Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Формирование правовой системы Китая также тесно было связано с религией - файл


скачать (62.9 kb.)



ШУБАРО О.В.
ТРАДИЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В КИТАЕ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Правовая система Китая носит смешанный характер, представляя собой сочетание древних правовых традиций и современного законодательства, основанного преимущественно на принципах романо- германского права. В течение многих веков для правовой культуры Китая было характерно преобладание норм морали над нормами права в регулировании общественной жизни. Подобное отношение к праву являлось следствием влияния конфуцианского учения, которое составляло основу китайской идеологии вплоть до революции 1911 г.
Религия и право традиционно являются двумя важнейшими сферами жизнедеятельности общества и выступают в качестве систем социальной регуляции поведения личности и группы в обществе. Сближают религию и право такие элементы, как формирование определенных ритуальных действий, опора на традицию, авторитетность и универсальность религиозных и правовых норм.
В традиционных обществах древнего Востока правовые системы были теснейшим образом связаны с религиозными ценностями. В то время не экономика, а религия выполняла интегрирующую функцию. В массовом религиозном сознании существовало мистическое отношение к власти, царю, правителю. Правовая норма всегда имела религиозное обоснование, а нарушение норм религии и морали рассматривалось как правонарушение.
Национально-государственные религии признавали в качестве главного принципа мироздания принцип мировой справедливости. Этот принцип мог отождествляться с всемирным безличным началом, которому подчиняются даже боги (закон дхармы, принцип дао), либо рассматривался как результат действий («закон воздаяния») определенного божества, которое руководит мировым порядком, и является не только
«верховным жрецом», но также «верховным судьей небес и земли».
Формирование правовой системы Китая также тесно было связано с религией. И хотя конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение, тем не менее, изначальное этическая доктрина Конфуция постепенно превратилась в религиозное учение, а образ великого учителя был со временем обожествлен.
Следует отметить, что традиционная правовая система Китая характеризовалась сильным влиянием сразу двух противоборствующих учений – этико-религиозными установлениями конфуцианства и политико-

правовыми идеями легизма. Общей чертой этих двух традиций было стремление организовать жизнь китайского общества на основе принципа справедливости, но пути достижения этого понимались по-разному.
С точки зрения конфуцианства, средством поддержания всеобщей гармонии и порядка было соблюдение традиций, моральных норм, а не следование закону. «Воспитание и убеждение, а не власть и принуждение»
- таков лозунг конфуцианства. Образ жизни добропорядочного китайца, согласно нормам конфуцианства, должен исключать любые правовые притязания, обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к миру и гармонии.
С возникновением конфуцианства китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную. Писаному праву отводилась незначительная роль в регулировании общественных отношений.
Традиционно спорные вопросы разрешались в результате апелляции к чувству гуманности, ориентации на ритуалы, и лишь после этого возможно было обращение к праву.
Традиционное китайское право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида. Человек не должен был настаивать на своих правах, так как долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех.
Следует отметить, что в течение веков судебной деятельностью в
Китае занимались не профессиональные юристы, а администраторы, сдававшие для занятия должности экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами высших чиновников, монарха. Монарх являлся уникальной личностью, посредником между миром людей и сакральной сферой. Он получает благодать свыше и распространяет ее на вверенном ему пространстве, устанавливая, таким образом, порядок и гармонию во всей Поднебесной.
Такая модель соответствовала традиционному религиозному мировоззрению задолго до появления Конфуция. В этой модели Конфуция не устраивала полная монополизация власти в пределах одной кровно- родственной группы, из которой происходила царствующая фамилия.
Конфуций развивает учение о «совершенном муже», который общественные интересы должен ставить выше личных.
Совершенствование человека начинается с подавления его «эго».
Конфуций провозглашает формулу кэ цзи (преодолевать себя), которая представляет собой первый шаг на пути трансформации обычного человека в «совершенного мужа». Человек, сумевший освободиться от диктата материальных условий существования, имел возможность исключить фактор выгоды из своего поведения: «Совершенный муж

осознает свой долг, тогда как низкий человек понимает только свою выгоду». [1; 233]
Согласно конфуцианству, человек, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (правилами гармоничного, правильного поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия. В трактате «Лунь юй» говорится, что «если управлять народом посредством наказаний, то народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если же управлять народом посредством дэ и поддерживать в нем порядок посредством надлежащих норм, то народ сохранит стыд и будет управляем». [1: 217]
Вследствие этого в традиционном китайском обществе оформилось отрицательное отношение к идее строгого, абстрактного права, поскольку любое конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, должно побуждать к уступкам и компромиссам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы.
Однако оформившееся в IV-III вв. до н.э. течение китайского легизма
(лат. lex - закон) придерживалось иного взгляда – власть должна ориентировать не столько на соблюдение правил добродетели, сколько на подчинение закону. Соответственно, «правление людей» должно быть заменено «правлением законов». По мнению видного теоретика легизма
Хань Фэй цзы, «там, где действует закон, умный просто не сможет его обойти; храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не минуют и сановников, награды за добрые дела не обходят и простолюдинов». [2:237]
Китайские легисты исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. Порядок в обществе должны поддерживать законы, которые принимает государь. Однако легисты полагали, что следует избегать излишнего сосредоточения власти в руках одного чиновника. Если чиновник не выполнил поручение, он должен быть наказан.
В концепции легизма провозглашается концепция права и закона, близкая западной правовой традиции. Благодаря распространению идей легизма произошло объединение китайского государства династией Цинь, введена единая письменность, единое законодательство. Однако для большинства китайского населения взгляды легистов остались чуждыми.
Постепенно произошел синтез идей конфуцианства и легизма.
Жесткие моральные нормы ортодоксального конфуцианства задавали стереотип поведения, а право с помощью санкций запрещало от него уклоняться. Нормы конфуцианской морали («ли») должны были

поддерживаться силой закона («фа»): «там, где не работает «ли», следует применять «фа»; то, что наказуемо по «фа», не может быть позволено по
«ли»; позволенное по «ли» не может быть наказано по «фа». [2:243]
В результате нормы «ли» приобрели обязательность и формализм.
Кроме того, в традиционном китайском праве сохранились такие установки легизма, как требование коллективной ответственности, поощрение доносов, но при определении меры наказания суды часто руководствовались нормами конфуцианства.
Традиционное китайское право развивалось преимущественно как уголовное право. Первые крупные своды законов (Танский кодекс 7-8 вв.) отражал конфуцианские представления о праве. На основании конфуцианского принципа «если воля добрая, то человек не нарушает закон», начинает складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. В китайском праве начинают выделять предумышленные и преднамеренные преступления; преступления, совершенные с умыслом и без него, а также по ошибке.
Концепция «преступной воли» определяла содержание таких понятий, как «соучастие» и «групповое преступление». В этом контексте наиболее виновным считался тот, кто непосредственно замыслил преступление.
Преступление считалось групповым, если оно было осуществлено группой по предварительному сговору. Если же предварительного сговора не было, то каждый отвечал за отдельное преступление. Выделение
«идейного вдохновителя» преступления, вина которого считалась наиболее тяжкой по сравнению с другими членами группы, было явной победой конфуцианства над универсализмом легизма.
Однако конфуцианское представление о нарушении «ли» не исключало жестокого наказания за нарушение этого принципа. В то же время жестокое наказание могло быть заменено символической уголовной санкцией – «сян». Например, смертная казнь заменялась ношением специальной холщовой рубахи; напоминаем о совершенном преступлении являлось нанесение на тело преступника татуировки. Таким образом, общество пыталось перевоспитать преступника, подвергая его всеобщему осуждению и презрению.
Классификация преступных деяний («10 зол») формировалась под влиянием конфуцианского учения, осуждавшего общественное зло. Среди
«10 зол» выделяли, например, «заговор и подстрекательство к мятежу против государя»; «бунт против законов морали»; «непокорность»;
«сыновнюю непочтительность» и др.


Отличительной особенностью традиционного китайского права было непринятие идеи равенства людей. Так, чиновники имели некоторые привилегии (каторга или ссылка для них могли быть заменены лишением должности, титула). Льготами пользовались и родственники чиновника. В традиционном китайском праве существовало понятие «сила тени» - близость по степени родства к чиновнику. «Сила тени» определялась на основе конфуцианской традиции – в зависимости от срока ношения траурной одежды по умершему родственнику. Восемь категорий лиц имели право на смягчение наказания: родственники государя, личные слуги, мудрецы, чиновники государственной службы, потомки ранее правивших династий и др. «Тень» императора была самой мощной и могла охватывать более 100 000 человек.
Модернизация традиционного китайского права начинается после установления республиканской формы правления в результате революции
1911 г., свергнувшей последнюю императорскую династию. В 1911-1912 гг. появляется первая Конституция, а также современные кодексы, основанные на лучших европейских образцах.
В 80-90-х гг. в связи с изменениями в области политики происходит модернизация правовых документов, появляются новые редакции кодексов законов.
Следует отметить, что в современном Китае разработана политика в области религии. В настоящее время в Китае насчитывается более 100 миллионов верующих, имеется более 100 000 храмов, более 3000 религиозных организаций. К наиболее известным общенациональным религиозным общинам относятся следующие: Китайское буддистское общество, Китайское даосское общество, Китайское общество исповедующих ислам, Патриотическая ассоциация католиков Китая,
Китайский католический епископский колледж, Китайское христианское общество и др. Все эти общества действуют на основании принятых уставов и в соответствие с Конституцией.
Конституция Китая провозглашает право на свободу совести. Данное право подразумевает отсутствие принуждения граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию; запрещена дискриминация в зависимости от отношения к религии; государство признает за религиозными организациями право осуществления культовой деятельности. Одновременно Конституция КНР не разрешает использование религии в целях нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан, причинения ущерба. Кроме того, религиозные организации не могут контролироваться зарубежными силами.


В 2005 г. Госсовет КНР обнародовал «Положение по делам религии», которое в законодательной форме излагает постановления, касающиеся религии, религиозных организаций, мест религиозных отправлений, создания духовных учебных заведений, издания религиозной литературы, внешней религиозной деятельности. Указанное Положение в концентрированном виде воплотило стремление китайского правительства к соблюдению и охране законных прав граждан в области вероисповедания.
Таким образом, современная правовая система Китая носит смешанный характер, базируясь на основных принципах романо- германского права и идеологии «китайского социализма», сохранив уважение к древним правовым традициям, прежде всего к конфуцианству.
В настоящее время право Китая характеризуется высоким уровнем правовой культуры благодаря сохранению единства глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом и системы обязательных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Литература:
1.
А.С.Мартынов. Конфуцианство. Лунь-юй. – В 2 томах. – СПб.:
«Петербургское востоковедение», 2001.- Том 2.- 384 с.
2.
Из книг мудрецов. Проза древнего Китая. Пер. с кит. и сост.
И.С.Лисевичем. - М.: «Художественная литература», 1987.-
352 с.



Скачать файл (62.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации