Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Тема: Информационная деятельность как сектор общественного производства - файл 1.doc


Контрольная работа - Тема: Информационная деятельность как сектор общественного производства
скачать (172.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc173kb.17.11.2011 23:25скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра менеджмента ИДС


Информационный рынок

Контрольная работа

Тема:

Информационная деятельность как сектор общественного производства

План:


  1. Вступление




  1. Основные этапы развития информационной деятельности



  1. Информационная деятельность: определение, классификация, характеристика основных элементов.




  1. Особенности информационной деятельности в расширенном производстве




  1. Роль и место информационной деятельности в общественном производстве


Выводы
Приложение
Литература


  1. Вступление


Информационная деятельность сопровождает любой творческий труд в любой сфере общественного производства1.

Наиболее общим понятием, связанным с новой, сформировавшейся лишь в последние десятилетия сферой общественного производства, занятой обработкой информации, по-видимому, может выступать понятие информационного потенциала страны, который характеризуется информационными ресурсами в сочетании со средствами их производства (точнее воспроизводства) и эксплуатации. Информационный потенциал можно определить как способность индустрии информации решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания общественного производства на уровне оптимальных возможностей, создаваемых достигнутым в данный период в мире средним уровнем развития информационной технологии2.

Информационные ресурсы определяются как непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. В зависимости от территории, на которой рассматривается это население, можно говорить об индивидуальных ресурсах, ресурсах организации, города, страны, группы стран, мира3.

Виды деятельности, связанные с воспроизводством информационных ресурсов и их эксплуатацией, а также с обеспечением упомянутых видов деятельности средствами и предметом труда, принято объединять в составе информационной индустрии. Помимо понятия информационной ин­дустрии в литературе встречаются такие понятия как информационный сектор экономики, общественного производства, народного хозяйства; информационная сфера народного хозяйства; информационный комплекс, информационная инфраструктура; информационная инфраструктура общественное производство; информационная деятельность; индустрия обработки информации; индустрия переработки информации; информационные отрасли; сектор обработки информации; информационные виды деятельности4.

Для того чтобы провести различие между информационным сектором общественного производства и информационной деятельностью представляется необходимым ввести два понятия -информационная индустрия и информационно-коммуникационный комплекс (информационно-коммуникационная инфраструктура) современного общественного производства5.

Индустрия информации и информационно-коммуникационный комплекс входят в состав информационного сектора, и, в свою очередь включают информационную деятельность6.

Любой вид человеческой деятельности, осуществляемой с использованием не только собственных, но и других, получивших объективное выражение знаний, а также любая сознательная деятельность должны быть отнесена к информационной деятельности, к индустрии информации и информационному сектору общественного производства7.

Информационные процессы (как процессы получе­ния и использования информации и знаний, а также их обработки) в той или иной степени осуществляются во всех видах деятельности. Это ведет к тому, что информационная деятельность, индустрия информации, сфера услуг по обращению информации трактуются расширительно, например, как производственная эксплуатация информационных ресурсов. Кроме того, процессы сбора и обработки научной или профессиональной информации во многих видах деятельности являются преобладающими в общем объеме выполняемых работ и составляют их суть и содержание. Объ­ем информационных функций возрастает во многих видах деятельности, и одновременно растет число таких ее видов, где информационные процессы являются преобладающими8.

К информационной индустрии, даже трактуемой в широком смысле, с точки зрения объекта деятельности, например, не только научной, вообще профессиональной информации, знаний или даже всех видов социальной информации (научной, технической, производственной, экономической, политической, военной и т. п.), должны относиться лишь те виды деятельности, у которых не только основное содержание, но и цель и смысл деятельности заключаются в выполнении информационных процессов и подготовке информационных услуг9.

Понятие «информационно-коммуникационный комплекс» уже, чем понятие «информационного сектора общественного производства», преобладание которого в структуре экономики используется в качестве доказательства начала перехода общества на новую общественно-экономическую ступень развития - стадию постиндустриального или информационного общества10.

К информационно-коммуникационному комплексу помимо собственно информационной деятельности и информационной индустрии можно отнести подразделения других отраслей, подготавливающие информационные услуги, а также обеспечивающие средства и материальные условия подготовки и предоставления информационных услуг. При выделении индустрии информации в информационно-коммуникационном комплексе определенную трудность вызывает разграничение ее с отраслями связи и средств массовой информации. Критерием разграничения выступает основная задача информационной индустрии - сортировка информации для предоставления требуемой информации потребителю11.

Вещная форма результатов труда в информационной деятельности, их технико-экономические характеристики, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, базирующаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством12.

Информационная деятельность в настоящее время относится статистикой к отрасли наука и научное обслуживание, т. е. к непроизводственной сфере. Отнесение индустрии информации и информационной деятельности к духов­ному производству, нематериальной сфере, вполне оправдано. Однако, существенная часть технологических процессов, протекающих в информационной деятельности (например, копирование информации на различные носители, ее обработка) близка к индустриальным методам производства, имеет определенно материальный характер и не отличается от аналогичных процессов, осуществляемых в отраслях, относимых к материальному производству (например, полиграфической промышленности). Высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, базирующаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой информационной деятельности, также сближают ее с материальным производством. Кроме того, в условиях рыночного хозяйства трудовые процессы, протекающие в ней, характер труда во все большей степени направлены на реализацию основного эконо­мического закона индустриальной стадии развития общества - извлечения прибавочной стоимости. С этой точки зрения существенную часть индустрии информации и информационной деятельности можно отнести к материальному производству. В информационной деятельности сочетаются нематериальное и материальное производство, но последнее еще не успело (и непонятно, успеет ли в условиях быстрого развития новых черт постиндустриального способа производства, вообще) обрести законченную социально-экономи­ческую форму, как это было, например, с транспортом и связью в XVIII в13.

В связи с тем, что часть информационной индустрии и информационно-коммуникационного комплекса относится к материальному производству:

- часть результатов индустрии информации входит в валовой общественный продукт и относится к средствам производства, представляя собой перенесенную и вновь созданную стоимость;

- в информационной индустрии осуществляется воспроизводство;

-часть результатов индустрии информации может рассматриваться как накопление14.

2. Основные этапы развития информационной деятельности
Информационное производство выделилось из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению в качестве одного из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для осуществления части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху15.

Первыми специализированными информационными органами стали государственные (доступные лишь ограниченному кругу пользователей) и академические библиотеки - хранилища знаний в виде документов, главным образом рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности являлась государственной и финансировалась из бюджета16.

Первыми тематическими областями информационной деятельности были области научной и технической, правовой и социальной информации, другими словами, рынок информационных продуктов и услуг формировался как рынок информации для специалиста17.

Первыми видами информационных услуг и продуктов стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и рукописных книг, а также ее поиска - авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации. В это время возникли и такие виды информационных услуг как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществлявшаяся работниками библиотек18.

Появление новой информационной технологии - книгопечата­ния и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационного производства. Библиотеки, рабо­тающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета, способствовали продвижению информационных продуктов и услуг к массовому потребителю, заинтересованному в доступе к информации в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях, прежде всего в химии и физике, появилась необходимость издания первого реферативного журнала - информационного продукта, позволяющего получить представление о содержании документа до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени19.

С середины 60-х годов XX в. началось формирование новых элементов структуры информационной деятельности, принесших на рынок новые виды информационных продуктов и услуг (при этом большая часть уже существовавших, в частности библиотеки и архивы, а также первичные и вторичные документы - описания документов и рефераты, осталась неизменной)20.

Начиная с середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователей базах данных. Развитие услуг диалогового доступа к удаленным базам данных вызвало рост числа мелких информационных служб, которые имели возможность эффективно работать за счет предоставления посреднических услуг потребителям, не располагающим опытом использования новых видов диалоговых услуг. Осознание полезности и ценности информационных услуг, рост потребностей в них способствовали появлению на рынке информационных посредников - брокеров, то есть организаций или лиц, профессионально занимающихся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием продуктов и услуг специализированных информационных служб. Основная специализация посредников - диалоговый поиск информации в удаленных базах дан­ных, дополнительные услуги - копирование первоисточников и консультации21.

Вторая половина 1980-х годов была связана с развитием коммерческих систем массовой информации, базирующихся на сетях, объединя­ющих владельцев персональных компьютеров, и глобализацией информационной деятельности. Эволюция информационной инфраструктуры и первой половине 1990-х годов определялась развитием Интернета, неформального объединения поставщиков и потребителей информации в масштабах всего мира, как своего рода альтернативы существующим структурам22.

Таким образом, широкое использование компьютеров в информационном производстве и формирование системы информационных продуктов и услуг на основе баз данных способствовало завершению процесса формирования информационной деятельности, а также и рынка информационных продуктов и услуг, его интеграции в систему рыночного хозяйства. Информация, информационные продукты и услуги стали важным фактором, добавляющим стоимость на каждом из этапов цикла «наука - техника23.

3. Информационная деятельность: определение, классификация, характеристика основных элементов.
Развитие информационного производства (деятельности) было вызвано возрастающими потребностями научно-технического прогресса по мере охвата им наряду с наукой и техникой самого производства и процессов управления им. Рост этих потребностей был связан с передачей информационной деятельности все большего числа рутинных функций информационно-коммуникативного процесса, которые ранее выполняли сами творческие работники. Теперь они стали пользоваться услугами информационного производства, что, естественно, повысило требования к информационным продуктам и услугам, к обеспечению тематической и проблемной полноты информации, ее географической широты, а также видового (по видам документов) охвата24.

Таким образом, общественная потребность обусловила выделение информационного производства в отдельный вид научного труда25.

Информационное производство - это организационно оформлен­ная разновидность научного труда, которая заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах информации, а также в предоставлении этой информации всем нуждающимся в ней в соответствующее время и в удобной для них форме. Однако определение понятия «информационное производство» будет полным, если, помимо перечисленных процессов, отнести к нему и деятельность по созданию новой информации, то есть превращению научных знаний в научную информацию26.

Итак, информационное производство представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей. Информационная деятельность предусматривает выполнение следующих основных функций: сбор, переработка, хранение и поиск информации, распространение информа­ционных продуктов и услуг27.

Процесс обретения научно-техническим продуктом документальном формы сопряжен с затратами живого и овеществленного труда по оформлению, оценке, обработке и тиражированию научно-технических результатов. Превращением научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию занимаются работники редакций, издательств, типографий. Степень участия ученых, инженеров и разработчиков в подготовке, оценке и создании того или иного научно-технического документа определяется видом информационного источника, поступаемого в сферу обращения. Информационный поток, создаваемый только в отдельной области науки и техники, огромен, а слежение за всеми публикациями даже по узкой специальности сопряжено со значительными затратами времени. Поэтому в научно-информационной деятельности существует отдельное звено, которое занимается превращением научно-технических знаний в первичную научно-техническую информацию. Выполняют эти функции специалисты по аналитико-синтетической переработке информации. Предметом их труда являются источники первичной научно-технической информации, а продуктом - вторичная, третичная и другие виды метаинформации (рефераты, аннотации, переводы, обзоры, библиографические описания и т. п.)28.

Первичные и вторичные источники информации появляются как продукты разных видов труда: первичные - труда по производству и документализации, вторичные - труда по аналитико-синтетической переработке и документализации29.

Первичная информация, по определению, отражает познанные закономерности свойства и явления, закономерности развития природы, общества и мышления, вторичная же, хотя и имеет в качестве исходного объекта своего отражения внешний мир, но отражает его посредством первичной информации. И если первичная научно-техническая информация есть непосредственное отражение объективной действительности, то вторичная научная информация есть информация об информации, или отражение отражения30.

В информационном производстве используется информационная техника - технические средства, способствующие повышению эффективности и качества информационных услуг, удешевлению и ускорению информационного обслуживания. К ним относятся технические средства сбора, хранения и передачи научно-технической информации, устройства ввода и вывода, системы обработки данных, копировально-множительная техника, средства реализации информационно-поисковых и информационно-логических систем, современные электронно-вычислительные машины, полиграфическое оборудование. Создание интегральных информационных систем позволило при однократном индексировании и реферировании научных документов, преобразовании полученных данных в машиночитаемую форму обеспечить использование одних и тех же источников для удовлетворения разнообразных информационных потребностей. В таких информационных системах успешно выполняются все основные виды информационных работ: избирательное распространение информации, подготовка сигнальной информации, издание реферативных журналов с указателями, ретроспективный поиск и т. п31.

Поскольку средства информатики вносят существенные изменения в состав и содержание системы общественного производства, становятся ее органической частью, постольку информатика, ее отрасли становятся частью организационной структуры народного хозяйства, вносят существенные изменения в состав и содержание ее компонентов32.

Видами информационной деятельности являются производство информации, распределение и распространение информации, потребление информации, обслуживание информационной деятельности.

Указанные виды информационной деятельности реализуют информационные работники следующих обобщенных профессий: производители информации; распределители и распространители информации, потребители информации; работники, обслуживающие основную информационную деятельность. Перечисленные виды информационной деятельности и профессий включают и более «узкие» сферы деятельности и специальности33.

Производители информации подразделяются на тех, кто:

- создает информацию;

- подготавливает уже существующую информацию для использования в форме, удобной для потребителя;

- собирает и хранит информацию34.

Распределители и распространители информации занимаются передачей и предоставлением информации потребителям. Среди них можно выделить работников, специализирующихся на передаче информации с использованием тех или иных видов информации и связи35.

Потребители информации получают информацию и реагируют на нее. Поскольку информационная деятельность, создавая соответствующие условия, способствует интенсификации всех форм и направлений творческой деятельности потребителей вне зависимости от области их работы, в настоящее время пользователями информационных услуг выступают фактически все группы специалистов, работающих в общественном производстве. Основные потребители информационных услуг различаются по решаемым ими задачам. Прежде всего, выделяются такие два рынка, как деловой и потребительский или, как их принято называть, рынок типа "бизнес бизнесу" и "домашний". Каждый из них, в свою очередь, делится на секторы и сегменты36.

Работники обслуживающих видов информационной деятельности снимаются обслуживанием информационной техники, информационной технологии и информационных систем37.

В отраслевой структуре информационного сектора народного хозяйства прежде всего выделяется совокупность отраслей, где преобладающими (но не единственными) являются виды деятельности, относящиеся к производству информации - отрасли информационного производства. Причем в отраслях информационного производства в зависимости от отношения тех или иных видов информационной деятельности к собственно производству информации можно выделить три группы более специфических информационных отраслей: производство информации как новых знаний (относятся такие традиционные сферы деятельности, как идеология и политика, искусство, наука, изобретательство и рационализация); подготовка существующей информации к использованию в удобной для потребителя форме (относятся издательство и полиграфия; радио-, теле-, кино- и фотопроизводство; проектирование и опытно-конструкторская деятельность) ; накопление и хранение информации (архивное и библиотечное дело)38.

4. Особенности информационной деятельности в расширенном производстве
Для характеристики особенностей отрасли или подотрасли народного хозяйства, другого подразделения общественного производства следует придерживаться марксовой схемы описания деятельности, которая охватывает: цель, задачи; предмет труда; средства труда; процесс труда, его характеристики и содержание; результат труда; место и роль деятельности в процессе общественного производства и воспроизводства. Эта схема может быть дополнена характеристиками организационно-институциональной структуры деятельности, ее технологии, особенностями обращения ее результатов, взаимосвязей с другими видами деятельности по средствам и предметам труда и его результатам39.

На практике под информационной деятельностью, рассматриваемой в узком смысле, понимается комплекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги и продукты. При таком определении необходимо иметь в виду, что в случае, когда подготовка информационных услуг не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или если такие услуги и продукты подготавливаются в организационно необособленном подразделении, не состоящим на самостоятельном балансе и/или не ведущим самостоятельного учета, эти предприятия и организации окажутся отнесенными к другим отраслям народного хозяйства40.

^ Информационная деятельность представляется не отраслью, а сектором народного хозяйства.

Основной целью и смыслом информационной деятельности является преобразование информации (переработка информационных ресурсов) для решения каких-либо задач потребителей и обеспечение условий для доступа потребителей к требуемой им информации. Особенности информационной деятельности, рассматриваемой узко как деятельности по подготовке информационных услуг и продуктов, связаны с особенностью информации как объекта деятельности - предмета и средства труда41.

Несмотря на растущее значение в общественном производстве, индустрия информации не является самостоятельной, обеспечивает нормальную и эффективную на данном этапе работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства (как самостоятельных, так и нет), т. е. информационная деятельность выступает инфраструктурным сектором. В соответствии с обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру бизнеса и предпринимательства, научных исследований и разработок; развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям; политического, социального, государственного и экономического управления; культуры; отдыха и развлечений; образования и т. п42.

Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационной деятельности - информационными услугами и продуктами, которые наряду с формой продуктов и вещной формой потребительных стоимостей могут иметь и неверную форму - выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самой деятельности по обслуживанию потребителя43.

Главной особенностью использования информации в расширенном воспроизводстве является ее неистребимость. Отдавая материальный продукт, человек утрачивает его, а отдавая информацию, он не теряет ее. Информационные средства производства не расходуются и не амортизируются. Они могут лишь устаревать и забываться44.

Итак, продукты информационного производства подчиняются закону неистребимости, согласно которому «информация не исчезает при ее потреблении или использовании в качестве предмета труда и не аморти­зируется при ее использовании в качестве средства труда». Использование информации в качестве средства производства имеет некоторые особенности, не связанные с ее неистребимостью45.

В информационном производстве информация может быть предметом труда. В теоретических исследованиях, в разработках, в изобретательстве используются результаты подобных предшествующих производств, причем материализация этих результатов вовсе не обязательна. Продукты одного информационного производства используются в качестве предмета труда в другом информационном производстве, этим обеспечивается самодостаточность информационного производства, его малая зависимость от продуктов материального производства. Полной независимости информационного производства от этих продуктов не будет никогда, потому что без материальных средств труда нет ни одного информационного производства46.

Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что их наряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важный и растущий в своем значении элемент производственного потенциала предприятия, отрасли, хозяйства в целом47.

Для подготовки информационных услуг в рамках ин­дустрии информации осуществляется такой вид обработки, как сортировка, прежде всего, разделение и объединение информации (в том числе смысловое), выступающие основным технологическим процессом индустрии информации. В свою очередь, основные технологические процессы для успешного осуществления требуют реализации других процессов как на предшествующих стадиях (например, сбор и упорядочивание информации для последующей обработки), так и на последующих (например, предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и в необходимом количестве экземпляров, доставка потребителям и т. п.)48.

Весьма существенным является и то, что становление информационной деятельности в качестве самостоятельного и массового вида деятельности и сектора общественного производства было связано с переходом к применению ЭВМ и современных средств коммуникации для обработки информации и для предоставления к ней доступа потребителям. Поэтому основным предметом труда в зрелой, ставшей самостоятельной сферой информационной деятельности является информация в машиночитаемой форме, а основным средством труда в ней - ЭВМ49.

В отличие от других отраслей сферы услуг, развитие автоматизации в информационной деятельности ведет не к снижению, а к росту индивидуализации обслуживания, причем за счет усилий и затрат самого потребителя. В индустрии информации стандартизация не противостоит индивидуализации услуг, а, напротив, за счет экономии, которую она приносит (не только в самой индустрии информации, но и у потребителя), позволяет повысить качественный уровень обслуживания, сконцентрироваться на формулировании за­дач и запросов потребителя, и удовлетворении и решении задач потребителя максимально быстро, не заботясь о раз­личиях в источниках информации, базах данных, используемом оборудовании50.

Особенность информационной деятельности и эко­номических отношений в ней привели к тому, что в информационной деятельности сложилась своеобразная система экономических условий хозяйствования, включающая систему цен и ценообразования на услуги, систему ведения расчетов за них, систему организации и финансирования деятельности51.

Кроме того, сами особенности информации и информационных услуг как объектов хозяйствования (например, такие как возможность воспроизведения информации с незначительными затратами и с сохранением воспроизводимой информации в неизменном виде, сохранение информа­цией большинства свойств в процессе потребления и т. п.) обусловили необходимость разработки и применения весьма сложного правового оформления предоставления многих видов информационных услуг, которое все же часто называют недостаточным52.

Необходимо отметить коренное различие технологий транспортировки продуктов материальных и информационных производств. Перемещение материальных продуктов на большие расстояния связано с существенными затратами материальных ресурсов и времени. Современные средства передачи информации создают возможность передачи ее практически мгновенно в пределах земного пространства и ближайшего космоса, что позволяет организовывать сложные информационные производства, распределенные в пространстве и во времени53.

5. Роль и место информационной деятельности в общественном производстве
Место информационной деятельности в общественном производстве определяется тем, что в ее рамках удовлетворяются определенные общественные потребности - прежде всего в информационных услугах и в обеспечении общественно нормальной в данных условиях организации обращения информации в обществе. Выполнение этих функций позволяет считать индустрию информации и информационно-коммуникационный комплекс неотъемлемой частью системы экономической организации, жизненно необходимой для ее функционирования54.

Индустрия информации играет важную роль в общественном производстве. Она способствует интенсификации всех форм и направлений творческой деятельности потребителей вне зависимости от сферы их работы. Кроме того, несмотря на увеличение темпов роста производительности труда, постоянно увеличивается доля занятых в индустрии информации трудовых ресурсов. Это вызвано тем, что производительность труда в самой информационной отрасли, как и в информационном секторе в целом, растет существенно медленнее, чем в сферах общественного производства, активно использующих информацию и знания. Отчасти это объясняется тем, что прогресс в области информационных технологий (закон Мура) способствует расширению круга и сложности решаемых задач, но не снижает затрат живого труда и не­редко даже увеличивает их, а также тем, что механическими и экономическими показателями вряд ли можно измерить производительность творческого, интеллектуального труда, который не всегда дает немед­ленный результат, его пользу и способность решать новые задачи, обеспечивающие рост производительности труда в обслуживаемых инфор­мационным сектором областях общественного производства. Тем са­мым относительное отставание темпов роста производительности труда в информационном секторе по сравнению с другими областями общественного производства является еще одной чертой способа производства, основывающегося на информации как ключевом ресурсе55.

В индустрии информации и информационно-коммуникационном комплексе создаются важные элементы общественного богатства. Прежде всего, это информационные ресурсы, которые в сочетании со средствами их эксплуатации, например, в виде БД, входят в потенциал долговременного действия, который функционирует в течение многих производственных циклов. Кроме того, информационные ресурсы входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением и практической реализацией знаний (научной информации), квалификацией совокупной рабочей силы, включающей выраженный в информации производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена56.

Степенью развития информационной деятельности, индустрии информации и информационно-коммуникационного комплекса все в большей мере определяется воспроизводство на новом качественном уровне рабочей силы (причем прежде всего в тех областях применения труда, которые отстали по сравнению с трудом непосредственно в произ­водстве по уровню оснащенности средствами труда, механизации и автоматизации, а следовательно, по производительности труда). Крупные преобразования в производственном аппарате на основе научно-технического прогресса требуют существенных изменений не только в качественных характеристиках рабочей силы (культурный и общеобразовательный уровень, психология), но и в условиях труда, в том числе в информационном сервисе, которые позволили бы с максимальной эффективностью использовать новую технику и технологию. Совершенствование информационного сервиса, в свою очередь, создает почву для роста интеллектуального потенциала работников и общества в целом. По своей экономической природе накопление знаний однотипно с накоплением материальных элементов производительных сил и выступает в качестве самостоятельного процесса накопления вещных и невещных благ57.

Рост занятости в индустрии информации сопровождается ускоренным накоплением основных фондов. По масштабам используемого оборудования, технических средств и т. п. она приближается к промышленности, Следовательно, характер информационной деятельности приобретает черты индустриального производства58.

Взаимосвязь и взаимозависимость с материальным производством проявляется в том, что на потребности индустрии информации ориентированы мощные инвестиционные отрасли машиностроения и без развития соответствую­щей материальной базы были бы невозможны многие ее современные достижения. Применение ЭВМ и современных средств телекоммуникации для обработки информации и обеспечения доступа к ней потребителей, а также новой издательской техники выступили предпосылкой не только становления, но и важнейшей движущей силой развития информационной индустрии59.

Развитие информационной инфраструктуры во многом определяет эффективность производства. Индустрия информации, будучи важным элементом структуры общественного производства, превращается в крупный сектор хозяйства, существенно влияющий на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса, экономический рост в целом60.

Являясь крупным сектором современного хозяйства, индустрия информации органически встроена в единую систему хозяйственных связей, теснейшим образом взаимодействует с различными звеньями материального производства и непроизводственной сферы, обслуживая их нужды. Индустрию информации и информационно-коммуникационный комплекс можно отнести к следующим блокам сферы услуг, отличающимся друг от друга назначением услуг, характером удовлетворяе­мых потребностей, функциями в хозяйственном комплексе, а именно:

- создание невещественных форм богатства;

- подготовка и функционирование всех звеньев и фаз процесса воспроизводства;

- предоставление услуг, ориентированных на личные потребности;

- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений61.

Единство и общность индустрии информации с материальным производством отчетливо проявляется в их зависимости от объективных экономических законов, в определенной идентичности социально-экономической структуры, направлений и форм научно-технического развития, в близости основных принципов и схем организационного построения62.

Рост занятости в индустрии информации сопровождается ускоренным накоплением основных фондов. По масштабам используемого оборудования, технических и других средств она приближается к промышленности. Таким образом, характер информационной деятельности приобретает черты индустриального производства. Взаимосвязь индустрии информации с материальным производством проявляется в том, что на потребности индустрии информации ориентированы мощные инвестиционные отрасли машиностроения и без развития соответствующей материальной базы были бы невозможны многие ее современные достижения. Применение ЭВМ и современных средств телекоммуникации для обработки информации и обеспечения доступа к ней потребителей, а также новой издательской техники создает предпосылки не только для становления, но и развития информационной индустрии63.

Эволюция индустрии информации в последние десятилетия ознаменовалась существенными изменениями в ее материально-технической базе, в информационных технологиях, методах и принципах организации труда. По мере развития отрасли информации в ней все шире применяются индустриальные методы организации информационном) производства, увеличивается арсенал используемых административно-управленческих методов. Пересматриваются не только те или иные аспекты трудового процесса, но и основополагающие принципы обслуживания. В управлении информационными службами все больший акцент делается на комплексном преобразовании и совершенствовании всей технологии подготовки и оказания информационных услуг64.

Анализ развития и результатов функционирования индустрии информации показывает, что при переходе к использованию новых информационных технологий повсеместное расширение объемов информационных услуг осуществляется не только за счет экономии труда в сфере материального производства, но и за счет внутренних источников развития индустрии информации, повышения производительности труда работающих в ней людей, интенсификации самой отрасли. Все более широкое использование современной информационной техники и технологии, индустриальных методов организации труда связано с процессами обобществления труда на национальном и международном уровнях, ведущими к снижению удельных затрат на подготовку информационных продуктов и услуг и, как следствие, повышению объема их выпуска. Динамичный рост индустрии информации является важнейшей чертой экономики ведущих развитых стран. Совокупное действие объективных факторов, определяющих возрастание общественных потребностей в накоплении информационного потенциала, способствовало концентрации труда, денежных и материальных ресурсов в индустрии информации. Рост этих потребностей является устойчивой закономерностью экономического развития, опирающегося на научно-технической прогресс, итогом и одновременно условием поступательного развития производительной силы общественного труда, его углубляющегося разделения65.
Выводы:
1) Информационная деятельность стала самостоятельной в результате разделения труда прежде всего в области науки и социального управления. В сфере информационного обеспечения науки возник информационный продукт – реферативный журнал, который заложил основы формирования мирового рынка информационных услуг и продуктов66.
2) Целесообразно ввести прагматическую классификацию видов деятельности, предприятий и учреждений, охватываемых информационной деятельностью и представленных на рынке информационных услуг и продуктов. В ней надо различать два связанных с информационной деятельностью понятия - информационную индустрию и информационно-коммуникационный комплекс. Под информационной деятельностью нами понимается комплекс предприятий и организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются информационные услуги и продукты. В случае, когда подготовка информационных услуг не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или если такие услуги и продукты подготавливаются в организационно необособленном подразделении, не состоящим на самостоятельном балансе и/или не ведущим самостоятельного учета, эти предприятия и организации окажутся отнесенными к другим отраслям народного хозяйства. К информационной индустрии относятся те виды деятельности, у которых не только основное содержание, но и цель и смысл деятельности заключаются в выполнении информационных процессов и подготовке информационных услуг. К информационно-коммуникационному комплексу помимо собственно информационной деятельности и информационной индустрии относятся подразделения других отраслей, подготавливающие информационные услуги, а также обеспечивающие средства и материальные условия подготовки и предоставления информационных услуг. При выделении индустрии информации в информационно-коммуникационном комплексе определенную трудность вызывает разграничение ее с отраслями связи и средств массовой информации. Основным критерием разграничения выступает основная задача информационной индустрии - сортировка информации для предоставления требуемой информации потребителю. Отнесение информационной деятельности статистикой к отрасли наука и научное обслуживание, т. е. к непроизводственной сфере, духовному производству, представляется вполне оправданным. Вещная форма многих результатов труда в информационной деятельности, их технико-экономические характеристики, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, базирующаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством. В информационной деятельности сочетаются нематериальное и материальное производство, но последнее еще не успело (и не понятно, успеет ли в условиях быстрого развития новых черт постиндустриального способа производства) обрести законченную социально-экономическую форму. В связи с тем, что часть информационной деятельности, информационной индустрии и информационно-коммуникационного комплекса относится к материальному производству, часть результатов индустрии информации входит в валовой общественный продукт и относится к средствам производства представляя собой перенесенную и вновь созданную стоимость; в информационной деятельности и информационной индустрии частично осуществляется воспроизводство; часть результатов информационной деятельности и индустрии информации может рассматриваться как накопление67.

3) Информационное деятельность представляет собой процесс преобразования информационных ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению потребностей человечества. Каждый конкретный процесс производства информационных продуктов и услуг характеризуется определенным набором факторов и устойчивым соотношением между ними, что выражается в форме используемой технологии как определенной устойчивой комбинации факторов информационного производства. Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация выступает то предметом, то средством труда - обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новых знаний.

^ Несмотря на все возрастающую роль в общественном производстве, информационное производство не является самостоятельным, оно обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и подразделений общественного производства, то есть выступает его инфраструктурным сектором. Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются основными результатами информационного производства - информационными продуктами и услугами68.

4) Место информационной деятельности в общественном производстве определяется тем, что в ее рамках удовлетворяются определенные общественные потребности - прежде всего в информационных услугах и в обеспечении общественно нормальной в данных условиях организации обращения информации в обществе. Роль информационной деятельности заключается в том, что она, создавая соответствующие условия, способствует интенсификации всех форм и направлений творческой деятельности потребителей вне зависимости от сферы их работы. Анализ развития и результатов функционирования индустрии информации показывает, что при переходе к использованию новых информационных технологий расширение объемов информационных услуг, происходящее в массовых масштабах, осуществляется не только за счет экономии труда в сфере материального производства, но и за счет внутренних источников развития индустрии инфор­мации, повышения производительности труда ее работников, интенсификации самой индустрии информации. Все более широкое использование современной информационной техники и технологии, индустриальных методов организации труда связанно с процессами обобществления на национальном и международном уровнях, ведущими к снижению удельных затрат на подготовку информационных услуг и, следовательно, увеличению объема их выпуска. Динамичный рост индустрии информации является важнейшей чертой развития экономики ведущих развитых стран на современном этапе. Совокупное действие объективных факторов, определяющих возрастание общественных потребностей в накоплении информационного потенциала, привело к концентрации труда, денежных и материальных ресурсов в индустрии информации и информационно-коммуникационном комплексе. Их ускоренный рост представляет устойчивую закономерность экономического развития, опирающегося на НТП, итог и одновременно условие поступательного развития производительной силы общественного труда, его углубляющегося разделения между различными конкретными видами69.
Приложение (тест):

Вопросы к стр.1


  1. Информационные ресурсы определяются как … ?

    1. продукт интеллектуальной деятельности

    2. совокупность информационных продуктов и услуг

    3. информационный потенциал

    4. накопленные знания

    5. совокупность информационных технологий




  1. Назовите идентичные понятия термину «информационная индустрия»?

    1. информационная деятельность

    2. информационные процессы

    3. информационное производство

    4. сектор обработки информации

    5. производство информационных продуктов и услуг



Вопросы к стр.2


  1. какой отрасли статистикой в настоящее время относится информационная деятельность?

    1. идеология и политика

    2. изобретательство и рационализация

    3. наука и научное обслуживание

    4. Издательство и полиграфия

    5. архивное и библиотечное дело




  1. Что сближает информационную индустрию с материальным производством?

    1. вещная форма результатов труда

    2. категории потребителей

    3. применение большого парка технических средств

    4. маркетинговый подход

    5. процессы интенсификации расширенного производства



Вопросы к стр.3


  1. Рынок информационных продуктов и услуг формировался, как рынок информации для …?

    1. ученых

    2. студентов

    3. специалистов

    4. рабочих

    5. всех категорий граждан




  1. Какие органы стали первыми специализироваться, как информационные?

    1. школы

    2. университеты

    3. библиотеки

    4. архивы

    5. справочные бюро


Вопросы к стр.4


  1. Какие процессы включает в себя информационное производство?

    1. сбор информации

    2. предоставление информации

    3. аналитико-синтетическая обработка информации

    4. создание баз данных

    5. хранение и поиск информации




  1. Назовите одну из основных функций информационной деятельности?

    1. содействие учебному процессу

    2. накопление информационного потенциала

    3. распространение информационных продуктов и услуг

    4. содействие развитию промышленности

    5. организация досуга



Вопросы к стр.5


  1. Что является предметом труда для специалистов по аналитико-синтетической обработке информации?

    1. библиографические описания

    2. источники первичной научно-технической информации

    3. вторичная научно-техническая информация

    4. обзоры

    5. рефераты




  1. Производители информации подразделяются на тех, кто …?

    1. создает информацию

    2. собирает и хранит информацию

    3. распространяет

    4. подготавливает информацию для использования в удобной форме

    5. потребляет информацию



Вопросы к стр.6


  1. Назовите 3 группы специфических информационных отраслей?

    1. производство информации как новых знаний

    2. распространение информации

    3. накопление и хранение информации

    4. обработка информации

    5. подготовка существующей информации к использованию в удобной для потребителя форме



  1. Информационная деятельность является …(продолжить)?

    1. отраслью народного хозяйства

    2. подразделением народного хозяйства

    3. сферой влияния народного хозяйства

    4. сектором народного хозяйства

    5. вспомогательным звеном народного хозяйства

Вопросы к стр. 7


  1. Что является главной особенностью использования информации в обществе?

    1. возобновляемость

    2. бесценность

    3. неисчерпаемость

    4. неистребимость

    5. распространенность




  1. С чем было связано становление информационной деятельности в качестве сектора общественного производства?

    1. с появлением книгопечатания

    2. с развитием промышленного производства

    3. С развитием науки и техники в 20 в.

    4. с переходом к применению ЭВМ

    5. с появлением сети Интернет



Вопросы к стр. 8


  1. Что позволяет организовать сложные информационные производства, распределенные в пространстве и во времени?

    1. почтовые службы

    2. телефонная сеть

    3. локальные сети

    4. интернет

    5. современные средства передачи информации




  1. Чем определяется место информационной деятельности в общественном производстве?

    1. тем, что информационные ресурсы являются элементом общественного богатства

    2. тем, что информационное производство предоставляет рабочие места

    3. тем, что в ее рамках удовлетворяются определенные общественные потребности

    4. тем, что информационная деятельность служит развитию производства

    5. тем, что информационная деятельность выполняет функции по сбору, обработке и распространению информации



Вопросы к стр. 9


  1. Что является элементом общественного богатства в индустрии информации?

    1. информационные услуги

    2. информационные продукты

    3. информационные ресурсы

    4. накопленные знания

    5. производственный опыт




  1. Какая инвестиционная отрасль ориентирована на потребность информационной деятельности?

    1. металлургия

    2. машиностроение

    3. деревообрабатывающая промышленность

    4. топливно-энергетическая отрасль

    5. легкая промышленность


Вопросы к стр. 10


  1. Чем сопровождается рост занятости в индустрии информации?

    1. сокращением цен на информационные продукты и услуги

    2. улучшением качества информационных продуктов

    3. созданием новых видов информационных продуктов и услуг

    4. сокращением временных затрат на производство информационных продуктов и услуг

    5. накоплением основных фондов




  1. На что делается основной акцент в управлении информационными службами?

    1. на применение информационных технологий

    2. на комплексное преобразование технологии подготовки и оказания информационных услуг

    3. на создание новых видов информационных продуктов

    4. на научную организацию труда

    5. на создание электронных документов


Литература:

1. Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 248 с. – (Специальный издательский проект для библиотек). ISBN 5-8183-0898-7.
2. Рынок информационных услуг и продуктов / И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. – М.: МК-Периодтка, 2002. – 549 с.
3. Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляревский, Г.З. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова. Под ред. Ю.М. Арского. – М.: ВИНИТИ, 1998. – 110 с.
4. И.И.Родионов, Р.С.Гиляревский, В.А.Цветкова, Г.З.Залаев. – М.: МК-Периодика, 2002. –80 с.
5. Рокицкая. Э.Е. Информационная составляющая - маркетинговой деятельности.- 40 с.
6. Родионов, В. А. Цветкова. Под ред. Ю. М. Арского. – М.: ВИНИТИ, 1998. – 98 с.


1 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 4.

2 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 166.

3 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 166.

4 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 166.

5 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 167.

6 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 167.

7 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 167.


8 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 168.

9 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 169.

10 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 169-170.

11 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 170.

12 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 171.

13 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 171.


14 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 171.

15 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 18.

16 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 18-19.

17 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 19.

18 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 3.

19 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 19.

20 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 19.

21Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 20.

22Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 20.

23 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 20-21.

24 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 12.

25 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 12.

26 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 12-13.

27 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 13.

28Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 13-14.

29 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 14.

30 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 14.

31 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 15.

32 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 15.

33 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 17.

34 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 17.

35 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 17.

36 Современная информатика: наука, технология, деятельность/ Р.С. Гиляревский, Г.З. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова. Под ред. Ю.М.Арского.- М.: ВИНИТИ, 1998.- С. 92.

37 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 17.

38 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 17-18.

39 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С.173.

40 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 173.

41 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 174.


42 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 174.

43 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 174.

44 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 10.

45 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 10.

46 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 10.

47 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 175.

48 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 175.

49 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 175.


50 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 177.

51 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 178.

52 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 179.

53 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 12.

54 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 183.


55Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 34.

56 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 185.

57 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 186.

58 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 188.

59 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 188.

60Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 35.



61 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 35.

62 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 188.

63 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 36.

64 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 36.

65 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С. 36-37.

66 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 4.


67 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 172.


68 Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- С.

69 Рынок информационных услуг и продуктов/ И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев.-М.: МК-Периодика, 2002.- С. 189.




Скачать файл (172.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации