Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Концепция и опыт ландшафтного планирования в Германии как модель сложившейся системы - файл 1.doc


Реферат - Концепция и опыт ландшафтного планирования в Германии как модель сложившейся системы
скачать (137.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc138kb.17.11.2011 23:59скачать

содержание

1.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Факультет географический


РЕФЕРАТ

на тему:

КОНЦЕПЦИЯ И ОПЫТ ЛАНДШАФТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ КАК МОДЕЛЬ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ
Автор работы


Руководитель работы

Оценка


Саранск 2010

Содержание
Введение 3

1 Содержание, задачи и методы ландшафтного планирования 5

2 Вклад ландшафтного планирования в охрану природы и окружающей среды 11

3 Полезность ландшафтного планирования 15

4 Носители, адресаты и обязательность ландшафтного

планирования 19

5 Участие, совместная работа и поддержка в составлении ландшафтного плана и реализации его мероприятий 21

6 Правовые основы 25

7 Качество, успешность и корректировка ландшафтного планирования 29

Список использованных источников 31

Введение
Ландшафтное планирование в Германии имеет давние корни. Его развитие восходит к "Улучшению земель" представлениям начала XIX века. Другим его истоком является движение в защиту природы и Родины. Оно возникло в конце XIX века как реакция на индустриализацию страны и разрушение природы. В федеральном законе 1976 г. ландшафтное планирование было впервые закреплено юридически как планировочный инструмент защиты ландшафта, ухода за ландшафтом и его развития.

Таким образом, первоначально ландшафтное планирование утвердилось в Германии в качестве планировочной дисциплины. Сформированные же в последнее время его принципы и методы превратили ландшафтное планирование в важный и признанный инструмент охраны природы.

Вместе с тем резкие общественные и хозяйственные изменения последних лет вновь вызвали в Германии острую дискуссию о правильных путях обеспечения экологически устойчивого развития. В этой дискуссии главным был вопрос о том, какие планировочные инструменты могут обеспечить реализацию идей об устойчивом развитии, выдвинутых на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. в "Повестке на 21 век". Ниже мы подробнее рассмотрим, что представляет собой ландшафтное планирование и каков его вклад в осуществление концепции устойчивого развития.

Разработка форм планирования и принятие решений, оказывающих существенное влияние на состояние природы и ландшафта, осуществляются в Германии на различных уровнях. Ландшафтное планирование вносит свой вклад в экологически ориентированное планирование как на уровне федеральных земель, так и регионов. Далее рассмотрим, какие задачи и решения других специальных форм планирования могут облегчить и ускорить процесс ландшафтного планирования. При этом следует иметь в виду, что достижение новых целей развития возможно только в том случае, если этому содействует множество людей, что в полной мере относится и к ландшафтному планированию. Оно должно выполняться при участии населения - на этапе разработки, особенно на этапе исполнения планировочных предложений.

В последнее время все большее число людей склонны считать ненарушенную окружающую среду важнейшей основой качества их жизни. Почва, вода, воздух и климат, растения и животные - это естественные основы жизни людей. В этом контексте сохранение способности природы и ландшафта противостоять нагрузкам на долгий срок представляет высшую цель. Принять на себя ответственность за достижение этой цели - задача не только природоохранных учреждений, но и всех планировщиков, имеющих дело с природой и ландшафтом.
^ 1 Содержание, задачи и методы ландшафтного планирования
Содержание и задачи

Ландшафтное планирование сосредоточивает свои усилия на выявлении и оценке функций и свойств ландшафта, а также на разработке предложений по устойчивому сохранению почв, вод, воздуха и климата, растений и животных, облика и эстетических качеств ландшафта. Вырабатываются рекомендации по экологически устойчивому использованию этих благ природы (Landschaftsplanung,1997).

При этом должны быть получены ответы на следующие ключевые вопросы.

1. Что является ценным, нуждающимся в защите и пригодным для освоения?

2. Каковы существующие и предполагаемые воздействия?

3. Что произойдет, если осуществятся планируемые намерения пользователей?

4. Каковы должны быть цели развития и освоения?

5. Какие необходимы мероприятия?

Смысл задач по изучению, оценке и охране почв, вод, воздуха и климата может быть сформулирован следующим образом: создать предпосылки для нормального функционирования этих компонентов и сохранения взаимосвязей между ними. Применительно к почвам речь идет прежде всего о защите регуляторной и продукционной функций, а также функции среды обитания для растений и животных посредством предотвращения водной и ветровой эрозии и противодействия чрезмерному использованию и загрязнению. В первую очередь это относится к почвам с высоким природным плодородием, к редким и особо чувствительным и нарушенным почвам (например, оседающие и разрушающиеся болотные почвы).

Далее необходимо принять во внимание комплексные взаимосвязи процессов водообмена с особенностями почв и землепользования, т.е. речь идет о защите процессов формирования подземных вод, о сохранении их качества, способности почв к самоочистке и регулированию поверхностного стока.

По отношению к воздуху и климату необходимо обеспечить защиту от иммиссий (улучшение качества воздуха, защита от шума) посредством создания и поддержания существующих зеленых насаждений, а также "выравнивание" микроклиматических изменений путем создания и сохранения ареалов формирования чистого и свежего воздуха и обеспечения путей для его "стока" в места с ухудшенным микроклиматом.

Спектр задач планирования в разделе "Защита и развитие растительности и животного мира" связан с выявлением характерной биологической структуры ландшафта и с защитой, поддержанием и развитием мест обитания (биотопов) растений и животных с помощью создания сети биотопов. Ее ядрами должны быть достаточно обширные природные или близкие к природным биотопы.

Однако создание сети биотопов недостаточно для сохранения или развития нормальной биологической структуры на региональном уровне. Для этого необходимо создать соответствующую требованиям бионтов обширную систему местообитаний, снизив интенсивность использования ряда площадей, в первую очередь сельскохозяйственных. Конкретные пути (цели, требования и мероприятия) - обеспечивает ландшафтное планирование. Выполнение же указаний осуществляется совместными усилиями планировщиков, землепользователей и собственников.

Как природа в целом, так и конкретные ландшафты играют большую роль в обеспечении нормального физического и психического состояния людей. Поэтому в задачи раздела ландшафтного планирования "Сохранение и развитие эстетических качеств природы и ландшафта" входит сохранение гармоничного облика ландшафта, поддержка и развитие его высоких эстетических качеств.

При этом речь идет не только о нетронутой, первобытной природе, каковую едва ли можно найти в Германии. Более всего следует уделить внимание сохранению и формированию культурного ландшафта, который бы соответствовал природоохранным и эстетическим критериям - многообразию его элементов, своеобразию и красоте. В свою очередь этим критериям могут соответствовать различные ландшафты - от мало измененных интенсивным использованием и не перенасыщенных техническими и индустриальными элементами, т.е. близких к природным, до специально созданных "свободных пространств" в деревнях и городах.

Важной предпосылкой обеспечения возможностей наслаждаться природой является не только ее наличие, но и доступность для посещения и сохранность таких пространств. Поэтому в ландшафтное планирование входят задачи по выделению, сохранению и развитию территорий, предназначенных для экологически ответственного отдыха людей - отдыха, не причиняющего ущерба природе. При этом следует учитывать потребности в отдыхе не только местных жителей, но и приезжих. Это означает, что создание рекреационной инфраструктуры, разрушающей ландшафт, недопустимо.

Ландшафтное планирование в этом разделе, как и в других разделах, устанавливает:

· ареалы, имеющие особую эстетическую и рекреационную ценность;

· угрозы этим ареалам, обусловленные имеющимся и планируемым использованием (в том числе и рекреационным);

· возможности для уменьшения или устранения этих угроз;

· цели развития, причем как на незаселенных, так и на заселенных территориях;

· меры по достижению этих целей.

Таким образом, перед ландшафтным планированием стоят следующие конкретные задачи:

1) выявлять и описывать по результатам изучения компонентов природы ее способность переносить нагрузки; исследовать взаимосвязи между почвами, водами, воздухом и климатом, растительностью и животным миром, а также разнообразие, своеобразие и красоту ландшафта, т. е. его облик и эстетическую ценность; представлять природу и ландшафт как целостную динамическую систему;

2) устанавливать влияние на эту систему существующих и планируемых форм природопользования, равно как и обратное влияние системы на деятельность людей; при этом ландшафтное планирование должно быть нацеленным на решение задач сохранения благ природы, оно должно быть также "сквозным" и всеохватным;

3) при формировании концепций развития территорий определять конкретные критерии качества природы и ландшафта, к которым следует стремиться, чтобы обеспечить долгосрочное сохранение основ жизни людей; при этом должны предусматриваться меры, обеспечивающие выполнение как общих природоохранных задач, так и требований отраслевых планов и нужд природопользователей;

4) ландшафтные планы должны выдвигать критерии качества окружающей среды, которые служат ориентирами для планов территориального развития и строительства и других планов, а также для мер по регулированию воздействий на окружающую среду и экологической экспертизы проектов;

5) ландшафтное планирование должно обобщать и синтезировать природоохранные требования, меры по уходу за ландшафтом и обеспечивать определение баланса между этими требованиями и предложениями различных планов по использованию территории; должно создавать базу для принятия решений о допустимости различных намерений природопользователей.
^ Этапы и шаги ландшафтного планирования

С одной стороны, в ландшафтном планировании можно выделить рабочие этапы, обусловленные самим объектом и задачами планирования – описание объекта, его оценка, разработка целей, программ действий и мероприятий по их реализации. С другой стороны, выделяются "шаги", связанные с социальной функцией планирования - это информирование общественности, а также вовлечение в планирование всех, кого затрагивает этот процесс, в том числе отраслевых специалистов-планировщиков, представителей различных институтов и отдельных консультантов.
I

Выявление проблем

Выявление рамочных условий планирования проблем, требующих решения, целей

II

Описание и оценка

Описание состава, загрязнения, защиты, возможностей развития компонентов ландшафта; оценка экологических и эстетических последствий существующего и планируемого использования

III

Целевая концепция

Разработка целей и альтернатив развития природы и ландшафта

IV

Программа действий

Определение требований и мероприятий для достижения целей;

альтернативы для решения конфликтов;

указания по применению

V

План

Ландшафтная программа,

рамочный ландшафтный план,

ландшафтный план,

план озеленения
VI

Реализация

Исполнители: Пути:

органы охраны природы, строительный план

органы планирования, отраслевое планирование

муниципалитеты, активность объединений и

природоохранные союзы, частных лиц,

общественные организации, связь с экономическим развитием

частные лица

VII

Оценка результатов и корректировка

Документирование полученного опыта, результатов, выполненных мероприятий, изменений;

оценка успешности;

корректировка целей и мероприятий.
Последовательность определенных "шагов" в разработке плана должна быть известна всем участникам процесса планирования. В этом процессе в качестве основных могут быть выделены две фазы: составление плана и исполнение его предложений. На практике обе эти фазы нельзя полностью отделить друг от друга. Они нередко пересекаются, и часто бывает целесообразно уже на стадии разработки плана начинать выполнение ряда рекомендуемых этим планом местных мероприятий.
^ 2 Вклад ландшафтного планирования в охрану природы и окружающей среды
Обобщающая информация о природе и ландшафте

Для принятия обоснованных решений, необходимо знание экологических взаимосвязей. Для преодоления же имеющих место вредных воздействий и нагрузок на ландшафт и предупреждения возможных новых угроз требуются знания о современном состоянии природы и ландшафта, о действующих и ожидаемых тенденциях изменений, о самих действующих и ожидаемых угрозах, а также о возможностях восстановить утраченные качества природы и ландшафта.

Поэтому в рамках ландшафтного планирования население, специалисты-планировщики и политики получают разностороннюю информацию о природных процессах и структуре ландшафта, о природоохранных проблемах и шансах справиться с ними. Таким образом, ландшафтное планирование расширяет круг знаний о природе и ландшафте и повышает нашу компетентность в выборе программы действий.
^ Координация планирований и принятия решений

В большинстве случаев к значительному снижению устойчивости природы вредным воздействиям приводят не отдельные антропогенные нагрузки, а вся их сумма. Поэтому при наличии множества воздействий и намерений, исходящих как от государственных или общественных планировщиков, так и от частных инвесторов, что характерно для Германии, необходимо прогностическое и координирующее планирование. В задачи общего территориального планирования, т.е. планирования на уровне федеральных земель и регионов, а также планирования строительства на коммунальном уровне входит согласование между собой и с экологическими требованиями всех частных намерений строителей и других организаций и лиц, чьи действия имеют пространственную выраженность. Ландшафтное планирование предоставляет для этого согласования необходимые материалы, информирующие о последствиях воздействий и ориентирует всех природопользователей на проверку их намерений на соответствие требованиям долгосрочного сохранения нашей среды обитания и основ жизни. Можно сказать, что оно вносит существенный вклад в координацию всех форм природопользования и в "выравнивание" их последствий по критериям экологически устойчивого развития. В то время как другие виды планирования (например, водоохранное) вносят свой вклад в общее планирование, обеспечивая его сведениями по отдельным компонентам окружающей среды, ландшафтное планирование представляет их все во взаимодействии. Таким образом, это единственный вид планирования, который системно анализирует основные направления охраны окружающей среды - от видов и биотопов, почв и климата до проблем рекреации и представляет суждения о них в конкретной пространственно определенной форме.
^ Разрешение конфликтов и повышение эффективности планировочных работ

Как было сказано выше, ландшафтное планирование дает другим отраслевым планированиям фундаментальную базу для оценки и разработки собственных мероприятий по охране окружающей среды. Эта база является основой для применения ряда специальных природоохранных инструментов, таких как экологическая экспертиза, а также для оценки и регулирования воздействий на окружающую среду. Тем самым ландшафтное планирование предоставляет возможность отраслевым планированиям с самого начала иметь предварительную оценку ожидаемых конфликтов с природоохранными требованиями, что позволяет потенциальным пользователям и отраслевым планировщикам экономить средства и время. Другими словами, ландшафтное планирование способствует не только координации действий природопользователей, но и смягчает или устраняет конфликты в сфере природопользования и закладывает основы устойчивого развития.
^ Укрепление экологического сознания населения и властей

Участвуя в ландшафтном планировании, общественность и власти регионов постоянно сталкиваются с проблемами охраны природы и окружающей среды, ищут пути разрешения этих проблем, приближаясь тем самым к пониманию экологических взаимосвязей и получая сведения о ценности местного ландшафта. Нередко смена негативного или предвзятого отношения к природоохранным требованиям на позитивное оказывается побочным эффектом ландшафтного планирования. Этот эффект проявляется в улучшении взаимопонимания между представителями различных ведомств и групп интересов, а также отдельных инициатив граждан и общественных объединений.

В целом ландшафтное планирование своими установками способствует укреплению взаимосвязей между требованиями охраны окружающей среды и экономическими, социальными и культурными интересами людей, побуждая их следовать целям устойчивого развития регионов.
^ Планировочные основы для охраны природы и рекреации

Специальные учреждения могут использовать ландшафтно-планировочные предложения и информационную базу ландшафтного планирования как для формулирования оперативных заключений по различным вопросам, так и для разработки специальных долгосрочных программ, например, для формирования сети охраняемых территорий. Точно также, на основе ландшафтных планов могут разрабатываться предложения по развитию природно-ориентированного и экологически ответственного отдыха.
^ Виды планов и уровни планирования

Ландшафтное планирование это не абстрактное понятие. Оно анализирует ландшафт как пространство жизни людей. Этим же пространством занимаются и территориальное планирование (а именно, земельное), региональное и строительное (в форме планов землепользования и застройки), а также специальные отраслевые планирования (например, транспортное или лесное). Все они выполняются на различных масштабных уровнях, как правило, соответствующих уровням административно-территориального деления. По этому принципу организовано и ландшафтное планирование, которое в соответствии с федеральным законом об охране природы должно выполняться на трех или, как минимум, на двух уровнях.

"Надместные" требования и мероприятия по охране природы и уходу за ландшафтом для федеральной земли должны быть представлены в ландшафтной программе. Для отдельных территорий регионального уровня (округов, областей) составляются ландшафтные рамочные планы. На коммунальном уровне, как правило, составляется ландшафтный план. Для частей коммун (общин) составляется так называемый зеленый план, предназначенный для детализации и углубления ландшафтного плана.

Если ландшафтная программа составлена, то рамочные ландшафтные планы служат ее специальными продолжениями, исходящими из ее установок, и детализируют эту программу. То же самое можно сказать и о выведении ландшафтных планов из рамочного ландшафтного плана. Таким образом, планы различных уровней конкретизируют цели, требования и мероприятия охраны природы и ухода за ландшафтом от уровня федеральных земель до уровня общин от общих установок до непосредственно исполняемых на местах мероприятий, представленных в ландшафтных планах или планах озеленения (зеленых планах).

На земельном и региональном уровнях ландшафтное планирование выполнено по всей Германии, хотя бы в первом варианте. Что же касается коммун, то еще не все они обладают ландшафтными планами, но их число в последние годы заметно выросло.
^ 3 Полезность ландшафтного планирования
Инвентаризация ценностей природы и ландшафта
Ландшафтное планирование дает достаточно полный обзор истории развития и современного состояния природы и ландшафта. При этом особенно характерные элементы (старые аллеи, влажные луга или болота), формирующие облик ландшафта, обладающие неповторимостью и представляющие собой частицу

Родины, нередко осознаются таковыми только через ландшафтное планирование. Информация общественности, а не только специалистов о том, что находится под угрозой исчезновения (разрушения) и нуждается в защите посредством ландшафтных планов может привести к совершенно иным подходам в оценке достоинств природы и ландшафта.
Таблица 1 - Соотношения ландшафтного планирования с общим территориальным и другими отраслевыми планированиями.

Уровень

Общее планирование

Отраслевое планирование охраны окружающей среды

Ландшафтное планирование

Масштаб ландшафтного планирования

Федерация

Федеральная программа управления территорией

Не существует

Не существует




Федеральная земля

Земельная программа развития территории*

Генеральный план очистки стоков, Генеральный план водоснабжения, План устранения коммунальных отходов


Ландшафтная программа*

От 1 : 500 000 До 1 : 200 000

Регион, округ, область

Региональный план*

«Рамочный» водохозяйственный план, Водохозяйственный план, План очистки стоков, План устранения коммунальных отходов, План устранения особых отходов, Планы охраны и санирования воздуха


“Рамочный” ландшафтный план*

От 1 : 500

До 1 : 200

Община, район

План использования земель

Муниципальная концепция очистки стоков


Ландшафтный план**

От 1 : 10000 До 1 : 5 000

Часть общины

План застройки

План уменьшения шума


“Зеленый” план*

От 1 : 2 500 До 1 : 1 000

Примечания:

* Планы предусмотрены не во всех федеральных землях, иногда они имеют другие названия;

** в свободных городах-землях и в землях Северный Рейн - Вестфалия, а также Тюрингия в отношении

этих планов действуют особые правила.
^ Основа и поле для принятия решений в территориальном планировании

Ландшафтно-планировочные предложения должны рассматриваться в общем территориальном планировании как требования, подлежащие отображению и закреплению.

Одновременно с такими направлениями общего планирования как выделение площадей под застройку должны быть предложены и "выравнивающие" меры, которые может разработать именно ландшафтное планирование. Параллельно выполняющееся ландшафтное планирование обеспечивает общему планированию возможность экологически оценить свои уже намеченные действия. Заранее же выполненное ландшафтное планирование может предотвратить неадекватные действия.

^ Помощь в обновлении городов и деревень

В исторических поселениях тяготение людей к природе обнаруживается почти всегда - это, например, незастроенные речные поймы и террасы, склоны холмов и т.п. Население современных городов вновь стремится "ввести" природу в пределы жизненного пространства. Ландшафтное планирование может быть весьма полезно в этом деле, обеспечивая экологическую обоснованность и системность этим намерениям.

Эта же тенденция характерна и для деревень, она поддерживается государственными субсидиями и выражается не только в защите и восстановлении ценных старых сооружений или насаждений, но и в общем экологическом оздоровлении территории на основе ландшафтного планирования.
^ Основа для экологически ориентированного сельского, лесного и водного хозяйства

Современные лесное и особенно сельское хозяйство испытывают мощное воздействие загрязнения. Этому воздействию противопоставляют различные программы и Европейский Союз, и государство, и федеральные земли - такие как общая экстенсификация, перевод пашни в неземледельческие формы использования, увеличение площади лесов и другие. Ландшафтное планирование представляет собой хорошую основу для реализации этих программ посредством конкретных и экологически обоснованных предложений, например, противоэрозионных мер, рекомендаций по ренатурации лесных опушек и водотоков, по созданию буферных зон на полях и водоохранных зон на водосборах и т.д.

^ Помощь в принятии решений на муниципальном и межмуниципальном уровнях
Планы по развитию инфраструктуры общин требуют больших инвестиций и нуждаются в надежном экологическом обосновании. То же самое относится и к решениям об использовании общинных земель. Именно в таких случаях ландшафтное планирование может быть особенно полезным. И именно на общинном уровне легче всего принимать решения, рекомендованные ландшафтными планами и затрагивающие значительные площади, а также не только частные, но и общественные интересы. Пример этому - создание сети охраняемых биотопов на общинных землях.

Нередко общинам приходится сталкиваться с предложениями "извне", существенно затрагивающими их интересы. И в этих случаях ландшафтные планы, а также рамочные ландшафтные планы оказываются очень полезными. Так, основываясь на их предписаниях, общины могут добиваться изменения трассы какой- либо магистрали или отмены планов строительства.
^ Систематизация частных инициатив и локальных природоохранных действий

В осуществлении действий, так или иначе затрагивающих природоохранные проблемы, участвует множество людей. Подчас эти действия имеют случайный и бессистемный характер. В ландшафтном же плане всегда присутствует целостная концепция подобных мероприятий, и все граждане могут и должны соотносить свои действия с этой концепцией.
^ 4 Носители, адресаты и обязательность ландшафтного планирования
Носители ландшафтного планирования

Ответственность за создание и исполнение ландшафтных планов не одинаковы в различных федеральных землях и на различных административных уровнях. Если ландшафтная программа предусмотрена земельным законодательством, то за ее составление обычно ответственно высшее земельное природоохранное учреждение (как правило - министерство). Составление рамочных ландшафтных планов это компетенция либо природоохранных учреждений, либо носителей общего планирования в регионах (например, союзов планировщиков, иных районных учреждений). За составление ландшафтных планов ответственны либо общины (они же - носители планов застройки), либо природоохранные учреждения низшего звена.
^ Адресаты ландшафтного планирования

Цели развития и мероприятия, формулируемые ландшафтным планированием, адресованы всем лицам, объединениям и властям, в частном порядке или профессионально занимающимся такой деятельностью, которая непосредственно связана с воздействием на природу и ландшафт.

Среди публичных учреждений, в обязанности которых входит исполнение предписаний ландшафтных планов, можно выделить следующих адресатов:

· носители региональных и строительных планов,

· природоохранные управления,

· другие специальные управления и учреждения отраслевого планирования.
Эти учреждения законодательно обязаны учитывать, поддерживать и исполнять предписания ландшафтного планирования, касающиеся охраны природы и ухода за ландшафтом. При этом носители регионального планирования должны согласовывать между собой все эти требования и потребности природопользования и вносить их в общие концепции территориального развития различных уровней.

К главным адресатам ландшафтного планирования относятся носители строительных планов. В большинстве федеральных земель предписания ландшафтных планов коммунального уровня интегрируются в планы застройки и приобретают таким образом обязательность.

Природоохранные учреждения, независимо от уровня ландшафтного планирования, оказываются как его носителями, так и адресатами.

Другие специальные управления отраслевого планирования в соответствии с федеральным и земельными законами обязаны содействовать реализации целей охраны природы и уходу за ландшафтом. Для некоторых из отраслевых планирований (транспортное, индустриально-энергетическое, военное) охрана, улучшение и развитие природы и ландшафта выступают как ограничения. Для других видов планирования, например, лесного и сельскохозяйственного, эти же требования во многом отвечают собственным целям и интегрируются в соответствующие планы.
^ Обязательность ландшафтного планирования

Обязательность проведения ландшафтного планирования и исполнения его предписаний различны в шестнадцати федеральных землях Германии. Тем не менее можно отметить, что на региональном уровне, т.е. уровне рамочных ландшафтных планов, их предписания, включаемые в региональные планы, являются обязательными для официальных учреждений почти во всех федеральных землях. Обязательность придается и для планов самого низшего уровня - ландшафтных и "зеленых" планов.
^ 5 Участие, совместная работа и поддержка в составлении ландшафтного плана и реализации его мероприятий
Совместная работа

В ландшафтном планировании могут участвовать различные "игроки":

· политики и сотрудники органов власти, которым поручено это дело;

· ландшафтные планировщики из частных бюро;

· представители природоохранных учреждений, являющиеся или носителями ландшафтного планирования, или консультантами;

· представители учреждений отраслевого планирования (городского, сельского, лесного, водного, транспортного);

· представители профессиональных организаций (союзов крестьян, промышленных или торговых палат);

· общественные группы (объединения экологов, защитников природы, краеведов, спортсменов, рыбаков, садовников, церкви);

· заинтересованные частные лица.

Формы совместной работы могут быть весьма различными - обмен сведениями, периодические согласования с различными отраслевыми специалистами или комиссиями, рабочими группами. Ландшафтные планировщики в этих согласованиях выступают как модераторы. На этих встречах с самого начала могут быть достигнуты договоренности о разделении работы и условиях взаимодействия.

На разных уровнях планирования полезно создавать рабочие группы, обеспечивающие взаимодействие участников процесса, по различным критериям. Так, на уровне федеральных земель и регионов целесообразно включать в них наряду с носителями планирования также представителей земельных природоохранных и отраслевых учреждений.

^ Информирование, участие, содействие и совместная работа

Ландшафтное планирование как общая задача.

От формы и степени вовлеченности в ландшафтное планирование всех заинтересованных лиц зависят его качество, признание и реализация.

Обладателями важных сведений для планирования являются сельскохозяйственные, лесохозяйственные и водохозяйственные управления. Такие же существенные данные о почвах, водах и воздухе имеют землеустроительные и почвозащитные ведомства, а также метеорологическая служба. Если природоохранные учреждения не являются участниками планирования, они могут предложить карты биотопов, охраняемых территорий, аэрофотоснимки, а также полезные советы. Общественные организации, граждане, землевладельцы часто обладают ценной информацией и могут непосредственно представлять в процессе планирования свои интересы и излагать свои намерения.
^ Работа с общественностью

Это важнейшая предпосылка одобрения ландшафтных планов и их реализации. Регулярное информирование о подготовке планов и разъяснение их содержания через прессу, публичные мероприятия и специальные материалы особенно нужны в тех случаях, когда с самого начала планы не получают широкого признания или встречают критику. В таком случае граждане должны иметь \возможность выразить свое отношение к планам и сообщить свои пожелания, а также получить необходимые разъяснения до того, как будет принято политическое решение об утверждении плана.

Важно также постоянно информировать общественность об осуществлении уже принятых планировочных предложений, что позволит привлечь к их реализации максимально большое число людей.


Разработка

Базовый этап разработки плана (ландшафтной программы, рамочного плана) это сбор и систематизация данных, а также их оценка. В конечном итоге все эти данные должны быть "положены" на карты.

Затем как отдельное планировочное произведение разрабатывается рабочий вариант целевой концепции развития территории, в котором еще не проведено сопоставление этой концепции с интересами пользователей и политическими приоритетами, что составляет задачу последующих этапов работы.

Результаты ландшафтного планирования должны быть представлены до начала фазы исполнения плана в форме текста и серии карт.

Финансовые затраты на проведение ландшафтного планирования в различных федеральных землях на 40-60 и даже 80 % обеспечиваются из различных специальных источников.
Исполнение

Исполнением предписаний ландшафтного планирования занимаются как его носители, так и специальные управления и заинтересованные лица. Причем эта работа может осуществляться и до завершения планирования, особенно в части реализации отдельных небольших мероприятий, что существенно повышает мотивацию к дальнейшим действиям.

Исполнение предусмотренных ландшафтным планированием целей, требований и мероприятий происходит посредством юридически обязательных плановых действий, разрешенных мероприятий и регулирования, установленных природоохранным законодательством:

· интеграции ландшафтного планирования в общие территориальные планы земель и региона или в строительный план (например, в земельную программу организации территории, в план организации территории, в региональный план развития округа, план использования земель);

· интеграции в другие отраслевые планы (например, в транспортный план, план расширения водотоков, землеустроительный план) и в планы отдельных мероприятий (например, в план облесения);

· исполнения природоохранного регулирования или специальных мероприятий по защите видов в соответствии с земельным природоохранным законодательством.

При интеграции в юридически обязательные плановые действия результативность предписаний ландшафтного планирования тем выше, чем конкретнее и детальнее эти предписания сформулированы.

Приобретение земель и заключение договоров:

· покупка или аренда нуждающихся в защите участков;

· соглашения (договоры) об уходе или освоении.

Реализация предписаний ландшафтного планирования может осуществляться на основе частного права путем заключения договоров с землевладельцами или природоохранными общественными организациями. Покупка или аренда земель возможна и у таких землевладельцев как церковь или фонды. В большинстве случаев это делается с добровольного согласия владельцев земель, которое может быть получено еще на первых стадиях планирования.

Для осуществления этих действий имеются определенные средства. Нередко удается привлечь средства Европейского Союза, страны или федеральной земли. Предпосылкой для получения этих средств являются различные программы и правовые предписания. Такую поддержку могут получить как прямые природоохранные мероприятия, так и экологичные формы природопользования (например, экстенсификация сельского хозяйства).
^ 6 Правовые основы
В параграфах 1 и 2 Федерального закона об охране природы воля общества выражена следующим образом:

"Природа и ландшафт на заселенных и незаселенных пространствах должны быть защищены, ухожены и освоены таким образом, чтобы обеспечить долгосрочное сохранение

· устойчивости природного баланса,

· используемости природных благ,

· растений и животных, равно как и

· многообразия, своеобразия и красоты природы и ландшафта, как основ жизни людей и как предпосылок для их отдыха в природе и ландшафте".

Следовательно, должна быть обеспечена долгосрочная способность комплексного взаимодействия таких природных компонентов как почвы, воды, воздух и климат, растительность и животный мир с их физическим, химическим и биологическим функционированием, что в свою очередь обеспечивает основы жизни людей.

В соответствии с действующим правом охрана природы должна осуществляться на 100 % всех площадей, разумеется, в различных формах и с различной строгостью - от выделения специально предназначенных для охраны областей до отдельных природоохранных мероприятий, необходимых для интенсивно используемых земель.

Экономические стимулы долгосрочного сохранения используемых природных благ пока недостаточны, поэтому преобладающая часть ресурсов природы подвергается чрезмерному использованию. В связи с этим правовое регулирование отношений «природопользование - охрана природы» совершенно необходимо. Таким образом, ландшафтное планирование представляет собой один из конкретных инструментов регулирования и природоохранной деятельности.
Федеральные земли приняли ландшафтное планирование в качестве инструмента и ввели его на различных уровнях планирования, определив при этом по - разному его содержание и способы осуществления. Поскольку, за исключением земли Северный Рейн - Вестфалия и свободных городов-земель, ландшафтное планирование не имеет прямого юридического действия, его влияние может осуществляться двумя путями:

· во-первых, через включение в другие формы планирования или регулирования, обладающие юридической силой;

· во-вторых, через добровольное признание и исполнение его предписаний.

Реальные ситуации в землях довольно разнообразны.
^ Когда должно выполняться ландшафтное планирование?

Как гласит федеральный закон, ландшафтные планы всегда нужны в тех случаях "как только и насколько в этом возникает потребность для охраны природы и ухода за ландшафтом" (параграф 6, абзац 1). Это, как правило, имеет место в случаях:

· разработки, изменения или дополнения плана застройки;

· если в результате планирования или намерений ожидаются пространственно значимые изменения природы и ландшафта;

· угрозы экологически особенно ценным ландшафтам или их участкам;

· развития туризма.

Ландшафтное планирование нужно проводить перед началом общего регионального или строительного планирования, чтобы его результаты могли быть заблаговременно учтены или включены в мероприятия или концепцию общего планирования.

^ Как составлять рамочные ландшафтные планы и ландшафтные планы?

В большинстве федеральных земель изданы специальные правовые предписания о том, как составлять рамочные ландшафтные планы и ландшафтные планы.

Они имеются во всех земельных министерствах, ответственных за охрану природы. "Минимальные требования" к составлению этих планов сформулировало "Объединение работников охраны природы, ухода за ландшафтом и отдыха федеральных земель" (LANA).

Ландшафтное планирование принципиально должно быть "всеохватным", т.е. распространяться на заселенные и незаселенные площади. Мероприятия, предлагаемые ландшафтными планами, должны иметь четкие приоритеты по времени, быть адресованными конкретным исполнителям и указывать способы их осуществления. Фаза подготовки ландшафтного плана должна длится не менее полутора лет, чтобы при описании компонентов ландшафта, особенно его растительности и животного мира, охватить весь годовой цикл. Карты, составляемые в рамках ландшафтного планирования, по возможности должны иметь единые условные обозначения. С этой целью Федеральное ведомство по охране природы вместе с природоохранными органами земель подготовило "Условные знаки для ландшафтных планов" и опубликовало их (Planzeichen, 2000).
^ Дефициты в ландшафтном планировании

Поскольку ландшафтное планирование в большинстве федеральных земель не обладает прямым юридическим действием, его осуществление зависит от других планировщиков, политиков и общественности. Необходимо поэтому развивать такие инструменты ландшафтного планирования, которые позволили бы ввести его предписания в русло отношений, регулируемых имущественным или общим правом.

Хотя содержательно-методический уровень ландшафтного планирования в Германии довольно высок, его необходимо развивать и совершенствовать в соответствии с новыми правовыми положениями Европейского Союза.

Особое внимание в дальнейшем следует уделить разработке стратегий, улучшающих процедуры выполнения предписаний ландшафтного планирования и его признания общественностью и всеми, чьи интересы оно затрагивает. В этих стратегиях должны быть усовершенствованы способы включения ландшафтно-планировочных целей, требований и мероприятий в общее планирование, а также способы их учета в отраслевых планах и в отдельных мероприятиях по охране природы и уходу за ландшафтом в духе параграфов 1 и 2 Федерального закона об охране природы.
^ 7 Качество, успешность и корректировка ландшафтного планирования
Защита качества

Должное качество ландшафтного планирования обеспечивается различными способами. Один из них это разработка подробных и конкретных предписаний и специальных указаний, издающихся в соответствии с законодательством федеральных земель. Привлечение к планированию специалистов различного профиля также обеспечивает высокое качество планов.

Существенное влияние на качество планирования оказывает действующий порядок определения гонораров архитекторам и инженерам (HOAI), выполняющим различные задания по планированию, ориентированные на решение природоохранных задач. Конкретное определение этих задач и обязанностей планировщиков согласовывается между заказчиком и исполнителями планирования в соответствии с местными обстоятельствами, однако ответственные за охрану природы органы могут выступать в этом деле как консультанты.
^ Оценка успешности и корректировка

Периодически, после завершения планирования, следует проверять и документировать действенность планов. Это дает возможность учитывать новые требования к охране природы и улучшать ситуацию в регионе.

Если проблемы возникают уже в ходе выполнения плана и намеченные результаты не достигаются, следует выявить причины неудач. Возможно, выяснится необходимость откорректировать организацию планирования, пересмотреть его цели и мероприятия.
Поскольку ландшафтное планирование существенно зависит от множества меняющихся рамочных условий и факторов, необходимо по крайней мере каждые 10 лет проводить ревизию планов и совершенствовать их.
^ Профессиональные кадры

В тех случаях, когда органы охраны природы сами не составляют ландшафтные планы, это делают специальные ландшафтно-планировочные бюро. Ландшафтные планировщики в этих бюро должны получать разрешение на проведение таких работ и обладать соответствующими дипломами, а также двухлетним стажем практической работы в природоохранном планировании. Поскольку ландшафтное планирование представляет собой область междисциплинарной деятельности, в составе бюро должны совместно работать специалисты различного профиля или люди с достаточно широкой квалификацией, в том числе собственно ландшафтные планировщики, биологи, географы, климатологи, агрономы и т.д.
^ Развитие ландшафтного планирования в Восточной Германии

После воссоединения Германии 3 октября 1990 г. в новых восточных землях вступил в действие федеральный закон об охране природы.

Однако построение новых органов управления и новой правовой базы в Восточной Германии потребовало периода от двух до трех лет, и только после этого юридически стало возможным продвижение ландшафтного планирования. Здесь с самого начала принимались во внимание отличия прежней системы планирования и ее недостатки. При этом охрана природы признавалась как уход и планирование развития только охраняемых территорий.

Поэтому было решено развивать вначале отдельные модельные ландшафтно-планировочные проекты. Тем самым предоставлялась возможность как правового, так и научно-методического продвижения. Наряду с конкретными модельными разработками проводилось множество специальных встреч, бесед, семинаров и т.п., а также учебных мероприятий.

Благодаря этим усилиям ландшафтное планирование вскоре превратилось в действенный инструмент охраны природы и окружающей среды. Это стало возможным в результате составления большого числа конкретных ландшафтных планов, выполненных вслед за модельными примерами. Наибольшее продвижение здесь достигнуто в части составления рамочных ландшафтных планов регионального уровня. При этом использовался прежний методический опыт западных федеральных земель и развивались новые подходы к планированию. К настоящему времени посредством ландшафтного планирования предпосылки для дальнейшего углубления природоохранной работы созданы практически на всей территории восточных земель.
Руководство по ландшафтному планированию в 2-х томах, 2000.


Скачать файл (137.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации