Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Основные законы драматургии - файл 1.doc


Реферат - Основные законы драматургии
скачать (56 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc56kb.18.11.2011 00:43скачать

содержание

1.doc

III семестр. Тема 1.4.
Основные законы драматургии.
Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Со временем это понятие стало употребляться более широко, применительно не только к драматическому, но и к другим видам искусства: сейчас мы го­ворим «музыкальная драматургия», «хореографическая драма­тургия» и т. д.

Драматургия драматического театра, кинодраматургия, дра­матургия музыкального или хореографического искусств име­ют общие черты, общие закономерности, общие тенденции раз­вития, но каждое из них вместе с тем имеет и свои специфиче­ские особенности! В качестве примера возьмем сцену объяснения в любви. Один из героев говорит любимой девушке: «Я тебя люб­лю!» Каждому из перечисленных видов искусства для раскры­тия этой сцены потребуются свои оригинальные средства выра­зительности и различное время. В драматическом театре, для того чтобы произнести фразу: «Я тебя люблю!», понадобится все­го несколько секунд, а в балетном спектакле на это придется затратить целую вариацию или дуэт. В то же время отдельная поза в танце может быть сочинена балетмейстером так, что выра­зит целую гамму чувств и переживаний.

В пьесе, предназначенной для драматического театра, рас­крытию действия служит и построение сюжета, и система обра­зов, выявление характера конфликта и сам текст произведе­ния. То же самое можно сказать и о хореографическом искусст­ве, поэтому здесь большое значение имеет композиция танца, т. е. рисунок и танцевальный текст, которые сочиняются балет­мейстером. Функции драматурга в хореографическом произве­дении, с одной стороны, выполняются драматургом-сценаристом, а с другой — они развиваются, конкретизируются, находят свое «словесное» хореографическое решение в творчестве балетмей­стера-сочинителя.

Драматург хореографического произведения, кроме знания законов драматургии вообще, должен иметь четкое представле­ние о специфике выразительных средств, возможностях хорео­графического жанра. Изучив опыт хореографической драматур­гии предшествующих поколений, он должен полнее раскрыть ее возможности.

В своих рассуждениях о хореографической драматургии нам не раз придется касаться драматургии литературных произведе­ний, написанных для драматического театра. Такое сопоставле­ние поможет определить не только общность, но и различия драматургии драматического и балетного театров.

Еще в древние времена театральные деятели понимали важ­ность законов драматургии для рождения спектакля.

Древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384— 322 гг. до н. э.) в своем трактате «Об искусстве поэзии» писал: «...трагедия есть подражание действию законченному и целому, имеющему известный объем, так как ведь существует целое и без всякого объема. А целое есть то, что имеет начало, середи­ну и конец».

Аристотель определил деление драматического действия на три основные части:

1) начало, или завязка;

2) середина, содержащая перипетию, т. е. поворот или изме­нение в поведении героев;

3) конец, или катастрофа, т. е. развязка, состоящая либо в гибели героя, либо в достижении им благополучия.

Такое деление драматического действия с небольшими до­полнениями, разработкой и детализацией применимо к сцени­ческому искусству и в наши дни.

Анализируя сегодня лучшие хореографические произведе­ния и их драматургию, мы можем увидеть, что выявленные Ари­стотелем части имеют те же функции и в балетном спектакле, танцевальном номере.

Так же как Аристотель, Новер делил хореографическое про­изведение на составные части: «Всякий балетный сюжет дол­жен иметь экспозицию, завязку и развязку.

Карло Блазис в своей книге «Искусство танца», говоря о драматургии хореографического сочинения, также делит его на три части: экспозицию, завязку, развязку, подчеркивая, что меж­ду ними необходима безупречная гармония. В экспозиции объ­ясняется содержание и характер действия, и ее можно назвать введением. Экспозиция должна быть ясной и сжатой, а действую­щих лиц, участников дальнейшего действия, следует предста­вить с выгодной стороны, но не без недостатков, если послед­ние имеют значение для развития сюжета.

^ Сегодня при сочинении или анализе хореографического про­изведения мы различаем пять основных частей.

1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особен­ностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздается образ эпохи, определяется место действия. Действие здесь может раз­виваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую ре­шает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в це­лом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.

2. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается — начинается действие: здесь герои знако­мятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценари­стом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.

3. ^ Ступени перед кульминацией — это та часть произведе­ния, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени пе­ред кульминацией действия могут быть выстроены из несколь­ких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, опре­деляются динамикой развертывания сюжета. От ступени к сту­пени она должна нарастать, подводя действие к кульминации.

Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода со­бытий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности дей­ствия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характе­ров, определяются линии их поведения. Действующие лица вы­ступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то про­тивореча друг другу, Эта сеть отношений, переживаний, конф­ликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. В этой части хореографического произве­дения в процессе развития действия для некоторых второстепен­ных персонажей может наступить кульминация их сценической жизни и даже развязка, но все это должно способствовать раз­витию драматургии спектакля, развитию сюжета, раскрытию ха­рактеров главных действующих лиц.

4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоот­ношения героев.

В бессюжетном хореографическом номере кульминация долж­на выявляться соответствующим пластическим решением, наи­более интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографи­ческим текстом, т. е. композицией танца.

Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмо­циональная наполненность исполнения.

5. Развязка завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся фи­налом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед про­изведением его авторы. Развязка — идей­но-нравственный итог сочинения, который зритель должен осо­знать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрите­ля, но и эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия.

Все части хореографического произведения органично свя­заны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, до­полняет и развивает ее. Только синтез всех компонентов позво­лит автору создать такую драматургию произведения, которая бы волновала, захватывала зрителя.

Законы драматургии требуют, чтобы различные соотношения частей, напряженность и насыщенность действия того или иного эпизода, наконец, длительность тех или иных сцен подчинялись основному замыслу, основной задаче, которую ставят перед собой создатели сочинения, а это, в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений. Знание законов драматургии помогает автору сце­нария, хореографу, композитору в работе над сочинением, а так­же при анализе уже созданного сочинения.

Говоря о применении законов драматургии в хореографиче­ском искусстве, необходимо помнить о том, что здесь существуют определенные временные рамки сценического действия. Это зна­чит, что действие должно укладываться в определенное время, т. е. драматургу нужно раскрыть задуманную им тему, идею хо­реографического произведения в определенный временной пе­риод сценического действия.

Драматург, работающий над хореографическим произволени­ем, должен не только изложить сюжет, сочиненный им, но и найти решение этого сюжета в хореографических образах, в конфликте героев, в развитии действия с учетом специфики жанра. Такой подход не будет подменой балетмейстерской деятельности — это естественное требование к профессиональному решению драматур­гии хореографического произведения.

Нередко балетмейстер, автор постановки, бывает и автором сценария, поскольку он знает специфику жанра и хорошо пред­ставляет себе сценическое решение произведения — развитие его драматургии в сценах, эпизодах, танцевальных монологах.

Работая над драматургией хореографического произведения, автор должен увидеть будущий спектакль, концертный номер глазами зрителей, попытаться заглянуть вперед — представить свой замысел в хореографическом решении, подумать, дойдут ли его мысли, его чувства до зрителя, если они будут переданы языком хореографического искусства.

Основой сюжета для хореографического сочинения может быть какое-то событие, взятое из жизни (например, балеты: «Татьяна» А. Крейна (либретто В. Месхетели), «Берег надежды» А. Пет­рова (либретто Ю. Слонимского), «Берег счастья» А. Спадавек­киа (либретто П. Аболимова), «Золотой век» Д. Шостаковича (либретто Ю. Григоровича и И.Гликмана) или концертные но­мера, такие как «Чумацкие радости» и «Октябрьская легенда» (балетмейстер П. Вирский), «Партизаны» и «Два Первомая» (балетмейстер И. Моисеев) и др.); литературное произведение (балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (либретто Н. Вол­кова), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (либретто А. Пиот­ровского и С. Радлова). В основу сюжета хореографического произведения может быть положен какой-то исторический факт (примером тому являются «Пламя Парижа» Б. Асафьева (либ­ретто В. Дмитриева и Н. Волкова), «Спартак» А. Хачатуряна (либретто Н. Волкова), «Жанна д'Арк» Н. Пейко (либретто Б. Плетнева) и др.); былина, сказание, сказка, стихотворение (например, балет Ф. Яруллина «Шурале» (либретто А. Файзи и Л. Якобсона), «Конек-Горбунок» Р. Щедрина (либретто В. Вайно-нена, П. Маляревского), «Сампо» и «Кижская легенда» Г. Сини-сало (либретто И. Смирнова) и др.)

Если проанализировать последовательно все ступени создания хореографического произведения, то станет ясно, что контуры его драматургии впервые выявляются в программе или в замысле сценариста. В процессе работы над сочинением драматургия его претерпевает значительные изменения, развивается, обретает кон­кретные черты, обрастает подробностями и произведение становит­ся живым, волнующим умы и сердца зрителей.


Скачать файл (56 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации