Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Место и роль информационной деятельности в общественном производстве - файл 1.doc


Контрольная работа - Место и роль информационной деятельности в общественном производстве
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.17.11.2011 23:25скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра менеджменту ИДС
Контрольная работа

По Информационному рынку

Тема:

« Место и роль информационной деятельности в общественном производстве»
Выполнила студентка 431 «б» гр.ФЗО

Шкирман,Е.П.

Проверил: Акулич В.А.

Минск, 2009
Содержание:

  1. Информационная деятельность. Определение понятие…………...3

  2. Цель информационной деятельности. Её место и роль в общественном производстве…………………………………………………………....5

  3. Структура информационной деятельности ………………………...8

  4. Список литературы…………………………………………………...13

  5. Вопросы к контрольной работе……………………………………...14


  1. Информационная деятельность. Определение и понятие.


Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой ты­сячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во мно­гих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятель­ность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к об­ласти информации.

Разработка концепции развития информационного общества спо­собствовала увеличению социальной значимости информации, возрас­танию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей ин­формации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной ин­формационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы дан­ных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культур­ного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его бе­зопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном ры­ночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

Возрастающая роль информации в обществе вызвала необходимость изучения информационной деятельности, представляющей собой «часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы обще­ственных потребностей».1

Информационная деятельность понимается в узком смысле как распространение информации с использованием информа­ционных услуг и продуктов.2

Смыслом информационной дея­тельности является организация доступа путем подготовки определенного вида продуктов и оказания специфических услуг, а не сама информация.3 Наиболее общим понятием, связанным с новой, сформировавшейся лишь в последние десятилетия сферой общественного производства, занятой обработкой информа­ции, по-видимому, может выступать понятие информацион­ного потенциала страны, который характеризуется инфор­мационными ресурсами в сочетании со средствами их про­изводства (точнее воспроизводства) и эксплуатации. Ин­формационный потенциал можно определить, как способ­ность индустрии информации решать текущие и перспек­тивные задачи информационного обслуживания обществен­ного производства на уровне оптимальных возможностей, создаваемых достигнутым в данный период в мире средним уровнем развития информационной технологии.4 Любой вид человеческой деятель­ности, осуществляемой с использованием не только собст­венных, но и других, получивших объективное выражение знаний, а также любая сознательная деятельность должна быть отнесена к информационной деятельности, к индуст­рии информации и информационному сектору обществен­ного производства. Информационные процессы (как процессы получе­ния и использования информации и знаний, а также их об­работки) в той или иной степени осуществляются во всех видах деятельности. Это ведет к тому, что информационная деятельность, индустрия информации, сфера услуг по обра­щению информации трактуются расширительно, например, как производственная эксплуатация информационных ре­сурсов. 5

На практике под информационной деятельностью, рассматриваемой в узком смысле, нами понимается ком­плекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги и продукты. При таком определении необходимо иметь в виду, что в случае, когда подготовка информацион­ных услуг не является основной задачей деятельности пред­приятий и организаций или если такие услуги и продукты подготавливаются в организационно необособленном под­разделении, не состоящим на самостоятельном балансе и/или не ведущим самостоятельного учета, эти предприятия и организации окажутся отнесенными к другим отраслям народного хозяйства.6

Информационная деятельность представляется не от­раслью, а сектором народного хозяйства. Особенности информационной деятельности, рас­сматриваемой узко как деятельности по подготовке инфор­мационных услуг и продуктов, связаны с особенностью ин­формации как объекта деятельности - предмета и средства труда.7 Если говорить о маркетинговой деятельности,то маркетинговая деятельность представляет собой один из видов интеллектуальной деятельности, так как она направлена на создание идей, предшествующих материальному производству и сбыту. Она осуществляется на базе информации, сопровождается созданием и использованием информации, корректируется в ходе реализации этих идей на основе данных обратной связи и представляет собой непрерывный информационный процесс.

Маркетинговая деятельность имеет информационную природу и представляет собой ряд взаимосвязанных процессов получения и использования информации, каждый из последующий из которых базируется на результатах предыдущих. Результатом маркетинговой деятельности является информационный продукт – маркетинговая политика, которая, в ходе ее реализации, корректируется на основе сбора и анализа, данных маркетингового контроля, оценивающего его соответствия складывающейся и изменяющейся ситуации на рынке и в деятельности фирмы.8

Информационная деятельность представляет собой часть обще­ственного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей.9

Все результаты информационной деятельности предста­ют в форме информационных услуг и продуктов, которые имеют цену и обращаются на рынке и, казалось бы, имеют стоимость, так как согласно политической экономии, эко­номическая категория цены рассматривается как денежное выражение стоимости и служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара обществен­но необходимого рабочего времени или общественно необ­ходимых затрат труда. 10
^ 2.Цель информационной деятельности. Её место и роль в общественном производстве.
Информационная деятельность выделилась из науч­ной деятельности и деятельности по политическому и хо­зяйственному управлению как одно из направлений разде­ления интеллектуального труда и специализации в немате­риальной сфере для выполнения части рутинных функций еще в до экономическую эпоху. Первыми специализированными информационными ор­ганами стали государственные (пусть и доступные ограни­ченному кругу пользователей, но не личные) и академиче­ские библиотеки - хранилища знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого время существенная часть информационной деятельности стала государственной и финансировалась из бюджета. Организационная структура научно-информационной деятельности в нашей стране начала формироваться сразу же после Октябрьской ре­волюции. В 1919 г. частное книгоиздательство и частная книготорговля были заменены системой специализированных государственных орга­нов — Государственным издательством (Госиздатом) и его отделениями на местах.

Первыми тематическими областями информацион­ной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации. Первыми видами информационных услуг и продук­тов стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и рукописных книг, а также ее поиска, автор­ские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации. В это время возникли и такие виды информационных услуг как копирование доку­ментов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, ана­литической информации по заданной теме, осуществляв­шаяся работниками библиотек.

Появление новой информационной технологии книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и число их читателей, увеличилось, а среди потребителей информа­ции росла доля представителей бизнеса. Начало широкого использования информацион­ных услуг и продуктов в сфере бизнеса дало существенный толчок раз­витию информационной деятельности и рынка информационных услуг. Это позволило перевести существенную часть информационной дея­тельности на рыночные условия работы. Библиотеки, рабо­тающие бесплатно при финансировании из государственно­го бюджета как одно из направлений народного образования и роста культуры, привели к использованию информацион­ных услуг и продуктов и массового потребителя, заинтере­сованного в доступе к информации для специалистов в це­лях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда, в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях и прежде всего в химии и физике, поя­вился первый реферативный журнал - информационный продукт, позволяющий получить представление о содержа­нии документа, до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени. Это значит, что информационная деятельность сопровождает любой творческий труд в любой сфере общественного производства. Информационная деятельность стала самостоятельной в результате разделения труда прежде всего в области науки и социального управле­ния. В сфере информационного обеспечения науки возник информационный продукт - реферативный журнал, который заложил основы формирования мирового рынка информационных услуг и продуктов.11

Со второй четверти XIX в. лидерство в развитии информационной деятельности и ведущие пози­ции на мировом рынке информационных услуг и продуктов перешли к США. Уровень развития информационной инфраструктуры общест­венного производства превратился в один из важнейших показателей уровня развития. 12 С началом широкого использования компьютеров в информационной деятельности и формированием системы ин­формационных услуг и продуктов на основе баз данных, процесс форми­рования информационной деятельности и рынка информационных услуг можно считать завершенным, а уровень их развития - достигшим зре­лости с точки зрения интеграции в систему рыночного хозяйства.13

Цель информационной деятельности, вытекая из специфических свойств и закономерностей объекта информа­ционной деятельности – информации, состоит из:

  • однократного создания исчерпывающих по полноте информацион­ных ресурсов долговременного действия,

  • минимального дублирования процессов их ведения и хранения этих ресурсов,

  • многократного, многоаспектного и максимально широкого их ис­пользования для информационного обслуживания в течение времени, определяемого периодами старения отдельных видов информации.14

Основной целью и смыслом информационной дея­тельности является преобразование информации (перера­ботка информационных ресурсов) для решения каких-либо задач потребителей и обеспечение условий для доступа потребителей к требуемой им информации. Считать целью ин­дустрии информации своевременное удовлетворение по­требностей народного хозяйства в современной информации на основе применения новой вычислительной техники, средств связи, ПО, новой информационной технологии, форм и методов информационного производства, по-видимому, неправомерно, так как в этом случае смешивают­ся цели информационной деятельности и ее потребителей.15

Место информационной деятельности в обществен­ном производстве определяется тем, что в ее рамках удовле­творяются определенные общественные потребности - пре­жде всего в информационных услугах и в обеспечении об­щественно нормальной в данных условиях организации об­ращения информации в обществе.16

В информационной деятельности и на рынке информационных услуг развитых стран присутствуют информацион­ные службы всех трех видов собственности - государственной, пуб­личной и частной. В различных странах соотношение между информа­ционными службами различных форм собственности - различно. Доля государственных информационных служб не зависит от степени раз­вития рыночных отношений или уровня экономического развития стра­ны и определяется принятой в данной стране политикой в отношении роли государства в управлении экономикой.17

Информационная деятельность в развитых странах построена на сочетании информационных служб трех форм собственности и, несмотря на разницу в соотношениях между ними, на чисто коммерческой основе информационная деятель­ность не ведется ни в одной из стран. Для информационной деятельно­сти и рынка информационных услуг и продуктов характерна значи­тельная роль государства и некоммерческих публичных структур само­управления. Государственное регулирование информационной деятель­ности и рынка информационных услуг имеет особенности, которые определяют тенденции развития экономических отношений в постин­дустриальном обществе. В информационной деятельности и на рынке информационных услуг и продуктов сложились развитая правовая среда и система институтов.18

В информационной деятельности и на рынке информационных услуг и продуктов развитых стран сложилась собст­венная система государственного регулирования. Несмотря на то, что рынок является саморегулирующимся, государство обычно играет ак­тивную роль в регулировании. В отличие от других рынков рынок ин­формационных услуг и продуктов регулируется как через отношения обмена, построенные на равновесии спроса и предложения, так и в зна­чительной степени через специальные саморегулирующиеся организации некоммерческих субъектов.19

Таким образом, особенности информационной деятельности связаны с особенностью информации как объекта деятельности - предмета и средства труда. Несмотря на растущее значение в обще­ственном производстве, индустрия информации не является самостоятельной, обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства, т. е. информационная деятельность выступает его инфраструктурным сектором.

Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами ин­формационной деятельности- информационными услугами и продук­тами. Для подготовки информационных услуг в рамках индустрии ин­формации осуществляется такой вид обработки, как сортировка и прежде всего разделение и объединение информации (в том числе смы­словое), выступающие основным технологическим процессом индуст­рии информации.20
^ 3.Структура информационной деятельности.
Информа­ционная структура - это совокупность информационных организаций (организационная составляющая), информационных ресурсов, кото­рые обрабатываются и производятся информационными организаци­ями, включая информационные продукты и услуги (информационная составляющая), информационных технологий (технико-технологичес­кая составляющая), систем распространения информационных продук­тов и услуг, включая традиционные и телекоммуникативные средства (транспортные магистрали), нормативно-правового и методического обеспечения и кадров (в том числе системы подготовки и переподго­товки кадров).21

Основными организационными структурами хранения, накопле­ния, распределения и распространения информации являются архивы, библиотеки, музеи, магазины, подразделения и службы системы науч­но-технической, экономической, правовой и других видов социальной информации.

Основными организационными структурами производства инфор­мации являются структурные компоненты организационных систем науки и научного обслуживания, культуры и других сфер человеческой деятельности, где эта информация производится и подготавливается к потреблению человеком (институты, конструкторские бюро, киносту­дии, издательства, типографии и т. п.).

Первым специализированным информационным ор­ганом стали государственные (пусть и доступные ограни­ченному кругу пользователей, но не личные) и академиче­ские библиотеки - хранилища знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого время существенная часть информационной деятельности стала государственной и финансировалась из бюджета. Рынок информационных услуг и продуктов.22

Первыми тематическими областями информацион­ной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации; другими словами, ры­нок информационных услуг и продуктов формировался как рынок информации для специалистов.

С 1920-х годов в стране начало расширяться реферирование, и уже в 1921г. был выпущен первый реферативный журнал. В эти годы в нашей стране был заложен фундамент структуры научно-информационной деятельности: для нужд науки и всего народного хозяйства были организации, учреждения по изданию, библиографированию и реферирова­нию научно-технической литературы.

Главными органами информационной сети стали библиотеки. В 1930-е годы началось формирование сети специализированных инфор­мационных органов. В 1931 г. был основан Центральный институт технико-экономической информации (ЦИТЭИН), а в научно-исследовательских учреждениях и на крупных промышленных предприятиях по­явились отделы и бюро научной и технической информации. В 50-е годы XX в. наблюдается резкое увеличение количества специализированных информационных органов, большая часть которых создавалась на базе научно-технических библиотек. Часть библиотек органически влилась в общегосударственную систему на­учно-технической информации. Наглядное представление о такой информации дает эволюция одной из крупнейших научных библиотек. В течение полувека она называлась Фундаментальной библиотекой по общественным наукам, затем, расширив свои функции, стала именоваться одновременно Институтом научной информации и Фундаментальной библиотекой по общественным наукам. В даль­нейшем упоминание библиотеки из названия исчезло, и эта структура была переименована в Институт научной информации по обществен­ным наукам (ИНИОН), хотя библиотека по-прежнему функционирует и ее составе.

С конца 1960-х годов, помимо традиционных форм библиографирования и реферирования, стали внедряться новые виды информационного обслуживания — активное и адресное информирование потребителей, подготовка аналитических обзоров по отдельным областям науки и техники, важным проблемам научно-технической революции в нашей стране и за рубежом. Поток первичной научной информации пополнился большим потоком вторичных документов.

К началу 70-х годов XX в. окончательно сложилась государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая включала в себя 10 всесоюзных институтов, 83 центральных отраслевых и межот­раслевых, 15 республиканских институтов. Еще 12 тысяч органов НТИ действовали на предприятиях и в организациях. Возглавлял эту систе­му ВИНИТИ — Всесоюзный (теперь Всероссийский) институт науч­ной и технической информации, образованный по инициативе президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова. За время своего существования ВИНИТИ в специально выпускаемых реферативных журналах опубликовал 35 млн. материалов по основным направлениям науки и техники, включая документалистику и информатику.

В 1967 г. был открыт Всесоюзный (сейчас Всероссийский) научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), которому передавались функции депозитария и страхового фонда диссертаций и отче­тов о НИОКР, алгоритмов и программ, созданных за предшествующие 30 лет. По истечении срока хранения наиболее ценные в практическом и теоретическом отношении издания предполагалось выделять из об­щего массива данных и переводить в новую базу данных на современ­ных носителях. Фонд ВНТИЦ превышает 2 млн. микрокопий.

В конце 1960-х годов при министерствах появились административ­ные информационные центры, которые получили название ГИВЦ — главные информационные вычислительные центры. ГИВЦ занимались преимущественно сбором и обработкой статистической информации по своему министерству или ведомству. Такие же, только меньшего масш­таба, информационные или справочно-информационные центры стали создаваться на каждом более или менее крупном предприятии и в уч­реждении. Активизация этого процесса способствовала созданию цен­тров информации не только научно-технического, но и другого профи­ля — по общественным наукам (уже упомянутый ИНИОН), культуре (Информкультура в составе Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, теперь РГБ) и т. д. Сейчас информационные центры охваты­вают все сферы деятельности, в частности правовую, средств массовой информации, финансовую, политическую, кадровую, рекламную, ком­мерческую).

Стали бурно развиваться и негосударственные информационные центры, возможность существования которых прежде была полностью исключена. Сейчас инфоцентры переживают период подъема.23

ВНТИЦ должен информировать об открытиях, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, диссертациях, алгоритмах и программах; Всероссийский институт межотраслевой ин­формации (ВИМИ) — о НИОКР оборонного характера; Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) — об использовании результатов научно-техни­ческой деятельности предприятий и организаций (он должен отвечать и hi обмен этой информацией между регионами).

Другие центры профилировались по отраслевому принципу. В част­ности, ВИНИТИ, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, такая же библиотека Сибирского отделения Академии наук, Библиотека Российской академии наук, Библиотека естественных наук РАН должны были осуществлять информирование по естествен­ным и техническим наукам, Государственная центральная научная ме­дицинская библиотека — по медицине и здравоохранению и т. д. В итоге государственная система научно-технической информации предус­матривала информирование по всем отраслям знания.

В государственную систему НТИ вошли и документальные систе­мы, базирующиеся на различных видах документов:

  • Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийс­ких классификаторов технико-экономической информации, междуна­родных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран — на нормативных документах в области стандартизации, метрологии и серти­фикации;

  • Федеральный институт промышленной собственности, Инфор­мационно-издательский центр Российского агентства по патентным и товарным знакам — на патентной документации по изобретениям, полезным моделям, промышленных образцах, товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также компьютерных программах, базах данных и топологии интегральных микросхем;

  • Российская книжная палата — на произведениях печати государственной библиографии;

  • Всероссийский НИИ проблем машиностроения и Всероссийский НИИ стандартизации — на промышленных каталогах;

  • Всероссийский научно-исследовательский центр стандартиза­ции, информации и сертификации сырья, материалов и веществ — на сведениях о материалах и веществах;

  • Научно-технический центр «Информрегистр» — на электронных документах.

В системе НТИ представлен также один архив — Российский государственный архив научно-технической документации. Он специализируется на информировании о документах постоянного хранения на­учно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологичес­ких организаций и предприятий.24

В мировой практике возможно выделить несколько моделей организации информационной деятельности, раз­личающихся прежде всего степенью интегрированности в рыночную инфраструктуру (национальную и мировую) и ролью государства в ее регулировании.25

Организационная структура научно-информационной деятельности в нашей стране начала формироваться сразу же после Октябрьской ре­волюции. В 1919 г. частное книгоиздательство и частная книготорговля были заменены системой специализированных государственных орга­нов — Государственным издательством (Госиздатом) и его отделениями на местах.

Начало широкого использования информацион­ных услуг и продуктов в сфере бизнеса дало существенный толчок раз­витию информационной деятельности и рынка информационных услуг. Это позволило перевести существенную часть информационной дея­тельности на рыночные условия работы. Со второй четверти XIX в. лидерство в развитии информационной деятельности и ведущие пози­ции на мировом рынке информационных услуг и продуктов перешли к США. Уровень развития информационной инфраструктуры общест­венного производства превратился в один из важнейших показателей уровня развития. 26 С началом широкого использования компьютеров в информационной деятельности и формированием системы ин­формационных услуг и продуктов на основе баз данных, процесс форми­рования информационной деятельности и рынка информационных услуг можно считать завершенным, а уровень их развития - достигшим зре­лости с точки зрения интеграции в систему рыночного хозяйства.27

В большинстве развитых стран присутствуют информацион­ные службы всех трех видов собственности - государственной, пуб­личной и частной. В различных странах соотношение между информа­ционными службами различных форм собственности - различно. Доля государственных информационных служб не зависит от степени раз­вития рыночных отношений или уровня экономического развития стра­ны и определяется принятой в данной стране политикой в отношении роли государства в управлении экономикой.28

Информационная деятельность в развитых странах построена на сочетании информационных служб трех форм собственности и, несмотря на разницу в соотношениях между ними, на чисто коммерческой основе информационная деятель­ность не ведется ни в одной из стран. Для информационной деятельно­сти и рынка информационных услуг и продуктов характерна значи­тельная роль государства и некоммерческих публичных структур само­управления. Государственное регулирование информационной деятель­ности и рынка информационных услуг имеет особенности, которые определяют тенденции развития экономических отношений в постин­дустриальном обществе. В информационной деятельности и на рынке информационных услуг и продуктов сложились развитая правовая среда и система институтов.29

В информационной деятельности и на рынке информационных услуг и продуктов развитых стран сложилась собст­венная система государственного регулирования. Несмотря на то, что рынок является саморегулирующимся, государство обычно играет ак­тивную роль в регулировании. В отличие от других рынков рынок ин­формационных услуг и продуктов регулируется как через отношения обмена, построенные на равновесии спроса и предложения, так и в зна­чительной степени через специальные саморегулирующиеся организации некоммерческих субъектов.30

Список литературы:
1. Дрешер Ю. Н.Организация информационного производства : учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС,2005. - 248 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).ISBN 5-8183-0898-7).
2. И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –80 с.
3. Рокицкая. Э.Е. Информационная составляющая- маркетинговой деятельности.- 40 с.

4. Родионов, В. А. Цветкова. Под ред. Ю. М. Арского. – М.: ВИНИТИ, 1998. – 98 с.
5. Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – 10 с.
6. Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г. З. Залаев, И. И. Родионов, В. А. Цветкова. Под ред. Ю. М. Арского. – М.: ВИНИТИ, 1998. – 110 с.
Вопросы к контрольной работе:


  1. К концу какого века общество достигло уровня, обеспечивающего условия для

формирования полноценной информационной среды?

а) к концу 17в.

б) к концу 19в.

в) к концу 16в.

г) к концу 20в.

д) к концу 18в.


  1. Что вызвало в обществе необходимость изучения информационной

деятельности?

а) огромное количество книгоизданий;

б) большой поток периодических изданий;

в) средство массовой информации;

г) возрастающая роль информации в обществе;

д) информация за рубежом;



  1. Информационная деятельность это:

а) распространение информации с использованием информационных услуг и продуктов;

б) процесс доведения информации пользователю;

в) процесс отражения документа на информационно-поисковых языках;

г) вид интеллектуальной деятельности, направленный на создание идей, которые предшествуют материальному производству и сбыту;

д) комплекс предприятий и организаций по стоимости продуктов у которых являются информационные продукты и услуг;


  1. Что относится к информационному сектору общественного производства?

а) определённый вид человеческой деятельности;

б) определённый вид сознательной деятельности;

в) все виды деятельности человека;

г) любой вид человеческой и сознательной деятельности;

д) информационная деятельность;


  1. В какой форме предстают все результаты информационной деятельности?

а) в форме информационных услуг и продуктов, которые имеют цену и обращаются на рынке;

б) в форме информационных услуг и продуктов, которые не имеют цену и не продаются;

в) в форме информационных процессов;

г) в форме информационной структуры;

д) в форме общественного производства;


  1. В чём заключается основная цель информационной деятельности?

а) в минимальном дублировании процессов ведения и хранения информационных ресурсов;

б) в многократном, в многоаспектном использовании информационных ресурсов;

в) в однократном создании информационных ресурсов;

г) в новейшем создании информационных ресурсов;

д) все варианты верны;


  1. Чем определяется место информационной деятельности в общественном

производстве?

а) тем, что информационная деятельность является неотъемлемым атрибутом развития страны;

б) тем, что в её рамках удовлетворяются определённые общественные потребности;

в) тем, что в её рамках не удовлетворяются общественные потребности;

г) нет правильного ответа;

д)


  1. Какая форма представления результатов информационной деятельности?

а) определённые информационные услуги;

б) информационные продукты;

в) различные информационные услуги;

г) информационный рынок;

д) информационные процессы;
9. В связи с чем появился Реферативный журнал ( РЖ ) в середине 19 века?

а) с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в таких областях как химии и физики;

б) с резко возросшим темпом прироста знаний во всех областях;

в) в связи с развитием информационной деятельности;

г) с увеличением информационных продуктов;

д) нет правильного ответа;
10. Какие первые виды информационных услуг представляла информационная деятельность?

а) распространение информации;

б) хранение и распространение информации;

в) поиск, копирование информации;

г) хранение, поиск и копирование информации;

д) сбор, хранение и распространение информации;
11. Когда уровень информационной деятельности стал одним из важнейших показателей развития страны?

а) в 20 веке с появлением БД;

б) в 19 веке когда появился РЖ;

в) во второй четверти 19в., когда ведущие позиции на мировом

г) в 18 веке;

д) в 17 веке;

12. Назовите новые виды информационного обслуживания, которые

стали внедряться с конца 1960-хг.?

а) активное информирование потребителей;

б) адресное информирование потребителей;

в) подготовка аналитических обзоров по отдельным областям

науки и техники;

г) подготовка аналитических обзоров по важным проблемам в

нашей стране и за рубежом;

д) фактографическая подборка потребителям;

13. В каком году был открыт Всесоюзный (сейчас Всероссийский)научно

технический информационный центр (ВИНИТИ)?

а) в 1977 г.;

б) в 1967 г.;

г) в 1999 г.;

д) в 2003 г.;
14. Чем занимались при министерстве главные вычислительные

центры?

а) сбором и хранением статистической информации;

б) хранением и копированием всей информации;

в) сбором и обработкой статистической информации;

г) сбором и распространением информации по всем областям страны;

д) хранением и распространением статистической информации;
15. Какие организации входят в основную структуру хранения

информации?

а) архивы и библиотеки;

б) музеи;

в) книжные магазины;

д) все варианты ответов;

16. Что входит в информационную структуру?

а) совокупность информационных организаций;

б) совокупность информационных ресурсов.

в) совокупность информационных технологий.

г) совокупность систем распространения информационных продуктов

и услуг, кадры.

д) все варианты ответов;
17. Что относится к организационной структуре производства информа-

ции?

а) государственные и академические библиотеки;

б) архивы и музеи;

в) институты, издательства, типографии;

г) средство массовой информации;

д) книгоиздательства;
18. В какие годы был заложен фундамент структуры научно-информа-

ционной деятельности?

а) в период широкого использования реферирования и появления

первого РЖ;

б) в период выделения информационной деятельности;

в) со второй четверти 19 в., когда лидерство в развитии

информационной деятельности и ведущие позиции на мировом

рынке информационных услуг и продуктов перешли к США;

г) с началом широкого использования компьютеров;

д) с формированием системы информационных услуг;
19. Какие виды собственности информационных служб присутствуют

в развитых странах?

а) публичный;

б) частный;

в) государственный;

г) выше перечисленные;

д) массовый;

20. Какая система государственного регулирования сложилась

в информационной деятельности и на рынке иформационных услуг

и продуктов развитых стран?

а) собственная;

б) государственная;

в) коммерческая;

г) некоммерческая;

д) правовая;


1 Дрешер Ю. Н.Организация информационного производства : учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС,2005. - 248 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).ISBN 5-8183-0898-7).-С.1-2

2 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.80

33 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.206

4 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.330

5 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.332-333

6 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.344-345

7 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.344-345

8 Рокицкая. Э.Е. Информационная составляющая- маркетинговой деятельности.-С.4

9 Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г. З. Залаев, И. И. Родионов, В. А. Цветкова. Под ред. Ю. М. Арского. – М.: ВИНИТИ, 1998. – С.11

10 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.205-206


11Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С. 5

12 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С. 14

13 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С. 17

14 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – 2. –С.80.

15 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.344-345

16Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С. 182

17 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С.21

18 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С.52

19 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С. 49

20 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С.182

21 Дрешер Ю. Н.Организация информационного производства.- С. 21

22 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.23-24


23 Дрешер Ю. Н.Организация информационного производства.-С. 21-23

24 Дрешер Ю. Н.Организация информационного производства.- С. 23-24

25 И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –С.83

26 Рынок информационных услуг и продуктов.-С. 14

27 Рынок информационных услуг и продуктов.-С. 17

28 Рынок информационных услуг и продуктов / И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. – С.21

29 Рынок информационных услуг и продуктов.- С.52

30 Рык контрольнойнок информационных услуг и продуктов. - С. 49



Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации