Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинары по политологии - файл #6 O pravovom gosydarstve.doc


Семинары по политологии
скачать (132.8 kb.)

Доступные файлы (15):

#10 Demokratija i narodopravie(00001).doc42kb.25.10.2010 13:37скачать
#10 Demokratija i narodopravie.doc42kb.25.10.2010 13:37скачать
#11 Gragdanskaja kyltyra(00001).doc41kb.25.10.2010 13:37скачать
#11 Gragdanskaja kyltyra.doc41kb.25.10.2010 13:37скачать
#13 Tipologija polit. regimov(00001).doc37kb.25.10.2010 13:37скачать
#13 Tipologija polit. regimov.doc37kb.25.10.2010 13:37скачать
#14Totalitarnoe gosydarstvo.doc67kb.25.10.2010 13:49скачать
#1 Aksiomi vlasti(00001).doc50kb.25.10.2010 13:37скачать
#1 Aksiomi vlasti.doc50kb.25.10.2010 13:37скачать
#2 O princepi legitimnosti(00001).doc30kb.25.10.2010 13:37скачать
#2 O princepi legitimnosti.doc30kb.25.10.2010 13:37скачать
#3 Politi4eskoe liderstvo(00001).doc57kb.25.10.2010 13:37скачать
#3 Politi4eskoe liderstvo.doc57kb.25.10.2010 13:37скачать
#6 O pravovom gosydarstve(00001).doc38kb.25.10.2010 13:37скачать
#6 O pravovom gosydarstve.doc38kb.25.10.2010 13:37скачать

#6 O pravovom gosydarstve.doc

В. М. Гессен*

О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Понятие правового государства


Правовым называется государство, которое признает обяза­тельным для себя, как правительства, создаваемые им же, как за­конодателем, юридические нормы.

Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним.

Современное правовое государство осуществляет двоякого вида функции. С одной стороны, государство законодательству­ет; государственная власть является творцом положительного права. С другой стороны, то же государство управляет; оно дейст­вует, осуществляя свои интересы, в пределах им же самим созда­ваемого права.

Законодательствуя, государство свободно, оно не связано по­ложительным - обычным и законодательным правом. Нет вечных обычаев и законов. Положительное право не ставит никаких гра­ниц законодательному творчеству государства. По самому суще­ству своему, законодательная власть не может быть ограничена законом. Наоборот, то же государство, в лице своей правительственной власти, - правящее, а не законодательствующее государство, -ограничено действующим положительным правом. Издавая закон, государство связывает и обязывает им не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем, - посредственно и непосредственно, -и самое себя. Закон налагает известные обязанности и на граж­дан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительст­во, предоставляя гражданам соответствующие права. Государст­во. в лице своей правительственной власти, так же подчинено за­кону, как каждый в отдельности гражданин.

Такова сущность правового государства. {...)

Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти, такая подза-конность необходимо предполагает обособление властей - отде­ление правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой, обособление властей осуществляется в государ­ственном строе конституционных государств. (...)

Обособление законодательной власти от властей подзаконных и господство ее над последними обусловлено, прежде всего, пред­ставительным характером ее организации. Парламент в конститу­ционном государстве всегда и необходимо рассматривается - с большим или меньшим основанием, в зависимости от природы действующего избирательного права, - как непосредственный вы­разитель народной воли. Закон (.,. ) господствует над частными волеизъявлениями отдельных органов государственной власти. Закон и правительственное распоряжение - по самому своему происхождению - несоизмеримые величины; различие их источни­ков обусловливает различную степень их значения и силы. Для того, чтобы законодательная власть стояла выше всех других вла­стей государства, необходимо, чтобы орган законодательной вла­сти по своему происхождению и составу, стоял вне бюрократиче­ского механизма уравления и над ним. В представительном госу­дарстве бюрократия служит народу, а не народ бюрократии.
^

II. Характеристика правового государства


В абсолютном государстве индивид - объект власти; в госу­дарстве конституционном - субъект прав. Там он - подданный;

здесь - гражданин (...); как гражданин, каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав.

Субъективные публичные права индивида современной тео­рией сводятся к трем категориям.

Прежде всего, так называемые, права свободы. Правовое го­сударство признает за индивидом определенную сферу свободы, -сферу, за пределы которой вмешательство государственной вла­сти не имеет и не может иметь места.

(...) Возникает каталог политических свобод: свобода вероис­поведания, печати, свобода личности, союзов и собраний, пере­движения, свобода промыслов и занятий и т. д. Каждая такая «свобода» является частичным проявлением, особо гарантиро­ванным конституцией, одного и единого права, - права общеграж­данской свободы.

Вторую категорию субъективных политических прав образуют, так называемые, положительные публичные права индивида. К этой категории относятся все, вообще, права индивида на поло­жительные действия государства в его интересах, - права на услу­ги государственной власти. Типичным примером подобного права является право на судебную защиту, - право иска административ­ной деятельности государства, в свою очередь, является источни­ком бесконечного множества положительных прав. Укажем для примера право на общественное призрение, где такое призрение обязательно, право на первоначальное обучение, где обучение всеобще, и т. д-

Наконец, к третьей категории субъективных политических прав относятся так называемые политические права, - права на осу­ществление государственной власти, на участие в образовании государственной воли. Наиболее важным политическим правом является, конечно, избирательное право.-право избирать членов и быть избираемым членом представительных собраний. Само со­бой понятно, что в абсолютных монархиях избирательное право признается исключительно в области местного самоуправления. В области законодательной избирательное право - важнейшее право гражданина ~ впервые создается конституционным режи­мом. Наряду с избирательным правом, существуют, конечно, и другие политические права, - напр., наследственное право быть членом палаты депутатов, право быть присяжным заседателем и т.д.(-)
^

V. Демократия и правовое государство


(...) Только парламентский строй, всесторонне подчиняющий правительственную власть законодательной, соответствует сущ­ности демократического принципа, природе народовластия. Есте­ственно возникает вопрос: в какой мере парламентское начало совместимо с началом обособления властей? Не упраздняется ли начало обособления парламентарным строем, подчиняющим пра­вительственную власть законодательной? Или, другими словами. не является ли современная демократия в такой же мере абсо­лютной, в какой некогда являлась монархия старого режима?

Нельзя отрицать, что при парламентском строе министерство, управляющее государством, находится в безусловной зависимости от парламента. (...) И тем не менее, несмотря на такую зависи­мость, обособление властей остается незыблемым началом, крае­угольным камнем правового строя современных государств. Нача­ло обособления властей находит свое выражение в подзаконно-сти правительственной власти. Глава этой власти - король в кон­ституционной монархии, президент в республике, - не будучи за­конодателем, законодательно подчинен. Министры, хотя бы и на­значенные из состава господствующей в парламенте партии, мо­гут, и должны быть, рассматриваемы как вторичные органы пра­вительственной власти, как органы короля или президента респуб­лики. В этом своем значении они являются в такой же мере подза­конным органом, как и орган первичный, - король или президент.

Подзаконность главы правительственной власти определяет собой подзаконный характер правительства вообще. В то время как в абсолютной монархии каждый, хотя бы и самый незначи­тельный, административный орган осуществляет в пределах своей компетенции надзаконную волю абсолютного монарха, в государ­ствах конституционных все, без исключения, административные органы в пределах своей компетенции осуществляют подзаконную волю и волю, ограниченную и определенную законом, - конститу­ционного главы правительственной власти.

Если, таким образом, подзаконность правительственной вла­сти является непосредственным выражением начала обособления властей, то необходимым следствием этого начала является пра­вомерный характер отношений между гражданами и властью, - и, следовательно, политической правоспособностью гражданина. В современных демократиях только потому гражданин является субъектом публичных прав, - и, в частности, прав свободы, что правительственная власть, обособленная от законодательной, имеет подзаконный характер. Отрицать обособление властей в парламентском строе - значит отрицать неприкосновенность лич­ности как субъекта публичных прав.

Необходимой гарантией обособления властей является су­дебная охрана неприкосновенности субъективных публичных прав. Эта гарантия не имеет и не может иметь места в отношении под­данных к верховной законодательной власти; а в парламентском государстве она существует - и должна существовать - в отноше­нии граждан к подзаконной правительственной власти.

Судебная охрана публичных прав необходимо предполагает осуществление их в государственном строе начала обособления властей.

Демократическое государство может быть государством пар­ламентарным, но в то же время оно должно быть государством правовым. Еще блаженный Августин называл великой разбой­ничьей шайкой (...) то государство, в котором власть не ограничена правом и граждане не имеют прав.


* Гессен Владимир Матвеевич (1868-1920), русский правовед.



Скачать файл (132.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации