Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция Речевое развитие учащихся на уроках литературы. Развитие речи на уроках литературы: общие понятия - файл


скачать (144.5 kb.)



1
Лекция 8. Речевое развитие учащихся на уроках литературы.
Развитие речи на уроках литературы: общие понятия
Чтение – основа литературного образования, «как труд и творчество».
Устная речь и её развитие.
Развитие письменной речи: пути и приёмы.
Жанры письменной речи в школьной практике.
Развитие речи на уроках литературы: общие понятия
Существуют разные точки зрения на содержание уроков развития речи по литературе. Одни методисты (А.Г. Кутузов) считают, что специальных уроков по развитию речи (РР) проводить не надо, так как в системе обучения литературе много уделяется внимания развитию речи. Другие (О.Ю.Богданова, В. Г. Маранцман, В.Я.
Коровина и др.) считают, что это проблема связана с общим развитием школьников и нуждается во внимании.
Проблема РР объединяет усилия 2-х предметов – русского языка и литературы.
Развитие речи на уроках литературы непосредственно связано с анализом художественного произведения. РР ведется в 2-х направлениях:
1) систематическое обогащение словаря учащихся образами, изобразительно- выразительными средствами, теоретико-литературной терминологией;
2) обучение созданию связных высказываний разных видов и жанров.
Принципы для обучения РР.
1. Взаимопроникновение воспитательного, интеллектуального, художественно- эстетического и речевого развития школьников.
2. Органичная взаимосвязь уроков по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе.
3. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих деятельность учащихся на уроках литературы.
4. Соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятельности учащихся в начальных, средних и старших классах.
5. Практическое направление работы по развитию речи.
6. Систематический характер работы по совершенствованию речи школьников.
7. Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.
8. Развитие устной речи.
Развитие устной речи осуществляется на уроках литературы как в средних, так и в старших классах.
3 последовательных этапа формирования речевой деятельности.
1. Зрительно-слуховой: установление эмоционального контакта с собеседником.
Учащиеся наблюдают, учатся слушать монологическую речь учителя, сравнивать, сопоставлять чужие высказывания.
2. Этап непосредственного общения. Цель: формирование умения отвечать на вопросы, вести диалог, обмениваться мыслями, мнениями.
Приемы:
– развернутые ответы на проблемные вопросы, пересказы, устное рисование, составление сценария,
– объяснения значения слова, подбор синонимов,
– связь с жизненными ситуациями (когда бы вы применили подобное выражение?),
– составление контекста к данному слову или выражению.
3. Этап самопознания и самоанализа. Цель: обучение навыкам монологического высказывания. Этому способствуют приемы:
– развернутый ответ на вопрос,


2
– высказывание на заданную тему в определенном жанре.
На данном этапе важно обучить учащихся построению высказывания.
В средних классах диалогические умения формируются с помощью следующих приемов.
1. Формулирование вопросов.
2. Игры (кто правильно сформулирует вопрос, составить вопросы для кроссворда).
3. Устная работа с репродукциями и иллюстрациями.
В старших классах основное внимание уделяется активизации речевой деятельности.
Речевая деятельность школьников нуждается в постоянном стимулировании в виде устных монологов, выступлений. Виды монологических выступлений на уроках литературы.
1.Репродуктивные (пересказ).
2. Продуктивные
(доклад, художественный пересказ, публицистические выступления).
Речевая ситуация – один из эффективных стимулов, побуждающих учащихся к говорению. Леонов выделил несколько видов РС:
– учебно-дидактическая (проблемная),
– гипотетическая (представьте, что вы журналист),
– фантастическая (представьте, что вы старая дверная ручка).
Требования к РС. Ситуация должна быть интересна учащимся, должна быть направлена на речевое развитие, разрешение ее должно углубляться знания и умения по литературе, она должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, должна учитывать особенности литературного произведения.



Скачать файл (144.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации