Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Барокко - файл 1.doc


Лекция - Барокко
скачать (39.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc40kb.18.11.2011 00:43скачать

содержание

1.doc

БАРОККО. Слово"барокко" происходит от итальянского "barocco", означающего"причудливый, странный", хотя, возможно, "пышный, изобильный" будет лучшим вариантом перевода, более точно отражающим смысл. Использование этого термина началось в 1860-х годах для описания богато украшенных религиозных и общественных зданий в Италии, Германии и Австрии, построенных в XVII-XVIII веках. Позднее, в начале 1900-х годов термин "барокко" стал применяться к музыке XVII-го и начала XVIII-го века, и сегодня термин "барокко" указывает на четко определенные типы и жанры музыки, возникшие около 1600 г. и развивавшиеся примерно до 1750 г.

Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. Не случайно, в то время женщина, чтобы соответствовать критериям красоты, должна была быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.

Типичными специфическими чертами эпохи можно считать:

·Усиление религиозной тематики.

·Повышенная эмоциональность. Как известно, в эпоху барокко мировоззрение человека не просто было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.

·Большое значение иррациональных эффектов, элементов.

·Яркая контрастность и эмоциональность образов.

·Динамизм.

·Тяготение к обобщающим и связывающим формам – создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений(опера).

Музыка эпохи барокко часто противоречива, но, тем не менее, эти антиномии умудрялись сосуществовать между собой:

1) жанрово-танцевальное начало, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха и другие его произведения, кантаты Букстехуде).

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов).

3) гигантские композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера.

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх).

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность, рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем — подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается фигурами подъема и спуска. Например, a-moll прелюдия из II тома ХТК символизирует блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего начинается стремительное падение, крушение. Следовательно, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир предстает как одно целое.

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко — отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии…

7) хаос — порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

^ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА БАРОККО

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Излюбленными музыкальными инструментами становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи. Стремление к бесконечному непрерывному звучанию органа сочеталось в музыкальном быту с отрывистым, все время прерывающимся звуком клавесина.

В эпоху Барокко многие инструменты достигли пика своего развития. Органы, построенные немцами Арпом Шнитгером и Готфридом Зильберманом, были и до сих пор остаются лучшими инструментами. Орган переживает свой взлет именно как культовый инструмент. Церковь мыслит его средством для сплочения прихожан во время совместного пения. Именно так чаще всего использовался орган во время богослужений в Германии баховского времени. Инструмент, прекрасно имитирующий мощное хоровое звучание, помогал прихожанам петь хоралы. А чтобы напомнить им мотив хорала перед пением, органист играл хоральную прелюдию.

Иное дело клавесин. Это инструмент светского придворного этикета. И воспринимался клавесин в качестве камерного, личностного, чуть ли не интимного инструмента.

Клавесин быстро становится концертирующим инструментом. Его острый, резкий звук хорошо сочетался и с мягким звучанием деревянных духовых и с певучим звуком струнных. На нем было удобно показывать и подчеркивать ритм.

Практически во всех европейских странах сформировались свои клавирные школы. Во Франции приемы и стиль галантной клавесинной игры перешли на этот инструмент от исполнителей на лютне. Главной во французской клавесинной школе стала танцевальная музыка, которая быстро оформилась в строго выверенную последовательность танцев и инструментальных картин, получив название французской сюиты (ordre - "порядок"). Создателем нескольких больших циклов таких сюит стал Ф. Куперен, музыка которого отличается необычайной точностью в передаче явлений окружающего мира.

Дж. Фрескобальди и Д. Скарлатти - крупнейшие представители итальянской клавесинной школы. Кстати показательно, что многие композиторы работали одинаково плодотворно и для клавесина и для органа, перенося приемы исполнения на одном инструменте в музыку для другого инструмента. Так Дж. Фрескобальди был известен своими вдохновенными органными и клавирными импровизациями. А Д. Скарлатти вошел в историю музыки как тонкий мастер старинной клавирной сонаты.

Скрипки и другие струнные инструменты, созданные в эпоху Барокко итальянскими мастерами, и сейчас обладают неповторимым звучанием и являются мечтой многих профессиональных музыкантов. Домашние, а потом концертные клавишные инструменты являются примером того, как музыкальный инструмент сначала исчезал, потом модифицировался и вновь возвращался. Широко распространённый клавесин в эпоху Барокко начал сменяться первыми фортепиано, которые также изготавливал друг И.С.Баха органостроитель Готфрид Зильберман.


Скачать файл (39.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации