Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Механизм венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства - файл 1.doc


Реферат - Механизм венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства
скачать (79.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc80kb.17.11.2011 22:25скачать

содержание

1.doc







Механизм венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства.
Венчурное финансирование – это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта.

Для предприятий малого инновационного бизнеса многие источники финансирования являются недоступными. Банки обычно осторожны и не рискуют выдавать кредиты малым предприятиям, особенно вновь созданным. Кредит таким предприятиям может быть предоставлен при наличии первоклассных гарантий возврата кредитной суммы, получить которые весьма проблематично.

В последние годы все больше российских организаций открывают для себя такой канал мобилизации инвестиций, как создание венчурных (рисковых) компаний. Обычно речь идет о небольших инновационных группах, фирмах, занятых внедрением нововведений в производство.

Реализация наукоемких проектов по разным причинам далеко не всегда завершается предполагаемым положительным результатом. Естественно, что финансирование таких проектов весьма рискованно, и немногие банковские структуры готовы пойти на столь высокий риск. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, достигаемые при положительном результате дивиденды не идут ни в какое сравнение с традиционно получаемой прибылью, поэтому использование новых финансовых инструментов для вовлечения объектов интеллектуальной собственности и результатов НИОКР в инвестиционный процесс становится сегодня актуальным. Необходимо создать условия, способствующие привлечению капитала в эту сферу бизнеса, в том числе разработать соответствующую нормативную правовую базу.

Создание механизма венчурного финансирования позволит осуществить коммерциализацию инновационных проектов, доводить научно-исследовательские разработки до опытных образцов и мелкосерийного производства.

Венчурный механизм привлечения инвестиций должен включать:

- инструментарий прямых методов регулирования и стимулирования иностранных инвестиций главным образом в малые организационные формы;

- инструментарий косвенных методов регулирования и стимулирования иностранных инвестиций в малые организационные формы;

- аналогичный механизм на региональном уровне – автономных республик, краев, областей, т.е. субъектов РФ.

Только стройная, эффективная система мер стимулирования инвестиций, пронизывающая сверху донизу все субъекты Российской Федерации в целом, с выходом на государственные и международные программы, а также охватывающая по горизонтали все потенциальные объекты инновационного бизнеса может стать механизмом стимулирования притока инвестиций в инновационную деятельность. Необходимо изменить иерархию субъектов государственного регулирования. За государством необходимо оставить финансирование фундаментальных, оборотных, социальных проектов, узаконив право получателей средств из федерального бюджета на конкурсной основе малые исследовательские организации, в том числе созданные при высших учебных заведениях; академии наук, бизнес центрах типа «Сколково».

Средства же на прикладные (отраслевые) территориальные программы должны инвестироваться из частных источников: фирм, ассоциаций, научных парков, технополисов, которые стремятся к получению высокой прибыли, а значит участию в рисковом бизнесе.

Рисковый бизнес отличает неустойчивость, ненадежность положения. Так, из 250 рисковых фирм основанных в США в 60-е годы «выжили» лишь только одна треть. Несмотря на это, рисковый бизнес остается одним из самых доходных, по оценкам специалистов, он дает половину всех нововведений в США, снижению риска способствует диверсификация деятельности венчурного капитала – инвестирование в 10-20 новых компаний, находящихся на разной стадии развития. Не случайно объем венчурного капитала в 80-е гг. удесятерился и к началу 90-х гг. в США перевалил за 30 млрд. долларов, а в Западной Европе - за 10 млрд. долларов. 1

Характерные черты венчурного капитала – концентрация в фондах, формируемых и управляемых фирмами венчурного капитала, имеющими правовую форму партнерств с ограниченной ответственностью и последующее целевое инвестирование в идею, проект. Новые малые инновационные компании – реципиенты каптала – не выплачивают проценты, некоторые из них имеют статус бесприбыльных организаций. Интерес инвестора может удовлетворяться различными способами, в том числе путем приобретения прав на все инновации, патентные и беспатентные, или получение учредительской прибыли от инкорпорирования новых предприятий.

Поскольку предмет бизнеса не апробирован, а риск представляется высоким, венчурные капиталисты обычно бывают заинтересованы в кооперации. Причем 50% доходности и более не являются необычными, по сравнению с 10-15% ожидаемым годовым доходом по акциям с пониженным риском или банковским кредитам.

Развитие отрасли рискового капитала явилось причиной формирования источников финансирования, которые можно более полно классифицированы на примере США и включают в себя семь различных типов:

  1. Частное партнерство рискового капитала (семейные сбережения, пенсионные фонды, крупные индивидуальные инвесторы) (Private Venture – Capital Partnership).

  2. Общественные фонды рискового капитала (Public venture capital funds)/

  3. Корпоративный рисковый капитал (Corporate venture capital).

  4. Фонды рискового капитала инвестиционных банковских компаний (Investment banking firms' venture-capital funds).

  5. Инвестиционные компании по малому бизнесу (SBIR) и инвестиционные компании по развития малого бизнеса на предприятиях с ограниченными ресурсами (MESBIR).

  6. Индивидуальные инвесторы (Individual investors).

  7. Правительства регионов (State governments).2

^ Первый тип источника капитала – частное партнерство рискового капитала – составляет группу, включающую наибольшее число венчурных капиталистов и по совокупности является крупнейшим источником капитала.

Как правило, к данному типу инвесторов относятся люди, проявившие себя успешно в бизнесе, готовые использовать заработанный ими капитал для инвестирования и участвовать в новом бизнесе, применяя свой опыт. Инвесторы такого рода осуществляют вложения денег в те специфические области бизнеса, где, по их убеждению, будут использованы их опыт, контакты для превращения данного бизнеса в прибыльный, и получение предоставляемых средств с высоким процентом прибыли. Размер инвестиций рассматриваемого типа источника капитала может изменяться от 250000$ до десятков миллионов, т.е. обладает значительным денежным ресурсом. В зависимости от размера партнерства могут финансироваться только одна или много фирм с привлечением, по необходимости, других источников.

^ Второй тип источника капитала – общественные фонды рискового капитала – возникли по мере расширения данной отрасли, когда требовалось все больше средств и стала возможной продажа акций на фондовых рынках. Деятельность компаний данного типа в целом схожа с деятельностью частных фирм, за исключением того, что публичные компании обязаны быть более открытыми в соответствии с юридическими аспектами.

^ Третьим типом источника является корпоративный рисковый капитал, который объединяет капиталы нескольких компаний для их эффективного размещения. Такие корпоративные венчурные фонды действуют подобно частным рисковым фондам, однако цели могут различаться. Так, многие индустриальные компании рассматривают свои рисковые инвестиции в виде НИОКР («окна» технологии) с целью поддержки и получения доступа к новым технологиям, которые могли бы обеспечить прибыльность для дальнейшей деятельности компаний. Следует иметь в виду преимущества и недостатки данного типа источника рискового капитала. К преимуществам следует отнести то, что прибыльные венчурные фонды представляют собой стабильный емкий источник финансирования для всех фаз развития и роста компаний. Ассоциация малых предприятий с крупной промышленной корпорацией дает также возможность доступа к ресурсам, связанным с производством, исследованиями, маркетингом, а также доступа к инфраструктуре поддержки. Недостатками следует считать различие организационных культур крупных промышленных корпораций, осуществляющих венчурное финансирование, и мелких предпринимательских фирм, что может создать трудности в получении конечного результата.

^ Четвертым источником являются инвестиционные банковские фонды рискового капитала. Традиционно инвестиционные банки обеспечивали распространение капитала и финансирование на поздних стадиях развития компании, продавая их растущие в цене акции.

^ Пятый источник капитала – частные фирмы венчурного капитала, обладающие лицензией и действующие от имени специальных правительственных организаций (компании по инвестициям в малый бизнес, лицензированные правительственным Агентством по малому бизнесу, как например, в США).

^ Шестой тип источника капитала – индивидуальные инвесторы, занимающиеся вновь образуемыми компаниями.

Седьмым источником рискового капитала может быть правительство, например, в США размер инвестиций от правительства штатов в расчете на одну компанию составляет около 0,5 млн долларов США.

Зарубежный опыт формирования венчурного механизма особенно важен в настоящее время для России, когда наступает общее улучшение инвестиционного климата в стране и создаются условия для продолжения тех направлений становления венчурного рынка, которое наметилось в последние годы. Одним из важных событий для эффективного инвестирования частных накоплений явилось принятие Правительством Российской Федерации 1 июня 2006 г. «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы», основными задачами которой стало:

- развитие конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;

- снижение уровня нерыночного инвестиционного риска на фондовом рынке путем обеспечения защиты прав инвесторов;

- содействие формированию российских инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;

- осуществление реформы правового регулирования финансирования, создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.

В соответствии с принятой Стратегией 24 августа 2006 года Правительство Российской Федерации приняло постановление «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания», создаваемого за счет средств Инвестиционного фонда в 2006 году с уставным капиталом – 5 млрд. рублей, с увеличением его в 2007 году на 10 млрд. рублей.3

При принятии государством необходимых мер для стимулирования развития, венчурный бизнес в России имеет хорошие перспективы за счет ряда факторов:

- высококвалифицированная и недорогая рабочая сила;

- улучшение общего инвестиционного климата;

- богатый научно-технический потенциал;

- заинтересованность субъектов РФ в дополнительных внебюджетных источниках;

- повышение привлекательности предпринимательской деятельности.

С целью повышения эффективности региональной экономики, активизации инновационной деятельности, инвестиционных процессов во многих субъектах Российской Федерации стали создаваться некоммерческие организации в форме фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере: г. Москва (Постановление правительства Москвы от 15 ноября 2005 г № 898-ПП), г.Санкт-Петербург (Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 г № 1490), Свердловская область (Постановление правительства Свердловской области от 16 ноября 2006 г № 971-ПП), Оренбургская область (Закон Оренбургской области от 2.03.2006 г № 3133-ОЗ), Самарская область (Постановление Правительства Самарской области от 20 мая 2006 г № 64) и другие.

Так, например, размер венчурного фонда г. Москвы к 2007 году составил 800 млн. руб., из которых 400 млн. руб. были представлены частными инвесторами, 200 млн. руб. – средства бюджета г. Москвы и 200 млн. руб. – это средства федерального бюджета Российской Федерации. Из венчурного фонда г. Москвы в 2009 году было направлено инвестиций на патентование малого бизнеса (до 100 тыс. руб.), на получение доступа к маркетинговым исследованиям (до 500 тыс. руб.). Причем максимальный объем инвестирования в один проект из венчурного фонда г. Москвы может составлять до 120 млн. руб.

Рассмотрим более подробно механизм венчурного финансирования на примере Калужской области.

Министерством экономического развития и торговли РФ в 2005 году был объявлен конкурс среди субъектов Российской Федерации на право получения субсидий для финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на паритетной основе с субъектами Российской Федерации. Калужская область стала победителем данного конкурса, в том числе и по мероприятию «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере». В соответствии со схемой, разработанной в Минэкономразвития России, в Калужской области в 2006 году была создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Калужской области». Единственным учредителем которого стало Правительство Калужской области.

Целью деятельности Фонда является развитие в Калужской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Для достижения цели своего создания Фонд будет использовать свое имущество исключительно для приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) в порядке, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калужской области, а также руководствуясь требованиями МЭРТ. Таким образом, Фонд передал свое имущество отобранной на конкурсной основе Управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда в доверительное управление.

Правительство Калужской области внесло в создаваемый Фонд имущественный взнос в размере 70 млн. руб., после чего МЭРТ перечислил субсидию Калужской области для увеличения взноса в Фонд в размере 70 млн. руб. Аккумулированные средства в размере 140 млн. руб. Фонд передал в доверительное управление Управляющей компании (УК), путем выкупа паев созданного Управляющей компанией Закрытого Паевого Инвестиционного Фонда. Обязательным требованием к УК было привлечение частных средств в ЗПИФ в размере, равном вкладу Фонда (т.е. 140 млн. руб.). В 2010 г. региональный венчурный Фонд Калужской области сложился из 3 составляющих: 70 млн. рублей выделили из областного бюджета, столько же из Федерального бюджета и 140 млн. рублей были привлечены от частных компаний.4

Механизм формирования и направления использования венчурных инвестиций в Калужской области можно представить в виде следующей схемы.




Схема 1. Формирование и направления использования венчурных инвестиций в Калужской области
Финансирование инновационных проектов осуществляется Управляющей компанией путем инвестирования в капитал малых инновационных предприятий. Управляющая компания отобрана на основе конкурса по критериям конкурсного отбора: это наличие лицензии на деятельность по управлению паевым инвестиционным фондом, размер вознаграждения, наличие в управлении активов и период управления ими, размер собственных средств (капитала).

Цель создания ЗПИФ является предоставление инвестиций в виде вклада в акционерный или уставный капитал малых быстрорастущих компаний, зарегистрированных в Калужской области, которые ориентированы на высокотехнологическую продукцию. Также ЗПИФ может осуществлять рисковые инвестиции в команды разработчиков, обладающие опытным образцом коммерческого продукта, и существующие объекты интеллектуальной собственности. ЗПИФ является примером частно- государственного партнерства и его функции состоят:

- в содействии развитию венчурной инфраструктуры в области;

- в участии переходу на инновационно- технологический путь развития;

- в финансировании прикладной науки и коммерческой реализации уникальных разработок на территории Калужской области.

ЗПИФ может инвестировать полученные средства областного, федерального бюджетов, частных внебюджетных средств по следующим направлениям:

- в обыкновенные акции российских закрытых акционерных обществ;

- приобретение доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью, предоставляющие более 50 процентов голосов;

- облигации и привилегированные акции российских закрытых акционерных обществ, не менее 51 процента обыкновенных акций которых составляют имущество фонда;

Причем, средства Фонда, сформированного за счет государственных и частных инвестиций, будут направлены на приобретение крупных долей (не менее 25%) в уставных капиталах малых инновационных предприятий Калужской области, осуществляющих деятельность в научно-технической сфере и обладающих значительным инновационным потенциалом.

Таким образом, в 2007 году малые инновационные предприятия Калужской области имели возможность использовать венчурное финансирование на общую сумму 280 млн. рублей, что позволило увеличить масштабы их бизнеса при поддержке венчурного фонда и в целом повысить эффективность механизма реализации инвестиционных программ региона. В 2009 году на поддержку малых инновационных компаний области было дополнительно привлечено 25 млн. рублей, а в целом на поддержку малого предпринимательства государством направлено 148 млн. руб.5

Негативное влияние кризиса в 2009 г. заставило многие организации Калужской области осуществлять оптимизацию расходов, что повлекло за собой рост безработицы. В то же время создание новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в том числе через венчурный фонд способствовали тому, что область имеет один из лучших результатов в ЦФО по ситуации на рынке труда.1

Таким образом, в субъектах РФ был создан новый перспективный инструмент аккумулирования ресурсов, который более привлекателен, чем кредитные ресурсы, тем неменее для укрепления и развития венчурного механизма необходимо:

- Создание нормативно-правовой базы для регулирования венчурного инвестирования (пока понятие венчурного бизнеса не нашло себя в российском законодательстве).

- Упрощение процедур регистрации венчурных фирм и допуска иностранных венчурных инвесторов на российский рынок.

- Развитие необходимой институциональной среды (развитие фондового рынка, технопарков; предоставление налоговых льгот).

- Стабилизация в развитии экономики, избавляющая венчурное инвестирование от излишних косвенных рисков, непосредственно не относящихся к инвестиционному проекту.

- Создание активной информационной среды для развития венчурной отрасли.

- Государство также может осуществлять прямую поддержку венчурных предпринимателей.

- Прямые инвестиции, предоставляемые венчурным инновационным предприятиям. Такое инвестирование может осуществляться, в частности, посредством приобретения акций как непосредственно венчурных предприятий, так и фирм – инвесторов венчурного капитала.
В перспективе венчурное финансирование станет решать ряд инвестиционных проблем: финансирование прикладных исследований, развитие наукоемких отраслей, приток в страну дополнительного капитала, повышение инвестиционного потенциала как субъектов Российской Федерации, так и в целом нашей страны.



1 Кузьмин О.Г. Развитие источников и оптимизация потока инвестиций в инновационной сфере. В сб.: Актуальные проблемы управления и инновационного развития территорий. Обнинск: ФРИДАС, 2007г, с.294

2 Рогалев Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. М.: МЭИ, 1997. – 306.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2006 г № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».

4 От 16 ноября 2010 года

5 Экономика региона: Итоги работы в 2009 году. Калуга,: Из-во Н.Ф.Бочкаревой, 2010. С. 102.




Скачать файл (79.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации