37

Фразы для комментариев, ремарок, замечаний и «кстати» 71

Сомнения 85

Диалоги со всеми 98

О проблемах и об отношении к ним 113

Творческое решение человеком своих задач 142

Адаптивность 169

Отношения, отношение и взаимоотношения 183

Магия слов и выражений 206

Что-то дано Богом, а остальное даст тренинг 218

Список литературы, с которой автор рекомендует

знакомиться 221

Кто-то наблюдает факты, а кто-то делает выводы. Это те, кто учится всерьез всегда и у всех.

Введение

Волхвы, фрейдизм... несовместимы В. Годгивз. Реальность в ладонях

Традиционно в высшей школе бытует мнение, что знание не бывает скучным. Не согласен. Еще как бывает! Вся наша практика обучения, от детского садика до высшей школы, — тому подтверж­дение. При неумении подавать информацию все можно сделать тоскливым, серым, тягомотным и внушающим отвращение. Все больше людей интересуется развитием личности, но информацию они получают не из посещения театров, чтения книг и просмотра ток-шоу, а с «изюминкой», благодаря участию в тренинге, обуче­нию игрой, которое помогает им стать более адаптивными, успеш­ными, приносит пользу, дает что-то для развития, направленного на личностный рост.

Идеи и наработки, изложенные мной в книге, могут быть с успехом применены для создания индивидуальных программ тре­нингов, во время которых все помогает обучению. Сами по себе тек­сты полезны и участникам, и самому ведущему. Они обязательно пригодятся в жизни. Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я за­помню; вовлеки меня, и я пойму. Именно для вовлечения тех, кто при­шел на тренинг, и был написан этот текст. Он также был создан в

-5-

помощь тем, кто взял на себя тяжелый, но необходимый труд по оказанию психологической помощи и людям, и Человеку.

Теоретически нет разницы между теорией и практикой, зато на практике такая разница есть, и она очень ощутима. И этот текст был создан именно для практического использования знаний, по­черпнутых мною из бесед с учителями и наставниками, из книг, из жизни, из восемнадцатилетнего опыта преподавания и в высшей школе и при ведении тренинговых групп, из жизненного и профес­сионального опыта, своего и чужого.

Кроме того, в создании этой книге были использованы не толь­ко расхожие «бродячие» истории, но и примеры, взятые из класси­ческой восточной литературы («Истории о Ходже Насреддине»), из всеобщей истории, исторические анекдоты; тема моей особой гор­дости — истории и афоризмы из творчества В. Годгивза, чье личное влияние на меня трудно переоценить. Это уникальная личность. Он, сын индейца североамериканского племени кри и телеутки, оказавшегося в России во время интервенции, получал обучение в буддийском монастыре Китайского Тибета, где в нем признали ин­карнацию панчен-ламы; оттуда его забрали немцы в рамках про­граммы «Вечный лед»; он учился в Германии, участвовал в созда­нии так называемого «оккультного Рейха», после Победы благода­ря своим умениям и навыкам смог начать жить в Прибалтике, потом уехал в Монголию, оттуда в Китай, затем в Туву...

Книгу можно читать как беллетристику, открывая ее там, где ин­тересно, можно сплошным текстом; можно пользоваться каждый день как настольным пособием, изредка возвращаясь назад, к тому, что ранее казалось неважным, а теперь оказалось нужным и полез­ным. Единой структуры в тексте почти нет, зато есть масса полез-

-6-

ной и важной информации. Условно— подчеркиваю, условно — текст разбит на главы; это сделано для того, чтобы не совсем заблу­диться в примерах, расположенных довольно хаотично. К окон­чанию чтения вы поймете, почему я называю разбивку текста условной.

^ Книга не догма, а всего лишь повод задуматься по поводу себя и над собой....

Исходя из этой фразы, я не буду очень занудствовать. Не буду прописывать досконально ваши реплики и дублировать ответы на вопросы, которые вы станете задавать участникам тренинговой группы.

Общая задача группы, как она ставится тренером, должна быть актуальна для большинства и в идеале, для каждого ее участника: изменить/расширить самосознание, обогатить репертуар сценари­ев, сделать свое поведение более эффективным, приятным для окружающих или адаптивным. Тренинг помогает его участникам повысить свою компетентность, обрести навыки общения, продви­нуться на пути личностного роста, развить способности к конст­руктивному поведению в конфликтах, эмоционально напряженных и стрессовых ситуациях.

Любая группа — как новый и интересный человек, со своими плюсами и минусами. Только в отличие от человека, ее «...с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». В любой группе всегда присутствуют три типа участников:

  • зависимые, которые хорошо обучаются, внушаемы и не до­ставляют особых хлопот ведущему;

  • независимые, которые все «пробуют на зуб», но более адек­ватны в тех случаях, когда их убеждают;

-7-

■ конфликтные участники, которые пришли на тренинг в силу самых разных причин, но не желают менять свою картину мира, отстаивают ее изо всех сил. Это, как правило, очень тре­вожные и трусливые люди, у которых минимальное базовое доверие к жизни.

С одними удобно, с другими — приятно, особенно тогда, когда они начнут работать, а третьи «даются» для того, чтобы тренер отта­чивал свое мастерство, выдержку, навыки, таланты. Это ваша работа, с которой вы обязаны справляться только на «хорошо» и «отлично». Любая группа — повод для личностного роста тренера-ведущего.

Так, и только так, необходимо подходить к проведению успеш­ных и запоминающихся тренингов. Тренеру необходимо (до того, как он берет группу) решить базовые проблемы, которые будут под­няты во время проведения семинара/тренинга. В этом случае он предохранен от навязывания группе собственных стереотипов и стандартов, от трансфера.

То, что Ауробиндо называл интегральной йогой, Абрахам Мас­лоу именовал самоактуализацией, Фриц Перлз — органическим единством, Роберто Ассаджиоли — психосинтезом. Все столпы ми­ровой психологии придерживались той фундаментальной идеи, что существует естественная тенденция к эволюции, к развитию, про­низывающая как Вселенную, так и человека, и наша (тренеров, ве­дущих, практических психологов) работа — помочь сделать ее со­знательной, осознаваемой.

Когда смотришь на работу некоторых, с позволения сказать, тре­неров, то становится грустно. Начетничество, сектантство, непо­нимание того, что они делают, несоответствие того, что деклариру-

-8-

ется как задача и цель тренинга, его реальному содержанию, кате­горичность, ригоричность — это лишь малая часть тех претензий, которые можно предъявить организатору и ведущему.

Мой преподаватель в СПбГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Петрович Зинченко так, бывало, говорил на семинарах: «Серьезно сказалось и то, что психология оторвалась от философской, гумани­тарной культуры, превратилась в служанку технократической поли­тики — вот тогда-то она и утратила свою душу. В нашу науку пришло много инженеров, математиков, биологов, физиков. Это способство­вало не столько развитию междисциплинарных связей, сколько сни­жению профессионализма. Одна из причин снижения профессио­нализма состоит в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда может понимать другого человека, исследовать его, управлять им, потому что он сам является им».

Все остальное, в том числе так называемые болезни роста, — не более чем приложение к непрофессионализму. В социуме, в кото­ром до сих пор не делают различия между психологом, психиат­ром, психоневрологом и экстрасенсом, такое положение дел нор­мально. Более того, основной запрос населения направлен на крат­косрочную терапию, а то и на моментальную: «За один сеанс. Гарантия 110%».

Обществу кажется, что если ты строишь мост, то ты обязан быть профессионалом. Но если ты занимаешься проблемами психики, то достаточно прочитать несколько популярных книжек. Я не буду вда­ваться в причины этого явления, но уверен, что уже в обозримом бу­дущем потребители начнут прибегать к услугам профессионалов, а общество четко разделит рынок услуг на профессиональный и аль­тернативный, на котором каждый может предложить свой «товар».

-9-

^ Усложнять — просто. Упрощать — сложно (Закон Майера).

В процессе групповой работы тренер развивает умение и навык действовать креативно, то есть использовать в своих интересах ВСЕ, что происходит вокруг, любую информацию, любую ситуацию и даже собственные ошибки1.

В процессе введения группы людей в тренинг, объяснения пра­вил, которых они должны придерживаться во время проведения тренинга, рекомендую сразу объяснить то, что в процессе работы и в группе, и индивидуально, обязательно возникнет ответная реак­ция в виде внутреннего сопротивления. Оно невероятно многооб­разно и всегда отвлекает человека от использования приобретен­ных навыков, от проведения медитаций, от работы с комплексом упражнений, от заполнения дневника... Одним словом, оттого, что ему дается на тренинге. В быту сопротивление обычно именуют словом «текучка», к которой обычно добавляют «заела!».

Повторяю: внутреннее сопротивление многообразно. Но все его проявления можно объединить в пять основных групп:

  1. высокая по сравнению с базовым фоном тревожность;

  2. повышенная утомляемость, усталость, мешающая не только заниматься каким-либо делом или даже приступить к его ре­ализации, но иногда даже думать о нем;

  3. ощущение собственной бестолковости, неверия в себя и свои силы; чувство, что то дело, которым вы занимаетесь, выпол­няется «просто так», вхолостую, без пользы и результата;

1 «Полагая, что он лечит, то есть ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач/психолог забывает, что функция целителя состоит только в том, чтобы предоста­вить исцеляющему фактору возможность реализоваться» (В. Годгивз).

-10-

  1. ирония, особенно самоирония, которая очень деструктивна, особенно во время проделывания заданий;

  2. отвлечение внимания на другие мысли и дела (нужно сейчас же подмести пол, посмотреть телевизор, закрыть форточку, позвонить подруге, погладить кошку, навести порядок на сто­ле...). Каждый раз причина логично объяснима.

Логика — глубокая внутренняя убежденность в том, что если это­го не было вчера, то этого никогда не произойдет и завтра. Быть логичным — чрезвычайно выгодная и удобная позиция, которая по­зволяет всегда найти причину и неудачи, и поражения, и бездей­ствия и многое другое.

Все это нормально. В основе сопротивления лежит страх перед кардинальными изменениями в жизни. Во время тренинга реко­мендуется отслеживать и фиксировать такие состояния. Подобная фиксация очень помогает тренеру в ведении тренинга, а его участ­никам дает возможность получить новые навыки. Объясните груп­пе, что менять старую жизнь на новую (если, конечно, существует такой запрос) следует мягко, но навсегда.

Согласно расчетам социального психолога Вадима Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной более семи-вось­ми лет.

^ МЫ УМЕЕМ ВСЕ, ЧТО НАДО В ЖИЗНИ. МЕШАЮТ НАМ -СОМНЕНИЯ.

«Хотя утверждение „ Все люди смертны "можно встретить в лю­бом учебнике логики как пример априорно истинного суждения, каж­дый из нас верит, что и в этом правиле есть исключения, и это исклю­чение — именно он» (3. Фрейд).

^ ВВОД В СЕМИНАР

...Ведь уж епископ-то, наверное, зна­ет лучше, чем аббат, что хорошо и что дурно, а я сам, своими собственны­ми глазами видел, как епископ Лин­кольнский зарубил шотландского всадника боевым топором, а это, со­гласись, был довольно странный спо­соб высказать ему свою любовь.

^ А. Конан Доил. Белый отряд

От автора — ведущему. Даже если на тренинге ваше объяснение будет настолько ясным, что, на ваш взгляд, исключит всякое лож­ное толкование, все равно обязательно найдется человек, который обязательно поймет вас неправильно! Точно такие же слова можно сказать и по поводу манеры ведения семинара/тренинга, по поводу ваших поступков и т. д. Как бы вы хорошо их ни провели/соверши­ли, обязательно найдется за что вас критиковать и ругать! Одно спа­сение — помните, что вы не банкнота в 100$ и поэтому всем понра­виться не сможете, и то вполне может быть, что кто-то захочет ку­пюру в 500 евро.

- 12-

Любые ваши предложения участники понимают иначе, чем вы.

Если работа проваливается, то любые усилия по ее спасению толь­ко ухудшают дело. Берите тайм-аут. Тайм-аут который вы можете взять, — это пауза, во время которой вы сможете собраться с силами, с мыслями, успокоиться, переключиться на новую схему ведения се­минара/тренинга. Во время тайм-аута лучше всего озадачить группу каким-либо тестом/заданием, которое, по вашим словам, для нее «очень важно и невероятно необходимо». Таким ловким ходом вы переключаете внимание группы с активного сопротивления на вы­полнение задания, направляете ее энергию в другое русло.

Нет невыполнимой работы и безнадежных ситуаций для того, кто сам НЕ должен работать/решать.

Необходимости внимательного слушания и концентрации вни­мания ВСЕГДА сопутствует непреодолимое желание отвлечься.

Кто платит за тренинг меньше всех, тот больше всех недоволен.

Нельзя починить то, что не сломано. Следовательно, пока боль­шинство участников НЕ определятся со своими проблемами, тре­нинг начинать бессмысленно.

Грамотный психолог обязан быть чем-то средним между «свя­тым»2 и шарлатаном. Как «святой», он знает, что по-настоящему необходимо личности участника тренинга, а как шарлатан — веша­ет перед его носом морковку, чтобы мотивировать на действия. Именно поэтому простая и понятная полуправда в ряде случаев предпочтительнее сложной и непонятной правды.

2 Эпатаж. Согласен. Но ведь именно так дело и обстоит. Слово «святой» я специаль­но взял в кавычки, потому как НИКТО из ныне живущих психологов недотягивает до уровня Александра Свирского, Нила Столбенского или Иоанна Кронштадтского.

-13-

То, что для одного ошибка, то для грамотного профессионала — исходные данные.

В среде профессиональных психологов «реальный мир» неред­ко считается частным случаем применения всеобщих законов.

Когда даете конкретные рекомендации, то помните, что даже воду пить неприятно, если ее прописал врач.

Если вы грамотно помогли участникам группы, то они наверня­ка вспомнят о вас, когда у них опять что-то приключится.

Когда во время тренинга вы пытаетесь «вытащить» у кого-то про­блему, то обязательно окажется, что она связана с кучей других. Осторожнее. Впрочем, все можно починить, если крутить в руках достаточно долго.

Не спорьте с агрессивным глупцом, потому как участники тре­нинга могут не заметить между вами разницы.

Все великие открытия и изобретения ВСЕГДА делаются по ошиб­ке или нечаянно.

Ведущий. Существует некое Великое Среднее. Оно включает в себя некие усредненные показатели развития человека, его зар­плату, круг интересов, ценности, смыслы, пути достижения целей. Оно в большинстве, и вам придется в нем и с ним жить и работать. Приведу пример Великого Среднего. Выступает главный врач боль­ницы: «Средняя температура по больнице +36,8 °С. Средние пока­затели превысили хирургические и реанимационные отделения +37,8 °С и +39,4 °С соответственно. Но зато нас всех выручил морг — —4 °С. Так что, коллеги, мы с вами четко придерживаемся послед­ней директивы Минздрава».

-14-

Пояснение. Статистика всегда обманчива. Так что будем го­ворить только конкретно! Это первое. Второе. После тренинга/се­минара вы будете иными и вас будет многое в окружающих активно раздражать. Вспомните еще раз семинар/тренинг и живите с по­правкой на Великое Среднее. Они такие, а вы — такой. Не хуже и не лучше. Просто — другой.

Ведущий. Сейчас будет грустная сентенция.

Мы живем не умом, иначе бы мы думали о последствиях дей­ствий и поступков.

Мы живем не памятью, иначе бы мы помнили о сделанных ошиб­ках и об опыте.

Мы живем не чувствами, иначе бы мы думали с любовью о себе и о своих близких.

Мы живем настроением, поэтому мы поступаем «так» и «сей­час», как «Бог на душу положит».

Ведущий. Теперь о сказочном. Однажды один купец, отправ­ляясь в дальнее плавание, спросил у своих дочерей о том, что им привезти оттуда. Старшая дочь что-то попросила, средняя тоже, а младшенькая сказала:

  • ^ Привези мне, батюшка, чудище чужеземное, страшное для люб­ви неземной и для замужества выгодного!

  • Да как я, твой отец, отдам тебя чудищу-страшилищу на пору­гание?!— возмутился отец.

^ Ой, как все запущено... Ладно. Тогда пойдем по более длинному
пути. Привези мне, батюшка, цветочек аленький...

-15-

Пояснение. Если хочешь конкретного — говори о деле; если хочешь поговорить — стоит оценить свои «я хочу — я не хочу», «надо мне — не надо мне»; если хочешь поморочить мне голову — изви­ни, у меня много дел.

Ведущий. Все знают, где находится бесплатный сыр. О нем в жизни напоминает буквально все. И всегда. Но мы, к сожалению, не помним логического продолжения мудрости, гласящей, что сама мышеловка за мышами не бегает! А зря. Это вроде бы очевидно, но не всегда и не всем. Мы сами лезем в нее, не обращая внимания на свою мудрость.

Пояснение. Из-за того, что высказывание— банально, оно проходит мимо нас. А что такое банальность? Это не что иное, как навязшая в ушах истина.

Ведущий. 1 апреля все отмечают популярный международный праздник, во время которого остро ощущаешь дефицит юмора и у окружения, и у себя, и везде.

Введен он был случайно, в 1564 году. Именно в этом году король Карл IX волевым решением перенес Новый год с 1 апреля на 1 ян­варя. 1 января 1564 года французы как законопослушные граждане поздравили друг друга и обменялись подарками...

Но традиция сильна. Она сильнее любых указов, и 1 апреля шут­ники повторили новогоднюю процедуру. Поскольку праздник был «ненастоящим», то и подарки тоже были ненастоящими, для смеха. Так одна традиция перешла в другую и захватила много-много стран.

Пояснение. Самый лучший экспромт — тот, который проду­ман и придуман заранее. Почитайте, поройтесь в Интернете, опро­сите друзей — может, что-то по-настоящему остроумное в голову и

-16-

придет. Главное — спокойствие и умение не терять лицо при самых идиотских розыгрышах и шутках.

Практика показала, что сразу за шуткой «У вас спина белая» идут шутки об угоне автомобилей, приглашении на работу или об уволь­нении и взаимоотношениях полов. Это жесткий тренинг, и завтра все опять будет по-прежнему — будут просто врать, а не разыгры­вать. Почувствуйте разницу!

(Рекомендуется, как ввод в игровую, смешную ситуацию, в тре­нинг «Карнавал», «Свита королевы» и т. п.)

Ведущий. Ваши слова мне напомнили одно стихотворение 1920-х годов. Оно звучит примерно так:

^ Я видел рабочего,

Он не разжевал даже азбуки соль.

Но он видел и слышал Ленина...

И он знал все!

А теперь вставьте вместо слова «Ленин» все, что заблагорассу­дится: НЛП, ДЭИР, учение С. Лазарева, трансцендентальная меди­тация, трансферинг, карма-терапия, Тантра... Смысл не изменится. Попробуйте!

Пояснение. Обычно такими словами показывают бесперс­пективность и подводят итог бесполезной дискуссии участников/ ветеранов тренингов, которые везде были, все обо всем знают, обо всем имеют «компетентное» суждение и т. д.

Ведущий. Напоминаю вам о книге детства, о замечательном романе «Граф Монте-Кристо». В нем Александр Дюма-старший написал замечательный диалог:

2 3ак. 3369 — 17 —

  • ^ Раз и навсегда, сударь, я запретила вам говорить со мной о день­гах; к этому языку я не привыкла ни у моих родителей, ни у моего перво­го мужа.

  • Охотно верю, — сказал Данглар, все они не имели ни гроша за душой.

Как все четко прописано... Жаль, что нас в нежном возрасте не учили учиться у всего того, что нас окружало!

Пояснение. Действительно, тому, чему не учат нас в детстве, тому, что не заложено в родовом сценарии, тому не быть реализо­ванным без специальной подготовки-тренинга.

Ведущий. «Когда жизнь складывается наперекор нашим жела­ниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас». Так в XVI веке писал Хун Цзычэн в кни­ге «Вкус корней».

Пояснение. Новая жизнь начинается со слов: «Мне плохо». Если вы здесь, значит, у вас есть шанс «излечиться».

Ведущий. Стандартной шуткой всех, кто делает фотографии, является: «Скажите — сы-ы-ы-р!» Но если подойти к этому про­цессу творчески, то можно много чего придумать. Например: «Сэ-э-э-кс!» или «А какие у вас были в детстве любимые конфеты ? Ба-а-а-тончи-и-и-ки...» Выражение лица, у того, кто вспоминает свое дет­ство, — непередаваемое, а фотография получается замечательная.

Пояснение. Такой ввод в ситуацию позволяет разрядить атмосферу в группе, позволяет окунуться в воспоминания, а так­же перевести разговор с логических умопостроений на чувствен­ное переживание. Что ощущаете, когда говорите, когда растяги­вается рот в улыбке, когда вспоминаете детство? У ведущего есть

-18-

возможность «заякорить» это состояние и научить этому приему группу.

Ведущий. Прошу вас услышать то, что я вам скажу: «Жизнь, — как писал Абу-Силг, — творческий акт по реализации своих же­ланий».

Пояснение. Ведущий обращает внимание группы на наличие нескольких ключевых слов в этой фразе: «жизнь» (которая в нашей культуре нередко означает «судьба»); «творческий акт»; «своих»; «желаний».

Все они очень важны и по одиночке, и все вместе.

Ведущий. Ну и что вы посоветуете подруге/другу, которая жа­луется на то, что ее одиннадцатимесячный ребенок плохо ходит? Только одно — ходить надо больше, тогда, и только тогда, малыш научится держать равновесие и центр тяжести, у него окрепнут мышцы, появятся навыки ходьбы.

Пояснение. Обычный ответ на жалобы участников тренинго­вой группы на трудности, на что, что советы уж больно просты, на то, что они и так все знают, только вот пользоваться этим знанием не могут, и проч.

Ведущий. Я сейчас вам приведу пример из повести известного фантаста Роберта Шекли:

  • У меня не было выбора, горячо возразил Артур.

  • Ты бы мог сказать «Нет/».

  • Они бы меня убили!

  • Ну и что?

-19-

Пояснение. Коротко и ясно: «Ну и что?» В ряде случаев имен­но так и надо говорить «нет», иначе будет по-настоящему плохо и даже смерть вам не поможет.

Ведущий. Афоризм китайских мудрецов гласит: «Глупый сын хуже, чем сын-гуляка, потому что никогда не изменится к лучше­му». На эту тему есть масса бытовых историй, шванок, новелл, анекдотов и т. д. Общий смысл: «Быль молодцу не в укор». Если ты орел (молодец), то тебе ни один поступок, даже самый небла­говидный, не очень портит репутацию. Истинный «орел» всегда делает все правильно и делает правильные выводы из своих про­ступков.

Пояснение. Вот основное отличие «благородного мужа» (кит.), мужчины (рус.) от НЕповзрослевших мальчишек. «Зрелость — это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия». Ничего нового, кроме одного: следование этому прин­ципу должно быть осознанным и активным. Главный вопрос: «По­чему я беру (не беру) ответственность на себя?» Хорошая тема для обсуждения.

Ведущий. Хочу вам поведать о большой тайне психологов. За­ключается она в том, что все основные проблемы, с которыми ра­ботает современная психология, были поставлены в XIX веке по­этами и отчасти писателями. Вот вам пример из творчества Васи­лия Жуковского:

^ Когда за дверь своей тюрьмы

На волю я шагнул —

Я о тюрьме своей вздохнул...

-20-

Пояснение. Блестящий пример того, что гораздо позже опи­сывал Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы».

В бытовом смысле — очень тяжело отвыкать от привычных сте­реотипов в сознании и в поведении, а также после тренинга начи­нать жить как-то иначе, чем до него.

Приведите и вы примеры. Можно использовать в ходе обсужде­ния, для подведения итогов.

Ведущий. Жили-были два брата-царевича. Старший в один прекрасный день все бросил, отдал младшему трон и ушел в отшель­ники. И как-то раз их пути пересеклись. Младший соскочил с коня и бросился в ноги старшему:

^ Ты герой, мой брат! Ты отрекся от престола рады Истины,
ради ее поиска! Для того, чтобы ее неустанно искать! Я тобой восхи­
щаюсь!!

Да брось ты, — ответил ему старший, я эгоист. Я променял
мусор на алмаз и занимаюсь тем, к чему испытываю любовь. А вот
ты, занимаясь государственными делами поперек своей воли, — воис­
тину герой!

Пояснение. Заниматься тем, чем хочешь, — высшее удоволь­ствие, и это легко, а вот заниматься тем, что от тебя требуют, — труд­но, и где-то даже героически.

Ведущий. Позволю себе небольшое отступление. Люди сфор­мулировали множество законов: закон Бойля—Мариотта и законы Паркинсона, правило «левой руки» и правила проезда в муници­пальном транспорте, а также знаменитый «закон бутерброда». Зна­ние этих правил помогает нам шагать по жизни и пользоваться ее

-21-

удобствами. Однако любая наука рано или поздно приходит к мета­физике. В любой области знания существует предел понимания, за которым лежит мир ощущений и чувств, не поддающихся ни опре­делениям, ни описаниям. Их можно только приблизительно выра­зить метафорами, образами, стихотворениями, произведениями искусства.

Пояснение. Чувства и логика — две равновеликие величины, лежащие в разных полушариях. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Кто-то получает удовольствие от попыток доказать тео­рему Ферма или от трудов по строительству вечного двигателя, а кто-то — от лицезрения фресок Ферапонтова монастыря. Главное — уметь различать чувства и логику и уметь ими пользоваться. Кроме того, для описания заката на Селигере действительно нет слов, есть только чувства, которые могут быть переданы или стихами, или музыкой.

Ведущий. Ну вот, вы сейчас как господин Журден, который в сорок лет узнал, что все это время он говорит прозой, прибегли к тому, что римские юристы называли Argumentum ad hominem. B пе­реводе с латыни это выражение означает «использование доказа­тельств, основанных не на объективных данных, но рассчитанных на обращение к чувствам человека».

Пояснение. Что бы там ни говорили о разуме, мы чаще всего живем чувствами, в которые входит и активное проживание таких категорий, как «мораль», «этика», «нравственность» и т. д. На тре­нинге стоит обратить внимание участников на то, что активное раз­деление внутри себя категорий «чувствую» и «думаю» очень помо­жет и в жизни, и в решении задач, и в переживании проблем.

-22-

Ведущий. Для начала немного статистики. Если все населе­ние Земли представить в виде одной большой деревни в 100 чело­век, то выяснится следующее. В ней будет 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев из обоих Америк, 8 африканцев. Бледнолицых все­го 30 человек. 70 человек не верят в Христа, а 30 — добрые христи­ане. В деревне 52 женщины и 48 мужчин. На 89 натуралов придется 11 гомосексуалистов. 6 человек владеют 59 процентами всех дере­венских богатств, и все они янкесы.

80 человек живут в отвратительных условиях, 50 ходят постоян­но голодными, один находится при смерти, и еще один рождается. 70 не умеют ни читать, ни писать и не могут узнать о своем бед­ственном положении. Один имеет высшее образование, и ему при­надлежит единственный компьютер.

Пояснение. Такое вступление рекомендуется проводить в на­чале занятия с группой, в которой много состоявшихся и состоя­тельных людей. После этого можно переходить к более подробно­му знакомству.

Ведущий. «Господа хорошие! Мы с вами — как легендарный мат­рос Железняк с отрядом. „ Он шел на Одессу, а вышел к Херсону "! Про­машка там была около 200 км. Давайте отыгрывать назад, пока не случилось него-то еще более серьезного».

Пояснение. Такая шутливая форма позволяет снять агрессию, напряжение, разрядить атмосферу в группе в тех случаях, когда груп­па пытается стать неуправляемой или наиболее активный участник группы пытается проявить себя в роли «доминирующего самца/ самки».

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (3107 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации