Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Выборы как политический институт - файл 1.doc


Реферат - Выборы как политический институт
скачать (117.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc118kb.17.11.2011 23:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию РФ

Читинский государственный университет

Энергетический институт

Факультет экономики и информатики

Кафедра социологии


Реферат по социологии:

Выборы как политический институт.

Работу выполнила:

Студентка группы ЭУЭ-07-2

Щепетова Елена Владимировна

Проверила:

Кузнецова Елена Петровна
Чита 2007

Содержание.
Введение………………………………………………………………….…3

1 Народовластие и основные формы его осуществления в РФ…………4

2 Политические функции института выборов…………………………...6

3 Выборы как институт прямого народовластия……………………….17

Заключение………………………………………………………………..26

Список используемой литературы………………………………………29


Введение.
Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путем голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединенных профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
^ Народовластие и основные формы

его осуществления в РФ.
Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и прямой демократии . В конституции РФ указывается  (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ. Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ   правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов.


^ Политические функции института выборов.
Институт выборов в современной России, являясь одним из самых зримых элементов новой для страны политической системы, выступает в числе наиболее активно исследуемых сюжетов в отечественной политологии. Вместе с этим, прочное закрепление в качестве ведущего механизма политического процесса периодических состязательных выборов на многопартийной основе одновременно сопровождается кризисом доверия граждан и общества к государству. Уже одно это обстоятельство стимулирует поиск ответов на вопросы: Почему в России во многих случаях низка электоральная активность граждан? Какова реальная степень легитимности власти? В чем причина беспрерывной смены правил игры продолжающегося уже более десяти лет процесса трансформации избирательного процесса? В какой мере можно говорить об объективных предпосылках подлинной многопартийности в России?

Последние законодательные и политические инициативы в связи с принятием Закона о политических партиях и намечающейся блокировкой крупных политических фракций в Государственной Думе также актуализируют проблему исследования реального состояния института выборов в современной России.

Эффективное решение экономических и социальных проблем невозможно без демократических политических институтов, одним из которых является институт выборов. Не авторитарная, а сильная государственная власть, опирающаяся на волю народа и несущая перед ним реальную политическую и юридическую ответственность, - сегодня одно из главных условий успешного развития страны. Одновременно это и главная цель продолжающегося процесса становления российского политического института выборов.

Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов. Избирательная система - один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется как синоним понятия «институт выборов».

Предметом исследования является институт выборов как совокупность правовых норм, избирательных систем, организационных структур, политических технологий, политических традиций и иных факторов, определяющих функционирование этого института в обществе. Избирательная же система выступает как предмет регулирования избирательного права, именно поэтому абсолютное большинство публикаций по проблемам избирательного процесса принадлежит представителям юридической науки. Это вполне объяснимо: именно правоведы призваны закреплять и регулировать избирательный процесс конституционно-правовыми средствами. Но выборы как политический институт, как составная часть политической системы общества в то же время являются предметом исследования и политической науки.

В среде российских исследователей и политиков и, как следствие этого - в общественном мнении, - господствует традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти. Такой подход является ограниченным и неполным, он может в определенной мере деформировать общественное самосознание.

Во-первых, выборы нельзя рассматривать вне контекста с формой государственного устройства и типом политического режима в стране. Во-вторых, не затрагивающий базовых общественных и личностных ценностей подход к выборам с технологической меркой является питательной средой для манипулирования общественным сознанием и общественным поведением. В-третьих, выборы нельзя сводить исключительно к процедурным вопросам из-за сложности и неоднородности состава субъектов избирательного процесса. В-четвертых, подобный подход нисколько не способствует утверждению демократических представлений и демократических норм и способов поведения граждан. В-пятых, выборы являются самостоятельным политическим институтом, играющим свою собственную роль и выполняющим только ему присущие функции в политической системе общества.

Нигде в мире становление выборной демократии не происходило одномоментно, даже в ныне передовых демократических странах этот процесс растягивался на многие десятилетия. Транзитологи и последователи неокорпоратизма в качестве предварительных условий демократизации переходных обществ, в том числе и становления демократических основ выборов, называют национально-гражданское единство, наличие гражданского общества. Есть различные точки зрения на роль кризисных ситуаций и конфликтов в демократических преобразованиях. Э. Шилз писал, например, что «...кризис не приведет к росту гражданственности. Она может расти лишь медленно и в спокойной атмосфере...». Существует и прямо противоположное мнение о влиянии кризиса и конфликта на становление демократии. Д.А. Растоу, например, не может «...представить себе ситуацию, когда бы сколько-нибудь заметный рост гражданственности и демократии происходил иначе, чем в результате кризиса».

Большинство авторов сходится на том, что формальное юридическое оформление демократического института выборов России само по себе не приводит к упрочению демократических основ общества. Мы можем уверенно говорить о том, что формально-логическое совпадение процессов демократизации института выборов в России и в развитых зарубежных странах не сопровождается аналогичным совпадением с точки зрения конкретно-исторических условий. Становление института выборов в России с формально-логической точки зрения повторяет схему становления этого института в США и Европе в конце XIX в. В общем виде она сводится к следующему: наряду с укреплением, повышением эффективности государства в целом, усилением властных структур, стремительно развиваются демократические основы выборов - всеобщее избирательное право, состязательность и альтернативность выборов, политический плюрализм и многопартийность, выборы как единственный легальный источник легитимации власти.

Однако наблюдается и весьма существенное отличие этих процессов в России от аналогичных явлений в зарубежных странах развитой демократии: - общественное доверие к выборам в России на порядок ниже. На наш взгляд, причинами этого являются, во-первых, слишком быстрый темп становления институциональных основ выборов, особенно в 1989-1993 гг., предшествовавших так называемому первому электоральному циклу в России. Во-вторых, так уж получилось, что романтические устремления российских демократов первой перестроечной волны удивительным образом трансформировались в явное стремление последних закрепить свои достижения чисто формальными способами. Выборных процедур это коснулось в первую очередь, и не случайно именно в этот период начинается бурный рост индустрии избирательных технологий, в большинстве своем позаимствованных за рубежом. Разрушив монополию одной политической силы - всесильной КПСС, - демократы поспешили любыми способами утвердить свою собственную монополию, к тому же густо замешенную на элементах дикой приватизации, которая в общественном мнении неразрывно связана с началом периода демократизации.

Конституция РФ 1993 г. закрепила политическое устройство страны с сильной президентской властью и заложила основы демократической избирательной системы. Россия присоединилась к Заявлению о критериях свободных и демократических выборов и всемерно подчеркивает желание следовать демократическим международным стандартам в этой сфере [25-26]. В то же время решающую роль в избирательном процессе в современной России стала играть не столько совокупная воля избирателя, сколько административный и денежный ресурс наряду с широко развившимися избирательными технологиями.

Тот же Д.А. Растоу говорил еще в 1970 г. об одном обязательном условии демократизации в странах переходного типа - наличии национально-гражданского единства общества. Два электоральных цикла в России показали, что нашему обществу еще очень далеко до гражданского согласия и этот постулат основоположника транзитологии применительно к России в настоящее время достаточно условен.

Без систематической работы по формированию и усвоению базовых политических и гражданских представлений на уровне личности и активной части общественности, выборы еще долго будут оставаться способом реализации эгоистических интересов отдельных элит. Каких именно элит - для России вопрос особый, притом вырастающий в проблему национального масштаба.

Критерии отнесения выборов к политическим институтам находятся в стадии активного обсуждения научной общественностью.

Выборы есть один из институтов народовластия и способ реализации политической правосубъектности граждан. Они давно превратились в демократических странах в одну из конституционных основ государственного устройства. Поэтому реальное содержание и разнообразные функции выборов выходят далеко за рамки «таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право, избирательная система и избирательный процесс».

Выборы как политический институт следует рассматривать как обязательный и постоянно действующий элемент политической системы. Этот институт нельзя привязать только или главным образом к временным рамкам избирательных кампаний. Принципиальная ошибка нынешних властей состоит как раз в том, что выборы на практике рассматриваются как кампания, а не как постоянно действующий политический институт. Отсюда и разрыв между существующим избирательным законодательством и реалиями, а также быстрая утрата доверия вчерашних избирателей к своим избранникам.

В отечественной литературе, особенно правовой, анализируется соответствие, например, нашего законодательства международным стандартам избирательного права. Представляется, что гораздо важнее исследовать соответствие международным стандартам нашей политической практики.

Один из создателей политико-правовой теории институционализма французский правовед М. Ориу (1856-1929) полагал, что институт - это определенная идея, осуществляемая в конкретной среде. Любой политический институт состоит из структуры (организации) и коллективных представлений, которые обслуживают эту структуру. Очевидно, что простое или формальное установление принципиальной возможности выборов органов власти еще не означает установление полноценного института выборов как формы рождения народовластия.

Важная проблема в политологии - вычленение политических институтов из состава политической жизни общества. Большинство отечественных авторов ограничивается включением в состав политических институтов государства и политических партий. Другие добавляют к этому гражданское общество, парламентаризм и парламент, институт президентства, бюрократию и бюрократизм. Третьи выделяют и такие политические институты, как общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и, конечно же, избирательные системы.

Особого внимания применительно к России заслуживают вопросы о необходимости формирования политических институтов, об их востребованности со стороны граждан, общества в целом, об их реальном значении в политическом процессе, их правовом и практическом статусе и т.п.

Особое значение для современной России приобретает одна из важнейших проблем политологии - проблема политической стабильности. Большинство ученых связывают устойчивость функционирования политической системы со степенью институционализации различных элементов политической системы.

Важнейшей функцией любого политического института является обеспечение политической стабильности. Применительно к институту выборов подобная функция приобретает особое значение. Во-первых, функционирующий в данном обществе в данных исторических условиях институт выборов является механизмом формирования большинства остальных политических институтов; во-вторых, именно через выборы осуществляется регулирование деятельности основных политических институтов, выборы являются средством легитимации властных институтов, а последняя представляет собой решающий фактор политической стабильности. Ясно, что устойчивость самого института выборов прямо и непосредственно влияет на политическую стабильность. Часто меняющиеся правила выборов ставят под сомнение справедливость, а следовательно, и легитимность выборов. Отсюда прямой путь к политической нестабильности.

В современной России начиная с 1988 г. - года принятия Закона о выборах народных депутатов СССР - и по сей день продолжается трансформация избирательной системы. Дважды уже принимался Федеральный закон «О гарантиях избирательных прав граждан» (1994 и 1997 гг.). В настоящее время Государственная Дума рассматривает новую редакцию этого закона. Принятый летом 2001 г. Федеральный закон «О политических партиях» самым существенным образом меняет картину будущих выборов как на федеральном, так и на региональном уровне.

Понятно, что мы имеем дело с еще продолжающимся в России процессом формирования основных политических институтов, в том числе и института выборов. В сложной взаимосвязи функционирования всех политических институтов в период их становления непросто вычленить особую роль и значение института выборов. Рискнем предположить, что в настоящее время в России малореальной представляется возможность создания и функционирования хорошо работающей избирательной системы. До тех пор, пока в обществе не будут сформированы и усвоены большей его частью, или, по крайней мере, основными политическими элитами, консенсусные представления по основным направлениям национально-государственного строительства, в стране будут продолжаться попытки менять те или иные элементы института выборов. Стабилизирующим фактором, безусловно, является подписание Россией ряда международных правовых актов, формулирующих международные стандарты выборов. Это так, но очевидно и другое: формальное согласие принять высокие международные стандарты еще не означает следование им в действительности. Высокая степень абсентеизма граждан России в последние годы не в последнюю очередь связана и с неверием в справедливость и эффективность сложившегося института выборов.

Что касается сущности самого понятия политического института выборов, то, на наш взгляд, нельзя сводить его содержание к понятиям «избирательная система» или «избирательное право». Авторы первого в современной России системно написанного труда «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» достаточно подробно, например, раскрывают правовую сущность избирательного процесса, практически не касаясь политической стороны выборов [36]. Последняя же, на наш взгляд, является чрезвычайно важной, ибо именно она определяет степень социализации, т.е. включенности индивидов в политическую жизнь. Политический подход к выборам означает необходимость выяснения потребности индивида в осмыслении сущности власти и своего собственного отношения к ней. Здесь же формируется потребность практического участия во властных отношениях, не меньшее значение приобретает вопрос о легитимности власти, о взаимной ответственности гражданина и власти. Встает вопрос и о месте и роли института выборов в политической системе страны, в политическом процессе вообще. К этому необходимо добавить и то, что институт выборов как таковой имеет свою собственную структуру - нормативную базу в виде избирательного права, систему избирательных комиссий, практически работающую систему организации выборов, систему подготовки кадров организаторов выборов, изучение избирательного права и избирательного процесса в учебных заведениях, формы и методы работы с общественностью по ее участию в выборах, конституционно закрепленную (или определенную) систему голосования, систему общественного контроля выборов, способы и формы интеграции института выборов в политическую систему и политическую жизнь страны. Нельзя представлять себе институт выборов без методологии и методики определения мотивации участия граждан в выборах. Надо принимать во внимание те функции, которые должен реализовывать институт выборов в обществе, как по отношению к личности, гражданину, так и по отношению к обществу и государству.

В условиях продолжающегося процесса формирования современной политической системы России на институт выборов ложится особая ответственность. Он предстает как историческая альтернатива далеко еще не исчезнувшему тоталитарному сознанию граждан и бюрократическому традиционализму. Иного пути перед политической жизнью России (если считать, что она уже определила свой исторический поворот в сторону демократического развития), как становление и совершенствование института выборов, - нет.

В определенной мере можно говорить об институте выборов как универсальном политическом институте, выполняющем интегративную функцию в политическом процессе России. Выборы следует рассматривать как социальный механизм, с помощью которого: а) рождается власть; б) реализуется сущность гражданского общества; в) формируются политические элиты; г) идет процесс социализации личности; д) осуществляются контроль и регулирование деятельности власти со стороны граждан; е) фиксируются общественные настроения; ж) реализуются отношения представительства избирателей в органах власти.

Можно выделить несколько групп условий эффективности выборов.

Приоритетными выступают экономические условия. Речь идет об уровне развития отношений собственности в обществе. Индивид, в той или иной мере обладающий собственностью, в огромной степени заинтересован в создании политических механизмов, обеспечивающих защиту его собственности. Отсюда и проистекает мотивация участия человека-собственника в выборах.

На мой взгляд, еще не наступило осознание того, что произошло в России в результате обвальной приватизации. Не касаясь чисто экономических и криминальных последствий этого процесса, подчеркнем только один факт: экономически состоятельный «средний класс», вопреки ожиданиям либерально настроенной части общества, в России не сложился. Большая часть населения лишена экономических оснований для нормальной жизни, не является субъектом экономических отношений и поставлена перед необходимостью элементарного выживания, поэтому вряд ли возможно рассчитывать на осознанную мотивацию электорального поведения граждан.

Среди социальных факторов эффективности института выборов особое значение имеют стабильность всех общественных институтов и наличие общепризнанных социальных ценностей, таких как возможность трудиться, доступное образование, медицинское обслуживание, укрепление и защита семьи, детства и т.п. Для нашей страны данный фактор имеет особое значение, вследствие еще сохраняющихся представлений об уровне социальной защиты населения в советское время.

Среди политических условий, необходимых для эффективности выборов следует отметить наличие демократических традиций, развитое гражданское общество, сложившуюся многопартийность, устойчивую законодательную базу, независимое от государства функционирование средств массовой информации.

Необходимо учитывать и еще один фактор, влияющий на эффективность демократических выборов. Речь идет об историко-национальной самоидентификации народа, которая связана с определением исторических перспектив развития страны, ее места в меняющемся мировом устройстве, с понятиями патриотизма, чувства гражданской ответственности и т.п. Особо следует подчеркнуть необходимость общественно-политического консенсуса в вопросах государственного устройства общества и его основных институтов. Если одна часть общества выступает за капитализм, а другая за социализм, то выборы лишь обострят эту борьбу, а затем перенесут ее на уровень политических институтов, что рано или поздно приведет к разрушению государства.

Для России это обстоятельство особо значимо, хотя драматизировать его не стоит. Хотя бы потому, что все эти вопросы обсуждаются и решаются главным образом на уровне отдельных элит. Как ни странно, отчуждение большинства граждан России от реальной власти в данном случае может сыграть положительную роль, поскольку появляется возможность решить эти сложнейшие проблемы путем достижения социально-политического консенсуса среди основных политических элит.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с переходом бывшего СССР, а затем и Российской Федерации к постоянному порядку выборного формирования власти на демократических началах.

Десятилетний опыт применения принципов демократических выборов в России в период становления нового государственно-политического устройства общества открывает, по сути дела, новый этап в развитии нашей государственности. Это ставит анализ широкого круга проблем, присущих выборам как самостоятельному политическому институту, в ряд самых насущных задач отечественной науки.

^ Выбор как институт прямого народовластия.
Значение выборов как института прямого народовластия трудно переоценить. Ценность выборов, а также реализующегося посредством участия в них избирательного права, были с достаточной полнотой осознаны отечественными мыслителями еще в начале ХХ века. С. А. Котляревский писал: «Несомненно, всеобщее [избирательное] право имеет одно драгоценное и незаменимое свойство – давать избираемым чувствовать, что за ними стоят не отдельные группы, которых выдвигает происхождение, имущество, или какая-нибудь историческая случайность, но стоит весь народ – его право, его разум, его совесть, его воля. На современном этапе также присутствует понимание значимости, необходимости института выборов для становления правового государства и развитого гражданского общества. С. Д. Князев говорит о выборах как «императивном институте народовластия», Е. В. Лысова подчеркивает, что «именно свободные выборы являются залогом обеспечения конституционных прав граждан на достойную жизнь, самоопределение, участие в делах государства и многих других важнейших конституционных положений». Однако следует отметить, что понимание еще не означает решения проблемных вопросов, возникающих в сфере выборов и избирательного законодательства, которым также будет уделено внимание. Если рассматривать выборы с точки зрения истории, то, следует отметить, что выборные начала присутствовали еще в общественнополитической жизни Древней Руси. В. В. Еремян отмечает, что «славянорусские государственно-политические и самоуправленческие институты исследуемого исторического периода относились к классическому “полисногреческому” типу – к типу непосредственной демократии». «Предполагалось участие всех лично свободных граждан (отвечающих ряду требований, прежде всего гражданско-правового характера) в городском, сельском или вечевом собрании и выборах органов исполнительной – прежде всего княжеской, но иногда, как в Новгороде, и епископской власти» – пишет автор. Иванченко А. В. также подчеркивает, что «начальный период становления российской государственности был органически связан с развитием начал представительности и непосредственной демократии при опоре на традиции вечевой общности и соборности». При этом вече самостоятельно организовывалось назначение, проведение и контроль за выборами своего состава, то есть осуществляло избирательные функции для собственного воспроизводства в качестве представительного (выборного) органа.

Таким образом, выборы, выборные институты в России характеризуются ранним зарождением (это ставит под сомнение точку зрения авторов, считающих, что в России очень слабы или отсутствуют демократические традиции). Несмотря на это, в процессе эволюции их развитие в ряде случаев замедлялось и даже прерывалось (в период абсолютизма). Формирование многих современных демократических выборных институтов, их законодательное закрепление с учетом международных избирательных стандартов произошло в России лишь в последнее десятилетие ХХ века.

Право граждан участвовать в управлении делами государства посредством выборов следует из норм Конституции Российской Федерации. В ней в статье 3 указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Таким образом, Конституция Российской Федерации не дает определения выборов, а лишь указывает в ч. 3. ст. 3, что свободные выборы являются «высшим и непосредственным выражением власти народа». Более того, действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от предыдущей, не содержит специальной главы об избирательной системе. Вместе с тем, следует отметить, что институт выборов в достаточной степени регламентирован иными законодательными актами. К их числу следует, прежде всего, отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другие. На уровне субъектов Федерации и местном уровне также приняты соответствующие законы, регламентирующие проведение выборов. Кроме того, не следует забывать о международно-правовых актах в сфере выборов, поскольку в соответствии со статьей 15 Конституции РФ принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В числе их, прежде всего необходимо назвать Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в рамках СНГ в 2002 г. подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Что же касается определения понятия выборов, то законодательно оно закреплено в пункте 9 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и звучит так: «Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица». Следовательно, главным в выборах является то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти.

Наиболее существенный признак выборов заключается в прямом волеизъявлении граждан и выдвижении ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Мнения ученых-юристов по вопросу определения понятия выборов достаточно разнообразны. Существует точка зрения, согласно которой понятие «выборы» включает в себя три составляющие: политическую, юридическую и технологическую. В политическом отношении выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, обеспечивающей распределение выборных мандатов по тогам голосования избирателей. В юридическом плане выборы выступают в качестве избирательного права – системы юридических правил, устанавливающих порядок и гарантии осуществления избирательных действий на стадиях избирательного процесса. В технологическом аспекте выборы оформлены в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса. В вопросе определения понятия выборов интерес представляет точка зрения А. А. Торшенко и В. А. Трегубенкова. Исследуя различные подходы к понятию выборов как сложного и многогранного явления, авторы делают вывод о том, что наиболее часто выборы рассматриваются в качестве института прямой демократии, коллективного права граждан, обособленной сферы публичной жизни, связанной с постоянным воспроизводством и обновлением аппарата власти, избирательных процедур, избирательной кампании. Отмечая ценность всех определений выборов, А. А. Торшенко и В. А. Трегубенкова констатируют, что оценка выборов «как института прямой демократии, коллективного права народа (граждан), обособленной сферы публичной жизни вписывает их в более широкий социальный контекст родственных политико-правовых институтов и помогает увидеть их место в системе народовластия». Исходя из этого, авторы делают вывод, что «выборы – способ обязательного, регулярного воспроизводства аппарата публичной власти путем самостоятельного, свободного избрания гражданами в статусе избирателей, выборщиков, депутатов представительных органов власти и выборных должностных лиц». В целом с приведенным определением, определяющим в общих чертах сущность выборов, можно согласиться. При этом следует отметить его универсальность, применимость к различным уровням выборов и избирательных систем.

Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации политической правосубъектности граждан, конституционную основу государственного строя. Ключевой категорией для выборов, а также институтов отзыва, референдума, народной законодательной инициативы является понятие избирательного права. Действительно, осуществление гражданами своего права на участие в управлении делами государства посредством выборов не может быть реализовано без предоставления им избирательного права, его законодательного закрепления и разработки системы гарантий его реализации. Ведь избирательное право выступает базовой юридической структурой, в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляется становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в <качестве публично-правовой формы организации народовластия. Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 32 прямо указывает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. С точки зрения авторов, которые считают, что избирательное право следует рассматривать в двух смыслах – объективном и субъективном, – право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является субъективным избирательным правом. Важность именно субъективных прав и свобод, их гарантированности подчеркивал еще в советское время Н.И. Матузов, утверждая, что «они служат средством организации доступа граждан к материальным и духовным благам, к осуществлению власти, управлению государством, формой удовлетворения разнообразных социальных потребностей и интересов, способом правового оформления демократии». В соответствии с действующим законодательством, право избирать является активным избирательным правом, а право быть избранным – пассивным избирательным правом (пп. 26, 27 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Следует отметить, что право избирать и быть избранным является важнейшим, хотя и не единственным в системе избирательных прав. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 28 ст. 2) помимо указанного права к числу избирательных прав относит также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. То есть перечень приведенных избирательных прав, производных от конституционно закрепленного права избирать и быть избранным, не является исчерпывающим.

Имея различное содержание, субъективные избирательные права обладают рядом общих признаков. Важнейшими из них является следующие: 1) избирательные права относятся к группе политических прав и свобод; 2) являются правами совершеннолетних граждан соответствующего государства (иностранные граждане и лица без гражданства в России не обладают избирательными правами); 3) право избирать и быть избранным, а также производные от него избирательные права являются коллективными; 4) исходя из природы избирательных прав, можно сделать вывод о том, что они являются естественными правами. Что касается объективного избирательного права, то его можно определить как основанную на определенной системе представлений о должном и справедливом совокупность норм, исполнение которых обеспечивается государством и которые регулируют процесс избрания членов представительных органов власти и отдельных должностных лиц.

Поскольку выборы являются самостоятельным институтом, самостоятельной формой народовластия, обладают определенной спецификой, присоединение к избирательному праву правовых норм, регулирующих реализацию схожих с выборами институтов, может привести к размыванию демократических основ конституционного строя, принципов избирательного права.

Каковы же принципы избирательного права? Как отмечает Вешняков А. А., «как правило, в конституциях закрепляются принципы избирательного права – руководящие идеи, лежащие в основе регламентации института выборов, выработанные многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получившие воплощение в важнейших международно-правовых документах». Поскольку Конституция РФ принципы избирательного права (всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляет только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), то в вопросе о принципах избирательного права следует ориентироваться, прежде всего, на международные правовые акты, как имеющие приоритетное значение. Так, Всеобщая декларация прав человека в п. 3 ст. 21 определяет, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Таким образом, из приведенных положений следует, что демократические выборы должны быть, прежде всего, периодическими и нефальсифицированными, а избирательное право – всеобщим и равным при тайном голосовании. Немаловажным является и указание на необходимость соблюдения свободы голосования, то есть волеизъявление избирателей должно быть свободным. Аналогичные принципы изложены в п. b статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Единственное различие связано с употреблением в пакте применительно к выборам такой характеристики, как «подлинность», что является синонимом их «нефальсифицированности» в том смысле, который в это понятие вкладывает Всеобщая декларация прав человека.

Что касается российского законодательства, то принципы проведения выборов в Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме уже упоминавшихся принципов всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании закрепляется и принцип прямого избирательного права. Этот принцип не зафиксирован в международных нормативно-правовых актах, поскольку в ряде стран практикуются косвенные (многостепенные) выборы.

В Российской Федерации выборы прямые, хотя конституционные нормы не устанавливают запрета на проведение косвенных выборов. Соблюдение указанных принципов, необходимо подчеркнуть, является обязательным при проведении выборов любого уровня, будь то федеральные, региональные или местные выборы, как при выборах представительного органа, так и должностного лица. Принципы проведения референдума сходны с принципами проведения выборов, что, безусловно, сближает эти институты и дает основание некоторым авторам, например, Пылину В. В., рассматривать вместе принципы избирательного и референдумного права. Причем следует отметить, автор значительно расширяет традиционный перечень принципов избирательного права. К их числу он, помимо закрепленных в указанной статье ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относит: свободное и добровольное участие граждан в выборах; проведение выборов на альтернативной основе; организацию и проведение выборов избирательными комиссиями, вмешательство в деятельность которых не допускается; открытость и гласность при осуществлении прямого волеизъявления граждан посредством участия в выборах; обязательность решений вышестоящих избирательных комиссий для нижестоящих, а также для всех субъектов избирательного процесса; состязательность в ходе предвыборной агитации; обязательность проведения выборов. Безусловно, высказанная Пылиным точка зрения имеет право на существование, однако некоторые из перечисленных им принципов, на наш взгляд, скорее являются основополагающими началами отдельных институтов избирательного права.

Заключение.
Подводя итог, хотелось бы отметить очевидное расширение избирательных прав в России, их нормативное закрепление на федеральном и региональном уровне. Но с сожалением приходится констатировать наличие причин, таких, как низкий уровень правовой культуры избирателей и участников избирательного процесса, несовершенств во законодательства, слабая материально-техническая база и прочие, которые обусловливают возникновение негативных явлений в процессе проведения выборов. Рассмотрим некоторые из них. Проблемным вопросом, возникающим в процессе реализации гражданами своего избирательного права, является коррупция. Именно на этой проблеме акцентировал внимание А. А. Вешняков в своем выступлении на круглом столе, посвященном политической коррупции в России. С точки зрения Вешнякова А. А., существующий в России институт выборов не лишен недостатков, следствием которых является то, что при возрастании пропагандистских и финансовых рычагов на выборах одновременно как бы снижается роль избирателя: он все в большей степени подвергается различного рода воздействию, особенно через СМИ. Зачастую и сами избиратели «продают» свой голос. В качестве первоочередных мер, посредством которых выборы станут преградой для политической коррупции в России, Вешняков А. А. предлагает путь развития и конкретизации законодательства о выборах, внесения корректив в нормы, которые оказались на практике неэффективными, а также совершенствование правоприменительной деятельности, судебной практики по разрешению избирательных споров, повышение политической и правовой культуры всех участников избирательного процесса, от административно-политической элиты до рядового избирателя. Не менее актуальной на современном этапе представляется проблема бюрократизации выборов, под которой, по мнению Затонского В. А., понимается «использование в ходе выборов административного ресурса, то есть использование полномочий властных структур или их руководителей, которые дают на выборах большие преимущества одним кандидатам и фактически лишают шансов других» . Несмотря на предпринимаемые законодательные меры для сведения к минимуму использования административного ресурса, следует констатировать, что процесс бюрократизации выборов продолжается. Перечисленные негативные явления, сопутствующие практически любым выборам, проводимым сегодня на территории Российской Федерации, далеко не исчерпывают перечень всех проблем, имеющих место на данном этапе в рассматриваемой сфере. Однако для эффективного устранения недостатков, совершенствования избирательной системы, важным является и установление причин, следствием которых явились выявленные проблемы. Здесь следует учитывать совокупное воздействие факторов политического, экономического и социально-психологического характера. Немаловажное значение имеет тот факт, что в современных условиях граждане не имеют поддержки от горизонтальных структур, то есть достаточно развитого гражданского общества, при этом сохраняется «социальная инертность, унаследованная от времен коммунизма, пассивность общества». При таких обстоятельствах выборы не воспринимаются большей частью граждан, обладающих избирательным правом, как политико-правовая ценность. Апатия избирателей зачастую становится главной причиной того, что во власть приходят представители криминальных структур, политиканы и прочие. К числу факторов, влияющих на реализацию избирателями своего избирательного права, с точки зрения Михайловской И. Б. и Кузьминского Е. Ф. следует отнести, прежде всего, отсутствие опыта участия в политической жизни (что объясняется отсутствием таковой в советский период истории нашей страны) и недостаточной осознанностью связи между характером «избирательного поведения» и возможными изменениями в социальной жизни. На наш взгляд, отсутствие «политического опыта» как его понимают авторы, не является фактором, оказывающим серьезное влияние на реализацию гражданами избирательного права. Институт выборов существовал и в советские времена, значит был и политический опыт. Все дело в том, что формальный характер выборов советского периода <неинадолго закрепился в сознании граждан, и переосмысление выборов в ценностном измерении происходит очень тяжело. В силу изложенного рано говорить о формировании полноценной системы, позволяющей трансформировать интересы избирателей в решения законодательной власти. С нашей точки зрения, абсолютно права Лукашева Е. А., считая, что «самое трудное в современной России – преодоление формировавшихся веками стереотипов, связанных с принижением роли человека, пренебрежением его правами, свободами, достоинством. Эти стереотипы, в первую очередь, определяют аморализм современного российского общества. Необходимо использовать все средства, и, прежде всего, конституционные институты и механизмы, для того чтобы постепенно, шаг за шагом, преодолевать этот аморализм». На наш взгляд, такими конституционными институтами являются институты народовластия, и, в первую очередь, свободные выборы.

Список используемой литературы.
1) Анохин М.Г. Политические системы. М., 1996.

2) Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Политика и федеральные выборы // Государство и право. 1995. N2.

3) Веденеев Ю. А. Политическая реформа и избирательный процесс в России / <Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы / Отв. ред. В. И. Лысенко. М., 1995.

4) Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма. 1999.

5) Михайловская И. Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. М., 1997.

6) Нифанов А.Н. Институт народовластия в системе муниципального управления. Ростов/Д. 2000.


Скачать файл (117.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации