Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Практическое занятие - Дифференциальная психология: основные понятия - файл 4555.rtf


Практическое занятие - Дифференциальная психология: основные понятия
скачать (42.2 kb.)

Доступные файлы (2):

4555.rtf321kb.27.01.2009 09:37скачать
Allbest.ru Home.html1kb.13.06.2011 13:27скачать

содержание

4555.rtf

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Аннотации
А.Н.Леонтьев «Индивид и личность».
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, выступает уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и интеграция их взаимного «сглаживания».

Индивид – это, прежде всего генотипическое образование, но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, и в онтогенезе, прижизненно.

В основе понятия индивид лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной конституцией, типом нервной системой, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами. Однако, не изменяя этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выделено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выделены из нее его сознание и его потребности.

Личность человека тоже «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. При этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности, как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Личность как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляемых жизненные отношения субъекта.
^ К.М.Гуревич. «Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии»
Дифференциальная психофизиология, точнее ее раздел, в котором изучаются индивидуально-психологические различия, обладает некоторыми социальными преимуществами по сравнению с другими областями психологии для разработки в конкретном плане проблемы социального и биологического.

Различные уровни различных показателей, из которых пытаются сконструировать те или другие типологические комбинации, в первую очередь отражает не природные особенности людей, а специфику тех социальных условий, в которых формируется данный аспект.

Тепловская школа исходит из того, что у основных свойств нервной системы как биологического компонента психического нет и не может быть однозначных жизненных проявлений. У различных людей проявление свойств всегда носит отчетливую печать социального.
^ Либин А.В. «Дифференциальная психология» (с.45-58).
Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, индивидуальное.

Исходным, родовым для всей психологии, и для дифференциальной в частности, является понятие «человек». При этом человек рассматривается, в первую очередь, как биологическое существо, относящееся к классу млекопитающих вида homo sapiens. Необходимо прочертить существующую границу между структурно-функциональными особенностями организации нечеловеческих и человеческих существ.

^ Основные различия между человеком и высшими животными





Высшие животные

Человек

Анатомо-морфологические отличия

Зачатки прямохождения у приматов; менее развитая структура мозга; органы воспроизведения звуков не приспособлены для речи

Прямохождение; сложная мозговая организация (наличие развитых лобных долей и пр.); наличие совершенного речедвигательного аппарата.

Различия в организации психики

Инстинктоподобная психика; не развито понятийное мышление; в психике не выделена структура «Я» как основа сознания и самосознания

Есть высшие уровни ментальной иерархии – понятийное мышление, сознательная регуляция, нравственные переживания, Я-концепция, мировоззрение

Различия во взаимодействии с миром (как субъектов)

Приспособительная и адаптивная активность на основе преимущественно автоматизированного поведения

Осознанная конструктивная и преобразующая активность; наличие культуры, искусства, творчества; разумное познание себя и мира.


Психобиологическое и социобиологическое сечение имеет прямое отношение к вопросу о детерминантах индивидуальных различий, соотношении наследственности (эволюционно-генетическая переменная) и среды (социо-культурная переменная) в развитии личности, к проблеме взаимодействия биологического и социального в человеке.

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому понятию оказывается понятие «организм», которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные процессы, ВНД вместе с механизмами работы органов чувств.

Понятие «индивид» является коренным словом для центрального в дифференциальной психологии конструкта «индивидуальность». Термин «индивид» обозначает, с одной стороны, «единое нераздельное существо», «выступающее как единое целое», и, с другой стороны, «отдельного представителя человеческой общности». Эти качества индивида проявляются затем на высшем уровне интеграции субъекта – в его индивидуальности – как уникальные, присущие только данному конкретному человеку свойства, и как его целостная характеристика. Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностный – социально привнесённые.

Одни считают, что источники индивидуального своеобразия организации человеческой личности скрываются в специфике нервной системы, другие убеждены, что личность – это чисто социальный феномен никак не связанный с таким «заземлённым» понятием, как организм. Л.М.Веккер выражает прогрессивную установку, считая личность основным носителем именно психосоциальных свойств человека.

Индивидуальность. Многие авторы понимают индивидуальность как совокупность различных свойств– от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения. Именно с анализом таких характеристик, как адаптивность, компенсаторность, оптимальность, результативность связан основной вопрос дифференциальной психофизиологии и психологии – «чем каждый из нас отличается от других людей» (Небылицын). Индивидуальность является уникальным целостным феноменом, интегрирующим внешнее и внутреннее взаимодействие.

Категория «субъект» используется для анализа единичности участника процесса взаимодействия, его свойств и особенностей – как организма (биологического существа, носителя морфологических функций), индивида (носителя психических, предличностных функций), личности (носителя психосоциальных функций) или целостной индивидуальности (носителя интегральных функций человека как саморазвивающейся, эволюционирующей системы) – в функциональном аспекте конкретной формы активности.

В школе дифференциальной психофизиологии, ведущей свою научную традицию от идей И.П.Павлова формулировалось положение «организм – индивид – личность». В сформированном Б.М.Тепловым и В.Д. Небылицыным научном направлении соотносятся между собой различные уровни индивидуальности. В этом же направлении, развивая представления об иерархической организации системы индивидуальных признаков, работали Б.Г.Ананьев, В.С. Мерлин.

Обобщая теоретические и экспериментальные данные, накопленные более чем за полстолетия, можно предположить, что на пересечении методологических линий в рассматриваемой области исследования возникает дисциплинарная матрица, которая представляется так:












2. Предмет изучения дифференциальной психологии
Предметом изучения дифференциальной психологии является объективное и количественное исследование индивидуальных различий в поведении. Какова природа этих различий, насколько они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индивидов?

^ Дифференциальная психология ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путём исключительно художественного или статистических методов анализа, но и научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.

Задачами дифференциальной психологи является также: 1) изучение природы и свойств большинства традиционных групп – людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры. Через изучение конкретных групп можно характеризовать современное общество – информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и, в конечном счёте, способствовать улучшению межгрупповых отношений;

2) Сравнительное исследование разных групп поможет прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют эффективно анализировать причины различий между людьми;

3) Сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более чёткому пониманию самого феномена.
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТИПЫ И ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Понятие «темперамент», означающее «смешение частей», возникло в группе древнегреческих врачей как результат наблюдений и размышлений над тем, почему одни больные обладают большой силой сопротивления, а другие легко подвергаются заболеваниям; почему некоторые выздоравливают быстро, иные же – очень медленно. Родоначальник врачебного искусства Гиппократ применил философское учение о материальных стихиях, образующих Вселенную, к познанию природы человека. Он пришёл к заключению, что в живом существе в том или ином соотношении смешиваются четыре «влаги», или сока: кровь, соответствующая тёплому началу; слизь, т.е. холодное начало, чёрная и жёлтая желчь, соответствующие влажному и сухому началам. В зависимости от преобладания какого-либо начала слагаются и особенности человека.

Через 500 лет ещё один выдающийся врач древности ^ Клавдий Галлен, несколько видоизменив первоначальное учение, сделал его основой своего профессионального искусства. Благодаря ему эта теория, ставшая первым значительным мифом психологической науки, сохраняет своё воздействие на умы многих современных исследователей. Самая популярная типология темпераментов, впервые описанная Галленом, берёт своё название от греко-латинских корней: флегматик от «флегма» (слизь), холерик от «хойле» (желчь), меланхолик – «мелане хойле» (чёрная желчь) и сангвиник (уже от латинского «сангвис» – кровь).

В предыстории развития учения о темпераменте выделяют три момента:

  • Темперамент есть первичный, телесный признак индивидуальности, отражающий в себе, в то же время, универсальные природные закономерности;

  • Определяющим оказывается соотношение исходных признаков, причин, элементов, которые лежат в основе темперамента;

  • Свойства темперамента находятся в зависимости от желез внутренней секреции, как следует из гуморальной концепции Гиппократа – Галлена.

Особое место среди рассматриваемых теорий занимают те, согласно которым темперамент, являясь наследственным и врождённым свойством, связывается с индивидуальными различиями в телосложении – формой тела, его пропорциями, ростом, весом, величиной жировых отложений. В 20-е годы выходит книга Эрнста Кречмера «Строение тела и характер», в которой он выделяет три типа конституции:

  • лептосоматический – хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо;

  • пикнический – значительные жировые отложения, тучность, малый или средний рост, расплывшиеся формы туловища, большой живот, круглая голова на короткой шее;

  • атлетический – крепкое тело с хорошо развитой мускулатурой, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бёдра, выпуклые лицевые кости.

Связав понятие темперамента с аффективностью и общим психическим темпом, Э.Кречмер описал три типа темперамента, соответствующие конституциональным типам:

  1. Шизотимический (характерный для лептосоматического или астенического телосложения) – замкнутость вплоть до аутизма, колебание эмоций, упрямство, сложность в приспособлению к окружению. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофрении.

  2. Циклотимический (соответствующий пикническому телосложения) – легко контактирует с окружением, эмоции колеблются между радостью и печалью, весёлостью и мрачностью. При психических расстройствах обнаруживается склонность к МДП.

  3. Иксотимический – характерен для атлетического телосложения. Иксотимик спокоен, маловпечатлителен, обладает сдержанными жестами и мимикой, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При психических расстройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии.

Концепция Э. Кречмера оказала очень сильное влияние не только на развитие дифференциальной психиатрии, но и на типологические исследования в самых разных областях психологии.

Более современной является система конституциональной типологии, разработанная Шелдоном и его сотрудниками. Отличительной особенностью этой системы является то, что каждый индивид оценивается по 7-бальной шкале в отношении каждого из трёх типов телосложения и трёх соответствующих типов темперамента.

Три компонента телосложения были найдены и определены посредством подробного исследования фотографий 4000 юношей, являющихся студентами колледжа. Таким образом были выделены три типа телосложения: эндоморфное, мезоморфное и эктоморфное и соответствующие им типы темперамента.


Телосложение

Темперамент

Эндоморфное – с преобладанием мягких округлостей, чрезмерное развитие органов пищеварения

Висцеротонический – склонный к релаксации, к физическому комфорту, к получению удовольствия от еды, к социальным контактам

Мезоморфное – с преобладанием костей, мускулов и соединительной ткани; тяжёлое, сильное, прямоугольное телосложение

Соматотонический – склонный к настойчивости, энергичный, ценящий силу, риск и мужество

Эктоморфное – с преобладанием высокого роста и хрупкости относительно массы своего тела; обладает хорошо развитыми органами чувств, самым большим мозгом и развитой нервной системы

Церебротонический – склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению м одиночеству, подавленности.


Развивая свою теорию, Шелдон применил свою конституциональную классификацию к пациентам психиатрических больниц и к правонарушителям. Он использовал описанные выше особенности темперамента как основу для определения соответствующих патологических отклонений. На психотическом уровне Шелдон связывает маниакально-депрессивные состояния с церебропенией, симптомы паранойи – с висцеротонией и шизофрению – с соматопенией.

Однако большинство конституциональных типологий игнорирует роль социальных условий в формировании психических свойств человека. Необоснованным является часто встречающееся утверждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания. Неправомерно также полностью переносить закономерности, установленные для группы больных людей, на всю популяцию.

Сущность темперамента раскрывают не факторы, а механизмы, лежащие в их основе. Именно поэтому одной из наиболее перспективных концепций, объясняющих темперамент с позиций современной науки, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И.П. Павловым, который хотел объяснить индивидуальные различия в темпераменте, опираясь на концепцию свойств нервной системы. Дело Павлова были продолжены его учениками А.Г. Ивановым-Смоленским и Н.И.Красногорским. Исследуя в 1917 году тормозные реакции у детей, Красногорский выделил два типа нервной организации – нормальный и инертный тип ВНД. Позднее, на основе результатов исследования безусловных и условных рефлексов, а также учитывая вербальные реакции и всё поведение ребёнка, было выделено 4 основных типа нервной системы, которые соотносились с 4 классическими названиями типов темперамента.

Были выделены следующие свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность.

Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный.

Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный.

Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолик: слабый, неуравновешенный, инертный

Важнейший вклад в изучение темперамента внесла школа Теплова – Небылицына – исследование нейрофизиологических механизмов основных темпераментальных компонентов – общей активности (характеризующейся степенью энергичности, параметрами моторики, например, быстротой, ритмом) и эмоциональности (в которой выделяются чувствительность и эмоциональная лабильность). В.С. Мерлин считал, что темперамент формируется на основе типа нервной системы и включает такие черты, как тревожность, экстраверсию – интроверсию, ригидность, импульсивность, эмоциональную возбудимость и эмоциональную стабильность. Каждое свойство входит в определённое сочетание с другими свойствами, образуя, таким образом, типы темперамента.
^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Сенсорные, перцептивные, когнитивные, эмоциональные и регулятивные феномены, образующие сферу психической реальности, рассматриваются с точки зрения индивидуальной специфики их организации.

^ В исследованиях моторики спящих и бодрствующих новорожденных, Т. Бразельтон удалось определить те тонкие характеристики, которые отличают одного младенца от другого. Разработав специальную шкалу, психологи выделили шесть измерений, включающих параметры моторики, интенсивность проявления которых лежит в основе отличий одного поведенческого акта от другого:

  • глубокий сон – глаза закрыты, дыхание регулярное, движения возникают только в случае необходимости;

  • активный сон – глаза закрыты, дыхание нерегулярное, лёгкое подёргивание телом, без резких движений;

  • спокойное бодрствование – глаза открыты, движение тела не выражены, дыхание регулярное;

  • активное бодрствование – глаза открыты, голова, конечности и туловище в движении, нерегулярное дыхание;

  • нервозность – глаза частично или полностью закрыты, периодически возникают всхлипывания, сопровождаемые нерегулярным дыханием;

  • плач – глаза частично или полностью закрыты, сильные движения тела сопровождаются криком.

Специфика активности младенцев проявляется и в особенностях организации ими необходимых физических контактов с миром предметов и людей. Г. Шаффер и П. Эмерсон, изучая реакции 37 новорожденных на физический контакт, обнаружили деление младенцев на «стремящихся к объятиям», получающим удовольствие от близкого физического контакта, и «отстраняющихся от объятий», т.е. сопротивляющихся контакту. Дальнейшее наблюдение в течение первых двух лет жизни показало, что малыши обнаруживают различие в моторном развитии. «Отстраняющиеся» оказались более развитыми, проявляя способность сидеть без поддержки, стоять с опорой и ползать раньше, чем «стремящиеся».

Влияние среды – ближайшего социального окружения – также становится существенным фактором в формировании стиля моторного поведения субъекта. Психологи подчёркивают важность стимулирования рефлекса ходьбы, связанного с последующим формированием двигательной и исполнительной компенсаторности.

Психомоторный стиль (устойчивая система способов, или приёмов осуществления субъектом разных форм активности) характеризует индивидуальность с точки зрения её психомоторной экспрессивности, т.е. телесной, невербальной выразительности.

Среди всего многообразия различий в образной сфере можно выделить несколько основных направлений:

1) ^ Доминирование образов определённой модальности. Хорошо исследованы осязательные (тактильно-кинестетические), зрительные и вербальные (аудио-моторные) модальности.

Индивидуальная вероятность преобладания образов конкретной модальности

% людей

Преобладающие образы

% людей

Преобладающие образы

97

Зрительные

67

Вкусовые

93

Слуховые

66

Обонятельные

75

Кинестетические

54

Болевые

70

Тактильные

43

Температурные


Другая интерпретация обозначается как «визуализаторы» – «вербализаторы». Так, «визуализаторы» кодируют информацию буквально, а «вербализаторы» используют различные формы символически-смыслового кодирования, вербализуя материал любого типа. Также отмечается большая склонность женщин к «визуализации», что некоторые авторы связывают с различиями в активности полушарий мозга и следующим отсюда различиями в познавательных стратегиях.

2) ^ Мысленное оперирование образами. Различия связаны с вызывающими трудности при воспоминании элементами образа – одни с трудом вспоминают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают сложности в воспроизведении цвета.

Внимание – один из центральных психических процессов, связанный со способностью субъекта сосредотачивать свою активность на реальном или воображаемом объекте в данный момент времени. Особенности внимания связывают со спецификой стратегий приёма и переработки информации. Дж. Блок связывает индивидуальные особенности внимания с параметром, названным «проницаемостью» перцептивного аппарата ребёнка. Высокий уровень «проницаемости» связан с широким фокусом внимания, не позволяющим замечать тонких различий, в результате чего сходство достигается за счёт «размывания» стандарта. При низком уровне «проницаемости» проявляется узкий фокус внимания, обеспечивающий чувствительность к небольшим обличительным чертам между объектами, точность и строгость в соблюдении стандарта.

Индивидуальная специфика памяти связана с преобладанием одной из двух стратегий сохранения воспоминаний – кратковременной и долговременной памяти.

Другая особенность памяти связана с характеристиками представлений. Например, эффективность запоминания связана со способностью формирования образов. По данным А.А.Гостева, люди с высоко развитой образной способностью обычно медленно заучивают вербальный материал (особенно абстрактную информацию), демонстрируя также «бедное» его воспроизведение. Зато склонные к воспроизведению ярких образов люди показывают более высокие результаты в непроизвольном запоминании.

Люди также очень сильно различаются по своей автобиографической памяти – т.е. информации, относящейся к «Я». В этом случае Ф.Гальтн был в числе первопроходцев – именно он инициировал изучение автобиографической памяти путём использования в своих первых измерениях психики метода словесных ассоциаций.

Воображение – процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент. Ещё Ф.Гальтон в серии своих обширных экспериментах пытался обнаружить, какие формы воображения существуют. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения, как грёзы и мечты – самостоятельное создание новых образов желаемого. Оказывается те, кого можно назвать «мечтателями», проявляют большую осознанность в отношении самого себя, они хорошо помнят свои ночные видения и проявляют меньшую тенденцию подавлять свои мысли.

Эмоциональность различается по своей направленности. Субъекты с выраженной эмоциональной ориентацией на себя характеризуются высокой тревожностью, склонностью к депрессивным и ипохондрическим расстройствам. Два других вида ориентации связаны с интенсивностью переживаний по отношению к предметной (ориентация на объект) или коммуникативной (ориентация на других) активности.

Низкий уровень выраженности эмоций наблюдается у людей с различными девиациями. Эмоциональная холодность отмечается у страдающих шизофренией и аутизмом.

Исследования способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии.

Интеллект – система психических механизмов, которые обуславливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

Среди когнитивных психологов существует довольно чёткая общая позиция в определении того, какая психологическая реальность скрывается за конструктом «интеллект». Опрос 600 экспертов показал, что 99,3% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или логикой, 97,7% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем, 96,0% полагают, что интеллект связан со способностью приобретать знания.

Задолго до появления определения интеллектуального коэффициента, понятие способностей было связано с установлением человеческих различий. Для измерения «человеческой разности» А.Бине и Т.Симон создают в 1905 году первую шкалу измерений интеллекта, баллы которой означали характерный для определённого возраста (от 2 до 12 лет) уровень развития одной из тридцати отмеченных способностей (от сенсомоторной координации до конструирования предложений). Далее, в 1911 году В.Штерн предлагает термин «психический возраст», связав эту переменную с хронологическим возрастом через коэффициент интеллекта. Классическая формула, ставшая уже достоянием истории приобрела окончательный вид в США:





IQ =

Психический возраст (ПВ)


х 100




Хронологический возраст (ХВ)





Имея определённую генетическую обусловленность, интеллектуальные способности у конкретного ребёнка колеблются в указанных пределах в зависимости от насыщенности – бедности среды, в которой он растёт. Как только уровень среды улучшается, уровень IQ возрастает до верхней границы диапазона, и наоборот.

Первая попытка классификации принадлежит Дружинину. Он выделяет:

  • психометрический интеллект – способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

  • креативность – способность преобразовывать знания;

  • обучаемость – способность приобретать знания.

В.Холодная расширила, углубила эту классификацию и выделила 4 основных аспекта функций интеллекта:

  • конвергентные способности;

  • дивергентные способности (креативные);

  • обучаемость;

  • познавательные стили.

Конвергентные – эффективность процесса переработки информации (правильность и нахождение единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации, т.е. характеризуют адаптивные возможности. Конвергентные свойства представлены тремя свойствами:

  1. уровневые свойства – характеризуют достигнутый уровень развития познавательных психических функций (вербальных и невербальных) – являются основой процессов познания. Например, сенсорное различение, объём памяти, словарный запас, логические способности.

  2. Комбинаторные свойства – способность к выявлению разного рода связей, соотношений, закономерностей; способность комбинировать элементы проблемной ситуации и собственных знаний.

  3. Процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приёмы интеллектуальной деятельности.

Дивергентные способности – способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В узком смысле – множество идей, относительно одного и того же объекта, в широком – отказ от стереотипов, постановка новых проблем. Критерии креативности:

  • беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;

  • оригинальность – «редкие» идеи;

  • восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, быстрое переключение с одной идеи на другую;

  • метафоричность – использование символов, ассоциаций, умение видеть в сложном – простое и наоборот.

Обучаемость – «зона ближайшего развития» – процесс психического развития ребёнка, который проходит под руководством взрослого. Характеризуется:

  • величиной и темпом прироста интеллектуальной деятельности;

  • количеством дозируемой помощи;

  • возможность переноса знаний или способов на выполнение аналогичного задания.

Реальный интеллектуальный потенциал ребёнка можно оценить только после включения двух факторов:

  1. обучения (в виде преподавания);

  2. учения (в виде активной творческой самодеятельности самого ребёнка).

^ Познавательные стили – индивидуальная специфика интеллектуальной деятельности.

К методам изучения интеллекта относят тесты Айзенка, прогрессивные матрицы Равена, тест Векслера, ШТУР.
Аннотации:
Теплов Б.М.. Способности и одаренность / Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Л.Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

В качестве полученных от предков или врожденных могут быть только некоторые анатомо-физиологические предпосылки способностей. Он назвал их «задатками». Сами по себе способности развиваются в различных деятельностях. Способности произрастают на задатках. Но индивидуальные различия имеют телесные предпосылки за пределами жизненного пути личности.

Обсуждая вопрос об индивидуальных различиях в способностях, он ограничивал их в качеств от особых психических параметров бытия человека как субъекта деятельности от их природных задатков.

Изучение типов ВНД человека привело как к убеждению в том, что при любом типе возможно развить все общественно-необходимые свойства личности, но развитие этих свойств зависит от типа черт. Поэтому черты типа – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, к обучению, к формированию характера и всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Слабость нервной системы – это и высокая реактивность, чувствительность нервной системы и малы предел ее работоспособности, инертность (малые показатели скорости в работе) и высокие показатели прочности отдельных связей. Имеется ряд определенных данных, свидетельствующих об общей природной основе развития как характера, так и способностей.
^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНЕНТОВ ХАРАКТЕРА. ЛИЧНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


  1. Аннотации.


Лазурский А.В. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, В.А.Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1882. – С.179-199.
В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, причем среда включает не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но и идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Это приводит к такому подразделению: по психическому уровню – на 3 последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию – на целый ряд различных типов и их разновидностей.

^ Эндо и экзопсихика:

Анализируя и сравнивая между собой те бесконечно разнообразные по содержанию и по степени сложности проявления человеческие личности делятся на две большие группы.

Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее появлениях.

Эндопроявления являются выражением внутренних соотношений.

Деление по психическим уровням:

Признаки, характеризующие повышение психического уровня:

1 – большое или меньшее богатство личности, общее количество психической продукции, проявляющееся вовне обилием, разнообразием и сложностью отдельных психических проявлений.

2 – сила, интенсивность отдельных психических проявлений;

3 – большая или меньшая сознательность и идейность его психических проявлений;

4 – всевозрастающая координация психических элементов, составляющих в своей совокупности человеческую личность.

^ Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях.

На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоятельств является преобладающим.

Принадлежащие личности к среднему психическому уровню, обладают большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей.

Люди высшего уровня более талантливы, высокоодаренны в отличие от среднего уровня.

Но принадлежность к тому или иному психическому уровню еще не определяет собой его типа (аффективную деятельность, энергичность, мечтательность и т.д.).

Деление на группы и типы

Деление личности по их психическому содержанию на группы и типы. Основу этого деления составляют преобладание в каждом отдельном случае какой-либо одной группы тесно связанных между собой основных психических функций, накладывающих на вест характер данного индивида своеобразный отпечаток.

^ Чистые типы различных уровней.

Наиболее яркие «чистые» типы получаются, когда экзо- и эндопсихика взаимно соответствуют друг другу, т.е., когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний и навыков, его взглядов и миросозерцаний, происходит именно в том направлении, какое диктует природными особенностями его нервно-психической организации.

1 Низший уровень

Деление на преобладание тех или иных основных психофизиологических функций:

  • рассудочные;

  • аффективные;

  • активные.

  1. Средний уровень

Деление происходит по психосоциальному комплексу, объединяющему в себе взаимно соотвествующие эндо- и экзоособенности. Все эти чистые типы среднего уровня можно разбить на 2-е большие группы, смотря по преобладанию в них отвлеченно-идеалистических или практично-реалистических тенденций:

Непрактичные, теоретико-идеалисты:

  • ученые;

  • художники;

  • религиозные созерцатели.

Практики-реалисты:

  • Человеколюбцы;

  • Общественники;

  • Властные;

  • Хозяйственные.

3. Высший уровень

Благодаря значительному богатству, сознательности и координированности душевных переживаний, экзопсихическая сторона личности, а ее высших идеальных проявлениях.

^ Рассудочные (низший уровень)

Всякое действие или поступок сопровождается предварительным и иногда весьма обстоятельным обсуждением мотивов. Интеллектуальная деятельность направлена не столько на расширение умственного кругозора или на выяснение тех или иных проблем, сколько на решение разных практических, прикладных вопросов, имеющих непосредственное отношение к повседневной, обыденной жизни.

^ Активные (низший уровень).

У этих людей всякого рода чувства и желания отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться, и при этом очень энергично, к немедленному их осуществлению, каким бы то ни было сомнениям и колебаниям, борьба мотивов и предварительное обдумывание им почти совершенно несвойственны. Этим основным качеством в значительной степени определяется экзопроявления данного типа, его социальные значения, его важнейшие достоинства и недостатки.
Либин А.В. Дифференциальная психология – М.: Смысл, 2004.
Базовые компоненты характера

Характер – штамп, характеристика или черта. Характер как одна из основных структур индивидуальности, фиксирующая в себе специфику перехода от психобиологических и общепсихологических закономерностей к социально-психическим, личностным процессам, не принят психологической общественностью в качестве важнейшего дифференциально психологического измерения.

^ Структура характера

Представление о себе Образ-Я

Представление о других

Я – концепция

Самоотношение

Самооценка

Самопрезентация
Саморегуляция

Я-симптомокомплекс Диспозиции Фон настроения

Склонности
На себя

Я – система ориентаций Вектор поведения На предмет

На других


Я – концепция



Я – как объект Я- сознающее
Различают физическое Я, психическое Я, социальное Я.

Физический образ отражает влияние конституционального фактора на формирование системы представлений о себе, специфику характера и даже личности.

Характер является своеобразной мембраной между внутреннем миром личности и окружающей действительностью.

Самооценка – самооценка преимущественно связана с третьей, социальной ипостасью Я, отражая в системе субъективных значений воплощение личности в людях. В то же время, самооценку можно рассматривать как интеграцию всех трех основных компонентов Я—образа: физического, психологического и социального.

Саморегуляция – настойчивость – воля. Структура Я, как основной элемент характера, выполняет главные регулятивно-интеграционные функции, среди которых две основные: интроцентрические (ориентирующие на осуществление личных задач и целей) и экстроцентрические (ориентирующие на осуществление задач и целей, не связанных напрямую с собственными).

Регулирующая роль структуры Я заключается в том, что она «составляет источник мотивации к действиям, направленным на защиту, поддержание и развитие собственной личности».

Направленность делит черты характера на группы:

1 - на других людей:

  • устойчивая и неустойчивая привязанность;

  • общительность, замкнутость;

  • отзывчивость, грубость;

2 – на себя;

3 – на дело;

4 – на вещи.

Система базовых ориентаций оказывается связанным со многими психологическими параметрами, факторами, структурирующими личность в целом.

Саму личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему, как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психический реальностью с объективной социальной и предметной средой. Все три аспекта – субъектный мир психики, социальная и предметная среда – являются специфически человеческими измерениями физической реальности и могут быть описаны с помощью универсальных понятий пространства – времени и энергии – информации.


  1. Нейропсихологические основы личностных черт




  • Концепция Павлова (ретикулярная формация);

  • Гипотеза о роил эндокринной системы;

  • Взаимосвязь психических процессов с нейропсихологическими параметрами (выделяют базовую структуру – ретикулярную формацию, которая определяет: нейрофизиологические параметры (скорость, сенсомоторные пороги), психологические параметры (экстраверсия, интраверсия).

  • Теория Энергетической регуляции Э.Гейла

  • Предпочтение более вероятностного, но менее предпочитаемого и наоборот.

Черта – это качество, устойчиво присущее конкретному человеку и проявляющееся в различных ситуациях. Олпорт различал черты:

  • общие;

  • индивидуальные (диспозиция).

Категории индивидуальных диспозиций:

  • кардинальные, которые проходят у человека через весь жизненный путь;

  • центральные, центральные в поведении, которые легко обнаруживаются окружающими;

  • вторичные, ситуативные проявления личности;

Параметры определения черт:

  • фактический анализ;

  • семантическое сходство;

  • концептуализация черт.



^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ТЕМА: ПОЛОВЫЕ ОТЛИЧИЯ В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


  1. Аннотации:


Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. № 3. – С.53-62.
Психосексуальная дифференциация как признак биосоциального: в отсутствии биологически заданных программ развития половая социализация просто не имела бы предмета, но реализация врожденной программы, в свою очередь невозможна вне социализации, определяющей как саму возможность развития, так и соуиокультурные векторы психосексуальной дифференциации.

Половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности –женственности является, прежде всего, закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации сущетсвующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.

Многомерной интеграции «женской» эмоциональности и фантазии и «мужской» рациональности и активности, эмансипации обоих полов, не сводимой к борьбе женщин за равенство с мужчинами в маскулинно ориентированном обществе.

Стереотип мужественности в восприятии мальчиков включает в себя позитивные инструментальные характеристики, образующие 1-й фактор и как бы их изнанку – негативные эмоционально-коммуникативные характеристики (2-й и 3-й факторы).

В стереотипе мужественности у девочек на первый план выходят эмоционально—коммуникативные характеристики.

Стереотип женственности у мальчиков представлен во всех трех факторах позитивными, преимущественно эмоционально-коммуникативными характеристиками.

Эти особенности прослеживаются и в факторных структурах образа «Я», которые не представляют собой клише половых стереотипов. 1-й фактор отражает возрастную негативизацию образа «Я», но у мальчиков он образован в основном инструментально-абстрактными, а у девочек – эмоционально-коммуникативными свойствами.

Существующие в культуре полоролевые стереотипы выступают как фактор полоролевой социализации, так как и постольку они представлены в сознании – его рефлексивном (относительно к действительности) отношении и бытийных слоях, т.е. так и постольку, как и постольку они становятся субъективной психической реальностью. Благодаря этому полоролевые стереотипы у подростков характеризуют одновременно и задаваемые культурой стандарты мужественности – женственности и полоспецифические особенности рефлексивного слоя сознания подростков.
А. Анастази. Дифференциальная психология. М., 2001. – С.593-651.
Для правильной оценки данных по половым различиям или по другим различиям надо иметь сведения о статистических значениях различий, степени совпадения между группами, а также о сопоставимости выборок.

Как культурные, так и биологические факторы вносят свой вклад в развитие половых различий в способностях и личностных чертах. Влияние биологических факторов может быть сравнительно прямым, оно может быть также косвенным, как в социальных и образовательных эффектах акселерации развития девочек. Вклад культуры отражается в широких вариациях половых ролей, обнаруженных в разных характеристиках в разные периоды нашей собственной истории.

Некоторые половые различия в способностях и личностных чертах прочно установлены в существующих культурных условиях. Мужчины отличаются скоростью и координацией крупных движений тела, пространственной ориентацией и другими способностями, техническим пониманием и арифметическим мышлением.

Женщины склонны к превосходству в мануальной ловкости, скорости и точности восприятия, памяти, числовым вычислением, беглости речи и других задачах, включающих механизмы языка.

Обнаружено много половых различий в интересах и установках во время исследований разнообразными методами детей и взрослых. Все эти расхождения отражают традиционные половые роли нишей культуры. Особый интерес представляют половые различия в социальной ориентации и в мотивации достижения. Важные различия описываются в сексуальном поведении, эмоциональной адаптации и агрессивности. Имеющиеся тесты маскулинности – феминности дают показатель сходства личности индивидуума с личностью, характерной для женщины или мужчины в нашей культуре.

В школьных достижениях последовательно выделяются девочки. В типичных учебных ситуациях он, видимо, удачливее мальчиков. С другой стороны, в более поздней профессиональной деятельности мужчины по количеству и степени достигают намного больше. Оба этих явно противоположных результата могут служить отражением комплексного взаимодействия половых различий: в способностях и личности, половых ролях и других культурных условиях.

Расхождения в способностях и личности между полами в значительной степени являются результатом культурных и других эмпирических факторов, хотя некоторые физические, половые различия, безусловно, влияют на поведенческое развитие непосредственно или опосредованно. Совпадение во всех психологических характеристиках позволяет рассматривать мужчин и женщин именно в качестве индивидуумов, а не с точки зрения групповых стереотипов.
2. Возрастные особенности Я-концепции.
В момент оплодотворения возникает генетическая основа того, что люди называют полом. Одна из 23 половых хромосом получает либо Х-хромосому, либо ХУ-хромосому, и возникает комбинация ХХ – означает появление существа женского пола, или 23 пара будет иметь паттерн ХУ – формируется мужская особь.
^ Специфика пола в пренатальном развитии.
Следующим, после получения Х или У хромосомы решающим фактором в жизни будущего мужчины становится мужским эмбрионом гормона тестостерона в период с 4 по 8 неделю после зачатия. Когда это не происходит, зародыш «демаскулинизируется». Если мать во время беременности принимала препараты, стимулирующие появление тестостерона, то тогда женский организм эмбриона может «дефиминизироваться», что может проявляться в маскулинизации женского поведения.

Некоторые гормоны (тестостерон) воздействует на мозговые паттерны, что связано с последующей гормональной стимуляцией в подростковый период (с уровнем физической агрессии, доминируюшим правым или левым полушарием мозга). Эти и другие различия между полами заметны уже во внутриутробном «соревновании»: у девочек быстрее идет развитие скелета, а после рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. Но мальчики при рождении тяжелее и длиннее. Младенцы мужского пола более уязвимы со стороны пренатальных проблем. Возможно, поэтому при зачатии на 100 женских эмбрионов приходится 120-150 мужских, и на мальчиков падает большее количество спонтанных абортов, а при рождении на 105 мальчиков приходится 100 девочек. При этом мальчики получают больше повреждений во время родов, отчасти из-за большого размера тела.
^ Половая идентификация мальчиков.
Первым актом самоопределения является соотнесение субъектом себя к определенному полу. 2-х летние малыши, имеющие до этого расплывчатые представления о своих отличительных чертах, уже могут обозначать себя как мальчиков или девочек. Начиная с этого возраста их поведение начинает дифференцировать в биологическом развитии и в отношении формирования полоролевых установок. В игре 2-3 летние девочки скорее всего начнут играть с куклами, в игры с использованием элементов домашнего хозяйства. Мальчики предпочтут играть с игрушечным оружием, машинками. Карапузы, едва начавшие ходить, уже характеризуют себя, используя простые дихотомические оценки: большие и маленькие, умные и глупые, хороший или плохой. 3-х летние дети уже проявляют предпочтение в выборе для игр партнеров своего пола и обнаруживают большую общительность во взаимодействии с ними.
^ Мальчики и девочки в период созревания
Влияние генетических факторов на развитие половой самоидентификации продолжается в течение всей жизни. Особенно заметно различия между полами начинают проявляться во время созревания, когда организм выделяет большое количество гонадотропных гормонов, корректирующих формирование эволюционно-биологических признаков пола. За этот период у мальчиков уровень тестостерона увеличивается в 18 раз, а у девочек уровень эстрадиола – в 8 раз.

Происходят различия в конституции и стиле поведения, увеличивается мускульная сила.

Наиболее отчетливо преобладание девочек в вербальной активности, а мальчиков – в способности к абстрактной манипуляции – к 11 годам. Но некоторые авторы считают, что это связано со средой.

Формирование основных подструктур характера Я-образа имеет отметку пола. Девочки проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики в отношении физического статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов. Образ-Я мальчиков сопоставим с образом Я-девочек 2-мяг годами младше. Различия проявляются и в структуре самопонимания. Мальчики чаще пишут о своих интересах и увлечениях, зато девочки чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, пробел семьи и родственников. Возможно, что в этих особенностях проявляется влияние социальных ожиданий.

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ И СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


  1. Аннотации.


Митина О.В., Петренок В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000.- №1. – С.68-86.

В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях называются гендерными стереотипами. О самих себе – гендерные автостереотипы.

Гендерные роли, стереотипы, автостереотипы и связанные с ними социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, и сами влияют на него. Этот ментальный уровень формируется в ходе исторического развития общетсва.

Существует много работ на эту тему: Ж.Спенсер, Р.Хейнрейг, А.Фурнхам и К.Карани и др.

Эксперментальные исследования свидетельствуют о том, что гендерные установки и стеретипы у женщин и мужчин, принадлежащих к одной культуре, достаточно близки. Это позволяет говорить об отсутствии различных субкультур – мужской и женской, т.е. в представлениях о гендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры и не существует особого «женского мнения».

По образу Я американки имеют более высокое самоуважение, самооценку. Образ Я счастливой женщины – у американок, он хоть и не значимо, но положителен, а у россиянок значимо (0,05) меньше нормы.

Женщины обоих стран положительно оценивают профессии высокой квалификации. Женщина должна уделять внимание: внешности, здоровью, заниматься спортом. Семейные отношения должны строится на принципах равноправия. Женщина не должна заниматься проституцией, пить, курить, употреблять наркотики, выходить замуж по расчету, рассчитывать на помощь родителей, не желая работать.

Анализ брачных предпочтений позволяет оценить систему ценностных ориентаций и является одним из наиболее популярных направлений кросскультурных исследований. Наиболее предпочтительным для россиянок является брак с человеком более высокого социального статуса (0,63) и чуть меньше с человеком простым, хорошим хозяином (0,44). Американки брак с человеком более высокого статуса оценили положительно (0,24). Наиболее предпочтителен для американок муж - бизнесмен (0,32).

Сходство двух стран – это сходство геополитического пространства, ощущение своего предназначения в мировом масштабе, осознание себя гражданином сверхдержав.
^ А.Анастази. Дифференциальная психология. – М., 2001. – Глава 15,16.
Исследование в американских городах, использование либо метода оценивающего участия, либо показателя характеристики статуса выявили стратификацию в 6 социальных классах, несмотря на отсутствие в некоторых регионах дифференциации между 2-мя высшими классами. Классовая структура также была подвергнута комплексному анализу и изучению с помощью методик, основанных на классовой идентификации индивида. Психологические исследования выявили классовые различия в воспитании детей, половом воспитании, мотивации, адаптации, интересах и установках.

Даже до изучения классовой дифференциации были обнаружены профессиональные различия в выполнении теста на интеллект и у взрослых и у детей. Исследования изолированных групп выявило возрастное уменьшение среднего показателя коэффициента интеллекта. Такое поведение может происходить от изменений в характере функций, проверяемых в разном возрасте, и отчасти из растущего воздействия депривации в окружающей среде.

Интеллектуальные различия между социальными классами и между регионами проявляют специфичность относительно проверяемых функций. Каждая субкультура способствует развитию собственного характерного типа способностей и личностных черт. Поэтому тесты, созданные в пределах одной субкультуры, благоприятствуют воспитанным в ней индивидам. Ни один тест не измеряет «интеллект» или «личностную адаптацию» в абстрактном смысле, но любой тест надо толковать относительно подтверждающих его критериев.

^ Культура и личность

Основная цель дифференциальной психологии - понимание поведения и его конечной единицы – индивида. Наблюдения психологов и антропологов дают нам примеры влияния той или иной культуры на различные виды поведения, включая, восприятие, память, эстетические суждения. Стадии развития, которые проходит индивид на пути к зрелости, могут различаться от культуры к культуре. Эти вариации легко обнаружить при обращении к формированию представлений о мире, эмоциональному развитию ребенка, а также при изучении детских рисунков.

Культурные факторы находят свое отражение и в предпочтениях о норме и патологии поведения. Нельзя рассматривать индивида с отклоняющимся поведением вне его культуры. Поведение, которое считается не нормой в одной культуре, будет принято за норму. Культура может определить критерии нормы, социальную оценку конкретных форм поведения, распространение психических расстройств и способы выражения этих отклонений.

Важный источник культурных различий – в языках, на которых говорят люди. Язык представляет нам средства для нашего мышления. Он дает нам категории, согласно которым мы воспринимаем объект, наблюдаем сходства и различия, конструируем наши концепции.

Влияние культуры очевидно и в двигательных навыках: в темпе, походке, позе, когда он сидит, стоит, спит, в жестах, имеющих разное значение. Сравнительные исследования выражения эмоций в разных культурах показало различия в степени эмоционального выражения, степени контроля над эмоциями.

Психологически индивид принадлежит к каждой группе, соответственно правилам которой он себя ведет. В этом смысле каждый человек является членом огромного типа взаимно пересекающихся групп. Многообразие этих групп, а также, порождаемое ими конфликтное поведение – все это вносит свой вклад в развитие индивидуальности поведения каждого человека.
Агеев В.С. Влияние факторов культуры на воспитание и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. - № 3. – С.135-140.
Так называемые межкультурные (или кросскультурные) исследования занимают особое место в психологии. Однако оценка роли и значения межкультурных исследований для психологической науки далеко не осознанно.

Результаты межкультурного эксперимента свидетельствует об оценке незнакомого человека, в зависимости от всех факторов, задействованных в исследовании: во-первых, от фактора культурной принадлежности; во-вторых, половой принадлежности, и в –третьих, от опыта межкультурных контактов. Наиболее значимым оказался фактор культурной принадлежности.

Однако более важные не количественные, а качественные показатели различий в восприятии между вьетнамскими и русскими испытуемыми. Различия наблюдаются в внутригрупповом фаворитизме, при оценке представителей собственной и другой культур. Он наблюдается при сопоставлении оценок респондентов, относящихся к представителям собственного и противоположного пола. Девушки более строги при оценке девушек и более снисходительны по отношению к юношам. То же самое наблюдается и у юношей.

Правомерно предположить, что в условиях межкультурного восприятия тот диапазон условий и социальной ситуации, в которых механизм физиологической редукции выполнял бы свою позитивную функцию, резко уменьшается по сравнению с тем, что имеет место в условиях одной и той же культуры, а в условиях достаточно сильно различающихся культур вообще может быть сведен к нулю. И наоборот, соответственно восприятия, в которых автоматически включение механизма физиологической редукции приводит к негативным результатам, т.е. к ошибочному, превратному восприятию и интерпретации другого человека.
^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ТЕМА: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотации:
Анастази А. Дифференциальная психология. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – Гл.14. – С.593-651.
Для правильной оценки данных по половым различиям или по другим различиям – надо иметь сведения о статистическом значении различий степени совпадения между группами, а также о сопоставимости выборок. В группах сравниваемых особая осторожность необходима в использовании рейтингов, коэффициентов интеллекта и т.д.

Как культурные, так и биологические факторы вносят свой вклад в различие половых различий в способностях и личностных чертах. Влияние биологических факторов может быть сравнительно прямым, оно может быть также косвенным как в социальном и образовательном эффектах акселерации развития девочек. Вклад культуры отражается в широких вариациях половых ролей, обнаруженных в разных культурах в разные периоды нашей истории.

Некоторые половые различия в способностях и личностных чертах прочно установлены в существующих культурных условиях. Мужчины отличаются скоростью и координацией крупных движений тела, пространственными способностями, техническим пониманием и арифметическим мышлением.

Женщины склонны к превосходству в мануальной ловкости, скорости и точности восприятия, памяти, числовым вычислениями, беглости речи и других задачах, включающих механизмы языка.

Обнаружено много половых различий в интересах и установках в исследовании разнообразными методами взрослых и детей. Все эти расхождения отражают традиционные половы роли нашей культуры. Особый интерес представляют половые различия в социальной адаптации и мотивации достижения. Другие важные личностные различия относятся к сексуальному поведению, эмоциональной адаптации и агрессивности. Имеющиеся тесты маскулинности – феминности дают показатель сходства личности, индивидуума с личностью, характерной для женщин и мужчин в нашей культуре.

В школьных достижениях последовательно выделяются девочки. В типичных учебных ситуациях они видимо, во многом удачливее мальчиков. С другой стороны, в более поздней профессиональной деятельности мужчины по количеству и степени достигают намного больше. Оба этих явно противоположных результата не могут служить отражением комплексного взаимоизучения половых различий в способностях и личности, половых ролях и других культурных условиях.

Расхождения в способностях и личностных чертах между полами в значительной степени являются результатом культурных и других эмпирических факторов, хотя некоторые физические, половые различия, безусловно, влияют на поведенческое развитие непосредственно или посредством социальных эффектов. Совпадение во всех психологических характеристиках развивает рассмотрение мужчин и женщин именно в качестве индивидуумов, а не с точки зрения групповых стереотипов.


Скачать файл (42.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации