Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинары по политологии - файл #2 O princepi legitimnosti.doc


Семинары по политологии
скачать (132.8 kb.)

Доступные файлы (15):

#10 Demokratija i narodopravie(00001).doc42kb.25.10.2010 13:37скачать
#10 Demokratija i narodopravie.doc42kb.25.10.2010 13:37скачать
#11 Gragdanskaja kyltyra(00001).doc41kb.25.10.2010 13:37скачать
#11 Gragdanskaja kyltyra.doc41kb.25.10.2010 13:37скачать
#13 Tipologija polit. regimov(00001).doc37kb.25.10.2010 13:37скачать
#13 Tipologija polit. regimov.doc37kb.25.10.2010 13:37скачать
#14Totalitarnoe gosydarstvo.doc67kb.25.10.2010 13:49скачать
#1 Aksiomi vlasti(00001).doc50kb.25.10.2010 13:37скачать
#1 Aksiomi vlasti.doc50kb.25.10.2010 13:37скачать
#2 O princepi legitimnosti(00001).doc30kb.25.10.2010 13:37скачать
#2 O princepi legitimnosti.doc30kb.25.10.2010 13:37скачать
#3 Politi4eskoe liderstvo(00001).doc57kb.25.10.2010 13:37скачать
#3 Politi4eskoe liderstvo.doc57kb.25.10.2010 13:37скачать
#6 O pravovom gosydarstve(00001).doc38kb.25.10.2010 13:37скачать
#6 O pravovom gosydarstve.doc38kb.25.10.2010 13:37скачать

#2 O princepi legitimnosti.doc

Ж.-Л. Кермонн*

О ПРИНЦИПЕ ЛЕГИТИМНОСТИ


Сначала предварительное определение: принцип легитимно­сти состоит в соответствии политической власти какой-либо стра­ны ценностям, на которые опирается режим, чью деятельность этот принцип обеспечивает. М Дюверже добавляет еще одну ха­рактеристику: легитимен всякий режим, с которым согласен народ, Последнее требование вписывается уже в демократический под­ход к легитимности. И в данном смысле легитимным признавался бы режим, не только действующий сообразно собственным ценно­стям, но также и тот, который отвечал бы, по меньшей мере в не­явной форме, народным устремлениям. Проблема определения легитимности, таким образом, усложняется Для ее прояснения не­обходимо сослаться на признанного теоретика легитимности - не­мецкого социолога Макса Вебера. Он предложил различать три «идеальных типа» - сегодня мы сказали бы три модели - легитим­ности.

В первую очередь, традиционная легитимность. Она опира­ется на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укорененную в человеке привычку придерживаться таких обычаев. .В данном смысле легитимность могла бы быть проанализирована как верность традиции. Неуди­вительно, что именно в этих рамках находят оправдание легитим­ности монарха При Старом режиме во Франции (т. е. до 1789 г. -Ред.) для обоснования легитимности королевской власти ссыла­лись на традиционный принцип наследования в качестве истори­ческого прецедента. До недавних времен во французском языке концепт легитимности использовался только в указанном аспекте. «Легитимистами» называли сторонников старшей ветви Бурбонов, считавших, что только ее представители, в силу исторической тра­диции, могут отправлять королевскую власть, в их отличие от «ор­леанистов», приверженцев графа Парижского. (В российских энциклопедических словарях до сих пор «легитимность» ассоцииро­вана исключительно с защитниками свергнутых династий - Ред.)

Второй «идеальный тип» - харизматическая легитимность. Ее разъяснение позволяет лучше понять сегодняшнее содержание данного концепта. По Веберу, этот тип легитимности характеризу­ется всецело личной преданностью субъектов (подданных) делу какого-либо человека и их доверием только к его особе в силу того, что она выделяется необычайными качествами, героизмом или иными образцовыми свойствами, которые «делают» лидера.

Немудрено, что во времена «голлистской республики» многие авторы обратились к веберианскому понятию харизматической власти для объяснения феномена ее псерсонализации генералом Ш. де Голлем. Разумеется, Вебер имел в виду прежде всего лиде­ра-победителя, призванного историческими обстоятельствами ос­новать новую династию. Однако де Голль был первым во Франции, кто с момента учреждения в стране III Республики (1870 г.) вообще использовал понятие легитимности в отношении политической власти. До 1940 г. предыдущие Республики отказывались от леги­тимности в пользу концепта легальности. Исторически легаль­ность - это республиканское понятие и сам де Голль до того, как образовать в Париже в августе 1944 г. временное правительство, принял ордонанс (указ), возвещавший о восстановлении республи­канской легальности. Но принцип легальности ограничен необхо­димостью формального соответствия нормативных актов полити­ческой власти и управления действующему позитивному праву.

Таким образом, де Голль ввел в республиканский политиче­ский словарь понятие легитимности с его «монархическим» проис­хождением. Вначале он пользовался этим словом в негативной «форме», постоянно заявляя о нелегитимности правительства Виши (1940 - 1944 гг.). Затем, когда вернулся к осуществлению верховной власти, в радиотелевыступлении 29 января 1960 г., об­личавшем организаторов мятежной «недели баррикад» во фран­цузском Алжире и призывавшем граждан проявить солидарность с антинационалистической позицией президента, он употребил данный термин в позитивном смысле: «Я обращаюсь к Франции... В силу мандата, доверенного мне народом, и легитимности, кото­рую я воплощаю более 20 лет, требую ото всех поддерживать ме­ня, чтобы не происходило». Естественно, что «легитимностьго во­площаемой более 20 лет», де Голль не мог обладать по итогам выборов. Президент говорил о легитимности как результате исто­рии и того «харизматического влияния» своей личности в стране, из-за которого предыдущее правительство было вынуждено вновь призвать его к руководству Францией в тяжелейшие дни политиче­ского кризиса 1958 г.* И напротив, в речи, произнесенной по пово­ду путча генералов в 1961 г.,

* Кермонн Ж.-Л., французский политолог.

* В чем-то схожая история - с негативным и позитивным отно­шением "к легитимности - произошла с нынешним президентом Франции Ф. Миттераном. В 1964 г. Миттеран, будучи лидером од­ной из левых организаций, в полемической форме назвал V Рес­публику (в качестве политического режима) «перманентным госу­дарственным переворотом». Тогда он считал ее вообще нелиги-тимной. имея в виду обстоятельства ее учреждения (заговор и на­чало вооруженного мятежа 13 мая 1958 г. генералов во француз­ском Алжире, стремившихся заменить правительство Пфлимлена в метрополии ультранационалистическим кабинетом «обществен­ного спасения») и форму осуществления личной (персональной) власти де Голлем. Но выдвинув свою кандидатуру уже на прези­дентских выборах 1965 г., он способствовал признанию политиче­ского режима со стороны левых сил. Полную легитимность режима Миттеран лично подтвердил в 1981 г., когда стал президентом Франции, не поменяв ее конституции. - Ред.



Скачать файл (132.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации