Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Реформы императора Цинь Шихуанди - файл Реформы Цинь Шихуанди.doc


Контрольная работа - Реформы императора Цинь Шихуанди
скачать (36.2 kb.)

Доступные файлы (1):

Реформы Цинь Шихуанди.doc143kb.17.04.2006 17:51скачать

содержание

Реформы Цинь Шихуанди.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Воронежский Государственный педагогический университет


Исторический факультет

Заочное отделение

Кафедра зарубежной истории

Контрольная работа

к зачету-собеседованию по

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема:


«РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРА ЦИНЬ ШИХУАНДИ»



Выполнил

Студент 1 курса
Цыганков Антон


Александрович


г. Воронеж


2005г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ


Письменные источники по истории древнего Китая довольно скудные, хотя письменность в Поднебесной появилась еще в эпоху Шан (II тысячелетие до н.э.), и с тех пор коренным образом не менялась.

Судя по всему, древнейшей книгой Китая является «Чжоу И» или «И Цзин» («Книга перемен»), датируемая VIII-VII вв до н.э., однако, крупнейший отечественный синолог Ю.К. Щуцкий выделил 19 трактовок этого произведения: «от гадального или философского текста, записной книжки политика или политической энциклопедии, и до фокусов уличного гадателя или просто бреда»1. Поэтому воспринимать «И Цзин» как исторический источник сложно. Примерно к тому же периоду, может чуть позже, относится «Шу Цзин» («Книга истории» или «Книга свидетельств»), которая скорее является сборником мифов и легенд, также толкуемых очень разнообразно. Существует так же «Книга песен» («Ши Цзин»)- сборник стихотворного фольклора, который по приданию начали составлять в эпоху династии Шан, позже несколько раз переработали, (например, Конфуций сократил количество стихов в ней с 3000 до 311), а окончательно это произведение оформилось лишь при династии Хань.

Перечень полноценных исторических произведений древнего Китая открывает «Чунь-цю» («Весна и осень») – история княжества Лу, создание которой приписывается Конфуцию. Вообще в период Чжаньго (воюющих царств) в каждом княжестве имелся придворный летописец, но абсолютное большинство их произведений не сохранилось, лишь малая их часть была позднее включена в «Шу Цзинь» и в произведения историков династии Хань.

Период династии Цинь можно назвать «белым пятном» в древнекитайской историографии: летописи данного периода не сохранились (или, возможно, были уничтожены намеренно), свидетельства более поздних историков династии Хань (Сыма Цянь, Бань Гу и др) носят характер предвзятый и необъективный (они были придворными историками, а династия Хань пришла к власти после свержения династии Цинь). Что касается содержания реформ Цинь Шихуанди, то оно передано довольно точно, хотя и предвзято, в I веке до н.э. в «Исторических записках» Сыма Цяня и «Ранней Ханьской истории» Бань Гу, Бань Бяо и Бань Чжао, написанной в период 58-75 гг н.э. Сами же указы Первого Императора дошло до нас в очень ограниченном количестве: на каждой весовой гире периода династии Цинь был отпечатан указ о введении единой меры весов на территории Поднебесной, также в могиле циньского чиновника Си, похороненного в 217г до н.э., и открытой в 1976г были обнаружены 1155 бамбуковых пластин с нанесенными на них иероглифами, более половины из них являются полными текстами или фрагментами текстов законов Первого Императора.

___________________________
1 Ю.К. Щуцкий, Китайская классическая «Книга Перемен»/ М.: «Наука», 1993. – с 8.
Что касается переводов источников по истории древнего Китая на русский язык, то здесь все тоже обстоит не идеально: в России значительным интересом пользуются философские и мистические произведения, труды Конфуция, Лао Цзы, «Книга перемен» и т.д., что же касается исторических произведений, то полные переводы «Исторических записок», «Ранней Ханьской истории» и других произведений найти трудно, выдержки из них приводятся в различных хрестоматиях под редакцией В.В. Струве, М.А. Коростовцева, Е.А. Черкасовой, часто повторяя одни и те же отрывки древних текстов.
^ ЦАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

К концу периода воюющих царств - Чжаньго на территории Китая оставалось несколько мелких княжеств и только семь крупных независимых царств: Хань, Вэй, Чжао – три государства, расположенные в центре Китая, образовавшиеся в конце 5 века до н.э., богатое и древнее государство Ци, расположенное на северо-востоке, Янь, со столицей неподалеку от современного Пекина, и два самых крупных государства – Чу и Цинь. Древняя пословица гласила: «Умиротворять Цинь путем уступок территории – все равно, что тушить огонь, раздувая его».1 Во второй половине 6 века до н.э. Цинь стало самым сильным царством Китая.

«Своим подъемом царство Цинь, вероятно обязано во многом тому, что оно развивалось под постоянной угрозой нашествия кочевых племен с запада. В противовес им Цинь создало свою собственную мобильную кавалерию и энергичное, по образцу военного, централизованное управление. Главной силой царства Цинь было его огромное пешее войско».2

В течение небольшого отрезка времени оборонительный союз шести других царств Китая сдерживал расширение Цинь на восток. К несчастью для этих царств, союз продлился только 15 лет, так как хотя все шесть царств и трепетали от страха перед Цинь, они еще более тряслись от ненависти друг к другу. Каждое из царств совершило фатальную ошибку, пытаясь умиротворить Цинь подкупом для того, чтобы оно не участвовало в войне на стороне врага. После того как союз распался, шесть царств были обречены.

«Период Чжаньго подошел к своему завершению в 256 г до н. э., когда войска Цинь хлынули через широкую центральную равнину Китая, опустошив до предела уменьшившееся царство Чжоу и тем самым, положив конец номинальному правлению династии Чжоу. Затем войска двинулись на юг, север и восток, покоряя одно государство за другим. Старый мир феодальной раздробленности Чжоу был разрушен»3 .
____________________
1- «Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – с 86.

2- «Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – с 89.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – с 89.
Впервые в истории один правящий дом во всем Китае, раскинувшемся от долины Янцзы до северных степей и от границ Средней Азии до Восточно-Китайского моря. Будущее уже стояло у порога: вскоре появится единое китайское государство, созданное на процветающей сельскохозяйственной основе и унаследовавшее особенности китайской культуры.
^

ЦАРСТВО ЦИНЬ


В 266 г. до н. э. за семь лет до рождения Цинь Щихуанди дворянин из государства Вэй, ближайшего врага Цинь на востоке так выражал свое недовольство по отношению к Цинь: «Государство Цинь имеет сердце тигра или волка. Оно алчно, упрямо, всегда ищет выгоду и никогда не бывает искренно. Ему не знакомы правила приличия, оно не ищет справедливых отношений и добродетели, и если подворачивается случай приобрести материально, оно пренебрегает родственными связями, как это делают животные»1. Как ни справедливо утверждение дворянина из Вэй, Цинь было не таким государством. С того времени как Сяньян стал столицей государства, а это было почти за сто лет до написания вышеуказанных строк, часть земель находилась под управлением не наследственных землевладельцев, ка было принято по традиции, а 31 магистрата, которые назначались и контролировались центральной властью. «Новые кодифицированные законы, которые вывешивались на специальных столбах, установленных в Сяньяне, сменили обычное право»2, часто не имевшее письменного изложения, и суровое наказание – порка, принудительные работы, мучительные пытки, отрубание конечностей, кастрация и обезглавливание – применялось ко всем преступникам, невзирая на родовые привилегии или социальный статус. «Наказание, - гласит древний текст, - должно быть для всех одинаковым»3. Такое объективное, беспристрастное понимание управления, названное легизмом, происходило из теории, выдвинутой Шан Яном, прежним чиновником Вэй, который, поселившись в Цинь, в 359 г. до н.э. стал там канцлером.

Шан Ян провел радикальные реформы, которые проложили путь перехода страны от аванпоста центральных государств на западе до центральной оси империи. Одним из самых важных шагов на этом пути было упразднение прежней системы землевладения, меры, подорвавшей власть феодалов и привлекшей богатых крестьян из других царств в Цинь, так как впервые стала возможной законная покупка и продажа обрабатываемой земли. Постепенно старая родовая власть пришла в упадок, а люди более низкого происхождения выдвинулись на передний план. Самым известным из них был честолюбивый чиновник по имени Ли Сы из государства Чу.

___________________
1 - «Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 89с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

По совету Сюнь Цина, одного из величайших ученых своего времени, Ли Сы переехал в государство Цинь. «Его границы, - сказал Сюнь Цин, - защищены крутыми холмами, его географические условия – благоприятны, его горы, леса, долины – прекрасны, и оно изобилует природными богатствами» а в дополнение народ Цинь «испытывает глубокий страх перед чиновниками», которых ученый считал «учтивыми, воздержанными, глубокомысленными, преданными и выдержанными»1.

Несомненно, что Ли Сы также знал о том, что столетия беспощадной войны, которую вело Цинь с кочевниками, жившими на севере и западе, дали положительный эффект в развитии армии и совершенствовании тактики ведения боя. Так как местность, в которой приходилось сражаться с конными отрядами кочевников, часто оказывалась слишком неровной и холмистой для использования колесниц, в Цинь научились использовать всадников. Вдобавок, кочевники не соблюдали правила рыцарской чести, без которых не обходились аристократы, так что в Цинь войсками руководили воеводы, которых назначали не по наследству или благодаря их знатному происхождению, а принимая во внимание их военные способности – число вражеских голов, срубленных в бою. «Таким образом, не случайность, а расчет приносит победу Цинь на протяжении последних четырех поколений, - делает вывод Сюнь Цин, - Апогей идеального правления – это покой и порядок, умение владеть ситуацией в целом и входить во все детали, достигать целей и избегать волнений. Цинь – таково»2.

^

СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ


Ли Сы приехал в Цинь в 247 г до н.э., сразу после смерти царя Чжуансяна, и смог с первой встречи убедить тринадцатилетнего принца Чжэна последовать мечтам его отца создать империю. «Могущество Цинь и талант его великого правителя, - сказал он, - завоюют другие царства подобно тому, как смахивают пыль с крышки кухонной печи. Цинь обладает достаточной силой, чтобы уничтожить власть самостоятельных феодалов, установить закон наследования императорского трона и сделать мир единой империей. Такое выпадает раз в десять тысяч поколений»3

В 238 г. до н.э. Ли Сы, назначенный министром юстиции, продолжал развивать идею объединения, и царь Чжэн оказался талантливым учеником. Он усвоил смелые идеи Ли Сы и за последующие 17 лет осуществил их. «Как шелковичный червь пожирает лист тутового дерева», говорится в «Исторических записках»4, силы молодого царя покорили шесть крупных царств.

____________________
1 - «Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 91с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 89с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.
Первым пало Хань в 230г до н.э., затем в 228г – Чжао, в 225 – Вэй, в 223г – Чу, в 222г – Янь, в 221г – армии Цинь покорили Ци, последнее из оставшихся царств. Историки считают, что многие сотни тысяч погибли или стали пленными в ходе завоевания, которое раздвинуло границы владений царя Чжэна от западных плоскогорий до восточных морей, между которыми пролегает около 1200 миль, и сделало его первым правителем объединенного Китая.
^

НОВОЕ ИМЯ ИМПЕРАТОРА


«Такой незначительный человек, как я, - заявлял с ложной скромностью Чжэн, - поднял войска для того, чтобы наказать мятежных князей, и с помощью священной силы предков наказал их, как они того заслужили, и водворил, наконец, в империи мир»1.

Такое завоевание, как он считал, не имело аналогов в истории и давало ему заслуженное право на новое имя. А как иначе, говорил царь, можно сохранить свои достижения для потомков.

Основываясь на предложениях своих советников, Чжэн выбрал себе титул хуан, что означает «августейший повелитель», чтобы показать свое превосходство над обычным царем – ваном. К титулу он добавил слово ши, означающее «первый», и слово ди, которое через тысячелетие стало означать «император», а первоначально означало «божественный правитель». Чжэн высоко поднял свой престиж, оформив титул, так как тот был созвучен имени одного из величайших персонажей древних китайских мифов и национальной истории – Хуанди, Желтому Императору. Царь Чжэн, приняв имя, Цинь Шихуанди полагал, что его и его потомков ждет великая слава Хуанди. «Мы – Первый Император – величественно объявил он, - и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее, в бесконечной череде поколений»2. Он и его последователи создадут новый китайский мир, и нет ничего удивительного в том, что он будет во многом таким, каким было государство Цинь.
^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ.

Завершив объединение, Цинь Шихуанди провел административную, аграрную, финансовую и военную реформы по образцу реформ Шан Яна в царстве Цинь. Он сразу же принялся за уничтожение наследственного феодального владения и самих феодалов, бывших его соперниками. Пользуясь советами Ли Сы, который от министра юстиции поднялся до главного советника, Первый Император в 221 г. до н.э. разделил свою империю на 36 областей – цзюнь, подразделявшиеся на уезды – сянь. В каждой из областей был назначен гражданский губернатор, военный комендант и имперский инспектор, которые должны были контролировать друг друга.

_____________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 86с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 91с.
Это политика, известная как «усиление ствола и ослабление ветвей»1, значительно усилила власть центра и обессилила местную аристократию, лишив ее наследственной власти.

«В основу организации системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновники должны были руководствоваться твердо установленными едиными законами. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники – инспектора – цзяньюйши, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Шихуанди»2.

В «Исторических записках» говорится, что «сильные и богатые люди империи, которые составляли почти 120 тысяч семей», должны были покинуть свои родовые владения и переехать в Синьян, столицу империи, где за ними было установлено тщательное наблюдение, и специально сооружались дворцы. Все те, кто противился мероприятиям императора, подвергались мучительной смертной казни, а члены их семей обращались в государственных рабов. Аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. «После покорения каждого царства, Цинь Шихуанди давал приказание построить точную копию дворца побежденного правителя на крутых берегах, возвышавшихся над рекой Вэйхэ в Сяньяне, сообщение, которое находит подтверждение у современных археологов. Исследования, проводившиеся возле города, показали, что под землей находилось 27 фундаментов, представляющих собой плотно утрамбованные широкие площадки земли, на любом из которых мог находиться подобный дворец. Были обнаружены глиняные плиты, служившие полом, на них были видны символы царств, покоренных Цинь. Символы двух царств: Чу и Вэй – можно было установить»3.

В том же году император с целью ослабления внутренних врагов приказал разрушить все стены, служившие защитой городам и разделявшие как границы прежние царства, а также приказал конфисковать все оружие, имеющееся у населения. «Легенда гласит, что оружие было перевезено в Сяньян, расплавлено, и затем из него было отлито 12 огромных человеческих статуй, каждая из которых весила более 32 тонн.

Статуи колоссальных размеров и очень символические, предположительно стояли у одного из императорских дворцов, но археологи еще не нашли подтверждения их существования»4.

По другой легенде из расплавленного оружия были отлиты бронзовые колокола.

_______________________
1- История Китая/В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 167с

2- История Китая/В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 172с

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 92с.

Зато есть много подтверждений тому, что тогда же, в 221 г. до н.э. Цинь Шихуанди были начаты широкие социальные реформы, нацеленные на устранение четко обозначенных региональных различий, разобщавших население его империи. «Если Китай – это единая страна, управляемая единой системой законов и обычаев, тогда к нему можно применить универсальный, приведенный в порядок, закон государства Цинь»1.

«Последовательно осуществляя такое решение, император вводит единую денежную единицу – маленький бронзовый диск с квадратным отверстием в середине - для всего Китая. Все эти мероприятия способствовали развитию торговли. Как отмечает историк Бань Гу, с этого времени жемчуг, яшма, черепаховые щитки, каури, серебро и олово перестали использоваться как средство обмена»2. В качестве денег использовались единообразные медные монеты и золотые слитки.

В дополнение Цинь Шихуанди утверждает письменность, применяемую в Цинь, как официальную систему письма. Упраздняет региональные варианты и уменьшает число иероглифов, используемых на территории Китая, на 25 %.Новое письмо получило название сяо-чжуань (малое упрощенное письмо) «Некоторые историки считают эту его реформу, которую продолжали последующие династии, самой главной из всех. Она предотвратила развитие вариантов письменности в самостоятельные иные формы письма, что в такой огромной стране, как Китай, обрекло бы на неудачу любую попытку надолго сохранить единство страны»3. Циньское письмо послужило основой современной китайской письменности.

Цинь Шихуанди производит стандартизацию системы мер и весов в империи. Найденные в ходе раскопок бронзовые и терракотовые мерные кубки, использовавшиеся для взвешивания зерна и жидкостей, а также бронзовые и железные гири для весов в большинстве своем были покрыты словами одного императорского эдикта. «На 26 год своего правления, гласит надпись, император полностью объединил князей империи, простому народу стало легче, и он получил титул хуанди или, другими словами, - независимый государь. И он дал указ своим министрам упорядочить меры. Если они различны и неточны, сделайте их точными и однородными»4.

Большинство гирь весов – это металлические предметы в форме колоколов с кольцом наверху и с надписью иероглифами, представляющей вышеупомянутый декрет. Гири небольшого размера имеют специальные выступы для написания текста, а самые легкие гирьки имеют размер достаточный, чтобы уместить надпись, но внутри полые.

_____________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 92с.

2 История Китая/В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 171с

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 92с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

«Введение в употребление таких гирь, несомненно, послужило делу популяризации закона императора в среде народа, как и проведение многих других реформ Первого Императора»1, но вот в каком масштабе – оставалось неясным до 1975 года.

В 1975 году рабочие, прокладывающие дренажную канаву вблизи города Юньмэн в центре провинции Хубай, помогли сделать поразительное открытие.

«Они случайно натолкнулись на группу могил, одна из которых принадлежала, по утверждению археологов, человеку, умершему в 217 г до н.э., через 4 года после объединения Китая. В гробу вокруг тела было уложено 1155 бамбуковых пластин длиной по 9 дюймов. Следы на верху, в середине и в низу пластин указывают на то, что три веревки, давно разложившиеся, когда-то связывали пластины так, что они представляли собой страницы книги. На каждой пластине было 40 иероглифов, написанных колонкой черными, изготовленными из сосновой золы чернилами, по-видимому, кисточкой из кроличьего меха»2.

На основе текста можно предполагать, что «в могиле был погребен чиновник, всю жизнь прослуживший в Цинь, по имени Си, который в 244 году до н.э. получил должность правительственного писаря, через 3 года поднялся до ранга префектурного клерка и, наконец, в 235 до н.э., занял пост чиновника второго ранга в одной из областей империи и сохранял его до самой смерти. Отвечая за содержание и функционирование правительственных амбаров, контролируя распределение зерна, Си занимался также расследованием уголовных дел и следил за формированием и кормлением рабочих команд. Более половины бамбуковых пластин, которые отправились с ним в иной мир, - законодательные и административные документы, к которым он обращался при исполнении своих земных обязанностей. Являясь лишь частью объемного свода законов, тексты на бамбуковых пластинах дают возможность представить жизнь, которую вели люди, подобные Си, исполняя должность чиновника в первой китайской империи»3. Правящие легисты стремились к созданию в государстве Цинь строгого административного порядка, теперь они требовали установления такого порядка во всем Китае.

Императорские указы и документы с пометкой «срочно» должны были доставляться без задержки в законодательном порядке, и на каждом документе отмечался месяц, день, время отправления и получения, «для того, чтобы ускорить ответ»4.

______________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 90с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 91с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.


В части инструкций, найденных в могиле Си, обнаруживается огромный интерес правительства к сельскому хозяйству. Правила предписывают местным властям регулярно докладывать о размере урожая, здоровье скота и падеже лошадей и подробно указывают на строгие наказания за нерадивое отношение к природным богатствам. «Когда амбар течет, - уточняет один указ, - и зерно портится или кто-нибудь допустит порчу зерна, собранного в кучу, то в случае потерь зерна в количестве 100 бушелей ответственный чиновник получает выговор. Если количество испорченного зерна превышает 100 бушелей, то налагается штраф, который платили не только деньгами, но и комплектом доспехов»1.
^ РАЗОРЕНИЕ СВОБОДНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

РОСТ РАБСТВА.

Узаконение в масштабе всей империи свободной купли-продажи земли, с одной стороны, положило начало невиданному до сего времени обогащению имущественной знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой сторон – повлекло за собой массовое разорение свободных общинников. Дун Чжуншу, живший во 2 – 1 веке до н.э. писал: «При Цинь…применили законы Шан Яна, отменили систему цзин-тянь (так называемая система колодезных полей, под которой следует понимать земледельческую общину). Народ смог продавать и покупать землю. Тогда поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило»2

«Крайне усилился гнет налогов и повинностей, при Циньской династии налоги возросли в 20 раз, а рабочая и военная повинности – в 30 раз»3. Увеличение податного бремени усилило зависимость землевладельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, землевладельцы были вынуждены закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, но и это их не спасало. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без всяких средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Система взаимной ответственности семей, введенная в свое время Шан Яном в Цинь, теперь распространялась на всю империю. Работорговля получила широкое распространение: рабами торговали частные лица и государство.

«Создание и поддержка ирригационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводившиеся по приказу императора и его чиновников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностями земледельцы – общинники»4.

____________________________

1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.

3 История Китая / В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 173с

4 История Китая/В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 174с

Тех, кто нарушал закон, ожидало строгое наказание.

Многих отправляли работать на строительстве дворцов, которые император приказал воздвигнуть в пределах и вокруг Сяньяна, или на сооружении еще более грандиозных объектов, таких, как новая система дорог империи, которая должна была облегчить связь с отдаленными местностями. «Начиная с 220 года до н.э. тысячи осужденных и отрабатывающих барщину работали на строительстве дорог, веером расходившихся от Сяньяна на запад, север, северо-восток, восток и юго-восток. В результате было построено почти 5 тысяч миль грунтовых дорог шириной 38 футов. Остатки главной дороги, протяженностью 500 миль, идущей в северном направлении, которую называли «Прямая дорога», еще можно видеть в наши дни. Согласно «Историческим запискам», дорогу строили не менее 300 тысяч осужденных. Работая до изнеможения, они имели право выпустить из рук строительные орудия только в двух случаях: чтобы взять в руки боевое оружие и защищаться от варваров, или переходя на строительство будущей Великой Китайской стены»1.
^

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА.

Пограничные войска.


Соединив стены, построенные в годы существования государствами Вэй, Чжао, Янь и другими, получили сплошную полосу защитных стен, протянувшихся вдоль северной границы Китая. Так было положено начало строительству Великой китайской стены. «Стена представляет собой земляной вал, облицованный камнем. Высота ее доходит до 16 метров, толщина внизу – 8 метров, вверху – до 5 метров. В стене устроены двухэтажные башни с внутренними лестницами. Через каждые 100 метров выступы для фланкирования подступов к стене»2.

Войска, охранявшие стену, состояли из отрядов по 145 человек во главе с командирами. Каждый отряд имел конных посыльных. «Солдаты пограничных войск наделялись участками земли недалеко от стены, имели семьи и хозяйство. Большое внимание уделялось организации службы связи. Наблюдательные посты вдоль Великой стены были удалены друг от друга на 4 км»3. «Возле каждого поста лежала куча сухого тростника для подачи сигнала при подходе противника. Для сигнализации применялись также ракеты. Вооружение воинов на Великой стене состояло из: меча, арбалета (китайцы первыми стали использовать арбалеты), и щита. Луки использовались трех видов (в зависимости от усилия, необходимого для натяжения тетивы). Каждый лучник имел 150 стрел с бронзовыми наконечниками.

______________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.

2 -Е.А. Разин «История военного искусства»: в 5т. Т1./Разин Е.А.- СПб.: «Полигон», 2000 – 558с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.


Постройка Великой Китайской стены говорит о высоком уровне развития военно-инженерного дела в Китае времен династии Цинь»1. Кроме пограничных сооружений строились стратегические дороги (Цинь Шихуанди издал указ об использовании стандартных осей колесниц и телег, т.к. транспорт с более длинной осью разрушал стандартную колею). Строились большие водные каналы, но водные перевозки для военных целей не находили широкого применения. Главным родом войск являлась пехота, состоящая из лучников и копейщиков. Наибольшие трудности представляло снабжение армии. Транспортными средствами для подвоза продовольствия были волы, передвигаются они медленно и им необходим фураж.

В Циньской армии хорошо была поставлена служба охранения, как на местах стоянок, так и в походе, но войсковая разведка отсутствовала. Был широко организован шпионаж. Кроме того, сведения получали от пленных путем подкупа, угроз или пыток»2. В древней рукописи говорилось:

«Пользование шпионами – самое существенное на войне»3 . В 3 веке до н.э. в Китае открыли порох, но для военных целей стали его использовать много столетий спустя. Порох использовали в дни праздников для фейерверков.
Строительными работами Великой Китайской стены руководил воевода Мэн Тянь. «Только одна масса рабочей силы времен династии Цинь могла сравниться по числу с «армией» Мэн Тяня – это 700 тысяч осужденных и других рабочих, которые строили колоссальный мавзолей Цинь Шихуанди»4.

^ РЕГУЛЯРНАЯ АРМИЯ

Была сформирована постоянная армия, находившаяся на содержании казны. «Поначалу ее составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства. Без определения сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, а также преступники, бродячие торговцы и те, кто потерял свободу за долги»5

_____________________________
1 -Е.А. Разин «История военного искусства»: в 5т. Т1./Разин Е.А.- СПб.: «Полигон», 2000 – 107с.

2 - Е.А. Разин «История военного искусства»: в 5т. Т1./Разин Е.А.- СПб.: «Полигон», 2000 – 107с.

3- Д. Тягунов «Всеобщая история государства и права»/Тягунов Д. – Минск:

«Книжный дом», 2005 – 64с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.

5- Д. Тягунов «Всеобщая история государства и права»/Тягунов Д. – Минск:

«Книжный дом», 2005 – 70с.
^ МАВЗОЛЕЙ ШИХУАНДИ. ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ.

«Рабочая армия начала возводить мавзолей в 246г. до н.э., когда юный Чжэн только унаследовал трон правителя Цинь, и так и не закончила его строительство через 36 лет, когда император умер. Археологи могут только рассуждать о том, что было бы построено, будь у строителей больше времени, но ни у кого нет сомнений, что они все-таки создали одно из величайших чудес света - терракотовую армию»1.

Начиная с 1974 года, времени, когда было открыто захоронение, археологи постоянно ведут раскопки, документируют находки и упорно стараются сохранить фигуры. Работа еще далеко не завершена, но ученые уже уяснили основу системы устройства войска Цинь Шихуанди, его вооружение и тактику.

«Погребение №1, прямоугольный ров, который археологи начали разрабатывать первым, изучено лучше других. В нем находится главная военная сила подземной армии, общим числом, по меньшей мере, 6 тысяч фигур из глины, более 200 из которых составляют передовой отряд. Одетые в обычные боевые халаты, легкие ботинки и гетры, без доспехов, эти воины стоят плечом к плечу в три ряда у восточного конца раскопа»2.

«Моделируя расположение рук стрелков, и пользуясь обилием бронзовых спусковых механизмов арбалетов и наконечников стрел, раскопанных тут же, ученые определили, что первоначально у каждой фигуры был в руках арбалет – деревянный лук длиной четыре с половиной фута, обернутый полосками кожи и покрытый лаком, затем прикрепленный на деревянное ложе с прорезью. Оружие поражало цель на расстоянии около километра, как сообщают источники, и приводилось в действие силой натяжения пружины, равной 800 фунтам, что было вполне достаточным, чтобы пробить любую броню»3. Некоторые источники утверждают, что «подобное оружие впервые появилось на Западе, после того, как в 36 г. до н.э. в битве при Согдиане в Средней Азии щиты римских воинов оказались насквозь пробитыми стрелами из таких арбалетов. В бою стрелки, по-видимому, держали дистанцию, подобно тому, как используют современную дальнобойную артиллерию, и осыпали врагов Первого императора градом стрел. Сразу за этим передовым отрядом в западном направлении шли 11 коридоров, в шести из которых располагались деревянные конные колесницы и группы пеших воинов перед ними. Вблизи двух из этих колесниц были найдены два бронзовых колокола весом по семь фунтов каждый и остатки барабанов, что привело археологов к открытию назначения этих повозок – повозки были как боевыми колесницами, так и передвижными командными постами – утверждение, поддержанное историческими источниками.

_________________________



1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 93с.
В них говорится, например, что один удар в барабан означал для войск начало марша, второй – начало атаки. Удар в колокол означал, что воины должны прекратить сражение, повторный звук колокола означал начало отступления»1.

Легковооруженные воины с мечами, копьями и топорами составляют основную массу терракотовой армии. Эти пешие воины в легких панцирях выстроены рядами по четыре позади колесниц, а в трех коридорах – позади отрядов копьеносцев без доспехов. «Местами на фигурах сохранилась краска: коричневые доспехи имели красные завязки, халаты и гетры были зелеными или пурпурными, а коричневые и белые головные уборы перевязывались красными или фиолетовыми ремешками»2.

«Два длинных ряда готовых к бою стрелков были раскопаны по краям погребения №1, на северной и южной стороне. Пробные раскопки на западной стороне предполагают три ряда арбалетчиков, стоящих так, как передовой отряд на восточной стороне. По флангам арбалетчики стоят лицом наружу, что защищает внутреннюю массу пеших воинов и колесничих от внезапного нападения с любого направления. Военные историки утверждают, это было не единственное преимущество строя. Войско Цинь могло развернуться для сражения с фронта, а также быстро и легко перестроиться для охвата вражеской армии или внедрения в ее центр, приобретя форму клина»3.

К 1992 году археологи «раскопали третью часть погребения №1 и обнаружили артефакты: остатки восьми двухколесных повозок и 32 лошадей, множество воинов в панцирях и без панцирей. Все фигуры обращены на восток – в сторону побежденных врагов Первого Императора.

В одном из коридоров археологи нашли остатки крытой колесницы, запряженной четверкой лошадей. Военные историки полагают, что подобная колесница, вероятно, использовалась для срочной передачи приказов войскам на поле битвы. Присутствие в этом погребении рогов оленей и костей животных привело к мысли, что погребение имело еще одно значение: оно было специальным местом, где собирались для принесения жертв и молитв, и где пытались получить предсказание результатов будущих сражений»4.

^ ФИРУРЫ ЛЮДЕЙ И ЛОШАДЕЙ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ,

СОБРАННЫЕ НА КОНВЕЙЕРЕ

«Многие из осколков глиняных фигур терракотовой армии Первого Императора, найденных археологами в погребениях, дали объяснение того, как 22 века назад создавалось это войско. Так обломки голов лошадей и воинов представляют в большинстве своем половинки.

___________________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 94с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 96с.

4 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 97с.

Головы лошадей раскололись по шву, проходившему между глазами и ноздрями, а воинов – по линии, которая начиналась на обеих сторонах шеи, шла вверх за ушами и проходила по темени.

Отпечатки пальцев с внутренней стороны половинок привели археологов к заключению, что их изготавливали, вдавливая глину в заранее приготовленную форму. Обломки тел тоже дали много объяснений. Отпечатки следов соломы на внутренней поверхности лошадиных фигур дают возможность предположить, что животных изготавливали на покрытых соломой формах. Следы веревки на бедрах фигур воинов говорят о том, что веревка, обмотанная вокруг бедер, помогала фигуре сохранять ее форму, снижая давление на ноги во время отвердевания глины при сушке. Затем следы веревки скрывали боевыми халатами. В разных местах глиняных фигур было обнаружено 479 едва заметных отштампованных или нацарапанных надписей. 230 из них – это надписи, которые, вероятно, помогали служащим императора вести учет производства фигур. Остальные указывают номера 85 мастеров-ремесленников, которые, как полагают археологи, руководили бригадами по 10-12 человек. Согласно древним текстам, большинство из этих рабочих не были профессиональными гончарами. Это были осужденные за преступления и отрабатывающие повинность работники. Чтобы компенсировать отсутствие профессиональных навыков и уложиться в жесткие производственные сроки, в большинстве мастерских производственный процесс был разбит на серию операций. Только небольшое число операций, как полагают археологи, требовало технических знаний и руки мастера»1.
^

НАЧАЛО КОНЦА


Согласно «Историческим запискам», волнения начались в 213 году до н.э., когда «на одном из императорских банкетах ученый из прежнего царства Ци – традиционного центра конфуцианства, открыто начал критиковать Первого Императора. Он указал на то, что сыновья и братья Цинь Шихуанди остаются крупными землевладельцами, а отпрыски, родичи и министры царей династии Шан и Чжоу получили лены, и эти дары способствовали поддержанию стабильности и сохранению власти первых династий. «Ничто не имеет долгого будущего, если не повторяет прошлое»,- сказал ученый»2.

В ответной речи первый советник императора Ли Сы пошел в атаку на ученых: «Некоторые ученые не помогают создавать настоящее, они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век. Они сеют среди простых людей возмущение и побуждают их к действию. Если это не запретить, то императорская власть придет в упадок, а внизу сформируются силы ее противников»3.

___________________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 96с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 98с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 99с.


Чтобы сохранить порядок и предотвратить восстание, Ли Сы считал необходимым передать губернаторам областей все исторические записи, собрания од и поэм и тома спекулятивной философии для сожжения, и те, у кого будут найдены подобные произведения, должны быть заклеймены и отправлены на каторжные работы. Даже обсуждение запрещенных работ , по мнению Ли Сы, должно считаться преступлением, влекущим за собой публичную казнь. Сохранены должны быть только исторические записи, работы по медицине, объяснения прорицаний, труды по сельскому хозяйству и другие эпистолярные труды, хранившиеся в кабинетах ученых и созданные в Цинь. «А что касается тех, кто хочет получить знания, то пусть они используют в качестве учителей чиновников»1. Остается только догадываться, сколько текстов было сожжено. Людям интеллектуального труда был нанесен большой ущерб. Стремясь взять реванш, некоторые из этих ученых позднее написали историю династии императоров Цинь, каждая из которых включала преувеличения и «абсолютные небылицы, как, например, такую, что в 212г до н.э. Первый Император приказал казнить 460 ученых, закопав их живыми в землю. То, что эта небылица в течение веков считалась правдой, отчасти оправдано следующим фактом: Цинь Шихуанди был отдален огромной пропастью от народа, которым управлял»2. Никто не мог верно судить о нем. Будучи еще царем, Шихуанди едва не погиб от кинжала убийцы, подосланного из царства Янь, чтобы остановить быстрое сосредоточение власти в руках правителя Цинь. Как император он пережил еще два покушения.

Хотя покушения закончились провалом, они оставили свой след: Цинь Шихуанди стал подозрительным и начал вести жизнь затворника. Затем в последние годы жизни, он должен был избегать посторонних глаз, постоянно преследуя недостижимую цель – достичь бессмертия.

«Если сообщения о том, что происходило, верны, то Цинь Шихуанди рассматривал это занятие как закономерное отражение древней традиции. В то время считалось, что у каждого человека две души: «хунь» - дающая интеллект, и «по», которая оживляет плоть. Пока человек здоров, для этой пары есть место в его теле. Но, когда он умирает, «хунь» поднимается на небеса, а «по» возвращается в землю. Поэтому чтобы избежать смерти, нужно не давать душам покидать тело, продляя его жизнь. А это как сказали императору, можно достичь только при помощи волшебных эликсиров. Согласно верованиям китайцев того времени, император повелел собрать ко двору множество волшебников с эликсирами и путешествовал по всей империи в поисках восьми бессмертных существ, которые как он надеялся, поделятся с ним секретами бессмертия. Император велел снарядить корабли и послал 3 тысячи юношей и девушек в море на поиски трех островов, которые считались местом обитания бессмертных»2.

__________________________

1-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 100с.

2-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 102с.
Легенда гласит, что члены этой экспедиции поселились в Японии. «Маги убедили императора в том, что его превращению в божественное создание мешает осведомленность его подданных о том, где он находится, и Цинь Шихуанди в конце концов решил как можно тщательнее укрыться от глаз простых смертных. Он повелел соединить свои дворцы в окрестностях Сяньяна крытыми переходами, защищенными стеной, для того, чтобы он мог незаметно переходить из дворца во дворец, и объявил смертную казнь любому, кто разгласит тайну его местонахождения. Таким образом, верховный правитель Китая невольно отдал себя во власть нескольким приближенным, посвященным в тайны его передвижения»1. «Насколько этот режим секретности угрожал династии стало ясно только в 210г до н.э., когда в одном из мест, которые император посещал в своем пятом путешествии по стране, он внезапно заболел и умер, а члены его свиты: принц Хухай, один из младших сыновей императора, Чжао Гао, евнух, служивший наставником Хухая и Ли Сы решили скрыть его смерть. Автор «Исторических записок» полагает, что этот подлый заговор изменил ход китайской истории. Вместо того, чтобы известить о смерти императора законного наследника принца Фусу, посланного на север инспектировать работу воеводы Ман Тяня, Чжао Гао и Ли Сы молчат о случившемся, и все идет как прежде. Они выпускают императорский эдикт, согласно которому слабоумный и послушный Хухай объявляется наследным принцем. Они отправляют письмо Фусу и Мэн Тяню. Первый обвиняется в том, что он – «недостойный сын», Мэн тяню ставят в вину «недостаток искренности». В письме требование покончить жизнь самоубийством. Подозревая подлог, воевода предлагает Фусу обратиться за подтверждением, но принц послушно выполняет повеление. «Когда отец требует смерти своего сына, - говорит он перед смертью, - как можно говорить о каком-то подтверждении»2. Когда Хухай прибыл в столицу, он наконец объявил о смерти отца и провозгласил себя Эр Шихуанди, Вторым Императором. Затем в знак особого почитания и уважения Первого Императора он повелел всех бездетных наложниц своего отца и всех ремесленников, участвовавших в строительстве мавзолея и, следовательно, знавших о сокровищах и секретных камерах, похоронить вместе с ним»3. К несчастью для Второго Императора, беспорядки начались сразу же после того, как рабочие замуровали огромную дверь в гробницу Первого. «В конце лета 209г до н.э. серия волнений прошла по территории бывшего царства Чу, затем беспорядки охватили всю страну и достигли столицы, где интриганы Чжао Гао и Ли Сы боролись за власть.

_____________________
1 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 100с.

2 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 101с.

3 -«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 101с.
Евнух сумел убедить правителя в виновности Ли Сы и бросить его в тюрьму. Жестоко избиваемый государственный муж признался в организации восстания и был осужден на пытку и жестокую публичную казнь. В 208 г до н.э. он был казнен: его рассекли надвое на рыночной площади Сяньяна. Казнены были его родители, братья, жена и дети»1.

В тот год армия восставших осадила один из городов в 30 милях от Сяньяна. Войско, составленное из осужденных, еще работавших на могильном кургане первого Императора, подавило восстание, но «это не помогло рассеять тучу интриг, в которых погряз двор императора. В 207 г. до н.э. Чжао Гао попытался захватить власть, инсценировав бандитский налет на дворец, в котором укрылся император. В создавшейся панике император покончил жизнь самоубийством»2. Его преемником стал племянник Цзыин, который принял титул царя, так как не смог утвердить свою власть над империей. К концу года министры и принцы дезертировали на сторону восставших, и столица вновь оказалась в опасности, на этот раз к ней приближались силы, которыми командовал человек незнатного происхождения по имени Лю Бан. Цзыин сдался без боя. Но «через некоторое время подошла другая армия, превосходящая силой первую, под командованием начальника Лю Бана, Сян Юя. Сян Юй решил покончить с династией Цинь раз и навсегда, по его приказу Цзыина обезглавили, город разграбили»3.

«После тридцати дней грабежа, - говорит древняя история о восставших, - они еще не опустошили содержимое мавзолея. Бандиты плавили гробы, чтобы получить бронзу и поджечь всю гробницу. Пожар продолжался 90 дней»4. Археологи полагают, что пламя, бушевавшее в коридорах, где размещались фигуры терракотовой армии, так ослабило балки, удерживающие тяжелую земляную крышу, что она обрушилась, разрушив многие фигуры. Обломки оставались под землей до 1974 года - почти 22 столетия.

Возмущенный таким бессмысленным актом вандализма, Лю Бан в течение четырех лет вел беспощадную войну против Сян Юя. Став в итоге победителем, Лю Бан возложил на себя титул, оставленный Вторым Императором, титул единственного правителя объединенной империи. Тем самым он положил начало одной из самых продолжительных и самых славных эпох в истории страны – эпохе династии Хань.

^

РОЛЬ ЦИНЬСКОЙ ИМПЕРИИ В ИСТОРИИ


Объединение страны, узаконение в масштабах всей империи территориально – административного деления, разделение населения по имущественному принципу, решительное проведение мероприятий, способствовавших росту торговли и денежного обращения.

_____________________



1-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 101с.

2-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 102с.

3-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 102с.

4-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 102с.
Все это расчищало путь дальнейшему развитию технологий, способствовало прогрессу общественных отношений.

Введение упрощенного письма, которое стало основой современной письменности.

Введение единой меры веса и расстояний,

Постройка дорог и водных коммуникаций,

Создание регулярной армии, способной защищать государство на огромной территории

Все это способствовало объединению страны.

Вместе с тем крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей приводило к массовому разорению мелких и средних производителей, к нарастанию недовольства этих самых многочисленных слоев населения империи. Опасаясь народного возмущения и выступлений старой аристократии, Первый Император установил в стране строжайший террор.

Осуществляя прогрессивные для того времени мероприятия, Цинь Шихуанди проводил их в жизнь со страшной жестокостью, действуя самыми крутыми и решительными мерами. «Управляя подданными, династия Цинь всецело распоряжалась их жизнью и смертью»1. Именно в силу этого внутренние противоречия империи крайне обострились, что привело к мощному взрыву целого ряда бунтов, положивших конец династическому правлению.

Но самое главное: «была создана государственная машина, которая управляла большим населением, большой территорией и в течение большего времени, чем аппарат какого бы то ни было государства,… Она была самой жизнеспособной из всех, когда- либо созданных человеком»2
________________________
1-«Погребенные царства Китая»/под ред. В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 101с.

2- Х.Г. Крил «Становление государственной власти в Китае»/Крил Х.Г. – СПб.: «Евразия», 2001 – 12 с.


ЛИТЕРАТУРА


  1. «Погребенные царства Китая»/под ред.В.Акатова – М.: «Терра», 1998 – 167с.

  2. Е.А. Разин «История военного искусства»: в 5т. Т1./Разин Е.А.- СПб.: «Полигон», 2000 – 558с.

  3. Х.Г. Крил «Становление государственной власти в Китае»/Крил Х.Г. – СПб.: «Евразия», 2001 – 479с.

  4. Д. Тягунов «Всеобщая история государства и права»/Тягунов Д. – Минск: «Книжный дом», 2005 – 376с.

  5. История Китая/В.В. Адамчик, М.В. Адамчик А.Н. Бадан и др. – Минск: «Харвест», 2004 – 736с.

  6. Всемирная История: в 24т. Т.3 «Становление государств Азии»/А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: «Литература», 1997.-.544с.

  7. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ Сост.Е.А. Черкасова – М.«Просвещение», 1991. – 288с.

  8. Хрестоматия по истории древнего мира / под ред. В.В. Струве – М.«Просвещение», 1956. – 320с.

  9. Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Под ред. А.М. Коростовцева и др – М.«Мысль», 1980. – 294с

  10. Ю.К. Щуцкий «Китайская классическая «Книга Перемен»/ Щуцкий Ю.К. – М.: «Наука», 1993 – 604с.

  11. История древнего мира/ Под ред. В.Н. Дьякова и С.И. Ковалева – М.: «Просвещение», 1962 - 532



Скачать файл (36.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации