Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект для сдачи экзамена по курсу Исполнительное производство - файл 1.doc


Конспект для сдачи экзамена по курсу Исполнительное производство
скачать (240 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc240kb.18.11.2011 01:00скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Исполнительное производство

Конспект лекций
Исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права.

Задачи испольнительного права.

Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права.

Место исполнительного права в системе российского права.

Значение принудительного исполнения судебных актов.

Нормативная основа исполнительного права.

Общая характеристика федеральных законов «Об исполнительного производстве» и «О судебных приставах».

Принципы исполнительного права

Система органов принудительного исполнения.

Принципы образования и деятельности службы судебных приставов в РФ.

Задачи судебных приставов.

Порядок назначения судебных приставов.

Отводы в исполнительного производстве и обязанность требований судебных приставов.

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей.

Надзор органов прокуратуры за соблюдением законов при осуществлении приставами-исполнителями их функций

Роль суда в исполнительном производстве.

Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Стороны исполнительном производстве: взыскатель и должник.

Процессуальные права и обязанности взыскателя и должника.

Представительство в исполнительном производстве: понятие, виды, оформление, правовое положение.

Ограничения представительства в исполнительном производстве.

Понятые в исполнительном производстве.

Правовое положение специалиста в исполнительном производстве

Переводчик.

Сотрудники органов внутренних дел, как лица, содействующие исполнительному производству.

Защита прав взыскателя и должника, а также других лиц в исполнительном производстве.

Исполнительные документы (акты, подлежащие принудительному исполнению) как основания возбуждение исполнительного производства.

Виды исполнительных документов.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.

Порядок выдачи исполнительного листа и его дубликата.

Постановление о возбуждении исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства.

Добровольное исполнение.

Сроки в исполнительном производстве.

Время и место совершения исполнительных действий по юрисдикционным актам.

Расходы в исполнительном производстве.

Исполнительский сбор. Размер, порядок взыскания.

Ответственность по исполнительному праву.

Розыск должника.

Меры принудительного исполнения юрисдикционных актов и основания их применения.

Возвращение исполнительных документов без исполнения.

Отсрочка и рассрочка исполнения юрисдикционных актов.

Изменение способа исполнения.

Приостановление, прекращение исполнительного производства.

Окончание исполнительного производства.

Сводное исполнительное производство

Поворот исполнения отменённых юрисдикционных актов.

Понятие имущества должника.

Выявление и арест имущества должника. Акт наложения ареста.

Порядок изъятия принадлежащего должнику имущества.

Имущество, на которое нельзя обратить взыскание.

Обращение взыскания на денежные средства должника.


^ Тема. Исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права.
Вопрос №1 Исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права.
В соотв. со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется защита его прав и свобод. Право на судебную защиту включает в себя провозглашение решения и его своевременное исполнение. Защита права может считаться осуществлённой только в том случае, когда оспариваемые права признаны и восстановлено положение, существовавшее до нарушения права. В случае неисполнения судебного акта обязанным лицом в добровольном порядке включается механизм государственного принуждения. Полномочиями по обеспечению принудительного исполнения юрисдикционных актов наделена федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП). Действия, направленные на понуждение лица выполнить, требования, установленные юрисд. актом (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести самовольную постройку формируют содержание производства, следовательно

^ Исполнительное право – это деятельность судебных приставов-исполнителей и др. участников правоотношений, складывающаяся в процессе реализации исполнительных документов, указанных в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» ( далее ФЗ «Об ИП») посредством государственного принуждения.

Исполнительное право представляет собой предмет регулирования одной из самых молодых отраслей российского права. Исполнительное право – система процессуальных правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства (далее также «ИП»), где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, оспоренный должником и подтверждённый юрисдикционным актом получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.

Задачи ИП: правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и интересов граждан и организаций.
^ Вопрос №2. Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права.
В современной процессуальной науке высказаны различные позиции о месте исполнительного права в системе права РФ, их можно подразделить на 2 основные группы:

1) ИП является заключительной стадией гражданского или арбитражного судопроизводства (Шакарян)

2) ИП является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную отрасль права – исполнительное право ( Исаенкова, Викут, Юков)

Первая позиция связана с тем, что до вступления в 1997 г. в действие ФЗ «Об ИП» (новый – от 2 октября 2007г.) и « О судебных приставах» ИП регулировалось ГПК РСФСР и являлось частью гражданского судопроизводства, т.е. его заключительной стадией. Отличие ИП от иных стадий заключалось в том, что оно возбуждалось не только в связи с производством гражданского дела в суде. В нём исполнялись также приговоры в части имущественных взысканий, исполнительной надписи, нотариусов, решения арбитражных и третейских судов. Новые законы изменили устоявшиеся взгляды на ИП как заключительную стадию гражданского судопроизводства. В связи с этим служба была переименована и была выведена из под ведения судов. В связи с этим в современной процессуальной литературе появилось мнение о необходимости выделения самостоятельной отрасли права. Т.о. исполнительное право – это самостоятельная процессуальная отрасль российского права, представляющая собой системную целостную совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера.

Предметом правового регулирования исполнительного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе ИП. Основу предмета правового регулирования исполнительного права составляют совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения с одной стороны и взыскателем, должником и иными участниками ИП с другой стороны.

Исполнительные процедуры различаются в зависимости от: вида исполняемого акта, от обязанного субъекта (физические лица) организации, органы МСУ, должностного лица и т.д. Характеристика действий, которые должны быть совершены должником и системы действий, характерный для конкретного вида исполнения. Это означает разнородность правоотношений, составляющих предмет исполнительного права.

Метод правового регулирования отрасли исполнительного права – это совокупность юридических средств, правовых приёмов и способов, посредством которых государство регламентирует общественные отношения, возникающие в связи с исполнением общественного отношения, возникающие в связи с исполнением юрисдикционного актов, указанных в ст.12 ФЗ «Об ИП». Метод правового регулирования характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных начал. Диспозитивность метода проявляется в том, что уставом ИП существует определённая свобода распоряжения собственными правами. Диспозитивность определяется тем, что основу прав и обязанностей взыскателя и должника составляют применённые судом для разрешения спора нормы материальных отраслей права, в которых стороны юридически равны и где предполагается свобода их распорядительных действий. С каждым этапом процесса защиты права объём диспозитивных полномочий обязанного лица уменьшается, т.е. после вынесения решения ответчик приобретает статус должника, т.е. носителя обязанности, поэтому круг его диспозитивных полномочий достаточно узок по сравнению с взыскателем. Т.о. диспозитивность в исполнительном праве носит ограниченный характер.

Отношение власти и подчинения, составляющее содержание императивного метода правового регулирования возникают в ИП в процессе осуществления приставами-исполнителями своих полномочий. Между ними как субъектами власти и лицами, участвующими в ИП, как субъектами подчинения.

Невыполнение законных требований приставом и действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей влекут ответственность (ст. 6 ФЗ «Об ИП» и ст. 17.8 КоАП РФ)

Властные полномочия судебного пристава ограничены возможностью их обжалования вышестоящим должностным лицам или в суд. Кроме того надзор за исполнением законов в сфере ИП осуществляет прокуратура.

Система исполнительного права состоит из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения и институты, относящиеся ко всему ИП: задачи ИП, принципы, органы принудительного исполнения, лица, участвующие в ИП, представительства, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, ответственность и т.д.

Особенная часть состоит совокупность норм, регламентирующих движение ИП по стадиям от возбуждения до прекращения, а также особенности реализации отдельных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов.

Т.о. самостоятельность исполнительного права проявляется в следующем: ИП не состязательно по своему характеру, диспозитивность носит ограниченный характер, принудительное исполнение – это система определённых производств. Стадии ИП носят особый характер по сравнению со стадиями гражданского судопроизводства.
^ Вопрос №3 Место исполнительного права в системе российского права.
Наиболее близкими отраслями для исполнительного права являются гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право. Для этих отраслей характерны некоторые общие принципы, задачи, институты. Тесно связано исполнительное право с конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным, административным, гражданским, трудовым, семейным правом и прокурорским надзором.

ИП служит формой реализации установленных юрисдикционными актами гражданских, семейных, административных и иных обязанностей в том случае, если предписания этих актов не исполняются добровольно. Исполнение приговоров, вынесенных в порядке уголовного судопроизводства в части имущественных взысканий также отнесено к предмету регулирования исполнительного права. Прокурорский надзор определяет полномочия прокуроров по надзору за законностью деятельности приставов-исполнителей.
^ Вопрос №4 Значение принудительного исполнения судебных актов.
Оно определяется задачами ИП, тесно связанными с задачами гражданского судопроизводства (ст.2 ГПК). Решение этих задач направлено на достижение одной цели – защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Только эффективный механизм исполнения судебных актов может обеспечить реализацию гарантированного конституцией права на судебную защиту, которая является элементом права на справедливое судебное разбирательтво, закреплённое ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Это стало поводом для многократных обращений граждан в Европейский суд по правам человека. (ЕСПЧ)

Хорсби против Греции (1997г.)

Постановление «Бурдов против России (2002 и 2009гг.) дважды выиграл.

Т.о. российское ИП пока не согласуется со ст. 6 Конвенции, т.к. не гарантирует эффективность средств правовой защиты. Устранение данной проблемы осуществляется путём принятия законов, обеспечивающих своевременное исполнение судебных актов. (ФЗ от 04.05.10г. №68-ФЗ).
Вопрос №5 Нормативная основа ИП. Общая характеристика ФЗ-ов «Об ИП» и «О судебных приставах».
Нормативную основу ИП составляют Конституция РФ, ГПК, АПК, ФЗ от 02.10.07 «Об ИП», ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.97г. (в ред. от 27.07.2010г.)

ФЗ «Об ИП» регулирует принципы ИП, исполнительные документы, сроки, субъекты ИП, порядок обращения взыскания на различные виды имущества.

ФЗ « О судебных приставах» регулирует задачи ФССП, организацию деятельности ФССП, права, обязанности, социальные и правовые гарантии.

ГК регулирует вопросы проведения торгов и обращения взыскания на имущество должника, находящееся в совместной собственности супругов.

СК регулирует порядок исполнения актов по спорам, связанным с воспитанием детей, взысканием алиментов.

ТК устанавливает особенности исполнения решений по восстановлению на работе, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам (КТС)

КоАП предусматривает ответственность за воспрепятствование законной деятельности пристава-исполнителя.

УИК регулирует порядок взыскания на заработную плату должника, отбывающего наказание.

Условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ устанавливаются БК.
^ Вопрос №6 Принципы ИП
Представляет собой выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок ИП в РФ основные начала отрасли ИП.

Значение принципов: определяют сущность и содержание правоотношений в сфере ИП, гарантируют своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защищают права участников ИП.

Совокупность принципов исполнительного права образуют систему, дающую представление о содержании отрасли ИП.

Классификация принципов:

  1. от источника закрепления

а) конституционные принципы;

б) принципы, закреплённые в ФЗ «Об ИП», ГПК, АПК – законности, равенства перед законом;

2) от области правоотношений, на которую распространяются их действия:

а) общие;

б) межотраслевые (государственный язык ИП, принцип диспозитивности)

в) отраслевые ( ст.4 ФЗ «Об ИП», кроме принципа законности;)

г) принципы отдельных правовых институтов;

3) от вида закрепления:

а) нормативные;

б) доктринальные;

В настоящее время законодательно прямо закреплены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества должника, необходимого для его существования членов его семьи.

Принцип соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Доктринальными называются принципы, которые прямо не указаны в законе:государственного языка ИП, диспозитивности. При этом КС РФ в постановлении от 12.07.07г. указал, что в отличие от судебного процесса в ИП не действуют принципы состязательности, а соблюдение принципа равенства участников ИП понимаются с учётом необходимости ограничения имущественных прав должника.

Принцип законности. Конституционный, общий для всех отраслей права. В соответствии с ним все органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане должны соблюдать Конституцию РФ, законы, общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.

В ИП данный принцип означает подчинение участников ИП требования закона. Содержание принципа законности в ИП характеризуется следующими чертами:

1) исполнительное законодательство должно быть качественным и непротиворечивым;

2) в случае возникновения коллизий они должны рассматриваться, исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституцией над другими правовыми актами, ФЗ-ов над НА Правительства.

3) судебный пристав обязан правильно применять нормы исполнительного права и иных отраслей права;

4) участники ИП обязаны подчиняться закону под угрозой ответственности;

5) применение аналогий права в ИП возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие правоотношения и подразумевает действия пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.

Принцип равенства перед законом.

Конституцией, получивший своё развитие от принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности и т.д. Он означает предоставление участника ИП равных возможностей по защите своих прав. Обе стороны вправе знакомиться с материалами ИП, делать из них выписки, снимать копии, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения, приводить свои доводы по вопросам, возникающим в ходе ИП, заявлять отводы и обжаловать действия пристава-исполнителя.

Однако равноправие сторон не означает тождества их прав.

Принцип государственного языка ИП.

Означает , что оно в РФ ведётся на русском языке. Если стороны им не владеют, они вправе пригласить переводчика. Если сторона не обеспечит участие переводчика, пристав-исполнитель назначает его по своему усмотрению. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший 18 лет, владеющий необходимыми языками. Переводчик подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами ИП,их представителями, иными участниками ИП подчинён указанным лицам либо иным образом заинтересован в исходе ИП.

Принцип диспозитивности. Предполагает возможность по усмотрению сторон в ИП совершать либо не совершать предусмотренные законом действия.

Взыскатель вправе предъявить юрисдикционный акт к исполнению, отказаться от взыскания и т.д.

Должник имеет следующие диспозитивные права:

  1. в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно;

  2. определить имущество, на которое взыскание будет обращено в первую очередь (опцион)

Взыскатель и должник вправе в ходе ИП заключать мировое соглашение.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Требования исполнительного документа должны быть исполнены своевременно, т.е. в 2-месячнй срок со дня возбуждения ИП, за исключением случаев немедленного исполнения, которое должно быть начать не позднее 1-го рабочего дня после поступления исполнительного документа в службу судебных приставов ( о восстановлении на работе, о взыскании алиментов)

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска должны быть исполнены в день поступления документа в службу судебных приставов, а если это невозможно – не позднее следующего дня.

Существуют периоды времени, не включаемые в срок своевременного исполнения (ч.7 ст.36 ФЗ «Об ИП»)

Гарантом своевременного исполнения судебного акта является в ФЗ от 04.05.10г. ФЗ-68 «О присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства и разумного срока исполнения судебного акта»

Рассматривают суды субъектов РФ.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина. Означает, что судебные пристав обязан использовать свои полномочия в соответствии с законом и не допускать ущемление прав и свобод граждан организаций. Метод принуждения может распространяться только на материальную сферу должника и не воздействовать на личность ( не используется физическая сила, лишение свободы и т.д.)

Кроме того должно учитываться право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В соотв.с изменениями в ФЗ «О судебных приставах» им дано право на обработку персональных данных.

Ограничение перечисленных прав возможно только на основании судебного решения.

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи. Действует только в отношении физических лиц. Данный принцип призван гарантировать сохранение должнику возможности обеспечить свою жизнедеятельность и своей семьи после исполнения взыскания.

Перечень видов имущества не подлежащего взысканию, перечислен в ст. 446 ГПК: жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для проживания помещением, за искл., если оно является предметом ипотеки, то же в отношении земельных участков. Могут быть изъяты предметы роскоши, излишние вещи. (2-й телевизор)

Что касается юридических лиц, то взыскание может быть обращено на любое имущества, принадлежащее им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (ст.194 ФЗ «Об ИП»), за искл. имущества, изъятого из оборота (ст. 129 ГК). Однако для юридических лиц в качестве исключения отдельными НА также устанавливаются перечни имущества, на которые не может быть обращено взыскание (ст.37 «О сельскохозяйственной кооперации»)

Принцип соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Призван:

  1. отградить должника от несоразмерных долговым обязательствам выплат;

  2. защитить права взыскателей при множественности требований и недостаточности денежных средств должника для удовлетворения всех требований.

В силу ст. 97 ФЗ «Об ИП» у должника может быть удержано не более 50 % заработной платы и иных доходов. По требованиям о взыскании алиментов на детей, возмещение вреда, причинённого здоровью, смертью кормильца преступлением – не более 75%.

При недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очерёдности (ст.111 ФЗ «Об ИП»). В первую очередь удовлетворяются требования о взыскании алиментов, вреда здоровью, смерти кормильца, компенсации морального вреда; во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет, в четвёртую – все остальные.

Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объёме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
^ Тема. Органы принудительного исполнения.
Вопрос №1. Система органов принудительного исполнения.
ФССП – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов, а также правоприменительной функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России подведомственна Минюсту. Минюст осуществляет координацию и контроль деятельности ФССП, а также функции по принятию НПА.

Структура ФССП:

  1. директор – главный судебный пристав РФ;

  2. 1-й заместитель;

  3. Заместители;

  4. 11 управлений; 2 отдела;

Управления:

  1. организации ИП; (анализ состояния и эффективности исполнения территориальными органами их задач; изучение и обобщение практики, подготовка проекта, приказа, взаимодействия с высшими судебными инстанциями; уполномоченным при РФ при ЕСПЧ; проведение проверок территориальных органов)

  2. организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов;

  3. организационно-контрольное управление;

  4. правовое управление (экспертиза проектов НПА; обобщение практики, статистики)

  5. государственной службы и кадров;

  6. управление организации работы по реализации имущества должников;

  7. управление организации дознания и административной практики ( ст. 151 УПК; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, нетрудоспособных родителей; воспрепятствование осуществлению правосудия; уважение к суду; неисполнение приговора, решения суда; разглашение сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса)

  8. управления делопроизводств;

  9. управление делами (разработка финансовых планов ФССП, ведение бухгалтерской отчётности, ведение сводного реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета)

  10. управление противодействия коррупции (выявление, предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений, проверке кандидатов на должность)

  11. управление информационных технологий;

Отделы:

  1. отдел по защите государственной тайны;

  2. отдел по взаимодействию со СМИ;

Территориальные органы ФССП: управление и отдел (соотв-но 83 и 3)

Управление территориальными органами ФССП осуществляет центральный аппарат ФССП. Подведомственны Минюсту.

Структура территориального органа ФССП в субъекте РФ:

  1. руководитель – главный судебный пристав субъекта РФ;

  2. заместитель руководителя; аппарат управления территориального органа;

  3. Структурные подразделения территориальных органов ФССП – районные, межрайонные специализированные отделы, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами.

Полномочия территориального органа ФССП: организуют хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества, розыска должника организации и имущества должника; участие судебных приставов в исполнении решений КТС; участие судебных приставов в процедурах банкротства; создаёт и ведёт банки данных о возбуждении ИП; обобщает практику; занимается кадровым составом, повышением квалификации, материально-техническим обеспечением, контролем за оборотом оружия; взаимодействует с органами государственной власти иностранного государства.
^ Вопрос №2. Принципы образования и деятельности службы судебных приставов в РФ. Задачи судебных приставов.
Положение о ФССП, её структура и численность утверждается президентом. Директора ФССП назначает на должность президент, заместителей директора ФССП назначает президент по представлению председателя правительства РФ. Руководитель территориального органа ФССП назначается на должность приказом Минюста по предложению директора ФССП. Заместителей ФССП по согласованию с министром юстиции.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности конституционного суда РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

По исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренный ФЗ «Об ИП».

В зависимости от функциональных обязанностей судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС)

2) судебных приставов-исполнителей;

В процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов судебный пристав исполнитель обязан: принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам ИП и их представителям возможность знакомиться с материалами ИП, делать из них выписки, снимать копии; рассматривать заявления сторон по-поводу ИП, ходатайства, выносить постановления, разъясняя сроки и порядок обжалования постановлений; взять самоотвод, если пристав заинтересован в ходе ИП либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязана предоставить такие сведения в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу; проводить у работодателей проверку исполнений исполнительных документов у работающих у них должников и ведение финансовой документации по исполнению этих документов, входить в помещение, хранилище, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотр помещений, при необходимости вскрывать их; изымать, передавать на хранение и реализовывать имущество за исключением изъятого из оборота; налагать арест на денежные средства, иные ценности должника, находящиеся на счетах банка в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, объявлять розыск должника или родственников; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительному документу; судебные приставы ОУПДС осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному-приставу-исполнителю; участвуют по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
^ Вопрос №3. Порядок назначения судебных приставов. Отводы в ИП и обязанность требований судебных приставов.
Назначение на должности работников ФССП производит руководитель территориального органа ФССП. Требования, предъявляемые к лицу, назначенному на должность судебного пристава: гражданин РФ, достигший 20 лет (с 2012г. – 21 года), имеющее среднее общее или среднее профессиональное образование; для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование ( с 2012 г. – высшее юридическое образование необходимо и для заместителя старшего судебного пристава), по своим деловым и личным качествам способный выполнять возложенные на него обязанности; на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Основания для отвода судебного пристава: родственные связи со сторонами исполнительного производства, их представителями, другими участниками ИП; подчинённость и подконтрольность указанны лицам; заинтересованность в исходе ИП.

Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме до начала совершения исполнительных действий за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала ИП; вопрос об отводе решает старший судебный пристав в течение 3-х дней со дня поступления заявления об отводе.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, месте получения пенсии влечёт штраф на граждан от 1 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 до 100 тыс. руб. Воспрепятствование законной деятельности пристава-исполнителя влечёт наложение штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб. для граждан, от 2 до 3 тыс. руб. на должностного лица. Неисполнение банком требования о взыскании денежных средств с должника влечёт наложение штрафа на банк в размере половины от денежных сумм, подлежащих взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. Нарушение лицом, не являющегося должником законодательства об ИП, выразившееся в неисполнении требований пристава, утрате исполнительного документа, предоставление недостоверных сведений об имуществе должника влечёт штраф на граждан от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц – от 15 до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс.руб.
^ Вопрос №4 Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей.
Согласно ст.121 ФЗ «Об ИП» постановления, действия, бездействия судебных приставов-исполнителей могут быть обжалованы сторонами ИП, иными лицами, чьи права и интересы нарушены в порядке подчинённости или в суд по их выбору. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. В исключительном судебном порядке оспариваются постановления и действия главного судебного пристава РФ; постановления о взыскании исполнительного сбора и о наложении штрафа; отказ в отводе судебного пристава может быть обжалован только лицом, заявившем отвод. Удовлетворение отвода обжаловано быть не может.

Подача жалобы в порядке подчинённости.

Жалоба на постановление, действие, бездействие подаётся старшему судебному приставу, в подчинении которого он находится. В случае, если обжалуется действие старшего судебного пристава, жалоба подаётся главному судебному приставу субъекта РФ. Жалоба на действия главного судебного пристава субъекта подаётся главному судебному приставу РФ. Жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом ФССП в течение 10 дней со дня её поступления. Основания для отказа в рассмотрении жалобы указаны в ст. 125 ФЗ «Об ИП».

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо ФССП признаёт постановление или действие правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признаёт жалобу обоснованной полностью или частично. В последнем случае должностное лицо ФССП принимает одно из следующих решений:

  1. отменить полностью или частично вынесенное постановление;

  2. отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ.

  3. Отменить принятое постановление и принять новое решение;

  4. Признать действия либо отказать в их совершении неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы подлежит исполнению в течение 10 дней со дня поступления к тому приставу-исполнителю, чьи действия обжаловались. В случае удовлетворения жалобы судебный пристав может быть привлечён к дисциплинарной и иной ответственности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом по его вине возложенных на него должностных обязанностей на основании ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе» устанавливаются следующие виды дисциплинарного взыскания: замечания, выговор, предупреждение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя.

Судебный пристав исполнитель подлежит также административной ответственности (ст. 2.4 КоАП). Уголовная ответственность наступает, когда в следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, деяние судебного пристава содержат признаки состава преступления, предусмотренного УК. (напр., дискриминация, мошенничество, присвоение и растрата) Кроме того подлежит возмещению ущерб, причинённый судебным приставом гражданам или организациям.

Обжалование действий судебного пристава в суде.

Постановления, действия, бездействия судебного пристава может быть оспорены в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции, в районе деятельности которого он исполняет свои обязанности в 10-дневный срок со дня вынесения постановления совершений действия ил когда лицу стало известно о нарушении его прав. Заявление об оспаривании действия судебного пристава исполнителя рассматривается в судебном заседании в порядке публичного производства (ППВС от 10.02.09г. №2)

Подсудность – районному суду (т.к. мировой судья не рассматривает дела публичного производства)

Стороны ИП должны быть извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела. Если заявленное требование касается лиц, не участвующим в ИП и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица является обязательным.

Обязанность по доказыванию правомерности своих действий возложена на судебного пристава. Например, при оспаривании наложения ареста судебный пристав обязан доказать надлежащее извещение сторон о совершении исполнительных действий.

Особенности рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений, действий, бездействий судебного пристава-исполнителя:

  1. не применяются правила заочного и упрощённого производства;

  2. суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и обязан проверить законность и обоснованность оспариваемого постановления в полном объёме (ст. 246 ГПК)

  3. при непредоставлении необходимых доказательств должностным лицом ФССП, чьё постановление или действие оспаривается, суд может истребовать доказательства по собственной инициативе. (ст. 249 ГПК)

  4. Суд может признаёт обязательной явку в судебное заседание судебного пристава-исполнителя, чьи постановления оспариваются в случае неявки надлежаще извещённого судебного пристава на него может быть наложен судебный штраф. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда.


^ Вопрос №5 Надзор органов прокуратуры за соблюдением законов при осуществлении приставами-исполнителями их функций
В соответствии со ст. 1 ФЗ « О прокуратуре» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Эта функция возложена на главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства. В этой сфере действуют указания Генеральной прокуратуры от 12.05.09г. №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. В ходе проверок особое внимание обращается на соблюдение принципов законности принимаемых решений, своевременности совершения исполнительных действий, уважения чести и достоинства граждан, неприкосновенности минимума имущества должника-гражданина, соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

По результатам проверки прокурор уполномочен внести представление главному судебному приставу субъекта об устранении допущенных нарушений, в отдельных случаях – с постановкой вопроса о привлечении пристава к дисциплинарной ответственности. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранении нарушений закона.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. На незаконные постановления приставов прокурор вправе принести протест вышестоящему должностному лицу (рассматривается 10 дней)

В случае неисполнения законных требований прокурору надлежит:

1) применять предоставленные АПК и ГПК полномочия по обращению в суды с заявлениями о признании незаконными действий и решений судебных приставов и возмещении причинённого ущерба.

2) возбуждать дела об административном правонарушении;

При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.
^ Вопрос №6 Роль суда в ИП.
ГПК регулирует санкционирование исполнительных действий и порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

Суд рассматривает в судебном заседании заявления:

  1. о выдаче дубликатов исполнительных документов в случае их утраты; (ст.430 ГПК)

  2. о восстановлении пропущенного срока в предъявлении исполнительного документа к исполнении (ст.433 ГПК)

В судебном санкционировании нуждаются следующие исполнительные действия: отсрочка и рассрочка исполнения судебного постановления, изменение порядка и способа исполнения, индексация присужденных денежных сумм, приостановление, прекращение ИП, поворот исполнения решения.
  1   2   3



Скачать файл (240 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации