Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Минобрнауки россии - файл


скачать (165.8 kb.)



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Волгоградский государственный технический университет"

Камышинский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования

"Волгоградский государственный технический университет"
Кафедра: "Иностранные языки и гуманитарные науки "

Факультет: "Среднее профессиональное образование"

Дисциплина: "Физическая культура"

Тема: “ Роль физической культуры и спорта в развитии общества. ”


Выполнил:

Студент группы КЭЛС-161

Виноградов В.А.

Проверил:

Преподаватель кафедры ИЯ и ГН

Прытков И.Н.

Камышин, 2020


Содержание
Введение

1. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

2. Роль физкультуры и спорта в формировании личности

3. Повышение социальной роли физической культуры и спорта

Заключение

Список литературы


Введение
В контексте социально-экономических и политических трансформаций современной России вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни приобретают особое значение, поэтому развитие физической культуры и спорта является приоритетным. государственная социальная политика.

Кроме того, социально-демографическая ситуация и состояние здоровья населения продолжают оставаться очень сложными в нашей стране.

По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на неизменно высоком уровне (0,7 млн. Человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации население резко сократилось. Депопуляция в той или иной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.

Физическое воспитание и спорт являются одним из важнейших факторов укрепления и поддержания здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения физической активности (бездействия). Цели и содержание, средства и формы, распределение и эффективность физического воспитания и спорта должны рассматриваться в сочетании с внешней средой, жизнью, питанием, возрастом и полом.

Физическое воспитание и спорт являются субъективными аспектами жизни людей и поэтому являются неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и общества в целом.

1. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

Спорт как важное социальное явление пронизывает все уровни современного общества, оказывая широкое влияние на основные сферы жизни общества. Это влияет на национальные отношения, деловую жизнь, социальный статус, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Чтобы подтвердить этот тезис, можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: «... спорт сегодня является основным социальным фактором, способным противостоять вторжению дешевой культуры и вредных привычек». Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное хобби, которое может объединить общество с единой национальной идеей, наполнить его некой идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Например, в США в 60-е годы спорт, ставший национальным хобби, был объявлен образцом самого американского общества. Начиная с 70-х и 80-х годов прошлого века, спорт в Соединенных Штатах стал «второй религией», в которую верит большинство американцев. Население заботится о своем здоровье, понимая, что это личный капитал, качество которого очень много зависит от жизни: карьера, личное счастье, светлое будущее. Важную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый «психологический барьер» в отношении населения к физической активности [1].

Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется в результате хорошей пропаганды в СМИ. Популяризация спорта зависит от средств массовой информации, и в первую очередь от телевидения, а физкультура и занятия спортом рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизни. Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос, а гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?

По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

спорт социализация личность

2. Роль физкультуры и спорта в формировании личности


Физическое воспитание и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации теряются при занятиях спортом, что позволяет спортсмену получить жизненный опыт для себя, выстроить особую систему ценностей и установок.

Прибыв в спортивную секцию или школу, молодой спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивные команды - новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и поведению, которые обеспечивают эффективное развитие новая социальная роль, в которой появляется молодой спортсмен. Для каждого человека первичная социализация особенно важна, когда заложены основные психофизические и моральные качества человека. В первичной социализации спортсмена, наряду с семьей и школой, участвует социальный институт физического воспитания и спорта. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают более высокое положение. Для молодого спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Сверстники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что родители и тренер не прощают. В каком-то смысле, с одной стороны, сверстники, а с другой - родители и тренер действуют на молодого спортсмена в противоположных направлениях. В этом случае тренер усиливает позиции родителей в формировании базовых ценностей, а также регулирует кратковременное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный образ жизни, достигая высоких результатов [2].

Ценностный потенциал спорта позволяет решить ряд образовательных задач. Уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера и воли. Занятия спортом позволяют молодому спортсмену переносить трудности, которые часто возникают у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые во втором эшелоне влияния оказывают менее важное влияние на человека. В области физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты атлета с такими агентами встречаются реже, они короче, и их воздействие обычно менее глубокое, чем у основных агентов.

Первичная социализация происходит наиболее интенсивно в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с официальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации - Государственным комитетом спорта, федерациями, средствами массовой информации и т. д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен является тренером), вторичная социализация - это сфера социальных отношений (например, спортсмен является федерацией по спорту). Каждый агент первичной социализации выполняет много функций (например, тренер - администратор, педагог, учитель), а второй - две.

Спортсмен, как и любой другой человек, проходит несколько этапов социализации. В социологии, как правило, они связаны с отношением к работе. Если мы примем этот принцип, мы можем выделить три основных этапа социализации: до труда, труда и после труда [3]. Этап перед началом работы охватывает весь период жизни человека до начала работы. В свою очередь этот этап обычно делится на два более или менее независимых периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии называется периодом раннего детства;

б) этап образования, включающий весь период молодости в широком смысле этого слова.

Конечно, этот этап включает в себя все время обучения. Это касается периода обучения в университете или колледже, то есть разные точки зрения. Если в качестве критерия для различения этапов принимается отношение к трудовой деятельности, то университет, техникум и другие формы обучения не могут быть отнесены к следующему этапу. В то же время обучение в таких учебных заведениях весьма существенно отличается от обучения в старших классах, в частности в том, что касается все более последовательной реализации принципа совмещения образования с работой, и поэтому эти периоды в жизни человека являются трудными рассмотреть по той же схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе проблема получает двойное освещение, хотя при любом решении сама проблема очень важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенты являются одной из основных социальных групп в обществе, проблемы социализации этой группы чрезвычайно актуально. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации[4]. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации, которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности у лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в "воспроизводство" социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
3. Повышение социальной роли физической культуры и спорта
Забота о развитии физической культуры и спорта является неотъемлемым компонентом социальной политики государства, обеспечивающей реализацию гуманистических идеалов, ценностей и норм, предоставляя широкие возможности для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей и активизации человеческого потенциала. фактор.

Физическая культура, являясь одним из аспектов общей культуры, во многом определяет поведение человека в школе, на работе, дома, в общении, способствует решению социально-экономических, образовательных и оздоровительных задач.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта должен быть в полной мере использован на благо процветания России, поскольку это наименее затратный и наиболее эффективный рычаг принудительного морального и физического восстановления нации.

Однако в настоящее время только 8-10% населения занимается физкультурой и спортом в стране, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Наиболее острой и актуальной проблемой является низкая физическая подготовленность студентов. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Количество учеников и студентов, назначенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, увеличивается. Распространенность физической активности среди студентов достигла 80%.

В настоящее время нормативно-правовая база в области физического воспитания и спорта не позволяет осуществлять права каждого гражданина России на занятия физкультурой и спортом.

Бюджетное финансирование не в полной мере отвечает потребностям развития как высокоэффективных видов спорта, так и спорта для всех, и для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в физическое воспитание и спорт, соответствующие условия созданы не были.

Недостаточное количество людей, которые регулярно занимаются физкультурой и спортом, во многом связано с почти полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Серьезной проблемой для сферы физического воспитания и спорта является отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж. Это связано, с одной стороны, с высокой подготовленностью наших специалистов, тренеров и спортсменов, их актуальностью на мировом уровне, а с другой - с отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Поэтому в контексте перехода России к рыночной экономике, демократического общества и признания Россией общечеловеческих ценностей и идеалов предъявляются новые требования к системе физического воспитания и спорта. Эта система в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем человеческого развития и должна быть направлена ​​на:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;

- воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким как наркомания, пьянство, курение табака, асоциальное поведение и т. д.);

- консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации;

- развитие национальных и национальных систем физического воспитания, позволяющих в полной мере раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;

- размножение здорового населения;

- подготовка к производственной деятельности и военной службе;

- формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и выдерживать повышенные стрессовые нагрузки;

- проведение досуга в разнообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;

- удовлетворение потребности в массовых спортивных очках;

- создание мощной спортивной индустрии, которая входит в качестве неотъемлемого элемента экономической системы новой России;

- более эффективная социальная и физическая реабилитация людей с ограниченными возможностями;

- сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в мировую систему;

- Создание новой идеологии освещения в СМИ (особенно на телевидении) физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

В целях реализации новых социальных требований к системе физического воспитания и спорта необходимо реализовать комплекс первоочередных мер по совершенствованию физической культуры и спорта и формированию здорового образа жизни населения.Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.


Заключение
В настоящее время в нашей стране проявляется активный интерес к здоровому образу жизни. На самом деле, можно сказать, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованность граждан в сохранении здоровья как основы материала благополучия. Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивное движение и продолжаем искать новые высокоэффективные фитнес и спортивные и спортивные технологии, направлена на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные физкультура и спорт. Общенациональное патриотическое движение за восстановление русского языка граждан с помощью физического воспитания и спорта должны быть поддержаны уровень региональной политики, бизнес-инициативы, трудовые коллективы, общественные организации и партии, учебные заведения. Важнейшая задача совершенствования системы физического контроля культура и спорт - формирование оптимальной общеотраслевой модели управления, в какая компетенция и полномочия будут четко распределены и согласованы, функции и обязанности всех субъектов спорта и занятий спортом как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местные органы власти.

Список литературы


1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М.: Советский спорт, 1996.

3. Дубровский В. И. Спортивная физиология.- М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология.- СПб: Питер, 2006.

5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007.

6. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003

7. Фролов С. А. Социология: Учебник для студентов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8. Энциклопедия физической подготовки. – М.; ФиС, 2004.- 232 с.






Скачать файл (165.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации