Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Правовое обеспечение профессиональной деятельности - файл Тема 1_4 Права и свободы граждан.doc


Лекции - Правовое обеспечение профессиональной деятельности
скачать (526 kb.)

Доступные файлы (14):

Тема 1_1 Правовое регулирование экономической деятельности.doc131kb.30.07.2011 16:15скачать
Тема 1_2 Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.doc348kb.19.09.2011 20:11скачать
Тема 1_3 Правовое регулирование договорных отношений.doc362kb.19.09.2011 20:10скачать
Тема 1_4 Права и свободы граждан.doc110kb.15.07.2011 00:58скачать
Тема 1_5 Экономические споры.doc125kb.19.09.2011 20:11скачать
Тема 2_1 Трудовое право как отрасль права.doc101kb.11.07.2011 12:22скачать
Тема 2_2 Трудовой договор.doc120kb.14.07.2011 11:58скачать
Тема 2_3 Рабочее время и время отдыха.doc118kb.11.07.2011 14:26скачать
Тема 2_4 Заработная плата.doc118kb.12.07.2011 00:02скачать
Тема 2_5 Трудовая дисциплина.doc93kb.15.07.2011 00:59скачать
Тема 2_6 Материальная ответственность сторон трудового догвора.doc123kb.14.07.2011 15:34скачать
Тема 2_7 Трудовые споры.doc98kb.19.09.2011 20:13скачать
Тема 3_1 Административные правонарушения и административная ответственность.doc87kb.14.07.2011 19:14скачать
Тема 4 Банковское право.doc151kb.05.12.2010 14:13скачать

Тема 1_4 Права и свободы граждан.doc


Дьяченко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, НовГУ ГЭК, 2011г.

Тема 1.4 Права и свободы граждан. Пределы осуществления прав
Содержание:

1.4.1 Права, свободы и обязанности человека и гражданина

1.4.2 Механизм реализации прав и свобод граждан в Российской Федерации

1.4.3 Формы защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации

1.4.4 Пределы осуществления прав

1.4.5 Юридическая ответственность и ее виды
1.4.1 Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер.

Категория «права» (человека и (или) гражданина) понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяет свое отношение к использованию имеющихся у него прав: в каких формах и объемах он готов реализовать эту допустимую меру.

Под «свободами» следует понимать облеченное в правовую форму состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений, ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут быть введены государством или обществом в силу различных причин и в различных объемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использования человеком и (или) гражданином своих прав.

«Права человека» выступают в качестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные, общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Права человека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (вне зависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер, признаются высшей социальной ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личности и позволяющий ей реализовывать свои интересы.

«Права гражданина» могут быть охарактеризованы как охраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегося в устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащими ему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительный набор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либо государства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современном демократическом государстве оказывается бóльшим по сравнению с объемом прав человека.

Права и свободы, закрепленные в Конституции по своему значению являются основными, фундаментальными, наиболее важными. Они раскрывают естественное состояние свободы личности и получают высшую юридическую защиту, которая обусловлена особым механизмом и степенью защиты конституционных норм, а также высшей юридической силой и прямым действием Конституции.

Традиционно, по своему содержанию права и свободы подразделяются на:

1. личные (гражданские)

Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Это право на жизнь(ст. 20 Конституции РФ), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23) и др.

2) политические

Политические права и свободы - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся содержащиеся в Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) и др. В отличие от личных, они направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

3) экономические

Экономические права и свободы связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним согласно Конституции РФ относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) и др.

4) социальные

Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РФ к таким правам относит права на отдых (ч. 5 ст. 37), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.

5) культурные

Культурные права и свободы обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни (ст. 44) и др.

С учетом степени распространения права и свободы могут быть: 1) общими - присущими всем индивидам (например, права на жизнь, на неприкосновенность частной жизни и др.); 2) специальными - зависящими от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов (например, права и свободы женщин, пенсионеров, беженцев и др.).

Исходя из характера субъектов права и свободы делятся на: 1) индивидуальные - реализуемые каждым субъектом в отдельности (например, права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право свободного перемещения и т.д.); 2) коллективные - реализуемые множеством субъектов, т.е. права народа, нации, общности, ассоциации.

Конституционный статус личности в демократическом государстве базируется на определенных принципах:

  1. ^ Признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип закреплен в ст. 2, 17 и 19 Конституции РФ. В качестве гаранта выступает, прежде всего, государство через систему государственных органов.

  2. ^ Принцип неотъемлемости прав и свобод человека. Он вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

  3. Принцип равенства. Ст. 19 Конституции различает: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины.

  4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

  5. Принцип непосредственно действующих прав и свобод. Всякое право закрепленное в Конституции и других законах, действует прямо и не нуждается в дополнительном подтверждении.

Под конституционными обязанностями понимаются закрепленные в Основном Законе и конкретизированные в текущем законодательстве требования со стороны государства, предъявляемые каждому человеку и гражданину и связанные с его участием в обеспечении интересов общества, государства, других людей. Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей.

Конституционные обязанности, так же как и основные права и свободы, имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Комплекс конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации размещен во второй главе Конституции РФ, и, следовательно, содержание конституционных обязанностей не может быть изменено в ином порядке, кроме как путем пересмотра Конституции РФ.

Основные обязанности человека и гражданина в России условно подразделяются на:

общие — распространяются на все без исключения категории населения (соблюдать Конституцию РФ и российские законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении памятников культуры, истории, природы, культурного наследия);

конкретные - обязанности, адресованные конкретным категориям населения (обязанности родителей и детей, обязанности платить законно установленные налоги и сборы, обязанность защищать Отечество и т.д.).

Совокупность принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей составляет его правовой статус. Особенность данного статуса состоит в том, что каждый вправе сам решать вопрос о том, воспользоваться ли ему предоставленными правами или нет. В то время как отказываться от исполнения юридической обязанности нельзя.
^ 1.4.2 Механизм реализации прав и свобод граждан в Российской Федерации
Важнейшей особенностью Конституции РФ является то, что она предусматривает специальные органы государства, наделенные необходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализацию основных прав, свобод и обязанностей, имеется нормативно-правовая база для деятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защиты индивида, сами носители конституционных прав и свобод имеют юридические средства для правовой самозащиты.

Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.

Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве.

Выделяются следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита.

Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».
В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Субъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые состояния: человек, гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, лицо с двойным гражданством, лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Указанные конституционно-правовые состояния влияют на объем их прав и обязанностей.

Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.

Судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции). Соответственно, судебную защиту прав в форме конституционного судопроизводства осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, в форме гражданского, административного и уголовного судопроизводства - суды общей юрисдикции, в форме гражданского и административного судопроизводства - арбитражные суды. При этом в публично-правовой сфере защиты прав от уголовных и административных правонарушений, где предметом разбирательства становится уголовное дело или дело об административном правонарушении, инициатором судопроизводства является преимущественно государство в лице своих уполномоченных органов. Напротив, в частноправовой или публично-правовой сфере защиты прав, где предметом разбирательства становится гражданское дело, инициатором судопроизводства по общему правилу является само заинтересованное лицо.

Значительный объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент России. Как гарант Конституции он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства РФ, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).


^ 1.4.3 Формы защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации
Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита - это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

Провозглашение гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.

В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.
а) Индивидуальная правовая самозащита
Право каждого человека на правовую самозащиту установлено Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид юридической защиты основных прав и свобод характеризуется тем, что:

во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;

во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ;

в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.
б) Государственная правовая защита
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.

Важное значение имеет судебная защита. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Кроме того каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54). Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом РФ.

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Судебная власть, основываясь на демократических принципах правосудия, призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Широкое признание получила деятельность Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в РФ, главной целью которых является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, включая малолетних, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В обязанности Правительства РФ Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.
в) Публично-правовая общественная защита
Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод - это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

г) Международно-правовая защита
Российская Федерация является полноправным участником многих межгосударственных и международных организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей федеральной Конституции в нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанного Конституция РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) или Международный суд ООН.

Согласно ст. 79 Конституции РФ сама возможность участия или неучастия государства в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам конституционного строя.
^ 1.4.4 Пределы осуществления прав
Реализация свободы всеми гражданами общества не возможна без установления ее пределов, границ. Субъективное право является мерой возможного поведения лица. Его содержание составляют определенные юридические возможности, предоставленные субъекту. Осуществлением субъективного права является реализация управомоченным лицом возможностей, заключенных в содержании данного права. Определение права как меры дозволенного поведения лица говорит о том, что это поведение не безгранично. Закон определяет границы содержания права, устанавливает порядок, способ их реализации.

Пределы осуществления гражданских прав формулируются в форме запрета. Например, в соответствии со ст. 10 ГК РФ "Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу". Любой запрет сопровождается мерой принудительного воздействия, которая последует за несоблюдение данного запрета.

Пределы осуществления права имеют узкий спектр действия. Они используются только в одном из видов правоприменительной деятельности - осуществлении права.

Каждый субъект имеет право беспрепятственно осуществлять свои права. Причем не только само предоставленное право должно основываться на законе, но и само осуществление права должно быть законным. Таким образом, любые средства и способы, избранные для осуществления права, также должны соответствовать закону. Эти средства и способы не должны ни только причинять вреда, но и не должны создавать препятствий в осуществлении права третьими лицами. Исходя из этого различают такие явления как правомерное поведение и правонарушение.

^ Правомерное поведениеэто такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм. Большинство членов общества осознает необходимость правомерного поведения, поскольку это способствует дальнейшему развитию и благополучию, как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правомерное поведение и правонарушение – явления противоположные.

Под правонарушением принято понимать виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность. В основе правонарушений лежит несовершенство человека, отклонения в его сознании и другие причины.

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений социальных норм (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

  1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Событие не контролируется сознанием человека либо не зависит от его деятельности (землетрясение, наводнение, эпидемия и т.п.). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в норме обязательному масштабу поведения. Бездействие противоправно, если закон предписывает, как необходимо действовать в соответствующих ситуациях. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли и чувства.

  2. Правонарушение противоречит нормам права, поэтому именуется противоправным. Посягательства на интересы других лиц, не охраняемые государством правонарушением не являются.

  3. Правонарушение представляет собой виновное поведение субъектов права. Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию. Вина может быть в форме умысла (прямого или косвенного) и в форме неосторожности (самонадеянности или небрежности).

  4. Правонарушение причиняет вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

  5. Наличие причинной связи. Причинная связь означает, что вред наступил именно вследствие противоправных и виновных действий правонарушителя.


^ 1.4.5 Юридическая ответственность и ее виды
Юридическая ответственность является важным средством защиты интересов граждан, общества и государства.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю.

Юридическая ответственность обладает определенными признаками:

  1. совершение правонарушения влечет, для лица его совершившего, неблагоприятные последствия;

  2. юридическая ответственность применяется от имени государства;

  3. основанием применения юридической ответственности является совершение правонарушения;

  4. юридическая ответственность несет за собой воспитательный характер.

Существуют следующие виды юридической ответственности.

1. ^ Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

2. ^ Административная ответственность – это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются КоАП РФ и другими правовыми актами.

3. ^ Налоговая ответственность – вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность НК РФ.

Налоговая ответственность физического лица наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц этих организаций от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер и состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций – денежных штрафов.

4. ^ Гражданско-правовая ответственность – это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков (включая компенсацию морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

5. ^ Материальная ответственность – это обязанность работника или работодателя возместить в установленном законом порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине другой стороне трудового договора.

6. ^ Дисциплинарная ответственность – санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов юридической ответственности, а для юридического – только административная (частично), налоговая, гражданско-правовая и материальная.


Скачать файл (526 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации