Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Эссе Административная реформа и ее влияние на государственный финансовый контроль - файл


скачать (97.9 kb.)


Эссе

Административная реформа и ее влияние на государственный финансовый контроль
В процессе трансформации российской экономики от административно-распорядительных механизмов управления к рыночным, от плановой системы управления на финансовом рынке и экономического регулирования товарно-денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля, которая служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. В то же время очевидно, что финансовое управление должно быть направлено на обеспечение развития государственного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и количества выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Она охватывает все стороны жизни общества и направлена на повышение экономических стимулов, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных и природных ресурсов, сокращение непроизводительных издержек и расходов, предотвращение бесхозяйственности и расточительства.

Финансовый менеджмент является неотъемлемой частью единого механизма государственного контроля, без которого нормальное функционирование экономики и финансовой системы невозможно. Государственный финансовый контроль осуществляется на каждом этапе финансовой деятельности, ч. в процессе сбора, перераспределения и использования денежных средств. Его целью является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации ресурсов государства, законности доходов и расходов каждой части государственной финансовой системы, соблюдения правил бухгалтерского учета и отчетности, исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также поддержания правопорядка в сфере финансов в целом.

Финансовое управление включает в себя воздействие общественных отношений, возникающих в сфере бюджетной деятельности государства, в процессе формирования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.1

Четкая система финансового контроля призвана обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и удобство.

Государственное финансовое управление применяется к министерствам и ведомствам, ответственным за доходы государственного бюджета, министерствам и ведомствам, использующим государственный бюджет, предприятиям, учреждениям, банкам, получившим бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основе, а также имеющим некоторые финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

Отказ государства от монополии на государственную собственность, приватизация предприятий, появление частного капитала, формирование самостоятельной и независимой системы банковского дела, рынка ценных бумаг, принципов кредитования, оценки и финансовых расчетов и другие фундаментальные изменения, произошедшие в России, не только привели к созданию новой системы финансовых отношений, но и предопределили новое включение большинства финансовых институтов, в том числе Института государственного финансового контроля.

Отдельным и важным моментом в плане развития и совершенствования государственного финансового менеджмента является формирование современных правовых механизмов повышения финансовой эффективности государственного надзора и контроля в Российской Федерации.

В последнее время предпринимаются значительные усилия по повышению роли государства в регулировании экономических отношений, в создании современного рынка товаров, работ и услуг, его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формированием и функционированием объектов недвижимости государственного бюджета, созданию условий для общего устойчивого развития экономики, финансово-кредитного цикла.

В настоящее время в стране действует около 300 федеральных законов, указов, постановлений, распоряжений и подзаконных актов, которые в той или иной степени регулируют контроль и надзор за деятельностью. Финансовый менеджмент пронизывает, по существу, все стороны правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий. В то же время наблюдается острая нехватка нормативной базы, адекватной современным реалиям и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля, в основном применительно к деятельности органов исполнительной власти.

Так, в России до сих пор не создана и не закреплена законодательно четкая иерархическая структура органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного финансового контроля, не создана основанная на принципе федерализма единая система, механизмы взаимодействия ее элементов, не устранены пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля.

Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого из государственных органов финансового управления создает ряд коллизий в подразделении сфер деятельности между контрольными органами, приводит к нерациональному распределению обязанностей и перекладыванию ответственности, а следовательно, снижает эффективность их деятельности.

Сегодня вопросы государственного финансового контроля в Российской Федерации рассматриваются в той или иной мере в отдельных, не связанных между собой нормативных правовых актах. Некоторые из них включены, например, в нормы соответствующего налогового, бюджетного, таможенного, валютного и страхового законодательства, а другие-в соответствующие положения других нормативных правовых актов различных уровней.

Такое несоответствие, иногда их несогласованность, несоответствие требованиям и изменяющимся условиям времени способствовали созданию эффективной системы органов государственного финансового контроля.

Одной из приоритетных задач в области организации системы государственного финансового надзора и управления является необходимость достижения единообразия в концепции правового статуса органов финансового управления, что должно быть отражено в Федеральном законе, регламентирующем основы формирования и функционирования контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Проблема правового нерегулирования государственного финансового управления привлекает внимание к ряду причин, которые его вызывают: неясность формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; противоречивость нормативных правовых актов; отсутствие действий, принятие которых диктуется практикой. Например, достаточно отметить, что любой нормативный правовой акт даже определяет понятие государственного финансового контроля.2

Их слабость и непоследовательность приводят к закрытию контроля за уровнями бюджетной системы Российской Федерации, недостаточной разработанности механизмов взаимодействия, координации и непосредственного контроля органов государственной власти на более высоком уровне бюджетной системы Российской Федерации за самым низким. Вслед за рассмотрением вопроса о совершенствовании государственного финансового надзора и управления, а также комплексном анализе положений, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетной дисциплины, следует провести комплексный анализ.

Поэтому возникает необходимость качественного пересмотра существующих правовых норм в области финансового надзора и регулирования управления, устранения несоответствий и противоречий в правовом регулировании системы органов государственного финансового контроля, восполнения пробелов и устранения устаревших норм.

Необходимо разработать и принять Федеральный закон "О системе государственного финансового контроля", который позволит избавиться от понятия государственного финансового контроля, обозначить всю систему государственного финансового контроля в целом, определить ее структурные элементы, статус субъектов контроля, а также конкретизировать систему органов управления в сфере государственного финансового контроля. Реализация этого предложения позволит создать единую государственную организацию финансового менеджмента в России.

Итак, как уже говорилось выше, в настоящее время наблюдается несоответствие между характером задач, поставленных перед органами государственного финансового контроля, и текущим уровнем нормативного обеспечения их деятельности.

По нашему мнению, совершенствование системы правовой помощи государственному финансовому управлению должно быть включено в создание правовой базы, которая бы законодательно устанавливала механизм эффективного функционирования системы государственного финансового управления.

Для этого, прежде всего, необходимо определить, что подразумевается под этой системой, из чего она состоит сегодня и какой она должна быть в будущем.3

Мы считаем, что для оптимальной реализации внесенных предложений, прежде всего, необходимо законодательно разделить функции органов внешнего государственного финансового контроля и органов внутреннего финансового контроля и аудита, создать эффективный механизм их взаимодействия.

Проблемы финансового контроля в современных реалиях занимают ключевое место. Поэтому изучение института финансового менеджмента с точки зрения правового статуса контролирующих органов является своевременным и необходимым. Но не следует забывать, что единая система государственного финансового контроля - это не строгая иерархия органов финансового контроля и их подчиненность, а единство целей, принципов и координация действий в области финансового управления государственными и муниципальными фондами в Российской Федерации.

Подводя итог, отметим следующие факторы, ограничивающие эффективность государственного финансового надзора и контроля в Российской Федерации:

-отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и фактическое определение финансового состояния органов надзора и управления бюджетным законодательством;

-организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает особенности государственного устройства Российской Федерации;

-статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее субъектов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе определяются законом;;

-существует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает ряд конфликтов и перекладывание ответственности;

-органы контроля плохо взаимодействуют друг с другом, наблюдается некоторое отсутствие единства в приоритетах в органах контроля;

-одна база знаний, один методологический подход к процессу управления.

Организация эффективного финансового контроля за расходованием средств государственного бюджета настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Во-первых, нужно принять единый федеральный закон о системе государственного контроля. Во-вторых, необходимо разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти. Указанные задачи позволят вывести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а созданное единое финансовое управление будет способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности контрольных органов.

Государство не может эффективно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивать реализацию социально-экономических программ без эффективной системы государственного финансового управления и соответствующего правового регулирования этого вопроса.

Сущность финансовой безопасности России, на наш взгляд, в целом можно определить как состояние экономики, обеспечивающее формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций, с соответствующим контролем за их организационно-правовой формой и расходованием.4



Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации в деятельности государства и общества в целом должна быть направлена на предупреждение и предотвращение угроз правам и свободам человека, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны, а также на всестороннее содействие развитию условий и повышению качества жизни наших граждан.





Скачать файл (97.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации