Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на госы, МЭСИ 2011 - файл 1.doc


Ответы на госы, МЭСИ 2011
скачать (841.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc842kb.17.11.2011 19:55скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Менеджмент

1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента.

2. Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Стратегическое управление.

3. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль и др.).

4. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией.

5. Методы менеджмента: правовые, экономические, административные, социально-психологические.

6. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности.

Теория антикризисного управления

7. Предмет и функции антикризисного управления. Основные понятия антикризисного управления в российской практике.

8. Антикризисное управление в России в XIX и начале XX столетий. Становление и развитие антикризисного управления в современной российской экономике.

9. Антикризисное управление в больших экономических системах и на микроэкономическом уровне.

10. Антикризисное управление в рамках несудебных и судебных процедур.

11. Нормативно-правовая и институциональная база антикризисного управления. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

12. Понятие кризиса социально - экономической системы. Виды, функции и социально-экономические последствия кризиса.

13. Кризисы в больших экономических системах и причины их возникновения. Современный глобальный экономический кризис.

14. Кризисы на уровне организаций. Причины нестабильности и формирования кризисных ситуаций в организации.

15. Типология кризисов организаций.

16. Фазы деловой активности (жизненного цикла) организации: характерные черты и особенности, специфика развития кризисной ситуации на каждой из них.

17. Институт несостоятельности: виды, формы и роль в рыночной экономике. Становление и развитие института несостоятельности.

18. Банкротство как метод структурной реорганизации экономики. Субъекты несостоятельности. Виды и признаки несостоятельности.

19. Разбирательство дела о банкротстве в арбитражном суде.

20. Процедуры банкротства.

21. Арбитражный управляющий: требования к кандидатуре, права и обязанности, ответственность. Вознаграждение арбитражного управляющего.

22. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: понятие, порядок создания, функции, права и обязанности. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

23. Стратегическое и оперативное антикризисное управление.

24. Основные принципы, этапы и методы диагностики социально-экономической системы.

25. Анализ финансового состояния организации. Несостоятельность и неплатежеспособность: причины, определение и предупреждение.

26. Тактика антикризисного управления и его этапы.

27. Финансовое оздоровление организации. Бизнес-план финансового оздоровления организации.

28. Понятие и элементы организационно-производственного менеджмента кризисной организации.

29. Организационные механизмы оздоровления кризисной организации: сущность, виды. Реструктуризация организации. Виды структурных трансформаций. Научно-техническая стратегия как инструмент преодоления кризиса.

30. Антикризисная политика государства на макроуровне. Виды антикризисной политики государства. Государственные антикризисные программы.

31. Основные направления государственного антикризисного регулирования на микроуровне. Государственная поддержка отдельных организаций и моногородов.

Стратегический менеджмент

32. Стратегия фирмы. Организационная структура фирмы. Миссия фирмы.

33. Стратегические решения. Критерии стратегических решений. Виды стратегических решений.

34. Анализ и диагностика внешнего окружения фирмы.

35. Отраслевое позиционирование фирмы.

36. Анализ и диагностика внутрифирменной среды.

37. Управление стратегией фирмы.

Финансовый менеджмент

38. Финансовый менеджмент: цель, задачи, структура. Роль и функции финансового менеджера.

39. Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности. Основные приемы анализа финансовой отчетности.

40. Управление оборотными активами. Управление денежными средствами и их эквивалентами.

41. Управление денежными потоками в условиях кризисной и неустойчивой ситуации. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в период финансового оздоровления организации. Реструктуризация задолженности.

Банкротство отдельных категорий должников

42. Особенности банкротства градообразующей организации.

43. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций.

44. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

45. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. Институт страхования банковских вкладов. Компетенция и порядок образования Агентства по страхованию вкладов.

46. Финансовое оздоровление кредитной организации. Временная администрация по управлению кредитной организации и ее функции. Реорганизация кредитной организации.

47. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом.

48. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.

49. Банкротство субъектов естественных монополий.

50. Банкротство индивидуального предпринимателя.

51. Упрощенные процедуры банкротства

52. Регулирование банкротства гражданина. Становление и развитие института банкротства граждан в России.

Антикризисный PR

53. Антикризисный PR: сущность, основные понятия и принципы.

54. Этапы антикризисного PR. Принципы и методы организации антикризисного PR.

55. Антикризисный PR в процедурах банкротства: содержательные и финансовые аспекты.

Практика антикризисного менеджмента

56. Антикризисный менеджмент и его сущность. Участники антикризисного менеджмента: основные интересы и противоречия. Российский опыт применения антикризисного менеджмента.

57. Внутренний антикризисный менеджмент: сущность и этапы. Внутренняя антикризисная служба и основные проблемы при ее образовании.

58. Внешний временный антикризисный менеджмент: сущность, задачи, функции.

59. Антикризисный консалтинг как форма антикризисного менеджмента. Содержание, этапы, структура и функции антикризисного консалтинга.

60. Диагностика кризиса организации как неотъемлемый элемент антикризисного консалтинга. Методы прогнозирования банкротства.

61. Антикризисная стратегия: сущность и назначение. Типовые стратегии антикризисного управления.

62. Антикризисная финансовая стратегия и практика ее применения. Деятельность финансовой службы организации в условиях кризиса.

63. Особенности использования инструментов антикризисного маркетинга при внедрении антикризисной маркетинговой стратегии.

64. Формирование и применение кадровой стратегии в условиях кризиса.

65. Трудовые конфликты и пути их преодоления в кризисной ситуации.

66. Специфика разработки и реализации антикризисной инновационной стратегии.

67. Антикризисная инвестиционная стратегия.

68. Мониторинг и контроллинг в антикризисном менеджменте. Принятие управленческих решений в антикризисном менеджменте с учетом результатов мониторинга и контроллинга.

69. Практика антикризисного менеджмента в процедурах банкротства.

Зарубежная практика антикризисного управления

70. Основные понятия и организационные формы антикризисного управления за рубежом

71. Основные стратегии антикризисного управления зарубежных компаний.

72. Становление и развитие института несостоятельности за рубежом

73. Основные элементы института несостоятельности за рубежом.

74. Основные направления антикризисной политики зарубежных государств и межгосударственных образований (на опыте современного глобального экономического кризиса)

75. Роль государства в антикризисном управлении организациями за рубежом. Взаимодействие государства и саморегулирования в системе несостоятельности.

76. Система несостоятельности США.

77. Система несостоятельности Англии и Уэльса.

78. Система несостоятельности Германии.

79. Система несостоятельности Канады.

80. Система несостоятельности Нидерландов.

81. Трансграничная несостоятельность: понятия, содержание, типы. Использование механизмов трансграничной несостоятельности в российских процедурах банкротства.

Риск-менеджмент

82. Риск-менеджмент: основные понятия и тенденции развития.

83. Виды рисков.

84. Анализ и оценка степени риска.

85. Управление рисками, как система менеджмента.

Инновационный менеджмент

86. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты.

87. Формы инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

88. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Методы стратегического анализа

89. Стратегический анализ и его роль в информационной системе организации.

90. Стратегический анализ конкурентоспособности компании.

001. Понятие, сущность, закономерности, принципы, и основные категории менеджмента

МЕНЕДЖМЕНТ – совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия.

^ Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.

^ Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В основе менеджмента лежат законы, закономерности и принципы управления. Законы и закономерности – не зависят от воли людей, а определяют их волю.

^ Закономерности менеджмента

1) Закон специализации управления. (менеджер д.б. хорошо образован в области своего управления, узко специализирован)

^ 2) Закон интеграции управления. Это объединение, с одной стороны, правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие.

^ 3) Закон экономии времени. Эффективность управления зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка. Вся экономия сводится к экономии времени.

^ 4) Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее и орган, управляющий им.

^ Принципы менеджмента

- Научность - построение системы управления и всей ее деятельности на научных основах.

- Системность и комплексность – синтез и всесторонний охват объекта управления и управляющей системы как единого целого.

- Централизация и децентрализация - централизация обеспечивает жесткую взаимокоординацию звеньев, а децентрализация способствует структурной гибкости.

- Пропорциональность – обеспечение взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Например, рост и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта управления.

- Единоначалие каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя.

- Единство распорядительства - установление четкой персональной закрепленности полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем.

- Коллегиальность - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно специалистами.

- Конечная ответственность - менеджер может делегировать полномочия по решению отдельных задач своим подчиненным, но несет всю ответственность за надлежащее выполнение поставленных задач.

- Соотнесение объема власти и ответственности - делегирование ответственности за достижение какой-либо цели должно сопровождаться распоряжением всеми необходимыми ресурсами.

- Прямой канал передачи распоряжений - информация и распоряжения должны передаваться точно и без пропуска каких-либо звеньев в этой цепочке.

- Обратная связь

Категории менеджмента

В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи», «система управления», «окружающая среда». Субъект – то, что управляет.

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов.

^ 002. Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Стратегическое управление организацией.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация как система управления - связанна с: целями; функциями; процессом управления; квалификацией менеджеров; распределением полномочий для достижения определенных целей. Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Элементы системы управления: вход основной системы; выход основной системы; канал обратной связи; блок управления. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно

^ Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Формирование. На первом этапе учредители предприятия определяют сферу деятельности и формулируют основную цель функционирования. В это же время проводится анализ внешней среды. Затем осуществляется оформление документов, поиск инвесторов, подготовка материальной базы, формирование уставного капитала, подбор кадров. Рост. На этапе роста организация налаживает выпуск продукции, получает первую прибыль и вкладывает ее в материально-техническую базу; развивает коммуникации и формирует межличностные отношения в коллективе; проводит рекламные акции и привлекает клиентов, тем самым, повышая конкурентоспособность и укрепляя свое положение на рынке. Зрелость. На этапе зрелости усложняется и разрастается структура организации, появляются новые подразделения, увеличивается объём выпуска продукции, расширяется её ассортимент. Это пик организации, где она получает максимальную прибыль. Спад. Тем не менее, любая организация рано или поздно вступает на этап спада. В этот период руководство начинает осознавать, что выпускаемая продукция уже не так востребована на рынке, производство становится нерентабельным, происходит повышение текучести кадров вследствие снижения заинтересованности работников и появления потребности в более квалифицированных сотрудниках. Это кризис организации. Если в организации на этом этапе не произойдут кардинальные изменения, то её неизбежно ожидает крах. 2 пути: ликвидация организации или рождение. Для эффективной работы руководитель должен знать законы циклического развития и выбирать стиль управления в соответствие с этапом, на котором находится его предприятие.

^ Типы организации. По форме собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные). По отношению к прибыли: (коммерческие, некоммерческие). По организационно-правовым формам (товарищества, кооперативы, АО, дочерние и зависимые, фонды, ассоциации, партнерства). По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. По содержанию деятельности: (добывающие, обрабатывающие, сборочные, исследовательские, проектные, обучающие, просветительские и тд).

^ Стратегическое управление – это такое управление, рассчитанное на выживание в долгосрочной перспективе, поиске новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменением в окружении, ориентация на долгосрочную перспективу, гибкость и готовность к изменениям.

^ Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

1) Планирование стратегии.

2) Организация выполнения стратегических планов.

3) Координация действий по реализации стратегических задач.

4) Мотивация на достижение стратегических результатов.

5) Контроль за процессом выполнения стратегии.

^ К числу стратегических решений, например, можно отнести:

- реконструкцию предприятия;

- внедрение новшеств (изменение организационно-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий.

^ Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:

- инновационный характер;

- направленность на перспективные цели и возможности;

- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

- необратимость и высокая степень риска.
^ 003. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль и др.)

МЕНЕДЖМЕНТ – совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия.

^ Функции менеджмента – виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Планирование - функция управления, определяющая цели и задачи дея­тельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация - обеспечение всем необходимым для нормальной рабо­ты - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

Мотивация - побуждение эффективно трудиться для достижения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для проявления творчества. В со­временной теории управления этой стороне дела придается большое зна­чение

Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. На основании его данных производится корректировка ранее при­нятых решений и нормативов.

^ Планирование. Планы: 1) стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет); 2) тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет); 3) оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее). Планы: проблемные, комплексные, локальные. Стратегия – комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.

Организация - процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей. (Теории мотивации – Маслоу, Макклеланд, Герцберг, Врум, справедливости, Портера-Лоурера).

Контроль – количественная и качественная проверка результатов деятельности, выполняемой посредством остальных функций, обеспечение достижения целей организацией. Виды контроля: 1. Предварительный контроль осуществляют до начала деятельности организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе. 2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе производственно – коммерческой деятельности и включает: 1. Оперативный контроль 2. Стратегический контроль 3 Заключительный (итоговый) контроль.

Координация - регулярное и оперативное воздействие руководителя на сотрудников путем установления рациональных* связей между ними, осуществляемое с целью добиться от них согласованной и слаженной работы в процессе достижения целей и выполнения задач. (Всегда)

^ 004. Виды организационных структур управления, принцип проектирования структуры управления организацией

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Типы организационных структур:

линейная: каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется. Семейные предприятия.

функциональная: делится по направлениям (маркетинг, сбыт, производство, финансы) и внутри каждого направления создаются отделы. Все друг другу подчиняются. этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

линейно-функциональная - ступенчатая иерархическая. 2 части: линейное подразделение, осуществляющее в организации основную работу; специализированные обслуживающие функциональные подразделения.

матричная: структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

дивизиональная (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.

Проектирование организации - это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных, таких как:

  1. ^ Разделение труда и специализация. Разделение труда происходит по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному

  2. Деппртаментализация - группировка схожих работ по результатам деятельности или вокруг ресурсов

  3. Коммуникации (связи) и механизм координации.

  4. Масштаб управляемости и контроля - количество людей и работ, которые могут быть эффективно объединены под единым руководством.

  5. Распределение прав и ответственности.

  6. Централизация и децентрализация отражает концентрацию нрав принятия решений. Централизация предполагает концентрацию прав на верхнем уровне руководства, децентрализация - делегирование полномочий по иерархической лестнице вниз.

  7. ^ Дифференциация и интеграция.

Факторы, влияющие па выбор организационной структуры:

1) внешняя среда

2) технология работы в организации

3) идеология управления, которой придерживается высшее руководство

4) стадия жизненного цикла организации.

5) стратегия сегментирования,

6) территориальное размещение производства.

7) поведение работников.

005. Методы менеджмента: правовые, экономические, административные, организационные, социально-психологические

^ Метод менеджмента – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей

Экономические. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество..

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные выплаты;

3) штрафы.

Организационно-распорядительные методы управления это методы прямого воздействия, носящие обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

– организационное проектирование;

– регламентирование;

– нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций.

Социально-психологические. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

– знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);

– сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);

– мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

– хотеть (они должны быть мотивированы).

Административные – то же, что и организационно-распорядительные.

Правовые – законы РФ.


^ 006. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности

Управленческие Решения – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью.

^ Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

- единство целей – непротиворечивость решения ранее поставленным целям.

- обоснованность и правомочность.

- ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

- краткость формулировок принятого решения ;

- гибкость – существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;

- своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

- объективность – менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений.

- возможность верификации и контроля;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений – использование средств вычислительной техники;

- ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации – содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения: (Только если списывать)

1. Сбор информации о возможных проблемах.

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы.

3. Формулирование целей решения проблемы.

4. Обоснование стратегии решения проблемы.

5. Разработка вариантов решения.

6. Выбор лучшего варианта.

7. Корректировка и согласование решения.

8. Реализация решения.

Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:

· подготовки решения;

· принятия решения;

· организации выполнения решения.

^ Этапы процесса принятия управленческих решений.

- составление организационного плана;

- доведение решения до исполнителей;

- контроль за ходом выполнения решения;

- внесение корректив.

Эффективность в общем виде – результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

^ 007. Предмет и функции антикризисного управления. Основные понятия антикризисного управления в российской практике

Любая социально-экономическая система развивается циклично, меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблю­дается, когда его фактически нет. Поэтому управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий и недопущению кризисов в планируемой перспективе.

Основной целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на предотвращение возникновения негативных явлений, приводящих к кризисному состоянию предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и прочного положения на рынке при любых метаморфозах в стране.

К основным задачам антикризисного управления можно отнести:

1) изменение функционирования хозяйственных механизмов;

2) трансформацию критериев принятия управленческих решений;

3) разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в новых условиях;

4) активное использование новых возможностей управления;

5) применение всех возможных легальных методов хозяйственного маневрирования.

Предметом антикризисного управления является система отношений, возникающая по поводу экономического кризиса. АУ исследует условия возникновения, специфику и формы проявления, этапы и динамику развития, периодичность появления и меры по ликвидации последствий экономических кризисов на различных уровнях хозяйствования. При этом объектом исследования могут являться не только малые экономические системы, как это принято в теории и на практике развития антикризисного управления, но и большие экономические системы.

Как и всякая другая наука, антикризисное управление изучает определенную область деятельности с целью познания законов ее функционирования. Она, следовательно, выполняет познавательную функцию. Вследствие этого познавательная функция перерастает в практическую – использование знаний антикризисного управления с целью не только познания, но и преобразования действительности.

Методологическая функция основана на том, что антикризисное управление является теоретической дисциплиной, выступающей основанием для других экономических дисциплин – теоретические основы реструктуризации, теория и практика финансового оздоровления предприятия, антикризисное управление кредитными организациями.

Воспитательную функцию антикризисное управление осуществляет, главным образом, путем обобщения реальной действительности и формирования современного экономического мышления.

На первых этапах становления рыночных отношений под антикризисным управлением понимали выход из неожиданной кризисной ситуации. Антикризисное управление - это действия, направленные на выявление кризиса, планирование антикризисных мероприятий и осуществление мер по преодолению кризиса.

Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для предприятия явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
^ 008. Антикризисное управление в России в 19 и начале 20 столетий. Становление и развитие антикризисного управления в современной российской экономике

Становление и развитие рыночных отношений, предпринимательской деятельности в российской экономике в начале 90-х годов сделало необходимым восстановление института несостоятельности, изучение механизма его функционирования. Все это способствовало созданию соответствующей законодательной базы.

Вехами развития конкурсного права явились "Банкротский Устав" от 15 декабря 1740 г., "Устав о банкротах" от 19 декабря 1800 г., "Устав о торговой несостоятельности" от 23 июня 1832 г., "Устав Судопроизводства Торгового" от 20 ноября 1864 г.

Устав Судопроизводства Торгового (УСТ) усматривал в основном несостоятельность физических лиц, признавая, однако, что "не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным". Несостоятельностью признавалось такое положение дел, "когда кто-либо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов и есть признаки, что долги его неоплатны, то есть всего имущества его для полной уплаты будет недостаточно".

Несостоятельность несчастная - "когда должник будет приведен в неплатежеспособность не собственною виною, но стечением таких обстоятельств, как наводнение, пожар, неприятельское вторжение и т.п.".

Несостоятельность неосторожная - "когда неплатежеспособность последует от вины должника, но без злого умысла и подлога".

Несостоятельность подложная - "когда неопытность соединена с умыслом или подлогом".

В случае объявления судом лица несостоятельным должником судом назначался попечитель из числа присяжных поверенных (юристов).

В современной России история банкротства и его правового оформления началась 14 июня 1992 г. с Указа Президента Российской Федерации № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". С тех пор в России были последовательно приняты следующие законы о несостоятельности:

1. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий";

2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Однако оставалось неизменным или даже усиливалось: нацеленность законодательной базы на спасение должника путем восстановления его платежеспособности.

В Законе 1992 г. были предусмотрены две реорганизационные процедуры, нацеленные на восстановление платежеспособности должника: санация и внешнее управление. Закон 1998 г. добавил к этим процедурам еще одну – мировое соглашение. В Законе 2002 г. реабилитационные (то есть направленные на спасение должника) процедуры были дополнены процедурой финансового оздоровления.

В настоящее время институт несостоятельности (банкротства) в России включает:

1) законодательные и нормативно - правовые акты: Гражданский Кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Уголовный Кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24.06.1999; Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Приказы Минэкономразвития, ФНС, Минюста, Росрегистрации, постановления и письма Высшего Арбитражного Суда РФ, правила, регламенты, положения и пр.;

2) система арбитражных судов Российской Федерации;

3) система исполнительного производства, включая судебных исполнителей;

4) арбитражные управляющие;

5) саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО АУ);

6) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба), органы государственной власти субъектов РФ;

7) общественное мнение.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. является основным нормативным правовым актом, регламентирующим процедуры банкротства и антикризисное управление организациями в нашей стране.

^ 009. Антикризисное управление в больших экономических системах и на микроэкономическом уровне

К большим экономическим системам относится экономика страны, объединяющей отрасли и регионы. С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Нормативно-законодательная деятельность. Деятельность предприятия, регламентируется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и законами (как то: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д.). Каждый Закон ориентируется и направлен на определенный аспект деятельности и другие не рассматривает. Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Дефицит бюджета государство покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав догосрочной аренды земельных участков. Промышленная политика. Главной задачей является обеспечение капиталом сырьевой базы, инфраструктуры и тяжелых отраслей. Производственная сфера должна разрабатывать свою долгосрочную стратегию, согласно которой достигается наиболее стабильное положение в каждой отрасли хозяйственного субъекта. Социальная политика. Согласно ей государство должно регулировать рыночные силы, что позволит решить многие вопросы, касающиеся несостоятельности рынка, и организовать деятельность по распределению доходов. Главная цель данного подхода – это предотвращение бедности.

Антикризисный менеджмент выполняет роль оберега предприятия в момент совершения скачка его жизнедеятельности на новый уровень.

В ходе реализации этой цели определяется выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

^ Для экономической системы российского общества: формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку.

Для государства: погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов.

^ Для населения:

расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров.

Для кредиторов: получение шанса спасти свои деньги.

Для персонала предприятия-должника: защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

^ Для предприятия-должника: предоставление возможности освободиться от бремени долгов.

Корпоративное антикризисное управление подразделяется на следующие виды:

  1. самодеятельное антикризисное управление;

  2. антикризисный консалтинг;

  3. антикризисное управление под контролем кредиторов;

  4. интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами.

  5. Привлечение антикризисного менеджера

Самодеятельное антикризисное управление силами руководства организации является традиционным и наиболее распространенным типом антикризисного управления.

При антикризисном консалтинге функции антикризисного управляющего сводятся к анализу ситуации и выработке практических рекомендаций, реализацией которых занимается сам заказчик.

В случае выявления признаков кризисного состояния заемщика банк сообщает ему об этом и старается рекомендовать заемщику комплекс мероприятий по выведению его из кризиса.

Важнейшим элементом содержания интегрированного управления рисками и кризисами должно быть постоянное планирование.

^ Формализованное антикризисное управление предполагает проведение процедур несостоятельности (банкротства) и регламентируется специальными нормативными правовыми актами. К процедурам банкротства относятся: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
^ 010. Антикризисное управление в рамках судебных и несудебных процедур

В случае выявления признаков банкротства организации руководитель обязан направить уведомление о наличии признаков банкротства собственникам.

В целях предупреждения банкротства организаций (предприятий) учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами и иными лицами на основании соглашения с должником.

^ Досудебной санацией являются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства должника.

Наиболее распространенными мероприятиями, осуществляемыми в рамках досудебной санации являются: реорганизация, перепрофилирование производства, закрытие убыточных производств, продажа части имущества должника, смена руководства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики, получение кредитов, отсрочка и (или) рассрочка платежа, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и другие.

Судебные процедуры антикризисного управления. При рассмотрении дела в Арбитражном суде о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление имуществом организации-должника;

- мировое соглашение;

- конкурсное производство (рассматривается, как стадия ликвидации организации).

Наблюдение является процедурой, направленной на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния для поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Классической мерой предотвращения ликвидации организации является мировое соглашение должника с кредиторами. Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается определенность в имущественных отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство – завершающая процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
^ 011. Нормативно-правовая и институциональная база антикризисного управления. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Правовые механизмы антикризисного управления реализуются ч/з систему нормативно- правовых актов РФ, основными из которых являются: I. Федеральное законодательство: 1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 2. Гражданский кодекс РФ 3. Федеральный закон "Об акционерных обществах" 4. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ 5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ 5. Налоговый кодекс РФ 8. Кодекс РФ об административных правонарушениях II. Нормативно- правовые акты Правительства РФ

Институциональная  структура  антикризисного   управления строится с учетом наличия двух организационных уровней — макроуровня  и  микроуровня. Для макроуровня характерны завершение формирования целостной нормативной базы  и  установление соответствующих инструментов государственного регулирования. Для микроуровня характерны формирование внутрикорпоративной нормативной  базы   и  определение полномочий ординарного и экстраординарного характера в процессе  антикризисного   управления.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (841.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации